Адаптированная программа внеурочной деятельности «Срочный вызов» (1–2 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Тулуна
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
Утверждена методическим советом МБОУ «СОШ №20» Протокол №__ «___»___________20__г Председатель МС _____О.Н. Коновалова |
СРОЧНЫЙ ВЫЗОВ
адаптированная программа
внеурочной деятельности
по спортивно – оздоровительному направлению
для 1-2 классов
67 часов
Автор:
Мурашова Е.Г.,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 20»
г. Тулун, 2015 г
Пояснительная записка
Адаптированная программа «Срочный вызов», реализуемая по спортивно – оздоровительному направлению разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Уставом МБОУ «СОШ №20», на основе авторской программы Хуснутдиновой Т.С.
Программа внеурочной деятельности «Срочный вызов» направлена на пропаганду безопасного поведения учащихся в быту, приобретения навыков самосохранения.
На занятиях клуба «Срочный вызов» осуществляется включение учащихся в деятельностные игры, позволяющие с учётом возрастных особенностей обучать их мерам безопасности, способствовать ранней профессиональной ориентации, пропаганде правил поведения и реализации иных задач, направленных на предупреждение происшествий и умение действовать при возникновении таких ситуаций.
Основные принципы деятельности:
учёт возрастных особенностей;
доступность;
последовательность;
системность;
эффективность;
личностно - ориентированный подход;
управляемость образовательным процессом;
сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы;
Целью программы является создание условий для вовлечения учащихся в общественно значимую деятельность и привитие им навыков безопасного поведения.
Пи реализации цели необходимо использовать игровые формы организации, способствующие усвоению теории и практики на эмоционально-волевом уровне. Для повышения эффективности взаимодействия предполагается привлекать ресурсы социума (ознакомить с содержанием работы специалистов).
Программа рассчитана на 67 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.
Программа строится по модулям, реализующим основные задачи в течение одного учебного года:
В первом классе предусмотрено изучение 1 модуля – «Юные инспектора дорожного движения».
2 класс – модули: «Юные инспектора дорожного движения» и «Отряд юных пожарных».
Задачи:
Сформировать у учащихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения;
Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
Повысить интерес школьников к велоспорту;
Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах;
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил безопасного поведения;
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в чрезвычайной ситуации;
Развивать природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении учащихся.
В авторскую программу внесены изменения:
- по первому модулю «Юные инспектора движения» (1 класс) было увеличено количество часов (с 0,5 до 1 часа) в связи с актуальностью вопросов безопасности школьников на дорогах и повышения эффективности усвоения курса внеурочной деятельности «Срочный вызов»;
- во 2 классе добавлен модуль «Юные инспектора движения», который рассматривается в первом полугодии, во втором полугодии изучается модуль «Отряд юных пожарных».
Актуальность
В современном городе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники ГИБДД, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети. С каждым годом проблема детского травматизма становится острее.
Все больше несчастных случаев с детьми и взрослыми, происходят от незнания правил, касающиеся пожарной безопасности. Ключевая роль в обеспечении безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Поэтому вопрос обеспечения охраны жизни и здоровья всех участников образовательного процесса является главным для любого учреждения.
Актуальность проблемы связана с тем, что у детей младшего школьного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на опасную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями.
Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этими качествами обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил безопасного поведения.
Поэтому в начальной школе необходимо изучать с детьми правила дорожного движения, пожарной безопасности и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения в быту и на улицах большого города.
Новизна
Новизна программы заключается в разработке содержания и форм работы с детьми младшего школьного возраста по изучению правил дорожного движения, безопасного поведения в быту, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Активно включатся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; будут проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы, формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные действия: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях; устанавливать последовательность событий, определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух- трёх шагов.
Регулятивные универсальные учебные действия: принимать и сохранять учебные цели и задачи; осуществлять контроль при наличии эталона; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки.
Коммуникативные универсальные действия: характеризовать явления, действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющего опыта; строить понятные для партнёра высказывания при объяснении своего выбора; формулировать вопросы; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
Применять простые правила поведения в чрезвычайных ситуациях; познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах; уметь применять свои знания; дать опыт реальной деятельности по профилактике пожаров и детского травматизма; научить приёмам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим; развивать природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении учащихся.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
самостоятельности в принятии правильных решений;
убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях;
здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.
Освоение программы предполагает, что учащиеся узнают:
Основные понятия по безопасному поведению на дороге;
Основные понятия по организации тушения пожаров и ведению аварийно- спасательных работ;
Принципы организации и порядок тушения пожаров;
Особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
Приёмы и средства оказания первой помощи;
Способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах;
Способы безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях.
А также учащиеся научатся:
Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
Контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
Учащиеся будут иметь представление (получат возможность научиться):
О необходимости выбора безопасного маршрута «Дом – школа»;
Об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров, о средствах пожаротушения;
О природных явлениях региона;
О процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;
О службах и горячих линиях, оказывающих помощь людям в чрезвычайных ситуациях;
О профессиях, связанных с обеспечением безопасности людей.
