12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воеводина Наталья Петровна
Аккаунт удалён
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 69» города Новокузнецка

     

Принято

педагогическим советом

Протокол №_______

От «__26___»____09____2017 года

 

Утверждаю:

Директор Паксеев Н.И.

Приказ №___________

От «_29_»_____09______2017 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочных занятий

«Путешествие в слово»

для 6 а, 6 б классов

на 2017-2018 учебный год.

Составитель:

Воеводина Наталья Петровна,

учитель русского языка

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

____________________

От «__26___»__09______2017 года

 

Рассмотрено и одобрено

на МО учителей-предметников гуманитарного цикла

От «___25__»____09____2017 года

     
     

Новокузнецк

                                                                     2017

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1.Пояснительная записка… 2

2.Cодержание…7

3. Календарно-тематическое планирование…8

4.Методическое обеспечение программы…13

5.Список литературы…15


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа XXI века решает проблему самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе, поэтому внеурочная деятельность как форма познавательной деятельности является одним из эффективных средств достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся закрепляет знания, полученные учащимися на уроках, даёт возможность приобрести новые знания; формирует умения и навыки, включающие в себя умение решать возникающие проблемы; умение выбирать целевые установки для своих действий и поступков; обеспечивает возможность приобщения к духовным ценностям, формирует навыки коммуникационного взаимодействия и сотрудничества. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности, предоставляя неограниченные возможности для освоения универсальных учебных действий, обеспечивает тем самым единство развития, воспитания, обучения и социализации учащихся. Таким образом, внеурочная деятельность в современной школе является важным средством становления компетентной личности, подготовленной к жизни в условиях постоянно изменяющегося информационного общества.

Программа внеурочной деятельности “Путешествие в слово” нацелена на формирование познавательных интересов как основы учебной деятельности, развитие кругозора учащихся, повышение их интеллектуального уровня. Внеурочная деятельность учащихся предполагает приобретение углубленных знаний по всем темам, изучаемым в курсе русского языка и литературы в 6 классе общеобразовательной школы. Программа внеурочной деятельности “Путешествие в слово” раскроет учащимся увлекательный, богатый, неисчерпаемый мир слова.

Программа внеурочной деятельности в области словесности “Путешествие в слово” для 6 класса является частью системного курса, реализуемого на течение всего периода обучения в основной школе, и все разделы науки о языке: лексику, фразеологию, морфемику, морфологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию.

Актуальность программы внеурочной деятельности “Путешествие в слово” подтверждается требованиями ФГОС. В соответствии с требованием Стандарта изучение предметной области «Филология» должно обеспечить образование учащихся, их личностное развитие, успешное овладение научным достижениями и приобщение к духовным ценностям.

Необходимость разработанной программы внеурочной деятельности «Путешествие в слово» заключается в желании учащихся узнать новое о русском языке, в потребности детей получать знания в игровой форме. Включение элементов занимательности предусмотрено содержанием данного курса, вместе с тем привлечение игровых элементов повышает обучающую, развивающую, воспитывающую роль занятий. Для проведения занятий программой предусмотрены использование лингвистических игр, словарей различных видов, дидактического и раздаточного материала, интерактивных пособий и медиаресурсов, также предполагается чтение и анализ литературных источников, произведений народного творчества, лингвистических сказок. Большое внимание уделяется практическим занятиям, лингвистическим практикумам, творческим работам, проектной и исследовательской деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в слово» рассчитана на 35 часов (1 академический час в неделю). Программа внеурочной деятельности «Путешествие в слово» предназначена учащимся 6 «А», 6 «Б» классов.

