Программа внеурочной деятельности «Искусство чтения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №74» ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА КУДАШОВА
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Искусство чтения»
Направление: Общеинтеллектуальное
Возраст учащихся: 9 класс (15 лет)
Срок реализации: 1 год (34 часа)
Автор/составитель:
Козлова Мария Игоревна,
учитель русского языка и литературы
Тольятти 2020
УДК 37
ББК 1
Рекомендовано к изданию решением методического совета
МБУ «Школа №74» г. о. Тольятти
Рецензенты:
О. Г. Стрельникова, директор МБУ «Школа №74», учитель математики
Л. А. Сундеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинского государственного университета
Рабочая программа внеурочной деятельности «Искусство чтения» / сост. М. И. Козлова. Тольятти. 2020. 12 с.
Рабочая программа «Искусство чтения» общеинтеллектуальной направленности разработана с целью повышения функциональной читательской грамотности учащихся 9 класса.
В структуру программы входит пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание занятий. В программе раскрыто учебно-методическое и информационное обеспечение занятий, реализуемых по программе. Содержание программы направлено на развитие у учащихся навыков функционального чтения.
Программа рассчитана на 34 часа.
Рабочая программа внеурочной деятельности может использоваться в работе с учащимися 9 класса, а также в работе с 10 и 11 классами.
Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы)
Данная программа разработана в рамках общеинтеллектуального развития личности.
Актуальность программы обусловлена необходимостью повышения функциональной читательской грамотности школьников, которая, в свою очередь, вызвана мониторинговым исследованием качества общего образования.
Проверкой качества образования занимается PISA (Programme for International Student Assessment) каждые 3 года в виде теста для 15-летних подростков. Данный тест призван ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [2].
Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую грамотности, глобальные компетенции, креативное мышление [5].
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» [3].
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Читательская грамотность является основополагающим компонентом функциональной грамотности, поэтому её низкий уровень у подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в обществе. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны.
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе:
- Положения о внеурочной деятельности обучающихся в МБУ «Школа №74».
- Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности обучающихся в МБУ «Школа №74».
- Методического пособия для педагогов «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы» авторского коллектива: Панарина Л. Ю., Сорокина И. В., Смагина О. А., Зайцева Е. А. [4].
Целью программы является повышение функциональной читательской грамотности учащихся 9 класса.
Задачи программы:
1) развить умение читать, понимать и усваивать нужную информацию прочитанного;
2) повысить скорость чтения, понимания и усвоения прочитанного;
3) сформировать умения находить, извлекать и использовать полученную из текста информацию.
Формами организации образовательного процесса являются индивидуальные и групповые. Виды занятий: беседа, практикум, дискуссия, викторина, деловая игра, «круглый стол», конкурс.
Рабочая программа внеурочной деятельности может использоваться в работе с учащимися 9 класса, а также в работе с 10 и 11 классами.
Срок реализации программы: 1 год (34 часа).
Режим занятий: 1-2 занятия в неделю.
Раздел 2. «Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности»
Освоением курса внеурочной деятельности «Искусство чтения» можно считать достижение учащимися следующих предметных, личностных и метапредметных результатов:
Предметные результаты:
- умение определять тему, главную мысль, мотив текста;
- знание структуры текста, композиции художественного текста;
- умение различать типы и стили текста;
- знание родов, жанров литературы, средств художественной выразительности, их отличительных черт;
- умение анализировать эпические, лирические и драматические тексты, составлять план текста;
- умение писать собственные тексты, декламировать текст;
- умение работать с различными словарями и справочниками.
Методики для оценки степени достижения предметных результатов: тестирование, Задача на грамотность чтения «Полиглот» Е. А. Ковалевой [1, с. 9-15], «График моих достижений», «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося».
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению при помощи функционального чтения;
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование собственной читательской позиции;
- способность ставить цели и строить жизненные планы, способность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизни и деятельности при помощи функционального чтения.
Методики для оценки степени достижения личностных результатов: анкетирование, ведение индивидуальной карточки учёта динамики личностных качеств развития ребенка.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;
- определение последовательности действий;
- умение оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме.
Познавательные
- овладение разными видами чтения;
- умение извлекать информацию из различных источников;
- владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.
Коммуникативные
- владение коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Методики для оценки степени достижения метапредметных результатов: Задача на грамотность чтения «Полиглот» Е. А. Ковалевой [1, с. 9-15], «График моих достижений», «Педагогический дневник», «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося».
