Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 16 January 2019

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

И

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КУРС «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»

 

 

Класс ________5___

 

Учитель: Завелицкая Е.В. (учитель русского языка и литературы)

 

Количество часов: в неделю – 1 час; за год – 34 часа

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол №1 от 28.08.2018 г.

Руководитель ШМО _________________

___________________________________


 


 

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 30 августа 2017 года


 

УТВЕРЖДЕНО

приказ № 155 от 01.09.2018 г.

 

Директор МБОУ СОШ № 63

 

_______________________ / С.В. Якушенко /


 

 


 


 


 



 



 



 



 



 



 



 


 

Программа метапредметного курса «Смысловое чтение».

Пояснительная записка.

Программа метапредметного курса «Смысловое чтение» адресована учащимся 5 классов МБОУ СОШ № 63 и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

- Учебной программы Т.И.Фисенко «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

- Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 63 г. Хабаровска

- Учебного плана МБОУ СОШ № 63 г. Хабаровска

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МБОУ СОШ № 63 по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в ФГОС ООО на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей; научить максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает усвоение новых знаний и умений, в том числе и в процессе самостоятельной деятельности.

Чтение – это основной способ получение информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Текст – единица информации, поэтому умение правильно работать с текстом является универсальным, основополагающим и необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

Цели:

формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности к чтению;

формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы;

формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Задачи:

развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;

вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;

развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;

освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения), и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/ поискового, ознакомительного, изучающего/ углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;

учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе следующего:

- углубление базовых знаний по теории текста;

- использование приёмов поиска и извлечения информации в тексте;

- использование приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;

- использование приёмов обработки информации в зависимости от целей её дальнейшего использования;

- использование приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:

учащиеся научатся:

осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные результаты:

учащиеся овладеют:

элементарными навыками работы с книгой;

умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (просмотровый/ поисковый, ознакомительный, изучающего/ аналитический);

элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский или жизненный опыт;

- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на пониамание и интерпретацию информации, на основе умений:

- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;

- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;

- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

- сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора/главной мысли текста;

- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

- прогнозировать содержание текста;

- находить скрытую информацию в тексте;

- использовать словари с целью уточнения значения непонятного слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:

- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;

- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:

- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, для объяснения, обоснования утверждений/тезисов;

- оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:

учащиеся получат возможность:

использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

Формы и режим занятий:

Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозировано и постигаются через практическую деятельность, которая должна побудить учащихся к чтению.

Формы проведения занятий: беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.

Формы организации деятельности: индивидуальные и коллективные (групповые, в парах).

Режим занятий: программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).

Результативность освоения программы:

Задания для выполнения характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результатов является участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учебно-тематический план.

 

Количество часов

всего

из них:

 

теория

практика

1.

Что мы знаем о чтении

2

0,5

1,5

2.

Диагностика навыков чтения

1

 

1

3.

Структура текста

2

0,5

1,5

4.

Установление причинно – следственных связей

1

0,5

0,5

5.

Проблематика художественных произведений

1

0,5

0,5

6.

Ознакомительное чтение

1

0,5

0,5

7.

Ключевые понятия и их роль в тексте

3

1

2

8.

Ключевые предложения и ключевые абзацы

2

0,5

1,5

9.

Поисково-просмотровое чтение

2

0,5

1,5

10.

Изучающее чтение

2

0,5

1,5

11.

Интерпретация текста

3

1

2

12.

Конспектирование при чтении и подготовка сообщений

2

1

1

13.

Стратегии компрессии текста

3

1

2

14.

Критическое (оценочное) чтение

3

1

2

15.

Способы читательского творчества

2

0,5

1,5

16.

Развитие словаря

2

0,5

1,5

17.

Итоговое занятие

2

 

2

Итого

34

10

24

Содержание программы

Тема 1. Что мы знаем о чтении (2 ч.)

Цели чтения. Беседа о важности определения цели чтения книги, параграфа учебника, статьи. Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели.

Научная и художественная литература. Определение типа и предмет книги по названию и титульному листу. Основная мысль текста. Общие правила чтения книг.

Задания на передачу целостной сути текста в рамках краткого абзаца. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте.

Тема 2. Диагностика навыков чтения (1 ч.).

Быстрое чтение. Правила и техники быстрого чтения.

Тестирование. Тренинги рационального чтения.

Тема 3. Структура текста (2 ч.)

Понятие о структуре текста и её функции. Предисловие и оглавление как выразители сути произведения. Оглавление – карта для путешествий по книге. Значение глав и подпунктов, выделенных автором, в структуре текста.

Задания на перечисление и определение логики порядка расположения частей. Работа с заголовками и предисловием по определению сути, структуры, проблемы изучаемого текста.

Составление целостной картины по наброскам по основным частям текста.

Тема 4. Установление причинно – следственных связей (1 ч.)

