Программа внеурочной деятельности «Горница (фольклорные игры)» (1 класс)
Утверждаю:
Директор МОУ «СОШ №___»
___________
«____»_____ 201__г.
Программа
внеурочной деятельности
«Горница»
(фольклорные игры)
для обучающихся 1 класса
направление внеурочной деятельности:
физкультурно-оздоровительное развитие личности
составитель программы:
Магнитогорск,
201_ г.
Пояснительная записка
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.
Программа внеурочной деятельности «Горница» реализует идею изучения и развития культуры русского народа в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности подрастающего поколения.
Народное театральное искусство, подвижные игры и праздники отличается оригинальными условными приемами и средствами, активным взаимодействием исполнителей и зрителей, острой злободневностью. Источники фольклорных пьес, отдельные их мотивы и персонажи часто были заимствованными, но сами пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям.
Актуальность программы обусловлена потребностью развития здорового образа обучающихся, осуществления культурной преемственности, сохранения самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве, а именно:
- в приобщении детей к истокам родной культуры и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России;
- в формировании здорового образа жизни;
- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;
- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Цель: создание условий для формирования здорового образа жизни, нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края и театральные постановки.
Задачи:
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,
- обеспечить знание традиционного русского, музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;
- развивать физическую активность и творческие способности учащихся.
Ценностные ориентиры содержания курса:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы – как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
В результате реализации программы учащиеся должны знать и уметь:
- знать основные праздники народного календаря;
- знать заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки,
скоморошины;
- исполнять песни, выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;
- выразительно декламировать;
- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Важными составляющими группы определен личностно-ориентированный подход (основной, поскольку речь идет о креативности каждого ее участника), ценностно-коммуникативный (т.к. без общения группа невозможна) и предметный (речь идет о литературном творчестве).
Предполагаемые результаты обучения
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности; - принятие образа «хорошего ученика»; - осознание своей этнической принадлежности; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - осознание ответственности человека за общее благополучие; - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; - положительная мотивация и познавательный интерес к изучению народного творчества; - способность к самооценке; - начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; |
Узнают: -перечень, название, содержание народных праздников, примет; -необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами; -о способах кукловождения кукол этих систем; -о сценической речи; - о декорациях к спектаклю; Научатся: - работать с куклами изученных систем при показе спектакля; -импровизировать; -работать в группе, в коллективе. - выступать перед публикой, зрителями. - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных. |
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план рассчитан на 66 учебных часов (1 занятие в неделю по 2 часа).
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Введение |
2 |
|
«Приметы и календарь» |
4 |
|
«Осень, осень, в гости просим» |
10 |
|
«Хрустальный звон зимы» |
16 |
|
«Февраль – вьюговей» |
10 |
|
«Весна – всему году ключ» |
12 |
|
«Май – лошадку запрягай» |
12 |
3. Содержание программы
1. Введение (2 ч)
Знакомство с учащимися. Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала. Народные игры.
2. «Приметы и календарь» (4 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях.
Устный фольклор: подвижные игры приметы, пословицы, загадки,.
3. «Осень, осень, в гости просим» (10 ч)
Народный календарь: Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь - «Октябрь - свадебник», день Сергия Радонежского, «Покров»- покровские ярмарки.
Устный фольклор: осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.
Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки.
Музыкально – фольклорные игры: «Похороны мух и тараканов»
Театрализация: праздник «Господин урожай»
4. «Хрустальный звон зимы» (16 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь – Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина – Санница». Декабрь - «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания), Январь - «Рождество», «Крещение», синичкины именины.
Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, сказка «Старик и дерево», игра «Пошел козел в огород».
Музыкальный фольклор: песни «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила»
Музыкально – фольклорные игры: «Уж как шла коляда», зимние посиделки, игры со снегом.
Театрализация: «Святочные вечера».
5. «Февраль – фьюговей» (10 ч)
Народный календарь: продолжение знакомства с зимними праздниками, обычаями, обрядами. Февраль – «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы).
Устный фольклор: колядки, былички, загадки.
Музыкальный фольклор: «Ой ты, зимушка - сударушка», «Блины».
Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».
Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».
6. «Весна - всему году ключ» (12 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Март - «Сороки» (ожидание весны), Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха
Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне, сказки, заклички.
Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «Маки-маковочки.
Музыкально- фольклорные игры: «Как на улице воробышек гуляет», «Вербохлест», «Катание яиц».
Театрализация: праздник «Веселые потешки»
7. «Май – лошадку запрягай» (12 ч)
Народный календарь: Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», Егорьев день, Никола весенний.
Устный фольклор: приметы, загадки, обряд «Завивание березки».
Театрализация: «Весенний Никола гонит всех на поле».
Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации студии является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Мониторинговая карта результатов освоения курса
Уровни воспитательных результатов Направление внеурочной деятельности |
Приобретение школьником новых социальных знаний |
Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям |
Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия |
Диагностический мониторинг |
|||
Общекультурное развитие личности Программа внеурочной деятельности Фольклорная студия «Горница» |
- название, содержание народных праздников, примет; -необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами; -о способах кукловождения кукол этих систем; -о сценической речи; - о декорациях к спектаклю; |
Портфолио достижений обучающегося. Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой). |
|||||
- художественные акции (театральные постановки, спектакли), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД. |
Портфолио достижений обучающегося |
||||||
- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме. |
Портфолио достижений обучающегося |
5. Список литературы
1. Агапова, И.А. Праздники в начальной школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – 4-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 144с.: ил.
2. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – Спб.: «Паритет», 2006. – 160 с.
3. Лазарев, А. И. Народоведение 2 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 1997. – 192с.: илл.
4. Лазарев, А. И. Народоведение 3 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 2000. – 224с.: илл.
5. Праздничный веселый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
Медведева Татьяна Петровна