Программа внеурочной деятельности в начальных классах
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Зюзинская средняя общеобразовательное учреждение
Принято на педагогическом совете №_____ Утверждаю_________________
От «___»_____________ Директор МКОУ Зюзинской СОШ
Л.В.Монастырева
Программа внеурочной деятельности
обучающихся начальной школы
в соответствии с ФГОС
на 2015-2016 учебный год
2015 г.
Содержание:
Нормативно-правовая и документальная основа:
Пояснительная записка.
Цель и задачи внеурочной деятельности:
Направления реализации программы.
Формы работы по направлениям.
Распределение рабочего времени по каждому направлению:
Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в системе.
Условия реализации программы
8.1. Кадровое обеспечение
8.2. Совершенствование уровня кадрового обеспечения
8.3. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости обучающихся во внеурочное время.
8.4. Материально-техническое обеспечение:
8.5. Педагогический состав, реализующий внеурочную деятельность в школе:
Предполагаемые результаты внеурочной деятельности.
Мониторинги эффективности внеурочной деятельности.
Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего образования;
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);
САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Модель внеурочной деятельности обучающихся школы;
Положения о спортивно-оздоровительном, библиотечно-информационном и культурно-досуговом центрах ОУ;
Должностные инструкции зам.директора по ВР, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, руководителя кружка и секции.
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой- обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный опыт.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подрастающего поколения.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность таким образом, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия в рамках внеурочной деятельности проводятся не только педагогами школы, привлечены сотрудники дополнительных центров: сотрудники цента ДОД, сотрудники СДК «Аккорд», общественные деятели со стороны родителей.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определенную роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Цель и задачи внеурочной деятельности:
Цель внеурочной деятельности: разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации детей, создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время.
Задачи:
Изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, определить стратегию их усовершенствования и апробации в условиях удаленной от города школы;
Выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для школьников в условиях социума посредством организации внеурочной деятельности;
Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с общественными организациями, библиотеками, иными учреждениями, семьями обучающихся;
Формировать навыки позитивного общения;
Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
Воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
Направления реализации программы.
Программа организации внеурочной деятельности работает в соответствии со следующими направлениями:
Спортивно-оздоровительное;
Духовно-нравственное;
Общеинтеллектуальное;
Общекультурное;
Социальное.
Формы работы по направлениям.
Спортивно-оздоровительное
- работа спортивных секций по волейболу, баскетболу, теннису, ОФП;
- организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований;
- проведение бесед по охране здоровья;
- проведение на уроках игровых моментов, физ.минуток;
- участие в районных и городских соревнованиях;
- введение факультатива «Разговор о правильном питании».
Духовно-нравственное
- организация экскурсий, выставок рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида и культуры поведения;
- встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
- оформление уголков о боевой и трудовой славе россиян;
- конкурсы и фестивали патриотической песни;
- посещение школьного музея боевой славы.
Общеинтеллектуальное
-предметные недели;
-библиотечные уроки;
-конкурсы, олимпиады, деловые и ролевые игры;
-участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Общекультурное
-участие в общественной жизни класса и школы;
-участие в различных театральных постановках;
-выставки творческих экспозиций;
-выступление на сцене с различными номерами.
Социальное
-проведение субботников;
-работа на пришкольном участке;
-разведение комнатных цветов;
-общение вне школы в рамках кружков.
Распределение рабочего времени по каждому направлению:
Спортивно-оздоровительное-2 часа в неделю
Духовно-нравственное-2 часа в неделю
Общеинтеллектуальное - 5 часов в неделю
Общекультурное- 9 часов в неделю
Социальное- 3 часа в неделю.
Всего 21 час в неделю внеурочной занятости детей в кружках и секциях.
Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в системе.
Сотворчество учителей, родителей и других членов воспитательного процесса в вопросах воспитания, обучения может успешно осуществляться по следующим направлениям:
- непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;
- развитие сотрудничества между детьми и педагогами дополнительного образования в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях;
- совместное социальное воспитание детей в рамках внеурочной деятельности.