Работа над определением понятий «причина» и «следствие». Установление взаимосвязи между понятиями. Определение причины следствий и прогнозирование следствий в различных явлениях.

Вопросы на выявление причинно-следственных связей. Прогнозирование последствий существования описанного явления. Задание на установление последовательности в предложении и в тексте.

Тема 5. Проблематика художественных произведений (1 ч.)

Авторские приёмы кодирования ответов на проблемные вопросы в художественных текстах и способы их нахождения.

Практические задания по нахождению способов выделения и разрешения проблем средствами системы образов, композиции, сюжета, художественно-изобразительных средств.

Тема 6. Ознакомительное чтение (1 ч.)

Приёмы ознакомительного чтения. Выходные данные книги. Оглавление и аннотация. Предисловие и заключение книги. Рисунки, чертежи, иллюстрации, схемы, опоры.

Стратегии предтекстовой деятельности.

Изучение книги способом перелистывания, рассматривания рисунков, чтения заголовков, оглавления, отдельных фргментов текста, осмысливание названия книги, эпиграфа. Задание «Личный прогноз»

Тема 7. Ключевые понятия и их роль в тексте (3 ч.)

Понятие и его определение. Ключевые понятия и термины в научных и художественных текстах. Способы выделения автором ключевых слов. Многозначность слова. Интерпретации понятий. Словари, энциклопедии, справочная литература: типы, виды, критерии выбора. Стратегия чтения «Ключевые слова – смысловые ряды».

Практикум по нахождению ключевых слов и определению их точного значения в словаре и именно в данном контексте.

Представление понятий в виде дерева понятий, «скелетной» карты понятий, денотантного графа, логико-смысловых моделей структурирования понятий, кластеров.

Моделирование понятий с помощью графических и образных средств.

Стратегии развития словаря «Обзор словаря», «Словарные игры».

Тема 8. Ключевые предложения и ключевые абзацы (2 ч.)

Выделение ключевых предложений в тексте через определения утверждений, которые они содержат. Аргумент как способ выделения ключевых абзацев. Функция первого и последнего абзацев текста, начальных предложений абзацев.

Практикум по нахождению ключевых предложений.

Нахождение аргументов в тексте и приведение собственных.

Тренинг «Разложите текст на смысловые ряды».

Тема 9. Поисково-просмотровое чтение (2ч.)

Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали», чтение «слалом», чтение «по двум вертикалям», чтение «островками», чтение «пинг-понг». Интегральный и дифференциальный алгоритм чтения.

Тренинг просмотрового чтения.

Анализ текстов на основе интегрального и дифференциального алгоритма чтения.

Тема 10. Изучающее чтение (2 ч.)

Характерные особенности изучающего чтения. Приёмы изучающего чтения. Анализ и интерпретация текста. Понимание текста. Ступени понимания. Приёмы понимания и запоминания текста.

Рассказ о собственном опыте, приведение примеров, связанных с утверждением автора. Задание «Мысли мудрых».

Нахождение в тексте абзацев, содержащих выводы, подтверждения авторской мысли, явных и скрытых вопросов.

Тема 11. Интерпретация текста (3 ч.)

Создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказа, плана, конспекта, тезисов, аннотации, отзыва, рецензии и т.д.). Инфографика. Типы графических изображений.

Написание различных текстов. Представление нового содержания текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков.

Переформулирование определения, правила, вывода.

Тема 12. Конспектирование при чтении и подготовка сообщений (2 ч.)

Способы обработки полученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные). Формы написания конспектов. Схема-конспект, логико-смысловая схема, структурно-логические схемы.

Выписки из текста.

Подготовка конспекта статьи.

Подготовка мини-сообщений по заданной теме.

Тема 13. Стратегии компрессии текста (3 ч.)

Смысловое сжатие, перекодирование, преобразование информации. Свёртывание и развёртывание информации. «Аннотация – краткий пересказ – пересказ», «З – Х – У», «Графы схемы «Кольца Венна»».

Тренинг по сжатию информации.

Работа с таблицами.

Тема 14. Критическое (оценочное) чтение (3 ч.)

Понятие критического чтения. Условия критического чтения. Приёмы расширения границ понимания текста за счёт других книг об авторе: биографии, критики, комментарий к тексту, справочников, первоисточников. Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Сопоставление двух или нескольких книг одного разных авторов на одну тему, написанных с разных точек зрения.

Методики «Фишбон», «Синквейн».

Нахождение доказательств в тексте, приведение аргументов.

Тема 15. Способы читательского творчества (2 ч.)

Рецензия. Отзыв. Виды читательских отзывов: отзыв-воспоминание, отзыв-ассоциация, отзыв-деталь, отзыв—рекомендация, отзыв-рефлексия, отзыв-вопрос, отзыв-исповедь, отзыв-отклик и т.д.