Раздел 3. «Тематическое планирование»
Тематическое планирование
№ п/п |
Примерная дата проведения |
Тема |
Количество часов |
Форма Метод
|
1-2 |
1-я и 2-я недели сентября |
Виды чтения |
2 |
Беседа/практикум |
3-4 |
3-я и 4-я недели сентября |
Текстовая информация |
2 |
Беседа/практикум |
5 |
5-я неделя сентября |
Тема текста |
1 |
Дискуссия/практикум |
6 |
2-я неделя октября |
Заголовки текста |
1 |
Викторина/практикум |
7-8 |
3-я и 4-я недели октября |
Структура текста |
2 |
Беседа/практикум |
9-10 |
5-я неделя октября и 2-я неделя ноября |
Типы текста |
2 |
Беседа/практикум |
11-12 |
3-я и 4-я недели ноября |
Композиция художественного текста |
2 |
Беседа/практикум |
13-15 |
5-я неделя ноября, 1-я и 2-я недели декабря |
Стили текста
|
3 |
Беседа/деловая игра/практикум |
16 |
3-я неделя декабря |
Роды литературы |
1 |
Викторина/практикум |
17-18 |
4-я и 5-я недели декабря |
Жанры литературы |
2 |
Беседа/практикум |
19 |
3-я неделя января |
Средства художественной выразительности |
1 |
Беседа/практикум |
20 |
4-я неделя января |
Герои литературы |
1 |
Беседа/игра/практикум |
21-23 |
5-я неделя января, 1-я и 2-я недели февраля |
Анализ текста |
3 |
Беседа/круглый стол/практикум |
24-25 |
3-я и 4-я недели февраля |
План текста |
2 |
Беседа/практикум |
26-27 |
1-я и 2-я недели марта |
Собственный текст |
2 |
Беседа/практикум/ конкурс |
28-29 |
3-я и 4-я недели марта |
Художественная декламация |
2 |
Беседа/конкурс чтецов |
30-31 |
5-я неделя марта и 2-я неделя апреля |
Словари и справочники |
2 |
Беседа/практикум |
32 |
3-я неделя апреля |
Особенности речи |
1 |
Круглый стол |
33-34 |
4-я неделя апреля |
Рубежная аттестация |
2 |
Тестирование |
|
Итого |
|
34 |
|
Раздел 4. «Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности»
Содержание программы (34 часа)
Тема 1-2: «Виды чтения» (2 часа)
Теория: Чтение. Осмысленное чтение. Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое.
Практика: Практикум. Учащиеся используют разные виды чтения при работе с текстом, повышают скорость чтения, понимания и усвоения прочитанного.
Тема 3-4: «Текстовая информация» (2 часа)
Теория: Информация. Поиск информации в тексте. Виды информации, представленной разными способами: таблица, схема, диаграмма, график, блокчейн, объявление. Сплошной и несплошной текст.
Практика: Практикум. Учащиеся находят, извлекают из текста информацию, представленную разными способами, самостоятельно составляют текст в виде схемы, таблицы и др.
Тема 5: «Тема текста» (1 час)
Теория: Текст. Тема текста. Главная мысль текста. Мотив.
Практика: Практикум. Учащиеся определяют тему, главную мысль, мотив художественных текстов.
Тема 6: «Заголовки текста» (1 час)
Теория: Текст. Заголовок. Подзаголовок. Эпиграф. Оглавление.
Практика: Викторина. Практикум. Учащиеся анализируют заголовки, подзаголовки, эпиграфы и придумывают собственные для учебных или художественных текстов.
Тема 7-8: «Структура текста» (2 часа)
Теория: Текст. Структура текста: вступление, основная часть, заключение. Абзац. Тезисы.
Практика: Практикум. Учащиеся работают с текстом, сокращают его, сохраняя его структуру.
Тема 9-10: «Типы текста» (2 часа)
Теория: Текст. Типы текста: повествование, описание, рассуждение.
Практика: Практикум. Учащиеся работают с разными типами текста, учатся перерабатывать текст одного типа в другой.
Тема 11-12: «Композиция художественного текста» (2 часа)
Теория: Текст. Композиция. Фабула. Сюжет. Этапы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (послесловие). Типы и жанровые виды композиции.
Практика: Практикум. Учащиеся работают с художественным текстом, учатся определять этапы сюжета, типы и жанровые виды композиции.
Тема 13-15: «Стили текста» (3 часа)
Теория: Текст. Стили текста: художественный, разговорный, научный, публицистический, официально-деловой. Отличительные признаки и особенности стилей текста.
Практика: Деловая игра. Практикум. Учащиеся работают с разными стилями текста, учатся их различать, писать собственные тексты и перерабатывать текст одного стиля в другой.
Тема 16: «Роды литературы» (1 час)
Теория: Литература. Роды литературы: эпос, лирика, драма. История и отличительные черты родов литературы.
