Программа внеурочной деятельности для начальной школы . "Литературная гостиная "Книголюбы"
Аннотация к рабочей программе
Начального общего образования
учебного курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная «Книголюбы»
1.Нормативные документы
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (с изменениями: приказ Минпросвещения РФ от 18.07.2022 № 569);
Основная общеобразовательная программа начального общего образования.
2.Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности
Программа способствует решению одной из основных задач школы — обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения. И может быть подспорьем учителям гуманитарного цикла т.к. позволяет усилить культурологический аспект в преподавании ряда разделов школьной программы по литературе. Программа разрабатывалась в трех направлениях: обогащение словарного запаса учащихся, развитие творческих способностей учащихся, овладение нормами грамотной устной речи.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане
Курс «Литературная гостиная «Книголюбы» рассчитан для детей в возрасте от 8 до 10 лет. Он включает 102 занятия: 1 занятие в неделю, 34 занятия за учебный год с 2-4 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Литературная гостиная «Книголюбы» ООО НОО (далее программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и реализуется с учетом рабочей программы воспитания
Цель программы: развитие речи, воспитание у них интереса к языку, развитие у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Задачи:
обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ.
Литература.
Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочие тетради для детей: В 2-х частях, / Т. Н. Соколова. - М.: Росткнига,.
Технические средства обучения.
1. Магнитная доска.
2. Персональный компьютер.
3. Интерактивная доска .
4. Мультимедийный проектор.
Учебно-практическое оборудование.
Мобильный класс.
Шкафы для хранения оборудования.
Ящики для хранения таблиц.
СОДЕРАЖНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данный курс рассчитан на нормотипичных обучающихся и обучающихся с ОВЗ начального общего образования
Класс | Количество часов - год | Количество недель | Количество часов в неделю |
1 год обучения | 34 | 34 | 1 |
2 год обучения | 34 | 34 | 1 |
3 год обучения | 34 | 34 | 1 |
1 год обучения
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
2 год обучения
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
3 год обучения
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
1 год обучения
№ п/п | Тема |
1 | Слово. Значение слова. |
2 | Многозначные слова. |
3 | Омонимы. |
4 | Омофоны. Омоформы. |
5 | Синонимы |
6 | Антонимы |
7 | Фразеологизмы |
8 | Фразеологизмы |
9 | Фразеологизмы |
10 | Пословицы |
11 | Загадки |
12 | Изобразительные средства языка. Сравнение. |
13 | Изобразительные средства языка. Олицетворение. |
14 | Связь между предложениями в тексте |
15 | Связь между частями текста |
16 | Работа с деформированным текстом |
17 | Текст. Тема текста. Заглавие. |
18 | Опорные слова |
19 | Опорные слова |
20 | План текста |
21 | Виды плана |
22 | Виды плана |
23 | Связь между предложениями в тексте. |
24 | Связь между частями текста |
25 | Работа с деформированным текстом |
26 | Редактирование текста |
27 | Типы текста. Описание. |
28 | Текст – сравнительное описание |
29 | Типы текста. Повествование |
30 | Типы текста. Рассуждение |
31 | Типы текста. Рассуждение |
32 | Культура речи. Вежливые слова. |
33 | Пословицы. |
34 | Викторина. |
2 год обучения
№ п/п | Тема |
1 | Многозначные слова. |
2 | Омонимы, омоформы омофоны. |
3 | Фразеологизмы. |
4 | Сравнения. |
5 | Олицетворение. |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. |
7 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. |
8 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. |
9 | Откуда приходят слова. |
10 | Этимология. |
11 | Как тебя зовут? |
12 | Как тебя зовут? |
13 | Наши фамилии. |
14 | Наши фамилии. |
15 | Топонимы. |
16 | Устаревшие слова. |
17 | Устаревшие слова. |
18 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». |
19 | Типы текстов. |
20 | Темы текстов. Опорные слова. |
21 | Связь предложений в тексте. |
22 | Цепная связь предложений в тексте. |
23 | Цепная связь предложений в тексте. |
24 | Параллельная связь предложений в тексте. |
25 | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». |
26 | Единый временной план текста. |
27 | Единый временной план текста. |
28 | Единый временной план текста. |
29 | Стили речи. |
30 | Стили речи. |
31 | Культура общения. |
32 | Научный стиль. |
33 | Словари. |
34 | Словари. |
3 год обучения
№ п/п | Тема |
1 | Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры. |
2 | Фразеологизмы. |
3 | Фразеологизмы |
4 | Диалектизмы. |
5 | Сравнение, эпитеты, олицетворение. |
6 | Метафора. |
7 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. |
8 | Сочинение по пословице. |
9 | Анализ сочинений по пословицам. |
10 | Художественный стиль. Общее понятие. |
11 | Сочинение – пейзажная зарисовка. |
12 | Рифма. |
13 | Диалог и монолог. |
14 | Драматические импровизации. |
15 | Драматические импровизации. |
16 | Композиция текста. Основные элементы композиции. |
17 | Композиция. Работа с деформированным текстом. |
18 | Творческая работа. |
19 | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. |
20 | Творческая работа. |
21 | Публицистический стиль. |
22 | Газетно – публицистический стиль. |
23 | Деловая игра «Вёрстка газеты». |
24 | Официально – деловой стиль. |
25 | Тезисы. Конспект. |
26 | Аннотация. |
27 | Я пишу письмо. |
28 | Личный дневник. |
29 | Сочинение «Мои любимые стихи». |
30 | Сочинение «Мои любимые стихи». |
31 | Сочини сценарий для мультфильма. |
32 | Конкурс на лучшее название конфет. |
33 | Обобщение. Проверим себя. |
34 | Итоги года. КВН. |