Программа внеурочной деятельности "Всему начало здесь, в краю моем родном.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Средняя школа № »
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ____________ Протокол № 1 от 30.08.20__ г. | «Согласовано» на заседании НМС Протокол №1 от 31.08.20… г. Заместитель директора по УВР __________________ | «Утверждаю» Директор школы ____________________ Приказ № ____ от 31.08.20 __ г. |
Рабочая программа
По курсу внеурочной деятельности
«Всему начало здесь, в краю моём родном»
Класс: 3,4
Направление: общеинтеллектуальное
Педагог: Аверина Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов
г.Ульяновск20 … г.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Всему начало здесь, в краю моём родном» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по направлению «Общеинтеллектуальное направление» и представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков, воспитания уважения к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, и необходимости их сохранить. Программа строится с учётом особенностей социально-экономического развития региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории края.
Программа курса «Всему начало здесь, в краю моём родном» предназначена для учащихся начальной школы и составлена на основе:
1.Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);
2.Приказа Министерства образования Российской Федерации: от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении
в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
(с изменениями на 11.12.2020);
3.Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
4.Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №…»;
Актуальность программы обусловлена наличием познавательного интереса младшего школьника, который определяется зоной его ближайшего окружения. Познание себя начинается с семьи, ее родословной, а затем с истории «малой Родины». В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения», реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом. Содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России.
Новизна программы: программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.
Педагогическая целесообразность. Ведущей идеей программы ««Всему начало здесь, в краю моём родном» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.
Программа курса «Всему начало здесь, в краю моём родном» предназначена для учащихся 3,4 классов начальной школы.
Формы проведения занятий:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России, картой Ульяновской области.
- сообщения учащихся на различные темы;
- конкурсы, игры;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
Возраст детей, участвующих в реализации программа - 9 – 11 лет.
Количество обучающихся в группе: от 8 до 12 учеников.
Объём и срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий – 1 час в неделю ( 34 часа)
Условия набора в группу. Особенности набора обучающихся - по желанию детей и их родителей (законных представителей). Для зачисления в объединение необходимо заявление от родителей (законных представителей), договор на оказание услуги по дополнительному образованию.
Цель: расширить программу по краеведению в начальной школе, сделать обучение увлекательным и приносящим радость, помочь ученикам познать сложное, постичь его многочисленные тайны и секреты, превращая серьезную учебу в интересное путешествие по родному краю. Способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям «малой родины», воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству
Программа курса «Всему начало здесь, в краю моём родном» предназначена для учащихся 3,4 классов начальной школы.
Задачи:
Обучающие:
формирование умения работать с разными источниками информации;
• формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
Развивающие:
•развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края;
Воспитательные:
• воспитывать уважение, чувство патриотизма, любви к «малой Родине».
•способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым региона, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами области. Особое место отводится экскурсиям. Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса:
«Азбука юного Ульяновского школьника или путешествие по родному краю». Автор: Прохорова С.Ю,
Хасьянова Е.А., Издательство «Планета» 2023 г.
- Дидактические пособия:
Портреты известных людей Ульяновской области.
- Интернет-ресурсы:
Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey
Образовательная платформа Учи.ру
https://infourok.ru/user/panochkina-olga-aleksandrovna/page/rabota-s-tekstom-o-n-kr
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ульяновская_область
https://www.gismeteo.ru/diary/4407/2024/1/
Общая характеристика учебного курса
Программа внеурочной деятельности «Всему начало здесь, в краю моём родном» полностью реализует требования, предъявляемые ФГОС к уровню подготовки обучающихся, реализует системно-деятельностный подход к изучению курса «Всему начало здесь, в краю моём родном», обеспечивает формирование и развитие УУД обучающихся.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
.
Содержание курса внеурочной деятельности.
1.1. Моя малая Родина – Ульяновская область. Стихотворение Н. Никищенковой «Песня родному краю». Конкурс чтецов. Краеведение – наука о родном крае. Что мы называем Малой Родиной. Знакомство с термином «краеведение». Чтение стихотворения «Песня родному краю». Игра с пазлами «Собери пословицу о Родине».(Приложение 4)
1.2 Герб, флаг, гимн Ульяновской области. Символика края. Конкурс рисунков. Понятия; край, область, регион. Территория и географическое положение Ульяновской области. Знакомство с картой региона.