По тактико- технической подготовке проводятся практические занятия с посещением территориальных подразделений Государственной противопожарной службы. Учащиеся участвуют в рейдах по проверке противопожарного состояния школы, в устранении нарушений школьниками.
Тематическое планирование
1 класс
№ | Название раздела/темы | Количество часов | В том числе из них | |
Теоретические | Практические | |||
1 | Юные инспектора дорожного движения | 33 | 21 | 12 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Всего часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
Проведение организационного сбора отряда. | 1 | 1 | - | |
Основные понятия и термины ЮИД. | 1 | 1 | - | |
Сказочное путешествие в гостях у Светофора. | 1 | - | 1 | |
Дорога в школу и домой. | 1 | 1 | - | |
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах | 1 | 1 | - | |
Дорожные знаки для пешеходов и водителей. | 1 | - | 1 | |
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста. | 1 | - | 1 | |
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта. | 1 | 1 | - | |
Пешеходные переходы. | 1 | 1 | - | |
| Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Светофор. | 1 | 1 | - |
| Где еще можно переходить дорогу. | 1 | 1 | - |
| Профилактика детского дорожного травматизма. | 1 | 1 | - |
| Виды дорожного травматизма, доврачебная помощь. | 1 | - | 1 |
| Проект «Добрый светофор» | 1 | - | 1 |
Поездка на автобусе и троллейбусе. | 1 | 1 | - | |
Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1 | 1 | - | |
Где можно и где нельзя играть. | 1 | 1 | - | |
Где можно и где нельзя играть. | 1 | 1 | - | |
Проект «Виды транспорта» | 1 | - | 1 | |
Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | 1 | - | |
Дорога глазами водителей. | 1 | 1 | - | |
Как обходить стоящий транспорт. | 1 | 1 | - | |
Опасные ситуации на дорогах. | 1 | 1 | - | |
Викторина «Счастливый случай». | 1 | - | 1 | |
Дорожный этикет. | 1 | - | 1 | |
Будь внимательным и осторожным. | 1 | - | 1 | |
Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». | 1 | - | 1 | |
Это должны знать все | 1 | 1 | - | |
Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | 1 | - | |
Предупреждающие знаки | 1 | 1 | - | |
Запрещающие знаки | 1 | 1 | - | |
Проект «Дорожные знаки» | 1 | - | 1 | |
Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». | 1 | - | 1 | |
| Итого часов: | 33 | 21 | 12 |
2 класс
Тематическое планирование
№ | Название раздела/темы | Количество часов | В том числе из них | |
Теоретические | Практические | |||
1 | Юные инспектора дорожного движения | 17 | 8 | 9 |
2 | Отряд юных пожарных | 17 | 10 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Название раздела, темы | Всего часов | Из них в том числе | ||
Теоретических | Практических | ||||
Юные инспектора дорожного движения (17 ч) | | ||||
1 | Проведение организационного сбора отряда. Основные понятия и термины ЮИД. | 1 | 1 | - | |
2 | Знать правила дорожного движения, как таблицу умножения. | 1 | - | 1 | |
3 | Сказочное путешествие «В гостях у Светофора». | 1 | - | 1 | |
4 | Правила безопасного поведения на дорогах и улицах. | 1 | 1 | - | |
5 | Дорожные знаки для пешеходов и водителей. | 1 | 1 | - | |
6 | Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста. | 1 | - | 1 | |
7 | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта. | 1 | 1 | - | |
8 | Конкурс рисунков по правилам дорожного движения. | 1 | - | 1 | |
9 | Регулировщик дорожного движения | 1 | 1 | - | |
10 | Поведение на улице. Обсуждение ситуаций. | 1 | - | 1 | |
11 | Профилактика детского дорожного травматизма. | 1 | 1 | - | |
12 | Перевозка людей. Игра « Мы пассажиры». | 1 | - | 1 | |
13 | Виды дорожного травматизма, доврачебная помощь. | 1 | - | 1 | |
14 | Эстафеты «Перейти улицу», «Кто быстрее?» | 1 | - | 1 | |
15 | Выпуск газеты об истории ГАИ | 1 | - | 1 | |
16 | Игра «Красный, жёлтый, зелёный». Конкурс «Верите ли вы?» | 1 | 1 | - | |
17 | Игра – зачёт «Светофор и дорожные знаки». Подведение итогов клуба ЮИД. | 1 | 1 | - | |
Отряд юных пожарных (17ч) | | ||||
18 | Проведение организационного сбора отряда. | 1 | 1 | - | |
19 | Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России. | 1 | 1 | - | |
20 | Огонь - друг или враг? | 1 | - | 1 | |
21 | Пожар как явление. | 1 | 1 | - | |
22 | Отчего происходят пожары? | 1 | 1 | - | |
23 | Помощь в экстренных случаях. | 1 | - | 1 | |
24 | Основы профессии пожарного. Игра « Кто это?» | 1 | 1 | - | |
25 | Что делать при возникновении пожара? | 1 | - | 1 | |
26 | Осторожно, огонь! | 1 | 1 | - | |
27 | Детские книги о пожарах. | 2 | 1 | 1 | |
28 | Пожарный – профессия смелых. | ||||
29 | Правила пожарной безопасности в быту. | 1 | 1 | - | |
30 | Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. | 1 | - | 1 | |
31 | Первичные средства тушения пожаров. | 1 | - | 1 | |
32 | Пожарные автомобили и противопожарное оборудование | 1 | 1 | - | |
33 | Первичная доврачебная помощь при пожаре | 1 | - | 1 | |
34 | Подведение итогов отряда пожарных. | 1 | 1 | - | |
| Итого часов: | 34 | 18 | 16 |
Рекомендуемые формы организации занятий: коллективное собрание, беседа, путешествие, заочное путешествие, работа с наглядными материалами и литературой, проект, праздник, викторина, круглый стол, классное собрание, час общения, практикум, игра, диспут, соревнование, творческая мастерская и др.
