Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Чудеса оригами»

4
0
Материал опубликован 11 September 2017 в группе

Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Чудеса оригами» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по программе «Гармония» (так же подходит и для других УМК) и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения расширяя и обогащая их.

Наблюдения и результаты прошлых лет показали, что у детей недостаточно развита мелкая моторика рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики затрудняются начертить правильно геометрическую фигуру или отрезки заданной длины. Возникла проблема при работе с линейкой, треугольником, циркулем.

Кроме этого занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющее учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся класса.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Курс «Чудеса оригами» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Практическая значимость программы:

Занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Программа «Чудеса оригами» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности.

Цели программы

воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного

приобретение первоначального опыта практической деятельности с бумагой на основе овладения приемами и способами ее обработки и чтения элементарных технологических карт

развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки

формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду

формирование умения определять последовательность операций для изготовления изделий.

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:

развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Отличительные особенности данной программы

Особенности реализации программы.

Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка общеинтеллектуальной направленности. Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4 года, объёмом в 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2-4 классах по 45 минут (34 часа). Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-11 лет.

Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, математике, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе не более 12 человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Общие характеристики внеурочной образовательной деятельности, методов, форм работы, средств

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

репродуктивный (воспроизводящий);

объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

частично - поисковый.

Каждое занятие, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе, что позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.

Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Чудеса оригами» является формирование следующих умений:

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметными результатами изучения курса «Чудеса оригами» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;

слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Чудеса оригами» является формирование следующих знаний и умений.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Воспроизводить способ решения.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских) и организационных задач.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать несложные задачи.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток

Моделировать ситуацию.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Овладеть технологическими приемами ручной обработки бумаги; усвоение правил техники безопасности;

Оценивать предъявленное готовое решение.

Получить первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.

знать

что такое оригами;

основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

условные обозначения к схемам;

названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

способы разметки: сгибанием;

способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

виды отделки: раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и её вариантами;

уметь

под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

различным приемам работы с бумагой;

следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Уровни развития

Уровни результата воспитания

Показатели воспитанности и развития

Зона актуального развития

Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

1 уровень результата

Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.

Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.

2 уровень результата

Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов.

Зона ближайшего развития

Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

3 уровень результата

Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.

Программа "Чудеса оригами" нацелена на достижение

воспитательных результатов 1 уровня результатов: приобретение школьниками социальных знаний: понимание ребенком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленную повседневную жизнь.

Воспитательных результатов 2 уровня: приобретение навыков коллективных творческих дел, изготовление изделий для конкурса, выставок, оценивание своего труда и труда своих товарищей.

Содержание программы

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

1 год обучения

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать свое предположение (версию);

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

сравнивать предметы по заданному свойству;

определять целое и часть;

устанавливать общие признаки;

находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

определять последовательность действий;

находить истинные и ложные высказывания;

наделять предметы новыми свойствами;

переносить свойства с одних предметов на другие

Календарно-тематический план

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды конт роля

Приме чание

1

Беседа по охране труда. 

Беседа. Входная диагностика.

1

Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы.

Работа с бумагой

Диагностика

 

Знакомство с оригами (2ч.)

2

Правила поведения на занятиях. 

Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы.

2

Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы.

Работа с бумагой, ножницами.

   

Базовая форма «Треугольник» (8 ч.)

3

Стилизованный цветок.

Демонстрация складывания базовой формы «треугольник». Изготовление модели по плану

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

 

4

Лисенок и собачка

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

 

5

Котик и бычок

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

 

6

Яхта и пароход

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

 

7

Композиция «Кораблики в море»

Изготовление модели по плану (схемам). Оформление композиции по теме.

1

Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки.

Выставка

1 композицию оформляют 4 человека.

8

Стаканчик и фуражка

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

 

9

Синица и снегирь

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

10

Композиция «Птицы в лесу».

Изготовление модели по плану. Оформление композиции по теме.

