12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Редько Юлия Александровна220

Пояснительная записка.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициа­тивного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Роди­ну, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребен­ком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только фило­софские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Используется педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в со­циальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа «Я – гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

При реализации программы привлекаются ветераны Великой Отечественной войны и труда, воины-афганцы в целях сохранения преемственности славных боевых и трудовых традиций; проводятся встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; планируется участие в социальных проектах ( акция добра и милосердия); а также организовываются теоретические и практические занятия для детей.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи программы:

создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

воспитывать уважительное отношение и любовь к своей семье, родителям

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):

беседы;

классный час;

встречи с интересными людьми;

литературно-музыкальные композиции;

просмотр и обсуждение видеоматериала;

экскурсии (внеурочная, внешкольная);

Практические занятия (внеурочная, внешкольная):

творческие конкурсы;

выставки декоративно-прикладного искусства;

коллективные творческие дела;

соревнования;

показательные выступления;

праздники;

викторины;

интеллектуально-познавательные игры;

трудовые дела;

тренинги;

наблюдение учащихся за событиями в стране;

обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

заочные путешествия;

акции благотворительности, милосердия;

творческие проекты, презентации;

проведение выставок семейного художественного творчества, музыкаль­ных вечеров;

сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содер­жания (урочная, внеурочная, внешкольная).

Принципы обучения

Важнейшими дидактическими принципами обучения являются: сознательность и

активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность,

последовательность, прочность.

Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного

отношения к занятиям.

Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно

осуществлять тактические решения.

Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое,

доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.

Принцип доступности и индивидуальности предусматривает постановку посильных задач и подборку средств для их решения.

Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность

в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с

последующим, постепенное увеличение нагрузки.

Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы - в группу практических методов входит:

-метод упражнений;

-игровой;

-соревновательный.

Возраст детей: 6,6-11 лет

Сроки реализации программы: 3 года, рассчитана на 1 час в неделю (1 год), 2 часа в неделю (2-3-е года) и предполагает 3ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1-я ступень - 2-й год «Моя Малая Родина»;

2-я ступень - 3-й год «Россия - Родина моя»;

3-я ступень - 4-й год «Я - гражданин России».

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

Формы и средства контроля:

диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;

анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С. Прутченков);

методика: тест «Хороший ли ты сын/дочь» (Л.И. Лаврентьева);

изучение самооценки личности младшего школьника;

методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);

проектная методика «Автопортрет»;

конкурс рисунков «Я и мой класс»;

изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;

социометрия;

определение социальной активности школьника по методике Е.Н. Степанова;

методики «Пословицы» (С.М. Петрова), «Наши отношения» (Л.М. Фридман);

диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной); тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой).

Викторины

Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Имеет четкое представление о принадлежности к РФ

Анкета

Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ

Имеет представление о понятии «гражданин»

Анкета

Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека

Анкета, анализ творческих работ, собеседование

Сформированность моральных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей

Ценностное отношение к учебному труду; Сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности

Имеет ценностную установку «Учение», «Труд»

Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ

Участвует в общественно-полезной деятельности

Мониторинг участия в обще­ственно-полезных делах, акциях

Ценностное отношение к природе, окружающей среде

Имеет ценностную установку «Природа»

Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к прекрасному, Сформированность представления об эстетиче­ских идеалах

Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, вы­ставкам, музыке

Методика изучения ценностных установок и ориентации, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к семье, старшему поколению

Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, меж­ду поколениями

Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей

Развитое социальное парт­нерство

Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополни­тельного образования

Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся

В результате реализации программы ожидается:

• развитие творческих способностей;

• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

• доброжелательный;

• порядочный;

• самодисциплинированный;

• уверенный;

• терпимый (толерантный);

• самостоятельный;

• ответственный;

• целеустремленный (особенно к знаниям);

• внимательный к сверстникам;

• аккуратный;

• уважительный;

• любящий;

• интеллектуальный;

• здоровый;

• общительный;

• любознательный;

•сопереживающий;

• воспитанный;

• трудолюбивый;

• открытый;

• активный;

• коммуникабельный;

• социально зрелый и др.

В воспитательной работе следует выделить три главных уровня:

1. Непосредственное воздействие на ученика:

• изучение индивидуальных способностей, его развития, окружения, интересов;

• программирование воспитательных воздействий;

• реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы.