1.3. Как появился град Симбирск. Симбирск или Синбирск? Посещение историко-архитектурного комплекса «Симбирская засечная черта».Богдан Хитрово. История снования города Симбирска. Посещение историко-архитектурного комплекса «Симбирская засечная черта». Понятие «город». Происхождение названия города.
1.4. Легенды и сказания Ульяновской области. Сказание о Николае Промзинском. Озеро Маришка.Исторические корни нашего края. Сказки, легенды и предания. Чтение произведений. Сказка «Колобок».Сказка -анекдот «Про бестолкового барина», «Легенда о мирном городе», «Клад Степана Разина». Конкурс рисунков.
2.1. Защитник Симбирска - Блаженный Андрей Симбирский. Андрей Ильич Огородников. Православный христианский святой, блаженный, Христа ради юродивый. Отрочество блаженного Андрея. Провидец судеб человеческих.
Учащиеся самостоятельно составляют таблицу, что знали об Андрее Блаженном, что узнали нового и что хотели бы узнать. Заполнение таблицы( Приложение 1. Таблица1.)
2.2. Гончаров И. А. – писатель. Посещение музея «Историко-мемориальный центр –музей И.А. Гончарова». Произведения писателя. Улица Гончарова. Дом Гончарова. Беседка Гончарова в Винновской роще. «Философский диван Обломова». Учащиеся самостоятельно составляют таблицу, что знали о И. А. Гончарове и его произведениях, что узнали нового и что хотели бы узнать. Заполнение таблицы. ( Приложение 1. Таблица 1.)
2.3. Н.М. Карамзин. Посещение памятника в сквере Карамзина. История создания памятника. Карамзин историк. Карамзин – поэт. Карамзин – писатель. «История государства Российского». Буква Ё.
Учащиеся самостоятельно составляют таблицу, что знали о Н.М. Карамзине и его произведениях, что узнали нового и что хотели бы узнать. Работа с этим приёмом чаще всего даёт повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. ( Приложение 1. Таблица 1.)
2.4. В.И. Ульянов (Ленин).Посещение музея «Дом-музей В.И. Ленина», мемориального комплекса.Ульяновск – родина В.И. Ленина. Посещение музея «Дом-музей В.И. Ленина». Владимир Ульянов. Семья Ульяновых. Гимназия №1 имени В.И. Ленина. Политик. Революция.
Учащиеся самостоятельно составляют таблицу, что знали о В.И. Ульянове - Ленине, что узнали нового и что хотели бы узнать. Заполнение таблицы. ( Приложение 1. Таблица 1.)
2.5. Пластов А.А. Посещение «Музея А.А. Пластова». «Быть живописцем и никем больше…» Работа с альбомом « Великие художники» 78. Село Прислониха. Беседы по картинам. Игра «Какой картины не стало?»
Учащиеся самостоятельно составляют таблицу, что знали о А.А. Пластове и его картинах, что узнали нового и что хотели бы узнать. Собери пазлы ( работа в группах по картинам художника). Приложение 3.
3.1. В какой природной зоне располагается Ульяновская область? Погода нашей местности (тепло, холод, облачность, осадки, природная зона). Работа с « Дневником погоды» на сайтеhttps://www.gismeteo.ru/diary/4407/2024/1/.Природная зона - лесостепь. Умеренно-континентальный климат. Особенности климата.
3.2. Полезные ископаемые Ульяновской области. Посещение «Палеонтологического музея» в Ундорах.Полезные ископаемые Ульяновской области. Основные природные ресурсы – нефть, стекольное, цементное, кремнистое и карбонатное сырье, а также сырье для грубой керамики, минеральная вода. Симбирцит. Аммонид. Заполнение таблицы.( Приложение 1. Таблица 2.)
3.3. Промыщленность Ульяновской области.( Авиастар, фабрика «Русь», УАЗ). Знакомство с фабриками и заводами:УАЗ, фабрика «Русь», завод Авиастар, «Искра», Механический завод, «Утёс». Продукция предприятий, ее значение для экономики страны.Учащиеся самостоятельно составляют таблицу. Работа с этим приёмом чаще всего даёт повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.(Приложение. Таблица 3.)
