Программа внеурочной деятельности «От морских путешествий к карте» (11-13 лет)
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«От морских путешествий к карте»
на 1 год
Возраст воспитанников: 11-13 лет
Разработала: Головина Т.И.,
учитель географии высшей категории
МБОУ "СОШ г. Бирюча"
Красногвардейского района
Белгородской области
Программа внеурочной деятельности: «От морских путешествий к карте», научно-познавательное направление.
Автор программы: Головина Татьяна Ивановна
Содержание программы:
1.Пояснительная записка…………………………………4
2.Учебно-тематическое планирование………………… 6
3.Содержание программы .…………………….……… 7
4.Материально-техническое оснащение .......………… 9
5.Список литературы.………………………………… 10
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «От морских путешествий к карте» предназначена для 5-х классов общеобразовательных учреждений.
В ХХ веке в науке произошли глубочайшие изменения в исследовании проблем истории географических открытий. Были созданы новые подходы, концепции, теории и гипотезы. Новые научные идеи проникли и отразились в содержании образования. Актуальность предлагаемой программы определяется и общественно значимой ролью историко-географической и картографической культуры в системе национального образования, необходимостью формирования у учащихся целостного представления об истории географических открытий и их значении во всемирном историко-культурном процессе.
Цель программы - формирование историко-географической культуры учащихся через изучение истории географических открытий с древнейших времен до наших дней с тем, чтобы способствовать социокультурному и естественнонаучному направлениям профессионального самоопределения учащихся.
Задачи программы: сформировать знания о сущности, содержании, закономерностях истории географического изучения Земли, наиболее выдающихся деятелях истории географических исследований и открытий; развивать интерес к изучению географических исследований, географии, картографии, литературы и истории, стимулировать использование в учебном процессе информационных технологий и Интернета, воспитывать у учащихся на основе изучения историко-географического материала чувства уважения к культурам разных народов и континентов, а так же личной сопричастности к истории географических открытий.
Содержание программы. В основу настоящей программы положена история развития географических знаний, структурированная по культурологическому и хронологическому принципам.
Программа «От морских путешествий к карте» предполагает организацию деятельности обучающихся от самостоятельного исследовательского поиска к овладению элементарными навыками картографии.
Структура программы
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на проведение практических и теоретических занятий с детьми 11-13 лет на протяжении одного года обучения: 5 класс, 35 часов (1 час в неделю).
Используемые методы: эвристическая беседа, диалог, исследовательский, работа по карте, практический (картографический и мультимедийный).
Виды работы: история путешествий, анализ географических карт, коллективная и самостоятельная работа с картой, изучение легенды карт, сопоставительный анализ, составление картосхем и презентаций. Использование потенциала межпредметных связей истории и географии.
Основные формы работы: групповая, индивидуальная.
Прогнозируемые результаты:
Привитие учащимся прочных умений и навыков по географии и истории, обеспечение безошибочного определения направлений путешественников, овладение нормой практического применения и создания карт, повышение культуры устной речи и развитие навыков работы с современными техническими средствами.
Осваивая картографические приёмы, ребята приобретают опыт создания реальных и виртуальных картосхем путешествий.
Подведение итогов работы проходит в форме общественной презентации (итоговая конференция и выставка работ учащихся).
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Вводное занятие. Великие географические открытия. Особенности морской терминологии |
2 |
1 |
1 |
2. |
Кругосветное плавание И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского |
4 |
1 |
3 |
3. |
Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева к берегам Антарктиды |
6 |
2 |
4 |
4. |
Экспедиция Г.И. Невельского |
5 |
1 |
4 |
5. |
История освоения русскими моряками арктических морей. |
6 |
2 |
4 |
6. |
Северные экспедиции В. Беринга и А.И. Чирикова |
4 |
1 |
3 |
7. |
Трагическая экспедиция Г.Я. Седова к Северному полюсу |
4 |
1 |
3 |
8. |
Итоговая конференция и выставка работ учащихся |
4 |
1 |
3 |
|
И т о г о: |
35 |
10 |
25 |
Содержание программы:
1. Вводное занятие. Великие географические открытия. Особенности морской терминологии.
