Программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Учим немецкий» (1 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа «Учим немецкий» разработана для учащихся 1 класса МБОУ «Новобезгинская СОШ» и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.
С 2012 года реализация ФГОС начального общего образования в части обучения иностранному языку проходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Разработанная мной программа является актуальной, так как направлена на развитие коммуникативной компетенции младших школьников, повышения мотивации изучения немецкого языка, к тому же служит популяризации немецкого языка.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребенка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Новизна программы внеурочной деятельности «Учим немецкий» заключается в гармоничном использовании традиционных методов обучения, учебной литературы и новых педагогических технологий, мультимедийных средств обучения. Использование мультимедийных средств обучения учит детей работать с информацией.
Программа рассчитана на 66 часов учебного времени. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения и познавательных интересов учащихся.
Цель программы «Учим немецкий»:
Создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством немецкого языка.
Задачи:
I. Познавательный аспект.
познакомить детей с культурой стран изучаемого языка (музыка, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
- способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой; - развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
- развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
- развивать двигательные способности детей через драматизацию.
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект.
- пособствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
• особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
• наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
• названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
•произведения детского фольклора и детской литературы (доступные по содержанию и форме);
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
• наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, долгих и кратких звуков, слов, близких по звучанию в родном и изучаемом иностранном языке, и др.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• устного общения с носителями иностранного языка, развития дружелюбного отношения к представителям других стран;
• преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
• ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами детской художественной литературы на иностранном языке;
• более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка
Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни
• понимать на слух речь учителя, одноклассников;
• расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
• соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний в ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир,знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, постановки).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном младшим школьникам уровне; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме с учётом возможностей младших школьников;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к п шестным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере:
языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
чтение (восприятие текстов с разной глубиной понимания ограниченного объёма, соответствующих изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
• письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объёма);
• социокультурная осведомлённость (немецкоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).
Б. В познавательной сфере:
формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко-буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказываний по изученной тематике;
перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.
Г. В эстетической сфере:
знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора и народного литературного творчества;
формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
Д. В трудовой сфере:
умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ, для повышения эффективности своего учебного труда;
начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.
Содержание программы учебного предмета
Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями.
Принципы, положенные в основу обучения немецкому языку во многом совпадают с принципами обучения родному языку. Младшие школьники усваивают звуки, слова, структуры в простых и в то же время реальных речевых ситуациях, ежедневно возникающих при общении со сверстниками, где им приходится выражать свои мысли, чувства, желания и т.д. Дети научатся рассказывать на немецком языке о семье, животных, игрушках, о том, что их интересует в реальной жизни.
В первом классе обучение детей немецкому языку строится на принципе устного опережения, т.е. дети сначала овладевают языком путем устного общения: они слушают и говорят. Главное внимание уделяется развитию разговорной речи и пополнения словарного запаса.
Основное содержание
(66 часов)
Календарный план
№ п/п |
Наименование раздела и тем |
Часы учебного времени |
Плановые сроки прохождения |
Примечание |
1 |
Знакомство |
16 |
Iч. |
|
2 |
Кто это? Мои друзья. |
14 |
IIч. |
|
3 |
Возраст. Кто какой? Животные. |
20 |
III ч. |
|
4 |
Праздники. Приглашение на праздник |
16 |
IVч. |
|
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по немецкому языку традиционно основана на трех формах: индивидуальная, групповая и массовая работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами. Средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами.
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по парам, подгруппам, индивидуально.
Виды деятельности:
игровая деятельность;