Рекомендуемые формы контроля и представления результатов: выпуск газеты, выставка творческих работ, тестирование, защита проектов, анкетирование, фотовыставка, спортивные состязания, выпуск листовок, выставка рисунков и др.
Содержание программы
Программа строится по модулям, реализующим основные задачи в течение одного учебного года: в 1 классе реализуется 1 модуль: Юные инспектора дорожного движения.
В течение года учащиеся знакомятся: с правилами дорожного движения, с правилами безопасного поведения пешеходов и велосипедистов на дорогах и улицах, с дорожными знаками, с понятием регулировщик дорожного движения и правилами регулировщика, узнают о профилактике детского дорожного травматизма и учатся оказывать первую помощь.
Во 2 классе в связи с актуальностью вопросов безопасности школьников на дорогах реализуются модули: 1 модуль – «Юные инспектора дорожного движения» и 2 модуль – «Отряд юных пожарных».
Юные инспектора дорожного движения
На занятиях клуба «Срочный вызов» осуществляется включение учащихся в деятельностные игры, позволяющие с учётом возрастных особенностей обучать их мерам безопасности, повторение и закрепление правил поведения, направленных на предупреждение происшествий и умение действовать при возникновении опасных ситуаций.
Отряд юных пожарных
В течение года учащиеся знакомятся: с исторической справкой организации пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России, с профессией пожарного, с правилами пожарной безопасности в быту, со средствами противопожарной защиты и тушения пожаров, с пожарными автомобилями и противопожарным оборудованием, учатся оказывать помощь в экстренных случаях и первичную доврачебную помощь при пожаре.
Формы организации: часы общения, практикумы, проекты, диспуты и др
Формы контроля:
Анкетирование («Правила дорожного движения»)
Викторины («ПДД»)
Выставки творческих работ учащихся
Конкурсы работ учащихся
Игры
Теоретические знания оцениваются через участие:
в конкурсе рисунков по ППД
в соревновании «Безопасное колесо»
в празднике «Мы знаем правила дорожного движения»
Учебно – методическое обеспечение:
http://shkolabuduschego.ru/viktorina/po-pdd-dlja-shkolnikov.html
Список литературы учителя:
Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова,- Волгоград: Учитель, 2008.
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1-4 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006.
б.Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. | i
Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008
Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2006.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ.ред. В.Н.Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
ППБ 01-98 г.
Ю.Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.
Краснодар, 2005 г.
11 .Винников Л.А. «Почему возникают пожары», издательство «Ярославль»,
1998
Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,
«Просвещение», 1988 г.
«Основы безопасности жизни», научно-методический и
информационный журнал, № 2, 2007 г.
Список литературы для родителей и учащихся:
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. - Волгоград: Учитель, 2006.
Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». - Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева - Изд. 2-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. - М.: ACT; Мн.: Харвест, 2006.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006.
CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» - изд-во ЗАО «Новый диск».
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. в 2ч. (для 3 кл., 4 кл.): - М.: Просвещение, 2006.
Бабина Р.П. Учебное пособие для 1 кл. (2, 3, 4) - М.: Мнемозина, 2007.
Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 кл. (2, 3, 4) - М.: Мнемозина, 2005.
Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин И. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл.шк. возраста: кн. для учителя. - М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го (2, 3, 4) класса./Козловская Е.А., С.А. Козловский - М.: Издательский Дом Третий Рим.
Жульнев Н.Я. «Правила и безопасность дорожного движения для 1-4 классов». - Москва, 1997.
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ.ред. В.А. Федорова. - М.: Издательский Дом Третий Рим.
Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах. Учебник-тетрадь для 1 кл. нач. шк.(для 2 кл., 3 кл., 4 кл.) в 2ч./Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2006.
19. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 кл. поурочные планы./Сост. Г.Н. Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2006.
20. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. - Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.
21. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. - СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1998.
22. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. - СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
23. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1- 4 кл.: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2003.
24. Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы/Авт.- сост. Г.Н. Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2006.
25. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. -М.:ТЦ Сфера, 2005.