Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» для начальных классов

5
1
Материал опубликован 3 August 2018

Пояснительная записка

Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

● воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);

● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Общая характеристика программы: Дополнительная общеобразовательная программа «Смысловое чтение» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению в 1-х – 4-х классах общеобразовательной школы.

Программа «Смысловое чтение» направлена на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов как в устной, так и в письменной форме.

Дополнительная общеобразовательная программа «Смысловое чтение» является модифицированной, по уровню освоения - общеразвивающей, по цели обучения – познавательной, по содержанию однопрофильной, разработана в соответствии с требованиями к результатам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО.

Отличительные особенности программы:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г. ,Криволаповой Н.А., Беденко М. В.

6. При планировании содержания занятий прописаны типы и виды чтения.

Основные типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.

Основные виды чтения: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.

Отличительные признаки программы являются и нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, путешествия, коллективно-творческие работы, рисунки, конкурсы, проекты, викторины ,посещение выставок, праздников, встречи с интересными людьми.

Описание места программы:

Программа рассчитана на 4 года. Количество часов в неделю – 1час.

За год: в 1классе – 33 часа, во 2 классе-34 часа, в 3 классе -34 часа, в 4 классе-34часа.

Всего реализуется в объеме 135 часов.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7-10 лет. Место проведения занятий – учебный кабинет.

Формы организации занятий: Согласно требованиям СанПиН, занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 35 минут в первом классе; 45минут во втором, третьем и четвертом классе. В первых классах для развития двигательной активности и смены вида деятельности используются динамические паузы, что способствует умственному и физическому восстановлению.

Форма проведения занятий – групповая. Количество обучающихся в группе - 10-15 человек.

Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Ведущей формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм: викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс – кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал, литературная гостиная, просмотр диафильмов, видеофильмов.

Формы подведения итогов - читательские дневники, фотографии, рисунки, проекты, исследовательские работы, результаты участия учащихся в конкурсах оформляются в виде итоговой выставки в уголке для чтения.

Планируемые результаты :

Работая с текстом, ученики должны получить возможность научиться использовать формальные элементы текста (сноски, подзаголовки) для поиска информации, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание, составлять письменные отзывы, высказывать суждение и подтверждать примерами из текста, а также выполнять творческие задания с опорой на эмоции, воображение, осмысление прочитанного.

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные:

Регулятивные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

находить книгу в открытом библиотечном фонде;

выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

книге и героях;

характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

заданную тему;

сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

пользоваться аппаратом книги;

овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Личностные результаты:

1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного сред­ства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Метапредметные результаты:

Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Освоение способов проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Принципы построения программы:

* Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

* Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;

- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

- увеличение объёма материала от класса к классу.

* Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам

* Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения:

Личностные результаты:

1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6) Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Метапредметные результаты:

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Способы отслеживания ожидаемых результатов:

Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ.

Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий.

Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.

Формы подведения итогов реализации программы: Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в проектах, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, составляется портфолио.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Формы педагогического контроля:

Входная диагностика

• таблица сформированности навыка смыслового чтения,

• собеседование

• анкетирование

Промежуточная диагностика

В течение учебного года используются следующие формы текущего педагогического контроля:

• таблица сформированности навыка смыслового чтения,

• педагогическое наблюдение

• собеседование

• изучение практических и творческих работ,

• защита проектов

Итоговая диагностика

• таблица сформированности навыка смыслового чтения,

• творческий отчет (4 класс)

Использование различных форм диагностики помогает дифференцировать образовательный процесс.

Формы представления результатов диагностики:

• диаграмма изменений знаний, умений, навыков и воспитанности;

• таблица сформированности навыка смыслового чтения,

• «Мои достижения. Раздел портфолио» (в неё заносятся результаты конкурсов, проекты, активность на занятиях и т.д.);

• запись в журнале, где педагог фиксирует достижения и результаты обучающихся в различных мероприятиях, конкурсах и т. д.

Для выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы, разработаны следующие параметры ЗУН и критерии их оценки.

Критерии оценки ЗУН:

3 балла - высокий уровень;

2 балла - средний уровень;

1 балл - низкий уровень.

