Программа внеурочной деятельности "Театр творчество и мы"

0
0
Материал опубликован 9 May



t1715271708aa.gif






Пояснительная записка

Данная программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.

.

Программа предполагает возможность организовывать проведение занятий как в аудиториях, так и в форме внеаудиторных активных занятий.

Основной целью программы является подготовка ребенка к самостоятельному художественному творчеству, связанному с искусством драматического театра,

воспитать не профессионала, а Любителя театра, в лучшем понимании этого слова. Важно привить ребенку любовь к игре, к ее действенному содержанию. Программа этих занятий основана на комплексном подходе к построению занятий, который выражается в изучении тем, связанных с историей театра, сценической речью, сценической пластикой, импровизацией, драматизацией.

Задачей уроков театра является воспитание у младших школьников способности улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений, уметь воссоздавать в воображении и уяснять смысл отдельных эпизодов, уметь действовать в предлагаемых обстоятельствах. Театр своей многомерностью и многоликостью способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слушать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.

На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и тематические экскурсии; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно- ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории.

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, , основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те , о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Программа составлена на основе:

- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);

- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства);

В каждом разделе предполагаются знакомство с произведениями искусства: музыкой (классической и инструментальной), детскими песнями, произведениями художников-классиков, литературными произведениями.

В результате занятий по данному курсу развиваются необходимые для творческой деятельности качества, способности, навыки:

:

Организованность, способность взаимодействовать с партнёрами; Различные стороны зрительного восприятия и зрительную память; сенсорные восприятие и память; мышечно-двигательное восприятие и мышечную память;

Непрерывность, логику, последовательность и завершённость действия;

Речь, дыхание и голос;

Способность различать подтексты в словесном выражении;

Способность видеть, слышать и понимать товарища и воздействовать на него;

Умение управлять своим вниманием.

Способность проявлять артистическую смелость и характерность при выполнении индивидуальных заданий.

Обращение к литературным и драматургическим произведениям с использованием игровой формы позволяет знакомить учащихся с законами сцены и театрального творчества .Занятия формируют в ученике смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свою задумку. Ребёнок становится раскрепощённее, контактнее, учится чётко формулировать свои мысли и излагать их публично. Выступления привносят в школьную жизнь праздничность, помогают раскрыть индивидуальные способности детей их родителям и учителям. Занятия аккумулируют в себе элементы пластики, риторики, этики и эстетики. Это делает курс увлекательным, наполненным интересным содержанием.

Предполагаемые результаты реализации программы


К концу курса обучения учащиеся должны знать:

терминологию театра;

8-10 скороговорок и четко произносить в разных темпах;

комплекс упражнений по сценическому движению, сценической речи.

этапы работы с ролью;

содержание спектаклей, сценок, музыкальных клипов;

К концу курса обучения учащиеся должны уметь:

обыгрывать этюды;

работать с текстом роли;

подготовить костюм для своей роли.

владеть комплексом артикуляционных упражнений;

быстро превращаться в образ;

придумать этюд;

свободно чувствовать и двигаться на сцене;

самостоятельно подготовить костюм для своей роли;

развивать в себе творческие способности, артистическую смелость


Формы контроля

наблюдение за творческим ростом учащихся, их общей культурой, их профессиональным уровнем;

выступление коллектива; творческий показ;

участие коллектива в праздниках, массовых мероприятиях;

участие в смотрах, конкурсах театральных коллективов.



Методическое обеспечение


Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность к сценической условности. Тренинг способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта,- обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость

Метод обучения предполагает создание особенного нравственного климата в классах. В них не будет ни отличников- ни отстающих. Отличительная черта метода в том, что дети сами анализируют свою работу и работу своих товарищей. Педагог следит только за тем, чтобы этот анализ был всегда выдержан в доброжелательном тоне. Ребенок, анализируя происходящее, приучается «думать вслух», формулировать и излагать свои мысли в определенной последовательности, выделять главное и отмечать второстепенное. Развитие логического мышления идет параллельно с формированием навыков ораторского искусства и сценической речи.

Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи действия в условиях вымысла, помогает придать импровизации определенную завершенность. В этих условиях больше всего себя оправдывают игры-драматизации, составленные по народным сказкам, рассказам, басням и стихам.

Задачи, стоящие перед руководителями театра, можно сгруппировать по нескольким направлениям:

общеобразовательные

индивидуального развития личности

специализированной подготовки

общегуманитарные

Работа над реализацией этих задач для каждого класса строится на разных методических основах, обусловленных возрастными особенностями.

Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность к сценической условности. Тренинг способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта,- обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость

Работа над реализацией этих задач для каждого класса строится на разных методических основах, обусловленных возрастными особенностями.


