12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нина51
Я - сельская учительница. Педагогический стаж 16 лет. Основные предметы - математика, информатика. Есть опыт преподавания физики, музыки, литературы) Основное кредо - Только вперёд! Я люблю тебя жизнь!
Россия, Архангельская обл., с.Сура

Пояснительная записка

Данная рабочая программа для вокального кружка «Весёлые нотки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Курс проводится в рамках дополнительного образования художественной направленности.

Программа базируется на основных нормативных документах:

Письмо Минобрнауки РФ т 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» (вместе с "СанПиН 2.4.4.1251-03. 2.4.4. Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)

Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».


Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе


Песня, современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Занятия в кружке организуются по возрастным группам и группам по направлениям творческого проекта: сольное пение, пение в группе, дуэтное пение, чтение прозы под музыкальное сопровождение. Что позволяет реализовать индивидуальный подход, создать условия для творческой самореализации каждого ребенка, пробы своих сил, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Занятия в дуэте, ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.

Набор в вокальный кружок «Весёлые нотки» осуществляется на базе учащихся общеобразовательной школы без учета их вокальных особенностей и возможностей голоса. Приоритет – желание ребенка творчески само реализоваться, желание петь на сцене, научиться напевности и красоте голоса. Программа рассчитана на 1 год.


Голос - самый естественный музыкальный инструмент, данный человеку от рождения. Как и любым другим инструментом, им надо учиться пользоваться.

Пение – это продленная за счет удлиненного звучания гласных речь.

От природы каждому человеку даны способности к пению и уже от самого человека зависит, захочет ли он развивать их. Что бы повысить своё вокальное мастерство, крайне важно научиться правильно и выразительно говорить. Правильная речь – это основа основ вокальной музыки.

Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. В рамках кружковой деятельности осуществляется формирование сценических качеств певцов-любителей: музыкальные голос и слух, красивая (правильная, лексически богатая) сценическая речь.


Детские голоса особенно в младшем школьном возрасте обладают особой серебристостью и лёгкостью. Детский организм имеет свойство ослабленности, частым инфекционным заболеваниям. В подростковом возрасте голос «ломается», с чем связаны личностные переживания.

Музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей.

Пение, даже любительское, развивает у детей не только музыкальный слух и память, но и их лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Приёмы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, напевной прозы, стихотворения способствуют общему укреплению и развитию организма.


Цель и задачи

Цель программы

Формирование музыкально-певческих навыков, достаточных для любительского пения и основ сценического поведения обучающихся. Учить детей правильно и красиво петь, говорить, чувствовать в этом радость творчества и желание поделиться этой радостью со своими слушателями; воспитывать не только послушных исполнителей, но и ценителей услышанного.

Задачи:

Образовательные:

Углубление знаний детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

Создание условий для формирования вокальных навыков детей;

Воспитательные:

Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

Привить навыки сценического поведения;

Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:

Развить музыкально-эстетический вкус;

Развить музыкальные способности детей;

Коррекционные

Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся.

Срок реализации и Объем учебного времени


Рабочая программа для вокального кружка «Веселые нотки» предусмотрена на 1 год – 34 часа, один час в неделю; продолжительность учебных занятий составляет от 20 мин (знакомство с материалом) до 1,5 часов (репетиции). Учащиеся делятся на две возрастные группы: 1 группа - учащиеся 6-8 классов, 2 группа – учащиеся 9-11 классов.



Форма проведения занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам или индивидуально.

Беседа-практикум, на которой выбирается репертуар, учащиеся осваивают различные «распевки» и техники развития четкой, грамотной речи, элементы дыхательной гимнастики, также определяется направление (песня, стихотворение или проза под музыкальное сопровождение) репертуара.

Практические занятия, на которых дети разучивают песни современных и ретро композиторов авторов-песенников, прочитывают текст песни, как стихотворение. Получают опыт «эмоциональной окраски» текста.

Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Отчетное занятие – концертный номер, выступление в рамках учебных и внеурочных занятий, участие в конкурсах, фестивалях различного уровня. Привлечение к выступлению родителей (предполагаются совместные концертные номера).

