12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Козлова Мария Игоревна43

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №74» ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА КУДАШОВА

«Принята на заседании»

методического совета

МБУ «Школа №74»

Протокол № ____

От «____» ________ 20___года

 


 


 


 


 


 


 

 

«Утверждаю»

Директор МБУ «Школа №74»

__________О.Г. Стрельникова

Приказ № ____ от

«____» ________ 20___ года


 


 


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Искусство чтения»


 

Направление: Общеинтеллектуальное

Возраст учащихся: 9 класс (15 лет)

Срок реализации: 1 год (34 часа)


 


 

Автор/составитель:

Козлова Мария Игоревна,

учитель русского языка и литературы


 


 


 


 


 


 

Тольятти 2020

УДК 37

ББК 1


 

Рекомендовано к изданию решением методического совета

МБУ «Школа №74» г. о. Тольятти


 


 

Рецензенты:

О. Г. Стрельникова, директор МБУ «Школа №74», учитель математики

Л. А. Сундеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинского государственного университета

Рабочая программа внеурочной деятельности «Искусство чтения» / сост. М. И. Козлова. Тольятти. 2020. 12 с.

 

 

Рабочая программа «Искусство чтения» общеинтеллектуальной направленности разработана с целью повышения функциональной читательской грамотности учащихся 9 класса.

В структуру программы входит пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание занятий. В программе раскрыто учебно-методическое и информационное обеспечение занятий, реализуемых по программе. Содержание программы направлено на развитие у учащихся навыков функционального чтения.

 

Программа рассчитана на 34 часа.

 

Рабочая программа внеурочной деятельности может использоваться в работе с учащимися 9 класса, а также в работе с 10 и 11 классами.


 

Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы)

 

Данная программа разработана в рамках общеинтеллектуального развития личности.

Актуальность программы обусловлена необходимостью повышения функциональной читательской грамотности школьников, которая, в свою очередь, вызвана мониторинговым исследованием качества общего образования.

Проверкой качества образования занимается PISA (Programme for International Student Assessment) каждые 3 года в виде теста для 15-летних подростков. Данный тест призван ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [2].

Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую грамотности, глобальные компетенции, креативное мышление [5].

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» [3].

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Читательская грамотность является основополагающим компонентом функциональной грамотности, поэтому её низкий уровень у подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в обществе. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны.

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе:

- Положения о внеурочной деятельности обучающихся в МБУ «Школа №74».

- Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности обучающихся в МБУ «Школа №74».

- Методического пособия для педагогов «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы» авторского коллектива: Панарина Л. Ю., Сорокина И. В., Смагина О. А., Зайцева Е. А. [4].

Целью программы является повышение функциональной читательской грамотности учащихся 9 класса.

Задачи программы:

1) развить умение читать, понимать и усваивать нужную информацию прочитанного;

2) повысить скорость чтения, понимания и усвоения прочитанного;

3) сформировать умения находить, извлекать и использовать полученную из текста информацию.

Формами организации образовательного процесса являются индивидуальные и групповые. Виды занятий: беседа, практикум, дискуссия, викторина, деловая игра, «круглый стол», конкурс.

Рабочая программа внеурочной деятельности может использоваться в работе с учащимися 9 класса, а также в работе с 10 и 11 классами.

Срок реализации программы: 1 год (34 часа).

Режим занятий: 1-2 занятия в неделю.

 

Раздел 2. «Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности»

 

Освоением курса внеурочной деятельности «Искусство чтения» можно считать достижение учащимися следующих предметных, личностных и метапредметных результатов:

Предметные результаты:

- умение определять тему, главную мысль, мотив текста;

- знание структуры текста, композиции художественного текста;

- умение различать типы и стили текста;

- знание родов, жанров литературы, средств художественной выразительности, их отличительных черт;

- умение анализировать эпические, лирические и драматические тексты, составлять план текста;

- умение писать собственные тексты, декламировать текст;

- умение работать с различными словарями и справочниками.

Методики для оценки степени достижения предметных результатов: тестирование, Задача на грамотность чтения «Полиглот» Е. А. Ковалевой [1, с. 9-15], «График моих достижений», «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося».

Личностные результаты:

- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению при помощи функционального чтения;

- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование собственной читательской позиции;

- способность ставить цели и строить жизненные планы, способность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизни и деятельности при помощи функционального чтения.

Методики для оценки степени достижения личностных результатов: анкетирование, ведение индивидуальной карточки учёта динамики личностных качеств развития ребенка.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;

- определение последовательности действий;

- умение оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме.