чтение, литературно-художественная деятельность;
изобразительная деятельность;
постановка сценок;
прослушивание песен и стихов;
разучивание песен и стихов;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения условий:
добровольность участия и желания проявить себя;
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
гласность, открытость. Привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения немецким языком;
привлечение родителей и учащихся старших классов к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Используемая линия УМК
Немецкий букварь
Наглядно-дидактический материал (1 класс)
Календарно-тематические планы
Дополнительные материалы к УМК
2. Литература (основная и дополнительная)
- Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. Первые шаги. Ч.1,2 – М.: Просвещение, 2006;
- Бим И.Л., Рыжова Л.И., Садомова Л.В. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2009;
- Черникова С.А. Дидактические материалы по немецкому языку. Волгоград, 2005;
3. Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержанием учебного предмета
1. |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
|
|||
|
Стандарт начального общего образования по иностранному языку |
|
|||
|
Примерная программа начального общего образования по иностранному языку |
|
|||
|
Книги для учителя (методические рекомендации к УМК) |
|
|||
2. |
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ |
|
|||
|
Алфавит (настенная таблица) |
|
|||
|
Произносительная таблица |
|
|||
|
Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандартах для каждого ступени обучения |
|
|||
|
Портреты писателей и выдающихся деятелей культуры стран изучаемого языка |
|
|||
|
Карты стран изучаемого языка |
|
|||
|
Флаги стран изучаемого языка |
|
|||
|
Набор фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка |
|
|||
|
информационно-коммуникативные средства |
|
|||
|
Игровые компьютерные программы (по изучаемым языкам) |
|
|||
3. |
Экранно-звуковые пособия (при наличии компьютера могут быть представлены в цифровом виде) |
|
|||
|
Аудиозаписи к УМК, которые используются для изучения иностранного языка |
|
|||
4. |
Компакт-диски |
|
|||
|
Учебно-практическое оборудование |
|
|||
5. |
Классная доска |
|
|||
Тематическое планирование 1 класс |
|||||
№ п/п |
Тема занятия |
Цели |
Дата |
||
1. |
Вводное занятие |
Познакомить У. с целями обучения иностранному языку. |
02.09 |
||
2,3. |
Обучение приветствию |
Научить У.приветствовать друг друга и знакомиться на немецком языке. |
03.09 |
||
4. |
Формирование навыков речевого этикета |
Тренировать У. в употреблении лексики речевого этикета при знакомстве. |
09.09 |
||
5,6 |
Введение гласных букв |
Познакомить с правилами чтения гласных букв, выучить считалку. |
10.09 16.09 |
||
7. |
Обучение ведению диалога |
Тренировать У. в умении вести диалог «Знакомство» |
17.09 |
||
8,9. |
Учим новые буквы |
Познакомить с правилами чтения букв |
23.09 24.09 |
||
10, 11 |
Мы играем и поём |
Организовать повторение изученного |
30.09 01.10 |
||
12, 13. |
Учим новые буквы |
Познакомить с правилами чтения букв |
07.10 08.10 |
||
14. |
Введение речевого образца 1 |
Научить представлять при знакомстве других |
14.10 |
||
15, 16 |
Учим новые буквы |
Познакомить с новыми буквами |
15.10 21.10 |
||
17, 18. |
Обучение чтению |
Учить читать |
22.10 28.10 |
||
19. |
Обучение уточнению и переспросу |
Учить переспрашивать и давать утвердительный ответ |
29.10 |
||
20, 21. |
Учим новые буквы |
Познакомить с новыми буквами |
11.11 12.11 |
||
22. |
Введение отрицаний |
Учить давать отрицательный ответ |
18.11 |
||
23. |
Учим новые буквы и буквосочетания |
Познакомить с новыми буквами и буквосочетаниями |
19.11 |
||
24. |
Повторение изученного |
Повторить, то что выучили |
25.11 |
||
25. |
Введение вопросительного предложения |
Учить У. выяснять, кто это, при помощи вопроса и давать ответ на него. |
26.11 |
||
26. |
Учимся считать |
Познакомить У. с цифрами |
02.12 |
||
27. |
Учим новые буквы |
Познакомить с новыми буквами |
03.12 |
||
28. |
Мы играем и поём |
Разучить новую песенку. |
09.12 |
||
29. |
Введение новых форм общения |
Учить употреблять при обращении вежливую форму. |
10.12 |
||
30, 31. |
Развитие навыков диалогической речи |
Учить У. выяснять, кому сколько лет, с помощью вопросов. |
16.12 17.12 |
||
32. |
Мы считаем |
Повторить счёт. |
23.12 |
||
33. |
Развитие навыков диалогической речи |
Учить У. выяснять, кто откуда, с помощью вопросов. |
24.12 |
||
34. |
Учим новые буквы |
Познакомить с новыми буквами. |
13.01 |
||
35, 36. |
Учим алфавит и алфавитную песенку |
Учим все буквы алфавита. |
14.01 20.01 |
||
37, 38. |
Повторение |
Повторяем то, что знаем. |
21.01 27.01 |
||
39, 40. |
Обучение чтению |
Учимся читать. |
28.01 03.02 |
||
41, 42. |
Лексика «Животные» |
Учим новые слова. |
04.02 10.02 |
||
43. |
Мы идём в зоопарк |
Повторение новых слов. |
11.02 |
||
44. |
Мы играем и поём |
Учим новые игры, песенки. |
24.02 |
||
45. |
Знакомство с персонажами детских книг |
Познакомить У. с персонажами детских книг. |
25.02 |
||
46, 47. |
Введение прилагательных |
Учить характеризовать персонажей. |
03.03 04.03 |
||
48. |
Обучение чтению |
Учить читать. |
10.03 |
||
49, 50. |
Готовимся к празднику |
Сравнить, как мы готовимся к празднику, и как готовятся наши немецкие друзья к празднику. |
11.03 17.03 |
||
51, 52. |
Учим названия цветов |
Выучить названия цветов. |
18.03 31.03 |
||
53. |
Мы рисуем и играем |
Рисуем красками, играем в художника. |
07.04 |
||
54, 55. |
Учим новые слова |
Выучить новые слова |
08.04 14.04 |
||
56, 57. |
Повторение |
Повторяем то, что знаем. |
15.04 21.04 |
||
58. |
Обучение чтению |
Учить читать. |
22.04 |
||
59. |
Страноведческая информация |
Познакомить с городами Германии. |
28.04 |
||
60, 61. |
Мы поём |
Учим песенку. |
29.04 05.05 |
||
62, 63. |
Повторение |
Повторяем то, что знаем. |
06.05 12.05 |
||
64- 66. |
Повторение |
Повторяем то, что знаем |
13.05 19.05 |