Программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Учим немецкий» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 14 May 2019

Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Учим немецкий» разработана для учащихся 1 класса МБОУ «Новобезгинская СОШ» и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.

С 2012 года реализация ФГОС начального общего образования в части обучения иностранному языку проходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Разработанная мной программа является актуальной, так как направлена на развитие коммуникативной компетенции младших школьников, повышения мотивации изучения немецкого языка, к тому же служит популяризации немецкого языка.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребенка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Новизна программы внеурочной деятельности «Учим немецкий» заключается в гармоничном использовании традиционных методов обучения, учебной литературы и новых педагогических технологий, мультимедийных средств обучения. Использование мультимедийных средств обучения учит детей работать с информацией.

Программа рассчитана на 66 часов учебного времени. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения и познавательных интересов учащихся.

 

Цель программы «Учим немецкий»:

Создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством немецкого языка.

 

Задачи:

I. Познавательный аспект.
познакомить детей с культурой стран изучаемого языка (музыка, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);

- способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;

- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;

- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;

- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
 

II. Развивающий аспект.

- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой; - развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;

- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;

- развивать технику речи, артикуляцию, интонации.

- развивать двигательные способности детей через драматизацию.

- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
 

III. Воспитательный аспект.

- пособствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;

- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.

- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
 

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

В результате реализации данной программы учащиеся должны:

Знать/понимать:

• особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;

• наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);

• названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;

•произведения детского фольклора и детской литературы (доступные по содержанию и форме);

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

• наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, долгих и кратких звуков, слов, близких по звучанию в родном и изучаемом иностранном языке, и др.);

использовать приобре­тенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для:

• устного общения с носителями иностранного языка, раз­вития дружелюбного отношения к представителям других стран;

• преодоления психологических барьеров в использова­нии иностранного языка как средства общения;

• ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами детской художественной литературы на иностранном языке;

• более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка

Использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни

• понимать на слух речь учителя, одноклассников;

• расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;

• соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем.

 

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний в ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир,знания, труд, культура).

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, постановки).

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Представленная программа обеспечивает достижение лич­ностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

освоение социальной роли обучающегося, развитие мо­тивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственнос­ти за свои поступки, в том числе в процессе учения;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

овладение начальными навыками адаптации в динамич­но изменяющемся и развивающемся мире;

формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский на­род и историю России, осознание своей этнической и на­циональной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориента­ции;

формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не созда­вать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и ду­ховным ценностям.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществле­ния;

освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неус­пеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, са­моанализа, саморегуляции, самооценки);

использование знаково-символических средств представ­ления информации для создания моделей изучаемых объек­тов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справоч­ных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познава­тельными задачами и технологиями обучения;

овладение навыками смыслового чтения текстов различ­ных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обу­чения на доступном младшим школьникам уровне; осознан­ное построение речевого высказывания в соответствии с зада­чами коммуникации и составление текстов в устной и пись­менной форме с учётом возможностей младших школьников;

 

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к п шестным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных то­чек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мне­ние и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты по­средством учёта интересов сторон и сотрудничества;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебны­ми моделями).

Предметные результаты:

А. В коммуникативной сфере:

языковые представления и навыки (фонетические, ор­фографические, лексические и грамматические);

говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические вы­сказывания с описаниями себя, семьи и других людей, пред­метов, картинок и персонажей);

аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся язы­ковом материале);

чтение (восприятие текстов с разной глубиной понима­ния ограниченного объёма, соответствующих изученному те­матическому материалу и интересам учащихся с соблюдени­ем правил чтения и осмысленного интонирования);

письмо (техника написания букв и соблюдение орфо­графических правил, опора на образец, письменное заполне­ние пропусков и форм, подписи под предметами и явления­ми, поздравительные открытки, личное письмо ограниченно­го объёма);

социокультурная осведомлённость (немецкоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, дет­ский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливос­ти и речевой этикет).

