12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгения Геннадьевна Мурашова56

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Тулуна

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

Утверждена

методическим советом

МБОУ «СОШ №20»

Протокол №__

«___»___________20__г

Председатель МС

_____О.Н. Коновалова

















СРОЧНЫЙ ВЫЗОВ

адаптированная программа

внеурочной деятельности

по спортивно – оздоровительному направлению

для 1-2 классов

67 часов





Автор:

Мурашова Е.Г.,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ № 20»




















г. Тулун, 2015 г



Пояснительная записка


Адаптированная программа «Срочный вызов», реализуемая по спортивно – оздоровительному направлению разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Уставом МБОУ «СОШ №20», на основе авторской программы Хуснутдиновой Т.С.

Программа внеурочной деятельности «Срочный вызов» направлена на пропаганду безопасного поведения учащихся в быту, приобретения навыков самосохранения.

На занятиях клуба «Срочный вызов» осуществляется включение учащихся в деятельностные игры, позволяющие с учётом возрастных особенностей обучать их мерам безопасности, способствовать ранней профессиональной ориентации, пропаганде правил поведения и реализации иных задач, направленных на предупреждение происшествий и умение действовать при возникновении таких ситуаций.

Основные принципы деятельности:

учёт возрастных особенностей;

доступность;

последовательность;

системность;

эффективность;

личностно - ориентированный подход;

управляемость образовательным процессом;

сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы;

Целью программы является создание условий для вовлечения учащихся в общественно значимую деятельность и привитие им навыков безопасного поведения.

Пи реализации цели необходимо использовать игровые формы организации, способствующие усвоению теории и практики на эмоционально-волевом уровне. Для повышения эффективности взаимодействия предполагается привлекать ресурсы социума (ознакомить с содержанием работы специалистов).

Программа рассчитана на 67 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.

Программа строится по модулям, реализующим основные задачи в течение одного учебного года:

В первом классе предусмотрено изучение 1 модуля – «Юные инспектора дорожного движения».

2 класс – модули: «Юные инспектора дорожного движения» и «Отряд юных пожарных».

Задачи:

Сформировать у учащихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения;

Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

Повысить интерес школьников к велоспорту;

Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах;

Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил безопасного поведения;

Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

Развивать у учащихся умение ориентироваться в чрезвычайной ситуации;

Развивать природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении учащихся.

В авторскую программу внесены изменения:

- по первому модулю «Юные инспектора движения» (1 класс) было увеличено количество часов (с 0,5 до 1 часа) в связи с актуальностью вопросов безопасности школьников на дорогах и повышения эффективности усвоения курса внеурочной деятельности «Срочный вызов»;

- во 2 классе добавлен модуль «Юные инспектора движения», который рассматривается в первом полугодии, во втором полугодии изучается модуль «Отряд юных пожарных».

Актуальность


В современном городе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники ГИБДД, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети. С каждым годом проблема детского травматизма становится острее.

Все больше несчастных случаев с детьми и взрослыми, происходят от незнания правил, касающиеся пожарной безопасности. Ключевая роль в обеспечении безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Поэтому вопрос обеспечения охраны жизни и здоровья всех участников образовательного процесса является главным для любого учреждения.

Актуальность проблемы связана с тем, что у детей младшего школьного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на опасную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями.

Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этими качествами обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил безопасного поведения.

Поэтому в начальной школе необходимо изучать с детьми правила дорожного движения, пожарной безопасности и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения в быту и на улицах большого города.


Новизна


Новизна программы заключается в разработке содержания и форм работы с детьми младшего школьного возраста по изучению правил дорожного движения, безопасного поведения в быту, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

Активно включатся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; будут проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы, формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные действия: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях; устанавливать последовательность событий, определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух- трёх шагов.

Регулятивные универсальные учебные действия: принимать и сохранять учебные цели и задачи; осуществлять контроль при наличии эталона; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки.

Коммуникативные универсальные действия: характеризовать явления, действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющего опыта; строить понятные для партнёра высказывания при объяснении своего выбора; формулировать вопросы; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

Применять простые правила поведения в чрезвычайных ситуациях; познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах; уметь применять свои знания; дать опыт реальной деятельности по профилактике пожаров и детского травматизма; научить приёмам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим; развивать природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении учащихся.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

самостоятельности в принятии правильных решений;

убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

внимательности и вежливости во взаимоотношениях;

здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.

Освоение программы предполагает, что учащиеся узнают:

Основные понятия по безопасному поведению на дороге;

Основные понятия по организации тушения пожаров и ведению аварийно- спасательных работ;

Принципы организации и порядок тушения пожаров;

Особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;

Приёмы и средства оказания первой помощи;

Способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах;

Способы безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях.

