Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» (5 класс)

7
0
Материал опубликован 26 July
Аттестационное задание №9

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации образовательной программы основного общего образования.

 

 

Выполнила: Маслакова Лилия Павловна

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» 5 класс

(34 часа)

 

Пояснительная записка

 

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Важнейшей целью современного образования является воспитание нравственного гражданина России.

Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, а главное – к художественному слову, к чтению произведений отечественных и зарубежных классиков, развивает эстетический вкус. Содержит основные требования ФГОС, основные задачи образования в регионе, соответствует требованиям образовательной программы основного курса литературы, учитывает особенности образования, построена с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении литературы в начальной и основной школе и дает возможность раскрывать творческие возможности учащихся.

В образовательной программе МБОУ СОШ сформулированы задачи школы, одной из которых является создание оптимальных условий для развития потенциала обучающихся, получения доступного образования в соответствии с образовательными потребностями и возможностями.

Учитывая традиции школы, интересы детей и родителей, мной была разработана рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Литературная гостиная», предназначенная для реализации основной общеобразовательной программы МБОУ СОШ, разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом

Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 в редакции приказа от 31.12.2015г. № 1577, от 11.12.2020г. № 712; Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ; Положением о внеурочной

деятельности МБОУ СОШ.

Объём программы – 34 часа. Сроки реализации – 1 учебный год, 1 час в неделю.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Изучение литературы в 5 классе по программе «Литературная гостиная» охватывает различные виды театрально-творческой деятельности учащихся, позволяет сформировать комплекс предметных, личностных, метапредметных результатов.

Предметные

Обучающиеся научатся:

-выразительно читать, соблюдая интонационные нормы;

-различать произведения по жанру;

-применять основы актёрского мастерства;

-понимать ключевые проблемы изученных произведений;

-понимать духовно-нравственные ценности русской и зарубежной литературы;

-понимать значение слова и его эстетическую функцию;

Личностные УУД:

-уметь передавать свои чувства в соответствии с учебной задачей;

-выражать состояния литературных героев;

-уметь контролировать и управлять своими эмоциями;

-осознавать значимость занятиями театральным искусством для понимания литературного произведения и личного развития;

-формировать уважительное отношение к мнению учителя, сверстников;

-развивать навыки сотрудничества со взрослыми и одноклассниками;

Метапредметные результаты Регулятивные УУД:

Обучающиеся научится:

-формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-планировать и контролировать свои действия на отдельных этапах работы над произведением;

осуществлять коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

положительно воспринимать, анализировать причины успеха и неудач;

уметь перестраивать свою работу, составлять план действия на занятиях с помощью учителя или самостоятельно;

Познавательные УУД:

выявлять и раскрывать творческий потенциал каждого учащегося;

формировать умение извлекать информацию из сюжета повести, рассказа или комедии и т.д. и делать выводы;

осваивать первоначальные навыки сценического движения;

применять полученные умения и практические навыки театрального мастерства в жизни;

Коммуникативные УУД:

формировать умение согласованно работать в группе, находить компромисс, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-проявлять инициативу, учитывать мнение учащихся группы, вести диалог;

знать способы выражения и отстаивания своей точки зрения;

осуществлять взаимоконтроль деятельности участников группы;

-уметь находить выходы из спорных ситуаций, владеть навыками сотрудничества; Цель программы

Воспитывать и развивать учащихся, понимающих искусство слова, обладающих художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, прививать интерес к чтению литературы, помогать в самореализации творческого потенциала.

Задачи:

обогащать читательский кругозор, театральный опыт учащихся, знания приёмов использования элементов театрализации на уроках литературы,

создать условия для раскрытия творческого самовыражения учащихся; участвующих в театральной деятельности;

совершенствовать артистические приёмы и навыки для реализации художественных образов и творческих замыслов учителя;

активизировать словарь детей, совершенствовать монологическую и диалогическую речь, звуковую культуру, интонационный строй;

развивать интерес к литературе средствами театрально-игровой деятельности

 

Актуальность программы обусловлена разработкой программы внеурочной деятельности «Театральная гостиная», как способ повышения мотивации к изучению литературы в школе.

Времена меняются, мир вокруг нас стремительно преображается, а проблема остаётся актуальной во все времена: как повысить интерес учащихся к чтению произведений

литературы?

Для того чтобы раскрыть центральные образы в произведении, показать проблему, необходимо в первую очередь прочитать произведение, познакомиться с его героями, а затем с помощью театральных постановок раскрыть художественные образы с позиции социальной принадлежности, авторской характеристики, портрета героя, интерьера, отношения окружающих и увидеть художественный замысел писателя и результат своей работы.

