Программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
На ШМО учителей русского языка и литературы, истории и обществознаниия | Зам.директора по УВР __________ | Директор МБОУ «СОШ №6 г.Азнакаево» ___________ |
Протокол № ____от ________2018 г | «____» ________ 20____г. | Приказ от «____» сентября 20___г. №____________ |
Рабочая программа
курса по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления развития личности школьника
«Развиваем дар слова»
для учащихся 6 б класса
Автор программы:
учитель первой квалификационной категории
Нигматзянова Р. С.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» для 6 класса разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования")
Назначение программы.
Курс «Развиваем дар слова» является закономерным продолжением уроков русского языка, его дополнением. Данная рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку, учитывает необходимость осуществления преемственности.
Актуальность программы.
Программа данного курса позволяет показать обучающимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе деятельности школьники увидят разнообразные оттенки и «переливы» слов и выражений (фразеологизмов, крылатых выражений), поймут, что произведения художественной литературы , включающие необычные слова, неделимые словосочетания, образные выражения достойны внимания, изучения и использования в своих творческих работах. Знание лексического богатства русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Содержание и методы обучения программы «Развиваем дар слова» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Возрастная группа: учащиеся 6 класса
Цель программы.
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи программы.
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития обучающихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Формы организации внеурочной деятельности: лекции, практические занятия с игровыми моментами, с использованием ребусов, кроссвордов, головоломок, дидактических и раздаточных материалов, чтения текстов литературных произведений с последующим анализом; наблюдения над живой речью и над литературным материалом; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; опыт личного творчества обучающихся (написание сочинений, выполнение проектов, составление кроссвордов, шарад, ребусов).
В занятиях прослеживаются две части: теоретическая и практическая.
Описание места курса в учебном плане:
Данная программа рассчитана на 35 часов. Количество часов в неделю: 1 .
Срок реализации: 1 год.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов / блоков | Всего, час | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Введение. | 1 | 1 | |
2 | Фонетика. Интонация. | 6 | 2,5 | 3,5 |
3 | Стилистика. | 3 | 1 | 2 |
4 | Графика. Орфография. Пунктуация. | 5 | 2 | 3 |
5 | Морфология. Синтаксис. | 5 | 2 | 3 |
6 | Морфемика. Словообразование. | 5 | 2 | 3 |
7 | Лексика. Фразеология. | 9 | 3 | 6 |
8 | 1 | 1 | ||
Итого | 35 | 13,5 | 21,5 |
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
- проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
- соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях
Ученик получит возможность научиться:
- отличать признаки основных языковых единиц;
- использовать основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; основные орфографические и пунктуационные правила;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- выделять художественные изобразительные средства в тексте;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Результат внеурочной деятельности: защита творческих работ.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия п/п | Раздел, тема занятия | Форма проведения | Количество часов | Дата проведения | ||
Теория | Практика | план | факт | |||
1 | Введение. Организационное занятие (инструктаж). (1 ч.: 1 ч. теории) | Лекция, беседа | 1 | |||
- | Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (6 ч.: 2,5 теории + 3,5 практики) | |||||
2 | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова? | Исследование, групповая работа, лекция | 0,5 | 0,5 | ||
3 | Что такое орфоэпия? | Беседа, групповая работа | 0,5 | 0,5 | ||
4 | Что такое омофоны, паронимы? | Беседа, игра | 0,5 | 0,5 | ||
5 | Какова роль интонации в устной речи? | Беседа, исследование | 0,5 | 0,5 | ||
6 | Звукоподражательные слова в произведениях художественной литературы и в речи. | Беседа, исследование | 0,5 | 0,5 | ||
7 | Обобщающее занятие. «Чтение текстов произведений художественной литературы» | Ролевая игра | 1 | |||
- | Речевой этикет. (Стилистика) (3 ч: 1 теории + 2 практики) | |||||
