12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Головина Татьяна Ивановна15

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«От морских путешествий к карте»

на 1 год

 

Возраст воспитанников: 11-13 лет

 

Разработала: Головина Т.И.,

учитель географии высшей категории

МБОУ "СОШ г. Бирюча"

Красногвардейского района

Белгородской области

 

 

Программа внеурочной деятельности: «От морских путешествий к карте», научно-познавательное направление.

Автор программы: Головина Татьяна Ивановна

 

Содержание программы:

1.Пояснительная записка…………………………………4

2.Учебно-тематическое планирование…………………  6

3.Содержание программы .…………………….………   7

4.Материально-техническое оснащение .......…………   9

5.Список литературы.…………………………………    10

 

                      Пояснительная записка

 

Программа внеурочной деятельности по курсу «От морских путешествий к карте» предназначена для 5-х классов общеобразовательных учреждений.

 В ХХ веке в науке произошли глубочайшие изменения в исследовании проблем истории географических открытий. Были созданы новые подходы, концепции, теории и гипотезы. Новые научные идеи проникли и отразились в содержании образования. Актуальность предлагаемой программы определяется и общественно значимой ролью историко-географической и картографической культуры в системе национального образования, необходимостью формирования у учащихся целостного представления об истории географических открытий и их значении во всемирном историко-культурном процессе.

 Цель программы - формирование историко-географической культуры учащихся через изучение истории географических открытий с древнейших времен до наших дней с тем, чтобы способствовать социокультурному и естественнонаучному направлениям профессионального самоопределения учащихся.

 Задачи программы: сформировать знания о сущности, содержании, закономерностях истории географического изучения Земли, наиболее выдающихся деятелях истории географических исследований и открытий; развивать интерес к изучению географических исследований, географии, картографии, литературы и истории, стимулировать использование в учебном процессе информационных технологий и Интернета, воспитывать у учащихся на основе изучения историко-географического материала чувства уважения к культурам разных народов и континентов, а так же личной сопричастности к истории географических открытий.

 Содержание программы. В основу настоящей программы положена история развития географических знаний, структурированная по культурологическому и хронологическому принципам.

Программа «От морских путешествий к карте» предполагает организацию деятельности обучающихся от самостоятельного исследовательского поиска к овладению элементарными навыками картографии.

 Структура программы

 Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на проведение практических и теоретических занятий с детьми 11-13 лет на протяжении одного года обучения: 5 класс, 35 часов (1 час в неделю).

 Используемые методы: эвристическая беседа, диалог, исследовательский, работа по карте, практический (картографический и мультимедийный).

 Виды работы: история путешествий, анализ географических карт, коллективная и самостоятельная работа с картой, изучение легенды карт, сопоставительный анализ, составление картосхем и презентаций. Использование потенциала межпредметных связей истории и географии.

 Основные формы работы: групповая, индивидуальная.

 Прогнозируемые результаты:

 Привитие учащимся прочных умений и навыков по географии и истории, обеспечение безошибочного определения направлений путешественников, овладение нормой практического применения и создания карт, повышение культуры устной речи и развитие навыков работы с современными техническими средствами.

Осваивая картографические приёмы, ребята приобретают опыт создания реальных и виртуальных картосхем путешествий.

Подведение итогов работы проходит в форме общественной презентации (итоговая конференция и выставка работ учащихся).

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Великие географические открытия. Особенности морской терминологии

2

1

1

2.

Кругосветное плавание И.Ф. Крузенштерна и

Ю.Ф. Лисянского

4

1

3

3.

Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева к берегам Антарктиды

6

2

4

4.

Экспедиция Г.И. Невельского

5

1

4

5.

История освоения русскими моряками арктических морей.

6

2

4

6.

Северные экспедиции В. Беринга и А.И. Чирикова

4

1

3

7.

Трагическая экспедиция Г.Я. Седова к Северному полюсу

4

1

3

8.

Итоговая конференция и выставка работ учащихся

4

1

3

 

И т о г о:

35

10

25

 

 

Содержание программы:

 

1. Вводное занятие. Великие географические открытия. Особенности морской терминологии.