Б. В познавательной сфере:

формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко-буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);

умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологи­ческих высказываний по изученной тематике;

перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, предполагающие прог­нозирование содержания текста по заголовку и изображени­ям, выражение своего отношения к прочитанному, дополне­ние содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;

умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;

осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.

В. В ценностно-ориентационной сфере:

восприятие языка как общечеловеческой ценности, обес­печивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;

ознакомление с доступными возрасту культурными цен­ностями других народов и своей страны, известными героя­ми, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;

перспектива использования изучаемого языка для кон­тактов с представителями иной культуры, возможность рас­сказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка, вероятность применения начальных зна­ний иностранного языка в зарубежных турах с родными.

Г. В эстетической сфере:

знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора и народного литературного творчества;

формирование эстетического вкуса в восприятии фраг­ментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, пе­сен и иллюстраций;

развитие эстетической оценки образцов родной и зару­бежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.

Д. В трудовой сфере:

умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;

готовность пользоваться доступными возрасту современ­ными учебными технологиями, включая ИКТ, для повыше­ния эффективности своего учебного труда;

начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостаю­щей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.

 

Содержание программы учебного предмета

Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями.

Принципы, положенные в основу обучения немецкому языку во многом совпадают с принципами обучения родному языку. Младшие школьники усваивают звуки, слова, структуры в простых и в то же время реальных речевых ситуациях, ежедневно возникающих при общении со сверстниками, где им приходится выражать свои мысли, чувства, желания и т.д. Дети научатся рассказывать на немецком языке о семье, животных, игрушках, о том, что их интересует в реальной жизни.

В первом классе обучение детей немецкому языку строится на принципе устного опережения, т.е. дети сначала овладевают языком путем устного общения: они слушают и говорят. Главное внимание уделяется развитию разговорной речи и пополнения словарного запаса.

 

Основное содержание

(66 часов)

Календарный план

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Знакомство

16

Iч.

 

2

Кто это? Мои друзья.

14

IIч.

 

3

Возраст. Кто какой?

Животные.

20

III ч.

 

4

Праздники. Приглашение на праздник

16

IVч.

 

Формы проведения занятий

Внеурочная деятельность по немецкому языку традиционно основана на трех формах: индивидуальная, групповая и массовая работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами. Средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами.

Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по парам, подгруппам, индивидуально.

 

 

Виды деятельности:

игровая деятельность;

чтение, литературно-художественная деятельность;

изобразительная деятельность;

постановка сценок;

прослушивание песен и стихов;

разучивание песен и стихов;

выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

 

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения условий:

добровольность участия и желания проявить себя;

сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

эстетичность всех проводимых мероприятий;

гласность, открытость. Привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения немецким языком;

привлечение родителей и учащихся старших классов к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.

 

 

 

Перечень учебно-методических средств обучения

1. Используемая линия УМК

Немецкий букварь

Наглядно-дидактический материал (1 класс)

Календарно-тематические планы

Дополнительные материалы к УМК

2. Литература (основная и дополнительная)

- Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. Первые шаги. Ч.1,2 – М.: Просвещение, 2006;

- Бим И.Л., Рыжова Л.И., Садомова Л.В. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2009;

- Черникова С.А. Дидактические материалы по немецкому языку. Волгоград, 2005;

3. Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержанием учебного предмета

 

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

 

Стандарт начального общего образования по иностранному языку

 

 

Примерная программа начального общего образования по иностранному языку

 

 

Книги для учителя (методические рекомендации к УМК)

 

2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

 

 

Алфавит (настенная таблица)

 

 

Произносительная таблица

 

 

Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандартах для каждого ступени обучения

 

 

Портреты писателей и выдающихся деятелей культуры стран изучаемого языка

 

 

 

Карты стран изучаемого языка

 

 

Флаги стран изучаемого языка

 

 

Набор фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка

 

 

информационно-коммуникативные средства

 

 

Игровые компьютерные программы (по изучаемым языкам)

 

3.

Экранно-звуковые пособия (при наличии компьютера могут быть представлены в цифровом виде)

 

 

Аудиозаписи к УМК, которые используются для изучения иностранного языка

 

4.