Работа с читательским дневником:

  •  Ежедневный учет прочитанного для учащихся 1-2 классов;
  •  Ежедневный учет прочитанного и периодический анализ для учащихся 3-4 классов;
  •  Составление рекомендательного списка литературы для самостоятельного чтения с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся;
  •  Наблюдение и коррекция читательского кругозора учащихся.

Участие в концертах:

  • Выступление на школьных концертах с номерами художественной самодеятельности по мотивам литературных произведений;
  • Выступление с номерами художественной самодеятельности

Участие в конкурсах различных уровней:

  • Ежегодное участие в декаде по предмету «Литературное чтение»;
  •  Участие в конкурсах стихов;
  •  Участие в тематических викторинах и играх;
  • Участие в конкурсах муниципального, республиканского и всероссийского уровней.

Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью следующих видов работы:

  • Контроль техники и навыка смыслового чтения;
  • Проверка читательского кругозора (анкета);
  •  Анкетирование по выявлению мотивации чтения;
  • Участие в конкурсах по данному предмету.

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • Улучшение техники и навыка смыслового чтения;
  • Становление и расширение читательского кругозора;
  •  Повышение мотивации чтения;
  • Рост количества и качества участия в конкурсах по данному предмету.

Содержание программы:

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Смысловое чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Разделы программы:

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана , авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. 1-й -4 класс. -Москва,2013 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся с 1 – 4 классу и методическими рекомендациями для учителя.

Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.

В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен знаком «колокольчик». Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме.

Речевая деятельность ( слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.


 

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Русский народный фольклор

2.

Друзья детства

3.

О хороших людях

4.

О наших сверстниках

5.

О природе

6.

Книги о животных

7.

Русская литература

8.

Зарубежная литература

 

Итого:

33ч.

34ч.

34ч.

34ч.


 

Календарно-тематическое планирование и характеристика деятельности учащихся

Календарно-тематическое планирование 1 класс

п/п

Название текста, страница

Характеристика деятельности

1

Когда обедает крокодил. Рыба-стрелок. Теплолюбивые кошки. Как видят змеи. Стр.4-5

Знакомятся с разными способами работы с текстом, знакомятся с ответами на вопрос в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.

2

Зачем слону хобот. Киты. Зачем сове пушистые перья. Стр.6-7

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Работают с заголовками текстов.

3

Елка и пальма. Грибы. Цветочное варенье.Стр.8-9

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Проводят сравнительный анализ текстов.

4

Говорящие барабаны и колокола. Телефон. На Луне. Стр.10-11

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

5

Белые зайцы. Где придумали бумагу? Белые слоны. Молния. Стр.12-13

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

6

Пингвины в Африке. Как крокодил чистит зубы. Ка Как бобер чистит зубы. Как акула чистит зубы? Стр.14-15

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

7

Очень длинный день. Козырек на фуражке. Подводные домики. Стр.16-17

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

8

Солнечные затмения. Подземные дома.

Стр.18-19

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

9

Невидимые чернила. Всплывающие дома.

Стр.20-21

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

10

Лучшие строители среди зверей. Подводные дома. Стр.22-23

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

11

Гепард. Листья-лодочки. Путешествующие дома. Стр.24-25

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.

12

Зачем белке хвост? Дом вверх дном. Стр.26-27

Формулируют тему текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

13

Рыба-рыболов. Как зимуют лягушки? Морской петух. Как зимуют клесты.

Стр.28-29

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

14

Бывает ли зима на всей Земле? Стр.30-31

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

15

Медведь. Гориллы. Необычный Новый год. Стр.32-33

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

16

Холодильник греет кухню. Водяная пушка.стр.34-35

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

17

Речной трамвай. Плавучий магазин. Стр.36-37

Формулируют тему текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

18

Нептун. Катание на черепахах. Стр.38-39

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

19

Бумеранг. Железное дерево. Стр.40-41

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

20

Пауки-путешественники. Зачем поют птицы.

Стр.42-43

Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

21

Плавучие дороги. Киты. Стр.44-45

Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

22

Желторотики. Пеликан. Стр.46-47

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

23

Корабли пустыни. Соломенный корабль. Стр.48-49

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

24

Воздушные шары. Носороги. Стр.50-51

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

25

Странные денежки. Попугаи. Стр.52-53

Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

26

Бабочки. Макаки. Черепахи. Стр.54-55

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

27

Черепахи. Насекомые. Древние тетрадки.