2. Создание воспитывающей среды:

• сплочение коллектива;

• формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

• включение учащихся в разные виды социальной деятельности;

• развитие детского самоуправления.

3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:

• социальная помощь семье;

• взаимодействие с педагогическим коллективом;

• коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

• нейтрализация негативных воздействий социума;

• взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения «Маленькие Россияне» (33 часа)

Тема по программе. Тема и номер урока

Всего

Теория

Практика

1 . Праздник первого звонка

1

 

1

2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе

1

1

 

3. Моя семья - моя радость

1

1

 

4. Правила поведения в школе. Урок-игра

1

 

1

5. Экскурсия по школьному саду

1

1

 

6. Я, ты, мы. Игра

1

 

1

7. Кто что любит делать. Конкурс викторина

1

 

1

8. Мисс Осени

1

 

1

9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала

1

 

1

10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

1

1

 

11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков

1

 

1

12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием

1

1

 

13. История моего города. Экскурсия в музей

1

1

 

14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора

1

1

 

15. Законы жизни в классе. Урок-игра

1

 

1

16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия

1

1

 

1 7. Фотографии из семейного альбома. Презентация

1

 

1

18. Школа вежливости. Беседа

1

1

 

19. Маленькая страна. Экологическая акция

1

 

1

20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков

1

 

1

21. Они защищают Родину. Конкурс стихов

1

 

1

22. Загляните в мамины таза. Праздник

1

 

1

23. Защита проекта «Сивка-бурка «

1

 

1

24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли

1

 

1

25. Слушаем сказки моей бабушки

1

1

 

26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина

1

 

1

27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен

1

 

1

28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу

1

1

 

29. Мои родные - защитники Родины. Фотовыставка

1

 

1

30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества

1

1

 

31. Десант чистоты и порядка

1

 

1

32. Самый красивый школьный двор. Акция

1

 

1

33. С чего начинается Родина? КВН

1

 

1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-й год обучения «Моя Малая Родина» (68 часов)

п/п

             Тема по программе.

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

3

Мой школьный дом. Экскурсия по школе.

2

1

1

4

Экскурсия по городу  

1

 

1

5

6

Урок – игра. Правила поведения в школе.

2

1

1

7

8

Прогулка в осенний лес

1

 

1

9

10

Конкурс поделок из природного

2

1

1

11

Кто что любит делать. Конкурс викторина.    

1

1

 

12

13

Моя семья

2

2

 

14

Кто мои бабушка, дед?

1

1

 

15

Помощь моим бабушке и дедушке

1

1

 

16

Старинные игры наших бабушек и дедушек

1

1

 

17

Моя красивая мама. Конкурс рисунков.

1

1

 

18

Мой храбрый папа. Конкурс рисунков

1

1

 

19

Мои права и обязанности. Беседа.

1

1

 

20

Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.  

1

1

 

21

Законы жизни в классе. Урок – игра.

1

 

1

22

«Наша история в семейном альбоме». Выставка семейных фотографий.

1

 

1

23

Школа вежливости. Беседа.

1

1

 

24

Экологический час. «Маленькая страна»

1

 

1

25

Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.

1

 

1

26

Веселые состязания «В дружбе сила!»

1

 

1

27

Я, ты, мы! Игра

1

 

1

28

Викторина «Кто что любит делать»

1

1

 

29

Дары природы. Конкурс поделок из природного материала

1

 

1

30

Законы жизни в классе. Урок – игра.

1

1

 

31

Откуда пришли елочные игрушки. Презентация

1

1

 

32

Конкурс поделок «Новогодняя игрушка»

1

1

 

33

История нового года

1

1

 

34

Беседа. Школа вежливости

1

1

 

35

Экологический час. Маленькая страна

1

 

1

36

Конкурс рисунков. Антиреклама вредных привычек

1

 

1

37

Они защищают Родину. Конкурс стихов

1

1

 

38

Слушаем сказки моей бабушки

1

1

 

39

«Традиции и обычаи в моей семье»

1

1

 

40

Планета просит помощи. Конкурс рисунков

1

1

 

41

Десант чистоты и порядка

1

 

1

42

Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина

1

1

 

43

Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен

1

1

 

44

В гости к зеленой аптеке

1

1

 

45

Мои родные-защитники Родины. Фотовыставка

1

1

 

46

Маленькие герои большой войны. Урок мужества

1

1

 

