Программа внеурочной деятельности Изостудия «Живопись» для 5–8 классов

4
0
Материал опубликован 16 November 2016 в группе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

имени Героя России Дмитрия Шектаева


 


 

Программа внеурочной деятельности

ИЗОСТУДИЯ

«Живопись»

для учеников 5-9 классов, от 10 до 16 лет

Срок реализации - 1 год обучения

Программа ознакомительного уровня

на 2016/2017 учебный год


 

Составитель программы:

Царева Елена Николаевна

Учитель изобразительного искусства,

МХК и черчения


 


 


 


 


 

г. Североуральск

2016 год

Оглавление

1.1. Пояснительная записка

«Для того чтобы стать хорошим художником,
надо даже спать с альбомом и карандашом.
Надо рисовать и рисовать с жизни»
Архип Иванович Куинджи

Программа «Живопись» предназначена для дополнительного образования учащихся МАО «СОШ№14» имени Героя России Дмитрия Шектаева, Североуральского ГО, п Калька. Она подготовлена для учащихся 5-9 классов от 10 до 16 лет и рассчитана на 35часов в учебном году.

Программа внеурочной деятельности по курсу «Живопись» составлена в соответствии с Законом "Об образовании" РФ от 29.12. 201302 № 273-Ф3 (ред. от 21.07.2014) (ст. 75), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" и образовательной программой МАОУ «СОШ №14» имени Героя России Дмитрия Шектаева


В основу данной программы были положены следующие материалы:

Неменский Б.М. «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: - М.: «Просвещение», 2011;

Копцева Т.А. и др. «Программы дополнительного художественного образования детей». - М.: Просвещение, 2009 год.


Направленность программы: социально-педагогическая.

Уровень дополнительной общеразвивающей программы: ознакомительный.

Программа учитывает традиции художественного образования и современные инновационные методы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественно – творческие задания, художественно – эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру. Программа построена на принципах тематической целостности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.

Место курса в учебном плане:

программа внеурочной деятельности рассчитана на один учебный год –70 часов по2 часа в неделю - для учащихся 5-9 классов.

2.2. Содержание программы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живопись» рассчитана на органическое соединение изобразительного творчества и художественных технологий. Программа структурно строится как теоретико–практическая система, которая допускает вариативность в зависимости от образовательно – технологических возможностей школы. Обучение через деятельность является основным принципом на уроках изобразительного искусства. Курс способствует формированию предметных знаний и умений для решения мотивированными школьниками учебно–познавательных и учебно–практических задач, расширяющих и углубляющих понимание опорного материала.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

1) Уровневый подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

2) Формирование ИКТ – компетентности обучающихся повышают эффективность приобретения ключевых навыков и коммуникаций.

3) Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит обучающимся проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин.

4) Колористическое восприятие художественных произведений учит понимать красоту цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.

Сфера углубленного изучения изобразительного искусства позволяет школьникам использовать занятия по интересам для повышения начальной профессиональной культуры. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг.
 

Цель: способствовать самовыражению и развитию личности посредством творческой и академической живописи для всестороннего развития и удовлетворения потребностей учащихся, формирования общей культуры школьника и развития мотивации личности к познанию и творчеству.


Основные задачи:

создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности учащихся;

создание условий для самоутверждения и самореализации личности, возможности проявить «себя» растущему человеку и пережить ситуацию успеха;

развитие познавательных интересов, творческих способностей и творческой активности;

привить ребёнку радость творчества через изобразительную деятельность, работу с живописными материалами, техниками, развивать его фантазию;

повышение мотивации учащихся к обучению силой воздействия живописи через художественно-эстетическое образование.

Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:

1. Природа - главный художник (основы рисунка, графика).

2. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).

3. Человек в искусстве (портретный жанр).

4. Декоративно – прикладное творчество.

До 60% учебного времени отведено практической деятельности по отношению к теоретической.

В результате освоения курса «Живопись» учащиеся приобретают навыки работы живописными материалами, изучают их свойства, возможность и эстетические качества. Развитие навыков последовательного ведения живописной работы помогают раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах. Художественные и эстетические свойства цвета, их основные закономерности, создание цветового строя способствуют передаче цветовых отношений в условиях пространственно-воздушной среды в живописных творческих работах. Навыки в использовании основных техник и материалов формируют умение изображать объекты предметного мира пространства и фигуры человека.

