Программа внеурочной деятельности «В мире немецкой литературы»
МАОУ «Платошинская средняя школа»
Программа по внеурочной деятельности по немецкому языку
«В мире немецкой литературы»
Автор составитель: учитель немецкого языка
Кобзарева Екатерина
Сергеевна
2016-2017
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность в школе является неотъемлемой частью воспитания детей, становление личности ребенка. ФГОС уже давно диктует свои условия, поэтому реализация стандарта проходит не только на уроках иностранного языка, но и во внеурочной деятельности. Учебная программа не позволяет уделять на уроках немецкого языка достаточного внимания игровым моментам, практически не хватает времени для постановки сценок, инсценирования, разучивания песен, стихов на немецком языке. А ведь именно это мотивирует детей на изучение языка, показывает практическую значимость владения языком. Поэтому, мной была разработана программа по внеурочной деятельности «В мире немецкой литературы», которая рассчитана на 31 час для учащихся 7-8 классов. Считаю, что данная программа по немецкому языку является актуальной, так как направлена на развитие коммуникативной компетенции учащихся. Развитие их творческих и художественных способностей, повышения мотивации изучения иностранного языка.
Новизна программы внеурочной деятельности «В мире немецкой литературы» заключается, на мой взгляд, в гармоничном использовании традиционных методов изучения учебной литературы и новых педагогических технологий: аудио, видеокурсы, мультимедийные средства обучения. Данные современные технологии дают возможность формировать компетентности. Использование мультимедийных средств обучения учить детей работать с информацией, а коммуникативная компетентность формируется через возможность слышать речь носителей языка. Использование на занятиях метода инсценирования помогает процессу социализации личности, умению сотрудничать.
Цель:
Развитие коммуникативной и читательской компетенции в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.
Задачи:
Развивать коммуникативные умения в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо);
Приобщить учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка;
Познакомить с классиками немецкой поэзии, произведениями, которые не входят в базовый уровень изучения иностранного языка;
Развивать и формировать понимание важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания и социальной адаптации;
Развивать умение реализовываться в группе.
Данная программа по внеурочной деятельности перекликается со страноведческим материалом из учебника по немецкому языку предметной линии И. Л. Бим.
На страницах учебника предметной линии И. Л. Бим присутствует много стихов и произведений немецких авторов. Изучаются данные произведения не в полном объеме, поэтому была разработана программа внеурочной деятельности, где формируются мотивы учения, формирование познавательного интереса, стимулирование речемыслительной и творческой активности учащихся. Это все достигается при помощи большого объема страноведческой информации, знакомством с немецкой культурой и наследием по средствам немецких сказок, произведений, создания атмосферы творчества и сотрудничества на занятиях.
Примерное тематическое планирование внеурочной деятельности
№ |
тема |
Содержание работы |
1. |
Организационное занятие. Анкета. (1 час) |
Определение целей и задач курса; Проведение анкеты по знаниям немецких авторов. |
2. |
Знакомство со знаменитыми немецкими авторами. (2 часа) |
Просмотр презентации по знаменитым личностям Германии (Гете, Гейне, Шиллер, Братья Гримм, К. Нестлингер и др.) Составление рассказа на немецком языке о своем любимом произведении немецкого автора или о прочитанном произведении данных авторов. |
3. |
Знакомство с творчеством Генриха Гейне. (2 часа) |
Просмотр презентации о Генрихе Гейне; Чтение стихов Генриха Гейне. |
4. |
Творчество Генриха Гейне. (2 часа) |
Иллюстрирование стихов Генриха Гейне; Чтение переводов стихов Гейне русскими авторами; Создание своего художественного перевода. |
5. |
Знакомство с творчеством Гете. (1 час) |
Просмотр презентации по творчеству Гете; Чтение, слушание аудиозаписей с произведениями Гете. |
6. |
Художественное восприятие стихов Гете. (2 часа) |
Поиск художественных переводов произведений Гете; Составление художественного перевода стихов Гете; Иллюстрирование стихов Гете. |
7. |
Выставка рисунков по творчеству Гете и Гейне. (1 час) |
Защита иллюстраций по творчеству Гете и Гейне; Выразительное чтение стихов; Рассказ стихов наизусть. |
8. |
Русские авторы, которые переводили Гете и Гейне. (1 час) |
Просмотр презентаций; Сопоставление переводов русских авторов с переводами учащихся. |
9. |
Знакомство с творчеством Шиллера. (1 час) |
Презентация по творчеству Шиллера; Знакомство с известными произведениями. |
10. |
Творчество Шиллера. Чтение стихов и произведений. (2 часа) |
Выразительное чтение стихов; Иллюстрирование стихов, создание художественного перевода. |
11. |
Творчество Шиллера. (3 часа) |
Чтение произведения «Разбойники» по ролям; Иллюстрирование главного героя, характеристика героя. |
13. |
Выставка рисунков по творчеству Шиллера. (1 час) |
Представление рисунков; Выразительное чтение стихов; Рассказ стихов наизусть. |
14. |
Знакомство с биографией и творчеством братьев Гримм. (2 часа) |
Просмотр презентации по творчеству братьев Гримм; Знакомство с известными сказками братьев Гримм; Чтение сказки «Золотой гусь»; Иллюстрирование сказки «Золотой гусь» |
14. |
Творчество братьев Гримм. (1 час) |
Инсценирование сказки братьев Гримм для учащихся начальной школы на немецком языке. |
15. |
Творчество братьев Гримм. (1 часа) |
Чтение сказки «Золушка»; Иллюстрирование сказки «Золушка» |
16. |
Творчество братьев Гримм. (1 час) |
Костюмированное представление сказки «Золушка» на немецком языке для начальной школы. |
17. |
Творчество братьев Гримм. (1 час) |
Организация выставки рисунков по сказкам «Золотой гусь», «Золушка». |
18. |
Творчество братьев Гримм. (1 час) |
Чтение сказки «Бременские музыканты»; Иллюстрирование к сказке «Бременские музыканты». |
19. |
Творчество братьев Гримм. (2 часа) |
Прослушивание сказки на немецком языке «Гензель и Гретель»; Создание иллюстраций к данной сказке. |
20. |
Творчество братьев Гримм. (1 час) |
Прослушивание сказки «Горшочек каши»; Иллюстрирование сказки. |
21. |
Творческий отчет. (1 час) |