Познавательные

- овладение разными видами чтения;

- умение извлекать информацию из различных источников;

- владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Коммуникативные

- владение коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

- умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Методики для оценки степени достижения метапредметных результатов: Задача на грамотность чтения «Полиглот» Е. А. Ковалевой [1, с. 9-15], «График моих достижений», «Педагогический дневник», «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося».

 

Раздел 3. «Тематическое планирование»

Тематическое планирование

 

п/п

Примерная дата проведения

Тема

Количество часов

Форма

Метод

 

1-2

1-я и 2-я недели сентября

Виды чтения

2

Беседа/практикум

3-4

3-я и 4-я недели сентября

Текстовая информация

2

Беседа/практикум

5

5-я неделя сентября

Тема текста

1

Дискуссия/практикум

6

2-я неделя октября

Заголовки текста

1

Викторина/практикум

7-8

3-я и 4-я недели октября

Структура текста

2

Беседа/практикум

9-10

5-я неделя октября и 2-я неделя ноября

Типы текста

2

Беседа/практикум

11-12

3-я и 4-я недели ноября

Композиция художественного текста

2

Беседа/практикум

13-15

5-я неделя ноября, 1-я и 2-я недели декабря

Стили текста

 

3

Беседа/деловая игра/практикум

16

3-я неделя декабря

Роды литературы

1

Викторина/практикум

17-18

4-я и 5-я недели декабря

Жанры литературы

2

Беседа/практикум

19

3-я неделя января

Средства художественной выразительности

1

Беседа/практикум

20

4-я неделя января

Герои литературы

1

Беседа/игра/практикум

21-23

5-я неделя января, 1-я и 2-я недели февраля

Анализ текста

3

Беседа/круглый стол/практикум

24-25

3-я и 4-я недели февраля

План текста

2

Беседа/практикум

26-27

1-я и 2-я недели марта

Собственный текст

2

Беседа/практикум/ конкурс

28-29

3-я и 4-я недели марта

Художественная декламация

2

Беседа/конкурс чтецов

30-31

5-я неделя марта и 2-я неделя апреля

Словари и справочники

2

Беседа/практикум

32

3-я неделя апреля

Особенности речи

1

Круглый стол

33-34

4-я неделя апреля

Рубежная аттестация

2

Тестирование

 

Итого

 

34

 

 

Раздел 4. «Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности»

Содержание программы (34 часа)

 

Тема 1-2: «Виды чтения» (2 часа)

Теория: Чтение. Осмысленное чтение. Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое.

Практика: Практикум. Учащиеся используют разные виды чтения при работе с текстом, повышают скорость чтения, понимания и усвоения прочитанного.

Тема 3-4: «Текстовая информация» (2 часа)

Теория: Информация. Поиск информации в тексте. Виды информации, представленной разными способами: таблица, схема, диаграмма, график, блокчейн, объявление. Сплошной и несплошной текст.

Практика: Практикум. Учащиеся находят, извлекают из текста информацию, представленную разными способами, самостоятельно составляют текст в виде схемы, таблицы и др.

Тема 5: «Тема текста» (1 час)

Теория: Текст. Тема текста. Главная мысль текста. Мотив.

Практика: Практикум. Учащиеся определяют тему, главную мысль, мотив художественных текстов.

Тема 6: «Заголовки текста» (1 час)

Теория: Текст. Заголовок. Подзаголовок. Эпиграф. Оглавление.

Практика: Викторина. Практикум. Учащиеся анализируют заголовки, подзаголовки, эпиграфы и придумывают собственные для учебных или художественных текстов.

Тема 7-8: «Структура текста» (2 часа)

Теория: Текст. Структура текста: вступление, основная часть, заключение. Абзац. Тезисы.

Практика: Практикум. Учащиеся работают с текстом, сокращают его, сохраняя его структуру.

Тема 9-10: «Типы текста» (2 часа)

Теория: Текст. Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Практика: Практикум. Учащиеся работают с разными типами текста, учатся перерабатывать текст одного типа в другой.

Тема 11-12: «Композиция художественного текста» (2 часа)

Теория: Текст. Композиция. Фабула. Сюжет. Этапы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (послесловие). Типы и жанровые виды композиции.

Практика: Практикум. Учащиеся работают с художественным текстом, учатся определять этапы сюжета, типы и жанровые виды композиции.

Тема 13-15: «Стили текста» (3 часа)

Теория: Текст. Стили текста: художественный, разговорный, научный, публицистический, официально-деловой. Отличительные признаки и особенности стилей текста.

Практика: Деловая игра. Практикум. Учащиеся работают с разными стилями текста, учатся их различать, писать собственные тексты и перерабатывать текст одного стиля в другой.

Тема 16: «Роды литературы» (1 час)

Теория: Литература. Роды литературы: эпос, лирика, драма. История и отличительные черты родов литературы.