Стр.56-57

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

28

Совы. Медведи. Скалозуб. Стр.58-59

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

29

Хлеб. Календула. Одуванчик. Стр.60-61

Прогнозируют содержание читаемого текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

30

Старинный месяц цветень. Старинный месяц серпень. Старинные месяц и желтень и листопад. Старинный месяц лютый. Стр.62-63

Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

31

Скворцы. Вороны и сойки. Стр.64-65

Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

32

Каналы. Ежик.Стр.66-67-68

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

33

Жук-вредитель. Аквариумные рыбки. Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Стр.69-70-71

Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

Календарно-тематическое планирование 2 класс

п/п

Название текста, страница

Характеристика деятельности

1

Снег круглый год.

Дома в скалах. Айсберг. Стр.4-5

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

2

Почему плачет крокодил. Как отпугнуть крокодила. Стр.6-7

Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

3

Сколько соли в море?

Как прячется осьминог.

Стр.8-9

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

4

Против ветра.

Попутный ветер. Стр.10-11

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

5

Кто живет в Антарктиде. Почему исчезли динозавры. Стр.12-13

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого текста.

6

Кошки в древнем Египте. Такса. Стр.14-15

Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

7

Искусство «каллиграфия». Исчезнувшие буквы.

Стр.16-17

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

8

Как рыбаки помогают рыбе зимой?

Необычные дрова. Стр.18-19

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

9

Собаки-водолазы.

Как охотятся львы. Стр.20-21

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

10

Старинные автомобили. Далеко. Стр.22-23

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

11

Солнечные автомобили. Парус. Стр.24-25

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

12

Ночной праздник. Шкура леопарда. Стр.26-27

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

13

Самая прочная нить.

Морской еж. Стр.28-29

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

14

Бумажные стены.

Дом на ножках. Стр.30-31

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

15

Дикие грибы.

Ледник. Стр.32-33

Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

16

Новогодняя коллекция.

стр.34-35

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.

17

Помощник шахтеров. Бесстрашные жуки-солдатики. Стр.36-37

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

18

Бегуны по воде.

Постель в дождевом лесу.

Стр.38-39

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

19

Джунгли Южной Америки. Глаз лягушки. Стр.40-41

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

20

Соляные деньги.

Снежки в Новой Зеландии.

Стр.42-43

Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

21

Фианит. Стр.44-45

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

22

Все пальцы.

Погода в Англии. Стр.46-47

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

23

Огни на высоте. Книга рекордов. Стр.48-49

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого текста.

24

Древние книги.

Строители мостов. Стр.50-51

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

25

Рубль. Денежка. Стр.52-53

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

26

Температура воды и воздуха. Названия игр с мячом.

Стр.54-55

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

27

Консервированный воздух.

Праздник воды. Стр.56-57

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

28

Праздник воды. Стр.58-59

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

29

Дома из снега. Ловля акул.

Стр.60-61

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

30

Нежинские огурчики.

Стр.62-63

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

31

Празднование Нового года 1 января.Стр.64-65

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

32

Часы. Стр.66-67

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Формулируют тему текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

33

Керамика. Стр.68-69

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

34

Филин. Зимородок. Стр.70-71

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

Календарно-тематическое планирование 3 класс

п/п

Название текста, страница

Характеристика деятельности

1

Дорогие чашки. Молочное стекло. Стр.4-5

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

2

Соликамск, Солигорск и Зальцбург. Стр.6-7

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

3

Как едят в космосе. Подземные лечебницы. Стр.8-9

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Сравнивают тексты «по памяти», читают задания и отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

4

Крылатые металлы. Дорогой алюминий. Стр.10-11

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

5

Коломенская верста. Новгород.Стр.12-13

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

6

Новгород - город старинный.

Города - побратимы. Стр.14-15

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

7

Планета вода. Галька. Стр.16-17

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей.

8

Самолет хвостом вперед. Первый автомобильный номер. Стр.18-19

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

9

Кого не любят разные народы. Древний компас.Стр.20-21

Чтение, ответы на вопросы по содержанию. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

10

Белые ночи. Байкал. Стр.22-23

Чтение, ответы на вопросы. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним.

