12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Райхерт Дарья Сергеевна1059
Работаю в МКОУ Зюзинской СОШ Новосибирской области, учителем технологии и заместителем директора по воспитательной работе. Стаж работы в данной должности-3 года, общий трудовой стаж более семи лет
Россия, Новосибирская обл., Барабинский район, село Зюзя

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Зюзинская средняя общеобразовательное учреждение

Принято на педагогическом совете №_____ Утверждаю_________________

От «___»_____________ Директор МКОУ Зюзинской СОШ

Л.В.Монастырева

Программа внеурочной деятельности

обучающихся начальной школы

в соответствии с ФГОС

на 2015-2016 учебный год

2015 г.

Содержание:

Нормативно-правовая и документальная основа:

Пояснительная записка.

Цель и задачи внеурочной деятельности:

Направления реализации программы.

Формы работы по направлениям.

Распределение рабочего времени по каждому направлению:

Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в системе.

Условия реализации программы

8.1. Кадровое обеспечение

8.2. Совершенствование уровня кадрового обеспечения

8.3. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости обучающихся во внеурочное время.

8.4. Материально-техническое обеспечение:

8.5. Педагогический состав, реализующий внеурочную деятельность в школе:

Предполагаемые результаты внеурочной деятельности.

Мониторинги эффективности внеурочной деятельности.

Нормативно-правовая и документальная основа:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего образования;

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;

Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;

Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);

САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Модель внеурочной деятельности обучающихся школы;

Положения о спортивно-оздоровительном, библиотечно-информационном и культурно-досуговом центрах ОУ;

Должностные инструкции зам.директора по ВР, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, руководителя кружка и секции.

Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой- обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный опыт.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подрастающего поколения.

Внеурочные занятия направляют свою деятельность таким образом, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия в рамках внеурочной деятельности проводятся не только педагогами школы, привлечены сотрудники дополнительных центров: сотрудники цента ДОД, сотрудники СДК «Аккорд», общественные деятели со стороны родителей.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определенную роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Цель и задачи внеурочной деятельности:

Цель внеурочной деятельности: разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации детей, создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время.

Задачи:

Изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, определить стратегию их усовершенствования и апробации в условиях удаленной от города школы;

Выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для школьников в условиях социума посредством организации внеурочной деятельности;

Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с общественными организациями, библиотеками, иными учреждениями, семьями обучающихся;

Формировать навыки позитивного общения;

Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

Воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

Направления реализации программы.

Программа организации внеурочной деятельности работает в соответствии со следующими направлениями:

Спортивно-оздоровительное;

Духовно-нравственное;

Общеинтеллектуальное;

Общекультурное;

Социальное.

Формы работы по направлениям.

Спортивно-оздоровительное

- работа спортивных секций по волейболу, баскетболу, теннису, ОФП;

- организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований;

- проведение бесед по охране здоровья;

- проведение на уроках игровых моментов, физ.минуток;

- участие в районных и городских соревнованиях;

- введение факультатива «Разговор о правильном питании».

Духовно-нравственное

- организация экскурсий, выставок рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

- проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида и культуры поведения;

- встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

- оформление уголков о боевой и трудовой славе россиян;

- конкурсы и фестивали патриотической песни;

- посещение школьного музея боевой славы.

Общеинтеллектуальное

-предметные недели;

-библиотечные уроки;

-конкурсы, олимпиады, деловые и ролевые игры;

-участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Общекультурное

-участие в общественной жизни класса и школы;

-участие в различных театральных постановках;

-выставки творческих экспозиций;

-выступление на сцене с различными номерами.

Социальное

-проведение субботников;

-работа на пришкольном участке;

-разведение комнатных цветов;

-общение вне школы в рамках кружков.

Распределение рабочего времени по каждому направлению:

Спортивно-оздоровительное-2 часа в неделю

Духовно-нравственное-2 часа в неделю

Общеинтеллектуальное - 5 часов в неделю

Общекультурное- 9 часов в неделю

Социальное- 3 часа в неделю.

Всего 21 час в неделю внеурочной занятости детей в кружках и секциях.

Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в системе.

