Программа внеурочной деятельности УЛОВ (в рамках проекта Модульной школы)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Красноярского края
Муниципальный отдел образования администрации Березовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя школа № 1 им. Е.К. Зырянова»
РАССМОТРЕНО общественных дисциплин ___________(_______________) | СОГЛАСОВАНО "____" ______ 202___ г. | УТВЕРЖДАЮ им. Е.К. Зырянова |
РАССМОТРЕНО общественных дисциплин ___________(_______________) | СОГЛАСОВАНО "____" ______ 202___ г. | УТВЕРЖДАЮ им. Е.К. Зырянова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«УЛОВ»
(в рамках проекта Модульной школы)
8-9 классы
Составитель:
Мандрик Н.Ф.,
учитель химии
пгт. Березовка
2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учебная лаборатория около врачей» (УЛОВ) в рамках проекта Модульной школы разработана в соответствии с программами внеурочной деятельности.
Программа «УЛОВ» имеет естественнонаучную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников.
Проект УЛОВ (Учебная лаборатория около врачей) направлен на обучающихся общеобразовательных учреждений 8-11 классов (14 – 18 лет ) Красноярского края.
В 2022-2023 учебном году в проекте приняли участие более 130 команд, общее количество участников более 800, в более чем 40 населенных пунктах Красноярского края. Проект получил очень высокую оценку как самих школьников, так и их родителей, и учителей.
Актуальность программы. Отличительные особенности программы, новизна.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что Программа «Модульная школа» поможет учащимся внедрить в свою жизнь привычки здорового поведения. Учащиеся научатся правильно питаться, заботиться о своем здоровье, будут на чеку и не дадут себя в обиду опасным заболеваниям. Кроме того, они освоят навыки оказания первой помощи пострадавшим и смогут передать знания ученикам младших классов. Отличительной особенностью программы является то, что обучение проходит по модулям. На каждом этапе применяются свои методы и приемы изучения программы. Модульная система помогает пройти обучение в комфортном темпе, усваивать материал, опираясь на свои возможности.
Реализация программы осуществляется совместно с Красноярским региональным отделением Всероссийского общественного движения добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики», организованным местным краевым отделением общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» совместно с РДДМ «Движение Первых»
Успешное освоение программы даёт возможность на втором году обучения принять участие в Региональном чемпионате по оказанию первой помощи.
Особенности организации обучения и режим занятий
Темы обучения в УЛОВ сгруппированы в три модуля, обучение по которым проходит очно – дистанционно.
Программа «Модульная школа» состоит из 3 модулей и заданий различного типа. Чтобы пройти программу и получить аттестат, учащимся предлагается последовательно выполнить задания каждого модуля.
В материалах раздела учащиеся получают инструкции к прохождению каждого типа заданий.
Во время обучения они получают задания следующих типов:
Интерактивная видео-лекция;
Тест по заданной теме;
Очное занятие;
Задание с фото-отчетом.
Чаще всего, задания оцениваются автоматически.
Инструкции по выполнению заданий:
Как выполнить задание «Интерактивная видео-лекция»
Чтобы выполнить задание типа «Интерактивная видео-лекция», необходимо внимательно посмотреть лекцию, отвечая на всплывающие вопросы. В конце лекции «Отправить ответы».
Как выполнить задание типа «Тест по заданной теме»
Ответьте на два вопроса и сможете перейти к следующей теме.
Вопросы по прохождению заданий программы «Модульная школа»
Основы здорового поведения — первый модуль программы. Здесь учащиеся знакомятся с 5 темами, изучив которые, они смогут внедрить привычки здорового поведения в повседневную жизнь, стать энергичнее и сохранить здоровье на долгое время!
Обучение темам 1-го и 3-го модулей проходит дистанционно по видео лекциям, подготовленным профильными медиками с акцентом на целевую аудиторию проекта, т.е. изложены понятным языком, с учетом современных запросов молодежи. Видео лекции размещаются на платформе для онлайн обучения, позволяющей геймифицировать процесс обучения, что соответствует запросам современного молодого человека, и немонитарно стимулировать членов отрядов-участников. Завершив обучение по видео лекциям, отряды-участники переходят к второму этапу обучения – по принципу «равный обучает равного».
