Программа внеурочной деятельности "Занимательная ботаника и зоология"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения
«Средняя общеобразовательная школа имени академика Р.З. Сагдеева»
Буинского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа
по внеурочной деятельности по биологии
«Занимательная ботаника и зоология»
для 6 класса
Подготовила:
Антонова Татьяна Алексеевна,
учитель биологии
первой квалификационной категории
2024-2025 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Занимательная ботаника и зоология»
Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 6 класс, среднее общее образование. Количество часов: 35
Учитель биологии: Антонова Татьяна Алексеевна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования с использованием пособия
«Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов». – М.: Просвещение, 2010, примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
2024-2025 учебный год
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении рабочей программы по курсу «Занимательная ботаника и зоология» для 6 класса использованы следующие нормативные документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с последующими дополнениями и изменениями;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2021 года;
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Направление данного курса внеурочной деятельности – проектно-исследовательская деятельность.
Изучение биологических наук - основа формирования естественно - научного мировоззрения. Это способствует не только познанию природы, но и вооружает человека знаниями, необходимыми для практической деятельности. Содержание занятий внеурочной деятельности
«Занимательная ботаника и зоология» расширяет и углубляет знания школьников по биологии и содержит информацию об особенностях живых организмов и их жизненных проявлениях. Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний учащихся о здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Программа курса позволит учащимся расширить знания по зоологии, экологии человека, развить творческие способности, сформировать практическую деятельность в изучаемых областях знаний.
Данная программа имеет ряд особенностей:
в сравнительно короткое время каждого занятия учащиеся должны овладеть определёнными практическими навыками;
успешное усвоение программы зависит от обеспечения наглядными пособиями и оборудованием для осуществления лабораторных и практических работ;
овладение практическими навыками и предполагает активную самостоятельную работу учащихся, что позволяет повысить учебную мотивацию;
теоретический материал неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего;
Программа даёт возможность формирования у обучающихся нравственных и мировоззренческих установок. Курс готовит учащихся к творческой и исследовательской деятельности.
Цель изучения курса внеурочной деятельности в 6 классе: углубление и расширение знаний учащихся о живых организмах, развитие познавательной деятельности, творческого потенциала учащихся, воспитание у учащихся естественно- научного восприятия окружающего мира.
Место курса в учебном плане
Учебный план предусматривает изучение курса в 6 классе в количестве 1 часа в неделю. Программа рассчитана на 35 часов. По факту будет проведено 35 часов. Образовательная программа курса будет выполнена полностью.
Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная ботаника и зоология»
Введение (1 ч)
Тема 1. Экология общения. Мир вокруг нас (13)
Неповторимая природа нашей планеты (виртуальная экскурсия) «И в капле воды есть жизнь» Л.р.№1 Экскурсия №1 Изучение экологии растений пришкольного участка Сезонные явления в жизни растений и животных. Физические явления в животном и растительном мире. По страницам Красной книги. Звуки земноводных и птиц Космическая роль зелёных растений. Решение биологических задач. Работа над проектами. Заповедники. Заказники. Национальные парки.
Тема 2.Занимательные опыты и эксперименты, часы проектов (11 часов) Лекарственные растения Республики Татарстан. Работа над проектами. Легенды о цветах. Л.р.№2 «Работа с гербариями однодольных и двудольных». Л.Р№3 «Работа устьиц» Изучение механизмов испарения воды листьями. Л.Р.№4 «Строение плесневых грибов» Изучение разнообразия плесневых грибов. Их роль в природе. Л.Р №5
«Способы вегетативного размножения растений. Л.Р.№6 «Видоизменения побегов. Их значение в жизни растений». Решение биологических задач. Экологические группы растений. Л.р,№7
«Дыхание растений».Л.р. №8 «Работа с гербариями. Ядовитые растения в фармакологии «Защита презентаций «Занимательная ботаника»
Тема 3. Познай себя (10 ч)
Секреты ВНД. Характер и темперамент – психологические тесты. Конкурс лозунгов и плакатов «Где живёт секрет здоровья». Становление и развитие теорий питания (теоретические основы). П.Р.№1 «Определение пищевых добавок в продуктах питания» П.Р.№2 «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья. Самоанализ» Насекомые – переносчики болезней человека и животных. Комар, муха, блоха, овод, вши.Инфекционные болезни. Возбудители. Эпидемии и пандемии. Решение биологических задач – практикум. Зелёная косметика.
