Программа внеурочной деятельности «Радуга творчества» для учащихся начальных классов
Муниципальное образовательное учреждение "Средняя школа № 9"
г.Переславля-Залесского Ярославской области
Рассмотрена Утверждена
На заседании МО приказом по школе № _____
№______ От «___» сентября 2015 г.
Протокол №____
От «___» августа 2015 г.
Рассмотрена
На заседании научно-методического совета
Протокол №____
От «____» августа 2015 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Радуга творчества»
Руководитель: Божченко Е. В.
г. Переславль-Залесский.
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Радуга Творчества» реализуется по общекультурному направлению.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
. развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
. учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала;
. учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников;
. воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ:
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы.
Актуальность заключается в том, что занятия позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Курс «Радуга творчества» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Формы и режим занятий
Программа «Радуга творчества» адресована учащимся начальной школы (6-10 лет) и рассчитана на 3 года. Первый и второй год обучения занятия проводятся 1 раз в неделю, третий – 2 раза в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
На занятиях используются разнообразные приемы работы – беседы, игры, практическая деятельность, выставки. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный – по окончании занятия.
практическая работа
физкультминутки
подведение итогов, анализ, оценка работ
приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
3. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
Моделировать и конструировать предложенную (поставленную) творческую задачу
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Первый год обучения
Работа с природным материалом
Рассказ о флористике, монотипии. Свойства природных материалов.
Способы обработки семян, листьев. Подготовка материала к работе.
Изготовление композиций из засушенных листьев.
Изготовление букета подсолнухов (с использованием черных семечек).
Выполнение «ромашкового поля» с использованием белых семечек.
Увлекательное рисование
Знакомство с нетрадиционными способами рисования: с помощью шаблонов из паралона, методами напыления (набрызгивания).
Значимость основных цветов и знакомство с правилами сочетания цветов.
Выполнение композиций «Пушистые одуванчики», «Пестрокрылая бабочка», «Утята на пруду».
Работа с бумагой и картоном
Знакомство с разнообразием бумаги. Изучение свойств бумаги, техника безопасности при работе с ней.
Ознакомление с различными способами обработки бумаги.
Оригами. История возникновения.
Складывание простых фигурок оригами.
Знакомство с аппликацией.
Выполнение аппликация из геометрических фигур. Выполнение аппликаций и объемных фигур из гофрокартона.
Работа с пластилином
Рассказ о глине и пластилине.
Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).
Технология рисования пластилином на картоне.
Выполнение аппликаций из пластилина.
Второй год обучения
Работа с природным материалом
Рассказ о флористике, монотипии. Повторение свойств природных материалов и способов обработки семян, листьев. Подготовка материала к работе. Изготовление композиций из засушенных листьев.
Составление композиции «Букет из сухоцветов»
Выполнение композиции « Букет из подсолнухов» с использованием гречки.
Выкладывание мозаики с использованием семян, камешек, крупы.
Увлекательное рисование
Знакомство с нетрадиционными способами рисования: с помощью шаблонов из паралона, методами напыления (набрызгивания).
Значимость основных цветов и знакомство с правилами сочетания цветов.
Выполнение композиций «Пушистые одуванчики», «Пестрокрылая бабочка», «Утята на пруду», «На лесной опушке".
Работа с бумагой и картоном
Продолжение изучения свойств бумаги, техника безопасности при работе с ней.
Знакомство с разновидностями Оригами.
Знакомство с лоскутной аппликацией.
Выполнение аппликаций «Петя-петушок», «Жар-птица».
Технология изготовления зверушек-шариков из бумажных полосок.
Изготовление зверушек-шариков «Рыбка», «Лягушка».
Выполнение аппликаций и объемных фигур из гофрокартона.
Складывание фигурок животных в технике оригами.
Работа с пластилином
Знакомство со свойствами глины и пластилина.
Лепка фигурок из смешанного пластилина.
Технология рисования пластилином на картоне.
Выполнение коллективной работы по изготовлению панно «Аквариум»
Лепка по замыслу детей.
Третий год обучения
Работа с природным материалом.
Рассказ о флористике, монотипии. Повторение свойств природных материалов и способов их обработки. Подготовка материала к работе. Изготовление композиций из засушенных листьев.
Выполнение букета цветов с использованием арбузных семечек.
Выкладывание мозаики с использованием семян, камешек, крупы.
Увлекательное рисование
Продолжение знакомства с нетрадиционными способами рисования:, методами напыления (набрызгивания) и с использованием парафина. Значимость основных цветов и знакомство с правилами сочетания цветов.
Выполнение композиций «На лесной опушке", «Корзина с фруктами», «Золотая рыбка», «Букет для мамы», «Рождественская ночь».
Работа с бумагой и картоном
Продолжение изучения свойств бумаги, техника безопасности при работе с ней.
Знакомство с разновидностями моделирования из бумаги.
Технология изготовления зверушек-шариков из бумажных полосок.
Изготовление зверушек-шариков «Свинка», «Овечка».
Выполнение аппликаций и объемных фигур из гофрокартона.
Складывание фигурок животных в технике оригами.
Технология изготовления изделий в технике «Квиллинг». Выполнение изделий в технике «Квиллинг».
Работа с пластилином
Повторение свойств глины и пластилина, знакомство с другими видами пластичных материалов.
Лепка фигурок животных. Технология раскрашивания пластилином.
Выполнение коллективной работы по изготовлению панно «Зоопарк» Лепка по замыслу детей «чайного сервиза»
Работа с бросовым материалом
Выполнение поделок из ненужных вещей: палочек от мороженого, косметических палочек, ватных дисков.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КУРСА «РАДУГА ТВОРЧЕСТВА»
для учеников первого года обучения (33 часа – 1 час в неделю).
№ п/п |
Раздел, темы раздела. |
Всего часов |
Виды деятельности учащихся |
||
По разделу |
По теме |
||||
Теор. |
Практ. |
||||
1 |
Вводное занятие Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. |
1ч |
1ч |
Формирование интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; |
|
2 |
Работа с природным материалом Рассказ о флористике. Свойства природных материалов и способы их обработки. Монотипия, как вид печатной графики. Изготовление букета из подсолнухов (с использованием черных семечек). Выполнение «ромашкового поля» с использованием белых семечек. |
6 ч |
1ч 0,5ч |
0.5ч 1ч 2ч 1ч |
Формирование познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов. Соблюдение при работе безопасных приемов труда. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Формировать бережное использование и экономное расходование материалов. Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Конструировать и моделировать изделия на основе природных форм и конструкций. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Развивать воображение. Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ. Научиться проявлять познавательную инициативу; Уметь планировать свои действия; |
3 |
Увлекательное рисование Рисование с помощью шаблонов из паралона. Рисование с элементами напыления (набрызгивания). Выполнение композиции «Пушистые одуванчики». Выполнение композиции «Пестрокрылая бабочка» Выполнение композиции «Утята на пруду» |
6 ч |
0.5ч 0.5ч |
0.5ч 1.5ч 1ч 1ч 1ч |
Формирование интереса к новым видам прикладного творчества. Владеть навыками работы с конкретным материалом (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно – выразительных средств с функциональностью предмета. Определять и называть стили и направления изобразительного искусства. Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. Уметь планировать свои действия; Уметь самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. |
4 |
Работа с бумагой и картоном Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». Композиции из бумаги. Подготовка материала. Знакомство с аппликацией. Аппликация из геометрических фигур. Выполнение аппликации из гофрокартона «Ромашка» Выполнение аппликации из гофрокартона «Солнышко» Изготовление пирамидки из гофрокартона Изготовление «Кактуса» из гофрокартона Художественное моделирование из бумаги путем складывания-Оригами. Складывание простых фигурок оригами. Еловая ветвь из гофробумаги. Подготовка материала. Окончательная отделка поделки. |
13ч |
1ч 0.5ч 1ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч |
0.5ч 0,5ч 1ч 1ч 1ч 1ч 0,5ч 2ч 0.5ч 1ч |
Формирование интереса к новым видам прикладного творчества. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Знакомство с новыми технологическими приемами обработки бумаги и картона. Соблюдение при работе безопасных приемов труда. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Формировать бережное использование и экономное расходование материалов. Формирование интереса к труду. Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Развивать воображение. Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество. Развитие умения задавать вопросы по существу, договариваться и приходить к общему решению. Умение использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. |
5 |
Работа с пластилином Рассказ о глине и пластилине. Рисование пластилином на картоне. Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей. Аппликация из пластилина «Береза» |
5 ч |
1ч |
1ч 1ч 1ч 1ч |
Формирование познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов. Соблюдение при работе безопасных приемов труда. Формировать бережное использование и экономное расходование материалов. Формирование интереса к труду. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные материалы; их виды, физические свойства, способы обработки. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Продуктивно взаимодействовать и сотрудничать с соседом. Научиться самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. |
6 |
Подведение итогов. Обзор курса. Отзывы и пожелания. |
2ч |
1ч 1ч |
Формирование адекватного понимания причин успешности\неуспешности творческой деятельности. Умение использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. |
Итого: 33 часа
для учеников второго года обучения (34 часа – 1 час в неделю).
