12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Россиева Антонина Владимировна17036
Представитель педагогической династии в четвертом поколений. Творческий, трудолюбивый и амбициозный человек.
Россия, Карелия респ., п.Ильинский
8

Программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) для 8-х классов «Земля предков»

Пояснительная записка

В настоящее время все большее внимание уделяется сохранению и развитию карельского языка на территории Карелии. Языковая образовательная политика Республики направлена на принятие комплекса мер по развитию карельского языка, его популяризации, усилению его статуса как учебной дисциплины в системе школьного образования.

Мы живём в уникальной своей многонациональностью стране. У каждой народности России имеются свои традиции, свой язык, интересная культура и история. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию. Карелия -  это регион, который может гордиться своей богатой историей культурой. Изучение карельского языка рассматривается данной программой, как средство приобщения учащихся  к национальной культуре.

Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, с частичным использованием примерной программы по родному (карельскому) языку (ливвиковское наречие) 2016 года, которая соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373).

Цель программы: формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к родному (карельскому) языку, традициям и культурным ценностям народа, воспитание чувства сопричастности к сохранению языка, как части культуры.

Задачи:

  • расширять и систематизировать сведения о фонетике, лексике и грам­матике родного (карельского) языка (ливвиковское наречие);
  • совершенствоваться в изучении родного языка как средством общения и познания.
  • развивать интерес к карельскому языку как языку титульной нации и  коренного наро­да Республики Карелия, и чувства сопричастности к культуре, истории и литературе карелов.


Общая характеристика

Программа внеурочной деятельности по карельскому языку предназначена для учащихся средней школьной ступени, изучающих карельский язык не менее 4 лет.

Программа предполагает изучение карельского языка через знакомство учащихся с фольклором, обрядами, традициями и другими историческими ценностями карельского народа. При таком подходе к обучению язык является не объектом, а средством изучения.


Место в учебном плане

Количество часов: 1 час в неделю, 34 часа в год.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Изучение родного (карельского) языка (ливвиковское наречие) стимулирует общее речевое развитие, развивает коммуникативную культуру. Знакомство с образцами фольклора, традициями и обычаями народа в общекультурном контексте позволяет глубже понять родную культуру и выработать у школьников толерантное отношение к представителям других стран и культур.


Форма занятий

  • групповая работа;
  • лекция, просмотр фильма;
  • беседы, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • экскурсия, поездка, концерт;
  • мастер-класс.


Планируемые результаты освоения программы

Результатами освоения учащимися внеурочной деятельности являются:

Личные:

- любовь к родному языку, природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений;

- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

-осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней;

- уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Метапредметные результаты

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу, ставить новые задачи, планировать свои действия для ее достижения, осуществлять контроль по результату,  оценивать соответствие результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после завершения действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные

- осуществлять поиск необходимой информации;

- свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приемов решения задач.

Коммуникативные

- адекватно использовать коммуникативные средства для решения задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

-формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.


Работа с текстом (метапредметные результаты)

Чтение

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

- использовать различные виды чтения

- ориентироваться в словарях и справочниках.

Преобразование и интерпретация информации

- пересказывать текст;

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

- составлять на основании текста монологическое высказывание - ответ на вопрос;

- делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего использования.

Оценка информации

- высказывать свою точку зрения о прочитанном;

- оценивать содержание, и структуру текста;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

- сопоставлять различные точки зрения;

- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

           


Предметные результаты

Коммуникативные умения

Говорение

Выпускник научится:

- участвовать в элементарных диалогах, составлять описание;

- воспроизводить наизусть небольшие тексты;

- кратко излагать содержание текста.

Аудирование

Выпускник научится:

- понимать на слух речь учителя и одноклассников;

- воспринимать на слух основное содержание небольших текстов;

- использовать языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Чтение

Выпускник научится:

- читать вслух небольшой текст,  соблюдая правила произношения и интонацию;

- понимать содержание небольшого текста;

- находить в тексте информацию;

- догадываться о значении незнакомых слов по контексту.

Письмо

Выпускник научится:

- в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;

- составлять рассказ в письменной форме по плану и образцу.

.


