Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» для начальных классов
Пояснительная записка
Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
● воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Общая характеристика программы: Дополнительная общеобразовательная программа «Смысловое чтение» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению в 1-х – 4-х классах общеобразовательной школы.
Программа «Смысловое чтение» направлена на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов как в устной, так и в письменной форме.
Дополнительная общеобразовательная программа «Смысловое чтение» является модифицированной, по уровню освоения - общеразвивающей, по цели обучения – познавательной, по содержанию однопрофильной, разработана в соответствии с требованиями к результатам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО.
Отличительные особенности программы:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г. ,Криволаповой Н.А., Беденко М. В.
6. При планировании содержания занятий прописаны типы и виды чтения.
Основные типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.
Основные виды чтения: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.
Отличительные признаки программы являются и нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, путешествия, коллективно-творческие работы, рисунки, конкурсы, проекты, викторины ,посещение выставок, праздников, встречи с интересными людьми.
Описание места программы:
Программа рассчитана на 4 года. Количество часов в неделю – 1час.
За год: в 1классе – 33 часа, во 2 классе-34 часа, в 3 классе -34 часа, в 4 классе-34часа.
Всего реализуется в объеме 135 часов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7-10 лет. Место проведения занятий – учебный кабинет.
Формы организации занятий: Согласно требованиям СанПиН, занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 35 минут в первом классе; 45минут во втором, третьем и четвертом классе. В первых классах для развития двигательной активности и смены вида деятельности используются динамические паузы, что способствует умственному и физическому восстановлению.
Форма проведения занятий – групповая. Количество обучающихся в группе - 10-15 человек.
Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ведущей формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм: викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс – кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал, литературная гостиная, просмотр диафильмов, видеофильмов.
Формы подведения итогов - читательские дневники, фотографии, рисунки, проекты, исследовательские работы, результаты участия учащихся в конкурсах оформляются в виде итоговой выставки в уголке для чтения.
Планируемые результаты :
Работая с текстом, ученики должны получить возможность научиться использовать формальные элементы текста (сноски, подзаголовки) для поиска информации, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание, составлять письменные отзывы, высказывать суждение и подтверждать примерами из текста, а также выполнять творческие задания с опорой на эмоции, воображение, осмысление прочитанного.
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты:
Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Принципы построения программы:
* Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
* Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;
- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
- увеличение объёма материала от класса к классу.
* Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам
* Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения:
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6) Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Метапредметные результаты:
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Способы отслеживания ожидаемых результатов:
Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ.
Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий.
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
Формы подведения итогов реализации программы: Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в проектах, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, составляется портфолио.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Формы педагогического контроля:
Входная диагностика
• таблица сформированности навыка смыслового чтения,
• собеседование
• анкетирование
Промежуточная диагностика
В течение учебного года используются следующие формы текущего педагогического контроля:
• таблица сформированности навыка смыслового чтения,
• педагогическое наблюдение
• собеседование
• изучение практических и творческих работ,
• защита проектов
Итоговая диагностика
• таблица сформированности навыка смыслового чтения,
• творческий отчет (4 класс)
Использование различных форм диагностики помогает дифференцировать образовательный процесс.
Формы представления результатов диагностики:
• диаграмма изменений знаний, умений, навыков и воспитанности;
• таблица сформированности навыка смыслового чтения,
• «Мои достижения. Раздел портфолио» (в неё заносятся результаты конкурсов, проекты, активность на занятиях и т.д.);
• запись в журнале, где педагог фиксирует достижения и результаты обучающихся в различных мероприятиях, конкурсах и т. д.
Для выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы, разработаны следующие параметры ЗУН и критерии их оценки.
Критерии оценки ЗУН:
3 балла - высокий уровень;
2 балла - средний уровень;
1 балл - низкий уровень.
Работа с читательским дневником:
- Ежедневный учет прочитанного для учащихся 1-2 классов;
- Ежедневный учет прочитанного и периодический анализ для учащихся 3-4 классов;
- Составление рекомендательного списка литературы для самостоятельного чтения с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся;
- Наблюдение и коррекция читательского кругозора учащихся.
Участие в концертах:
- Выступление на школьных концертах с номерами художественной самодеятельности по мотивам литературных произведений;
- Выступление с номерами художественной самодеятельности
Участие в конкурсах различных уровней:
- Ежегодное участие в декаде по предмету «Литературное чтение»;
- Участие в конкурсах стихов;
- Участие в тематических викторинах и играх;
- Участие в конкурсах муниципального, республиканского и всероссийского уровней.
Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью следующих видов работы:
- Контроль техники и навыка смыслового чтения;
- Проверка читательского кругозора (анкета);
- Анкетирование по выявлению мотивации чтения;
- Участие в конкурсах по данному предмету.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- Улучшение техники и навыка смыслового чтения;
- Становление и расширение читательского кругозора;
- Повышение мотивации чтения;
- Рост количества и качества участия в конкурсах по данному предмету.
Содержание программы:
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Смысловое чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Разделы программы:
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана , авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. 1-й -4 класс. -Москва,2013 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся с 1 – 4 классу и методическими рекомендациями для учителя.
Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.
В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен знаком «колокольчик». Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме.
Речевая деятельность ( слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.
Учебно-тематический план
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
|||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||
1. |
Русский народный фольклор |
4ч |
4ч |
4ч |
4ч |
2. |
Друзья детства |
4ч |
4ч |
4ч |
4ч |
3. |
О хороших людях |
4ч |
4ч |
4ч |
4ч |
4. |
О наших сверстниках |
4ч |
4ч |
4ч |
4ч |
5. |
О природе |
4ч |
4ч |
4ч |
4ч |
6. |
Книги о животных |
5ч |
4ч |
4ч |
4ч |
7. |
Русская литература |
4ч |
4ч |
4ч |
4ч |
8. |
Зарубежная литература |
4ч |
4ч |
4ч |
4ч |
Итого: |
33ч. |
34ч. |
34ч. |
34ч. |
Календарно-тематическое планирование и характеристика деятельности учащихся
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№п/п |
Название текста, страница |
Характеристика деятельности |
1 |
Когда обедает крокодил. Рыба-стрелок. Теплолюбивые кошки. Как видят змеи. Стр.4-5 |
Знакомятся с разными способами работы с текстом, знакомятся с ответами на вопрос в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. |
2 |
Зачем слону хобот. Киты. Зачем сове пушистые перья. Стр.6-7 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Работают с заголовками текстов. |
3 |
Елка и пальма. Грибы. Цветочное варенье.Стр.8-9 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Проводят сравнительный анализ текстов. |
4 |
Говорящие барабаны и колокола. Телефон. На Луне. Стр.10-11 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
5 |
Белые зайцы. Где придумали бумагу? Белые слоны. Молния. Стр.12-13 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
6 |
Пингвины в Африке. Как крокодил чистит зубы. Ка Как бобер чистит зубы. Как акула чистит зубы? Стр.14-15 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
7 |
Очень длинный день. Козырек на фуражке. Подводные домики. Стр.16-17 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
8 |
Солнечные затмения. Подземные дома. Стр.18-19 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
9 |
Невидимые чернила. Всплывающие дома. Стр.20-21 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
10 |
Лучшие строители среди зверей. Подводные дома. Стр.22-23 |
Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
11 |
Гепард. Листья-лодочки. Путешествующие дома. Стр.24-25 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. |
12 |
Зачем белке хвост? Дом вверх дном. Стр.26-27 |
Формулируют тему текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
13 |
Рыба-рыболов. Как зимуют лягушки? Морской петух. Как зимуют клесты. Стр.28-29 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
14 |
Бывает ли зима на всей Земле? Стр.30-31 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
15 |
Медведь. Гориллы. Необычный Новый год. Стр.32-33 |
Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
16 |
Холодильник греет кухню. Водяная пушка.стр.34-35 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
17 |
Речной трамвай. Плавучий магазин. Стр.36-37 |
Формулируют тему текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
18 |
Нептун. Катание на черепахах. Стр.38-39 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
19 |
Бумеранг. Железное дерево. Стр.40-41 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
20 |
Пауки-путешественники. Зачем поют птицы. Стр.42-43 |
Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
21 |
Плавучие дороги. Киты. Стр.44-45 |
Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
22 |
Желторотики. Пеликан. Стр.46-47 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
23 |
Корабли пустыни. Соломенный корабль. Стр.48-49 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
24 |
Воздушные шары. Носороги. Стр.50-51 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
25 |
Странные денежки. Попугаи. Стр.52-53 |
Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
26 |
Бабочки. Макаки. Черепахи. Стр.54-55 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
27 |
Черепахи. Насекомые. Древние тетрадки. Стр.56-57 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
28 |
Совы. Медведи. Скалозуб. Стр.58-59 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
29 |
Хлеб. Календула. Одуванчик. Стр.60-61 |
Прогнозируют содержание читаемого текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
30 |