3.4 Сельское хозяйство нашего края. Аграрный регион. Мясо-молочное направление. Птицеводство. Свиноводство. Овцеводство. Кролиководство. Рыбоводство. Производство технических культур. Ведущее место в растениеводстве принадлежит производству технических культур (сахарная свёкла) и картофеля, зерновых.Садоводство и огородничество.
3.5. Светлана Зелеева и ее книга «Живая Азбука природы Ульяновской области». Работа с книгой. Разделы книги. Указатель русских названий живых существ ( Растения. Грибы, Животные ( моллюски, ракообразные, паукообразные, насекомые. Позвоночные животные: рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие). Знакомство с автором.
3.6.Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга Ульяновской области. Бабочка «Аполлон». Орлан-белохвост. Медведь бурый и др.Выполнения задания .
Заполни таблицу, используя данные из текста. (Приложение 1. Таблица 4.)
3.7.Радищевское чудо, занесенное в Красную Книгу – дикий пион. Чтение сказки «Аленький цветочек». Знакомство с А. Аксаковым. Сюжет сказки. Положительные и отрицательные герои сказки. Описание цветка. Инсценировка отрывка из сказки.
3.8.Лекарственные растения Ульяновской области. Составление ребусов «Лекарственные растения Ульяновской области». Работа с книгой В.С. Зелеевой «Живая азбука природы» (одуванчик лекарственный, земляника лесная, цикорий и др.)
Заполни таблицу, используя данные текста .(Приложение 1. Таблица 5.)
3.9. Волга, Свияга, Симбирка – реки Ульяновской области. Истоки. Притоки. Течение. Куда впадает. Растения и животные реки. Использование реки человеком.
Выполнения задания. Заполни таблицу, используя данные текста. (Приложение 1. Таблица 6.)
3.10.Озера Ульяновской области. Белое озеро и Белолебяжье. Отличие и сходство в названиях. Происхождение названия. Курортная зона.Черное озеро. Происхождение названия. Экологический парк. Природный памятник.
3.11.Составление кроссворда по теме «Реки и озера Ульяновской области». Работа с картой области. Выполнение творческого задания.
3.12.Скрипинские кучуры и бездонный колодец. Знакомство с легендой. Виртуальная экскурсия.
3.13.Никольская гора. Легенда Белой горы. Паломничество 22 мая. Виртуальная экскурсия.
3.14.Ундоры. Санатории. Минеральная вода. Янтарный Симбирцит. Ископаемая фауна. Генерал Ивашев. Палеонтологический заказник.
Составление Синквейна «Симбирцит».
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
3.15.Симбирская Швейцария. Живописная природа Сенгилеевского района. Меловые склоны. Сенгилеевские горы. «Экологическая тропа «По следам сурка». Составление рекламного буклета.
3.16.Языково – прибежище русской поэзии. Знакомство с помещиком Языковым. Дружба поэтов. Знаменитые пруды. Пушкинская ель. Работа с таблицей.(Приложение 1. Таблица 1.)
4.1.Мировые религии. Христианство.Православие.Храмовый комплекс в селе Арское.Спасо-Вознесенский кафедральный собор. Заповеди. Священная книга Библия. Заполнение таблицы, столбик «Христианство.Православие» Приложение 1. Таблица 7.
4.2. Мировые религии. Христианство. Католицизм. Церковь Святой Марии. Федерация еврейских общин Заповеди. Священная книга Библия. Заполнение таблицы, столбик «Христианство.Католицизм»
4.3. Мировые религии. Ислам.Соборная мечеть.Заповеди. Священная книга - Коран.Заполнение таблицы, столбик «Ислам».
5.1. Образование Ульяновской области в годы войны. Ульяновск – эвакуационный центр. Ульяновск 1941-1945г. Образование Ульяновской области 19.01.43г. Эвакуация промышленных объектов. Ульяновск – пункт эвакуации эвакуированных из Ленинграда. Культурная жизнь города во время войны.
5.2., 5.3. Герои – Ульяновцы. А. Матросов, Каштанкин В.Н.,Аверьянов И.В.,Гусев Д.Н. и др. А. Матросов. Герои Свири. Каштанкин В.Н.,Аверьянов И.В.,Гусев Д.Н. Сообщения учащихся.
