Программа внеурочной деятельности «Горница (фольклорные игры)» (1 класс)

7
1
Материал опубликован 13 March 2017 в группе

Утверждаю:

Директор МОУ «СОШ №___»

___________

«____»_____ 201__г.

Программа

внеурочной деятельности

«Горница»

(фольклорные игры)

для обучающихся 1 класса

направление внеурочной деятельности:

физкультурно-оздоровительное развитие личности

составитель программы:

Магнитогорск,

201_ г.

 

Пояснительная записка

Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Программа внеурочной деятельности «Горница» реализует идею изучения и развития культуры русского народа в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности подрастающего поколения.

Народное театральное искусство, подвижные игры и праздники отличается оригинальными условными приемами и средствами, активным взаимодействием исполнителей и зрителей, острой злободневностью. Источники фольклорных пьес, отдельные их мотивы и персонажи часто были заимствованными, но сами пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям.

Актуальность программы обусловлена потребностью развития здорового образа обучающихся, осуществления культурной преемственности, сохранения самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве, а именно:

- в приобщении детей к истокам родной культуры и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России;

- в формировании здорового образа жизни;

- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;

- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Цель: создание условий для формирования здорового образа жизни, нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края и театральные постановки.

Задачи:

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,

- обеспечить знание традиционного русского, музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

- развивать физическую активность и творческие способности учащихся.

Ценностные ориентиры содержания курса:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность искусства и литературы – как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

В результате реализации программы учащиеся должны знать и уметь:

- знать основные праздники народного календаря;

- знать заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки,

скоморошины;

- исполнять песни, выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;

- выразительно декламировать;

- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Важными составляющими группы определен личностно-ориентированный подход (основной, поскольку речь идет о креативности каждого ее участника), ценностно-коммуникативный (т.к. без общения группа невозможна) и предметный (речь идет о литературном творчестве).

Предполагаемые результаты обучения

Личностные

Метапредметные

Предметные

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- осознание своей этнической принадлежности;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению народного творчества;

- способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Узнают:

-перечень, название, содержание народных праздников, примет;

-необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами;

-о способах кукловождения кукол этих систем;

-о сценической речи;

- о декорациях к спектаклю;

Научатся:

- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

-импровизировать;

-работать в группе, в коллективе.

- выступать перед публикой, зрителями.

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.

Учебно-тематический план

 

Учебно-тематический план рассчитан на 66 учебных часов (1 занятие в неделю по 2 часа).

п/п

Тема

Количество часов

 

Введение

2

 

«Приметы и календарь»

4

 

«Осень, осень, в гости просим»

10

 

«Хрустальный звон зимы»

16

 

«Февраль – вьюговей»

10

 

«Весна – всему году ключ»

12

 

«Май – лошадку запрягай»

12


 

3. Содержание программы

1. Введение (2 ч)

Знакомство с учащимися. Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала. Народные игры.

2. «Приметы и календарь» (4 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях.

Устный фольклор: подвижные игры приметы, пословицы, загадки,.

3. «Осень, осень, в гости просим» (10 ч)

Народный календарь: Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь - «Октябрь - свадебник», день Сергия Радонежского, «Покров»- покровские ярмарки.

Устный фольклор: осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.

Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки.

Музыкально – фольклорные игры: «Похороны мух и тараканов»

Театрализация: праздник «Господин урожай»

4. «Хрустальный звон зимы» (16 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь – Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина – Санница». Декабрь - «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания), Январь - «Рождество», «Крещение», синичкины именины.

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, сказка «Старик и дерево», игра «Пошел козел в огород».

Музыкальный фольклор: песни «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила»

Музыкально – фольклорные игры: «Уж как шла коляда», зимние посиделки, игры со снегом.

Театрализация: «Святочные вечера».

5. «Февраль – фьюговей» (10 ч)

Народный календарь: продолжение знакомства с зимними праздниками, обычаями, обрядами. Февраль – «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы).

Устный фольклор: колядки, былички, загадки.

Музыкальный фольклор: «Ой ты, зимушка - сударушка», «Блины».

Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».

Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».

6. «Весна - всему году ключ» (12 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Март - «Сороки» (ожидание весны), Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне, сказки, заклички.

Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «Маки-маковочки.

Музыкально- фольклорные игры: «Как на улице воробышек гуляет», «Вербохлест», «Катание яиц».

Театрализация: праздник «Веселые потешки»

7. «Май – лошадку запрягай» (12 ч)

Народный календарь: Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», Егорьев день, Никола весенний.

Устный фольклор: приметы, загадки, обряд «Завивание березки».

Театрализация: «Весенний Никола гонит всех на поле».


 

Методическое обеспечение программы

Одним из непременных условий успешной реализации студии является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

моральное поощрение инициативы и творчества;

продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;

наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);

работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

Мониторинговая карта результатов освоения курса

 

Уровни

воспитательных

результатов

Направление внеурочной

деятельности

Приобретение школьником новых социальных знаний

Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям

Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия

Диагностический мониторинг

Общекультурное развитие личности

Программа внеурочной деятельности

Фольклорная студия «Горница»

- название, содержание народных праздников, примет;

-необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами;

-о способах кукловождения кукол этих систем;

-о сценической речи;

- о декорациях к спектаклю;

   

Портфолио достижений обучающегося.

Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой).

- художественные акции (театральные постановки, спектакли), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.

 

Портфолио достижений обучающегося

- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.

Портфолио достижений обучающегося

 


 


 


 


 

5. Список литературы

1. Агапова, И.А. Праздники в начальной школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – 4-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 144с.: ил.

2. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – Спб.: «Паритет», 2006. – 160 с.

3. Лазарев, А. И. Народоведение 2 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 1997. – 192с.: илл.

4. Лазарев, А. И. Народоведение 3 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 2000. – 224с.: илл.

5. Праздничный веселый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии