12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воеводина Наталья Петровна
Аккаунт удалён
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк
Материал размещён в группе «Ты – мне, я – тебе»
 
                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
                        «Средняя общеобразовательная школа № 69» города Новокузнецка    
   
 
 
 
 
                                                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
    
                                                         «Занимательная орфография»
                                                                   для 5а, 5б классов
                                                              на 2018-2019 учебный год.
 
                                                                                                                                               Составитель:
                                                                                                                           Воеводина Наталья  Петровна,
                                                                                                                           учитель русского языка
 
 
 
                                                                                                                                    
   
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                  Новокузнецк
                                                                                           2018
  
 
      
                                                                      ОГЛАВЛЕНИЕ.
Пояснительная записка.
Cодержание курса.
Методическое обеспечение программы.
Список литературы.
 
                                                          1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа XXI века решает проблему самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе, поэтому внеурочная деятельность как форма познавательной деятельности является одним из эффективных средств достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся закрепляет знания, полученные учащимися на уроках, даёт возможность приобрести новые знания; формирует умения и навыки, включающие в себя умение решать возникающие проблемы; умение выбирать целевые установки для своих действий и поступков; обеспечивает возможность приобщения к духовным ценностям, формирует навыки коммуникационного взаимодействия и сотрудничества. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности, предоставляя неограниченные возможности для освоения универсальных учебных действий, обеспечивает тем самым единство развития, воспитания, обучения и социализации учащихся. Таким образом, внеурочная деятельность в современной школе является важным средством становления компетентной личности, подготовленной к жизни в условиях постоянно изменяющегося информационного общества.Содержание и методы обучения курса “Занимательной орфографии” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным занятиям. Включение элементов занимательности предусмотрено содержанием данного курса, вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не снижает обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной орфографии”.
Программа внеурочной деятельности “Занимательная орфография” нацелена на формирование познавательных интересов как основы учебной деятельности, развитие кругозора учащихся, повышение их интеллектуального уровня. Внеурочная деятельность учащихся предполагает приобретение углубленных знаний по всем темам, изучаемым в курсе русского языка и литературы в 5 классе общеобразовательной школы. 
Программа внеурочной деятельности в области словесности “Занимательная орфография” для 5 класса является частью системного курса, реализуемого на течение всего периода обучения в основной школе, и все разделы науки о языке: лексику, фразеологию, морфемику, морфологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию.
Актуальность программы внеурочной деятельности "Занимательная орфография" подтверждается требованиями ФГОС. В соответствии с требованием Стандарта изучение предметной области «Филология» должно обеспечить образование учащихся, их личностное развитие, успешное овладение научным достижениями и приобщение к духовным ценностям.
Необходимость разработанной программы внеурочной деятельности "Занимательная орфография" заключается в желании учащихся узнать новое о русском языке, в потребности детей получать знания в игровой форме. Включение элементов занимательности предусмотрено содержанием данного курса, вместе с тем привлечение игровых элементов повышает обучающую, развивающую, воспитывающую роль занятий. Для проведения занятий программой предусмотрены использование лингвистических игр, словарей различных видов, дидактического и раздаточного материала, интерактивных пособий и медиаресурсов, также предполагается чтение и анализ литературных источников, произведений народного творчества, лингвистических сказок. Большое внимание уделяется практическим занятиям, лингвистическим практикумам, творческим работам, проектной и исследовательской деятельности. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Программа внеурочной деятельности «Путешествие в слово» рассчитана на 35 часов (1 академический час в неделю). Программа внеурочной деятельности "Занимательная орфография" предназначена учащимся 5 «А», 5 «Б» классов.
Программа внеурочной деятельности "Занимательная орфография" предполагает системно-деятельностный подход к занятиям, а именно: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Выбор технологий, методик и приёмов обусловлен также необходимостью дифференциации обучения с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Программа внеурочной деятельности "Занимательная орфография" позволяет успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с «учётом его способностей. Содержание и методы обучения, предусмотренные программой, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения, то есть, ориентированы на формирование системы всех УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Методическая система курса внеурочной деятельности включает следующие 
методы обучения:
-репродуктивный (воспроизведение    материала);
-частично-поисковый (умение найти проблему и способ её решения); 
-поисковый, (поиск оптимальных решений учебной ситуации); 
-коммуникативный (беседа, проект парная и групповая работа), 
-творческий (развитие навыков работы с разными источниками информации, лингвистические игры);
-интерактивный (использование ИКТ).
 Приемы обучения:
-анализ и синтез.-сравнение ,–классификация,-аналогия,-обобщение.
Технологии обучения:
-проблемное обучение
-технология разноуровневого обучения,-
-здоровьесберегающая технология,
-технология обучения в сотрудничестве.
Принципы реализации программы:
-занимательность, 
–научность,
-сознательность и активность, 
–наглядность,
–доступность
-связь теории с практикой,
 -индивидуальный подход к учащимся.
Цели и задачи курса:
Содержание разработанного курса внеурочной деятельности "Занимательная орфография" в 5 классе предполагает достижение следующих целей:
-самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, развивать умение проводить самостоятельную исследовательскую работу;
-самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, развитие умения перерабатывать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-совершенствовать различные виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);
-продолжить формирование навыков анализа слова и многоаспектного анализа текста;
-продолжить обогащение словарного запаса, овладение правилами и нормами русского литературного языка, развитие речевой культуры;
-формировать умение работы со словарями разных видов с целью пополнения словарного запаса, овладения правилами и нормами русского литературного языка, развития речевой культуры;
-овладеть ресурсами основными орфоэпическими и орфографическими нормами литературного языка, нормами речевого этикета; умение использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
-формировать чувство ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка.
 