Стратегия «Пирамида фактов». Практикум по составлению разных видов читательских отзывов.

Тема 16. Развитие словаря (2 ч.)

Стратегии развития словаря. Словарные слова. Основное и контекстное значение слова. Смысловая догадка. Организация словаря. Стратегии «Обзор словаря», «Аналогия».

Составление тезауруса.

Тема 17. Итоговое занятие (2ч.)

Роль информации в жизни человека.

Творческие работы.

 

Календарно-тематическое планирование.

Дата

заня

тия

Тема

Планируемый результат

Примечание

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные

 

1.

Что мы знаем о чтении

Осознанно читать тексты, используя разные виды чтения

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: определять главную тему и общую цель текста.

Использовать базовые умения смыслового чтения и работы с текстом на уроках различных предметных дисциплин.

 
 

2.

Что мы знаем о чтении

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных речевых высказываний своих мыслей и побуждений.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.

Познавательные: обрести элементарные навыки работы с книгой.

Обогатить, углубить знания о видах чтения, расширить общий культурный кругозор.

 
 

3.

Диагностика навыков чтения

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.

Коммуникативные: формировать навыки работы с текстом.

Регулятивные: овладеть умением ставить перед собой цель чтения, выбирать стратегию чтения.

Познавательные: формулировать цели чтения

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно ориентированной сферах деятельности.

 
 

4.

Структура текста

Формирование устойчивой мотивации к аналитической и творческой деятельности.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Научиться проектировать алгоритмы решения задачи чтения.

 
 

5.

Структура текста

Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования работы с текстом.

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Регулятивные: применять методы информационного поиска при работе с текстом.

Познавательные: предвосхищать содержание текста по его заглавию, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий теме или основной мысли текста.

Научиться понимать строение текста, смысл и назначение текстов различных видов.

 
 

6.

Установление причинно – следственных связей

Формирование навыков осознанного чтения текста.

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Регулятивные: применять методы информационного поиска при работе с текстом.

Познавательные: предвосхищать содержание текста по его заглавию и эпиграфу, выбирать из текста или придумывать эпиграф, соответствующий теме или основной мысли текста.

Научиться понимать смысл и назначение текста, причинно-следственные связи в тексте, задачу автора в текстах различных видов.

 
 

7.

Проблематика художественных произведений

Формирование навыков индивидуального проектирования в ходе организации конкурса чтецов.

Коммуникативные: формирование навыка публичного выступления.

Регулятивные: формирование навыка целеполагания при подготовке к конкурсу чтецов.

Познавательные: использовать знания об интонации, смысловом ударении при подготовке к конкурсу чтецов.

Формировать навыки выразительного чтения текста в соответствии с его основной идеей.

 
 

8.

Ознакомительное чтение

Формирование навыков индивидуального проектирования в ходе участия в конкурсе чтецов.

Коммуникативные: формирование навыка публичного выступления.

Познавательные: использовать знания об интонации, смысловом ударении во время участия в конкурсе чтецов.

Формировать навыки ознакомительного чтения текста.

 
 

9.

Ключевые понятия и их роль в тексте

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (ситуации учебного сотрудничества).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: использовать словари с целью уточнения значения непонятного слова, объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения и объяснения лексического значения слова, производить диагностику результатов изучения темы.

Научиться находить ключевые понятия

 
 

10.

Ключевые понятия и их роль в тексте

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию учебной деятельности.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; выделять тезис, находить различные компоненты текста.

Научиться производить исследование: находить ключевые понятия и определять их роль в тексте.

 
 

11.

Ключевые понятия и их роль в тексте

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать с одноклассниками.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности.

Познавательные: находить в тексте требуемую информацию (главную и второстепенную).

Научиться производить исследование.

 
 

12.

Ключевые предложения и ключевые абзацы

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: делать пометки, выписки в соответствии с замыслом.

Научиться производить исследование текста, выявляя и выделяя все виды информации.

 
 

13.

Ключевые предложения и ключевые абзацы

Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения контрольной работы.

Регулятивные: проектировать умение определять пробелы в навыках чтения и работы с текстом.

Познавательные: откликаться на содержание текста, определять тему, основную мысль, структуру текста, различать виды информации в тексте.

Научиться читать текст и анализировать полученную информацию.

 
 

14.

Поисково-просмотровое чтение

Формирование устойчивой мотивации к обучению, изучению и закреплению нового.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые формы сотрудничества.

Познавательные: сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты в несплошных текстах.

Формировать навыки поисково-просмотрового чтения текста.

 
 

15.

Поисково-просмотровое чтение

Формирование умения оценивать усваиваемое содержание.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные: преобразовывать текст, используя новые формы представления информации.

Научиться находить явную и скрытую в тексте информацию, научиться работать с информацией..

 
 

16.

Изучающее чтение

Формирование устойчивой мотивации к обучению, творческой актуализации.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения информации.