47

Загляните в мамины глаза

1

 

1

48

Веселые старты «Мы сильные и ловкие»

1

 

1

49

С чего начинается Родина? Викторина

1

1

 

50

Герои Советского союза-наши земляки. Урок мужества

1

1

 

51

Открытка ветерану. Акция

1

 

1

52

Предметы быта в роли музыкальных инструментов

1

1

 

53

Я - житель планеты Земля

1

1

 

54

Берегите природу

1

1

 

55

Волшебный мир руками детей

1

1

 

56

Победа деда - моя победа

1

1

 

57

Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества

1

1

 

58

Память павшим на войне

1

1

 

59

Есть такая профессия - Родину защищать

1

1

 

60

Города-герои

1

1

 

61

Десант чистоты и порядка

1

 

1

62

Знай и люби свой край

1

1

 

63

Мир моих интересов

1

1

 

64

Конкурс рисунков «Моё хобби»

1

 

1

65

Мои семейные обязанности

1

1

 

66

Час громких чтений «Сказки А.С. Пушкина»

1

 

1

67

Игра «Самое сильное звено»

1

 

1

68

День русского языка. Викторина

1

1

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-год обучения «Я - гражданин России» (68 часов)

Тема по программе. Тема и номер урока

Всего

Теория

Практика

1.Вводное занятие Закон для нас. закон внутри нас.

1

1

 

2 Моя земля- моя Югория. Край тайги и рек

1

0,5

0,5

3. Береги и охраняй лес. Экологическая тропа. Поход в лес

4

 

4

4. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека «Все люди братья»

1

1

 

5. Народы моего края

2

 

2

6. Страна Закония (викторина)

1

 

1

7. Человек – это звучит гордо

2

 

2

8. Что такое преступление?

1

1

 

9. Право на труд. Право на отдых

1

 

1

10. Игра «Заповедная даль»

1

 

1

11. День Согласия и примирения

2

1

1

12. Создание сборника «Наши права в рисунках»

2

 

2

13. Свобода мысли

1

1

 

14. Какие бывают религии?

1

 

1

15. Жилище народов - ханты

1

 

1

16. Наши права и обязанности

1

1

 

17 Игра «Наши обязанности»

1

 

1

18 Человек и искусство «Искусство России»

2

 

2

19. Рисунки из песка

1

 

1

20. Конкурс рисунков «Любимая школа моя»

1

 

1

21. Конкурс рисунков «Школа моей мечты»

1

 

1

22. Конкурс сочинений «Моя любимая школа»

1

 

1

23. Викторина «Югра – мой дом родной»

1

 

1

24. Мой дом- моя крепость

1

 

1

25. Викторина «Я –гражданин России»

1

 

1

26. Птицы нашего края

1

 

1

27. Мастерская кормушек

1

 

1

28. Наша домашняя коллекция

1

 

1

29. Мир моих интересов

1

 

1

30. Конкурс рисунков «Моё хобби»

1

 

1

31. Мои семейные обязанности

1

 

1

32. Игра «Самое сильное звено»

1

 

1

33. Музыкальные инструменты нашего края

1

1

 

34. Час громких чтений «Сказки А.С. Пушкина»

1

 

1

35. Игра «Честь имею»

1

 

1

36. День русского языка

1

 

1

37. Зимние виды спорта

1

1

 

38. Игра «А ну-ка, мальчики!»

1

 

1

39. Конкурс рисунков «Наши мамы»

1

 

1

40. Конкурс для девочек «Супер-Золушка»

1

 

1

41. Мой лучший школьный друг. Письмо другу

1

 

1

42. Опора семьи

1

 

1

43. Мудрость отца

1

 

1

44. Вместе с братом и сестрой

1

 

1

45. Школа семьи

1

 

1

46. О красоте, моде и хорошем вкусе

1

 

1

47. Игра «Угадай мелодию»

1

 

1

48. Наше право и наш интерес

1

1

 

49. Акция добрых дел

1

 

1

50. Поэзия детства

1

 

1

51. Воспитание человечности

1

 

1

52. Средства передвижения у народов Севера

1

 

1

53. Растения-рекордсмены. Просмотр видеофильма

1

1

 

54. Предметы быта в роли музы­кальных инструментов

1

1

 

55. Я - житель планеты Земля

1

1

 

56. Берегите природу

1

 

1

57. Волшебный мир руками детей

1

 

1

58. Победа деда - моя победа

1

 

1

59. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества

1

1

 

60. Память павшим на войне

1

 

1

61. Есть такая профессия - Родину защищать

1

 

1

62. Города-герои

1

 

1

63-66. Мы- Россияне. Анкета. Игра. Викторина.