Средства достижения целей:
 
-анализ текстов -работа со словарями -лексические практикумы -творческие упражнения -создание иллюстраций -сочинение лингвистических сказок -лингвистические игры -участие в конкурсах -работа с интерактивными и медиа-ресурсами, исследовательская работа-создание собственных проектов и разработок мероприятий.
Формы проведения занятий:
-эвристические беседы,-практические занятия с элементами игр,-творческие занятия,-конкурсы, -интеллектуальные игры-защита проектов.
Прогнозируемый результат: 
Программа внеурочной деятельности "Занимательная орфография"»должна обеспечить формирование и развитие умений и компетенций:
-самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, развивать умение проводить самостоятельную исследовательскую работу;
-самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-определять понятия, создавать обобщения, опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, развитие умения перерабатывать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-владеть в достаточной степени в соответствии с возрастом различными видами речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);
-уметь выполнять анализ слова и многоаспектный анализ текста;
-уметь работать со словарями разных видов, получать необходимую информацию из справочников с целью пополнения словарного запаса, овладения правилами и нормами русского литературного языка, развития речевой культуры;
- владеть ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; умение использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
 
 
 
                                            2.CОДЕРЖАНИЕ КУРСА
                                           «Занимательная орфография» (5 класс).
 
Название темы
                                                         Краткое содержание                                                                         Часы.    
                                                  В курсе «Занимательная орфография» учащиеся    
1. Дорога к письменности.    -узнают о способах передачи информации в дописьменный период
                                                 развития человечества, о появлении знаков-символов.                                3    
 
2. Кто в алфавите живёт?    -познакомятся с историей письменности, с историей русского языка
                                                 и развитием русской грамматики, закрепят знания по фонетике и
                                                 графике.                                                                                                             3    
3. В путь за «главным» 
правилом                             .-откроют секреты орфографии, связанные с правописанием гласных
                                                и согласных букв в корнях слов;  -отработают умение пользования                                                                   словарями разных видов.                                                                               12
   
4. Из чего строятся слова?  -закрепят знания о морфемах, орфографических правилах связанных
                                                 с морфемикой; -отработают умение пользоваться словарями разных
                                                 видов.                                                                                                                 17    
                                                                                                                                                              Итого     35  
                                                               План работы
 
№. дата              Название темы.                                Форма деятельности.                                     Часы  
 
 
  
                          Дорога к письменности.                                                                                                        3        
1.       Как обходились без письма?                       Эвристическая беседа. Игра-пантомима
                                                                                 «Пойми меня».                                                                                 Способы передачи информации                Рисование знаков- символов. Лингвистические 
           в дописьменный период.                              игры. Отгадывание и составление ребусов.                
                                                            
2.       Древние письмена. Рисуночное                  Рисование знаков- символов. Лингвистические 
         письмо.
        Современные знаки-символы                        игры. Отгадывание и составление ребусов.                                                 
      .                      
3.        Как возникла письменность?                      Просмотр слайдов с письменами народов мира.                         «Священные знаки».                             
           Появление письменных знаков:                 Сопоставительный анализ буквенно-звукового                             букв, иероглифов.                                          состава русского и английского языков.                                                                                                                      Составление и отгадывание кроссвордов.              
                         
                                                                  
                           Кто в алфавите живёт?                                                                                                        3    
4.       Застывшие звуки. Звуковое письмо.
                                                                                  Лингвистические игры. Конкурс на лучшее знание                                                                                                алфавита. Знакомство с названиями букв русской                                                                                               азбуки.                                                                               
 
 
5.      Меня зовут Фонема.  Звуки и буквы.             Эвристическая беседа. Лингвистические игры                                                                                                       «Метаграммы». Работа над проектом.                              
 
