Программа внеурочной деятельности "Русское слово"

0
0
Материал опубликован 27 April

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №25»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан











ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Русское слово»







Автор: Гайнутдинова Гульнара Зуфаровна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ
































Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа внеурочной деятельности «Русское слово» способствует формированию навыка выразительного чтения у учащихся, правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у учащихся активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения.

Являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание. Развитие навыка выразительного чтения в конечном итоге - результат более качественной социализации учащихся.


Направления работы

развитие творческих возможностей и эстетических способностей учащихся;

отработка у учащихся основных правил выразительного чтения;

оптимизация процесса развития речи;

развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

развитие коммуникабельности, овладение навыками общения в коллективном творчестве.

обучение анализу текста, видению изобразительно-выразительных средств языка.


Программа внеурочной деятельности «Русское слово» создана для обучающихся  5 – 9 классов.

Планируемые результаты

Личностные:

- положительное отношение к творческой деятельности;

- широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

-  ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

-  адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

-  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные:

- осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Коммуникативные:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.


Содержание курса


Тема 1. Речь - это зеркало души человека. Текст как единица речи.

Тема 2. Актёрское мастерство. Что это такое?

Тема 3. Устная и письменная форма речи. Техника речи.

Тема 4. Искусство чтения. Дыхание, артикуляция, голос.

Тема 5. Синтаксическая организация художественного текста. Роль языковых единиц в художественном тексте

Тема 6. «Осень золотая». Осень в лирике русских поэтов.

Тема 7. Проба пера. Пишем стихотворения об осени

Тема 8. Дикция. Скороговорки.

Тема 9. Изобразительно-выразительные средства языка

Тема 10. Орфоэпические нормы. Логические ударения и приёмы их практического осуществления

Тема 11. Темп, ритм

Тема 12. Интонация. Интонационные конструкции

Тема 13. Богатство и разнообразие русского языка

Тема 14. Эмоционально-образная выразительность

Тема 15. Зимушка-зима. Зимние забавы в лирике русских поэтов

Тема 16. Проба пера. Пишем стихотворения о зиме

Тема 17. Сопереживание. Что это такое?

Тема 18. Паузы (логические, смысловые, психологические: паузы припоминания, паузы напряжения, паузы умолчания)

Тема 19. Сценическое искусство. Чтение по ролям

Тема 20. Сценическое искусство. Живые картинки

Тема 21. Основные особенности художественного стиля

Тема 22. Анализ прозаического текста

Тема 23. Выразительное чтение прозы

Тема 24. Зиму провожаем – весну встречаем. Весна в лирике

Тема 25. Проба пера. Пишем стихотворения о весне

Тема 26. Особенности композиции басни

Тема 27. Особенности чтения басни

Тема 28. Энергетика и обаяние актёра

Тема 29. Язык жестов и мимики

Тема 30. Лето красное. Лето в лирике русских поэтов

Тема 31. Проба пера. Пишем стихотворения о лете

Тема 32. Подводим итоги работы. Конкурс чтецов на тему «Моё любимое стихотворение»

Тема 33. Подводим итоги работы. Конкурс на лучшее стихотворение собственного сочинения

Тема 34. Конкурс чтецов. Творческие планы


Календарно- тематическое планирование


п/п

дата

Тема занятия

Виды деятельности

план

факт

1-2



Речь - это зеркало души человека.

Текст как единица речи.

Беседа

3-4



Актёрское мастерство. Что это такое?

Беседа

Практикум

практикум

Беседа

5-6



Устная и письменная форма речи.

Техника речи.

7-8



Искусство чтения.

Дыхание, артикуляция, голос.

9-10



Синтаксическая организация 

художественного текста. Роль языковых единиц в художественном тексте

11-12



«Осень золотая». Осень в лирике русских поэтов.

Беседа

13-14



Проба пера. Пишем стихотворения об осени

Практикум

15-16



Дикция. Скороговорки.

Тренинг

Практикум

17-18



Изобразительно-выразительные средства языка.

19-20



Орфоэпические нормы. Логические ударения и приёмы их практического осуществления.

Практикум

Практикум

21-22



Темп, ритм.

23-24



Интонация. Интонационные конструкции.

Тренинг

25-26



Богатство и разнообразие русского языка

Тренинг

27-28



Эмоционально-образная выразительность.

Беседа

29-30



Зимушка-зима. Зимние забавы в лирике русских поэтов.

Беседа

31-32



Проба пера. Пишем стихотворения о зиме.

Практикум

33-34



Конкурс чтецов.

Беседа

35-36



Сопереживание. Что это такое?

Тренинг

37-38



Паузы (логические, смысловые, психологические: паузы припоминания, паузы напряжения, паузы умолчания).

Практикум

39-40



Сценическое искусство. Чтение по ролям.

Инсценирование

41-42



Сценическое искусство. Живые картинки.

Беседа

43-44



Основные особенности художественного стиля

Практикум

45-46



Анализ прозаического текста.

Практикум

47-48



Выразительное чтение прозы.

Беседа, выразительное чтение

49-50



Конкурс чтецов.

Практикум

51-52



Зиму провожаем – весну встречаем.

Весна в лирике.

Беседа, анализ

53-54



Проба пера. Пишем стихотворения о весне.

Инсценирование

55-56



Особенности композиции басни.

Беседа

57-58



Особенности чтения басни.

Беседа

59-60



Энергетика и обаяние актёра.

Практикум

61-62



Язык жестов и мимики.

Тренинг

63-64



Лето красное. Лето в лирике русских поэтов.

Практикум,

выразительное чтение

65-66



Проба пера. Пишем стихотворения о лете.

Практикум

выразительное чтение

67-68



Подводим итоги работы. Конкурс чтецов на тему «Моё любимое стихотворение».

Концерт

Беседа


6



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.