Программа внеурочной деятельности «Риторика» (1-4 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
Утверждаю
Директор школы
________С.В. Базутин
Приказ №_________/О
от «__» «____» 2015 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Риторика»
1 – 4 класс
Социальное направление
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 7 – 10 лет
Составитель: учитель начальных классов
Тригузова Е.А.
Клин 2015- 2019 год
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе программы внеурочной деятельности «Риторика» Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Москва, Просвещение, 2011 г.
Ожидаемые результаты 1 класс:
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы .
Коммуникативными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Содержание программы
1 класс
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
Тематическое распределение количества часов
1 класс
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
|
Аудиторных |
Внеаудиторных |
||
1 |
Общение |
14 |
3 |
2 |
Текст. Речевые жанры. |
15 |
1 |
Итого: |
33 часа |
Планируемые результаты 2 класс:
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
отличать подробный пересказ от краткого;
знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Изучение курса «Риторика» является формирование следующих умений:
характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
определять тему, основную мысль несложного текста;
определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
давать оценку невежливому речевому поведению.
Содержание программы
2 класс
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
Тематическое распределение количества часов
2 класс
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
1 |
Общение |
5 |
12 |
2 |
Текст. Речевые жанры. |
8 |
9 |
Итого: |
34 часа |
Содержание программы
3 класс
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
Тематическое распределение количества часов
3 класс
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
1 |
Общение |
4 |
13 |
2 |
Текст. Речевые жанры. |
5 |
12 |
Итого: |
34 часа |
Ожидаемые результаты 3 класс:
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Коммуникативными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
Содержание программы
4 класс
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Тематическое распределение количества часов
4 класс
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
1 |
Общение |
3 |
14 |
2 |
Текст. Речевые жанры. |
2 |
15 |
Итого: |
34 часа |
Ожидаемые результаты 4 класс:
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Коммуникативными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Календарно – тематическое планирование 1, 2, 3, 4 классы
Материально - техническое обеспечение
Учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской).
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М., Баласс; Ювента.
Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., Баласс; Ювента.
Интерактивная доска, проектор, принтер, ноутбуки
Классная, магнитная доска
Согласовано
Руководитель ШМО
классных руководителей
_________ К.А.Хорькова
Протокол №1
от «___»_________ 2015 г.
Согласовано
Зам.директора по ВР
________Н.В. Авденина
«____» _________ 2015 г.
Календарно – тематическое планирование 1 класс
Тема урока |
Количество часов Дата |
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
||
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов) |
||||
Речь в жизни человека. Знакомство с учебной тетрадью. |
1 |
Объяснять значение речи, общения в жизни людей (Н). Познакомиться с учебником (Н). Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях (П). Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения (П). Объяснять, зачем нужны вывески (Н). Различать вывески – слова и вывески-рисунки (Н). Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д. (Н). |
||
Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. Сюжетно-ролевая игра "Мы - пассажиры". |
2 |
|||
Вывески, их информационная роль. Экскурсия по городу. |
1 |
|||
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА |
||||
Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся. |
2 |
Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства (Н). Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить (Н). Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. |
||
Давайте договоримся Сюжетно-ролевая игра "Как проведем выходные?" |
1 |
|||
РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ |
||||
Говорим – слушаем, читаем – пишем. |
1 |
Называть виды речевой деятельности (Н). Различать устную и письменную речь (П). |
||
Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно. Узнай по голосу. Игра "Узнай по голосу". Правила разговора по телефону. Сюжетно-ролевая игра "У меня зазвонил телефон.."
Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. Сюжетно-ролевая игра "Объясни без слов" |
2
1
2 |
Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях (Н). Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. (Н). Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре (Н). Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения (Н). Называть средства несловесного общения (Н), объяснять их значение при устном общении (Н). Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н). Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях (П). Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения (П). Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре (Н). Называть правила вежливости при разговоре (Н). Объяснять, почему их следует соблюдать (Н). Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях (П). Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения (П). Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам. Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д. |
||
Прощаемся в разных ситуациях общения.