 
6.       Для всех ли фонем есть буквы? 
                   Фонетика. Графика.                               Лингвистические игры. «Метаграммы»,                                                                                                                  «Анаграммы». Участие в конкурсе скороговорок.          
 
                  В путь за «главным» правилом.                                                                                              12.    
7.       «Ошибкоопасные места». Глухие и 
                звонкие согласные.                                   Работа с перфокартами. Лингвистические игры.                                                                                                    Лото «Пословицы и поговорки».                                       
 
8.       «Ошибкоопасные места».
                 Мягкие и твёрдые согласные.                 Участие в конкурсе «Знатоки русского языка».          
 
9.       Тайны фонемы Фонетические правила
           русского языка. Проверяемые и  непро
           веряемые гласные.
 
                                                                                    Работа с толковым словарём. Лексический 
                                                                                       практикум. Лингвистические игры «Акростих».             
  
10.     На сцене гласные . Двойная роль букв 
           Е, Ё,,Ю,Я.Гласные. Ударение.
                                                                                    Работа с орфографическим словарём. Работа с                                                                                                   перфокартами.                                                             
   
11.     На сцене гласные. Гласные.Полногласие
            Чередование гласных.                                  Лингвистические игры. Рисование загадок. Участие 
                                                                                       в конкурсе. «Отгадай загадку»                                       
 
12.    Опасные согласные. Проверяемые
            согласные в корне слова.                             Работа с орфографическим словарём. Составление 
                                                                                      и отгадывание кроссворда. Работа с перфокартами.    
 
13.     Опасные согласные. Проверяемые 
            согласные в корне слова. Позиционные 
            чередования.                                                 Участие в конкурсе «Весёлая орфография».                                                                                                                                                                                               
 
   
14.     Правило непроизносимых согласных.           Работа над проектом. Лингвистические игры.                                                                                                         «Пословицы и поговорки»                                                  
 
15.     Непроизносимые согласные в корне 
             слова. Согласные непроизносимые.          Работа с перфокартами.Работа со словарями.            
 
16.     Мягкий знак –трудяга. Обозначение 
             мягкости согласных с помощью Ь.             Сочинение лингвистической сказки.
                                                                                     Работа со словарями.                                                        
 
17.     Буква –помощница. Разделительные
          Ъ и Ь.                                                              Лингвистические игры. Отгадывание и составление                                                                                              ребусов, шарад.                                                              .  
  
 18.    Волшебное слово- «самоинструкция». 
          Орфографическое правило. Алгоритм
          написания.                                                     Лингвистические игры. «Орфографическое лото».           
 
 
                          Из чего строятся слова?                                                                                                      17.    
19.     Строительная работа морфем .                  Участие в конкурсе «Знатоки русского языка».                  
  
20.     Строительная работа морфем.                   Фразеологическое лото. Работа со словарём                                                                                                        Лингвистические игры.Шарады.               
 
21.     Слова –родственники.                                  Работа с орфографическим словарём.Составление                   Однокоренные слова.                                     кроссворда.                                                                                                                                                              
 
22.     Слова-родственники.                                    Работа над проектом. Работа с интерактивным                             Корни слов-омонимы.                                    толковым словарём.                                                          .  
 
23.    Слова-родственники.                                     Орфографический практикум.                                                       Зри в корень.                                    .                Составление презентации.                                                  
 
24.    Где хранятся слова? Словари. Виды
          словарей.                                                       Работа с толковым словарём. Лексический практикум.                                                                                        Лингвистические игры.                                                        
 
25.    Окончание – «паспорт» слова.                     Работа с перфокартами.Рисование.Выполнение                                                                                                   интерактивного теста.                                                      .    
 
26.     Кто командует корнями? Корни с 
           чередованием.Гласные и согласные.        Сочинение лингвистической сказки. Работа со                                                                                                       словарями. Рисуем правило.                                                                                                                                                                                                                             
 
27.     Кто командует корнями? Корни с
          чередованием. Ударные и безударные.      Орфографическое лото. Шарады.                                                
           
28.     «Не лезьте за словом в карман!»                Участие в орфографическом конкурсе.                                                                                                              
  
29.     Приставки 1 группы. Секрет
          безошибочного письма.                                Лингвистические игры. Орфографическое лото.                   
 