Важнейшим направлением является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника.

На уровне содержания предметной линии курса «Живопись» создаются условия для формирования:

понимания эмоционального и ценностного смысла визуально – пространственной формы;

овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоциональной оценки;

интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры;

уважения к созидательному труду, к обучению;

ценностного отношения к культурно-историческому наследию народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества;

овладения основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами;

потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;

самореализации и развития;

нравственных чувств, этического сознания;

ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;

Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.

Методы и формы обучения

Формы подведения итогов реализации программы:

итоговые творческие работы, композиции, тесты и вопросы по темам;

работа форумов;

с целью повышения интереса у детей к рисованию, после изучения темы или блока тем устраиваются выставки творческих работ;

посещение выставок и музеев.

Формы проведения занятий – мастер-класс, выставка, творческий отчет, практическое занятие, пленер.

Формы организации деятельности - групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, по подгруппам.

Форма текущего и итогового контроля

Для учащихся предусмотрена безоценочная система изучения курса. Ряд тем можно пройти обзорно. Возможно прохождение курса в самостоятельном режиме, для этого предусмотрены лекции, составлен ряд заданий разного уровня выполнения с возможностью самостоятельного контроля.

Критериями выполненного задания могут служить:

соответствие заданной теме;

правильность выполнения;

аккуратность;

фантазия учащегося;

вовремя сданное задание.

Подведение итогов обучения подводится в форме итоговой творческой работы:

включающей композицию по теме;

развернутые ответы на вопросы по основным темам курса;

обсуждения в форуме итогов творческой работы на курсе.

Методические особенности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в основу курса заложен системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Методика преподавания курса

Курс состоит из теоретической и практической части.

На каждом уроке ученикам предлагается:

Ознакомительный материал с основными теоретическими понятиями по теме уроков, помещенный в презентациях подготовленных учителем.

Видеоматериалы, содержащие коллекцию ресурсов (в демонстрационном режиме при изучении нового материала или повторении и обобщении пройденного). Созданные тематические коллекции дают возможность учащимся самостоятельно ознакомиться с лучшими образцами русской живописи, получить представление о биографии художника, узнать историю создания картины, технологию выполнения рисунка.

В мастер-классах, представленных в программе ArtRage, содержатся видео-инструкции по выполнению упражнений по темам уроков, помогающие разобраться в этапах создания рисунка инструментами программы.

 

В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, на формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

Требованиям стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности. Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности. Обучение через деятельность составляет сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Художественное развитие осуществляется в практической деятельной форме в процессе личностного художественного творчества учащегося. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, на целостносто-эмоциональное восприятие произведений искусства, на умение самостоятельно строить художественный образ, выражать свое отношение к реальности при освоении средств художественной выразительности.

Выполнение проектно-творческих заданий в групповой и парной работе позволяет обобщать полученные знания и творчески применять их на практике, а также успешно развивать коммуникативные умения - задавать вопросы друг другу и взрослому, расспрашивать о чем-либо, понимать речь собеседника и др.

Разнообразие видов практической деятельности школьников и вариативность заданий, рассчитанных на разный уровень освоения учебного материала, нацелены на реализацию индивидуально - личностного подхода к учащимся. Этому способствуют дифференцированные задания, варианты выполнения заданий.

Наглядность и доступность изложения материала создает возможности для индивидуальной, в том числе самостоятельной деятельности школьников разного уровня подготовленности, а также помогает учителю в объяснении темы урока.

Тематический принцип структурирования учебного материала, при котором необходимые инструменты и соответствующие техники выполнения концентрируются вокруг предметных тем, что придает содержанию уроков художественное единство

Формирование у учащихся целостной картины мира достигается наличием внутрипредметных содержательных линий и межпредметными связями. Тематизм дает возможность строить урок на материале произведений не только изобразительного, но и музыкального искусства, поэзии, художественной прозы, привлекать исторический и научный материал, усиливая межпредметные связи.