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в слово» предполагает системно-деятельностный подход к занятиям, а именно: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Выбор технологий, методик и приёмов обусловлен также необходимостью дифференциации обучения с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Программа внеурочной деятельности «Путешествие в слово» позволяет успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей. Содержание и методы обучения, предусмотренные программой, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения, то есть, ориентированы на формирование системы всех УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Методическая система курса внеурочной деятельности включает следующие методы обучения:

-репродуктивный (воспроизведение материала); -частично-поисковый (умение найти проблему и способ её решения);

-поисковый (поиск оптимальных решений учебной ситуации); - коммуникативный (беседа, проект парная и групповая работа),

-творческий (развитие навыков работы с разными источниками информации, лингвистические игры); - интерактивный.

Приемы обучения: -анализ и синтез.-сравнение ,–классификация,-аналогия,-обобщение.

Технологии обучения: -технология разноуровневого обучения,-развивающее обучение,-технология обучения в сотрудничестве, технология коммуникативного обучения.

Принципы реализации программы : -занимательность, –научность,-сознательность и активность, –наглядность, –доступность,-связь теории с практикой, -индивидуальный подход к учащимся.

Цели и задачи курса:

Содержание разработанного курса внеурочной деятельности «Путешествие в слово» в 6 классе предполагает достижение следующих целей:

-самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, развивать умение проводить самостоятельную исследовательскую работу;

-самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

-оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, делать выводы;

- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, развитие умения перерабатывать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-совершенствовать различные виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);

-продолжить формирование навыков анализа слова и многоаспектного анализа текста;

-продолжить обогащение словарного запаса, овладение правилами и нормами русского литературного языка, развитие речевой культуры;

-формировать умение работы со словарями разных видов с целью пополнения словарного запаса, овладения правилами и нормами русского литературного языка, развития речевой культуры;

-овладеть ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; умение использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

-формировать чувство ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка.

Средства достижения целей:

-анализ текстов -работа со словарями -лексические практикумы -творческие упражнения -создание иллюстраций -сочинение лингвистических сказок -лингвистические игры -участие в конкурсах -работа с интерактивными и медиа-ресурсами, исследовательская работа-создание собственных проектов и разработок мероприятий.

Формы проведения занятий: -эвристические беседы,-практические занятия с элементами игр,-творческие занятия,-конкурсы, -интеллектуальные игры-защита проектов.

Планируемый результат:

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в слово» должна обеспечить формирование и развитие умений и компетенций:

-самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, развивать умение проводить самостоятельную исследовательскую работу;

-самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

-оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-определять понятия, создавать обобщения, опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, делать выводы;

- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, развитие умения перерабатывать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-владеть в достаточной степени в соответствии с возрастом различными видами речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);

-уметь выполнять анализ слова и многоаспектный анализ текста;

-уметь работать со словарями разных видов, получать необходимую информацию из справочников с целью пополнения словарного запаса, овладения правилами и нормами русского литературного языка, развития речевой культуры;

- владеть ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; умение использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.


 

2.СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Название темы

Краткое содержание

Часы.

   

В курсе «Путешествие в слово» учащиеся

 

1.

Мастерская слова.

-узнают, что такое грамота, как учили грамоте на Руси, познакомятся с развитием русской грамматики, повторят строение слова, грамматическое значение слова, порядок слов в предложении, отработают умение пользования словарями разных видов.

3

2.

Таинственная лексика.

-повторят в игровой форме знания о лексическом значении слова, многозначности, синонимии и омонимии, антонимах познакомятся с видами омонимов, паронимами, отработают умение пользования словарями разных видов.

14.

3.

Слово о словах.

-откроют новые знания о фразеологизмах, устаревших словах и архаизмах, исконно русских и заимствованных словах, узнают об этимологии, ономастике, топонимии, закрепят знания о сложных и сокращённых словах.

-отработают умение пользования словарями разных видов.

15.

4.

Сила слова-беспредельна.

-обобщат знания и умения, полученные на занятиях курса, примут участие в конкурсах и проектах.

4

Итого

   

3

 

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

.

дата

Название темы.

Форма деятельности.

Часы

1. Мастерская слова.

3.

1.

05.09

Великий русский язык.