Великие географические открытия. Плавания Х. Колумба. Кругосветное плавание Ф. Магеллана - С. Эль-Кано. Кругосветные плавания на русских парусных судах: В.М. Голвин (1807 г., шлюп «Диана», О. Е. Коцебу (1815 г., бриг «Рюрик»). Особенности морской терминологии.
Практическая работа: создание картосхем путешествий (по выбору учащихся)
2. Кругосветное плавание И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.
Цели, задачи, маршрут первого русского кругосветного плавания на шлюпе «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна и на шлюпе «Нева» под командованием Ю.Ф. Лисянского (1803 г.). Особенности погодных условий при кругосветном плавании. Открытие новых земель.
Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения – материальная/виртуальная – по выбору учащихся)
3. Экспедиции Ф.Ф. Белллинсгаузена и М.П. Лазарева к берегам Антарктиды.
Цели и задачи первой русской экспедиции к берегам Антарктиды на шлюпе «Восток» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и на шлюпе «Мирный» под командованием М.П. Лазарева (1819 г.). Научные и хозяйственные результаты экспедиции.
Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения – материальная/виртуальная – по выбору учащихся)
4. Экспедиция Г.И. Невельского.
Цели и задачи экспедиции Г.И. Невельского на транспорте «Байкал» к острову Сахалин и в устье реки Амур (1848 г.). Научные и хозяйстенные результаты экспедиции.
Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения – материальная/виртуальная – по выбору учащихся)
5. История освоения русскими моряками арктических морей.
История похода С.И. Дежнёва и Ф.А. Попова на кочах по северным морям (ХVII в.). Научные и хозяйственные результаты походов.
Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения – материальная/виртуальная – по выбору учащихся)
6. Северные экспедиции В. Беринга и А.И. Чирикова.
Цели и задачи экспедиций В. Беринга и А.И. Чирикова (ХVIII в.) Особенности маршрутов. Хроника событий и период экспедиций. Научные и хозяйственные результаты экспедиций.
Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения – материальная/виртуальная – по выбору учащихся)
7. Трагическая экспедиция Г.Я. Седова к Северному полюсу.
Цели и задачи экспедиции Г.Я. Седова (1912 г.) на шхуне «Св.Фока». Особенности маршрута. Хроника событий от начала до окончания экспедиции.
Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения – материальная/виртуальная – по выбору учащихся)
8. Итоговая конференция и выставка работ учащихся.
Подготовка и проведение конференции и выставки по итогам работы. Оформление пристендовых материалов, отражающих историю кругосветных и арктических плаваний русских моряков.
Практическая работа: проведение конференции и выставки-презентации лучших работ учащихся.
Материально-техническое оснащение
1. Настенные карты: «Великие географические открытия», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Арктика», «Антарктида», «Тихий океан» и т.д.
2. Географические атласы.
3. Контурные карты.
4. Компьютер.
5. Интерактивная доска.
6. Энциклопедии, справочники, учебные пособия.
7. Наборы канцелярских принадлежностей.
8. Презентации, подготовленные учителем.
9. Галерея портретов мореплавателей.
Список литературы:
1. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры: история географических идей. Ред. А. Г. Исаченко. - М., 1988.
2. Исаченко А. Г. Развитие географических идей. - М., 1971.
3. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. – М., 1983–1986 гг.
4. Максаковский В. П. Историческая география мира. - М., 1997.
5. Митяева А. Книга будущих адмиралов/ А. Митяева. – М., 2010.
6. Мукитанов Н. Г. От Страбона до наших дней. - М., 1985.
7. Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. – М., 1989.
8. Творцы отечественной науки. Географы. - М., 1996.
9. Томилин А.Н. Как люди открывали землю. – Л., 1987.
10. Энциклопедический словарь юного географа - краеведа. - М.,1981.
11. Интернет-ресурсы.