А также учащиеся научатся:

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

Контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.

Учащиеся будут иметь представление (получат возможность научиться):

О необходимости выбора безопасного маршрута «Дом – школа»;

Об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров, о средствах пожаротушения;

О природных явлениях региона;

О процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;

О службах и горячих линиях, оказывающих помощь людям в чрезвычайных ситуациях;

О профессиях, связанных с обеспечением безопасности людей.

По тактико- технической подготовке проводятся практические занятия с посещением территориальных подразделений Государственной противопожарной службы. Учащиеся участвуют в рейдах по проверке противопожарного состояния школы, в устранении нарушений школьниками.


Тематическое планирование

1 класс



Название раздела/темы

Количество часов

В том числе из них

Теоретические

Практические

1

Юные инспектора дорожного движения

33

21

12


Календарно-тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Всего часов

В том числе

теоретических

практических

Проведение организационного сбора отряда.

1

1

-

Основные понятия и термины ЮИД.

1

1

-

Сказочное путешествие в гостях у Светофора.

1

-

1

Дорога в школу и домой.

1

1

-

Правила безопасного поведения на дорогах и улицах

1

1

-

Дорожные знаки для пешеходов и водителей.

1

-

1

Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.

1

-

1

Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта.

1

1

-

Пешеходные переходы.

1

1

-

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Светофор.

1

1

-

Где еще можно переходить дорогу.

1

1

-

Профилактика детского дорожного травматизма.

1

1

-

Виды дорожного травматизма, доврачебная помощь.

1

-

1

Проект «Добрый светофор»

1

-

1

Поездка на автобусе и троллейбусе.

1

1

-

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

1

1

-

Где можно и где нельзя играть.

1

1

-

Где можно и где нельзя играть.

1

1

-

Проект «Виды транспорта»

1

-

1

Дорожные знаки и дорожная разметка.

1

1

-

Дорога глазами водителей.

1

1

-

Как обходить стоящий транспорт.

1

1

-

Опасные ситуации на дорогах.

1

1

-

Викторина «Счастливый случай».

1

-

1

Дорожный этикет.

1

-

1

Будь внимательным и осторожным.

1

-

1

Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения».

1

-

1

Это должны знать все

1

1

-

Дорожные знаки и дорожная разметка.

1

1

-

Предупреждающие знаки

1

1

-

Запрещающие знаки

1

1

-

Проект «Дорожные знаки»

1

-

1

Праздник «Мы знаем правила дорожного движения».

1

-

1


Итого часов:

33

21

12



2 класс

Тематическое планирование



Название раздела/темы

Количество часов

В том числе из них

Теоретические

Практические

1

Юные инспектора дорожного движения

17

8

9

2

Отряд юных пожарных

17

10

7



Календарно-тематическое планирование


занятия

Название раздела, темы

Всего часов

Из них в том числе

Теоретических

Практических

Юные инспектора дорожного движения (17 ч)


1

Проведение организационного сбора отряда. Основные понятия и термины ЮИД.

1

1

-

2

Знать правила дорожного движения, как таблицу умножения.

1

-

1

3

Сказочное путешествие «В гостях у Светофора».

1

-

1

4

Правила безопасного поведения на дорогах и улицах.

1

1

-

5

Дорожные знаки для пешеходов и водителей.

1

1

-

6

Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.

1

-

1

7

Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта.

1

1

-

8

Конкурс рисунков по правилам дорожного движения.

1

-

1

9

Регулировщик дорожного движения

1

1

-

10

Поведение на улице. Обсуждение ситуаций.

1

-

1

11

Профилактика детского дорожного травматизма.

1

1

-

12

Перевозка людей. Игра « Мы пассажиры».

1

-

1

13

Виды дорожного травматизма, доврачебная помощь.

1

-

1

14

Эстафеты «Перейти улицу», «Кто быстрее?»

1

-

1

15

Выпуск газеты об истории ГАИ

1

-

1

16

Игра «Красный, жёлтый, зелёный». Конкурс «Верите ли вы?»

1

1

-

17

Игра – зачёт «Светофор и дорожные знаки». Подведение итогов клуба ЮИД.

1

1

-

Отряд юных пожарных (17ч)


18

Проведение организационного сбора отряда.

1

1

-

19

Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.

1

1

-

20

Огонь - друг или враг?

1

-

1

21

Пожар как явление.

1

1

-

22

Отчего происходят пожары?

1

1

-

23

Помощь в экстренных случаях.

1

-

1

24

Основы профессии пожарного. Игра « Кто это?»

1

1

-

25

Что делать при возникновении пожара?

1

-

1

26

Осторожно, огонь!

1

1

-

27

Детские книги о пожарах.

2

1

1

28

Пожарный – профессия смелых.

29

Правила пожарной безопасности в быту.