1

Практическое занятие. Исследовательский и групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки.

Выставка

1 композицию оформляют 4 человека.

Базовая форма «Воздушный змей» (6 ч.)

11

Кролик и щенок.

Демонстрация складывания базовой формы «воздушный змей». Изготовление модели по плану

1

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

12

Курочка и петушок

Изготовление модели по плану (схемам).

1

Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

13

Композиция «Домашние птицы на лужайке».

Изготовление модели по плану. Оформление композиции по теме.

1

Практическое занятие, соревнование. Исследовательский и групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки.

Выставка

1 композицию оформляют 4 человека.

14

Ворона

Изготовление модели по плану (схемам).

1

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

15

Сказочная птица

Изготовление модели по плану (схемам).

1

Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

16

Сова

Изготовление модели по плану. Диагностика по итогам 1 полугодия

1

Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка. Диагностика

 

Базовая форма «Двойной треугольник» (3 ч.)

17

Подснежник

Демонстрация складывания базовой формы «двойной треугольник». Изготовление модели по плану

1

Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

18

Рыбка

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

19

Бабочка

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

Цветы к празднику 8 марта (2 ч.)

20

Открытка «Букет гвоздичек».
 

Изготовление модели по плану, сборка открытки для мамы и бабушки.

1

Практическое занятие. Практический, исследовательский и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами», аппликация.

Выставка.

 

21

Бутоны роз. Композиция «Букет роз».

Изготовление модели по плану. Готовим подарок маме.

1

Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки.

Выставка

1 композицию оформляют 4 человека.

Базовая форма «Двойной квадрат» (3 ч.)

22

Головастик и жук

Демонстрация складывания базовой формы «двойной квадрат». Изготовление модели по плану

1

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

23

Жаба

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

24

Композиция «Островок в пруду».

Изготовление модели по плану. Оформление выставки.

1

Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки.

Выставка

Одну композицию оформляют все.

Базовая форма «Конверт» (2 ч.)

25

Яхта

Демонстрация складывания базовой формы «конверт». Изготовление модели по плану

1

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

26

Пароход и подводная лодка

Изготовление модели по плану

1

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

Летние композиции (2 ч.)

27

Лилия

Изготовление модели по плану по изученным базовым формам.

1

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

28

Нарцисс

Изготовление модели по плану по изученным базовым формам.

1

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

Впереди – лето! (2 ч.)

29

Волшебный цветок

Изготовление модели по плану по изученным базовым формам.

2

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

Итоговое занятие (1 ч.)

30

Парусный кораблик - гонки на столе

Изготовление модели по плану по изученным базовым формам..

1

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

Оформление выставочных работ (2 ч.)

31

«Чему мы научились за год».

Диагностика по итогам года. Выставка.

2

В форме праздника. Исследовательский метод.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка. Диагностика

 

Итого: 34 часа

2 год обучения

В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

учиться выражать свои мысли, аргументировать;

овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

учиться отличать факты от домыслов;

овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

развивать доброжелательность и отзывчивость;

развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

применять правила сравнения;

задавать вопросы;

находить закономерность в числах, фигурах и словах;

строить причинно-следственные цепочки;

упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

находить ошибки в построении определений;

делать умозаключения.

Календарно-тематический план

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды конт роля

Приме чание

1

Беседа по охране труда.    

Беседа. Входная диагностика.

1

Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы.

Работа с бумагой

Диагностика

 

Осенние композиции (2ч.)

2 – 3

Осенние композиции

Работа по шаблону, складывание, вырезание и составление композиции «Ромашка» «Колокольчики»

2

Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы.

Работа с бумагой, ножницами.

   

Базовая форма «Треугольник» (4 ч.)

4 – 6

Складывание простейших фигур «Домик с трубой»

Знакомство с геометрической фигурой треугольник, с понятием складывания и скручивания

3

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

 

7

«Деревья и цветы»,

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

 

Базовая форма «Воздушный змей» (6 ч.)

