Программа внеурочной деятельности «Тропинками родного края» (6–7 класс)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 города Каменск-Шахтинский
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Тропинками родного края»
Автор: Двуличанская Анна Александровна
учитель географии высшей
квалификационной категории
г. Каменск-Шахтинский
2022
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Тропинками родного края» разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с ФГОС.
Программа рассчитана на учащихся 6-7 классов.
Сроки реализации программы
Количество часов в год – 35
Количество часов в неделю – 1
Актуальность: в современном мире очень важно владеть навыками и умениями, которые помогают выжить человеку в природных условиях.
Средства массовой информации сообщают о том, что люди попадают в экстремальные ситуации в лесу и, оставшись один на один с природой, часто погибают. Знания, полученные обучающимися на занятиях внеурочной деятельности «Тропинками родного края», помогут выжить в природе.
Обоснование создания программы: в настоящее время подростки больше времени проводят за компьютером, ведут малоподвижный образ жизни и очень мало бывают на природе. Программа позволит привлечь ребят к занятию туризмом. В результате туристической деятельности школьники учатся жить в гармонии с природой малой родины.
Преодоление трудностей способствует воспитанию таких качеств, как выносливость, стойкость, мужество. Туризм учит трудолюбию, дисциплинированности, взаимопомощи, формирует экологическое сознание.
Цель программы: воспитание патриотизма и любви к малой родине, укрепление здоровья через туристскую деятельность.
Задачи:
учить основам топографии, умению читать топографическую карту;
учить ориентироваться на местности;
учить способам сооружения временного жилья;
формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности;
формировать умение оказывать первую медицинскую помощь;
прививать любовь к родному краю;
воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, освоение социальных норм, правил поведения;
физическое развитие организма, осознание целостности природы.
Метапредметные
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
формирование мыслительной и коммуникативной компетенций, умения ориентироваться в жизненных ситуациях и находить выход из затруднений;
умение вести наблюдение, измерять, анализировать, сохранять собственное здоровье, работать в группе.
Предметные
овладение навыками туристической техники;
овладение теорией сохранения жизни в городе и в природе, формирование умения различать ядовитые растения и грибы, опасных животных;
формирование умения оказывать первую простейшую медицинскую помощь и иметь представление о сохранении жизнедеятельности: обеспечении тепла, пищи, спокойствия.
Содержание курса
Топография (9 часов)
Теория: Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топографических знаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съемка местности.
Практика: измерение расстояний на карте и на местности. Определение высоты дерева, ширины реки. Построение профиля по топографической карте. Описание местности по топографической карте. Движение по азимуту. Ориентирование по местным предметам, рельефу.
Туристские узлы(4 часа)
Теория: Узлы и их применение в туризме.
Узлы: прямой, двойной проводник, восьмерка, удавка, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.
Практика: отработка навыков вязания узлов.
Выживание (4 часа)
Теория: Правила техники безопасности в природе. Первая медицинская помощь. Опасные животные. Ядовитые растения и грибы. Элементы выживания. Методы очистки воды. Создание фильтра. Способы добычи воды и огня.
Практика: работа с текстами, видео. Беседы по проблемам безопасной жизнедеятельности. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и порезах, ссадинах.
Изготовление фильтра для очистки воды. Определение съедобных и лекарственных диких растений. Перевязка ран, наложение шины и жгута. Проведение искусственного дыхания.
Туристическая техника(10 часов)
Практика: прохождение полосы препятствий. Установка палатки. Переправа «Маятник». Параллельная переправа. Переправа «Кочки», «Бревно». Навесная переправа.
Походы выходного дня (8 часов)
Практика: осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.
Формы и виды деятельности
словесные (объяснение, беседа, словесные инструкции, пояснение);
наглядные (показ, образец способа действия);
практические (выполнение практических действий (ориентирование, вязка узлов, постановка палаток), преодоление маршрутов, игры и викторины).
Материально-техническое оснащение
Палатки, туристические коврики, спальные мешки, посуда, компасы, топографическая карта, веревки, рюкзаки, аптечка, страховочная система, фонарики налобные.
Тематическое планирование
№ п/п | Название модуля | Количество часов |
1. | Топография | 9 |
2. | Туристические узлы | 4 |
3. | Выживание | 4 |
4. | Туристическая техника | 10 |
5. | Поход выходного дня | 8 |
| Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема | Количество часов | |
План | Факт | ||
| | ||
| | Измерение расстояний на местности. | 1 |
| | Движение по азимуту. | 2 |
| | Определение высоты дерева. | 1 |
| | Определение ширины реки. | 1 |
| | Установка палатки. | 2 |
| | Переправа «Маятник». | 1 |
| | Ориентирование по топографической карте. | 1 |
| | Определение расстояний и направлений по карте. | 1 |
| | Описание местности по топографической карте. | 1 |
| | Построение профиля по топографической карте. | 1 |
| | Отработка навыков вязания узлов. | 1 |
| | Отработка навыков вязания узлов. | 1 |
| | Отработка навыков вязания узлов. | 1 |
| | Отработка навыков вязания узлов. | 1 |
| | Методы очистки воды. Создание фильтра. | 1 |
| | Правила безопасного поведения в походе. | 1 |
| | Первая медицинская помощь. | 2 |
| | Параллельная переправа. | 1 |
| | Переправа «Кочки», «Бревно». | 2 |
| | Навесная переправа. | 2 |
| | Прохождение полосы препятствий. | 2 |
| | Поход выходного дня. | 8 |
Литература
Бардин К.В. Азбука туризма. М.: Просвещение, 1981
Кириллова В.И. Туризм. М.: Просвещение, 1989
6