Программа внеурочной деятельности по социальному направлению ДЮП «Огнеборцы» (8 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №7 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Протокол педагогического совета Директор школы
№1 от 28.08.2020 Никитина О.Н. _______________
Школьное объединение
ДЮП «Огнеборцы»
программа внеурочной деятельности
по социальному, нравственному направлению
8 классов
2020-2021 учебный год
4-й год обучения
Составитель: Вычегдина Лилия Азмухановна
г.Березники, 2020
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению ДЮП «Огнеборцы» предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 классов. Программа ДЮП «Огнеборцы» написана в соответствии с федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., который является главным направлением в государственной политике в сфере образования и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (МАОУ «Школы №7»).
Программа нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся, организации их свободного времени.
Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена следующими причинами - процент пожаров, возникающих по причине детской шалости с огнем, стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. В огне постоянно погибают тысячи людей, а самое главное, погибают дети. Бесстрастная статистика свидетельствует, что в России ежегодно на пожарах гибнет 13-15 тысяч граждан, в том числе 500 детей. Главная причина – это «человеческий фактор», элементарное незнание и несоблюдение мер пожарной безопасности. До 70% пожаров происходит по причине неосторожного обращения людей с огнем. Поэтому учить человека правильно действовать в чрезвычайной ситуации, воспитывать культуру безопасного поведения необходимо с раннего возраста.
Статья 25 федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности» указывает на обязательное обучение школьников мерам пожарной безопасности. Поэтому в образовательных учреждениях и были созданы дружины юных пожарных с целью совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся в комфортной развивающей среде,
стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе,
активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Цель программы «Дружины юных пожарных» - воспитание мужества, гражданственности, находчивости, бережного отношения к частной и государственной собственности, коллективизма и творчества, а также физической закалки, профессиональной ориентации.
Задачи программы:
В области формирования личностной культуры:
формирование мотивации универсальной нравственной компетенции - «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
В области формирования социальной культуры:
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам обеспечения пожарной безопасности;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
повышение культуры в области пожарной безопасности за счет совершенствования системы подготовки и воспитания членов ДЮП;
формирование интереса у детей и подростков к профессии пожарного и спасателя;
Результативность внеурочной деятельности предполагает:
приобретение обучающимися социального знания,
формирование положительного отношения к базовым ценностям,
приобретение опыта самостоятельного общественного действия.
Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.
Ожидаемые личностные результаты:
Личностные результаты | ― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона; ― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны; ― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; ― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; ― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности; ― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей; ― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе; ― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; ― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия; ― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; ― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. |
Формы и режим занятий.
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и использования деятельностного подхода в проведении.
Внеурочная деятельность по программе «ДЮП» направлена на достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося , создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное от уроков время. Именно поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными.
Формы проведения занятий. Программа «ДЮП» направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляется в формах, отличных от классно-урочной и представлен в программе в виде: общественно-полезных практик, конкурсов, викторин, бесед, праздников, экскурсий, познавательных бесед, игр (сюжетно-ролевые, деловые и т.п).
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальные и коллективные (групповые, парные).
Режим занятий: Содержание программы ориентировано на 1 час в неделю, занятие длится 40 минут (в течение учебного года 34 часа).