8 – 10

Утка с утятами

Изготовление модели по плану (схемам).

3

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

11 – 13

Остроконечная звезда

Изготовление модели по плану (схемам).

3

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

Базовая форма «Двойной треугольник» (4ч)

14 - 15

Декоративный цветок

Изготовление модели по плану. Оформление композиции по теме.

2

Практическое занятие, соревнование. Практический репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

Работа в группах

16 – 17

Тропическая рыбка

Изготовление модели по плану. Оформление композиции по теме.

2

Практическое занятие, соревнование. Практический репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

Базовая форма «Двойной квадрат» (3 ч)

18 – 20

Композиция аквариум

Демонстрация складывания базовой формы Изготовление модели по плану. Краб и рыбка

3

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

Базовая форма «Конверт» (2 ч)

21 – 22

Оформление аквариума

Демонстрация складывания базовой формы Изготовление модели по плану. Рыбка-бабочка, водоросли

2

Практическое занятие. Практический, исследовательский и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами», аппликация.

Выставка.

 

Базовая форма «Рыба» (4ч)

23 – 26

Царевна – лебедь

Демонстрация складывания базовой формы Изготовление модели по плану. Краб и рыбка

4

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

Базовая форма «Дверь» (4ч)

27 – 30

Композиция «В деревне»

Демонстрация складывания базовой формы Изготовление модели по плану. Бурёнка, мышь и поросёнок

4

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

Базовая форма «Катамаран» (3ч)

31 – 33

Композиция «На лугу»

Демонстрация складывания базовой формы Изготовление модели по плану. Бабочка

3

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

Оформление выставочных работ (1 ч.)

34

«Чему мы научились за год».

Диагностика по итогам года. Выставка.

1

В форме праздника. Исследовательский метод.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка. Диагностика

 

Итого: 34 часа

3 год обучения

В результате изучения данной программы в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

соблюдать нормы этики и этикета;

овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

учиться аргументировать, доказывать;

учиться вести дискуссию.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

выделять свойства предметов;

обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

сопоставлять части и целое для предметов и действий;

описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

приводить примеры истинных и ложных высказываний;

приводить примеры отрицаний;

проводить аналогию между разными предметами;

выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

Календарно-тематический план

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды конт роля

Приме чание

1

Беседа по охране труда.    

Беседа. Входная диагностика.

1

Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы.

Работа с бумагой

Диагностика

 

Знакомство с оригами (3 ч.)

2 – 3

Бумажная мозаика

Теория: Знакомство с понятием аппликация, достоинства и недостатки такого материала как бумага, презентаций.

Практика: Работа по шаблону, вырезание и составление композиции из простейших геометрических фигур: «Подарок маме», Полянка».

3

Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы.

Работа с бумагой, ножницами.

   

Базовая форма «Квадрат» (4 ч.)

4

Складывание простейших фигур «Лягушка»

Знакомство с геометрической фигурой «Квадрат» с понятием складывания «Прямое», «Диагональ»

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

 

5

«Филин»,

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

 

6

Композиция «Парусник»

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

 

7

«Ворона»

Изготовление модели по плану (схемам)

1

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка

 

Знакомство с модульным оригами (6 ч.)

8 – 9

Модульное оригами. Прямое соединение

Знакомство с модульным оригами.

Теория: Знакомство с понятием модуль, возможности соединения модулей, презентация.

Практика: Изготовление модулей, возможности соединения

2

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

10 – 11

Перевернутое соединение

Изготовление модели по плану (схемам).

2

Практическое занятие, соревнование. Практический репродуктивный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

12 – 13

Одностороннее соединение

Изготовление модели по плану. Оформление композиции по теме.

2

Практическое занятие, соревнование. исследовательский, групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами». Оформление выставки.

Выставка

1 композицию оформляют 4 человека.

Изготовление плоских фигур из модулей (20 ч)

14 - 18

Фоторамка

Демонстрация складывания базовой формы «модуль». Изготовление модели по плану

5

Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

19 – 23

Бабочка

Изготовление модели по плану (схемам)

5

Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка.

 

24 – 28

Подсолнух

Изготовление модели по плану, сборка букета из подсолнухов

5

Практическое занятие. Практический, исследовательский и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами», аппликация.

Выставка.

Работа в группах

29 – 33

Стрекоза

Изготовление модели по плану. Составление композиции «Летний день»

5

Практическое занятие. Исследовательский и групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки.

Выставка

1 композицию оформляют 4 человека.

Оформление выставочных работ (1 ч.)

34

«Чему мы научились за год».

Диагностика по итогам года. Выставка.

1

В форме праздника. Исследовательский метод.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка. Диагностика

 

Итого: 34 часа

4 год обучения

В результате изучения данной программы в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

формировать личностный смысл учения;

формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УДД:

осваивать способы решения проблем поискового характера;

определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

познавательные УУД;

осознанно строить речевое высказывание;

овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

формировать мотивацию к работе на результат;

учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

определять виды отношений между понятиями;

решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

устанавливать ситуативную связь между понятиями;

рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

Календарно-тематический план

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды конт роля

Приме чание

1

Беседа по охране труда.    

Беседа. Входная диагностика.

1

Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы.

Работа с бумагой

Диагностика

 

Изготовление объемных фигур из модулей (32 ч)

2 – 8

Ваза

Изготовление модели по плану

6

Практическое занятие. Практический, исследовательский и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами»

Выставка.

Работа в группах

9 -17

Лебедь

Изготовление модели по плану.

5

Практическое занятие. Исследовательский групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами». Оформление выставки.

Выставка

 

17 – 20

Подставка под яйцо

Изготовление модели по плану. Пасхальное яйцо

3

Практическое занятие. Исследовательский групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами». Оформление выставки.

   

21 – 27

Декоративное яйцо

Изготовление модели по плану. Пасхальное яйцо

5

Практическое занятие. Исследовательский групповой методы.

Работа с бумагой в технике «оригами». Оформление выставки.

Выставка

 

28 – 33

Царевна – лебедь

Изготовление модели по плану

4

Практическое занятие. Практический, исследовательский и индивидуальный методы.

Работа с бумагой в технике «оригами»

Выставка.

Работа в группах

Оформление выставочных работ (1 ч.)

34

«Чему мы научились за год».

Диагностика по итогам года. Выставка.

1

В форме праздника. Исследовательский метод.

Работа с бумагой в технике «оригами».

Выставка. Диагностика

 

Итого: 34 часа

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами: умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).

- Высокий уровень – делает самостоятельно,

- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

- Низкий уровень – не может сделать.

II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами : умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,

- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

- Низкий уровень – не может сделать.

III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера: умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;

- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;

- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы:

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Оцениваются такие умения:
– организовать свое рабочее место,

– рационально использовать необходимые материалы,

– аккуратность выполнения работы.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Программа будет реализовываться в классной комнате оборудованной для учащихся начальной школы. Кабинет хорошо освещен.

Для освещения теоретических вопросов и выполнения практических работ имеется мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Перечень необходимых материалов: бумага для оригами, цветной картон, цветная бумага, клей, тряпочка у каждого ученика.

Перечень необходимых инструментов – ножницы, инструмент для разглаживания сгибов у каждого ученика.

Перечень подготовленных пособий – мультимедийные презентации на каждую тему

Перечень необходимого раздаточного материала: схемы изделий, шаблоны для аппликаций.

 

Список литературы:

Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

Линд Х. Бумажная мозаика. М, Айрис – пресс, 2007

Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)

Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество»

Интернет ресурсы:

http://stranamasterov.ru

http://www.encyclopedia.ru/ http://www.nachalka.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации