Программа внеурочной деятельности "Удивительный мир книг"
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир книг» предназначена для работы с детьми 1-4 классов; способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели программы:
— создание на практике условий для развития читательских умений и
интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся
начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность курса внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Ценностные ориентиры содержания курса
Содержание программы «Удивительный мир книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Методика обучения работе с книгой базируется на научных положениях теории формирования правильной читательской деятельности профессора Н. Н. Светловской. Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное участие детей в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Формы организации занятий:
литературные игры,
конкурсы,
библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг,
проекты,
спектакли.
Программа рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 32 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Результатом реализации данной учебной программы является формирование младшего школьника как сознательного читателя.
Формы представления результатов: участие в литературных конкурсах, школьных спектаклях, проектные и исследовательские работы, портфолио достижений.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
— осознание значимости чтения для личного развития;
— формирование потребности в систематическом чтении.
Предметные умения:
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнениеи аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формироватьсвою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке.
Содержание программы 1 класс (32 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во час | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Здравствуй, книга | 2 | Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация(определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам. Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. | Игровая деятельность. Работа в группах. Чтение-рассматривание. |
2 | Книги о Родине и родной природе | 2 | Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой. | Рассматривание, чтение, слушание. |
3 | Писатели детям | 3 | Книги детских писателей-классиков Детские книги с рассказами современных писателей. Выставка книг детских писателей. Художники-иллюстраторы детских книг. | Слушание и рассматривание книги. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги. |
4 | Народная мудрость. Книги-сборники | 2 | Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). | Игровая деятельность. Творческая работа «Сочини загадку». |
5 | По страницам книг В. Сутеева | 3 | Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структуракниги-сборника.В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Библиографическая справка (информация) об авторе в структурекниги-сборника. | Игровая деятельность. Самостоятельная поисковая работа в группах. |
6 | Сказки народов мира | 3 | Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Домики-сказки. | Конкурс, инсценирование. Коллективная проектная деятельность. |
7 | Книги русских писателей-сказочников | 3 | Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | Слушание.Инсценирование отдельных историй. Творческая работа (работа в группах). |
8 | Детские писатели | 3 | Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов. | Самостоятельная поисковая работа в группах. |
9 | Сказки зарубежных писателей | 3 | Книги сказок Ш. Перро. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. | Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование. |
10 | Книги-сборники стихотворений для детей | 2 | Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова. | Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игровая деятельность.Конкурсы. |
11 | Дети — герои книг | 3 | Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушкаи братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка». Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский«Денискины рассказы»). Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков«Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). | Конкурсы. Игровая деятельность. |
12 | Книги о животных | 3 | Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»:. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. | Слушание, рассматривание(работа в группах). Творческая работа. |
| Итого | 32 | | |
Планируемые результаты освоения курса 1 класса
Ученик получит возможность научиться:
— находить книгу в открытом библиотечном фонде;
— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
— пользоваться аппаратом книги;
— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Тематическое планирование 1 класс
№ | Тема занятия | Формы внеурочной деятельности | Дата по плану | Дата фактич. |
Здравствуй, книга (2 ч.) | | | ||
1 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Работа в группах. Чтение-рассматривание детских книг. | 5.09 | |
2 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 12.09 | | |
Книги о Родине и родной природе (2 ч.) | ||||
3 | Книги о Родине и природе. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | Рассматривание, чтение, слушание. Экскурсия. | 19.09 | |
4 | Книги о Родине и природе. | 26.09 | | |
Писатели детям (3 ч.) | ||||
5 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | Слушание и рассматривание книги. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги. | 3.10 | |
6 | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 10.10 | | |
7 | Книги современных писателей о детях. | 17.10 | | |
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч.) | ||||
8 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Загадай загадку», «Отгадай загадку». | 24.10 | |
9 | Загадки о животных. | 31.10 | | |
По страницам книг В. Сутеева 3 ч. | ||||
10 | По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). | Слушание и рассматривание книги. Самостоятельная поисковая работа в группах. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». | 14.11 | |
11 | В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | 21.11 | | |
12 | Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | 28.11 | | |
Сказки народов мира 3 ч | ||||
13 | Народные сказки (цепочки). | Конкурс «Герои народных сказок». Инсценирование знакомых сказок. Коллективная проектная деятельность. | 5.12 | |
14 | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | 12.12 | | |
15 | Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | 19.12 | | |
Книги русских писателей-сказочников 3 ч. | ||||
16 | Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | Слушание историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах). | 26.12 | |
17 | А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | 16.01 | | |