Практика: Викторина. Практикум. Учащиеся работают с художественной литературой, выделяя у неё черты эпоса, лирики и драмы.

Тема 17-18: «Жанры литературы» (2 часа)

Теория: Литература. Классические и современные жанры литературы. Особенности и отличительные черты литературных жанров. Типология литературных жанров.

Практика: Практикум. Учащиеся работают с текстами разных жанров, учатся находить, извлекать и использовать из них информацию.

Тема 19: «Средства художественной выразительности» (1 час)

Теория: Художественная выразительность. Средства художественной выразительности. Типология средств художественной выразительности. Тропы. Стилистические фигуры.

Практика: Практикум. Учащиеся находят средства художественной выразительности в прозаическом, драматическом и лирическом текстах.

Тема 20: «Герои литературы» (1 час)

Теория: Литература. Герои литературы. Типы героев в литературных произведениях. Характеристика героев литературы.

Практика: Игра. Практикум. Учащиеся сопоставляют разные типы героев в художественной литературе и дают им характеристику.

Тема 21-23: «Анализ текста» (3 часа)

Теория: Текст. Анализ прозаического и лирического текста. Виды анализа текста. План анализа текста.

Практика: Круглый стол. Практикум. Учащиеся анализируют прозаический и лирический текст, учатся выражать своё мнение в устной и письменной форме, формируют собственную читательскую позицию.

Тема 24-25: «План текста» (2 часа)

Теория: Текст. Деление текста на смысловые части. План текста. Виды планов текста. Простой план. Развёрнутый план.

Практика: Практикум. Учащиеся составляют простые и развёрнутые планы текста, учатся извлекать и структурировать основную информацию в тексте.

Тема 26-27: «Собственный текст» (2 часа)

Теория: Текст. Собственный текст. Выбор стиля и жанра. Планирование текста. Авторский стиль.

Практика: Конкурс. Практикум. Учащиеся тренируются писать собственный текст, находят собственный авторский стиль.

Тема 28-29: «Художественная декламация» (2 часа)

Теория: Декламация. Художественная декламация. Особенности декламации прозы и лирики.

Практика: Конкурс чтецов. Учащиеся учатся декламировать прозаические и лирические тексты.

Тема 30-31: «Словари и справочники» (2 часа)

Теория: Словарь. Виды словарей. Справочники. Виды справочников. Хрестоматия. Энциклопедия. Работа с дополнительными источниками.

Практика: Практикум. Учащиеся работают с различными словарями и справочниками, учатся извлекать информацию из различных источников.

Тема 32: «Особенности речи» (1 час)

Теория: Речь. Особенности речи. Стилистическая лексика. Просторечие. Диалектизмы. Архаизмы. Историзмы. Окказионализмы. Варваризмы. Жаргонизмы. Сленг.

Практика: Круглый стол. Учащиеся анализируют собственную речь, речь своих знакомых, переписки в социальных сетях на предмет наличия в них различной стилистической лексики.

Тема 33-34: «Рубежная аттестация» (2 часа)

Рубежная аттестация предполагает оценку качества усвоения учащимися содержания программы внеурочной деятельности «Искусство чтения» с помощью Задачи на грамотность чтения «Полиглот» Е. А. Ковалевой [1, с. 9-15].

 

Раздел 5. «Организационно-педагогические условия реализации программы»

Программа внеурочной деятельности «Искусство чтения» может быть реализована, если соблюдены следующие организационно-педагогические условия:

1. Реализованы все материально-технические условия, а именно:

- наличие помещения для занятий;

- наличие ноутбука (ПК), проектора и принтера.

2. Программа обеспечена учебно-методическими и информационными ресурсами.

Учебно-методические и информационные ресурсы представлены ниже в виде списка литературы и источников.

 

Список литературы и источников

 

1. Ковалева Е. А. Задача «Полиглот» // Задачи на грамотность чтения. 2019. С. 9-15. [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/home/13/pisa/pdf/задачи_на_грамотность_чтения.pdf (дата обращения: 23.10.2020).

2. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся [Электронный ресурс] : Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО, 2018. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html (дата обращения: 04.11.2020).

3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 [Электронный ресурс] : ГАРАНТ.РУ. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200 /#ixzz5dzARMpWI (дата обращения: 04.11.2020).

4. Панарина Л. Ю., Сорокина И. В., Смагина О. А., Зайцева Е. А. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов. Самара : СИПКРО, 2019. 143 с.

5. Формирование функциональной грамотности − одна из основных задач ФГОС // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО [Электронный ресурс]. URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/2019/2019-11-05_Kuznecova.pdf (дата обращения: 05.11.2020).

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.