Сотворчество учителей, родителей и других членов воспитательного процесса в вопросах воспитания, обучения может успешно осуществляться по следующим направлениям:

- непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;

- развитие сотрудничества между детьми и педагогами дополнительного образования в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях;

- совместное социальное воспитание детей в рамках внеурочной деятельности.

 

Учащиеся школы

Администрация школы

Учителя предметники

Центр дополнительного образования детей, библиотека, музей

Медицинский работник, участковый инспектор и др.спец.службы

Родители

Классный руководитель

Взаимодействие

В систему совместного взаимодействия входит не только кружковая работа, но и совместное проведение классных часов, экскурсий, походов, исследований, мероприятий и т.д.

В течении всего обучения в школе обучающиеся получают комплекс воспитательных знаний, которые применяются и контролируются в обществе. Таким образом, взаимодействие школы и социума постоянно.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

- конкретное планирование деятельности;

- кадровое обеспечение программы;

- методическое обеспечение программы;

- материально- техническое обеспечение.

8.1. Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

- педагоги школы, реализующие программу;

- библиотекарь;

- педагог-психолог;

- социальный педагог;

- педагоги дополнительного образования.

8.2. Совершенствование уровня кадрового обеспечения

 

Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с обучающимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с преподователями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесска

Семинары с психологом, социальным педагогом и медицинским работником (по согласованию), специалистами внешкольных учреждений.

Семинары-практикумы в методическом объединении с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.

Проведение семинаров по реализуемым программам.

Обеспечение комфортных условий для работы педагогов

Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков.

Активизировать вовлечение работников культуры в систему общешкольных мероприятий.

Организация и проведение общешкольных мероприятий.

8.3. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости обучающихся во внеурочное время.

 

Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий

Систематизация авторских разработок педагогов.

Систематизация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.

Разработать систему диагностической работы по вопросам досуговой деятельности учащихся

Диагностика запросов обучающихся по организации свободного времени.

Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени обучающихся.

Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики

Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов

Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога.

Создать банк методической литературы по организации досуга обучающихся.

Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.

Систематизация методической литературы, интернет ресурсов.

Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся мет.литературы

 

8.4. Материально-техническое обеспечение:

Компьютеры;

Телевизор;

Проекторы;

Музыкальный центр;

Музыкальная профессиональная установка;

Спортивный инвентарь;

Спортивный зал;

Актовый зал;

Библиотека;

Музей «Боевой славы»;

Музей «Русская изба».

8.5. Педагогический состав, реализующий внеурочную деятельность в школе:

Зам.директора по ВР;

Классные руководители;

Педагог-психолог;

Социальный педагог;

Учитель ОБЖ;

Учитель физической культуры;

Библиотекарь;

Руководитель музея;

Учителя-предметники.

 

Предполагаемые результаты внеурочной деятельности.

Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

Укрепление здоровья обучающихся;

Развитие творческой активности каждого ребенка;

Укрепление связей между школой и семьей ребенка.

 

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Предполагаемыми результатами работы школы и семьи являются:

Усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;

Гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

Развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;

Освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

Оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Направления успешной организации внеурочной деятельности между школой и родителями:

Непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной работы с детьми;

Развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях;

Оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми наглядных пособий и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

 

Мониторинги эффективности внеурочной деятельности.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки, и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

Рост социальной активности обучающихся;

Рост мотивации к активной познавательной деятельности;

Уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

Качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру;

Удовлетворенность обучающихся и их родителей жизнедеятельностью школы.

Объекты мониторинга:

Оценка востребованности форм и методов внеклассной работы;

Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

Анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) по итогам года с целью выявления удовлетворенности воспитательными мероприятиями;

Анкетирование школьников и их родителей(законных представителей) в рамках внутришкольного контроля;

Вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;

Результативность участия субъектов образовательной деятельности в целевых программах и проектах различного уровня.

 

Образовательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).

Третий уровень результатов- получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субьектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Готовность к производительному труду;

Готовность к дальнейшему образованию;

Сформированность мировоззрения;

Сформированность общей культуры;

Сохранение здоровья;

Сформированность потребностей и умений творческой деятельности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.