4

1

3

67-68. Я - гражданин России. Игра-викторина

2

1

1

Содержание программы

1-й год обучения

«Маленькие Россияне» (33 часа)

Общий годовой план работы составляет 33 часа, из них: теоретических - 12 часов, практических - 21 час.

1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.

Я, ты, мы. Мой сосед по парте.

Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика.

2. «Я и семья» (6 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я дол­жен им помочь?

Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

3. «Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени.

История моего посёлка

Откуда пришли елочные игрушки.

Встречаем Масленицу.

Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.

4. «Я и школа» (8 часов).

Формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка.

Мой школьный дом.

Правила поведения в школе.

Законы жизни в классе

Школа вежливости.

Десант чистоты и порядка.

Самый красивый школьный двор

Экскурсии по школе, по школьному саду

Акции.

«Я и мое Отечество» (6 часов).

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности.

Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины.

Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.

С чего начинается Родина?

Конкурсы стихов, песен.

Подготовка и рассылка праздничных открыток.

«Я и планета» (4 часа).

Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи.

Маленькая страна.

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

В гости к зеленой аптеке.

Конкурсы рисунков.

Экскурсии, экологические акции.

2-й год обучения «Моя Малая Родина» (68 часов)

Общий годовой план работы составляет 34 часа, из них: теоретических - 13 часов, практических-21 час.

1. «Я и я» (12 часов).

Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик

Мой портфель.

Подумай о других.

Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика.

Сбор игр.

2. «Я и семья» (12 часов).

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка.

Об отце говорю с уважением.

Мама, папа, я - друж­ная семья.

Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

3. «Я и культура» (10 часов).

Формирование отношения к искусству.

Родной край в древности

Что посеешь, то и пожнешь.

Широкая Масленица.

Экскурсии в музеи, вернисажи.

«Я и школа» (10 часов).

Формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу.

Самый уютный класс.

Школьная символика (гимн, герб, флаг).

По каким правилам мы живем в школе?

Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений.

Трудовой десант.

«Я и мое Отечество» (20 часов).

Формирование гражданского отношения к

Отечеству.

Урок Мира.

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

Мы и наши права.

Мой любимый посёлок.

О чем шепчут названия улиц родного города.

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

Герои Советского союза - наши земляки.

Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, акции.

Выпуск листовок.

Подготовка и рассылка праздничных открыток.

«Я и планета» (10 часов).

Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном посёлке.

Знай и люби свой край.

Экология нашего города.

День добрых волшебников.

Уж тает снег, бегут ручьи

День птиц.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

3-й год обучения «Я - гражданин России» (68 часов)

Общий годовой план работы составляет 68 часов, из них: теоретических - 26 часов, практических - 42 часа.

«Я и я» (9 часов). Формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Мож­но» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.

2. «Я и семья» (9 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.

Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои се­мейные обязанности.

Акции. Конкурсы песен. Мини-проект. Оформление фотовыставки.

3. «Я и культура» (9 часов). Формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе.

Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструмен­тов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.

Конкурс на лучший рецепт блинов.

4. «Я и школа» (9 часов). Формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать школьный Устав.

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.

Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши клас­сные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.

5. «Я и мое Отечество» (20 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России.

Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.

От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну

Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Мы - россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда - моя победа. Герои Ве­ликой Отечественной войны. Память. Города-герои.

Конкурсы сочинений. Мини-проекты, презентации и размещение в Интер­нете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рас­сылка праздничных открыток.

6. «Я и планета» (12 часов). Формирование гражданского отношения к пла­нете Земля.

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.

Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс эколо­гических сказок, стихов.

Список рекомендованной литературы для учителя:

1. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2009 г.

2. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 2007.-221 с.

3. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.

4. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.

5.Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2011. - №1. -147 с.

6. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.

7. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2009 г.

8. Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40 с.

9. Молодова Л.М Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 2008 г.

10. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - №8 -10-16 с.

11. Павленко Г.В. Ваши любимые песни. - Смоленск: Русич, 2006 г

12. Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников- Ростов-на-Дону, 2010г.