Материально-техническое оснащение


ТСО (магнитофон, видеомагнитофон);

Аудио-, видеокассеты;




Цели и задачи

Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.


Основные задачи:

1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой, кукольный и др.)).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.


Программные задачи:


Прививать любовь к сценическому искусству.

Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

5. Учить действовать на сценической площадке естественно.

6. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать

интонационной выразительностью речи.



Методологические принципы

В основу программы вложены следующие принципы:

1.Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.

Занятия должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.

2.Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности.

Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта,

т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в

конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно

учиться. кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в

ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его

саморазвитию.

3. Принцип деятельностной основы занятий .

Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)

активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоя-

тельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации,

когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение

в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт

о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.

4. Принцип реальности и практического применения.

Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку

как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение

правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции,

работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое

найдут применение в жизни каждого ребёнка.


Программное содержание


Содержание всей программы подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в 5 общих разделах, которые повторяются на каждом году обучения, только на более высоком уровне.

Разделы программы:

Культура и техника речи. « Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет.

Сценические действия и театральные игры.

Основы театральной культуры.

«Мы – актёры» - постановка спектаклей

«Мы – кукловоды» - постановка кукольных спектаклей


Объём материала соответствует возрастным особенностям младших школьников. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 – 1,5ч, второй половине дня. Всего 49ч.

1 Раздел Культура и техника речи: «В начале было Слово…»..(17 ч)

Слушание, чтение и рассказывание сказок.

Виды говорения: диалог и монолог.

Мимика и жесты. Сценки без слов.

Понятие «общение», говорить и слушать.

Речевой этикет в различных ситуациях.

Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

Логика речи. Составление коротких рассказов.

Стихи. Подбор простейших рифм.

Сочинение небольших сказок и рассказов.

Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

Игры со словами.

Интонация речи. Выражение основных чувств.

Произведения для занятий:

Считалки

Скороговорки

Русские народные басни

Русские народные игры

Докучные сказки

Сказки, присказки

Игры в загадки

Произведения С.Маршака

Русские народные песенки

Потешки, дразнилки, небылицы


2 Раздел Сценические действия и театральные игры. (11 ч)

Групповые сюжетно-ролевые игры.

Элементы сценического действия.

Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.

Упражнения, игры, этюды как сценические действия.

Умение ориентироваться и размещаться на сцене.

Построение диалога с напарником по заданной теме.

Как заучить роль своего героя.

Отработка дикции и чёткого произношения слов.

Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.

Создание образов с помощью выразительных движений.


3 Раздел Основы театральной культуры.(4 ч)

Что такое театр. Виды театров.

Рождение театра в России. Искусство скоморохов.

Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.

Виды театрального искусства.

Спектакль – результат творческого труда многих людей.

4 Раздел «Мы –актёры» - постановка спектаклей. (14 ч)

Прочтение произведения, определение сюжетной линии.

Работа над отдельными эпизодами.

Создание примерной выгородки.

Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.

Выбор и распределение ролей.

Работа над отдельными картинами и спектаклем в целом.

Спектакли для постановки:

Спектакль по русской народной сказке «Теремок»

По мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом»

«Колобок», «Репка» на новый лад»

«Репка»

«Терем-теремок»

«Морозко»


5 раздел «Мы кукловоды» - постановка кукольных спектаклей (3 ч)


Знакомство с видами кукольных театров.

Просмотр кукольных спектаклей с последующим обсуждением.

Создание пальчиковых кукол. Проигрывание реальных и вымышленных сюжетов.

Прочтение сценария, обсуждение содержания.

Распределение ролей, проигрывание отдельных сюжетов, всего спектакля

Спектакли для постановки:

«Волк и семеро козлят»





Тематическое планирование

1 класс - 49 часов


Занятие

Колич.

часов

Тема занятия


1

1

Культура и техника речи. Великая сила Слова.

Слушание, чтение по ролям сказки «Колобок». Первичная инсценировка сказки.

2

1

Мимика и жесты. Ритмопластика.

Инсценировка сказки «Колобок» без слов, используя мимику и жесты.

3

1

Сценические действия. Что такое сцена.

Создание примерной выгородки. Фантазии по сказке «Колобок».

4

1

Культура и техника речи

Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя.

5

1

Основы театральной культуры

Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа над эпизодами спектакля «Колобок».

6

1

Мы актеры. Работа над спектаклем «Колобок»

Создание выгородки. Проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией.

7

1

Культура и техника речи. Великая сила Слова.

Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка.

8

1

Культура и техника речи. Великая сила Слова.

Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка.

9

1

Культура и техника речи. Великая сила Слова.

Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка.