Познавательные: оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Формировать навыки изучающего чтения текста.

 
 

17.

Изучающее чтение

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, слушать и слышать друг друга.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Использовать навыки смыслового чтения при совершении интеллектуальных действий и решении учебно-практических задач.

 
 

18.

Интерпретация текста

Формирование умения осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в прочитанном тексте.

Научиться устанавливать смысловые связи текста, интерпретировать его.

 
 

19.

Интерпретация текста

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Научиться выполнять творческое задание при консультативной помощи учителя.

 
 

20.

Интерпретация текста

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности.

Коммуникативные: представлять главное в содержании текста в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: формировать тезис, выражающий общий смысл текста, подбирать аргументы и примеры, доказывающие тезис.

Научиться решать конкретные учебные задачи.

 
 

21.

Конспектирование при чтении и подготовка сообщений

Использовать полученный опыт для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Регулятивные: применять методы информационного поиска при работе с текстом.

Познавательные: использовать различные приёмы прогнозирования при работе с текстом.

Научиться правилам конспектирования текста, свёртывания и развёртывания информации.

 
 

22.

Конспектирование при чтении и подготовка сообщений

Использовать полученный опыт для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Регулятивные: применять методы информационного поиска при работе с текстом.

Познавательные: перекодировать информацию, делая пометки, выписки, цитируя текст.

Научиться готовить сообщение по сделанному конспекту.

 
 

23.

Стратегии компрессии текста

Формирование умения осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом для достижения положительного результата учебной деятельности, сокращать информацию, разделяя её на главную и неглавную.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга.

Регулятивные: определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: составлять вопросы к тексту, объяснять смысловые связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответов.

Научиться использовать различные стратегии компрессии текста.

 
 

24.

Стратегии компрессии текста

Формирование устойчивой мотивации к аналитической и творческой деятельности.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: выбирать стратегии компрессии текста.

Использовать навыки смыслового чтения при совершении интеллектуальных действий.

 
 

25.

Стратегии компрессии текста

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной аналитической, диагностической деятельности.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности.

Познавательные: выделять главную мысль текста, основные микротемы, сжимать текст, объяснять свой выбор

Использовать навыки смыслового чтения при совершении интеллектуальных действий.

 
 

26.

Критическое (оценочное) чтение

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному проектированию, конструированию, творческой деятельности.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые формы сотрудничества.

Познавательные: задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них.

Использовать навыки смыслового чтения при совершении интеллектуальных действий.

 
 

27.

Критическое (оценочное) чтение

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к коллективному исследованию текста.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: искать скрытую в тексте информацию.

Научиться находить необходимую информацию.

 
 

28.

Критическое (оценочное) чтение

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному исследованию текста

Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: самостоятельно составлять различные по форме планы текста.

Научиться выполнять индивидуальные задания по алгоритму.

 
 

29.

Способы читательского творчества

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному конструированию и творческой деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, выражать свои чувства, мысли.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем различного характера.

Научиться выполнять индивидуальные задания по алгоритму.

 
 

30.

Способы читательского творчества

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: преобразовывать текст в результате различных видов пересказа.

Научиться выполнять комплексную работу с текстом.

 
 

31.

Развитие словаря

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем различного характера.

Научиться производить самодиагностику результатов выполнения пересказа текста.

 
 

32.

Развитие словаря

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному исследованию текста.

Коммуникативные:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли письменно в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: оценивать свой уровень умения работать с текстом.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем.

Научиться выполнять комплексную работу с текстом.

 
 

33.

Итоговое занятие

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному представлению результатов своей деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответов.

Научиться презентовать собственные достижения.

 
 

34.

Итоговое занятие

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному представлению результатов своей деятельности.

Коммуникативные:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем.

Научиться презентовать собственные достижения.

 


 


 


 


 


 

Литература для учащихся.

Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 6 класс. / О.Н.Зайцева. Москва: Экзамен, 2015.

Литература для учителя.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва: Просвещение, 2011.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ состав. Е.С.Савинов. Москва: Просвещение, 2011.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. Москва: Просвещение, 2011.

Валгина Н.С. Теория текста/ Н.С.Валгина. Москва: Логос, 2003.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. Москва: Просвещение, 1991.

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Москва: Просвещение, 2011.

Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся: 5-8 классы/ Н.А.Криволапова. Москва: Просвещение, 2013.

Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя/ И.В.Муштавинская. Санкт-Петербург: КАРО, 2009, 2013.

Пранцова Г.В. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие/ Г.В.Пранцова, Е.С.Романичева. Москва: Форум, 2015.

Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ И.П.Цыбулько; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. Москва: Просвещение, 2014.

Информационные источники.

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru

Библиотека http://www.lib.ru

Википедия http://ru.wikipedia.org

Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru

http://school-collection.edu.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.