В предметной линии курса «Живопись» акцентировано внимание на изучении свойств основного средства выразительности в живописных произведениях – цвете, способствующего колористическому восприятию художественных произведений и создающего цветовые образы с различным эмоциональным звучанием, формируя у школьников систему универсальных учебных действий.

 

 3. Планируемые результаты обучения

В результате изучения курса «Живопись» у выпускников будут сформированы определенные личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Таким образом, курс направлен на формирование общей культуры обучающегося, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организации учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности.

Планируемые личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывая культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

- умение анализировать произведения искусства;

- понимание особенности образного языка;

- создавать с натуры и по воображению образы живописными материалами;

- эмоциональное восприятие образов природы, отраженных в картине;

- первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;

- усвоение принципа построения изображения и пространственно-временного развития;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;

- понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к курсу «Живопись» через освоение роли автора своих художественных работ;

- ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;

- мотивации к коллективной творческой работе; представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;

- личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- понимать учебную задачу;

- понимать особенности художественного замысла и его воплощения;

- осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;

- воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- организовывать совместную деятельность и совместное сотрудничество.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- использовать варианты выполнения работы;

- понимать содержание художественных произведений;

- читать простое схематическое изображение;

- соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;

- создавать художественный образ в разных видах и жанрах визуально – пространственных искусств;

работать различными живописными художественными материалами;

- развивать индивидуальные творческие способности, формирующие интерес к творческой деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;

- участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;

- вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания;

- ответственно и осознанно относится к собственным поступкам.

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

- владеть живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;

- понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;

- принимать условность и субъективность художественного образа;

- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;

- выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.

3.4. Учебно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Живопись – искусство цвета

Основы цветоведение. Введение. Основные и дополнительные цвета. Цвета спектра. Спектральный круг. Взаимодополнительные цвета. Смешение цветов. Упражнение по цветоведению

Практическая работа:

«Рисуем цветик-семицветик»

2

0,5

1,5

2

Ахроматические цвета. Хроматические цвета.

Практическая работа:

«Рисуем бабочку ахроматическими цветами»

«Рисуем бабочку хроматическими цветами»

2

0,5

1,5

3

Основные характеристики цвета. Теплые и холодные тона. Тон, светлота, насыщенность, светлые и темные тона. Понятие локального цвета

Практическая работа:

Рисуем картину «Над вечным покоем» в своем колорите

2

0,5

1,5

4

Контраст и нюанс. Светлотный контраст. Цветовой контраст

Практическая работа:

«Рисуем контрастными цветами цветочную композицию»

2

0,5

1,5

5

Психологическое, оптическое воздействие цвета. Цвет создает настроение. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Музыкальность цвета

Практическая работа:

Рисуем картину «Сады под дождем»

2

0,5

1,5

6

Колорит. Монохромная живопись. Гризайль. Светотональные возможности одной краски.

Практическая работа:

Рисуем городской пейзаж в пастельных тонах

2

0,5

1,5

7

Гризайль. Светотональные возможности одной краски

Практическая работа:

Рисуем натюрморт с осенними листьями в технике гризайль

2

0,5

1,5

8

Полихромная живопись. Полихромная живопись и ее особенности. Отношения цветов.

Практическая работа:

Рисуем натюрморт с осенними листьями в полихромном колорите

2

0,5

1,5

9

Особенности работы с акварелью

Практическая работа:

Рисуем яблоко акварелью

2

0,5

1,5

10

Методы работы с гуашевыми красками

Практическая работа:

Рисуем гуашью портрет Осени

2

0,5

1,5

11

Методы работы с пастелью

Практическая работа:

Рисуем пастелью осенний натюрморт

2

0,5

1,5

12

Основы композиции

Практическая работа:

Рисуем пастелью осенний пейзаж с кипарисами

2

0,5

1,5

13

Творческое задание: «Натюрморт» (гризайль)

Практическое задание:

Рисуем натюрморт с чайной парой в технике гризайль

2

 

2

14

Творческое задание: «Натюрморт» (гризайль)

Практическое задание:

Натюрморт с драпировкой в технике гризайль

2

 