8 | Правила речевого этикета. | Лекция, беседа, игра | 0,5 | 0,5 | ||
9 | Формулы речевого этикета в разных стилях речи. | Беседа, исследование, групповая работа | 0,5 | 0,5 | ||
10 | Обобщающее занятие. «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает». | Исследование, самостоятельная работа | 1 | |||
- | Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч.: 2 теории + 3 практики) | |||||
11 | Зачем нужно знать алфавит? | Беседа, игра | 0,5 | 0,5 | ||
12 | В чем секрет правописаний морфем. | Беседа, исследование, групповая работа | 0,5 | 0,5 | ||
13 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания? | Беседа, исследование | 0,5 | 0,5 | ||
14 | Не пером пишут- умом. Тайны письма. | Беседа, групповая работа | 0,5 | 0,5 | ||
15 | Обобщающее занятие. «Я хочу написать о …» | Самостоятельная работа | 1 | |||
- | Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) (5ч.: 2 теории + 3 практики ) | |||||
16 | Строение предложений и грамматическая связь. | Беседа, исследование | 0,5 | 0,5 | ||
17 | Роль слов в предложении. Кто с кем дружит? | Беседа, исследование, игра | 0,5 | 0,5 | ||
18 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | Беседа, исследование | 0,5 | 0,5 | ||
19 | В чём секрет глагола и его формы? Употребление разных видов глагола в речи. | Беседа, исследование | 0,5 | 0,5 | ||
20 | Обобщающее занятие «Комплексный анализ текста». | Исследование | 1 | |||
- | Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование.) (5 ч.: 2 теории + 3 практики ) | |||||
21 | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | Беседа, исследование | 0,5 | 0,5 | ||
22 | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов? | Беседа, групповая работа | 0,5 | 0,5 | ||
23 | Волшебные изменения в морфемном составе слов. | Беседа, исследование, игра | 0,5 | 0,5 | ||
24 | Этимология слов. Работа со словарями. | Беседа, исследование, групповая работа | 0,5 | 0,5 | ||
25 | Обобщающее занятие. Аукцион знаний «Секреты слов». | Индивидуальная работа, игра | 1 | |||
- | Тайны русского языка. (Лексика. Фразеология.) (9 ч.: 3 теории + 6 практики ) | |||||
26 | На какие группы делится словарный состав русского языка? | Беседа, групповая работа | 0,5 | 0,5 | ||
27 | В чем особенность употребления слова в художественном тексте? Образные выражения. | Беседа, исследование | 0,5 | 0,5 | ||
28 | О чём рассказывают фразеологизмы? | Беседа, исследование | 0,5 | 0,5 | ||
29 | Синонимия фразеологизмов. | Беседа, игра | 0,5 | 0,5 | ||
30 | Происхождение фразеологизмов. | Беседа, исследование | 0,5 | 0,5 | ||
31 | Крылатые выражения (фразеологизмы) в художественных произведениях. | Беседа, исследование | 0,5 | 0,5 | ||
32 | Лабораторная работа «Необычные слова, неделимые словосочетания, образные выражения в баснях И. А. Крылова». Яркость и образность русского языка. | Исследование | 1 | |||
33 | Работа над проектом «Фразеологизмы в баснях И. А. Крылова». | Исследование, групповая работа | 1 | |||
34 | Презентация проекта (творческой работы). | Презентация | 1 | |||
- | Итоговое занятие (1 ч.: 1 ч. практики) | |||||
35 | Аукцион знаний. | Игра | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова.- М.: Просвещение, 2012. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 -8 классы. Криволапова Н.А.
2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- М.: Просвещение, 2000. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка, часть 1 - М.: Просвещение, 1963. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка, часть 2- М.: Просвещение, 1967.
3. Иванова В. А., Потиха Э. А, Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке.- М.: Просвещение, 1990. Иванова В. А., Потиха Э. А, Розенталь Д. Э. Занимательноо русском языке.- М.: Просвещение, 1990.
Занимательно о русском языке. Пособие для учащихся.DJVU / 3.55 Мб
4. Волина В.В. Весёлая грамматика.- М..: Знание, 2005.
5. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка.- М.: Мнемозина, 2007. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка
6. Шанский Н.М. Лингвистические детективы.- М.: Дрофа, 2007 Шанский Н.М. Лингвистические детективы.
7. Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров». Пособие для учащихся / Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков, С.А. Никольская, С.В. Пучкова, В.В. Вирясова и др.; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1982. https://www.ozon.ru/context/detail/id/21892310/
8. Чачина Т.М., Денисова А.А., Гарцов А.Д. Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание.- М.: Дрофа. 2007.
9. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Глобус, 2010.
8