На мой взгляд именно внеурочная театральная деятельность позволяет расширить читательский кругозор, учит принимать участие в создании художественного образа, в решении задач эстетического воспитания, помогает осознать связь искусства с литературой, окружающим миром, где главной движущей силой является интерес ребёнка. Полученные знания, умения и навыки образуют основу для дальнейшего постижения художественной литературы и её изучению. Учащиеся овладевают языком искусства, что развивает их творческие способности, а главное, читательский опыт.

Новизна образовательной программы заключается в том, чтобы произведения, изученные на уроках литературы того или иного автора, в курсе внеурочной деятельности «Литературная гостиная» можно было продолжать изучать после уроков с целью развития интереса к чтению произведений того же автора, но с ранее незнакомыми и более углубленно, средствами театрального искусства.

Только у внимательного читателя произведений получится донести замысел писателя и представить образ в театральной композиции, что несомненно подтверждает высказывание А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение».

Формы организации образовательного процесса, виды занятий, режим занятий: Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, театральные постановки.

Учащиеся выполняют творческие задания, беседы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству писателя, совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, театральные постановки по прочитанным произведениям.

Приемы использования элементов театрализации на уроках литературы:

персонификация персонажи участвуют на уроке в роле помощников учителя;

-ролевое прочтение текста подготовительный этап к постановке спектакля произведения;

ролевая игра «Кто я?» учащиеся в костюме персонажа представляют рассказ о своём герое;

историческая сценка способ передачи учащимися ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов;

сценические — игровые упражнения. Учащиеся вместе с учителем составляют диалоги героев, словесные портреты, место и время действия; работа над развитием речи, пластики, игровых способностей;

-драматизация — создание сценического образа: определение движений, действий, мимики, жестов персонажа, его интонации.

 

Форма контроля и учета достижении учащихся


 

Текущая аттестация

Итоговая аттестация

Урочная деятельность

внеурочная деятельность

-устный опрос

-тренинг по сценической речи

работа актёра над сценическим образом

упражнения на развитие воображения

-сценические этюды

-выполнение итоговых постановок

-творческий отчет

-презентация проектов

-театральная постановка

- индивидуальные и групповые проекты

-внутригрупповой конкурс

-составление технологических карт проекта

-участие в выставках, конкурсах, олимпиадах, проектах и программах внеурочной деятельности

 

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная» Содержание учебного предмета

Русские народные сказки.

«Что за прелесть эти сказки!» Русские народные сказки.

Из литературы XVIII века.

М.В. Ломоносов – родоначальник русской литературы.

«Утреннее Размышление о Божием Величестве», «Вечернее размышление».

Из литературы XIX века.

И. А. Крылов. «Басенный мир Ивана Андреевича Крылова» В. А. Жуковский «Лесной царь»(Этюд)

А. С. Пушкин. «В тот год осенняя пора», «В поле чистом серебрится», «Ещё дуют холодные ветры».

А. С. Пушкин «Обвал»

Антоний Погорельский «Подземные жители»

М. Ю. Лермонтов «Весна», «Всё тихо, полная луна», «Метель шумит, и снег валит». М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик – Кериб»

Н.В. Гоголь «Страшная месть». Мир вымысла и фантастики. Н. А. Некрасов «Колосья», «Школьник».

И.С. Тургенев. «Перепёлка», «Голуби», «Собака».

А. А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой», «Когда вослед весенних бурь»,

«Превращение».

Л. Н. Толстой. «Лгун», «Косточка», «Два товарища». А. П. Чехов «Мальчики».

Из литературы XX века.

В.Г. Короленко «Дети подземелья». И. А. Бунин « В деревне».

А.И. Куприн «Синяя звезда».

С.А. Есенин. Стихотворения о деревне, о малой родине. «Бабушкины сказки», «Разбуди меня завтра рано», «Я снова здесь, в семье родной», «Письмо матери». А. П. Платонов. «Июльская гроза».

М. Горький. «Сказки об Италии», «Дети Пармы». П. П. Бажов. «Уральские рассказы».

А.Н. Толстой «Иван да Марья».

К. Г. Паустовский. «Подарок», «Жильцы старого дома». Е. Носов «Трудный хлеб».

Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.)

В.П. Астафьев. «Солдат и мать»

К.М. Симонов «Фотография», «Мальчик». Дети войны – герои, кто они? Воспоминание о прошедшей войне. Исповедь.

Из зарубежной литературы.

Дж. Родари «Сказки по телефону». Д . Лондон «Белый Клык».