№ п/п |
Раздел, темы раздела. |
Всего часов |
Виды деятельности учащихся |
||
По разделу |
По теме |
||||
Теор. |
Практ. |
||||
1 |
Вводное занятие Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. |
1ч |
1ч |
Формирование интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; Формирование внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни. |
|
2 |
Работа с природным материалом Беседа – «Флористика – вид искусства». Монотипия. Возможности использования. Изготовление композиции « Букет из подсолнухов» (с использованием гречки). Мозаика (с использованием семян, камешек, крупы). Выбор рисунка, подготовка материала. Изготовление. |
7 ч |
1ч 0.5ч 0.5ч |
0.5ч 1ч 1ч 1ч 0.5ч 1ч |
Умение использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях. Формирование познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов. Соблюдение при работе безопасных приемов труда. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Конструировать и моделировать изделия на основе природных форм и конструкций. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Развивать воображение. Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество. Уметь слушать и вступать в диалог, владеть монологической и диалогической формой речи, участвовать в коллективном обсуждении. Научиться проявлять познавательную инициативу; Уметь планировать свои действия; |
3 |
Увлекательное рисование Рисование с помощью шаблонов из паралона. Рисование с элементами напыления (набрызгивания). Выполнение композиции «Пушистые одуванчики». Выполнение композиции «Пестрокрылая бабочка» Выполнение композиции «Утята на пруду» Выполнение композиции «На лесной опушке» |
6 ч |
0.5ч 0.5ч |
0.5ч 0.5ч 1ч 1ч 1ч 1ч |
Умение использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях. Формирование познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов. Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно – выразительных средств с функциональностью предмета. Определять и называть стили и направления изобразительного искусства. Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. Уметь планировать свои действия; проявлять познавательную инициативу. Уметь строить рассуждения об объекте, анализировать объекты, выделять главное. |
4 |
Работа с бумагой и картоном Разновидности Оригами. Композиции из бумаги. Подготовка материала. Техника – лоскутная аппликация Выполнение аппликации «Петя-петушок» Выполнение аппликации «Жар-птица» Технология изготовления зверушек-шариков из бумажных полосок. Изготовление зверушки-шарика «Рыбка» Изготовление зверушки-шарика «Лягушка» Выполнение аппликации «Бабочка» из гофрокартона Выполнение поделки «Карандаш» из гофрокартона Изготовление «Яблока в разрезе» из гофрокартона Складывание фигурок животных в технике оригами. |
13ч |
1ч 0.5ч 1ч 0,5ч |
0,5ч 1ч 1ч 0,5ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 2ч |
Умение использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях. Формирование познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Формирование интереса к труду. Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Рациональное использование и расходование материалов. Уметь строить рассуждения об объекте, анализировать объекты, выделять главное. Анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы) и выполнять по ним работу. Конструировать и моделировать изделия. Осуществлять синтез проделанной работы. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Развивать логическое мышление. Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество. Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
5 |
Работа с пластилином Свойства глины и пластилина. Рисование пластилином на картоне. Поделка из пластилина «Аквариум» Лепка по замыслу детей. |
5 ч |
1ч |
1ч 1ч 1ч 1ч |
Умение использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях. Формирование познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Постановка учебной задачи. Рациональное использование и расходование материалов. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные материалы; их виды, физические свойства, способы обработки. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ. Научиться самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. |
6 |
Подведение итогов. Обзор курса. Отзывы и пожелания. |
2ч |
1ч 1ч |
Формирование адекватного понимания причин успешности\неуспешности творческой деятельности Умение использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. |
Итого: 34 часа
для учеников третьего года обучения (68 часов – 2 часа в неделю).