После прохождения обучения каждого модуля члены отряда должны провести уроки для младшей школы. Каждый урок представляет из себя интерактивное занятие в игровой форме. Количество слушателей младших классов или присутствующих на уроке не превышает один класс.
В качестве методических материалов отрядам-участникам предоставлена презентация, также разработанная медиками совместно с педагогами, доступная для понимания человеком, не имеющим профильного образования. Кроме того, для проведения занятий отряды-участники получают наборы сувенирной продукции для поощрения самых активных слушателей младших классов. Критерии выбора активных школьников отряды-участники определяют самостоятельно. Формат урока подразумевает очное участие слушателей младших классов.
Мероприятия проекта предусматривают проведение творческих заданий в социальных сетях для отрядов-участников, по которым будет оцениваться их активность.
Для 2-го модуля предусмотрено очное обучение. На базе местных отделений и штабов КРО ВОД «Волонтеры-медики» в городах края организованы занятия с инструктором. Продолжительность занятия 5 часов. Через каждые 45 мин. предусмотрен короткий перерыв и один перерыв не менее 20 мин. Для проведения очных занятий используются манекены, для отработки тем 2 модуля.
В рамках 3-го модуля, также путем дистанционного обучения, члены отрядов ведут подготовку по темам: профилактика ВИЧ, онкологии, антибиотиках/противовирусных и другим темам, снова ведут занятия в младших классах по адаптированной для возраста презентации, также разработанной медиками совместно с педагогами
Режим занятия не регламентирован. Обучение проходит на онлайн – площадке, что делает обучение доступным, с любого устройства: ноутбук, планшет, смартфон. Каждый участник программы проходит обучение своим темпом, в своём удобном режиме, но строго в ограниченные сроки каждого модуля.
Успешность прохождения обучения определяется по результатам тестирования после изучения каждой темы;
обучение каждому модулю проходит поочередно – для перехода ко 2-му модулю, необходимо пройти успешное обучение темам 1-го модуля, соответственно доступ участников проекта к 3-му модулю, открывается после полного усвоения тем 2-го модуля; при этом учитываются не только личный результат каждого участника, важно проходить все этапы командой.
Для общения и обсуждения рабочих вопросов создаётся Телеграм-канал, куда будет публиковаться вся информация и где регистрируются все участники проекта.
Целью модульной школы является информирование и обучение навыкам, необходимым для сохранения здоровья человека. За время обучения участники познакомятся с основными темами по сохранению здоровья, приобретут навыки оказания неотложной помощи.
В 2022 г. команда нашей школы «Сердце отдаю людям» была пионером Модульной школы. В 2023 году с сентября к данному проекту присоединилась вторая команда нашей школы «Витаминка» в составе других 190 команд из разных городов и районов Красноярского края. Члены команды «Витаминка» стали участниками Регионального чемпионата по оказанию Первой помощи. В настоящее время в рамках данной программы еще организованы два отряда «Импульс» и Милосердие».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММы
Содержание первого года обучения:
Введение. Регистрация на платформе Телеграмм-канал по ссылке https://okolovrachei.ru
Модуль 1 «Основы здорового поведения»
Обучение по пяти основным темам сохранения здоровья, рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения: здоровое питание, здоровый и глубокий сон, нормы физической активности, правильный питьевой режим, гигиена полости рта (дистанционно/очно);
После изучения каждой темы – прохождение онлайн тестов. Итоговый тест по завершению модуля. Проведение мастер – классов для младших школьников.
Модуль 2 «Оказание первой помощи»
Обучение навыкам оказания первой помощи (очно); Занятия с инструкторами – профессионалами по темам: принципы оказания первой помощи; безопасное положение; первая помощь при обмороке; вызов СМП; эпилепсия; инородное тело в дыхательных путях; кровотечения; травмы переломы, ожоги, отморожения, электротравма; инсульт.