Старинный месяц цветень. Старинный месяц серпень. Старинные месяц и желтень и листопад. Старинный месяц лютый. Стр.62-63 |
Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
31 |
Скворцы. Вороны и сойки. Стр.64-65 |
Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
32 |
Каналы. Ежик.Стр.66-67-68 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
33 |
Жук-вредитель. Аквариумные рыбки. Почему нужно есть много овощей и фруктов? Стр.69-70-71 |
Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№п/п |
Название текста, страница |
Характеристика деятельности |
1 |
Снег круглый год. Дома в скалах. Айсберг. Стр.4-5 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
2 |
Почему плачет крокодил. Как отпугнуть крокодила. Стр.6-7 |
Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
3 |
Сколько соли в море? Как прячется осьминог. Стр.8-9 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
4 |
Против ветра. Попутный ветер. Стр.10-11 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
5 |
Кто живет в Антарктиде. Почему исчезли динозавры. Стр.12-13 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого текста. |
6 |
Кошки в древнем Египте. Такса. Стр.14-15 |
Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
7 |
Искусство «каллиграфия». Исчезнувшие буквы. Стр.16-17 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
8 |
Как рыбаки помогают рыбе зимой? Необычные дрова. Стр.18-19 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. |
9 |
Собаки-водолазы. Как охотятся львы. Стр.20-21 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
10 |
Старинные автомобили. Далеко. Стр.22-23 |
Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
11 |
Солнечные автомобили. Парус. Стр.24-25 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
12 |
Ночной праздник. Шкура леопарда. Стр.26-27 |
Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
13 |
Самая прочная нить. Морской еж. Стр.28-29 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
14 |
Бумажные стены. Дом на ножках. Стр.30-31 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
15 |
Дикие грибы. Ледник. Стр.32-33 |
Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
16 |
Новогодняя коллекция. стр.34-35 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. |
17 |
Помощник шахтеров. Бесстрашные жуки-солдатики. Стр.36-37 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
18 |
Бегуны по воде. Постель в дождевом лесу. Стр.38-39 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
19 |
Джунгли Южной Америки. Глаз лягушки. Стр.40-41 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
20 |
Соляные деньги. Снежки в Новой Зеландии. Стр.42-43 |
Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
21 |
Фианит. Стр.44-45 |
Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
22 |
Все пальцы. Погода в Англии. Стр.46-47 |
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. |
23 |
Огни на высоте. Книга рекордов. Стр.48-49 |
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого текста. |
24 |
Древние книги. Строители мостов. Стр.50-51 |
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
25 |
Рубль. Денежка. Стр.52-53 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
26 |
Температура воды и воздуха. Названия игр с мячом. Стр.54-55 |
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
27 |
Консервированный воздух. Праздник воды. Стр.56-57 |
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
28 |
Праздник воды. Стр.58-59 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
29 |
Дома из снега. Ловля акул. Стр.60-61 |
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
30 |
Нежинские огурчики. Стр.62-63 |
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
31 |
Празднование Нового года 1 января.Стр.64-65 |
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. |
32 |
Часы. Стр.66-67 |
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Формулируют тему текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
33 |
Керамика. Стр.68-69 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. |
34 |
Филин. Зимородок. Стр.70-71 |
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№п/п |
Название текста, страница |
Характеристика деятельности |
1 |
Дорогие чашки. Молочное стекло. Стр.4-5 |
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
2 |
Соликамск, Солигорск и Зальцбург. Стр.6-7 |
Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
3 |
Как едят в космосе. Подземные лечебницы. Стр.8-9 |
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Сравнивают тексты «по памяти», читают задания и отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
4 |
Крылатые металлы. Дорогой алюминий. Стр.10-11 |
Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. |
5 |
Коломенская верста. Новгород.Стр.12-13 |
Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. |
6 |
Новгород - город старинный. Города - побратимы. Стр.14-15 |
Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
7 |
Планета вода. Галька. Стр.16-17 |
Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей. |
8 |
Самолет хвостом вперед. Первый автомобильный номер. Стр.18-19 |
Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. |
9 |
Кого не любят разные народы. Древний компас.Стр.20-21 |
Чтение, ответы на вопросы по содержанию. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. |
10 |
Белые ночи. Байкал. Стр.22-23 |