Учащиеся школы
Администрация школы
Учителя предметники
Центр дополнительного образования детей, библиотека, музей
Медицинский работник, участковый инспектор и др.спец.службы
Родители
Классный руководитель
Взаимодействие
В систему совместного взаимодействия входит не только кружковая работа, но и совместное проведение классных часов, экскурсий, походов, исследований, мероприятий и т.д.
В течении всего обучения в школе обучающиеся получают комплекс воспитательных знаний, которые применяются и контролируются в обществе. Таким образом, взаимодействие школы и социума постоянно.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности;
- кадровое обеспечение программы;
- методическое обеспечение программы;
- материально- техническое обеспечение.
8.1. Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
- педагоги школы, реализующие программу;
- библиотекарь;
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- педагоги дополнительного образования.
8.2. Совершенствование уровня кадрового обеспечения
Задачи | Мероприятия |
Подготовка педагогических кадров к работе с обучающимися по внеурочной деятельности | Индивидуальные собеседования с преподователями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении. |
Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесска | Семинары с психологом, социальным педагогом и медицинским работником (по согласованию), специалистами внешкольных учреждений. Семинары-практикумы в методическом объединении с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе. Проведение семинаров по реализуемым программам. |
Обеспечение комфортных условий для работы педагогов | Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков. |
Активизировать вовлечение работников культуры в систему общешкольных мероприятий. | Организация и проведение общешкольных мероприятий. |
8.3. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости обучающихся во внеурочное время.
Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий | Систематизация авторских разработок педагогов. Систематизация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия. |
Разработать систему диагностической работы по вопросам досуговой деятельности учащихся | Диагностика запросов обучающихся по организации свободного времени. Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени обучающихся. Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики |
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов | Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога. |
Создать банк методической литературы по организации досуга обучающихся. | Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление. Систематизация методической литературы, интернет ресурсов. Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся мет.литературы |
8.4. Материально-техническое обеспечение:
Компьютеры;
Телевизор;
Проекторы;
Музыкальный центр;
Музыкальная профессиональная установка;
Спортивный инвентарь;
Спортивный зал;
Актовый зал;
Библиотека;
Музей «Боевой славы»;
Музей «Русская изба».
8.5. Педагогический состав, реализующий внеурочную деятельность в школе:
Зам.директора по ВР;
Классные руководители;
Педагог-психолог;
Социальный педагог;
Учитель ОБЖ;
Учитель физической культуры;
Библиотекарь;
Руководитель музея;
Учителя-предметники.
Предполагаемые результаты внеурочной деятельности.
Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
Укрепление здоровья обучающихся;
Развитие творческой активности каждого ребенка;
Укрепление связей между школой и семьей ребенка.
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Предполагаемыми результатами работы школы и семьи являются:
Усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
Гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
Развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
Освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
Оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Направления успешной организации внеурочной деятельности между школой и родителями:
Непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной работы с детьми;
Развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях;
Оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми наглядных пособий и принадлежностей для качественной организации данных занятий.
Мониторинги эффективности внеурочной деятельности.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки, и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
Рост социальной активности обучающихся;
Рост мотивации к активной познавательной деятельности;
Уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
Качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру;
Удовлетворенность обучающихся и их родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
Оценка востребованности форм и методов внеклассной работы;
Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
Анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) по итогам года с целью выявления удовлетворенности воспитательными мероприятиями;
Анкетирование школьников и их родителей(законных представителей) в рамках внутришкольного контроля;
Вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
Результативность участия субъектов образовательной деятельности в целевых программах и проектах различного уровня.
Образовательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).
Третий уровень результатов- получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субьектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Готовность к производительному труду;
Готовность к дальнейшему образованию;
Сформированность мировоззрения;
Сформированность общей культуры;
Сохранение здоровья;
Сформированность потребностей и умений творческой деятельности.