30.    Нарушители.Приставки 2 группы.                Лингвистические игры.Работа над проектом.                   
 
31.    Самые трудные. Приставки3 группы.           Работа с орфографическим словарём. Лексический                                                                                            практикум. Рисование правила.                                             
 
32.    «Говорящие суффиксы»,                              Работа с перфокартами. Выполнение интерактивного                                                                                         теста.                                                                                    
   
33.     Суффиксы многое умеют.                            Шарады. Конкурс                                                                            
 
34. 
         Ты и твоё имя. Рождение и жизнь
       слова. Этимология. Устаревшие слова.
                                                                                  Работа с толковым словарём. Лексический                                                                                                             практикум.Составление кроссвордов.                               
  
35.     Проекты «Лингвистические сказки».  
         «Наши друзья –словари».                             Защита проектов «Лингвистические сказки», «Наши                                                                                              друзья-словари».                                                                   
 
                                                                                                                                                               Итого: 35  
                                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                               3.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
                                           «Занимательная орфография».
Примерные темы учебных проектов: 
«Лингвистические сказки», «Наши друзья-словари».
 Информационное-техническое обеспечение.    
-Мультимедийные пособия:
-Фраза. Электронный тренажёр по орфографии.
-Электронный словарь.Большой словарь русского языка: 
(Толковый словарь В.И.Даля, Толковый словарь Д.И.Ушакова, Энциклопедический словарь, Словарь синонимов).
-Тестовый комплекс. Грамматика русского языка. Часть 1.Орфография.
 -Образовательные  электронные ресурсы:
http://www.gramota.ru /- Словари онлайн.
http://www.1september.ru/ru / - газета «Первое сентября».
 
 Учебно-методическое обеспечение 
-Таблицы и раздаточный материал: карточки, лото.
-Словари:
.-Баранов М. Т.. Школьный орфографический словарь русского языка.МТ.Баранов,-11-е изд.м.,2007
 
-Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка .В.П.Жуков. 5-е изд .М.,2005.
 
-Лапатухин М.С. .Школьный толковый словарь русского языка .М. С. Лапатухин и др. под ред.Ф.П.Филина.-2-е изд.М.,1998.
 
-Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. .П.А. Лекант.3-е изд.М..2006.
 
-Ожегов. С.И. Словарь русского языка. -М., Русский язык 1998.
-Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов под ред В.В.       Иванова.М.:1997
-Панов. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. Б.Т. Панов, А. В.Текучёв.3-е изд.
 
-.Потиха З.А. Школьный словарь строения слов  русского языка.З.А.Потиха-2-еизд .М.,1998.   
 
-.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка .А. А. Семенюк. 3-е изд.М.:1997.
 
-Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. Д. Н .Ушаков, С.Е. Крючков.-41-е изд.М.,1990
-.Шанский Н .М .Школьный этимологический словарь русского языка. Н. М. Шанский, Т. А. Бобров .-М.,1991
 
 
                                                                
 
                                     4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
 
-Дидактический материал:
-ЛадыженскаяТ.А.Русский язык 5класс.Книга для учителя.-М.,Экзамен 2009
 
 -Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.: Грамотей, 2003.
 
 -Соловьева Г.И. Учимся рассуждать. Учебное пособие по русскому языку. – М.: Вербум, 2001.
 
- Справочный  материал:
 
-.Ашукин Н.С.,Ашукина М.Г. Крылатые слова.-М.,Правда 1986.
 
-Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка в 5 -7 классах. -Ростов .,Феникс2002.
-Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. -М., Просвещение 1982.
 -Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
 
- Григорян Л.Т.Язык мой –друг мой. Пособие для учителя. -М. ,Просвещение 1997.
 -Колыхалова Е.П. Практические задания по русскому яэыку. 5класс.Дляполготовки к урокам и ГИА. -М. ,АСТ Астрель 2013
-Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. – М.: Просвещение, 1999.
 
 -Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
 
-Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. -М.,Книга1985.
-Успенский Л  ,В. По дорогам и тропам языка. -М., Детская литература 1980.
-Соловьева Г. И.. Учимся рассуждать. Учебное пособие по русскому языку. – М.: Вербум, 2001.
Опубликовано в группе «Ты – мне, я – тебе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.