Травы, фрукты и ягоды в косметологии.
Защита презентаций «Где живёт секрет здоровья». Защита проектов.
Календарно-тематическое планирование, 6 класс№ п\п | Тема | Кол- во часов | Дата/ Корректи ровка | УУД | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
Введение (1 ч) | ||||||
1. | Введение. Цели и задачи курса «Занимательная ботаника и зоология» | 1 | 2.09 | Объяснять механизмы жизни на Земле. Признаки жизни | Определять цели, этапы и задачи работы | Устанавливать причинно- следственные связи |
Экология общения. Мир вокруг нас (14) | ||||||
2. | Неповторимая природа нашей планеты (виртуальная экскурсия) | 1 | 9.09 | Уметь распознавать и описывать царства живой природы | Определять цели, этапы и задачи работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Овладение интеллектуальными умениями: устанавливать причинно- следственные связи |
3. | «И в капле воды есть жизнь» Л.р.№1 | 1 | 16.09 | Знать: строение простейших и одноклеточных водорослей | Обобщать и систематизировать знания. Наблюдать и описывать движущиеся простейшие, сравнивать, делать выводы; проводить наблюдения и на их основе получать новые знания | Овладение интеллектуальными и коммуникативными умениями, опытом межличностных отношений, корректного ведения диалога |
4. | Экскурсия №1 Изучение экологии растений приусадебного участка | 1 | 23.09 | Уметь: характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности цветковых растений | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы. | Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных отношений |
5. | Сезонные явления в жизни растений и животных | 1 | 30.09 | -определять понятие «фенология» | Познавательные: - умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. | Выделение существенных особенностей строения и функционирования, разнообразия их форм растений |
6. | Физические явления в животном и растительном мире | 1 | 7.10 | Уметь: характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности животных и растений | Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по материалам темы. | Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных отношений |
7. | По страницам Красной книги. Звуки земноводных и птиц | 1 | 14.10 | Представление и ознакомление с животными и растениями Красной книги РТ. | Определение цели своего обучения, учащиеся продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями Книги Целеполагание: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | Формирование целостного мировоззрения. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
8. | Космическая роль зелёных растений. Работа над проектами | 1 | 21.10 | Уметь: характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности растений | Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по материалам темы. | Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных отношений |
9. | Решение биологических задач | 1 | 28.10 | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности | Работать в группах и соблюдать все этапы практической работы по рекомендации | Коммуникативные -умение воспринимать информацию на |
10. | Виртуальная экскурсия | 1 | 11.11 | Учащиеся могут узнать Экспозицию животных, разнообразие животного мира, основные этапы развития животного мира | Регулятивные: Учащиеся должны уметь: обобщать и делать выводы по изученному материалу; работать с дополнительными источниками информации, | Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности |
11. | Умники и умницы «В мире флоры и фауны» | 1 | 18.11 | Уметь: характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности растений и животных, разнообразие животных | Использовать информационные ресурсы для подготовки к игре | Коммуникативные: представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. |
12. | Работа над проектами | 1 | 25.11 | Характеризовать особенности строения и функции разных животных по книгам | Регулятивные: работать с дополнительными источниками информации | формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления; |
13. | Заповедники. Заказники. Национальные парки. Подготовка презентаций | 1 | 2.12 | Должны иметь представление об особо охраняемых природных территориях, уметь их искать на карте, различать по значимости | Учащиеся должны уметь: работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета | Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в |
рамках самостоятельной деятельности |
14. | Защита презентаций по теме «Мир вокруг нас» | 1 | 9.12 | Уметь: характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности растений и животных, разнообразие животных | Использовать информационные ресурсы для подготовки к защите презентаций | Коммуникативные: представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. |
15. | Лекарственные растения Республики татарстан Работа над проектами | 1 | 16.12 | Должны иметь представление о лекарственных растениях РТ, уметь их искать по картинкам и в Интернете, различать по значимости | Учащиеся должны уметь: работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета | Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности, умение выделять нравственный аспект |
16. | Легенды о цветах. Л.р.№2 «Работа с гербариями однодольных и двудольных» | 1 | 23.12 | Уметь различать однодольные и двудольные растения по гербариям | Развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения покрытосеменных растений и установления |
усложнений в их строении | ||||||
17. | Л.Р№3 «Работа устьиц» Изучение механизмов испарения воды листьями | 1 | 13.01 | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности | Работать в группах и соблюдать все этапы лабораторной работы по рекомендации Учителя | Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, |
22. | Работа над проектами | 1 | 17.02 | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; | Использование различных источников для получения необходимой биологической информации; | Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности |
23. | Экологические группы растений. Л.р,№7 «Дыхание растений» | 1 | 25.02 | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности | Работать в группах и соблюдать все этапы лабораторной работы по рекомендации учителя | Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, |
24. | Л.р. №8 «Работа с гербариями. Ядовитые растения в фармакологии» Подготовка презентаций | 1 | 4.03 | Уметь различать ядовитые растения Ростовской области по гербариям и видео. | Развивается умение выделять существенные признаки ядовитых растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении |
25. | Защита презентаций «Занимательная ботаника» | 1 | 10.03 | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, | Использование различных источников для получения необходимой биологической информации; | Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе |
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; | образовательной деятельности | |||||
26. | Секреты ВНД. Характер и темперамент – психологические тесты | 1 | 16.03 | Перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, особенности вирусных заболеваний и их профилактики. Выявлять на основе тестирования особенности психики обучающихся | Регулятивные: работать с дополнительными источниками информации | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе учебно- исследовательской, творческой деятельности |
27. | Конкурс лозунгов и плакатов «Где живёт секрет здоровья» | 1 | 31.03 | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности | Работать в группах и соблюдать все этапы практической работы по рекомендации учителя | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, |
28. | Становление и развитие теорий питания (теоретические основы) | 1 | 7.04 | Должны иметь представление о теориях питания человека, уметь их искать по картинкам и в Интернете, различать по значимости | Учащиеся должны уметь: работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета | Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности, умение выделять |
нравственный аспект |
29. | П.Р.№1 «Определение пищевых добавок в продуктах питания» | 1 | 14.04 | Уметь различать пищевые добавки в продуктах питания (по этикеткам, на вид), определять их значение для здоровья человека, последствия их употребления | Работать в группах и соблюдать все этапы практической работы по рекомендации учителя | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
30. | П.Р.№2 «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья. Самоанализ» | 1 | 22.04 | Уметь различать как изменения режима дня влияет на здоровье человека, определять последствия этих изменений | Работать в группах и соблюдать все этапы практической работы по рекомендации учителя | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
31. | Насекомые – переносчики болезней человека и животных. Комар, муха, блоха, овод, вши. | 1 | 28.04 | Сравнивать между собой экто- и эндопаразитов; объяснять механизмы передачи инфекционных заболеваний | Коммуникативные: — работать с дополнительными источниками информации, представл ять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. | Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения здоровья. |
32. | Инфекционные болезни. Возбудители. Эпидемии и пандемии | 1 | 4.05 | Характеризовать особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики | Регулятивные: работать с дополнительными источниками информации | Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления; |
33. | Решение биологических задач – практикум. Работа над Проектами | 1 | 14.05 | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; | использование различных источников для получения необходимой биологической информации; | Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности |
34. | Зелёная косметика. Травы, фрукты и ягоды в косметологии. Подготовка презентаций | 1 | 18.05 | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности | Работать в группах и соблюдать все этапы практической работы по рекомендации учителя | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, |
35. | Защита презентаций «Где живёт секрет здоровья». Защита Проектов | 1 | 25.05 | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; | использование различных источников для получения необходимой биологической информации; | Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности |
Список литературы:
Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2010.
Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г.
Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с. - (Стандарты второго поколения).
Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения).
Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.
Основы здорового образа жизни. Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г. , Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю Саратов: «Добродея», 2008
Интернет-ресурсы
Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ. Дополнительная литература:
Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001 г.,
Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 2002.
Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию исамообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современномууровню развития науки и общественной практики;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;
умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью;
формирование компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами, растениями, грибами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
роли различных организмов в жизни человека; значения биологическогоразнообразия для сохранения биосферы;
различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека заболеваний;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к средеобитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в
природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Обучающийся научится:характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека вприроде.
Обучающийся получит возможность научиться:соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живойприроды (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.