11

Базальт и пемза. Алмаз и графит. Стр.24-25

Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

12

Тепло из-под земли. Долина Гейзеров на Камчатке. Стр.26-27

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

13

Самый мягкий трон. Ядовитый водопад. Стр.28-29

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

14

Первый мультик. Лечение весельем. Стр.30-31

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

15

Гиппопотам-водяная лошадь. Охота с гепардами. Стр.32-33

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

16

Два времени года. Тундра. Два времени года. Сезон дождей. Стр.34-35

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

17

Бетон - искусственный камень? Приливы и рыбалка.

Стр.36-37

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Прогнозируют содержание читаемого текста.

18

Одно время года. Антарктида. Почему коньки? Стр.38-39

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам.

19

Австралийцы-люди вверх ногами. Поезда без моторов. Стр.40-41

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

20

Пальма и елка. Почему еловые ветки лапами называются? Стр.42-43

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

21

Торнадо. Ветер. Стр.44-45

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам.

22

Солнечная энергия. Зачем змеи и греются на солнце? Стр.46-47

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

23

Спящие вулканы. Почему растут сосульки? Стр.48-49

Чтение, ответы на вопросы в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

24

Самые высокие горы на Земле. Зачем рога горным козлам? Стр.50-51

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

25

Почему кактусы толстые? Маленькие строители. Стр.52-53

Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

26

Все цвета радуги. Как разгоняют облака? Стр.54-55

Сопоставление текстов между собой. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

27

Одно время года. Дождевые леса. Радужные нерадуги. Стр.56-57

Сопоставление списка ключевых слов и пересказ текстов по ключевым словам.

28

Почему береза цветет ранней весной? Подсолнух на картинах. Стр.58-59

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

29

Акваланг. Осьмируки. Огонь. Вода и газ. Стр.60-61

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам.

30

Зачем у кошки глаза светятся? Пазлы. Стр.62-63

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам.

31

Футбол и регби. Стр.64-65

Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

32

Кайра. Стр.66-67

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

33

Придумать самолет. Стр.68-69

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам, концовку дописывают самостоятельно.

34

Язык змеи. Стр.70-71

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам.

Календарно-тематическое планирование 4 класс

п/п

Название текста, страница

Характеристика деятельности

1

Квадратные колеса. Магнитные поезда. Стр.4-5

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

2

Круглые окна. Воздушная подушка. Стр.6-7

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составляют вопросы к тексту. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

3

Порхающий полет. Почему греет юбка. Стр.8-9

Читают, отвечают на вопросы. Выписывают все местоимения, составляют с одним из них предложение. Выполняют тестовые задания. Сравнение текстов « по памяти». Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

4

Когда резина становится стеклом. Тамагочи. Стр.10-11

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Письменный пересказ текста. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

5

Частота крокодильих обедов. История зеркала. Стр.12-13

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ текста. Прогнозируют содержание читаемого.

6

Кривые зеркала. Увеличительные стекла. Стр.14-15

Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Письменный пересказ текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

7

Строители земли. Строители морского берега. Стр.16-17

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями.

8

Пчелиный улей. Невидимый свет. Стр.18-19

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

9

Неслышимый звук. Почему ночью все кошки серы? Стр.20-21

Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста.

10

Пиноккио и Буратино. Шум вредный и шум полезный.

Стр.22-23

Читают, отвечают на вопросы. Письменный пересказ текста. Выполняют тестовые задания. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

11

Вьюнок. Стр.24-25

Составление рассказа по картинке, письменный пересказ по ключевым словам.

12

Письмо картинами в современной России. Ключики вкуса. Стр.26-27

Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Письменный пересказ текста. Выполняют тестовые задания

13

Зачем нам ключики вкуса? Вкусно, но не еда. Стр.28-29

Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

14

Ода японской бане. Ода русской печке. Стр.30-31

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста.

15

Голубиная почта. Бутылочная почта. Стр.32-33

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

16

Взрывчатка без взрывчатки. Три минуты молчания. Стр.34-35

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

17

Сухой лед. Катамаран. Стр.36-37

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам.

18

Корабли на подводных крыльях. Орден улыбки. Стр.38-39

Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

19

Цветы-капканы. Сэндвич.

Стр.40-41

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста.