Итоговый тест по завершению модуля. Проведение мастер – классов для младших школьников.
Модуль 3 «РRО – медицинские темы»
Обучение важным темам для сохранения здоровья: вирусные и бактериальные инфекции; эндокринные заболевания; сердчно – сосудистые заболевания; онкология; профилактика ВИЧ (дистанционно/очно);
После изучения каждой темы – прохождение онлайн тестов. Итоговый тест по завершению модуля. Проведение мастер – классов для младших школьников
При успешном прохождении обучения первого года возможно содержание второго года обучения.
Повторение всех модулей первого года обучения, подготовка к участию в Региональном чемпионате по оказанию первой помощи. Решение ситуационных задач. Знакомство с инструкцией по регистрации на Чемпионат, регистрация на сайте.
Участие в Региональном чемпионате по оказанию первой помощи - выездной трёхдневный чемпионат в г.Красноярске. (очное участие)
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - информирование и обучение навыкам, необходимым для сохранения здоровья человека. Приобретение навыков распознавания неотложных состояний и умений оказывать первую доврачебную помощь.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий;
освоение приемов действий в ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
вести здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
узнавать основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
выявлять факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
находить вредные привычки и способы их профилактики;
оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
оказывать первую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
правилам личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдать меры пожарной безопасности в быту и на природе;
здоровому образу жизни;
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Умение работать на онлайн- площадке.
Возрастные ограничения от 13-18 лет
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально – техническое обеспечение
Возможные технические средства обучения:
- интерактивная доска;-
-мультимедийный проектор;-
- экспозиционный экран;
-персональный компьютер для учителя (ноутбук);
- фото-и видео камера (планшет, мобильный телефон).
Наглядные пособия:-
- скелет человека;
- торс человека;
- тренажёр «Гоша», для отработки тем второго модуля;
- челюсти с зубами млекопитающих животных;
- муляжи овощей и фруктов;
- наборы лабораторной посуды и лабораторного оборудования
- напольные весы;
- таблицы, плакаты по нормам питания;
Сувенирная продукция предоставляется Российским красным крестом, волонтёрами – медиками для поощрения самих участников и младших школьников, для которых участники программы проводят мастер – классы.
Информационное обеспечение
Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные компьютерные программы, основное обучение проходит на онлайн-площадке https://okolovrachei.ru/
Кадровое обеспечение.
Для реализации программы привлекается педагог МБОУ БСШ № 1 им. Е.К.Зырянова. Онлайн - видеолекции ведут высококвалифицированные врачи Краевой клинической больницы. Очные мастер – классы по обучению навыкам оказания первой помощи проводят волонтёры – медики Российского красного креста.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем программы | Количество часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | Теория | Практика | ||||
1. | Введение. Регистрация команд | 1 | 1 | |||
2. | Модуль 1 «Основы здорового поведения» | 10 | 5 | 5 | инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего к отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti |
3. | Модуль 2 «Оказание первой помощи» | 10 | 5 | 5 | реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: слушание и анализ выступлений своих товарищей | |