Чтение, ответы на вопросы. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним. |
11 |
Базальт и пемза. Алмаз и графит. Стр.24-25 |
Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
12 |
Тепло из-под земли. Долина Гейзеров на Камчатке. Стр.26-27 |
Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. |
13 |
Самый мягкий трон. Ядовитый водопад. Стр.28-29 |
Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
14 |
Первый мультик. Лечение весельем. Стр.30-31 |
Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. |
15 |
Гиппопотам-водяная лошадь. Охота с гепардами. Стр.32-33 |
Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. |
16 |
Два времени года. Тундра. Два времени года. Сезон дождей. Стр.34-35 |
Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
17 |
Бетон - искусственный камень? Приливы и рыбалка. Стр.36-37 |
Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Прогнозируют содержание читаемого текста. |
18 |
Одно время года. Антарктида. Почему коньки? Стр.38-39 |
Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. |
19 |
Австралийцы-люди вверх ногами. Поезда без моторов. Стр.40-41 |
Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
20 |
Пальма и елка. Почему еловые ветки лапами называются? Стр.42-43 |
Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. |
21 |
Торнадо. Ветер. Стр.44-45 |
Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. |
22 |
Солнечная энергия. Зачем змеи и греются на солнце? Стр.46-47 |
Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. |
23 |
Спящие вулканы. Почему растут сосульки? Стр.48-49 |
Чтение, ответы на вопросы в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
24 |
Самые высокие горы на Земле. Зачем рога горным козлам? Стр.50-51 |
Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
25 |
Почему кактусы толстые? Маленькие строители. Стр.52-53 |
Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. |
26 |
Все цвета радуги. Как разгоняют облака? Стр.54-55 |
Сопоставление текстов между собой. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
27 |
Одно время года. Дождевые леса. Радужные нерадуги. Стр.56-57 |
Сопоставление списка ключевых слов и пересказ текстов по ключевым словам. |
28 |
Почему береза цветет ранней весной? Подсолнух на картинах. Стр.58-59 |
Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
29 |
Акваланг. Осьмируки. Огонь. Вода и газ. Стр.60-61 |
Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. |
30 |
Зачем у кошки глаза светятся? Пазлы. Стр.62-63 |
Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. |
31 |
Футбол и регби. Стр.64-65 |
Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
32 |
Кайра. Стр.66-67 |
Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
33 |
Придумать самолет. Стр.68-69 |
Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам, концовку дописывают самостоятельно. |
34 |
Язык змеи. Стр.70-71 |
Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№п/п |
Название текста, страница |
Характеристика деятельности |
1 |
Квадратные колеса. Магнитные поезда. Стр.4-5 |
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
2 |
Круглые окна. Воздушная подушка. Стр.6-7 |
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составляют вопросы к тексту. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
3 |
Порхающий полет. Почему греет юбка. Стр.8-9 |
Читают, отвечают на вопросы. Выписывают все местоимения, составляют с одним из них предложение. Выполняют тестовые задания. Сравнение текстов « по памяти». Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
4 |
Когда резина становится стеклом. Тамагочи. Стр.10-11 |
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Письменный пересказ текста. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
5 |
Частота крокодильих обедов. История зеркала. Стр.12-13 |
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ текста. Прогнозируют содержание читаемого. |
6 |
Кривые зеркала. Увеличительные стекла. Стр.14-15 |
Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Письменный пересказ текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
7 |
Строители земли. Строители морского берега. Стр.16-17 |
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. |
8 |
Пчелиный улей. Невидимый свет. Стр.18-19 |
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
9 |
Неслышимый звук. Почему ночью все кошки серы? Стр.20-21 |
Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. |
10 |
Пиноккио и Буратино. Шум вредный и шум полезный. Стр.22-23 |
Читают, отвечают на вопросы. Письменный пересказ текста. Выполняют тестовые задания. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
11 |
Вьюнок. Стр.24-25 |
Составление рассказа по картинке, письменный пересказ по ключевым словам. |
12 |
Письмо картинами в современной России. Ключики вкуса. Стр.26-27 |
Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Письменный пересказ текста. Выполняют тестовые задания |
13 |
Зачем нам ключики вкуса? Вкусно, но не еда. Стр.28-29 |
Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
14 |
Ода японской бане. Ода русской печке. Стр.30-31 |
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. |
15 |
Голубиная почта. Бутылочная почта. Стр.32-33 |
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
16 |
Взрывчатка без взрывчатки. Три минуты молчания. Стр.34-35 |
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
17 |