10

1

Театральная игра

Знакомство с русскими народными играми со словами. Разучивание сказки-игры «Репка». Учить правильно двигаться и говорить текст.

11

1

Театральная игра

Знакомство с русскими народными играми со словами. Разучивание сказки-игры «Репка». Учить правильно двигаться и говорить текст.

12

1

Мы актёры. Работа над спектаклем «Теремок»

Прослушивание и прочтение сказки «Теремок», работа над дикцией.

13

1

Мы актёры. Работа над спектаклем «Теремок»

Распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов.

14

1

Мы актеры. Работа над спектаклем «Теремок»

Создание выгородки. Проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией.

15

1

Основы театральной культуры.

Правила поведения в театре. Места в театре. Просмотр презентации про Кукольный театр Образцова.


16

1

Культура и техника речи

Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь.

17

1

Культура и техника речи

Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь.

18

1

Культура и техника речи

Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь.

19

1

Театральная игра.

Игры-импровизации по сказке «Терем-теремок», «Репка», «Три медведя»

20

1

Культура и техника речи.

Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок.

21

1

Культура и техника речи.

Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок.

22

1

Театральная игра.

Импровизация игры по сказке «Морозко». Создание образов героев сказки.

23

1

Мы актёры. Работа над спектаклем «Морозко»

Просмотр сказки «Морозко». Обсуждение содержания и игры героев.

24

1

Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко»

Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям.

25

1

Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко»

Создание выгородки. Проигрывание отдельных эпизодов.

26

1

Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко»

Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики. Выразительность и подлинность поведения в сценических условиях.

27

1

Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко»

Создание декораций и костюмов. Проигрывание всего спектакля.

28

1

Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко». Проигрывание всего спектакля.

29

1

Культура и техника речи.

Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам.

30

1

Театральная игра

Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам.

31

1

Кукольный театр. Пальчиковый театр.

Знакомство с пальчиковыми куклами. Изготовление пальчиковых кукол к сказке «Волк и семеро козлят»

32

1

Кукольный театр. Пальчиковый театр.

Поочерёдное проигрывание по ролям сказки «Волк и семеро козлят» пальчиковыми куклами.

33

1

Кукольный театр. Пальчиковый театр.

Поочерёдное проигрывание по ролям сказки «Волк и семеро козлят» пальчиковыми куклами.

34

1

Культура и техника речи

Чтение докучных сказок. Нахождение ключевых слов и выделение их голосом.

35

1

Культура и техника речи

Чтение докучных сказок. Нахождение ключевых слов и выделение их голосом.

36

1

Основы театральной культуры

Из истории русского театра. Игра скоморохов.

37

1

Мы актеры.

Чтение сказки «Под грибом», обсуждение и выбор ролей.

38

1

Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом»

Заучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов.

39

1

Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом»

Создание выгородки. Репетиция всей сказки. Отработка ритмопластики.

40

1

Мы актёры.

Проигрывание всего спектакля сказки «Под грибом».

41

1

Основы театральной культуры.

Виды театрального искусства. Просмотр эпизодов оперы, балета и мюзикла.

42

1

Культура и техника речи.

Выразительное чтение стихотворений С. Маршака. Импровизированное прочтение по ролям с элементами инсценировки.

43

1

Культура и техника речи.

Выразительное чтение стихотворений С. Маршака. Импровизированное прочтение по ролям с элементами инсценировки.

44

1

Культура и техника речи.

Выразительное чтение стихотворений С. Маршака. Импровизированное прочтение по ролям с элементами инсценировки.

45

1

Культура и техника речи.

Выразительное чтение стихотворений С. Маршака. Импровизированное прочтение по ролям с элементами инсценировки.

46

1

Театральная игра

Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене по услышанному впервые тексту.

47

1

Театральная игра

Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене по услышанному впервые тексту.

48

1

Театральная игра

Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене по услышанному впервые тексту.

49

1

Театральная игра

Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене по услышанному впервые тексту.


Предполагаемые умения и навыки детей


Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.

Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

Умеют подбирать рифму к заданному слову.

Умеют составлять диалог между сказочными героями.

Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

Владеют навыками кукловождения.

Знают виды и особенности театрального искусства.

Знают театральную терминологию и культуру зрителя.

Умеют работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.




Список литературы


Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007 год

Джежелей О.В. Из детских книг. – Москва, 1995 год

Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – Москва, 1987 год

Библиотека словесника: русские народные загадки, пословицы и поговорки.-Москва, 1990 год

Базанов В.В. Техника и технология сцены. Москва, -1976 год

Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля. Москва, -1986 год

Былеева Л.В. Русские народные игры. – Москва, 1986 год

Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2003 год

Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2000 год

Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.- Москва, 2001 год

Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Москва, 2008г.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.