Результативность освоения программы курса:
Воспитательные результаты
Первый уровень | приобретение обучающимися социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
Второй уровень | получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
Третий уровень | получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
Формой предъявления результата является участие обучающихся в организации разъяснительной работы по теме пожарной безопасности: проведение бесед, викторин, кинолекториев, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематических утренников, праздников, постановка спектаклей и создании агитбригад, а так же участие в создании и использовании наглядной агитации методической базы для изучения Правил пожарной безопасности.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
по социальному, нравственному направлению
(1 ч. в неделю)
1 четверть
№ | Раздел программы | Тема занятия | Формы организации | Кол – во часов | Дата | ||
Всего | Теория | Практика | |||||
1 | Я – юный пожарный! | 1.«Роль отрядов ДЮП» Выбор командира дружины. Распределение поручений. | Организационное занятие | 1 | 1 | | 04.09. |
2.Функции членов ДЮП | Учебно-тренировочная эвакуация | 1 | | 1 | 11.09. | ||
3. Основные причины пожаров | Тематическая линейка | 1 | 1 | | 18.09. | ||
«Безопасный мир» | Конкурс информационных плакатов | 1 | | 1 | 25.09. | ||
«Огонь - друг и враг?» | Видеолекторий | 1 | 1 | | 02.10. | ||
«Я в пожарные пойду» | Игровая программа | 1 | | 1 | 09.10. | ||
7. Посещение пожарной части | Экскурсия-знакомство с пожарной техникой | 1 | | 1 | 16.10. | ||
8. Оформление стенда ДЮП
| Творческое задание | 1 | | 1 | 23.10. | ||
Итого | 8 | 3 | 5 | |
2 четверть
№ | Раздел программы | Тема занятия | Формы организации | Кол – во часов | Дата | ||
Всего | Теория | Практика | |||||
2 | В единстве – наша сила | «История пожарной охраны» | Презентация | 1 | 1 | | 06.11. |
«Не шути с огнём» | Информационное занятие | 1 | 1 | | 13.11. | ||
«Правила пожарной безопасности» | Подготовка к проведению массово-разъяснительной работы | 1 | | 1 | 20.11. | ||
«Ребята, эти правила выполняйте правильно!» | Информационное агитвыступление (5-е классы) | 1 | | 1 | 27.11. | ||
«Будь осторожен с огнем!» | Информационное агитвыступление (классы с ТМНР) | 1 | | 1 | 04.12. | ||
«Номера телефонов службы спасения» | Вклейка памяток в дневники | 1 | | 1 | 11.12. | ||
«Меры предосторожности при проведение новогодних праздников» | Беседа-презентация | 1 | 1 | | 18.12. | ||
«Внимание - Новый год!» | Разработка и выдача памятки | 1 | | 1 | 25.12. | ||
Итого | 8 | 3 | 5 | |
3 четверть
№ | Раздел программы | Тема занятия | Формы организации | Кол – во часов | Дата | ||
Всего | Теория | Практика | |||||
3 | Эстафета добрых дел | «Эвакуация при пожаре» | Отработка действий на случай возникновения пожара | 1 | 1 | | 15.01. |
«Шаг к безопасности» | Игра-путешествие | 1 | | 1 | 22.01. | ||
«Все - как один!» | Пожарно-спортивная эстафета | 1 | | 1 | 29.01. | ||
«Правила поведения при пожаре» | Разработка и выдача памятки для классных уголков в классах ТМНР | 1 | 1 | | 05.02. | ||
«Служба «01» | Творческое задание. Выпуск баннеров | 1 | | 1 | 12.02. | ||
«Пожарный-профессия героическая» | Беседа-презентация | 1 | 1 | | 19.02. | ||
«Детям спички не игрушка!» | Флеш-моб для 5-х классов | 1 | | 1 | 26.02. | ||
«Первичные средства пожаротушения» | Викторина для 6-х классов | 1 | 1 | | 05.03. | ||
«Пожарная безопасность в быту в зимнее время» | Разработка и выдача памятки для классных уголков | 1 | | 1 | 12.03. | ||
Обновление информационного стенда ДЮП | Творческое задание | 1 | | 1 | 19.03. | ||
Итого | 10 | 4 | 6 | |
4 четверть
№ | Раздел программы | Тема занятия | Формы организации | Кол – во часов | Дата | ||
Всего | Теория | Практика | |||||
4 | Экологичес- кий марафон | «Лес – богатство и краса, береги свои леса! | Беседа-презентация | 1 | 1 | | 02.04. |
«Будь осторожен с огнем!» | Распространение листовок среди жителей микрорайона | 1 | | 1 | 09.04. | ||
«Береги лес от пожара!» | Участие в акции «Дни защиты от экологической опасности» | 1 | | 1 | 16.04. | ||
«Ты и огонь» | Игра-викторина для классов ТМНР | 1 | | 1 | 23.04. | ||
«Причины пожаров в лесу» | Видеолекторий по профилактике безопасного поведения на природе | 1 | 1 | | 30.04. | ||
«Зеленый двор» | Высадка саженцев и уборка территории школы | 1 | | 1 | 07.05. | ||
«Знаток пожарной безопасности» | Подведение итогов и вручение дипломов | 1 | 1 | | 14.05. | ||
«Безопасные каникулы» | Разработка и выдача памятки для классных уголков | 1 | | 1 | 21.05. | ||
Обновление стенда ДЮП | Творческое задание | 1 | | 1 | 28.05. | ||
Итого | 9 | 3 | 6 | |