1

1

-

30

Средства противопожарной защиты и тушения пожаров.

1

-

1

31

Первичные средства тушения пожаров.

1

-

1

32

Пожарные автомобили и противопожарное оборудование

1

1

-

33

Первичная доврачебная помощь при пожаре

1

-

1

34

Подведение итогов отряда пожарных.

1

1

-


Итого часов:

34

18

16



Рекомендуемые формы организации занятий: коллективное собрание, беседа, путешествие, заочное путешествие, работа с наглядными материалами и литературой, проект, праздник, викторина, круглый стол, классное собрание, час общения, практикум, игра, диспут, соревнование, творческая мастерская и др.


Рекомендуемые формы контроля и представления результатов: выпуск газеты, выставка творческих работ, тестирование, защита проектов, анкетирование, фотовыставка, спортивные состязания, выпуск листовок, выставка рисунков и др.


Содержание программы

Программа строится по модулям, реализующим основные задачи в течение одного учебного года: в 1 классе реализуется 1 модуль: Юные инспектора дорожного движения.

В течение года учащиеся знакомятся: с правилами дорожного движения, с правилами безопасного поведения пешеходов и велосипедистов на дорогах и улицах, с дорожными знаками, с понятием регулировщик дорожного движения и правилами регулировщика, узнают о профилактике детского дорожного травматизма и учатся оказывать первую помощь.

Во 2 классе в связи с актуальностью вопросов безопасности школьников на дорогах реализуются модули: 1 модуль – «Юные инспектора дорожного движения» и 2 модуль – «Отряд юных пожарных».

Юные инспектора дорожного движения

На занятиях клуба «Срочный вызов» осуществляется включение учащихся в деятельностные игры, позволяющие с учётом возрастных особенностей обучать их мерам безопасности, повторение и закрепление правил поведения, направленных на предупреждение происшествий и умение действовать при возникновении опасных ситуаций.

Отряд юных пожарных

В течение года учащиеся знакомятся: с исторической справкой организации пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России, с профессией пожарного, с правилами пожарной безопасности в быту, со средствами противопожарной защиты и тушения пожаров, с пожарными автомобилями и противопожарным оборудованием, учатся оказывать помощь в экстренных случаях и первичную доврачебную помощь при пожаре.

Формы организации: часы общения, практикумы, проекты, диспуты и др


Формы контроля:

Анкетирование («Правила дорожного движения»)

Викторины («ПДД»)

Выставки творческих работ учащихся

Конкурсы работ учащихся

Игры

Теоретические знания оцениваются через участие:

в конкурсе рисунков по ППД

в соревновании «Безопасное колесо»

в празднике «Мы знаем правила дорожного движения»


Учебно – методическое обеспечение:


http://shkolabuduschego.ru/viktorina/po-pdd-dlja-shkolnikov.html

Список литературы учителя:


Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова,- Волгоград: Учитель, 2008.

Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1-4 класс. - М.: ВАКО, 2008.

Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006.

б.Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. | i

Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008

Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2006.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ.ред. В.Н.Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

ППБ 01-98 г.

Ю.Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.

Краснодар, 2005 г.

11 .Винников Л.А. «Почему возникают пожары», издательство «Ярославль»,

1998

Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,

«Просвещение», 1988 г.

«Основы безопасности жизни», научно-методический и

информационный журнал, № 2, 2007 г.

Список литературы для родителей и учащихся:

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. - Волгоград: Учитель, 2006.

Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». - Ростов н/Дону: Феникс, 2005.

Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева - Изд. 2-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. - М.: ACT; Мн.: Харвест, 2006.

Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006.

CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» - изд-во ЗАО «Новый диск».

Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. в 2ч. (для 3 кл., 4 кл.): - М.: Просвещение, 2006.

Бабина Р.П. Учебное пособие для 1 кл. (2, 3, 4) - М.: Мнемозина, 2007.

Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 кл. (2, 3, 4) - М.: Мнемозина, 2005.

Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин И. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл.шк. возраста: кн. для учителя. - М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.

Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го (2, 3, 4) класса./Козловская Е.А., С.А. Козловский - М.: Издательский Дом Третий Рим.

Жульнев Н.Я. «Правила и безопасность дорожного движения для 1-4 классов». - Москва, 1997.

Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ.ред. В.А. Федорова. - М.: Издательский Дом Третий Рим.

Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах. Учебник-тетрадь для 1 кл. нач. шк.(для 2 кл., 3 кл., 4 кл.) в 2ч./Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2006.

19. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 кл. поурочные планы./Сост. Г.Н. Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2006.

20. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. - Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.

21. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. - СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1998.

22. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. - СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.

23. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1- 4 кл.: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2003.

24. Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы/Авт.- сост. Г.Н. Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2006.

25. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. -М.:ТЦ Сфера, 2005.








Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.