18 | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. | 23.01 | | |
Детские писатели 3 ч. | ||||
19 | Книги С. Маршака. | Слушание и рассматривание книг. Самостоятельная поисковая работа в группах. | 30.01 | |
20 | Книги-сборники произведений К. Чуковского. | 13.02 | | |
21 | Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | 20.02 | | |
Сказки зарубежных писателей 3 ч. | ||||
22 | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги. | 27.02 | |
23 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 6.03 | | |
24 | В гостях у сказки. | 13.03 | | |
Книги-сборники стихотворений для детей 2 ч. | ||||
25 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови». | 20.03 | |
26 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 3.04 | | |
Дети — герои книг 3 ч. | ||||
27 | Дети — герои сказок. | Парад героев сказок Игра «Диалоги героев». | 10.04 | |
28 | Дети — герои книг детских писателей. | 17.04 | | |
29 | Литературная игра «Вопросы и ответы». | 24.04 | | |
Книги о животных 3 ч. | ||||
30 | Книги В. Бианки, Г.Скребицкого. | Слушание, рассматривание (работа в группах). Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». | 8.05 | |
31 | Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 15.05 | | |
32 | Выставка «По страницам любимых книг» | 22.05 | |
Содержание программы 2 класс (34 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Книга, здравствуй | 3 | Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. | Конкурс. Оформление рукописной книги. Самостоятельное чтение выбранной книги. |
2 | Книгочей — любитель чтения | 2 | Библиотека. Библиотечный формуляр.Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. | Викторина. Игровая деятельность. |
3 | Книги о твоих ровесниках | 4 | Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники». Живой журнал «Парад героев-сверстников». | Библиотечный урок Чтение и рассматривание книг. Конкурс-кроссворд.Работа в группах: инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях). |
4 | Крупицы народной мудрости. Книги-сборники | 4 | Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Загадки. Темы загадок. Скороговорки. | Игра-путешествие. Конкурс. Игровая деятельность. Проект (работа в группах). |
5 | Писатели-сказочники | 4 | Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. | Чтение выбранной книги. Викторина. Творческая работа (проектная деятельность). |
6 | Книги о детях | 4 | Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак,С. Михалков, А. Барто). | Чтение и рассматривание книг. |
7 | Старые добрые сказки | 4 | Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). | Поисковая работа: народные сказки на страницах детских журналов. |
8 | Книги о тех, кто подарил нам жизнь | 3 | Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. | Литературная игра. Мини-проекты (работа в группах) |
9 | Защитникам Отечества посвящается | 3 | Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. А. Гайдар «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове» | Библиотечный урок. Чтение, рассматривание книг. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. |
10 | По страницам любимых книг | 2 | Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. | Библиотечный урок. Проектная деятельность. Коллективная творческая работа. |
11 | Резерв | 1 | | |
| Итого | 34 | | |
Планируемые результаты освоения курса 2 класса
Ученик получит возможность научиться:
— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
— заполнять каталожную карточку;
— систематизировать книги по авторской принадлежности;
— составлять список прочитанных книг;
— выделять особенности учебной книги;
— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема занятия | Формы внеурочной деятельности | Дата по плану | Дата фактич. |
Книга, здравствуй (3 ч.) | ||||
1 | Роль книги в жизни человека. | Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Самостоятельное чтение выбранной книги. | | |
2 | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | | | |
3 | Структура книги (элементы книги). | | | |
Книгочей — любитель чтения (2 ч.) | ||||
4 | Экскурсия в муниципальную библиотеку. | Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь». | | |
5 | Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог.Каталожная карточка. | | | |
Книги о твоих ровесниках (4 ч.) | ||||
6 | Выставка книг о детях. Структура книги. Книги В. Осеевой. Книга-сборник. | Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Чтение и рассматривание книг. Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Работа в группах:инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях). | | |
7 | Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | | | |
8 | Книги Н. Носова. Типы книг. | | | |
9 | Книги В. Драгунского. Аппарат книги. Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат). | | | |
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч.) | ||||
10 | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | Путешествие по тропинкам фольклора. Игра «Отгадай загадку». Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). | | |
11 | Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | | | |
12 | Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | | | |
13 | Скороговорки и чистоговорки. | | | |
Писатели-сказочники (4 ч.) | ||||
14 | Книги с литературными (авторскими) сказками. | Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность). | | |
15 | Писатели-сказочники. | | | |
16 | Герои сказок. Викторина «По страницам сказок Х.К.Андерсена». | | | |
17 | Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок». | | | |
Книги о детях (4 ч.) | ||||
18 | Книги о детях. Выставка книг.Герои книг В. Осеевой. | Чтение и рассматривание книг. | | |
19 | Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | | | |
20 | Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. | | | |
21 | Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | | | |
Старые добрые сказки (4 ч.) | ||||
22 | Книги-сборники сказок народов мира. | Чтение и рассматривание книг. Поисковая работа: народные сказки на страницах детских журналов. | | |
23 | Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | | | |
24 | Народные сказки на страницах детских журналов. | | | |
25 | Народные сказки на страницах детских журналов. | | | |
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч.) | ||||
26 | Книги о семье. | Литературная игра «По страницам прочитанных книг»: чтение произведений о семье по книге или наизусть. Мини-проекты (работа в группах): «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». | | |
27 | Пословицы о семье. Стихотворения о семье. | | | |
28 | Мини-проекты (работа в группах): «Рукописная книга «Семья» | | | |
Защитникам Отечества посвящается (3 ч.) | ||||
29 | Книги о защитникахОтечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Чтение, рассматривание книг. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. | | |
30 | А. Гайдар «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | | | |
31 | Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | | | |
По страницам любимых книг (2 ч.) | ||||
32 | Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | Библиотечный урок. Проектная деятельность: презентация любимых книг. Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. | | |
33 | Игра-путешествие «Волшебная страна Читалия» | | | |
34 | Резерв | | | |
| | | | |
3 класс (34 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | История книги. Библиотеки | 4 | Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Библия. Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. | Игровая деятельность. Самостоятельный выбор книги. |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 3 | Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». | Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд. |
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3 | Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. | Конкурс чтецов. Инсценирование. |
4 | Книги о родной природе | 3 | Сборники стихотворений о родной природе. Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление). | Слушание, обмен мнениями. Проект (Рукописная книга) |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 | Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». | Составление таблицы жанров (работа в группах). Проектная деятельность. |
6 | Животные — герои детской литературы | 4 | Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника. А. Брем «Жизнь животных». Художники-оформители книг о животных. | Библиотечный урок. Реклама книги. |
7 | Дети — герои книг | 3 | Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». | Игровая деятельность. Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект. |
8 | Книги зарубежных писателей | 2 | Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди). Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей. Библиографические справочники. Переводчики книг. | Сбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). |
9 | Книги о детях войны | 3 | Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Аппарат книги,иллюстрации и оформление.Аннотация. Каталожная карточка. Книга В. Железникова «Девушка в военном». | Чтение,обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Творческая работа. |
10 | Газеты и журналы для детей | 3 | Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». | Создание классной газеты или журнала (работа в группах). |
11 | «Книги, книги, книги…» | 2 | Книги, их типы и виды. Справочная литература. Энциклопедии для детей. Библиографические справочники. | Практическая работа в библиотеке. Игровая деятельность. |
12 | Резерв | 1 | | |
| Итого | 34 | | |
Планируемые результаты освоения курса 3 класса
Ученик получит возможность научиться:
— работать с книгой-сборником басен;
— сравнивать басни по структуре и сюжету;
— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— составлять таблицу жанров произведений писателя;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
Тематическое планирование 3 класс
№ | Тема занятия | Формы внеурочной деятельности | Дата по плану | Дата фактич. |
История книги. Библиотеки (4 ч.) | ||||
1 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | Игра «Обслужи одноклассников». Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге. | | |
2 | Первые книги. Библия. Детская библия. | | | |
3 | Летописи. Рукописные книги. | | | |
4 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | | | |
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч.) | ||||
5 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» | Сравнение сказок с загадками. Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | | |
6 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | | | |
7 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | | | |
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч.) | ||||
8 | История басни. Аппарат книги-сборника. | Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах). | | |
9 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. Герои басен. | | | |
10 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.Инсценирование басен. | | | |
Книги о родной природе (3 ч.) | ||||
11 | Родные поэты. | Слушание стихотворений, обмен мнениями. Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. | | |
12 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова,А. Фета, Н.Некрасова. | | | |
13 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | | | |
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч.) | ||||
14 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». | | |
15 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | | | |
16 | Толстой — сказочник и обработчик русских на- родных сказок. | | | |
Животные — герои детской литературы (4 ч.) | ||||
17 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | Отзыв о прочитанной книге. Библиотечный урок. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов). | | |
18 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | | | |
19 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | | | |
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | | | |
Дети — герои книг (3 ч.) | ||||
21 | Дети — герои книг. Типы книг. | Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект «Расскажи о любимом писателе». | | |
22 | Книги-сборники произведений о детях. | | | |
23 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках». | | | |
Книги зарубежных писателей (2 ч.) | ||||
24 | Книги зарубежных писателей. | Сбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). | | |
25 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | | | |
Книги о детях войны (3 ч.) | ||||
26 | Книги о детях войны. Л.Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти». | | |
27 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | | | |
28 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» | | | |
Газеты и журналы для детей (3 ч.) | ||||
29 | Библиотечный урок: детская периодика. | Самостоятельная работа с книгой в читальном зале. Создание классной газеты или журнала (работа в группах). | | |
30 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» | | | |
31 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | | | |
«Книги, книги, книги…» (2 ч.) | ||||
32 | Создание классной газеты «Книгочей». | Практическая работа в библиотеке. Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Игра «Что узнали о книгах?». | | |
33 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | | | |
34 | Резерв | | | |
4 класс (34 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
| Страницы старины седой | 4 | Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре»в стихотворной форме и прозаической форме. История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». | Библиотечный урок – экскурсия. |