5.4., 5.5 Мы помним, мы гордимся. Посещение аллеи героев, экспозиции «Ульяновск – город трудовой доблести».Экскурсия в «Парк Победы». Ульяновцы – Герои Советского Союза. Экскурсия к «Обелиску Вечной Славы». Скульптурная группа «Гвардейское знамя». Памятник «Взрослым и детям, замученным в плену и пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны». Экскурсия в «Парк Победы» на аллею героев и посещение экспозиции « Ульяновск – город трудовой доблести».
5.6. Викторина «Юный краевед». Проведение конкурсного мероприятия.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теоретических | Практических | Всего | ||
1. | Я живу в Ульяновской области | 3 | 1 | 4 |
2. | Наши земляки, прославившие Ульяновскую область. | 4 | 1 | 5 |
3. | Флора и фауна нашего края нашего края. | 10 | 6 | 16 |
4. | Ульяновская область – многонациональная страна. Религиозные центры Ульяновска. | 2 | 1 | 3 |
5. | Ульяновская область в1941-1845г. | 5 | 1 | 6 |
| Итого: | 24 | 10 | 34 |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Всему начало здесь, в краю моём родном»
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Формы проведения занятия | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы. | |||||
всего | контрольные работы | практические работы | по плану | фак тически | |||||||
1.Я живу в Ульяновской области. | |||||||||||
1.1 | Моя малая Родина – Ульяновская область. Стихотворение Н. Никищенковой «Песня родному краю». Конкурс чтецов. | 1 | 1 неделя | Концерт. | Текущий. Устный опрос. | https://stihi.ru/2020/08/17/5169 https://rustih.ru/vladimir-stepanov-chto-my-rodinoj-zovyom/ | |||||
1.2 | Герб, флаг, гимн Ульяновской области. | 1 | 2 неделя | Беседа | Текущий. Работа с карточками. | https://ppt-online.org/1188626 | |||||
1.3 | Как появился град Симбирск. Симбирск или Синбирск?.Посещение историко-архитектурного комплекса «Симбирская засечная черта» | 1 | 3 неделя | Экскурсия | Текущий. Устный опрос. | https://vseprezentacii.com/api/?task=pdf&id=475821 | |||||
1.4 | Легенды и сказания Ульяновской области. Сказание о Николае Промзинском. Озеро Маришка. | 1 | 4 неделя | Круглый стол | Текущий Работа с карточками | https://ulrgo.ru/region/enc/kraevedenie-kraevedy/legendy-i-skazaniya/ | |||||
2.Наши земляки, прославившие Ульяновскую область. | |||||||||||
2.1 | Защитник Симбирска - Блаженный Андрей Симбирский. | 1 | 5 неделя | Беседа | Текущий Устный опрос. | https://73online.ru/r/andrey_blazhennyy_zastupnik_zemli_simbirskoy-73757?ysclid=lshek538tk487532942 | |||||
2.2 | Гончаров И. А.Посещение музея «Историко-мемориальный центр –музей И.А. Гончарова» | 1 | 6 неделя | Экскурсия | Текущий Устный опрос. | https://detskiychas.ru/persons/иван-гончаров/ | |||||
2.3 | Н.М. Карамзин. Посещение памятника. История создания памятника. | 1 | 7 неделя | Круглый стол. Практическая работа. | Текущий Устный опрос. | https://detskiychas.ru/school/biografiya_karamzin/?ysclid=lshncjnryn275851518 | |||||
2.4 | В.И. Ульянов (Ленин).Посещение музея «Дом-музей В.И. Ленина», мемориального комплекса. | 1 | 8 неделя | Экскурсия | Текущий. Тест. | https://infourok.ru/klassnyj-chas-dlya-3-4-klassa-v-i-lenin-4292450.html?ysclid=lshneih22j494672625 | |||||
2.5 | Пластов А.А. Посещение «Музея А.А. Пластова». | 1 | 9 неделя | Экскурсия. Игра «Собери пазлы» | Текущий Устный опрос. | ||||||
3.Флора и фауна нашего края нашего края. | |||||||||||
3.1 | В какой природной зоне располагается Ульяновская область? | 1 | 10 неделя | Практическая работа. | Текущий Работа с карточками | https://uchi.ru/teachers/lk/main | |||||
3.2 | Полезные ископаемые Ульяновской области. Посещение «Палеонтологического музея» в Ундорах. | 1 | 11 неделя | Экскурсия | Текущий Устный опрос. | ||||||
3.3 | Промыщленность Ульяновской области.( Авиастар, фабрика «Русь», УАЗ) | 1 | 12 неделя | Беседа. Круглый стол. | Текущий Устный опрос. | ||||||
3.4 | Сельское хозяйство нашего края. | 1 | 13 неделя | Беседа | Текущий Работа с карточками | ||||||
3.5 | Светлана Зелеева и ее книга «Живая Азбука природы Ульяновской области». Работа с книгой. | 1 | 14 неделя | Круглый стол | Текущий Устный опрос. | https://vk.com/wall-20617324_1477 | |||||
3.6 | Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга Ульяновской области. Оформление книжки-малышки. | 1 | 15 неделя | Творческая работа | Итоговый. Практическая работа. | https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-ulyanovskoj-oblasti/ | |||||
3.7 | Радищевское чудо – дикий пион. С. Аксаков «Аленький цветочек». Инсценировка отрывка из сказки. | 1 | 16 неделя | Концерт | Текущий Устный опрос. | https://deti-online.com/audioskazki/skazki-aksakova-mp3/alenkii-cvetochek/ | |||||
3.8 | Лекарственные растения Ульяновской области. Составление ребусов «Лекарственные растения Ульяновской области». | 1 | 17 неделя | Проект | Итоговый. Практическая работа. | https://infourok.ru/proekt-klass-lekarstvennie-i-redkie-rasteniya-ulyanovskoy-oblasti-2194458.html | |||||
3.9 | Волга, Свияга, Симбирка – реки Ульяновской области. | 1 | 18 неделя | Игра | Текущий Устный опрос. | https://infourok.ru/k-uroku-okruzhayuschego-mira-reki-ulyanovskoy-oblasti-1493492.html | |||||
3.10 | Озера Ульяновской области. Белолебяжье и Белое озера. | 1 | 1 | 19 неделя | Виртуальная экскурсия. | Текущий Устный опрос. | |||||
3.11 | Составление кроссворда по теме «Реки и озера Ульяновской области» | 1 | 20 неделя | Творческая работа | Итоговый. Практическая работа. | ||||||
3.12 | Скрипинские кучуры и бездонный колодец. | 1 | 21 неделя | Виртуальная экскурсия | Текущий. Работа с карточками | https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-skripinskie-kuchury-4890169.html | |||||
3.13 | Никольская гора. | 1 | 22 неделя | Виртуальная экскурсия | Текущий Устный опрос. | http://www.myshared.ru/slide/download/ | |||||
3.14 | Ундоры. | 1 | 23 неделя | Виртуальная экскурсия | Текущий | ||||||
3.15 | Сенгилеевские горы | 1 | 24 неделя | Виртуальная экскурсия | Текущий Устный опрос. | ||||||
3.16 | Языково и его искусственные пруды. | 1 | 25 неделя | Виртуальная экскурсия | Текущий Устный опрос. | https://infourok.ru/prezentaciya-k-proektu-istoriya-rp-yazikovo-v-istorii-rossii-3653683.html | |||||
Религиозные центры Ульяновска. | |||||||||||
4.1 | Христианство. Православие. Храмовый комплекс в селе Арское.Спасо-Вознесенский кафедральный собор. | 1 | 26 неделя | Виртуальная экскурсия. Творческие работы «Пасха радость нам несет». | Текущий Работа с карточками | https://easyen.ru/index/zagruzka_materiala/0-103?117205 | |||||
4.2 | Христианство.Католицизм. Церковь Святой Марии. Федерация еврейских общин. | 1 | 27 неделя | Виртуальная экскурсия | Текущий Устный опрос. | https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-na-temu-katolichestvo-3615980.html https://feor.ru/administrative-units/ulyanovsk/ | |||||
4.3 | Мировые религии. Ислам. Центральная Соборная мечеть Махалля.. | 1 | 28 неделя | Виртуальная экскурсия | Текущий. Тест. | ||||||
5.Ульяновская область в 1941 - 1945. | |||||||||||
5.1 | Образование Ульяновской области в годы войны. Ульяновск – эвакуационный центр. | 1 | 29 неделя | Беседа. | Текущий Устный опрос. | https://reporter73.tv/2018/05/07/жизнь-в-тылу-ульяновск-военного-време/ | |||||
5.2 5.3 | Герои – Ульяновцы .( А. Матросов, Каштанкин В.Н.,Аверьянов И.В.,Гусев Д.Н. и др. | 2 | 30 неделя 31 неделя | Лекция. | Текущий Работа с карточками | https://ul.aif.ru/istoria/ih-imena-nosyat-ulicy-ulyanovska-vspomnim-geroev-velikoy-otechestvennoy http://myaudiolib.ru/boltin-evgeniy-arsenievich/velikaya-otechestvennaya-voyna/8992 | |||||
5.4 5.5 | Мы помним, мы гордимся.. Посещение аллеи героев, экспозиции «Ульяновск – город трудовой доблести» Экскурсия в «Парк Победы» | 2 | 32 неделя 33 неделя | Круглый стол Экскурсия. | Текущий Устный опрос. | ||||||
5.6 | Викторина «Знатоки Ульяновской области» | 1 | 34 неделя | Викторина | Итоговый. Игра. | https://www.maam.ru/detskijsad/viktorina-moi-lyubimyi-gorod-uljanovsk.html |
Используемая литература:
Зелеева С. «Живая азбука природы Ульяновской области.- Ульяновск: Областная типография «Печатный двор», 2014.