Компакт-диски

 

 

Учебно-практическое оборудование

 

5.

Классная доска

 

Тематическое планирование 1 класс

№ п/п

Тема занятия

Цели

Дата

1.

Вводное занятие

Познакомить У. с целями обучения иностранному языку.

02.09

2,3.

Обучение приветствию

Научить У.приветствовать друг друга и знакомиться на немецком языке.

03.09

4.

Формирование навыков речевого этикета

Тренировать У. в употреблении лексики речевого этикета при знакомстве.

09.09

5,6

Введение гласных букв

Познакомить с правилами чтения гласных букв, выучить считалку.

10.09

16.09

7.

Обучение ведению диалога

Тренировать У. в умении вести диалог «Знакомство»

17.09

8,9.

Учим новые буквы

Познакомить с правилами чтения букв

23.09

24.09

10,

11

Мы играем и поём

Организовать повторение изученного

30.09

01.10

12,

13.

Учим новые буквы

Познакомить с правилами чтения букв

07.10

08.10

14.

Введение речевого образца 1

Научить представлять при знакомстве других

14.10

15,

16

Учим новые буквы

Познакомить с новыми буквами

15.10

21.10

17,

18.

Обучение чтению

Учить читать

22.10

28.10

19.

Обучение уточнению и переспросу

Учить переспрашивать и давать утвердительный ответ

29.10

20,

21.

Учим новые буквы

Познакомить с новыми буквами

11.11

12.11

22.

Введение отрицаний

Учить давать отрицательный ответ

18.11

23.

Учим новые буквы и буквосочетания

Познакомить с новыми буквами и буквосочетаниями

19.11

24.

Повторение изученного

Повторить, то что выучили

25.11

25.

Введение вопросительного предложения

Учить У. выяснять, кто это, при помощи вопроса и давать ответ на него.

26.11

26.

Учимся считать

Познакомить У. с цифрами

02.12

27.

Учим новые буквы

Познакомить с новыми буквами

03.12

28.

Мы играем и поём

Разучить новую песенку.

09.12

29.

Введение новых форм общения

Учить употреблять при обращении вежливую форму.

10.12

30,

31.

Развитие навыков диалогической речи

Учить У. выяснять, кому сколько лет, с помощью вопросов.

16.12

17.12

32.

Мы считаем

Повторить счёт.

23.12

33.

Развитие навыков диалогической речи

Учить У. выяснять, кто откуда, с помощью вопросов.

24.12

34.

Учим новые буквы

Познакомить с новыми буквами.

13.01

35,

36.

Учим алфавит и алфавитную песенку

Учим все буквы алфавита.

14.01

20.01

37,

38.

Повторение

Повторяем то, что знаем.

21.01

27.01

39,

40.

Обучение чтению

Учимся читать.

28.01

03.02

41,

42.

Лексика «Животные»

Учим новые слова.

04.02

10.02

43.

Мы идём в зоопарк

Повторение новых слов.

11.02

44.

Мы играем и поём

Учим новые игры, песенки.

24.02

45.

Знакомство с персонажами детских книг

Познакомить У. с персонажами детских книг.

25.02

46,

47.

Введение прилагательных

Учить характеризовать персонажей.

03.03

04.03

48.

Обучение чтению

Учить читать.

10.03

49,

50.

Готовимся к празднику

Сравнить, как мы готовимся к празднику, и как готовятся наши немецкие друзья к празднику.

11.03

17.03

51,

52.

Учим названия цветов

Выучить названия цветов.

18.03

31.03

53.

Мы рисуем и играем

Рисуем красками, играем в художника.

07.04

54,

55.

Учим новые слова

Выучить новые слова

08.04

14.04

56,

57.

Повторение

Повторяем то, что знаем.

15.04

21.04

58.

Обучение чтению

Учить читать.

22.04

59.

Страноведческая информация

Познакомить с городами Германии.

28.04

60,

61.

Мы поём

Учим песенку.

29.04

05.05

62,

63.

Повторение

Повторяем то, что знаем.

06.05

12.05

64-

66.

Повторение

Повторяем то, что знаем

13.05

19.05

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации