Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Чудеса оригами»
Пояснительная записка
Рабочая программа «Чудеса оригами» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по программе «Гармония» (так же подходит и для других УМК) и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения расширяя и обогащая их.
Наблюдения и результаты прошлых лет показали, что у детей недостаточно развита мелкая моторика рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики затрудняются начертить правильно геометрическую фигуру или отрезки заданной длины. Возникла проблема при работе с линейкой, треугольником, циркулем.
Кроме этого занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющее учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся класса.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Курс «Чудеса оригами» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Практическая значимость программы:
Занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Программа «Чудеса оригами» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности.
Цели программы
воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного
приобретение первоначального опыта практической деятельности с бумагой на основе овладения приемами и способами ее обработки и чтения элементарных технологических карт
развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду
формирование умения определять последовательность операций для изготовления изделий.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:
развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Отличительные особенности данной программы
Особенности реализации программы.
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка общеинтеллектуальной направленности. Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4 года, объёмом в 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2-4 классах по 45 минут (34 часа). Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-11 лет.
Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, математике, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе не более 12 человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Общие характеристики внеурочной образовательной деятельности, методов, форм работы, средств
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
частично - поисковый.
Каждое занятие, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе, что позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса «Чудеса оригами» является формирование следующих умений:
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметными результатами изучения курса «Чудеса оригами» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Чудеса оригами» является формирование следующих знаний и умений.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Воспроизводить способ решения.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских) и организационных задач.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать несложные задачи.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток
Моделировать ситуацию.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Овладеть технологическими приемами ручной обработки бумаги; усвоение правил техники безопасности;
Оценивать предъявленное готовое решение.
Получить первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
знать
что такое оригами;
основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
условные обозначения к схемам;
названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сгибанием;
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
виды отделки: раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и её вариантами;
уметь
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
различным приемам работы с бумагой;
следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Уровни развития |
Уровни результата воспитания |
Показатели воспитанности и развития |
Зона актуального развития Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. |
1 уровень результата |
Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. |
Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. |
2 уровень результата |
Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов. |
Зона ближайшего развития Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. |
3 уровень результата |
Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками. |
Программа "Чудеса оригами" нацелена на достижение
воспитательных результатов 1 уровня результатов: приобретение школьниками социальных знаний: понимание ребенком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленную повседневную жизнь.
Воспитательных результатов 2 уровня: приобретение навыков коллективных творческих дел, изготовление изделий для конкурса, выставок, оценивание своего труда и труда своих товарищей.
Содержание программы
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
1 год обучения
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие
Календарно-тематический план
№ |
Тема |
Основное содержание занятия |
Кол-во часов |
Формы и методы работы |
Вид деятельности |
Виды конт роля |
Приме чание |
1 |
Беседа по охране труда. |
Беседа. Входная диагностика. |
1 |
Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы. |
Работа с бумагой |
Диагностика |
|
Знакомство с оригами (2ч.) |
|||||||
2 |
Правила поведения на занятиях. |
Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы». |
2 |
Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы. |
Работа с бумагой, ножницами. |
||
Базовая форма «Треугольник» (8 ч.) |
|||||||
3 |
Стилизованный цветок. |
Демонстрация складывания базовой формы «треугольник». Изготовление модели по плану |
1 |
Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка |
|
4 |
Лисенок и собачка |
Изготовление модели по плану (схемам) |
1 |
Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка |
|
5 |
Котик и бычок |
Изготовление модели по плану (схемам) |
1 |
Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка |
|
6 |
Яхта и пароход |
Изготовление модели по плану (схемам) |
1 |
Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка |
|
7 |
Композиция «Кораблики в море» |
Изготовление модели по плану (схемам). Оформление композиции по теме. |
1 |
Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки. |
Выставка |
1 композицию оформляют 4 человека. |
8 |
Стаканчик и фуражка |
Изготовление модели по плану (схемам) |
1 |
Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка |
|
9 |
Синица и снегирь |
Изготовление модели по плану (схемам) |
1 |
Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
10 |
Композиция «Птицы в лесу». |
Изготовление модели по плану. Оформление композиции по теме. |
1 |
Практическое занятие. Исследовательский и групповой методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки. |
Выставка |
1 композицию оформляют 4 человека. |
Базовая форма «Воздушный змей» (6 ч.) |
|||||||
11 |
Кролик и щенок. |
Демонстрация складывания базовой формы «воздушный змей». Изготовление модели по плану |
1 |
Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
12 |
Курочка и петушок |
Изготовление модели по плану (схемам). |
1 |
Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
13 |
Композиция «Домашние птицы на лужайке». |
Изготовление модели по плану. Оформление композиции по теме. |
1 |
Практическое занятие, соревнование. Исследовательский и групповой методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки. |
Выставка |
1 композицию оформляют 4 человека. |
14 |
Ворона |
Изготовление модели по плану (схемам). |
1 |
Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
15 |
Сказочная птица |
Изготовление модели по плану (схемам). |
1 |
Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
16 |
Сова |
Изготовление модели по плану. Диагностика по итогам 1 полугодия |
1 |
Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. Диагностика |
|
Базовая форма «Двойной треугольник» (3 ч.) |
|||||||
17 |
Подснежник |
Демонстрация складывания базовой формы «двойной треугольник». Изготовление модели по плану |
1 |
Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
18 |
Рыбка |
Изготовление модели по плану (схемам) |
1 |
Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
19 |
Бабочка |
Изготовление модели по плану (схемам) |
1 |
Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
Цветы к празднику 8 марта (2 ч.) |
|||||||
20 |
Открытка «Букет гвоздичек». |
Изготовление модели по плану, сборка открытки для мамы и бабушки. |
1 |
Практическое занятие. Практический, исследовательский и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами», аппликация. |
Выставка. |
|
21 |
Бутоны роз. Композиция «Букет роз». |
Изготовление модели по плану. Готовим подарок маме. |
1 |
Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки. |
Выставка |
1 композицию оформляют 4 человека. |
Базовая форма «Двойной квадрат» (3 ч.) |
|||||||
22 |
Головастик и жук |
Демонстрация складывания базовой формы «двойной квадрат». Изготовление модели по плану |
1 |
Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
23 |
Жаба |
Изготовление модели по плану (схемам) |
1 |
Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
24 |
Композиция «Островок в пруду». |
Изготовление модели по плану. Оформление выставки. |
1 |
Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки. |
Выставка |
Одну композицию оформляют все. |
Базовая форма «Конверт» (2 ч.) |
|||||||
25 |
Яхта |
Демонстрация складывания базовой формы «конверт». Изготовление модели по плану |
1 |
Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
26 |
Пароход и подводная лодка |
Изготовление модели по плану |
1 |
Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
Летние композиции (2 ч.) |
|||||||
27 |
Лилия |
Изготовление модели по плану по изученным базовым формам. |
1 |
Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
28 |
Нарцисс |
Изготовление модели по плану по изученным базовым формам. |
1 |
Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
Впереди – лето! (2 ч.) |
|||||||
29 |
Волшебный цветок |
Изготовление модели по плану по изученным базовым формам. |
2 |
Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
Итоговое занятие (1 ч.) |
|||||||
30 |
Парусный кораблик - гонки на столе |
Изготовление модели по плану по изученным базовым формам.. |
1 |
Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
Оформление выставочных работ (2 ч.) |
|||||||
31 |
«Чему мы научились за год». |
Диагностика по итогам года. Выставка. |
2 |
В форме праздника. Исследовательский метод. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. Диагностика |
|
Итого: 34 часа |
2 год обучения
В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений;
делать умозаключения.