4. | Модуль 3 «РRО – медицинские темы» | 13 | 8 | 5 | применять на занятии интерактивные формы работы с обучающимися: групповая работа или работа в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | ||||
Всего | Теория | Практика | План | Факт | |||
1. | Введение. Регистрация команд «Милосердие» и «Импульс» Приветственное слово руководителя проекта УЛОВ Алены Мироновой | 1 | 1 | 1 неделя | |||
Модуль 1. «Основы здорового поведения»: (дистанционно/очно) | 10 | 5 | 5 | 2-11 недели | |||
2. | Здоровое питание | 1 | 1 | 2 неделя | |||
3. | Здоровый и глубокий сон | 1 | 1 | 3 неделя | |||
4. | Нормы физической активности, | 1 | 1 | 4 неделя | |||
5. | Правильный питьевой режим, | 1 | 1 | 5 неделя | |||
6. | Гигиена полости рта | 1 | 1 | 6 неделя | |||
7. | Прохождение онлайн-тестов | 2 | 2 | 7,8 недели | |||
8. | Мастер – класс в начальной школе | 3 | 3 | 9,10,11 недели | |||
Модуль 2 «Оказание первой помощи» | 10 | 5 | 5 | 12-21 недели | |||
9. | Обучение навыкам оказания первой помощи (очно). Занятия с инструкторами – профессионалами по темам: | 5 | 5 | 12-16 недели | |||
принципы оказания первой помощи; | 0,5 | 0,5 | 12 неделя | ||||
безопасное положение; | 0,5 | 0,5 | 12 неделя | ||||
первая помощь при обмороке; | 0,5 | 0,5 | 13 неделя | ||||
вызов СМП; | 0,5 | 0,5 | 13 неделя | ||||
эпилепсия; | 0,5 | 0,5 | 14 неделя | ||||
инородное тело в дыхательных путях; | 0,5 | 0,5 | 14 неделя | ||||
кровотечения; | 0,5 | 0,5 | 15 неделя | ||||
травмы переломы; | 0.5 | 0,5 | 15 неделя | ||||
ожоги, отморожения, электротравма; | 0,5 | 0,5 | 16 неделя | ||||
инсульт. | 0.5 | 0,5 | 16 неделя | ||||
11. | Итоговый тест по завершению модуля. | 2 | 2 | 17, 18 недели | |||
12. | Проведение мастер – классов для младших школьников. | 3 | 3 | 19,20,21 недели | |||
Модуль 3 «РRО – медицинские темы» (дистанционно/очно) | 13 | 8 | 5 | 22-34 недели | |||
14. | Обучение важным темам для сохранения здоровья: | 6 | |||||
вирусные и бактериальные инфекции; | 1 | 1 | 22 неделя | ||||
эндокринные заболевания; | 1 | 1 | 23 неделя | ||||
сердчно – сосудистые заболевания; | 1 | 1 | 24 неделя | ||||
онкология; | 1 | 1 | 25 неделя | ||||
профилактика ВИЧ | 1 | 1 | 26 неделя | ||||
половое воспитание и гигиена | 1 | 1 | 27 неделя | ||||
15. | После изучения каждой темы – прохождение онлайн тестов | 2 | 2 | 28,29 недели | |||
16. | Итоговый тест по завершению модуля | 2 | 2 | 30,31 неделя | |||
17. | Проведение мастер – классов для младших школьников | 3 | 3 | 32,33,34 недели | |||
ИТОГО: | 34 | 18 | 16 |
Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение
программы (литература)
1. Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ составитель
И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
2. Биология. 10-11 класс: элективные курсы/ составитель И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007. –
151 с.
3. Бубнов В.Г, Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний» / учебное пособие для учащихся 9-11
классов - М.: АСТ, 1999. 400с.: ил.
4. Смирнов А.Т. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» / учебное пособие для учащихся
10-11 классов - М.: Просвещение, 2003. – 160 с.
5. Колесов Д.В., Маш Р.Д, Беляев И.Н. « Биология. Человек.8 класс» - М.: Дрофа, 2008г – 332 с.
6. Детская энциклопедия. Т.18. Человек. – М.: «Аванта+», 2002.
7. Абаскалова Н. П. “Здоровью надо учить”, Новосибирск, “Лада”, 2000.
8. Баенбаева Н.Б. Основы медицинских знаний. Волгоград, издательство «Учитель»
9. Зверев И. Д. Человек. Организм и здоровье. М., 2000
10. Мультимедийное приложение “Анатомия человека”, М., 2006.. 5. Рохлов В. С. Школьный практикум.
Биология. Человек. 9класс. М.,2000.
11. Презентации для проведения занятий по Модулям.
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности (8-9 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К. Зырянова» Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности «УЛОВ» Рабочая программа по внеурочной деятельности «УЛОВ» разработана в соответствии с пунктом 18.2.2 ФГОС ООО и реализуется 1 год в 8 классе. Рабочая программа разработана в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в школе по определенному курсу. Рабочая программа учебного предмета является частью ООП ООО, определяющей: - содержание; - планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные); -тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР; - поурочное планирование. Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова. Дата 31.08 2024 г. |
Приложения
Приложение № 1
Решение ситуационных задач по оказанию Первой помощи
Решение ситуационных задач — важная часть обучения первой помощи, поскольку она помогает применить полученные знания на практике и выработать правильные алгоритмы действий в стрессовых условиях. Сегодня мы рассмотрим несколько сценариев, которые могут произойти в реальной жизни, и научимся коллективно принимать решения в экстремальных ситуациях
Групповое решение кейса «ДТП с множественными потерпевшими»
Сценарий: На дороге произошло ДТП с участием нескольких автомобилей. Несколько человек пострадали: один из них находится без сознания, другой — с подозрением на перелом ноги, третий — в шоковом состоянии и не может чётко объяснить, что произошло.
Задача: В группе вам предстоит обсудить, как правильно организовать спасение в условиях массового происшествия. Какие действия должны быть первоочередными? Как распределить ответственность среди членов группы? Необходимо обсудить и прописать алгоритм спасения для каждого пострадавшего, принимая во внимание тяжесть их состояний.
1. Шаг 1: Оценка безопасности места происшествия. Вы должны определить, нет ли угрозы для вас и раненых(пожар, опасные предметы и т.д.).
2. Шаг 2: Первичная оценка состояния потерпевших. Кого нужно спасать в первую очередь?
3. Шаг 3: Действия по оказанию первой помощи: приостановка кровотечений, выполнение СЛР, иммобилизация переломов и контроль дыхания
Анализ ситуации «Пострадавший с признаками инсульта»
Сценарий: На улице мужчина внезапно начинает ощущать слабость в одной стороне тела, у него затруднена речь, и лицо кажется несимметричным. Проходящие мимо люди вызывают скорую, но до её приезда нужно оказать спасение.
Задача: Вам предстоит проанализировать симптомы пострадавшего и определить, что это — признаки инсульта. Обсудите, какие меры первой помощи необходимо оказать до приезда врачей.
1. Шаг 1: Оцените состояние человека по шкале FAST (Face, Arms, Speech, Time / Лицо-Рука-Речь-Время): обратите внимание на асимметрию лица, слабость в руках, нарушения речи.
2. Шаг 2: Уложите пострадавшего в горизонтальное положение с приподнятой головой.
3. Шаг 3: Обеспечьте доступ свежего воздуха и постарайтесь сохранять спокойствие, оказывая психологическую поддержку. При необходимости помогайте пострадавшему контролировать дыхание.
Разбор сценария «Человек без сознания на улице»
Сценарий: На улице лежит человек, не подающий признаков сознания. Неизвестно, что с ним произошло — возможно, это сердечный приступ, инсульт, или травма. Проходящие люди не знают, как помочь, и вызвали медицинскую бригаду.
Задача: Вам предстоит обсудить, как правильно действовать в такой ситуации, начиная с оценки состояния жертвы до выполнения необходимых реанимационных мероприятий.
1. Шаг 1: Проверка реакции. Вы должны попытаться поговорить с пострадавшим, слегка потрясти его за плечи. Если реакции нет, переходим к следующему этапу.
2. Шаг 2: Проверка дыхания и пульса. Если пульс не прощупывается и дыхание отсутствует, необходимо немедленно приступить к сердечно-легочной реанимации.
3. Шаг 3: Вызов скорой помощи. Обязательно сообщите диспетчеру о состоянии человека и начатых вами действиях.
После того как вы разберёте этот кейс, каждая группа должна предложить план действий, обсудив возможные трудности и как с ними справиться. Таким образом, решение ситуационных задач позволяет вам не только закрепить знания, но и научиться быстро принимать решения, координировать действия в группе и эффективно помогать пострадавшим
Аттестат выпускника Модульной школыPDF / 535.67 Кб
Презентация третьего МодуляPDF / 10.11 Мб
Презентация Второго МодуляPDF / 5.41 Мб
Презентация Первого МодуляPDF / 11.63 Мб