Программа внеурочной деятельности «Мой класс — моя команда» (9 класс)
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мой класс – моя команда»
Руководитель:
Шилова Елена Владимировна
Результаты освоения курса
В результате реализации программы у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании; умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; отличать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей .
В сфере регулятивных универсальных учебных действий школьники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и адекватно оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; адекватно воспринимать оценки и отметки.
В сфере познавательных универсальных учебных действий школьники научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий школьники научатся планировать и координировать совместную деятельность в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов— приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов— получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
любовь к людям и природе;
ответственное отношение к окружающей среде;
доброжелательность к живым существам;
стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Содержание деятельности
Раздел 1. Я, моя семья, мои друзья (9 часов)
Наша дружная семья. «Что значит быть хорошим сыном», «Что значит быть хорошей дочерью». Конкурс сочинений «Традиции в моей семье». Проект «Мое генеалогическое древо». Ко дню пожилого человека «Кто мои бабушка, дедушка?». Акция «Спешите делать добро». «Мама – главное слово». Я и мои одноклассники. «Что такое дружный класс?»
Раздел 2. Мой край родной (8 часов)
Посещение школьного краеведческого музея. Символика города и области. Игра-викторина «Я люблю тебя, Россия». Конкурс сочинений «Мой город – моя малая Родина». История улиц города. Знакомство с историей, традициями своей школы. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Викторина «Что? Где? Когда?».
Раздел 3. Мир здоровья (7 часов)
Чистота – залог здоровья. Гигиена в школе. Проект «Режим дня старшеклассника». Экскурсия «Природа – источник здоровья». Исследовательская работа «Чем нас кормят в школьной столовой». Игра «Мальчики и девочки: мы разные и мы одинаковые». Викторина «ЗОЖ». Конкурс плакатов «Продукты для здоровья».
Раздел 4. Я – человек и гражданин (10 часов)
Права ребенка. Государственная символика. Игра «Права детей – забота государства». Составление коллажа «Я ребенок – я человек». Викторина «Любить Россию - значит быть ей полезным». «Давайте поговорим о войне…». «Этот день мы приближали как могли». О героях былых времен. Там, где погиб неизвестный солдат. «Парк Победы...»
Формы организации деятельности: беседа проект, акция, праздник, дискуссия, экскурсия, игра, викторина, конкурс, исследовательская работа.
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Я, моя семья, мои друзья | 9 |
2. | Мой край родной. | 8 |
3. | Мир здоровья. | 7 |
4. | Я – человек и гражданин. | 10 |
| Итого | 34 |
\
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № в теме | Тема | Количество часов | Сроки | |||
Раздел 1. Я, моя семья, мои друзья - 9 часов | |||||||
1. | 1.1 | Наша дружная семья. | 1 | 02.09 – 07.09 | |||
2. | 1.2 | «Что значит быть хорошим сыном», «Что значит быть хорошей дочерью». | 1 | 09.09 – 14.09 | |||
3. | 1.3 | Конкурс сочинений «Традиции в моей семье». | 1 | 16.09 – 21.09 | |||
4. | 1.4 | Проект «Мое генеалогическое древо». | 1 | 23.09 – 28.09 | |||
5. | 1.5 | Ко дню пожилого человека «Кто мои бабушка, дедушка? | 1 | 30.09 – 05.10 | |||
6. | 1.6 | Акция «Спешите делать добро». | 1 | 07.10 – 12.10 | |||
7. | 1.7 | «Мама – главное слово». | 1 | 14.10 – 19.10 | |||
8. | 1.8 | Я и мои одноклассники. | 1 | 21.10 - 26.10 | |||
9. | 1.9 | «Что такое дружный класс?» | 1 | 07.11 – 09.11 | |||
Раздел 2. Мой край родной – 8 часов | |||||||
10. | 2.1 | Посещение школьного краеведческого музея. | 1 | 11.10 – 16.11 | |||
11. | 2.2 | Символика города и области. | 1 | 18.11 – 23.11 | |||
12. | 2.3 | Игра-викторина «Я люблю тебя, Россия». | 1 | 25.11 – 30.11 | |||
13. | 2.4 | История улиц города. | 1 | 02.12 – 07.12 | |||
14. | 2.5 | Знакомство с историей, традициями своей школы. | 1 | 09.12 – 14.12 | |||
15. | 2.6 | Исторические корни нашего края. | 1 | 16.12 – 21.12 | |||
16. | 2.7 | Легенды и предания. | 1 | 23.12 – 28.12 | |||
17. | 2.8 | Викторина «Что? Где? Когда?». | 1 | 09.01 – 11.01 | |||
Раздел 3. Мир здоровья – 7 часов | |||||||
18. | 3.1 | Чистота – залог здоровья. Гигиена в школе. | 1 | 13.01 – 18.01 | |||
19. | 3.2 | Проект «Режим дня старшеклассника». | 1 | 20.01 – 25.01 | |||
20. | 3.3 | Экскурсия «Природа – источник здоровья». | 1 | 27.01 – 01.02 | |||
21. | 3.4 | Исследовательская работа «Чем нас кормят в школьной столовой». | 1 | 03.02 – 08.02 | |||
22. | 3.5 | Игра «Мальчики и девочки: мы разные и мы одинаковые». | 1 | 10.02 – 15.02 | |||
23. | 3.6 | Викторина «ЗОЖ». | 1 | 17.02 – 22.02 | |||
24. | 3.7 | Конкурс плакатов «Продукты для здоровья». | 1 | 24.02 – 29.02 | |||
Раздел 4. Я – человек и гражданин – 10 часов | |||||||
25. | 10.1 | Права ребенка. | 1 | 02.03 – 07.03 | |||
26. | 10.2 | Государственная символика. | 1 | 09.02 – 14.03 | |||
27. | 10.3 | Игра «Права детей – забота государства». | 1 | 16.03 – 20.03 | |||
28. | 10.4 | Составление коллажа «Я ребенок – я человек». | 1 | 01.04 – 04.04 | |||
29. | 10.5 | Викторина «Любить Россию - значит быть ей полезным». | 1 | 06.04 – 11.04 | |||
30. | 10.6 | «Давайте поговорим о войне…». | 1 | 13.04 – 18.04 | |||
31. | 10.7 | «Этот день мы приближали как могли». | 1 | 20.04 – 25.04 | |||
32. | 10.8 | О героях былых времен. | 1 | 27.04 – 02.05 | |||
33. | 10.9 | Там, где погиб неизвестный солдат | 1 | 07.05 – 12.05 | |||
34. | 10.10 | «Парк Победы...» (возложение цветов) | 1 | 14.05 – 19.05 | |||
Итого | 34 |