Программа внеурочной деятельности по Успешному чтению
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 01.06.2016 № 203 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс: Успешное чтение
Класс: 2Г
Количество часов (всего): 17 ч.
Учитель: Погорелова Т.В.
Учебный год: 2016 – 2017 учебный год
Программа внеурочной деятельности - модель совместной деятельности педагога и ребенка, отражающая процесс обучения, воспитания и творческого развития.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности « Успешное чтение » для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 5, с учетом авторской программы. Программа составлена на основе УМК «Учимся успешному чтению» 1-4 класс. Включает в себя методические рекомендации для учителя, «Портфель читателя» 1,2,3,4 класс (Галактионова Т.Г., Саввинова С.О., Назарова Я.Г., Жук С.Г. -М..: Просвещение, 2012..)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности конкретизирует распределение материала по темам и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Тип программы – возрастная образовательная.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета |
||||||
Личностные |
Метапредметные результаты |
Предметные |
||||
коммуникативные |
регулятивные |
познавательные |
||||
Ученик научится |
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить текст на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие выводы |
отражают умение работать в сотрудничестве с учителем, со сверстниками. В проекте защитить произведение можно как учителю, так и консультанту. Обсуждаются в группах прочитанные произведения. Такой способ сближает детей, позволяет им лучше понять друг друга и выявить проблемы, если они появляются и вместе их решать. |
обеспечивают учащимся организацию своей читательской деятельности и участие в проекте. Каждый участник проекта ставит перед собой задачи на определённый этап. А задача состоит в том, чтобы прочитать произведения из предложенного списка. Ученик планирует, какие книги он прочитает в первую очередь, т.к. эта книга у него есть в домашней библиотеке, либо родители посоветовали начать читать её, либо товарищ прорекламировал и т.д. В течение времени проводится корректировка в планах самим ребёнком. Важным действием является саморегуляция. Участнику созданы условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой доступной форме - ребёнок получает бук за прочитанное произведение. Что даёт ему возможность участвовать в лотерее. Заработанные буки становятся позитивным подкрепляющим стимулом. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. |
формирующие поисковую и исследовательскую деятельность, тесно связаны с проектом. Прочитанные произведения из проекта становятся благодатным материалом для учебно-поисковых работ школьников. « Портфель читателя» позволяет продемонстрировать читательскую компетентность ученика, отражает круг его « актуального» и « ближнего» чтения. |
выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, полученного в рамках данного курса посредством чтения. К категории «личностных результатов» следует относить такую характеристику личности школьника как «приобщенность к чтению».. |
|
Ученик получит возмож- ность научиться |
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; работать с несколькими источниками информации, делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. |
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; умения владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
ориентироваться в книге; находить нужную главу в содержании книги; знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий; предполагать на основе названия книги, какие произведения будут рассматриваться в данной книге; понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении книги; принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей. проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, викторины, теста. |
находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание; самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие. |
читать текст про себя и понимать прочитанное; самостоятельно определять главную мысль произведения ; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения; находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами. |
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
Из них практическая часть |
Краткое содержание раздела |
1 |
Старт проекта. |
1 час |
||
2 |
Реклама книги |
1 час |
||
3 |
Чтение и обсуждение прочитанных произведений. |
4 часа |
||
4 |
Работа с «Портфелем читателя». |
3 часа |
||
5 |
Творческая мастерская |
4 часа |
||
6 |
Диагностика чтения. Индекс позитива. |
2 часа |
||
7 |
Подведение итогов |
2 часа |
||
Итого |
17 часов |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Тип урока |
Содержание, основные понятия |
|||
план |
факт |
|||||||
1 |
Приглашение в проект. « Моя любимая книга». «Права читателя». Знакомство и обсуждение. |
1 |
Встреча. |
Права читателя, проект, задачи на 2 класс. |
||||
2 |
Старт проекта. Встреча с читающими родителями. «Моя любимая книга детства». |
1 |
Праздничная линейка. |
Сценарий праздника. |
||||
3 |
Мастерская «Счастливый художник» по созданию картины «Однажды в Простоквашино» по произведению Э.Успенского. |
1 |
Мастер – класс. |
Вычитывание текста по книге. |
||||
4 |
Знакомство с «Портфелем читателя» для 2 класса. |
1 |
Работа с таблицами. |
Требования к оформлению страниц, выбор заданий. |
||||
5 |
М.Дружинина «Мой весёлый выходной», задания для суперчитателя. |
1 |
Творческое задание. |
Сочинение историй из жизни школьника. |
||||
6 |
Чтение и обсуждение рассказов А.Гайдара. |
1 |
Обсуждение через вопросы. Работа в группах. |
Рассказы и их названия. |
||||
7 |
Обсуждение сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». |
1 |
Выставка книг. |
Викторина по прочитанному. |
||||
8 |
Читай и размышляй. Задания по «Портфелю читателя» к произведению С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Просмотр и обсуждение к/ф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». |
1 |
Просмотр кинофильма. |
Разные виды текста. |
||||
9 |
1 |
Конференция. Публичные выступления. |
Требования к исследовательской работе по тексту. |
|||||
10 |
Мастер – класс по изготовлению маски любимого героя. |
1 |
Мастер – класс. |
Озвучивание маски любимого героя. |
||||
11 |
Интерактивная игра «Крестики – нолики» по произведениям. |
1 |
Игра. |
Вопросы по прочитанным произведениям. |
||||
12 |
Чтение и обсуждение сказок Р. Киплинга « Рики- тики – тави» и «Кошка, которая гуляла сама по себе». |
1 |
Чтение вслух. |
Тонкие и толстые вопросы. |
||||
13 |
Защита иллюстрации по произведению Дж. Родари «Чиполлино». Читай, играй, придумывай, фантазируй. Задание «Весёлый счёт» по произведению Дж. Родари «Путешествие Голубой Стрелы». |
1 |
Защита иллюстраций. |
Работа по тексту, поиск нужной информации. |
||||
14 |
«А вот и я». Пересказ любимого отрывка от лица героя. |
1 |
Пересказ. |
Разные рассказчики. |
||||
15 |
Диагностика чтения. Индекс позитива. |
1 |
Анкетирование. Рефлексия. |
Работа в «Портфеле читателя». |
||||
16 |
Конкурс « Самая читающая семья 2-го класса». |
1 |
Конкурс. |
Сценарий праздника. |
||||
17 |
В. Губарев «Королевство кривых зеркал». |
Игра. |
Вопросы по иллюстрациям. |