20

Какая змея главнее? Узоры на окнах. Стр.42-43

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста.

21

Вода, которая разрывает камень. Почему у насекомых шесть ног? Стр.44-45

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

22

Почти одноразовая обувь. Дом из старых бутылок. Стр.46-47

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

23

Древние надписи. Стр.48-49

Сочинение по картинке.

24

Летучие рыбы Джорджа Кейли. Чайная церемония. Стр.50-51

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам.

25

Вечная мерзлота-вечный холодильник. Неподвижный транспорт. Стр.52-53

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

26

Зачем нам два уха и два глаза? Сверхзвуковая скорость-инструмент пастуха. Стр.54-55

Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

27

Компьютерный мультфильм, как научное пособие. Надувайся и ты победишь! Стр.56-57

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

28

Летоисчисление. Стр.58-59

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Сочинение по картинке. Письменный пересказ по ключевым словам.

29

Куры и гуси. Раз – и вымыт глаз. Стр.60-61

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ по ключевым словам.

30

Птичьи консервы. Тюлени и неуклюжие, и ловкие. Стр.62-63

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста.

31

Как придумали буквы? Китайская грамота. Стр.64-65

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

32

Тормоза для корабля. Марсианские шоферы. Стр.66-67

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла.Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ по ключевым словам.

33

Умелый пекарь. Стр.68-69

Письменный пересказ по ключевым словам. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

34

Выставка творческих работ.

 

Методическое и материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

1.

Печатные пособия

1.1

Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 1-й класс.-Москва,2013 г

1.2

Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 2-й класс.-Москва,2013 г

1.3

Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 3-й класс.-Москва,2013 г

1.4

Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 4-й класс.-Москва,2013 г

1.5

Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после //

1.6

Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном
процессе (психолого-дидактический подход) [Текст] / И.В. Абакумова. – Ростов- н Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 2003.

1.7

Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.—М.:Просвещение,2008.

1.8

Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011.

1.9

Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

1.5

Детские книги

2.

Экранно – звуковые пособия

2.1

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений

2.2

Видеофильмы

3

Технические средства обучения

3.1

Классная магнитная доска

3.2

Мультимедийный проектор

3.3

Компьютер

3.4

Сканер

3.5

Принтер лазерный

3.6

Экран

4.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

4.1

http:/umk-garmoniya.ru/literat/

4.2

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru

4.3

Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/

4.4

http://www.nachalka.com/

4.5

http://www.zavuch.info/

4.6

Электронные материалы 1-4 класс. – Режим доступа: http://umk-garmoniya.ru/about/edm-lit-1-4klass.ph

4.7

Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

4.8

-Методический центр: http://numi.ru/

5.

Натуральные объекты

6.

Демонстрационные объекты

6.1

Репродукции картин

6.2

Портреты поэтов и писателей

7.

Стенды

7.1

Уголок чтения.

7.2

Я - исследователь.

 

 

Проверка читательских умений во 2 классе.

 

 

В работе с книгой второклассник должен уметь:

использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;

определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;

пользоваться сносками и примечаниями книги;

отвечать на типовые вопросы о книге;

составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

Что мы узнаем о книге с ее обложки?

Что мы узнаем о книге с титульного листа?

Назови писателей - авторов сказок

Скажи, каких поэтов ты знаешь.

Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

Чем отличаются стихи от прозы?

О чем вы любите читать?

Что отличает произведения народного творчества и литературы?

Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения

Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

Проверка читательских умений в 3 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;

характеризовать книгу в целом;

_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстом третьекласснику нужны умения,

-готовиться к восприятию нового произведения;

эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;

составить рассказ о герое произведения;

кратко передать события (сюжет);

самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Проверка читательского кругозора

Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.

Назовите фамилии отечественных поэтов.

Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок

Какие басни вы знаете?

Кто из писателей пишет о природе?

Назовите авторов зарубежной литературы.

Назовите известные вам жанры произведений.

Назовите любимые темы чтения.

Проверка читательских умений в 4 классе.

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;

определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;

устанавливать книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

выборочно);

ставить перед собой цель чтения книги.

давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)

Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)

Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.

Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)

Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.

Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)

Список литературы:

Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»

Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.

Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Большое спасибо.Очень нужная программа.

7 August 2018

Похожие публикации