Рабочая программа внеурочной деятельности «Немецкий язык. Страноведение» (6 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Немецкий язык. Страноведение»
Класс: 6
Учитель: Чиликина Юлия Александровна.
Количество часов – 34 ч (1 час в неделю)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Череповец
2016/17 учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка
2.Цели обучения немецкому языку по программе внеурочной деятельности «Немецкий язык. Страноведение»
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Немецкий язык. Страноведение»
4. Предметное содержание и особенности внеурочной деятельности «Немецкий язык. Страноведение»
5.Тематическое планирование
6. Учебно-методическое обеспечение.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся и понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге.
Данная программа создает условия для культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой культуры. Она полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций.
В настоящее время ни у кого не возникает сомнения в необходимости владения иностранным языком. Развивающиеся международные экономические, политические и культурные связи, научно-технический прогресс повысили престиж иноязычной грамотности настолько, что владение иностранными языками становится одним из условий профессиональной компетентности специалиста.
Педагогу при обучении иностранному языку необходимо развивать у школьников не только коммуникативные умения, но и решать задачи, связанные с поликультурным и социокультурным развитием личности. Это поможет детям грамотно и нравственно вести себя в этом мире и взаимодействовать с ним.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Немецкий язык. Страноведение» обусловлена важностью создания условий для развития у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Немецкий язык. Страноведение» для 5 класса разработана в соответствии:
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам (Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. 5-9 классы… М.: Просвещение, 2012 год);
Ценностные ориентиры, лежащие в основе программы
Ценностные ориентиры содержания рабочей программы внеурочной деятельности "Немецкий язык. Страноведение" основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся основой реализации ФГОС ООО.
Данная рабочая программа знакомит учащихся с национальными праздниками и обычаями Германии, немецким детским фольклором, играми сверстников
немецкоговорящих стран, помогает постичь систему ценностных нормативов народа страны изучаемого языка.
Эстетическое развитие школьников обеспечивается использованием детского фольклора, стихов, песен, считалок, обсуждением тем, связанных с культурным наследием России, Германии и других стран мира
Цели обучения немецкому языку по программе внеурочной деятельности «Немецкий язык. Страноведение»
учебная
познавательная
развивающая
воспитательная
Указанные стратегические цели не изолированы друг от друга. Их вычленение чисто условно и служит лишь четкому осознанию каждой из них; реализация же этих целей возможна только комплексно, ибо каждая цель обусловлена всеми остальными.
Цель обучения реализуется в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего, практического:
-формирование умений общаться на немецком языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании;
-развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению немецкого языка на последующих ступенях школьного образования;
-обеспечение коммуникативно - психологической адаптации школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании немецкого языка как средства общения;
-приобщение к новому социальному опыту с использованием немецкого языка: с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на немецком языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на немецком языке; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
-формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также их общеучебных умений;
-развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием немецкого языка;
-приобщение школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на немецком языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Немецкий язык. Страноведение»
Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Личностные результаты:
-формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
-стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовности содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
-толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
-осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты:
-развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
-развитие исследовательских действий, включая навыки работы с информацией.
Предметные результаты:
-знание распространённых образцов фольклора;
-представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
-умение пользоваться справочным материалом.
Учащиеся 6 класса должны уметь:
устно и письменно общаться с носителями немецкого языка в элементарных типичных ситуациях;
сравнивать календарные праздники в Германии и России;
принимать участие в культурных мероприятиях, связанных с национальными праздниками и обычаями;
участвовать в различных деятельностях речи, в которых нашли отражение и объяснение типичные исторические и культурные события страны;
играть в игры сверстников немецкоговорящих стран.
Должны знать:
детский немецкий песенный и танцевальный фольклор;
детские немецкие стихи, считалки;
календарные праздники в Германии и России;
приёмы преодоления психологических барьеров в использовании немецкого языка.
Учащиеся должны владеть общеучебными навыками:
работать с информацией;
работать с разными источниками на немецком языке;
работать с текстом для чтения;
планировать и осуществлять исследовательскую работу.
Учащиеся знакомятся с социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в условиях различных ситуаций общения в семье, в школе и др. Использование немецкого языка как средства социокультурного развития на данном этапе включает знакомство с:
государственными символами;
традициями проведения праздников;
оригинальными или адаптированными материалами детских сказок;
иноязычными рассказами, песнями, стихами.
Предметное содержание и особенности внеурочной деятельности «Немецкий язык. Страноведение»
Содержание курса немецкого языка, представленного данной программой, соответствует всем разделам Примерной программы по иностранному языку, разработанной в рамках ФГОС 2010 г., что обеспечивает достижение учащимися планируемых результатов.
Отличительные особенности программы внеурочной деятельности "Немецкий язык: Страноведение"
В рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия, исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду и являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод проектов.
Формы занятий:
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания способствуют развитию воображения. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации.
Формы реализации программы:
-занятие-путешествие;
-викторины;
-театральные инсценировки;
-изготовление открыток, костюмов, масок, поделок;
-онлайн- экскурсия;
-сравнительный анализ перевода стихов разных авторов;
-сравнение нравов и обычаев России и Германии.
Формы подведения итогов:
-участие в конкурсных мероприятиях, предметной неделе
-праздники
-защита проектов;
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане школы:
Программа реализует общекультурное ( художественно- эстетическое) направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятия в неделю по 40 мин), всего 34 часа в год в 5 классе.
Тематическое планирование
Обучение по программе внеурочной деятельности «Немецкий язык. Страноведение» в 5 классе составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по немецкому языку
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 часа в неделю.
Название раздела |
Кол-во часов |
|
1 |
Вводное занятие » Нам интересно знать больше о Германии» |
1 |
2 |
Подготовка и проведение праздника » Первый день в немецкой школе» |
3 |
3 |
Немецкие праздники октября |
3 |
4 |
Подготовка и проведение Дня святого Мартина |
3 |
5 |
День святой Барбары |
1 |
6 |
День святого Николая |
2 |
7 |
Празднование Рождества в Германии |
2 |
8 |
Рождество в России |
1 |
9 |
Зимние забавы немецких детей |
1 |
10 |
Детский немецкий песенный фольклор о зиме |
2 |
11 |
Пятое время года в Германии |
2 |
12 |
Русская масленица |
1 |
13 |
Подготовка к проведению праздника Пасхи в Германии |
1 |
14 |
Празднование Пасхи в Германии |
1 |
15 |
Детский немецкий песенный фольклор о весне |
1 |
16 |
Весенние праздники в России |
1 |
17 |
День матери в Германии |
1 |
18 |
День отца в Германии |
1 |
19 |
Празднование Троицы в Германии и России |
1 |
20 |
Детский немецкий песенный фольклор о лете |
1 |
21 |
Летние забавы немецких детей |
1 |
22 |
Все любят праздники! |
1 |
23 |
Самый любимый праздник |
1 |
24 |
Защита проекта « Календарные праздники Германии» |
1 |
Итого |
34 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Методический журнал» Иностранные языки в школе»
Гречко В.К., Богданова Н.В.» Немецкий язык для детей»
Гальскова Н.Д., Гез Н.И.» Немецкий язык для детей »
Журнал « Deutsch für Kinder «
Костюмы
Книги немецкой литературы в переводе и оригинале
Материалы для поделок
Диски, видеокассеты