Наше наследие. Ульяновская область. Издательская группа «Арт-студия «Фризия». Ульяновск 2021.
Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны: Тяжелые будни тыла и фронтовые подвиги Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». Учебно-методическое пособие по организации и проведению игровых моделей военно-патриотического воспитания. Ульяновская молодежная общественная организация «Вектор», Ульяновск 2020.
Великие художники.78. Пластов.ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2011г.
Интернет источники:
https://deti-online.com/audioskazki/skazki-aksakova-mp3/alenkii-cvetochek/
https://infourok.ru/?ysclid=lshqc0swxg800349115
https://uchi.ru/teachers/lk/main
http://myaudiolib.ru/boltin-evgeniy-arsenievich/velikaya-otechestvennaya-voyna/8992
https://www.gismeteo.ru/diary/4407/2024/1/
https://www.maam.ru/detskijsad/viktorina-moi-lyubimyi-gorod-uljanovsk.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2022/01/24/poslovitsy-i-pogovorki-o-rodine
Лист коррекции выполнения рабочей программы
№ изменения в порядок реализации рабочей программы | Содержание изменений в установленный порядок реализации рабочей программы | Причины внесения изменений в установленный порядок реализации рабочей программы | Планируемая дата проведения нереализованной в установленный срок темы (кол. час.) | Отметка о ликвидации отставания в прохождении рабочей программы |
| | | | |
Приложение 1.
Таблица1.
Знаю | Узнал | Хочу узнать |
| | |
Таблица 2.
Полезное ископаемое | Основное свойство | Использование |
| | |
Таблица 3.
Название предприятия | Год основания | Продукция |
| | |
Таблица 4.
Животное | Длина тела | Расположи длину тела животных в порядке убывания |
| | |
| | |
| | |
Таблица 5.
Растение | Высота | Расположи высоту растений в порядке возрастания |
| | |
| | |
| | |
Таблица 6.
Название реки | Исток | Основное направление | Питание | Использование человеком |
Симбирка | | | | |
Барыш | | | | |
Волга | | | | |
Свияга | | | | |
| | | | |
Таблица 7.
| Христианство. Православие | Христианство. Котолицизм. | Ислам |
Основатели | | | |
Священная книга | | | |
Священные сооружения ( В Ульяновской области) | | | |
Хранители | | | |
Праздники | | | |
Приложение 2.
Правила написания синквейна
первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме.
Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Алгоритм написания синквейна.
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
Приложение 3.
А. Пластов «Бабье лето»
А. Пластов «Ужин трактористов».
Приложение 4. Пословицы о Родине.
Одна у человека мать – | при Родине добро |
При солнце тепло, при Родине добро | умей за неё постоять. |
Родина – мать, | дороже золота. |
Родина краше солнца, | что соловей без песни |
Человек без Родины, что соловей без песни. | одна и Родина. |
Одна у человека мать – одна и Родина.
При солнце тепло, при Родине добро
Родина – мать, умей за неё постоять.
Родина краше солнца, дороже золота.
Человек без Родины, что соловей без песни.