Практика: Викторина. Практикум. Учащиеся работают с художественной литературой, выделяя у неё черты эпоса, лирики и драмы.
Тема 17-18: «Жанры литературы» (2 часа)
Теория: Литература. Классические и современные жанры литературы. Особенности и отличительные черты литературных жанров. Типология литературных жанров.
Практика: Практикум. Учащиеся работают с текстами разных жанров, учатся находить, извлекать и использовать из них информацию.
Тема 19: «Средства художественной выразительности» (1 час)
Теория: Художественная выразительность. Средства художественной выразительности. Типология средств художественной выразительности. Тропы. Стилистические фигуры.
Практика: Практикум. Учащиеся находят средства художественной выразительности в прозаическом, драматическом и лирическом текстах.
Тема 20: «Герои литературы» (1 час)
Теория: Литература. Герои литературы. Типы героев в литературных произведениях. Характеристика героев литературы.
Практика: Игра. Практикум. Учащиеся сопоставляют разные типы героев в художественной литературе и дают им характеристику.
Тема 21-23: «Анализ текста» (3 часа)
Теория: Текст. Анализ прозаического и лирического текста. Виды анализа текста. План анализа текста.
Практика: Круглый стол. Практикум. Учащиеся анализируют прозаический и лирический текст, учатся выражать своё мнение в устной и письменной форме, формируют собственную читательскую позицию.
Тема 24-25: «План текста» (2 часа)
Теория: Текст. Деление текста на смысловые части. План текста. Виды планов текста. Простой план. Развёрнутый план.
Практика: Практикум. Учащиеся составляют простые и развёрнутые планы текста, учатся извлекать и структурировать основную информацию в тексте.
Тема 26-27: «Собственный текст» (2 часа)
Теория: Текст. Собственный текст. Выбор стиля и жанра. Планирование текста. Авторский стиль.
Практика: Конкурс. Практикум. Учащиеся тренируются писать собственный текст, находят собственный авторский стиль.
Тема 28-29: «Художественная декламация» (2 часа)
Теория: Декламация. Художественная декламация. Особенности декламации прозы и лирики.
Практика: Конкурс чтецов. Учащиеся учатся декламировать прозаические и лирические тексты.
Тема 30-31: «Словари и справочники» (2 часа)
Теория: Словарь. Виды словарей. Справочники. Виды справочников. Хрестоматия. Энциклопедия. Работа с дополнительными источниками.
Практика: Практикум. Учащиеся работают с различными словарями и справочниками, учатся извлекать информацию из различных источников.
Тема 32: «Особенности речи» (1 час)
Теория: Речь. Особенности речи. Стилистическая лексика. Просторечие. Диалектизмы. Архаизмы. Историзмы. Окказионализмы. Варваризмы. Жаргонизмы. Сленг.
Практика: Круглый стол. Учащиеся анализируют собственную речь, речь своих знакомых, переписки в социальных сетях на предмет наличия в них различной стилистической лексики.
Тема 33-34: «Рубежная аттестация» (2 часа)
Рубежная аттестация предполагает оценку качества усвоения учащимися содержания программы внеурочной деятельности «Искусство чтения» с помощью Задачи на грамотность чтения «Полиглот» Е. А. Ковалевой [1, с. 9-15].
Раздел 5. «Организационно-педагогические условия реализации программы»
Программа внеурочной деятельности «Искусство чтения» может быть реализована, если соблюдены следующие организационно-педагогические условия:
1. Реализованы все материально-технические условия, а именно:
- наличие помещения для занятий;
- наличие ноутбука (ПК), проектора и принтера.
2. Программа обеспечена учебно-методическими и информационными ресурсами.
Учебно-методические и информационные ресурсы представлены ниже в виде списка литературы и источников.
Список литературы и источников
1. Ковалева Е. А. Задача «Полиглот» // Задачи на грамотность чтения. 2019. С. 9-15. [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/home/13/pisa/pdf/задачи_на_грамотность_чтения.pdf (дата обращения: 23.10.2020).
2. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся [Электронный ресурс] : Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО, 2018. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html (дата обращения: 04.11.2020).
3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 [Электронный ресурс] : ГАРАНТ.РУ. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI (дата обращения: 04.11.2020).
4. Панарина Л. Ю., Сорокина И. В., Смагина О. А., Зайцева Е. А. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов. Самара : СИПКРО, 2019. 143 с.
5. Формирование функциональной грамотности − одна из основных задач ФГОС // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО [Электронный ресурс]. URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/2019/2019-11-05_Kuznecova.pdf (дата обращения: 05.11.2020).