12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Двуличанская Анна Александровна54
Работаю учителем 32 года.
Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 города Каменск-Шахтинский













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности «Тропинками родного края»










Автор: Двуличанская Анна Александровна

учитель географии высшей

квалификационной категории














г. Каменск-Шахтинский

2022

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Тропинками родного края» разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с ФГОС.

Программа рассчитана на учащихся 6-7 классов.


Сроки реализации программы

Количество часов в год – 35

Количество часов в неделю – 1


Актуальность: в современном мире очень важно владеть навыками и умениями, которые помогают выжить человеку в природных условиях.

Средства массовой информации сообщают о том, что люди попадают в экстремальные ситуации в лесу и, оставшись один на один с природой, часто погибают. Знания, полученные обучающимися на занятиях внеурочной деятельности «Тропинками родного края», помогут выжить в природе.

Обоснование создания программы: в настоящее время подростки больше времени проводят за компьютером, ведут малоподвижный образ жизни и очень мало бывают на природе. Программа позволит привлечь ребят к занятию туризмом. В результате туристической деятельности школьники учатся жить в гармонии с природой малой родины.

Преодоление трудностей способствует воспитанию таких качеств, как выносливость, стойкость, мужество. Туризм учит трудолюбию, дисциплинированности, взаимопомощи, формирует экологическое сознание.

Цель программы: воспитание патриотизма и любви к малой родине, укрепление здоровья через туристскую деятельность.

Задачи:

учить основам топографии, умению читать топографическую карту;

учить ориентироваться на местности;

учить способам сооружения временного жилья;

формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности;

формировать умение оказывать первую медицинскую помощь;

прививать любовь к родному краю;

воспитывать бережное отношение к природе.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, освоение социальных норм, правил поведения;

физическое развитие организма, осознание целостности природы.



Метапредметные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;

формирование мыслительной и коммуникативной компетенций, умения ориентироваться в жизненных ситуациях и находить выход из затруднений;

умение вести наблюдение, измерять, анализировать, сохранять собственное здоровье, работать в группе.


Предметные

овладение навыками туристической техники;

овладение теорией сохранения жизни в городе и в природе, формирование умения различать ядовитые растения и грибы, опасных животных;

формирование умения оказывать первую простейшую медицинскую помощь и иметь представление о сохранении жизнедеятельности: обеспечении тепла, пищи, спокойствия.


Содержание курса

Топография (9 часов)

Теория: Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топографических знаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съемка местности.

Практика: измерение расстояний на карте и на местности. Определение высоты дерева, ширины реки. Построение профиля по топографической карте. Описание местности по топографической карте. Движение по азимуту. Ориентирование по местным предметам, рельефу.

Туристские узлы(4 часа)

Теория: Узлы и их применение в туризме.

Узлы: прямой, двойной проводник, восьмерка, удавка, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.

Практика: отработка навыков вязания узлов.

Выживание (4 часа)

Теория: Правила техники безопасности в природе. Первая медицинская помощь. Опасные животные. Ядовитые растения и грибы. Элементы выживания. Методы очистки воды. Создание фильтра. Способы добычи воды и огня.

Практика: работа с текстами, видео. Беседы по проблемам безопасной жизнедеятельности. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и порезах, ссадинах.

Изготовление фильтра для очистки воды. Определение съедобных и лекарственных диких растений. Перевязка ран, наложение шины и жгута. Проведение искусственного дыхания.

Туристическая техника(10 часов)

Практика: прохождение полосы препятствий. Установка палатки. Переправа «Маятник». Параллельная переправа. Переправа «Кочки», «Бревно». Навесная переправа.

Походы выходного дня (8 часов)

Практика: осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

Формы и виды деятельности

словесные (объяснение, беседа, словесные инструкции, пояснение);

наглядные (показ, образец способа действия);

практические (выполнение практических действий (ориентирование, вязка узлов, постановка палаток), преодоление маршрутов, игры и викторины).


Материально-техническое оснащение

Палатки, туристические коврики, спальные мешки, посуда, компасы, топографическая карта, веревки, рюкзаки, аптечка, страховочная система, фонарики налобные.


Тематическое планирование


п/п

Название модуля

Количество часов

1.

Топография

9

2.

Туристические узлы

4

3.

Выживание

4

4.

Туристическая техника

10

5.

Поход выходного дня

8


Итого:

35

















Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Количество часов

План

Факт





Измерение расстояний на местности.


1



Движение по азимуту.


2



Определение высоты дерева.


1



Определение ширины реки.


1



Установка палатки.


2



Переправа «Маятник».


1



Ориентирование по топографической карте.


1



Определение расстояний и направлений по карте.


1



Описание местности по топографической карте.


1



Построение профиля по топографической карте.


1



Отработка навыков вязания узлов.


1



Отработка навыков вязания узлов.


1



Отработка навыков вязания узлов.


1



Отработка навыков вязания узлов.


1



Методы очистки воды. Создание фильтра.


1



Правила безопасного поведения в походе.


1



Первая медицинская помощь.


2



Параллельная переправа.


1



Переправа «Кочки», «Бревно».


2



Навесная переправа.


2



Прохождение полосы препятствий.


2



Поход выходного дня.


8






Литература

Бардин К.В. Азбука туризма. М.: Просвещение, 1981

Кириллова В.И. Туризм. М.: Просвещение, 1989



6


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.