Сюжетно-ролевая игра "До свидания, пока.." |
1 |
|||
Правила вежливого поведения во время разговора. Сюжетно-ролевая игра "Поговорим по душам.." |
1 |
|||
Благодарим за подарок, услугу. Сюжетно-ролевая игра "День рождения".
Повторение и обобщение. |
1
1
|
|||
ТЕКСТ (II часть – 16 часов) |
||||
Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки. |
3 |
Различать текст и набор предложений (Н). Определять тему текста (Н). Объяснять роль заголовка (Н). Озаглавливать текст (Н). Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях (П). Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения (П). Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте (Н). Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях (Н). Выделять незнакомые слова в тексте (Н). Выяснять значение непонятных слов (Н). Определять основную мысль текста (Н). Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте (Н). Выделять начало, основную часть, конец текста (Н). Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях (Н). Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач (П). Называть изученные признаки текста (Н). Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года (Н). Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей(Н). |
||
Извинение. Сюжетно-ролевая игра "Я так больше не буду!" |
1 |
|||
Очень важные слова. |
1 |
|||
Знакомые незнакомцы. |
1 |
|||
Ключ к тексту (основная мысль текста). |
1 |
|||
Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы. |
2 |
|||
Как построен текст. |
2 |
|||
Обращение |
2 |
|||
Повторение и обобщение. |
2
|
Календарно – тематическое планирование «Риторика», 2 класс
Тема урока |
Дата |
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
|||
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов) |
|||||
Проверь себя. Наука риторика (Повторение изученного в 1-м классе.) с.5-10 |
Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н). Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П). |
||||
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА |
|||||
Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания) с. 11-13 3, 4 Кому-кто. Адресат-адресант с.14-16 Сюжетно-ролевая игра "Почта". |
Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н). Называть адресанта, адресата высказывания (Н). Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н). Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П). |
||||
3. Говорит–пишет. С.17 |
|||||
4. Твои речевые роли.18-19 |
|||||
КАК МЫ ГОВОРИМ |
|||||
5. Сюжетно-ролевая игра "Темп. Громкость. "(Повторение.) с.20-27 |
Называть несловесные средства общения (Н). Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н). Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н). |
||||
6. Разыгрывание ситуаций: То же слово, да не так бы молвить (тон речи). С. 28-34 |
|||||
7.Разыгрывание ситуаций: Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. С.35-42 |
|||||
8. Решение риторической задачи: "Говорящий взгляд", "Настроение, чувства и тон говорящего". С.43-52 |
|||||
УЧУСЬ СЛУШАТЬ |
|||||
9.Ситуационная задача: Мы слушаем – нас слушают.с.53-54 |
Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н). Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н). Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н). Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н). Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н). Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н). Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н). |
||||
10. Сюжетно-ролевая игра "Сигнал принят, слушаю!" С.55-61 |
|||||
11. Риторическая задача: Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное с. 62-66 |
|||||
12. Прослушивание аудио записей: Слушаем, как говорят. С.67-69 |
|||||
13.Тестирование: "Слушаем на уроке, слушаем целый день!" С.70-73 |
|||||
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА |
|||||
14. Сюжетно-ролевая игра "Вежливая просьба." С.74-83 |
Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П). Называть речевые формулы вежливой просьбы (П). Характеризовать особенности скрытой просьбы (П). Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П). |
||||
15. Разыгрывание ситуаций: Скрытая просьба. С.84-87 |
|||||
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ |
|||||
16. О чём нам говорит шрифт. С.88-90 |
Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н). Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н). Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н). |
||||
17. Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы…с.91-94 |
|||||
ТЕКСТ (II часть – 17 часов) ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ |
|||||
18, 19. Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.) с.5-11 |
Определять тему и основную мысль текста (Н). Озаглавливать текст (Н). Выделять опорные слова в тексте (Н). Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н). |
||||
20.Опорные слова.с.12-14 |
|||||
ПЕРЕСКАЗ |
|||||
21.Подробный пересказ. С.15-19 |
Различать подробный и краткий пересказ (П). Пересказывать текст подробно (Н). Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н). Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н). Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н). Составлять план текста для пересказа (Н). |
||||
22.Краткий пересказ. С.20-23 |
|||||
23.План. с.24-31 |
|||||
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ |
|||||
24. Согласие или отказ. С.32-36 |
Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н). Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П). Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П). Оценивать степень вежливости отказа (П). Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н). Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н). |
||||
25. Сюжетно-ролевая игра "Отказывай, не обижая." Ответы на отказ. С.37 -49 |
|||||
ТИПЫ ТЕКСТОВ |
|||||
26.Типы текстов. Игра "Угадай". С.50-54 |
Различать повествование, описание, рассуждение (П). Объяснять, чем они отличаются (Н). |
||||
РАССУЖДЕНИЕ |
|||||
27. Рассуждение. Разыгрывание ситуаций: "Примеры в рассуждении".с.55-62 |
Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П). Называть части рассуждения (Н). Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н). Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н). Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н). Различать точные и неточные рассуждения (Н). |
||||
28.Эксурсия в библиотеку: Ссылка на правило, закон. С.63-64 |
|||||
29.Моделирование ситуаций: Точные и неточные объяснения. С.65-69 |
|||||
ОПИСАНИЕ |
|||||
30.Описание, признаки предмета. С.70- 76 |
Определять тему, основную мысль описания (Н). Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н). Определять в тексте его описательный фрагмент (Н). Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н). |
||||
31.Игра "Отгадай!". Описание в объявлении, загадки-описания, сочини загадку. С.77-86 |
|||||
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ |
|||||
32. Было или придумано, части рассказа. Игра "Угадай".С.87-92 |
Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н). Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н). Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н). |
||||
33.Хочу вам рассказать. С.93-94 |
|||||
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ |
|||||
34.Урок-викторина: Чему мы научились на уроках риторики? |
Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П). Разыгрывать риторические игры (П). |
Календарно – тематическое планирование «Риторика»,
3 класс
Тема урока |
Дата |
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
||
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов) |
||||
НАУКА РИТОРИКА |
||||
Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли. (Повторение.) Сюжетно-ролевая игра "С какой целью? Зачем?" (Задачи общения.) |
Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П). Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П). Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П). Называть задачи общения (Н). Называть некоторые коммуникативные профессии (Н). Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н). Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н). |
|||
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ |
||||
Неподготовленная речь. Подготовленная речь. Приёмы подготовки. Моделирование ситуаций: "Говорим подробно, кратко". |
Различать подготовленную и неподготовленную речь (П). Анализировать примеры неподготовленной речи (Н). Называть приёмы подготовки устного высказывания (П). Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н). Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П). |
|||
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) |
||||
Похвала (комплимент). Игра "Помощник". |
|
Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П). Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П). |
||
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ |
||||
Слушаем, вдумываемся. Слушаем по-разному. Игра "Разные голоса". |
Называть задачи слушания (П). Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П). Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П). Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н). Оценивать свои особенности как слушателя (Н). |
|||
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ |
||||
Читаем учебные тексты. Учимся писать, редактировать. Как исправить текст? (Правка текста.) |
Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П). Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П). Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П). Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.). Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н). |
|||
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ |
||||
Что такое вежливость. Добрые дела – добрые слова. Сюжетно-ролевая игра "Добрые слова". |
Давать определение вежливости (П). Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П). Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П). |
|||
ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ |
||||
Проверь себя. Тексты разные нужны. Сюжетно-ролевая игра "Диалог и монолог" |
Называть признаки текста, типы текстов (Н). Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П). Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н). Различать диалог и монолог (П). Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П). |
|||
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ |
||||
Пиши правильно! Произноси правильно! Употребляй слова правильно! Моделирование ситуации "Поправь речь соседа". |
Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П). Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н). Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н). |
|||
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА |
||||
Пересказ. Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация). |
|
Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П). Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П). Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П). Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н). Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н). |
||
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… |
||||
Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? Сюжетно-ролевая игра "С днём рождения!" С Новым годом! С праздником 8 Марта! |
Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П). Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П). |
|||
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ |
||||
Рассуждение, вывод в рассуждении. Правило и цитата в доказательстве. Экскурсия в библиотеку "Правила и цитаты" |
|
Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П). Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П). Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П). |
||
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ |
||||
Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты. Сюжетно-ролевая игра "Найди отличия". |
Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н). Называть правила сравнения (П). Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П). Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П). Реализовывать сравнительное описание разными способами (П). |
|||
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ |
||||
Риторический праздник. |
Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П). Разыгрывать риторические игры (П). |
Календарно – тематическое планирование «Риторика»,
4 класс
Тема урока |
Дата |
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
|
ОБЩЕНИЕ |
|||
Речевая ситуация. "Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься." |
|
Называть компоненты речевой ситуации (П). Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным (П). Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении (П). Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. (П). |
|
Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). Сюжетно-ролевая игра "Улыбка". |
|
Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику (П). Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения (П). |
|
Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы. Моделирование ситуация "Молчанка". |
Называть словесные и несловесные средства устной речи (П). Объяснять роль пауз, логических ударений (П). Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении (П). Демонстрировать уместное употребление несловесных средств (П). |
||
Успокоить, утешить словом. Утешить – помочь, утешить – поддержать. Сюжетно-ролевая игра "Слово лечит". |
Называть этикетные формулы утешения (П). Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации (П). Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом (П). |
||
Какой я слушатель. |
Оценивать себя как слушателя (П). |
||
Я – читатель. |
Оценивать себя как читателя (П). |
||
ТЕКСТ |
|||
Типы текстов. Яркие признаки текста. Абзацные отступы, завершающий абзац. Моделирование ситуации :"Стань автором рассказа". |
Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев (П). Называть признаки текста (П). Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам (П). |
||
Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. |
Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации (П). Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения (П). |
||
Знаки вокруг нас, дорожные знаки. Знаки-символы и знаки-копии. Сюжетно-ролевая игра "Дорога". |
Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни (П). Различать знаки-символы и знаки-копии (П). Называть языковые знаки (П). Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков (Н). Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное (Н). |
||
Опорные конспекты. Составляем опорный конспект. Экскурсия в библиотеку. |
|||
Описание – деловое и художественное. Вежливая оценка. Сюжетно-ролевая игра "Оцени соседа". |
|
Различать описания разных стилей (П). Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости (П). Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д. (П). |
|
Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). Сюжетно-ролевая игра "Во-первых, во-вторых, в-третьих …" Вступление и заключение. |
|
Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении (П).
|
|
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ |
|||
Словарная статья. |
Анализировать словарную статью (П). Реализовывать словарную статью к новым словам (Н). |
||
Рассказ. Сюжетно-ролевая игра "Хочу рассказать." |
Анализировать типичную структуру рассказа (П). Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни (П). |
||
Служба новостей, что такое информация. Газетная информация, факты, события и отношение к ним. Информационные жанры: хроника, заметка. Моделирование ситуации: "Подпись под фотографией." |
Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию (П). |
||
ОБОБЩЕНИЕ |
|||
Говорю, пишу, читаю, слушаю. Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости. Сюжетно-ролевая игра "Этикетные диалоги, речевые привычки. " |
Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности (П). Называть изученные речевые жанры (П). Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются (П). Называть этикетные речевые жанры (П). Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам (П). Оценивать свои речевые привычки (П). Формулировать правила эффективного общения (П). Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач (П). |