№ п/п |
Раздел, темы раздела. |
Всего часов |
Виды деятельности учащихся |
||
По разделу |
По теме |
||||
Теор. |
Практ. |
||||
1 |
Вводное занятие Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. |
1ч |
1ч |
Формирование интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; Формирование внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни. |
|
2 |
Работа с природным материалом. Рассказ о флористике. Свойства природных материалов и способы их обработки. Монотипия, как вид печатной графики. |
10 ч |
1 ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч |
1,5ч 2ч 1,5ч 1.5ч 1ч |
Умение использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях. Формирование познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Умение искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; Уметь учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ. Формирование устойчивого интереса к новым способам познания. Уметь адекватно воспринимать оценку учителя, Устанавливать причинно-следственные связи. |
3 |
Увлекательное рисование Рисование с элементами напыления (набрызгивания). Выполнение композиции «На лесной опушке» Рисование с использованием парафина Выполнение композиции «Корзина с фруктами» Выполнение композиции «Золотая рыбка» Выполнение композиции «Букет для мамы» Выполнение композиции «Рождественская ночь» |
10 ч |
0,5ч 0,5ч |
0,5ч 1ч 0,5ч 1ч 2ч 2ч 2ч |
Умение использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях. Формирование познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов. Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно – выразительных средств с функциональностью предмета. Определять и называть стили и направления изобразительного искусства. Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. Различать способ и результат действия. Формирование устойчивого интереса к новым способам познания. Уметь адекватно воспринимать оценку учителя, Устанавливать причинно-следственные связи. Уметь планировать свои действия; Научиться самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. |
4 |
Работа с бумагой и картоном Разновидности бумаги и ее свойства. Композиции из бумаги. Подготовка материала Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Зоопарк». Виды аппликаций. Технологии изготовления. Выполнение аппликации «Петрушка музыкант» Технология изготовления зверушек-шариков из бумажных полосок. Изготовление зверушки-шарика «Свинка» Изготовление зверушки-шарика «Овечка» Технология изготовления поделок из скрученной бумаги «Квилинг» Выполнение аппликации «Золотая рыбка» из гофрокартона Выполнение аппликации «Овечка» из гофрокартона Выполнение поделки «Автомобиль» из гофрокартона Изготовление поздравительных открыток (по выбору). |
20 ч |
1ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 1ч |
0,5ч 1,5ч 0,5ч 2ч 0,5ч 1ч 1ч 0,5ч 2ч 2ч 2ч 2ч |
Умение использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях. Формирование познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов. Различать способ и результат действия. Соблюдение при работе безопасных приемов труда. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Умение рационально использовать и расходовать материалы. Анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы) и выполнять по ним работу. Конструировать и моделировать изделия. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Развивать логическое мышление. Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи, умение учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию. Уметь адекватно воспринимать оценку учителя, Устанавливать причинно-следственные связи. Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество. Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
5 |
Работа с пластилином Рассказ о свойствах пластичных материалов. Лепка фигурок животных. Техника раскрашивания пластилином Аппликация из пластилина « Березовая роща» Поделка из пластилина «Зоопарк» Лепка «чайного сервиза» Лепка по замыслу детей. |
16 ч |
1ч 0,5ч |
5ч 1,5ч 2ч 2ч 2ч 2ч |
Умение использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях. Формирование познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов. Соблюдение при работе безопасных приемов труда. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные материалы; их виды, физические свойства, способы обработки. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Уметь учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ. Научиться самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. |
6 |
Работа с бросовым материалом Конструирование поделок из палочек от мороженого. Изготовление «Овечки» из косметических палочек. Изготовление топиария из ватных дисков. Заключительная отделка топиария. |
9 ч |
0,5ч 0,5ч 1ч |
2,5ч 1,5ч 2ч 1ч |
Умение использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях. Формирование познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов. Различать способ и результат действия. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Формировать бережное использование и экономное расходование материалов. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Уметь учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ. |
7 |
Подведение итогов Обзор курса. Отзывы и пожелания. |
2 ч |
1ч 1ч |
Формирование адекватного понимания причин успешности\неуспешности творческой деятельности. Умение использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. |
Итого: 68 часов
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основной формой подведения итогов в реализации программы «Радуга творчества» является выставка творческих работ обучающихся. А также в процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе.