2

15

Творческое задание: «Натюрморт» (акварель), (гуашь)

Практическая работа:

Рисуем натюрморт с кувшином в цвете. Этапы создания натюрморта

2

 

2

16

Творческое задание: «Натюрморт» (акварель), (гуашь)

Практическое задание:

Рисуем декоративный натюрморт с арбузом

2

 

2

17

Декоративный натюрморт, стилизация природных и бытовых форм

Практическая работа:

рисуем декоративный натюрморт с гжельской росписью

2

0,5

1,5

18

Декоративный натюрморт, стилизация природных и бытовых форм

2

 

2

19

Итоговое творческое задание «Тематический натюрморт»

Практическое задание:

«Тематический стилизованный натюрморт»

2

 

2

20

Итоговое творческое задание «Тематический натюрморт»

Практическая работа:

«Натюрморт с подсолнухами»

2

 

2

21

Творческие задания для выполнения натюрмортов с использованием различных художественных приемов (пуантилизм)

Практическое задание:

Рисуем гуашью «Натюрморт с маками в технике пуантилизм»

2

 

2

22

Техника монотипии

Практическое задание:

Рисуем гуашью в технике монотипия «Отражение в воде «

2

0,5

1,5

23

Пейзаж настроение

Практическая работа:

Рисуем весенний пейзаж

2

0,5

1,5

24

Сельский пейзаж

Практическая работа:

Рисуем сельский пейзаж со стогами

2

0,5

1,5

25

Городской пейзаж

Практическая работа:

Рисуем городской пейзаж с фонарями

2

0,5

1,5

26

Морской пейзаж. Изображение неба

Практическая работа:

Рисуем бушующее море

2

0,5

1,5

27

Живописный портрет

Практическая работа

Рисуем автопортрет с любимым животным

2

0,5

1,5

28

Живописный портрет

Практическая работа:

Рисуем исторический портрет дамы

2

 

2

29

Бытовой жанр

Практическая работа

Рисуем картину «Мои сновидения»

2

0,5

1,5

30

Бытовой жанр

Практическая работа

Рисуем композицию «Моя семья. Чаепитие»

2

 

2

31

Анималистический жанр

Практическая работа:

Рисуем тигра

2

0,5

1,5

32

Декоративная живопись

Практическая работа:

Рисуем сказочную птицу Алконост в декоративном стиле

2

0,5

1,5

33

Заключение. Итоговая работа. Тематическая композиция.

Практическая работа:

Рисуем иллюстрацию к былине

2

 

2

34

Заключение. Итоговая работа. Тематическая композиция.

Практическая работа:

Рисуем иллюстрацию к «Сказке о золотом петушке»

2

 

2

 

ИТОГО:

70

11

59

 
  1. 5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Электронно-программное обеспечение (по возможности):

- электронные библиотеки по искусству, ЦОРы по изобразительному искусству о природе, архитектуре;

- записи классической и народной музыки; - специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор, DVD- плееры, MP3- плееры;

- компьютер с художественным программным обеспечением;

- цифровой фотоаппарат;

- сканер, ксерокс и цветной принтер

 Список литературы

Атанов В.С. Акварельная живопись на пленэре. – М.; 2006

Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М.; 1990

Волков Ю.А. Работа над живописным этюдом - М.;1984

Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С- Пб.; Питер, 2006

Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – С-Пб.; Питер, 2006

Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984

Выготский А.С. Психология искусства. - М.; 1997

Живопись. Учебное пособие для вузов - М.; 2004

Зайцев Е.А. Наука о цвете и живописи. - М.; 1986

Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.; 2004

Кальнинг А.К. Акварельная живопись - М.; 1986

Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.; 1998

Кумбз. П.Пастельная живопись - М.; Кристина, 2002

Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.; 2008

Меерович М.И. Технология творческого мышления. - М.; 1989

Немцов Г.М. Искусство – школа формирования личности. - М.; 2004

Ньютон У. Акварельная живопись. - М.; Кристина, 2002

Огородников Ю.А. Особенности воздействия искусства на человека. -М.; 1992

Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита - М.; 1980

Унковский А.А. Цвет в живописи - М.; 1983

Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М.; 2001

Комментарии
Комментариев пока нет.