Календарно-тематический план
№ |
Тема |
Основное содержание занятия |
Кол-во часов |
Формы и методы работы |
Вид деятельности |
Виды конт роля |
Приме чание |
1 |
Беседа по охране труда. |
Беседа. Входная диагностика. |
1 |
Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы. |
Работа с бумагой |
Диагностика |
|
Осенние композиции (2ч.) |
|||||||
2 – 3 |
Осенние композиции |
Работа по шаблону, складывание, вырезание и составление композиции «Ромашка» «Колокольчики» |
2 |
Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы. |
Работа с бумагой, ножницами. |
||
Базовая форма «Треугольник» (4 ч.) |
|||||||
4 – 6 |
Складывание простейших фигур «Домик с трубой» |
Знакомство с геометрической фигурой треугольник, с понятием складывания и скручивания |
3 |
Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка |
|
7 |
«Деревья и цветы», |
Изготовление модели по плану (схемам) |
1 |
Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка |
|
Базовая форма «Воздушный змей» (6 ч.) |
|||||||
8 – 10 |
Утка с утятами |
Изготовление модели по плану (схемам). |
3 |
Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
11 – 13 |
Остроконечная звезда |
Изготовление модели по плану (схемам). |
3 |
Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
Базовая форма «Двойной треугольник» (4ч) |
|||||||
14 - 15 |
Декоративный цветок |
Изготовление модели по плану. Оформление композиции по теме. |
2 |
Практическое занятие, соревнование. Практический репродуктивный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
Работа в группах |
16 – 17 |
Тропическая рыбка |
Изготовление модели по плану. Оформление композиции по теме. |
2 |
Практическое занятие, соревнование. Практический репродуктивный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
Базовая форма «Двойной квадрат» (3 ч) |
|||||||
18 – 20 |
Композиция аквариум |
Демонстрация складывания базовой формы Изготовление модели по плану. Краб и рыбка |
3 |
Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
Базовая форма «Конверт» (2 ч) |
|||||||
21 – 22 |
Оформление аквариума |
Демонстрация складывания базовой формы Изготовление модели по плану. Рыбка-бабочка, водоросли |
2 |
Практическое занятие. Практический, исследовательский и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами», аппликация. |
Выставка. |
|
Базовая форма «Рыба» (4ч) |
|||||||
23 – 26 |
Царевна – лебедь |
Демонстрация складывания базовой формы Изготовление модели по плану. Краб и рыбка |
4 |
Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
Базовая форма «Дверь» (4ч) |
|||||||
27 – 30 |
Композиция «В деревне» |
Демонстрация складывания базовой формы Изготовление модели по плану. Бурёнка, мышь и поросёнок |
4 |
Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
Базовая форма «Катамаран» (3ч) |
|||||||
31 – 33 |
Композиция «На лугу» |
Демонстрация складывания базовой формы Изготовление модели по плану. Бабочка |
3 |
Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
Оформление выставочных работ (1 ч.) |
|||||||
34 |
«Чему мы научились за год». |
Диагностика по итогам года. Выставка. |
1 |
В форме праздника. Исследовательский метод. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. Диагностика |
|
Итого: 34 часа |
3 год обучения
В результате изучения данной программы в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Календарно-тематический план
№ |
Тема |
Основное содержание занятия |
Кол-во часов |
Формы и методы работы |
Вид деятельности |
Виды конт роля |
Приме чание |
1 |
Беседа по охране труда. |
Беседа. Входная диагностика. |
1 |
Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы. |
Работа с бумагой |
Диагностика |
|
Знакомство с оригами (3 ч.) |
|||||||
2 – 3 |
Бумажная мозаика |
Теория: Знакомство с понятием аппликация, достоинства и недостатки такого материала как бумага, презентаций. Практика: Работа по шаблону, вырезание и составление композиции из простейших геометрических фигур: «Подарок маме», Полянка». |
3 |
Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы. |
Работа с бумагой, ножницами. |
||
Базовая форма «Квадрат» (4 ч.) |
|||||||
4 |
Складывание простейших фигур «Лягушка» |
Знакомство с геометрической фигурой «Квадрат» с понятием складывания «Прямое», «Диагональ» |
1 |
Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка |
|
5 |
«Филин», |
Изготовление модели по плану (схемам) |
1 |
Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка |
|
6 |
Композиция «Парусник» |
Изготовление модели по плану (схемам) |
1 |
Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка |
|
7 |
«Ворона» |
Изготовление модели по плану (схемам) |
1 |
Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка |
|
Знакомство с модульным оригами (6 ч.) |
|||||||
8 – 9 |
Модульное оригами. Прямое соединение |