13. Богданова Е.В., Кондукова Н.В., Хребтова Е.В. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. - Белове: -2010. - 48—49с,

14. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учрежде­ния. Начальная школа. М.: Просвещение, - 2010. -191, 204 с.

15.Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36 с.

 

Список литературы, рекомендованной для обучающихся:

1. Алексеева Л.Н. Стихи о растениях. СПб.: Тритон, 2011 г.

2. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов

РФ в школе М Айрис-пресс, 2009 г.

3. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2009 г.

4. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 2010 г.

Список литературы, рекомендованной для родителей:

Экологические праздники для детей [Текст]/ сост. Л.М.Молодова – Минск: Асар, 2006

О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст]/Воспитание школьников. 2009. -№8-10-16с.

Павленко Г.В. Ваши любимые песни [Текст]/ сост. Г.В.Павленко. –Смоленск: Русич, 2006.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст]/ авт. – сост. Богданова Е.В., Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010 – 48-49с.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВД Директор школы

В.М. Шинчуковская _________ Т.С. Прохорова ____________

«____»_____________2014 г. «___»_______________ 2014г

 

Календарно-тематическое планирование курсов внеурочной деятельности «Я – гражданин России» 3 год обучения

темы п/п

Тема/ раздел курса

Кол-во часов

Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.)

Дата

По плану

Факт

Я живу в России (8 часов)

1

2

От Москвы и до окраин

 

Экскурсия: «Здесь я родился (моя малая Родина). Известные люди нашего города (села)»

06.09

 

3

4

Москва – столица России

 

Виртуальная экскурсия по Москве. Москва: древняя и современная (подготовка фотоколлажа, выставки, альбома путешественника). Красная площадь – сердце нашей Родины.

Москва в литературе и живописи

13.09

 

5

6

Россия - многонациональное государство. Народы России

 

Исследовательская работа на тему «Творчество народов России»

(национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы). Моя любимая сказка (пословица, поговорка) народов России

20.09

27.09

 

7

8

Общее и особенное народов России.

О расах, языках и религиях

 

Исследовательский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». Тема для обсуждения: «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?»

04.10

25.10

 

9

10

Праздники России

 

Традиции нашего класса

01.11

 

11

12

Гражданин России

 

Исследовательский мини-проект: «Символика страны и родного края»

08.11

 

Без прошлого нет настоящего и будущего (9 часов)

13

14

Самое необычное на Земле

 

Мини-проект: «Достижения человека. Каждый человек – личность?»

15.11

 

15

16

Как настоящее связано с прошлым

 

Беседа «Уроки прошлого»

22.11

 

17

18

Наука о происхождении и становлении человека

 

Познавательная игра «Машина времени». Фантастический рассказ

«Как появился человек?»

07.12

14.12

 

19

20

Религиозно- мифологические представления о мире и человеке

 

Исследовательские мини-проекты: «Легенды славян. Былинный пир. Мифы Древней Греции»

21.12

28.12

10.01

 

21

22

Библейские представления о происхождении мира и человека.

 

Исследовательский мини-проект: «Библия и наука (современные ученые о достоверности Библии)»

17.01

24.01

 

Как далекая Россия становится близкой (6 часов)

23

24

Как воскресить прошлое. Археология

 

Виртуальная экскурсия «Что таит прошлое? Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: город археологии»

31.01

 

25

26

Как воскресить прошлое. Этнография. Топонимика

 

Экскурсия: «Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)»

07.02

 

27

28

Имена и фамилии

 

Исследовательские мини-проекты: «Что означает мое имя? История моей фамилии. Моя родословная. «Храни меня, мой талисман»

14.02

28.02

 

29

30

Письменность

 

Мини- проект «Первые буквари на Руси. От берестяных грамот до печатных книг»

07.03

 

31

32

Время и пространство в истории

 

Работа с лентой времени. Экскурсия в музей

14.03

 

Россия и мир (11 часов)

33

34

Мы все разные

 

Мини- проект «Что я знаю о себе? Что я знаю о другом?»

21.03

 

35

36

Чудеса света

 

Исследовательские мини-проекты: «Восьмое чудо света в России. Восьмое чудо света в мире»

28.03

 

37

38

39

Сохранить прекрасное, вечное

3

География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий)

04.04

18.04

25.04

 

40

41

Общечеловеческие проблемы.

Сохранить мир

 

Памятные места Великой Отечественной войны. Интервью «Рассказ ветерана». Мои родные на защите Родины в Великой Отечественной войне. День памяти «Во имя жизни на Земле»

02.05

08.05

 

42

43

Общечеловеческие проблемы.

Здоровье людей и природа

 

Природа родного края. Экологический маршрут

15.05

23.05

 

44

45

Международное сотрудничество

 

Что угрожает Земле? Сохранить Землю

29.05

 

46

47

Россия – моя Родина

 

Экскурсия : «История родного края. История моей улицы.

Фестиваль искусств «Моя Россия»

31.05

 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВД Директор школы

В.М. Шинчуковская _________ Т.С. Прохорова ____________

«____»_____________2015 г. «___»_______________ 2015г

 

Календарно-тематическое планирование курсов внеурочной деятельности «Я – гражданин России» 3 год обучения

п/п

Тема по программе.

Кол-во часов

Дата (по плану)

Дата (по факту)

1

Моя земля - моя Югория. Край тайги и рек

1

18.09

 

2

3

4

5

Береги и охраняй лес. Экологическая тропа. Поход в лес

4

21.09

24.09

28.09

1.10

 

6

Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека «Все люди братья»

1

5.10

 

7

8

Народы моего края

2

9.10

12.10

 

9

Страна Закония (викторина)

1

15.10

 

10

11

Человек – это звучит гордо

2

19.10

22.10

 

12

Что такое преступление?

1

26.10

 

13

Право на труд. Право на отдых

1

29.10

 

14

Игра «Заповедная даль»

1

2.11

 

15

16

День Согласия и примирения

2

5.11

9.11

 

17

18

Создание сборника «Наши права в рисунках»

2

12.11

16.11

 

19

Свобода мысли

1

19.11

 

20

Какие бывают религии?

1

23.11

 

21

Жилище народов - ханты

1

26.11

 

22

Наши права и обязанности

1

30.11

 

23

Игра «Наши обязанности»

1

3.12

 

24

25

Человек и искусство «Искусство России»

2

7.12

10.12

 

26

Рисунки из песка

1

14.12

 

27

Конкурс рисунков «Любимая школа моя»

1

17.12

 

28

Конкурс рисунков «Школа моей мечты»

1

21.12

 

29

Конкурс сочинений «Моя любимая школа»

1

24.12

 

30

Викторина «Югра – мой дом родной»

1

28.12

 

31

Мой дом- моя крепость

1

4.01

 

32

Викторина «Я –гражданин России»

1

7.01

 

33

Птицы нашего края

1

11.01

 

34

Мастерская кормушек

1

14.01

 

35

Наша домашняя коллекция

1

18.01

 

36

Мир моих интересов

1

21.01

 

37

Конкурс рисунков «Моё хобби»

1

25.01

 

38

Мои семейные обязанности

1

28.01

 

39

Игра «Самое сильное звено»

1

1.02

 

40

Музыкальные инструменты нашего края

1

4.02

 

41

Час громких чтений «Сказки А.С. Пушкина»

1

8.02

 

42

Игра «Честь имею»

1

11.02

 

43

День русского языка

1

15.02

 

44

Зимние виды спорта

1

18.02

 

45

Игра «А ну-ка, мальчики!»

1

22.02

 

46

Конкурс рисунков «Наши мамы»

1

25.02

 

47

Конкурс для девочек «Супер-Золушка»

1

29.02

 

48

Мой лучший школьный друг. Письмо другу

1

3.03

 

49

Опора семьи

1

7.03

 

50

Мудрость отца

1

10.03

 

51

Вместе с братом и сестрой

1

14.03

 

52

Школа семьи

1

17.03

 

53

О красоте, моде и хорошем вкусе

1

21.03

 

54

Игра «Угадай мелодию»

1

24.03

 

55

Наше право и наш интерес

1

28.03

 

56

Акция добрых дел

1

31.03

 

57

Поэзия детства

1

4.04

 

58

Воспитание человечности

1

7.04

 

59

Средства передвижения у народов Севера

1

11.04

 

60

Растения-рекордсмены. Просмотр видеофильма

1

14.04

 

61

Предметы быта в роли музы­кальных инструментов

1

18.04

 

62

Я - житель планеты Земля

1

21.04

 

63

Берегите природу

1

25.04

 