Ганс Христиан Андерсен «Дикие лебеди». Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»(отрывок).

Марк Твен «Приключения Гекельберри Финна». Увлекательные приключения Гекельберри Финна и его друзей.

Итоговое занятие.

Содержание курса представлено следующими темами

 

п/п

Тема

Количество часов

Методы и приемы

Личностные результаты

план

факт

1

«Что за прелесть эти сказки!» Русские народные сказки

1

1

Беседа, мотивация на самостоятельное чтение.

Защита читательских дневников

Обучение умению находить в большом потоке информации интересующую информацию

2

М.В. Ломоносов – родоначальник русской литературы.

«Утреннее Размышление о

Божием Величестве»,

«Вечернее размышление»

1

1

Конкурс чтецов

Умение оценивать достижения товарищей

3

«Басенный мир Ивана Андреевича Крылова»

1

1

Инсценирование.

Ролевое прочтение текстов

Получение опыта самостоятельных творческих

действий

4

В. А. Жуковский

«Лесной царь»

1

1

Чтение по ролям. Герои, особенности сюжета. Этюд

Умение вести проблемно- ценностные

дискуссии

5

А. С. Пушкин. «В тот год осенняя пора», «В поле чистом

серебрится», «Ещё дуют холодные ветры»

1

1

Конкурс чтецов

Умение оценивать достижения товарищей

6

А. С. Пушкин

«Обвал»

1

1

Чтение, обсуждение по вопросам.

Драматизация — создание сценического образа

Умение вести проблемно- ценностные

дискуссии

7

Антоний Погорельский.

«Подземные жители»

1

1

Прослушивание аудиозаписи.

Нравоучительное содержание.

Исследование

Формирование навыков исследования текста

 

 

 

 

 

 

8

М. Ю. Лермонтов

«Весна», «Всё тихо, полная луна»,

«Метель шумит, и снег валит».

1

1

Конкурс чтецов. Радостные картины природы

Формирование ценностного отношения к русской природе

9

М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик – Кериб»

1

1

Викторина «По страницам любимой книги»

Составление заданий по данному

произведению (вопросы, кроссворды, ребусы,

пиктограммы и т.д

10

Н.В. Гоголь

«Страшная месть».

Мир вымысла и фантастики.

1

1

Написание сказки,

«которую придумала сама жизнь».

Инсценирование вымышленных и фантастических эпизодов

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

11

Н. А. Некрасов

«Колосья»,

«Школьник».

1

1

Прослушивание аудиозаписи.

Групповая работа. Этюд

Умение

договариваться, ставя перед собой общую цель

12

И.С. Тургенев.

«Перепёлка»,

«Голуби», «Собака»

1

1

Групповая работа: создание театральных образов. Инсцеировка

Умение

договариваться, ставя перед собой общую цель

13

А. А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой», «Когда вослед весенних бурь»,

«Превращение».

1

1

Спектакль: радостные картины весенней природы

Умение оценивать достижения товарищей

14

Л. Н. Толстой.

«Лгун», Косточка»,

«Два товарища»

1

1

Чтение по ролям. Историческая сценка

Составление сценария

15

А. П. Чехов

«Мальчики»

1

1

Историческая сценка

способ передачи учащимися ролевого исполнения по

Умение оценивать достижения

 

 

 

 

 

заранее составленному сценарию. ( Просмотр театральных

постановок)

товарищей

16

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

1

1

Выразительное чтение, беседа. Осмеяние пороков героев рассказа

Умение вести проблемно- ценностные

дискуссии

17

И. А. Бунин « В деревне»

1

1

Сценические образы крестьян. Анализ отрывка

Выбор отрывка для инсценирования. Составление вопросов по

произведению

18

А.И. Куприн «Синяя звезда»

1

1

Ролевое прочтение текста — подготовительный этап к постановке спектакля произведения.

Важность красоты и ее мнимый приоритет над добродетелью и мудростью

Обсуждение сценария.

Сопоставление внутренних и внешних качеств человека

19-

20

С.А. Есенин. Стихотворения о деревне, о малой

родине. «Бабушкины сказки», «Разбуди меня завтра рано», «Я снова здесь, в семье родной», «Письмо матери»

2

2

Проект «Расскажи о любимом писателе»

Умение оценивать достижения товарищей

21

А. П. Платонов.

«Июльская гроза»

1

1

Театральная постановка: смелость и

отважность детей и помощь людям, попавшим в беду

Дискуссия: окружающий мир глазами детей

22

М. Горький. «Сказки об Италии». «Дети Пармы»

1

1

Этюд: «сказочность» в реальной жизни

Составление заданий по данному

произведению (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и

 

 

 

 

 

 

т.д

23

П. П. Бажов.