Выездное занятие – посещение концертов, праздников, фестивалей; обучающие занятия у профессиональных педагогов вокала (!предполагается).

Участники вокального кружка – постоянно действующий коллектив, «артисты» нашей школы, которые принимают участие во всей музыкальной школьной деятельности и создают поистине творческую атмосферу.

Данные требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов:


1. Личностные результаты:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

- коммуникативное развитие.


2. Предметные результаты:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека;

- создание кавер-версий известных музыкальных произведений (!предполагается);

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно творческой деятельности.


3. Метапредметные результаты:

- развитое художественное восприятие;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, муниципального образования и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками и учащимися других возрастных групп при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.


Методы и подходы обучения

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2. Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации.

В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

3. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.

4. Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального, прозаического или стихотворного произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

А также и другие методы:

Методы формирования сознания учащегося:

показ; объяснение; инструктаж; разъяснение.

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

самостоятельная работа; иллюстрация.

Методы стимулирования познания и деятельности:

поощрение; контроль; самоконтроль; оценка; самооценка; вручение подарка;

одобрение словом;

Методы поощрения:

благодарность; благодарственное письмо родителям; устное одобрение.

Коррекционные методы:

проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов; работа над дикцией, ударением.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


Основу школьного вокального кружка составляют:

компьютер;

гитара (личный инструмент учащихся) с усилителем;

аудиосистема (используется для реализации концертной деятельности).



Учебно-тематический план


Наименование темы

Ко-во часов

1

«Пение как вид музыкальной деятельности»

5

2

«Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен, стихотворных и прозаических произведений (в музыкальном сопровождении); создание кавер-версий (*предолагается)

18

3

«Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры, речевой культуры»

5

4

Отчетные мероприятия

6


ИТОГО:

34


Содержание программы*

(*программа не предполагает формирование профессиональных качеств вокалиста, кружок «Веселые нотки» - это объединение творческих учащихся, желающих создавать песенное сопровождение мероприятий школы, цель кружка – создание условий для формирования артистических качеств личности воспитанника; самобытный артист - как цельная личность на сцене)


1. Пение как вид музыкальной деятельности (5 часов). Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Освоение методик, позволяющих развивать артикуляционный аппарат: «Дыхательная гимнастика», «Распевки», «Речёвки».

2. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен (18 часов). Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений (стихотворных и прозаических) с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Создание кавер-версий исполняемых произведений (при наличии в кружке учащихся, владеющих игрой на гитаре).

3. «Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры, речевой культуры» (5часов). Овладение основами культуры поведения на сцене. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива вокальной студии.

Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

4. Отчетные мероприятия (6 часов)

Концертные номера для школьных и сельских концертов, конкурсные выступления, участие в музыкальных фестивалях.


Ожидаемые результаты

1. Овладение (посильное) правильной дикцией, артикуляцией.

2. Овладение основами культуры поведения на сцене.

3. Исполнение песен в унисон (вокальной группой) и индивидуальное:

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении).

- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене.

4. Знание и применение правил исполнения музыкальных произведений:

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя).

5. Умение анализировать исполнение вокального произведения.

6. Воспитывать чувство прекрасного, музыкальный вкус, сопереживание выбранному образу.

7. Выпускник вокальной студии – активный участник в творческой жизни коллектива (концерты, фестивали, конкурсы и т.д.), со сформированным устойчивым интересом к вокальному искусству, стремлением к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, в музыкальных и прозаических постановках), с желанием и стремлением к творческому созиданию.


Формы и методы контроля, критерии оценок.

Основными критериями определения оценки воспитанников являются:

уровень сформированности вокально-исполнительских навыков (исполнение принято зрителем, имеет высокую оценку зрителя);

степень выразительности исполнения;

проявление творческой активности;

Критерием оценки считать уровень культуры, сценического мастерства и свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

• Акустическая система (колонки, микрофоны, микшерный пульт)

• Ноутбук

• Экран

• Мультимедиа проектор

• Синтезатор (кабинет музыки), гитара (при наличии у воспитанников)


Методическое обеспечение учебного процесса

Электронные ресурсы

1. Интернет-ресурсы: файловые менеджеры, видео-хостинги, информационные сайты по направлению кружка

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.