Программа внеурочной деятельности для начальной школы . "Литературная гостиная "Книголюбы"

5
0
Материал опубликован 30 April в группе

Аннотация к рабочей программе

Начального общего образования

учебного курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная «Книголюбы»



1.Нормативные документы

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (с изменениями: приказ Минпросвещения РФ от 18.07.2022 № 569);

Основная общеобразовательная программа начального общего образования.

2.Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности

Программа способствует решению одной из основных задач школы — обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения. И может быть подспорьем учителям гуманитарного цикла т.к. позволяет усилить культурологический аспект в преподавании ряда разделов школьной программы по литературе. Программа разрабатывалась в трех направлениях: обогащение словарного запаса учащихся, развитие творческих способностей учащихся, овладение нормами грамотной устной речи.



Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане

Курс «Литературная гостиная «Книголюбы» рассчитан для детей в возрасте от 8 до 10 лет. Он включает 102 занятия: 1 занятие в неделю, 34 занятия за учебный год с 2-4 класс.













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Литературная гостиная «Книголюбы» ООО НОО (далее программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и реализуется с учетом рабочей программы воспитания

Цель программы: развитие речи, воспитание у них интереса к языку, развитие у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.


Задачи:

обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ.


Литература.

Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочие тетради для детей: В 2-х частях, / Т. Н. Соколова. - М.: Росткнига,.


Технические средства обучения.

1. Магнитная доска.

2. Персональный компьютер.

3. Интерактивная доска .

4. Мультимедийный проектор.


Учебно-практическое оборудование.

Мобильный класс.

Шкафы для хранения оборудования.

Ящики для хранения таблиц.








СОДЕРАЖНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данный курс рассчитан на нормотипичных обучающихся и обучающихся с ОВЗ начального общего образования

Класс

Количество часов - год

Количество недель

Количество часов в неделю

1 год обучения

34

34

1

2 год обучения

34

34

1

3 год обучения

34

34

1


1 год обучения

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.


Слово.

Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.


Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.


Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.


Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

2 год обучения


Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.


Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.


Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.


Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.


Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

3 год обучения

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.


III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.



Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.


IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1 год обучения

п/п

Тема

1

Слово. Значение слова.

2

Многозначные слова.

3

Омонимы.

4

Омофоны. Омоформы.

5

Синонимы

6

Антонимы

7

Фразеологизмы

8

Фразеологизмы

9

Фразеологизмы

10

Пословицы

11

Загадки

12

Изобразительные средства языка. Сравнение.

13

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

14

Связь между предложениями в тексте

15

Связь между частями текста

16

Работа с деформированным текстом

17

Текст. Тема текста. Заглавие.

18

Опорные слова

19

Опорные слова

20

План текста

21

Виды плана

22

Виды плана

23

Связь между предложениями в тексте.

24

Связь между частями текста

25

Работа с деформированным текстом

26

Редактирование текста

27

Типы текста. Описание.

28

Текст – сравнительное описание

29

Типы текста. Повествование

30

Типы текста. Рассуждение

31

Типы текста. Рассуждение

32

Культура речи. Вежливые слова.

33

Пословицы.

34

Викторина.


2 год обучения

п/п

Тема

1

Многозначные слова.

2

Омонимы, омоформы омофоны.

3

Фразеологизмы.

4

Сравнения.

5

Олицетворение.

6

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

7

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

8

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

9

Откуда приходят слова.

10

Этимология.

11

Как тебя зовут?

12

Как тебя зовут?

13

Наши фамилии.

14

Наши фамилии.

15

Топонимы.

16

Устаревшие слова.

17

Устаревшие слова.

18

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

19

Типы текстов.

20

Темы текстов. Опорные слова.

21

Связь предложений в тексте.

22

Цепная связь предложений в тексте.

23

Цепная связь предложений в тексте.

24

Параллельная связь предложений в тексте.

25

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

26

Единый временной план текста.

27

Единый временной план текста.

28

Единый временной план текста.

29

Стили речи.

30

Стили речи.

31

Культура общения.

32

Научный стиль.

33

Словари.

34

Словари.


3 год обучения

п/п

Тема

1

Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры.

2

Фразеологизмы.

3

Фразеологизмы

4

Диалектизмы.

5

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

6

Метафора.

7

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

8

Сочинение по пословице.

9

Анализ сочинений по пословицам.

10

Художественный стиль. Общее понятие.

11

Сочинение – пейзажная зарисовка.

12

Рифма.

13

Диалог и монолог.

14

Драматические импровизации.

15

Драматические импровизации.

16

Композиция текста. Основные элементы композиции.

17

Композиция. Работа с деформированным текстом.

18

Творческая работа.

19

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

20

Творческая работа.

21

Публицистический стиль.

22

Газетно – публицистический стиль.

23

Деловая игра «Вёрстка газеты».

24

Официально – деловой стиль.

25

Тезисы. Конспект.

26

Аннотация.

27

Я пишу письмо.

28

Личный дневник.

29

Сочинение «Мои любимые стихи».

30

Сочинение «Мои любимые стихи».

31

Сочини сценарий для мультфильма.

32

Конкурс на лучшее название конфет.

33

Обобщение. Проверим себя.

34

Итоги года. КВН.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.