Знакомство с модульным оригами. Теория: Знакомство с понятием модуль, возможности соединения модулей, презентация. Практика: Изготовление модулей, возможности соединения |
2 |
Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
10 – 11 |
Перевернутое соединение |
Изготовление модели по плану (схемам). |
2 |
Практическое занятие, соревнование. Практический репродуктивный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
12 – 13 |
Одностороннее соединение |
Изготовление модели по плану. Оформление композиции по теме. |
2 |
Практическое занятие, соревнование. исследовательский, групповой методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». Оформление выставки. |
Выставка |
1 композицию оформляют 4 человека. |
Изготовление плоских фигур из модулей (20 ч) |
|||||||
14 - 18 |
Фоторамка |
Демонстрация складывания базовой формы «модуль». Изготовление модели по плану |
5 |
Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
19 – 23 |
Бабочка |
Изготовление модели по плану (схемам) |
5 |
Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. |
|
24 – 28 |
Подсолнух |
Изготовление модели по плану, сборка букета из подсолнухов |
5 |
Практическое занятие. Практический, исследовательский и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами», аппликация. |
Выставка. |
Работа в группах |
29 – 33 |
Стрекоза |
Изготовление модели по плану. Составление композиции «Летний день» |
5 |
Практическое занятие. Исследовательский и групповой методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки. |
Выставка |
1 композицию оформляют 4 человека. |
Оформление выставочных работ (1 ч.) |
|||||||
34 |
«Чему мы научились за год». |
Диагностика по итогам года. Выставка. |
1 |
В форме праздника. Исследовательский метод. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. Диагностика |
|
Итого: 34 часа |
4 год обучения
В результате изучения данной программы в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Календарно-тематический план
№ |
Тема |
Основное содержание занятия |
Кол-во часов |
Формы и методы работы |
Вид деятельности |
Виды конт роля |
Приме чание |
1 |
Беседа по охране труда. |
Беседа. Входная диагностика. |
1 |
Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы. |
Работа с бумагой |
Диагностика |
|
Изготовление объемных фигур из модулей (32 ч) |
|||||||
2 – 8 |
Ваза |
Изготовление модели по плану |
6 |
Практическое занятие. Практический, исследовательский и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами» |
Выставка. |
Работа в группах |
9 -17 |
Лебедь |
Изготовление модели по плану. |
5 |
Практическое занятие. Исследовательский групповой методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». Оформление выставки. |
Выставка |
|
17 – 20 |
Подставка под яйцо |
Изготовление модели по плану. Пасхальное яйцо |
3 |
Практическое занятие. Исследовательский групповой методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». Оформление выставки. |
||
21 – 27 |
Декоративное яйцо |
Изготовление модели по плану. Пасхальное яйцо |
5 |
Практическое занятие. Исследовательский групповой методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами». Оформление выставки. |
Выставка |
|
28 – 33 |
Царевна – лебедь |
Изготовление модели по плану |
4 |
Практическое занятие. Практический, исследовательский и индивидуальный методы. |
Работа с бумагой в технике «оригами» |
Выставка. |
Работа в группах |
Оформление выставочных работ (1 ч.) |
|||||||
34 |
«Чему мы научились за год». |
Диагностика по итогам года. Выставка. |
1 |
В форме праздника. Исследовательский метод. |
Работа с бумагой в технике «оригами». |
Выставка. Диагностика |
|
Итого: 34 часа |
Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами: умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами : умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера: умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы:
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Оцениваются такие умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа будет реализовываться в классной комнате оборудованной для учащихся начальной школы. Кабинет хорошо освещен.
Для освещения теоретических вопросов и выполнения практических работ имеется мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
Перечень необходимых материалов: бумага для оригами, цветной картон, цветная бумага, клей, тряпочка у каждого ученика.
Перечень необходимых инструментов – ножницы, инструмент для разглаживания сгибов у каждого ученика.
Перечень подготовленных пособий – мультимедийные презентации на каждую тему
Перечень необходимого раздаточного материала: схемы изделий, шаблоны для аппликаций.
Список литературы:
Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
Линд Х. Бумажная мозаика. М, Айрис – пресс, 2007
Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество»
Интернет ресурсы:
http://stranamasterov.ru