64

Волшебный мир руками детей

1

28.04

 

65

Победа деда - моя победа

1

2.05

 

66

Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества

1

5.05

 

67

Память павшим на войне

1

9.05

 

68

Есть такая профессия - Родину защищать

1

12.05

 
 

Итого:

68 часов

   

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВД Директор школы

В.М. Шинчуковская _________ Т.С. Прохорова ____________

«____»_____________2016 г. «___»_______________ 2016г

 

Календарно-тематическое планирование курсов внеурочной деятельности «Я – гражданин России» 3 год обучения

урока

Дата

Тема

Кол-во часов

Тип урока,

Формы контроля

По плану

По факту

1

2

16.09

20.09

 

История страны – история семьи.

2

Комбинированный урок

 

3

4

23.09

27.09

 

Моя родословная.

2

Мини – лекция.

Аналитическое чтение

5

6

30.09

4.10

 

Сбор материала по теме “ Судьба моего родственника”. Создание презентаций.

2

Мини – лекция.

 

7

8

7.10

11.10

 

Семья и ее роль в жизни.

2

Комбинированный урок

Чтение-погружение.

9

10

14.10

18.10

 

Традиции и обычаи моей семьи.

2

Лекция

Составление хронологической таблицы

11

12

21.10

25.10

 

Профессия моих предков.

2

Комбинированный урок.

Мини - доклады

13

14

28.10

1.11

 

Семейные реликвии.

2

Комбинированный урок

 

15

16

4.11

8.11

 

Старая фотография рассказала.

2

Урок –лекция

 

17

18

11.11

15.11

 

Орден в моей семье.

2

Комбинированный урок

 

19

20

18.11

22.11

 

Традиции моей семьи.

2

Комбинированный урок

 

21

22

25.11

29.11

 

Понятие “ Малая Родина”.

2

Комбинированный урок

 

23

24

2.12

6.12

 

Место края в истории России.

2

Комбинированный урок

Доклады по краеведению

25

26

9.12

13.12

 

Общая характеристика ХМАО-Югры

2

Комбинированный урок

А) климат;
Б) памятники природы;
В) растительный мир;
Г) животный мир;
Д) население.

27

28

16.12

20.12

 

Природа родного края.

2

Комбинированный урок

Сам. работа

29

30

23.12

27.12

 

Знай и изучай свой край.

2

Комбинированный урок

Доклады

31

32

3.01

6.01

 

Загадочный мир названий.

2

Комбинированный урок

Творческая работа

33

34

10.01

13.01

 

Локальное изучение окрестности.

2

Комбинированный урок

 

35

36

17.01

20.01

 

Топонимика как наука.

2

Комбинированный урок

 

37

38

39

24.01

27.01

31.01

 

«Помнит вся Россия про день Бородина…»

3

Комбинированный урок

 

40

41

3.02

7.02

 

«Слава российского флота»

2

Интегрированный урок (литерат. чтение)

Сообщения, сочинение. Изложение.

42

43

10.02

14.02

 

Мы против терроризма

2

Комбинированный урок

Коллективное создание диафильма.

44

45

17.02

21.02

 

Диспут «За что любят Родину?»

2

Лекция

Сочинение

46

47

24.02

28.02

 

Национальности России

2

Лекция

 

48

49

50

3.03

7.03

10.03

 

Есть такая профессия – Родину защищать. Воины-интернационалисты.

3

Комбинированный урок

 

51

52

14.03

17.03

 

Основной закон государства

2

Комбинированный урок

 

53

54

21.03

24.03

 

Родина в стихах русских поэтов. Конкурс чтецов.

2

Комбинированный урок

 

55

56

28.03

31.03

 

Земляки – Герои Советского Союза.

2

Комбинированный урок

Мини-доклады. Сочинения – рассуждения.

57

58

59

4.04

7.04

11.04

 

Это нужно не мертвым, это нужно живым.

3

Комбинированный урок

 

60

61

14.04

18.04

 

Дети войны. Пионеры-герои.

2

Комбинированный урок

 

62

63

21.04

25.04

 

Полководцы победы

2

Комбинированный урок

 

64

65

28.04

2.05

 

Песни великой отечественной войны

2

Комбинированный урок

 

66

67

5.05

9.05

 

Дорогая моя столица

2

Комбинированный урок

 

68

12.05

 

Итоговый тест

1

Урок-контроль

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.