«Уральские рассказы».

1

1

Сценические — игровые упражнения. Учащиеся вместе с учителем составляют диалоги героев, словесные портреты, место и время

действия; работа над развитием речи, пластики, игровых способностей

Умение вести проблемно- ценностные

дискуссии

24

А.Н. Толстой «Иван да Марья»

1

1

Викторина «По страницам любимой книги»

Составление аннотации.

Обобщение сведений о прочитанной книге

25

К. Г. Паустовский.

«Подарок», «Жильцы старого дома»

1

1

Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование

Литературная игра

«Кто они, мои сверстники — герои книг?»

26

Е. Носов «Трудный хлеб»

1

1

Творческая групповая работа. Создание сценического образа

Составление заданий по данному

произведению (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д

27

В.П. Астафьев.

«Солдат и мать»

1

1

Просмотр

кинофильмов о детях.

Обсуждение кинофильма.

Инсценировка образа солдата и матери

Обсуждение кинофильма. Сопоставление образов фильма и инсценированных героев

28

К.М. Симонов

«Фотография»,

«Мальчик». Дети войны герои, кто они? Воспоминание о прошедшей войне.

1

1

Творческая работа:

«Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материала

Проект: «Мои родственники – защитники Родины»

 

 

Исповедь

 

 

 

 

29

Дж. Родари «Сказки по телефону»

1

1

Персонификация — персонажи участвуют на уроке в роле помощников учителя

Получение опыта самостоятельных творческих

действий

30

Д. Лондон «Белый Клык»

1

1

Постановка эпизода: жизнь Белого Клыка с с людьми

Обобщение сведений о прочитанной

книге. Дискуссия: добрые и

жестокие поступки людей

31

Ганс Христиан

Андерсен. «Дикие лебеди»

1

1

Чтение, обсуждение

содержания, слушание отдельных глав. Аннотация к

книге

Литературная

игра «Ты мне, я тебе» по прочитанному

произведению

32

Даниэль Дефо.

«Робинзон Крузо»(отрывок). Необычные приключения

Робинзона Крузо

1

1

Театральная постановка. Борьба человека с природными стихиями, вера в

спасение

Выбор отрывка для инсценирования. Составление вопросов по

произведению

33

Марк Твен.

«Приключения Гекельберри Финна». Увлекательные повесть приключения Гекельберри Финна и его друзей.

1

1

Сценические образы мальчишек. Анализ отрывка

Инсценированное чтение отрывков. Составление кроссвордов

34

 

Итоговое занятие

1

1

Заключительная театральная постановка по изученным

произведениям «Бал литературных героев». (Созданный сценарий коллективно)

Инсценированное чтение

 

Для реализации программного содержания используются следующая литература:

 

Агапова И.А., Давыдова М.А. Общество хороших манер: сценарии внеклассных мероприятий. Волгоград, изд. «Учитель», 2016г.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе: пьесы для 5-9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2016г.

Бажов П. Малахитовая шкатулка. Сказы. М.: Экмо, 2015.

Бажов П.П. Медной горы Хозяйка : уральские сказы / П.П. Белов ; худож. В. Панов. М. : Дет., лит. 2013

Вайль П., А. Генис. Родная речь. Уроки изящной словесности. АСТ,Corpus, 2015г.

Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте (аудиокнига МР3), Студия АРДИС. 2014г.

Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.

Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии.

Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.

Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим: Дидактический материал по литературе: 5 класс. и др. - М.: Просвещение, 2015.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. - М.: Просвещение, 2015

Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы.– Волгоград: Учитель, 2009г.

Лондон Д. Белый клык: Избранные произведения/ Пер. с аннгл. СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014.

 

Паустовский К. Теплый хлеб : повести, рассказы, сказки . СПб. : «Лениздат», «Команда А», 2013.

Петрова Л.А. «Техника сценической речи». ВЦХТ 2010: №2«Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского». ВЦХТ 2008: №1

Сказки. Ростов на Дону: Издательский дом «Проф Пресс», 2017.

Станиславский К.С. «Актерский тренинг. Работа актера над ролью». М., АСТ, 2009.

Твен М. Приключения Тома Сойера: повесть; пер.с англ. К.И. Чуковского; худож. Г. Мазурин. – М. : РОСМЭН, 2016.

Тургенев И.С. Записки охотника: рассказы/; (вступ. ст. и коммент. В.Сахарова); худож. А.Милованов. – М.: Дет лит., 2014.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.