Эвристическая беседа. Подбор высказываний о русском языке. Участие в конкурсе «Весёлая грамматика». Шарады.

1.

2.

12.09

Без грамматики не выучишь и математики.

Отгадывание и составление ребусов. Участие в конкурсе «Весёлая грамматика».

1.

3.

19.09

История русской грамматики.

Знакомство с названиями букв русской азбуки. Создание бюллетеней «Историческая грамматика».

1

2. Таинственная лексика.

13.

4.

26.09

Что такое слово? Лексическое значение слова.

Работа с толковым словарём. Лексический практикум. Отгадывание кроссвордов.

1.

5.

03.10

Многозначные слова. Прямое и переносное значение.

Эвристическая беседа. Отгадывание криптограмм. Работа над проектом.

1.

6.

10.10

Прямое и переносное значение. Метафора.

Лингвистические игры. Участие в конкурсе скороговорок и загадок. Исследование особенностей употребления слова в художественном тексте.

1.

7.

17.10

Ударение меняет значение

Работа с толковым словарём. Лингвистические игры. Ребусы. Анаграммы.

1.

8.

24.10

Где хранятся слова? Словари. Виды словарей.

Участие в творческом конкурсе на лучший рассказ. Работа с толковым словарём. Лексический практикум.

1.

9.

14.11

Пёстрое семейство. Синонимы.

Работа со словарём синонимов. Лексический практикум. Исследование особенностей употребления слова в художественном тексте

1.

10.

21.11

Антонимы.

Работа с орфографическим словарём. Работа с перфокартами. Лото «Пословицы и поговорки».

1.

11.

28.11

Великое противостояние.

Лингвистические игры. Рисование загадок. Участие в конкурсе. «Отгадай загадку».

1.

12.

05.12

Слова-двойники. Омонимы.

Работа с орфографическим словарём. Работа с перфокартами. Конкурс «Каламбур».

1.

13.

12.12

Омоформы, омофоны, омографы.

Работа с толковым словарём. Лексический практикум. Акростих. Исследование особенностей употребления слова в художественном тексте

1.

14.

19.12

Похожи, но не одно и то же. Паронимы.

Работа над проектом. Лингвистические игры «Паронимы»

1.

15.

26.12

Проект «Наши друзья –словари».

Создание коллективного альбома. Работа со словарями. Лингвистические игры «Буриме».

1.

16.

16.01

Копилка слов. Словари.

Конкурс на лучшее знание алфавита. Работа с толковым словарём. Лексический практикум. Составление и отгадывание кроссвордов.

1.

3. Слово о словах.

15.

17.

23.01

Проект «Портрет одного слова».

Работа со словарями и произведениями фольклора и художественной литературы. Исторический комментарий.

1.

18.

30.01

Как появляются слова?

Лингвистические игры. Отгадывание и составление ребусов, шарад.

1.

19.

06.02

Срослись! Сократились!

Отгадывание и составление ребусов. Работа с толковым словарём. Чтение аббревиатур.

1.

20.

13.02

Жизнь слова. Неологизмы.

Работа с интерактивным толковым словарём. Составление словарика неологизмов.

1.

21.

20.02

Фразеологические сочетания.

Фразеологическое лото. Работа со словарём фразеологизмов. Лингвистические игры. «Фразеологизмы-синонимы».

1.

22.

27.02

Виды фразеологизмов.

Фразеологическое лото. Работа со словарём фразеологизмов. Рисование фразеологических загадок.

1.

23.

06.03

Почему мы так говорим?

Работа со словарём фразеологизмов. Участие в конкурсе фразеологизмов «Почему мы так говорим?».

1.

24.

13.03

Этимология слова. Сказочные превращения.

Работа с этимологическим словарём. Лингвистические игры. «Шарады». Исторический комментарий.

1.

25.

20.03

Красна речь пословицей.

Участие в творческом конкурсе на лучший рассказ. Лото «Пословицы и поговорки».