В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, опрос (устный или письменный), анализ задания, собеседование.
Динамика результатов освоения предметной деятельностиконкретным ребенком отражается в диагностической карте учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе.
Диагностическая карта учета результатов освоения программы курса внеурочной деятельности « Радуга творчества» Группа №: Год обучения: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Параметры наблюдения/показатели |
1 полугод |
2 полугод |
1 полугод |
2 полугод |
1 полугод |
2 полугод |
1 полугод |
2 полугод |
1 полугод |
2 полугод |
1 полугод |
2 полугод |
1 полугод |
2 полугод |
1 полугод |
2 полугод |
1 полугод |
2 полугод |
1 полугод |
2 полугод |
1 полугод |
2 полугод |
1 полугод |
2 полугод |
1 полугод |
2 полугод |
1 полугод |
2 полугод |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные разделы: Работа с природным материалом |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
знает основные виды растений, используемых при работе с природным материалом, различает и называет растения, используемые в работе; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
выполняет композиции из готовых форм; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
имеет представление о способах сбора, засушивания и хранения растительного материала. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
владеет навыками работы с природным материалом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Увлекательное рисование |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знает и называет правильно все основные цвета и их оттенки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проявляет интерес к рисованию. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполняет простые композиции в живописной технике по собственному замыслу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисует все виды геометрических фигур. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисует недостающие детали к шаблону. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисует по заданной теме. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знает несколько способов рисования гуашью и акварелью. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с бумагой и картоном |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполняет аппликацию из готовых форм. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Может самостоятельно вырезать детали необходимой формы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Может складывать детали в нужной конфигурации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знает фактуру, свойства и возможности материала. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Может сконструировать изделие из бумаги по образцу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с пластилином |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проявляет интерес к лепке. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знает фактуру, свойства и возможности материала. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполняет аппликацию из пластилина. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раскатывает комочки пластилина в ладони, лепит крупные детали. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Может вылеплять мелкие детали и соединять их между собой. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Метапредметные результаты |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
г) классифицирует и обобщает понятия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) умение слушать и слышать педагога |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) умение выступать перед аудиторией |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) умение аккуратно выполнять работу |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
г) умение планировать и организовать работу, распределять время |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого: |
К концу обучения курса учащиеся должны знать:
-название и назначение материалов – бумага, пластилин;
-название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея;
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу обучения курса учащиеся должны уметь:
-правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
-экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Методические рекомендации по проведению занятия
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные, окружные.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Список литературы:
Г. П. Шалаева «Учимся рисовать» 2012 год.
Алена Багрянцева «домашние любимцы из пластилина» 2014 год.
Ксения Митителло «Аппликация. Дом из ткани» 2004 год.
Сюзанна Гирндт «Разноцветные поделки из природных материалов»
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
Оксана Пойда « Мастерим вместе с детьми» 2013 год.
Христиане Штеффан «Зверушки-шарики из бумажных полосок» 2014 год.
С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
М.А.Гусакова “Аппликация”
С. В. Клочкова «Бумага. Энциклопедия всех техник»
Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Игрушка”
М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
Н.М.Конышева “Умелые руки”
Перечень дидактических материалов:
Рабочие тетради по основам народного искусства «Искусство детям» 2010 год.
Сухаревская О. Н. «Оригами для самых маленьких» 2008 год.
Сержантова Т. Б. «Оригами. Лучшие модели»
Селезнева Е. В. «Цветы и игрушки из скрученной бумаги» 2012 год.
Практический курс «Искусство рисования и живописи»
Журналы «Веселый художник»
Татьяна Носова рабочая тетрадь «Ситцевый лоскуток»
Ольга Соловьева рабочая тетрадь «Необыкновенное рисование»
Описание оснащения.
1. Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющаяся, оберточная, обои) .
2. Цветной картон (однослойный, многослойный, гофрированный) .
3. Фломастеры, гуашь, акварельные краски, маркеры, карандаши цветные и графические.
4. Различная ткань, вата, синтепон, нитки, поролон, салфетки.
5. Клей, кисти, ножницы, линейки.
6. Цветные иллюстрации по всем разделам.