Сухой лед. Катамаран. Стр.36-37 |
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. |
18 |
Корабли на подводных крыльях. Орден улыбки. Стр.38-39 |
Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
19 |
Цветы-капканы. Сэндвич. Стр.40-41 |
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. |
20 |
Какая змея главнее? Узоры на окнах. Стр.42-43 |
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. |
21 |
Вода, которая разрывает камень. Почему у насекомых шесть ног? Стр.44-45 |
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
22 |
Почти одноразовая обувь. Дом из старых бутылок. Стр.46-47 |
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
23 |
Древние надписи. Стр.48-49 |
Сочинение по картинке. |
24 |
Летучие рыбы Джорджа Кейли. Чайная церемония. Стр.50-51 |
Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. |
25 |
Вечная мерзлота-вечный холодильник. Неподвижный транспорт. Стр.52-53 |
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. |
26 |
Зачем нам два уха и два глаза? Сверхзвуковая скорость-инструмент пастуха. Стр.54-55 |
Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
27 |
Компьютерный мультфильм, как научное пособие. Надувайся и ты победишь! Стр.56-57 |
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
28 |
Летоисчисление. Стр.58-59 |
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Сочинение по картинке. Письменный пересказ по ключевым словам. |
29 |
Куры и гуси. Раз – и вымыт глаз. Стр.60-61 |
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ по ключевым словам. |
30 |
Птичьи консервы. Тюлени и неуклюжие, и ловкие. Стр.62-63 |
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. |
31 |
Как придумали буквы? Китайская грамота. Стр.64-65 |
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
32 |
Тормоза для корабля. Марсианские шоферы. Стр.66-67 |
Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла.Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ по ключевым словам. |
33 |
Умелый пекарь. Стр.68-69 |
Письменный пересказ по ключевым словам. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
34 |
Выставка творческих работ. |
Методическое и материально-техническое обеспечение
№ |
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
1. |
Печатные пособия |
1.1 |
Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 1-й класс.-Москва,2013 г |
1.2 |
Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 2-й класс.-Москва,2013 г |
1.3 |
Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 3-й класс.-Москва,2013 г |
1.4 |
Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 4-й класс.-Москва,2013 г |
1.5 |
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // |
1.6 |
Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном |
1.7 |
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.—М.:Просвещение,2008. |
1.8 |
Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011. |
1.9 |
Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005. |
1.5 |
Детские книги |
2. |
Экранно – звуковые пособия |
2.1 |
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений |
2.2 |
Видеофильмы |
3 |
Технические средства обучения |
3.1 |
Классная магнитная доска |
3.2 |
Мультимедийный проектор |
3.3 |
Компьютер |
3.4 |
Сканер |
3.5 |
Принтер лазерный |
3.6 |
Экран |
4. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
4.1 |
http:/umk-garmoniya.ru/literat/ |
4.2 |
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru |
4.3 |
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ |
4.4 |
|
4.5 |
|
4.6 |
Электронные материалы 1-4 класс. – Режим доступа: http://umk-garmoniya.ru/about/edm-lit-1-4klass.ph |
4.7 |
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/ |
4.8 |
-Методический центр: http://numi.ru/ |
5. |
Натуральные объекты |
6. |
Демонстрационные объекты |
6.1 |
Репродукции картин |
6.2 |
Портреты поэтов и писателей |
7. |
Стенды |
7.1 |
Уголок чтения. |
7.2 |
Я - исследователь. |
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
пользоваться сносками и примечаниями книги;
отвечать на типовые вопросы о книге;
составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
Что мы узнаем о книге с ее обложки?
Что мы узнаем о книге с титульного листа?
Назови писателей - авторов сказок
Скажи, каких поэтов ты знаешь.
Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
Чем отличаются стихи от прозы?
О чем вы любите читать?
Что отличает произведения народного творчества и литературы?
Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательских умений в 3 классе.
В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
характеризовать книгу в целом;
_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
-готовиться к восприятию нового произведения;
эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
составить рассказ о герое произведения;
кратко передать события (сюжет);
самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
Назовите фамилии отечественных поэтов.
Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
Какие басни вы знаете?
Кто из писателей пишет о природе?
Назовите авторов зарубежной литературы.
Назовите известные вам жанры произведений.
Назовите любимые темы чтения.
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
устанавливать книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
ставить перед собой цель чтения книги.
давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Батаева Оксана Васильевна