1.

26.

03.04

Жизнь слова. Устаревшие слова.

Работа с толковым словарём. Лексический практикум. Исследование особенностей употребления слова в художественном тексте. Сочинение лингвистической сказки.

1.

27.

10.04

Историзмы и архаизмы.

Работа с перфокартами. Рисование. Выполнение интерактивного теста. Исследование особенностей употребления слова в художественном тексте.

1.

28.

17.04

Ономастика. Антропонимы.

Работа со словарями, справочными материалами. Рассказ «Имена в нашей семье». Исторический комментарий.

1.

29.

24.04

Ономастика. Топонимы.

Работа со словарями, справочными материалами Выяснение значения названий улиц города. Создание бюллетеней.

1.

30.

02.05

Эмоционально окрашенные слова.

Работа со словарями и произведениями фольклора и художественной литературы. Исторический комментарий.

1.

31.

08.05

Исконное русские. Заимствованные слова.

Работа с орфографическим словарём. Лингвистические игры «Как это по-русски». «Буриме».

1.

4.Сила слова-беспредельна.

4.

32.

15.05

«Устный журнал «Язык мой-друг мой».

Участие в проекте «Устный журнал «Язык мой-друг мой».

1.

33.

22.05

Конкурс «Знатоки русского языка».

Участие в конкурсе «Знатоки русского языка».

1.

34.

29.05

Защита проектов.

Защита проектов «Портрет одного слова», «Наши друзья-словари».

1.

35.

29.05

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Награждение победителей и участников проектных работ.Обсуждение проектов на лето.

1.


 

Итого:

35

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

 

Информационное-техническое обеспечение.

Примерные темы учебных проектов:

«Портрет одного слова», «Наши друзья-словари».

-Мультимедийные пособия:

-Фраза. Электронный тренажёр по орфографии.

-Электронный словарь. Большой словарь русского языка:

(Толковый словарь В.И. Даля, Толковый словарь Д. И. Ушакова, Энциклопедический словарь, Словарь синонимов).

-Тестовый комплекс. Грамматика русского языка. Часть 1.Орфография.

-Образовательные электронные ресурсы:

http://www.gramota.ru/- Словари онлайн.

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября».

Учебно-методическое обеспечение.

-Словари:

1.Баранов М .Т. .Школьный орфографический словарь русского языка. М.Т.Баранов,-11-е изд.- М.: 2007

2.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. В. П .Жуков. 5-е изд. -М.: 2005.

3.Лапатухин М С. Школьный толковый словарь русского языка. М.С. Лапатухин и др. под ред.Ф.П.Филина.-2-е изд. - М.:1998.

4.Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка.П.А. Лекант.3-е изд. М.: 2006.

5.Ожегов. С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1998.

6.Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов под ред. В.В. Иванова.-М.:1997

7.Панов. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. Б.Т. Панов, А.В.Текучёв.3-е изд. – М.: 1997.

8.Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. З.А.Потиха-2-еизд .М.: 1998.

9.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка. А.А. Семенюк. 3-е изд.М.:1997.

10.Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков.-41-е изд.М.:1990

11.Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Н. М. Шанский, Т. А. Бобров.-М.: 1991

 

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в образовании.ppt

2.Ладыженская Т. А. Русский язык 6 класс. Книга для учителя. - М.: Экзамен,2009.

3..Ашукин Н.С.,Ашукина М.Г. Крылатые слова. - М.: Правда,1986.

4.Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка в 5 -7 классах. - Ростов: Феникс, 2002.

5.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М.: Просвещение,1982.

6.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии.- М.: Просвещение, 1991.

7.Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1997.

8. К тайнам слова: Занимательная лексика. Автор-сост. Е. М. Елизарова.- Волгоград: Учитель, 2008.

9. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Книга,1985.

10. Успенский Л,В. По дорогам и тропам языка. -М.: Детская литература, 1980.

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.