| Крупицы народной мудрости | 4 | Сборники произведений фольклора. Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». | Сбор информации о героях России и оформление собранных материалов. Проект «Русь великая в пословицах и поговорках», оформление рукописной книги. |
| Мифы народов мира | 2 | Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». | Работа с системным каталогом. Конкурс-кроссворд. |
| Русские писатели-сказочники | 3 | Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Библиографические справочники. | Час читателя. Поисковая деятельность. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность). |
| «Книги, книги, книги…» | 4 | Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.Правила пользования библиотекой. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам. Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника. Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов». | Библиотечный урок. Экскурсия в детскую библиотеку, работа в группах (проект). |
| Книги о детях и для детей | 3 | Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Фантастика и приключения. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва,А. Волкова. | Поиск книг по каталогу, составление списка. Конкурс-кроссворд. |
| Словари, справочники, энциклопедии | 3 | «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». | Игровая деятельность. Конкурсы, составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках. |
| Родные поэты | 3 | Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Стихи о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. | Чтение и слушание стихотворений. Конкурс чтецов |
| Писатели о писателях. Очерки и воспоминания | 4 | Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов». Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове». | Чтение, выбор информации, Творческая работа: очерк. |
| Мир книг | 3 | Типы и виды книг. Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона». Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита». Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы. | Поисковая работа в библиотеке. Игровая деятельность. |
| Резерв | 1 | | |
| Итого | 34 | | |
Планируемые результаты освоения курса 4 класса
Ученик получит возможность научиться:
— составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
— различать виды и типы книг;
— писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
— знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
— пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
— писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
— пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
— составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
— задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
—выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;
— собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
— работать с детскими газетами и журналами.
Тематическое планирование 4 класс
№ | Тема занятия | Формы внеурочной деятельности | Дата по плану | Дата фактич. |
Страницы старины седой (4 ч.) | ||||
1 | Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники. | Библиотечный урок – экскурсия. Чтение и рассматривание книг. | | |
2 | Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси. | | | |
3 | Библия. Библейские предания. | | | |
4 | Творческая работа: история книги. | | | |
Крупицы народной мудрости (4ч.) | ||||
5 | Героические песни о гер6оях России. Песня-слава. | Сбор информации о героях России и оформление собранных материалов. Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги Русь великая в пословицах и поговорках». | | |
6 | Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. | | | |
7 | Русь великая в произведениях фольклора. | | | |
8 | День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России. | | | |
Мифы народов мира (2 ч.) | ||||
9 | Мифы народов мира. Книги-сборники. | Работа с системным каталогом. Конкурс-кроссворд «Мифологические герои». | | |
10 | Мифологические герои. | | | |
Русские писатели-сказочники (3 ч.) | ||||
11 | Мир сказок: сказки народные и авторские. | Час читателя. Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность). | | |
12 | Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок». | | | |
13 | Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. | | | |
«Книги, книги, книги…» (4ч.) | ||||
14 | Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники. | Библиотечный урок. Экскурсия в детскую библиотеку(работа в группах). Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, | | |
15 | Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги. | | | |
16 | Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку. Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги. | | | |
17 | Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы». | | | |
Книги о детях и для детей (3 ч.) | ||||
18 | Дети — герои книг писателей XIX века. | Поиск книг по каталогу, составление списка. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты». | | |
19 | Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др. | | | |
20 | Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков. | | | |
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч.) | ||||
21 | «Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». | Игра-конкурс «Объясни слово». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках. | | |
22 | Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. | | | |
23 | Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой. | | | |
Родные поэты (3 ч.) | ||||
24 | Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги. | Чтение и слушание стихотворений. Конкурс чтецов «Стихи о Родине». | | |
25 | Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др. | | | |
26 | Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе». | | | |
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4ч.) | ||||
27 | Очерки и воспоминания. Писатели о писателях. С.Михалков «Слово о Крылове» | Чтение, выбор информации, определение жанра и темы. Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге. | | |
28 | К. Чуковский «Николай Алексеевич Некрасов». | | | |
29 | Встреча с корреспондентом местной газеты. | | | |
30 | Творческая работа: очерк о своей школе, о своём селе или о любимой книге. | | | |
Мир книг (3 ч.) | ||||
31 | Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона». | Поисковая работа в библиотеке. Литературная игра «Тайны учебной книги». | | |
32 | Детские газеты и журналы. | | | |
33 | Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации. | | | |
34 | Резерв | | | |
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1999
Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, А. И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М.: АСТ, Астрель, 2005.
Рекомендуемые пособия для учащихся:
Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 1, 2, 3,4 класс. –Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007 и послед.
Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, А. И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011