Содержание курса

Предметное содержание речи

Языческие верования карел. Хозяин и хозяйка воды, земли, леса и др. Внешний вид духов-хозяев, характер. отношения с людьми, связанные с ними поверья, приметы, традиции.

Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки. Потешки. Волшебные и бытовые сказки. Калевала.

Карельская баня Банный ритуал, убранство бани. Обряды, верования, гадания. Образы духов-хозяев.

Обряды карел. Досвадебная обрядность и свадебный ритуал карелов. Рождение детей. обряды гадания. Другие обряды.

Карельская кухня. Традиции связанные с кухней, приемом пищи. Карельское чаепитие. Традиционная пища карел. Калитки, кейтенпиру.

Карельская игрушка. Куклы. Деревянные игрушки.

Карельские танцы и игры. Движения. Фигуры. Карельская Крууга.

Праздники Карел. Рождество. Святки. Гадание. Масленица. Пасха.

Традиционные занятия карел. Промыслы. Ремесла.

Топонимика Карелии.

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

В русле говорения

Уметь вести  этикетные диалоги,   диалог-расспрос и диалог – побуждение к действию. Уметь создать небольшое монологическое высказывание.

В русле аудирования:

Воспринимать на слух и понимать:

- речь учителя и одноклассников, реагировать на услышанное.


В русле чтения:

Читать вслух и понимать небольшие тексты, содержащие изученный языковой материал, находить в тексте необходимую информацию.


В русле письма:

Владеть умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, писать по образцу короткий тест.


Специальные учебные умения

Школьники овладевают учебным умением пользоваться двуязычным словарем и экранным переводом отдельных слов, навыком пользования справочным материалом и языковой догадкой.


Общеучебные умения и универсальные учебные действия

Обучающиеся совершенствуют приемы работы с текстом (прогнозирование содержания текста по рисункам, заголовку, выписывание из текста слов и предложений; овладевают новыми приемами раскрытия значения слова с использованием контекста; развивают и совершенствуют базовые коммуникативные уме­ния; овладевают умениями самоконтроля и самооценки.


Формы подведения итогов:

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие формы работы:

  • педагогическое наблюдение;
  • анализ активности обучающихся на занятиях;
  • портфолио работ учащихся;
  • показ детских достижений (спектакли, концерты, конкурсы).


Тематическое планирование (ч)

Содержание курса и ориентировочное количество часов, отводимое на тему

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Языческие верования карел. Хозяин и хозяйка воды, земли, леса и др. Внешний вид духов-хозяев, характер. отношения с людьми, связанные с ними поверья, приметы, традиции (3ч).

Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки. Потешки. Волшебные и бытовые сказки. Калевала (7ч).

Карельская баня Банный ритуал, убранство бани. Обряды, верования, гадания. Образы духов-хозяев (1 ч).

Обряды карел. Досвадебная обрядность и свадебный ритуал карелов. Рождение детей. обряды гадания. Другие обряды (4 ч.)

Карельская кухня. Традиции связанные с кухней, приемом пищи. Карельское чаепитие. Традиционная пища карел. Калитки, кейтенпиру (2 ч).

Карельская игрушка. Куклы. Деревянные игрушки (2ч).

Карельские танцы и игры. Движения. Фигуры. Карельская Крууга (4 ч).

Праздники Карел. Рождество. Святки. Гадание. Масленица. Пасха. (6ч.)

Традиционные занятия карел. Промыслы. Ремесла. (2ч.)

Топонимика Карелии (2 ч)


Говорение

Задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника. Начинать, поддерживать и завершать разговор. Описывать, сообщать что-либо.

Воспроизводить наизусть отрывки текстов рифмовок, стихотворений, песен.

Аудирование

Понимать в целом речь учителя по ходу урока.

Распознавать и понимать речь одноклассника.

Использовать контекстуальную или языковую догадку. Вербально или невербально реагировать на услышанное. Воспринимать на слух и понимать основную информацию, содержащуюся в тексте, творчески интерпретировать полученную информацию.

Чтение

Соотносить графический образ слова с его звуковым образом, соблюдать правильное ударение в словах и фразах. Выразительно читать вслух небольшие тексты. Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова, грамматические явления и полностью понимать содержание. Догадываться о значении новых слов по контексту. Находить значение незнакомых слов в двуязычном словаре. Находить в тексте необходимую информацию.

Письмо Писать по образцу и под диктовку.

Воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы карельского алфавита.

Владеть основными правилами чтения и орфографии, написанием наиболее употребительных слов.


Календарно-тематическое планирование

8 класс (34 ч.)

Тема


Дохристианские верования карел


Дохристианские верования карел


Дохристианские верования карел


Малые жанры карельского фольклора


Малые жанры карельского фольклора


Малые жанры карельского фольклора


Карельская баня


Обряды карел


Обряды карел


Карельская кухня


Карельская кухня


Традиционные игрушки карел


Традиционные игрушки карел


Карельские танцы


Карельские танцы


Карельские игры


Карельские игры


Карельское Рождество


Карельское Рождество


Святки. Гадание. Колядование.


Святки. Гадание. Колядование.


Масленица


Карельские сказки


Карельские сказки


Карельская гордость - Калевала


Карельская гордость - Калевала


Пасха по-карельски


Традиционные занятия карел


Традиционные занятия карел


Топонимика  Карелии


Топонимика  Карелии


Обряды карел


Обряды карел


Обобщение


Учебно-материальное обеспечение

  1. Учебный кабинет;
  2. Компьютер с колонками для прослушивания аудио материалов;
  3. Диски с записями песен на карельском языке, карельскими танцами;
  4. Проектор с экраном для показа презентаций и видео материала;
  5. Карточки и таблицы, соответствующие запланированным лексическим темам;
  6. Автобус для возможных выездов группы.


Литература для учителя

  1. "Людмила Иванова - Карельская баня: обряды, верования, народная медицина и духи-хозяева" Жанр: Культурология, издательство Русский фонд содействия образованию и науке, 2016.
  2. Бойко Т.П. «Большой русско-карельский словарь (ливвиковское наречие). – Петрозаводск: Периодика, 2014.
  3. Древний Олонец / Российская академия наук, Карельский научный цент, Институт языка, литературы и истории. – Петрозаводск: Verso, 2011.
  4. Жаринова О.М. «Говорим по-карельски: карельский язык для начинающих (ливвиковское наречие)». – Петрозаводск: Verso, 2013.
  5. История и традиционная культура народов Карелии и сопредельных областей в свете новых источников, методов и подходов (памяти Р. Ф. Никольской). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2017.
  6. Карельские народные загадки / Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук. Птрозаводск: PERIODIKA, 2017.
  7. Карпин Н. Ванюшины сказки: волшебные сказки Карелии. Издательские решения, 2016.
  8. Л. И. Иванова, В. П. Миронова Досвадебная обрядность и свадебный ритуал карелов: исследования и материалы / Л. И. Иванова, В. П. Миронова ; Российская академия наук, Карельский научный центр, Институт языка, литературы и истории. - Петрозаводск : Периодика, 2018.
  9. Маркианова Л., Бойко Т. Карельско-русский словарь, 1996 г.
  10. Маркианова Л., Ряппиева Л.  «Учимся говорить по – карельски»: учебное пособие для детей, учителей и родителей. -  Петрозаводск, 2004 год;
  11. Москин Д.Н. Загадка народной куклы. / Д.Москин. Петрозаводск: PERIODIKA, 2010
  12. Персонажи карельской мифологической прозы. Исследования и тексты быличек, бывальщин, поверий и верований карелов. Часть 1. – М.: Русский фонд Содействия Образованию и науке, 2012.
  13. Песни карельского края. Сборник. Сост. Т.В.Краснопольская. Петрозаводск: Карелия,1977.
  14. под ред.С.И.Кочкуркина. Петрозаводск: 1994.
  15. Туру-туру-тушши…[сборник фольклора и стихов для детей с нотами] / сост. Н.Н.Антонова, И.Б.Семакова. – Петрозаводск: Периодика, 2005.


Литература для учащихся:

  1. Маркианова Л., Бойко Т. «Карельско-русский словарь». – Петрозаводск: Периодика, 1996 г.
  2. Бойко Т.П. «Большой русско-карельский словарь (ливвиковское наречие). – Петрозаводск: Периодика, 2014.


Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.