Великие географические открытия. Плавания Х. Колумба. Кругосветное плавание Ф. Магеллана -  С. Эль-Кано. Кругосветные плавания на русских парусных судах: В.М. Голвин (1807 г., шлюп «Диана», О. Е. Коцебу (1815 г., бриг «Рюрик»). Особенности морской терминологии.

Практическая работа: создание картосхем путешествий (по выбору учащихся)

 

2. Кругосветное плавание И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.

Цели, задачи, маршрут первого русского кругосветного плавания на шлюпе «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна  и на шлюпе «Нева» под командованием Ю.Ф. Лисянского (1803 г.). Особенности погодных условий при кругосветном плавании. Открытие новых земель.

Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения – материальная/виртуальная – по выбору учащихся)

 

3. Экспедиции Ф.Ф. Белллинсгаузена и М.П. Лазарева к берегам Антарктиды.

Цели и задачи первой русской экспедиции к берегам Антарктиды на шлюпе «Восток» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и на шлюпе «Мирный» под командованием М.П. Лазарева (1819 г.). Научные и хозяйственные результаты экспедиции.

Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения – материальная/виртуальная – по выбору учащихся)

 

4. Экспедиция Г.И. Невельского.

Цели и задачи экспедиции Г.И. Невельского на транспорте «Байкал» к острову Сахалин  и в устье реки Амур (1848 г.). Научные и хозяйстенные результаты экспедиции.

Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения – материальная/виртуальная – по выбору учащихся)

 

5. История освоения русскими моряками арктических морей.

История похода С.И. Дежнёва и Ф.А. Попова на кочах по северным морям (ХVII в.). Научные и хозяйственные результаты походов.

Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения – материальная/виртуальная – по выбору учащихся)

 

6. Северные экспедиции В. Беринга и А.И. Чирикова.

Цели и задачи экспедиций В. Беринга и А.И. Чирикова (ХVIII в.) Особенности маршрутов. Хроника событий и период экспедиций. Научные и хозяйственные результаты экспедиций.

Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения – материальная/виртуальная – по выбору учащихся)

 

7. Трагическая экспедиция Г.Я. Седова к Северному полюсу.

Цели и задачи экспедиции Г.Я. Седова (1912 г.) на шхуне «Св.Фока». Особенности маршрута. Хроника событий от начала до окончания экспедиции.

Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения – материальная/виртуальная – по выбору учащихся)

 

8. Итоговая конференция и выставка работ учащихся.

Подготовка и проведение конференции и выставки по итогам работы. Оформление пристендовых материалов, отражающих историю кругосветных и арктических плаваний русских моряков.

Практическая работа: проведение конференции и выставки-презентации лучших работ учащихся.

 

Материально-техническое оснащение

 

1. Настенные карты: «Великие географические открытия», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Арктика», «Антарктида», «Тихий океан» и т.д.

2. Географические атласы.

3. Контурные карты.

4. Компьютер.

5. Интерактивная доска.

6. Энциклопедии, справочники, учебные пособия.

7. Наборы канцелярских принадлежностей.

8. Презентации, подготовленные учителем.

9. Галерея портретов мореплавателей.

 

 

                    Список литературы:

 

1. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры: история географических идей. Ред. А. Г. Исаченко. - М., 1988.

2. Исаченко А. Г. Развитие географических идей. - М., 1971.

3. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. – М., 1983–1986 гг.

4. Максаковский В. П. Историческая география мира. - М., 1997.

5. Митяева А. Книга будущих адмиралов/ А. Митяева. – М., 2010.

6. Мукитанов Н. Г. От Страбона до наших дней. - М., 1985.

7. Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. – М., 1989.

8. Творцы отечественной науки. Географы. - М., 1996.

9. Томилин А.Н. Как люди открывали землю. – Л., 1987.

10. Энциклопедический словарь юного географа - краеведа. - М.,1981.

11. Интернет-ресурсы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.