Программа внеурочной деятельности для 1 класса «Клуб интеллектуальных игр»
Смирнова Светлана Павловна, учитель начальных классов
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 8 с углублённым изучением математики»
г. Старая Русса Новгородской области
Программа внеурочной деятельности
по научно – познавательному направлению
«Клуб интеллектуальных игр»
1.Пояснительная записка.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей».
Интеллектуальные игры развивают и тренируют:
- логическое мышление, которое необходимо развивать с самого раннего возраста;
- эрудицию, речевую культуру и словарный запас;
- интуицию, умение работать в команде;
- комбинаторное и ассоциативное мышление;
- нестандартное мышление, чувство юмора.
Актуальность данного клуба обусловлена следующими макрофакторами социума:
- возрастание нервно-психических нагрузок на детей;
- дефицит общения, игровой деятельности, индивидуализация современных школьников;
- нереализованность потребностей в самоутверждении и позитивных достижениях у большинства подростков.
- компьютеризация общества, резкое увеличение количества информации;
Целями клуба являются:
- выявление одаренных детей – «интеллектуалов» с высоким IQ;
- усвоение знаний из разных отраслей в кратчайшие сроки;
- ликвидация дефицита общения, развитие коммуникативных качеств;
- повышение уровня социальной адаптации, стрессоустойчивости.
Задачи:
— формировать первичные умения интеллектуальной деятельности;
— развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, социальные способности детей;
— содействовать развитию целостного восприятия мира, креативного мышления учащихся;
— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;
— содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города, страны;
— формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
В итоге внеурочная деятельность организуется как двухкомпонентная.
Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.
Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.
Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д
Виды работ:
— экскурсии;
— викторины
— игры;
— конкурсы;
— театральные постановки;
— наблюдения;
— подготовка и представление презентаций.
Интеллектуальное творчество содержит в себе элементы психотерапии: благоприятное эмоциональное и энергетическое воздействие всех на каждого и каждого на всех.
Работа в малых группах
Поделки, коллажи, макеты и т.д.
Индивидуальная деятельность
Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт
Коллективная деятельность
Например: концерт или праздник с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.
Реализация проектов.
На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.
Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом.
Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается. Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами.
Каждый ребенок имеет право:
– не участвовать ни в одном из проектов;
– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
– выйти в любой момент из любого проекта;
– в любой момент начать свой, новый проект.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, интеллектуальной и творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Содержание программы (68 часов)
Программа составлена по разделам: математика, литература, грамматика и краеведение.
В разделе «Математика» учащиеся знакомятся и решают нестандартные задачи, задачи-шутки, задачи в стихах. Развивают мелкую моторику, играя с палочками. Геометрия в клеточку развивает воображение, догадку.
В разделе «Грамматика» учащиеся играют в слова, разгадывают ребусы, головоломки.
В разделе «Страна «Литературия» ведется работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного характера. Обучающиеся посещают библиотеки, знакомятся с произведениями известных писателей.
В разделе «Город, в котором живу» музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково- исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации,
формулирование вопросов по теме).
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Календарно- тематическое планирование
клуба «Интеллектуальные игры»
для 1 класса
«Первые шаги»
(2 часа в неделю, всего 66 часов)
Составлено на основе программ Л.Я. Желтовской «Секреты русского языка»
и Н. Ф. Виноградовой «Занимательная математика».
Количество часов по программе: 66 ч.
Количество часов по плану: 66 ч.
Класс: 1
№ п/п | Наименование тем | Дата проведения | |
I. Введение (2 часа) | |||
1. | Кто такой интеллектуал? | | |
2. | Путешествие к Королеве Наук. | | |
II. Математика ( 25 часов) | |||
3. | Развиваем логику. | | |
4. | Считай, смекай, отгадывай. | | |
5. | Математическая шкатулка. | | |
6. | Умники и умницы. | | |
7. | Задачи «Старше, моложе». | | |
8. | Угадай нужную цифру. | | |
9. | Определи на ощупь. | | |
10. | Викторина «Эрудит» | | |
11. | Игра по станциям «В гостях у Незнайки». | | |
12. | Школа «почемучек». | | |
13. | Хочу все знать. | | |
14. | Игра для ума «загадочный калейдоскоп» | | |
15. | Клуб веселых математиков. | | |
16. | Удивительный вопрос. Задачи в стихах. | | |
17. | Задачи – шутки. | | |
18. | Задачи – загадки. | | |
19. | Математический КВН. | | |
20. | Умная геометрия. | | |
21. | Развиваем ум и мелкую моторику. | | |
22. | Упражнения с палочками. | | |
23. | Геометрия в клетку. | | |
24. | Арифметики тропинки одолеем без запинки. | | |
25. | КВН «Веселые геометры» | | |
26-27. | Проект - математическая сказка «Любимое число» | | |
III. Грамматика.(15 часов) | |||
28. | Калейдоскоп сказок «Доскажи словечко». | | |
29. | Игра «Угадайка». | | |
30. | Буква заблудилась. | | |
31. | Поиграем в слова. | | |
32. | Бюро находок. | | |
33. | Викторина «Страна Грамоты». | | |
34. | Угадай букву. | | |
35. | Конкурс грамотеев. | | |
36. | Игра «Кто хочет стать отличником» | | |
37. | Путешествие в Королевство буковки. | | |
38. | Сбежавшие головоломки. | | |
39. | Третий лишний. | | |
40. | Отгадываем ребусы. | | |
41-42 | Проект - мастерская «Раз – словечко, два – словечко». | | |
IV. Страна «Литературия» (14 часов) | | ||
43. | Путешествие в Читай – город. | | |
44. | Конкурс загадок. | | |
45. | Страна сказок. | | |
46. | Литературное лото «Что за прелесть эти сказки!» | | |
47. | Игра – викторина «Золотой ключик». | | |
48. | Конкурс «Кто хочет получить приз?» | | |
49. | Брейн – ринг «Умники и умницы» | | |
50. | Литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина. | | |
51. | Игра «Что? Где? Когда?» | | |
52. | Аукцион «В гостях у Корнея Чуковского». | | |
53. | Игра – путешествие по сказкам. | | |
54. | Конкурс «Разгадай кроссворд». | ||
55-56. | Проект - инсценировка сказки «Репка» на новый лад. | | |
V. Город, в котором живу. (8 часов) | |||
57. | Экскурсия в краеведческий музей. Игра – презентация. | | |
58. | Памятники родного города. Экскурсия. | | |
59. | История в названиях рек, озера. | | |
60. | Конкурс знатоков истории города. | | |
61. | Экскурсия в городскую библиотеку. | | |
62. | Интеллектуальная эстафета. | | |
63. | Поле чудес «В мире привычных вещей». | | |
64. | Коллаж «Мой город». | | |
VI. Заключение. ( 2 часа) | |||
65. | Что мы узнали и чему научились за год. | | |
66. | Моя лучшая работа. Портфолио. | |
Итого: 33 недели – 66 часов (2 часа в неделю)