Программа воспитания в школе

5
0
Материал опубликован 17 June 2022





ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

на 2021-2022 гг.




Заместитель директора по ВР

Сорокина Е.В.









п. Кировск

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа воспитания МАОУ «Кировская СОШ» (далее – Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования.

Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.

Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МАОУ « Кировская СОШ» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.

Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.

Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе.

1.Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.

Процесс воспитания в МАОУ «Кировская СОШ» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:

­­­-‒неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающихся, соблюдения конфиденциальности информации об обучающихся и семье, приоритета безопасности обучающихся при нахождении в образовательной организации;

-‒ ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;

-‒ реализация процесса воспитания главным образом через создание в образовательной организации детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

-‒ организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;

-‒ системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в МАОУ «Кировская СОШ» являются следующие:

-‒ стержнем годового цикла воспитательной работы образовательной организации являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;

-‒важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

-‒в образовательной организации создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

-‒в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; 

-‒педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций школьного спортивного клуба «Лидер», школьной детской общественной организации «ВеГа» и волонтерском отряде «Друзья Экологии», на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

-‒ключевой фигурой воспитания в МАОУ «Кировская СОШ» является педагог, осуществляющий деятельность по классному руководству, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

-‒участие в процессе воспитания принимает также специалист в области воспитания педагог-библиотекарь.

2.     ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ  ВОСПИТАНИЯ 

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого, общей целью воспитания в МАОУ «Кировская СОШ» является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе. воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества  ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель  воспитания  в МАОУ «Кировская СОШ» – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:

- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

-в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

-в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие всем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание:

1.                                                        В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для:

-                                      усвоения обучающимися младшего школьного возраста социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут;

-                                      самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения обучающихся;

-                                      развития умений и навыков социально значимых отношений обучающихся младших классов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.

 

                 К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:

-             быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;

-             быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

-             знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою страну;

-             беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

-             проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

-             стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

-             быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

-        соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

-   быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

2. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:

- становления   собственной жизненной позиции подростка, его собственных ценностных ориентаций;

- утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру;

- развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

-  к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

-  к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

-  к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

-  к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

-  к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

-  к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

-  к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.


3.                       В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:

- приобретения опыта осуществления социально значимых дел, жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути посредствам реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в образовательной организации, в то числе:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни;

- опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций самоуправления;

-  опыт дел, направленных на пользу образовательной организации, своему родному поселку, району, области, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

-   опыт природоохранных дел;

-           опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;

-         опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

-  опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

-  опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

-  опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

-  опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Работа педагогических работников по реализации данной программы, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.


Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:

-                                      реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

-                      использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися;

-                                      инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; -                                      поддерживать деятельность функционирующей на базе МАОУ “Кировская СОШ” школьной детской общественной организации “ВеГа”;

-                                      вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

-                                      организовывать профориентационную работу с обучающимися;

-                                      реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление коллективных ценностей школьного сообщества;

-                                      развивать предметно-эстетическую среду образовательной организации и реализовывать ее воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного имиджа и престижа Школы;

-                                      организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

- организовать работу по изучению истории и природы родного края; укрепить здоровье, организовать интересный и познавательный досуг при проведении экскурсий и походов.



Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в образовательной организации интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 3.1. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагогический работник, осуществляющий деятельность по классному руководству (далее – классный руководитель), организует следующую воспитательную деятельность:

Работа с классным коллективом:

изучение и анализ характеристик класса как малой социальной
группы (наблюдение, диагностики, опрос);

регулирование и гуманизацию межличностных отношений в
классе, формирование благоприятного психологического климата,
толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;

формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям,
здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму,
чувству ответственности за будущее страны, признанию ценности
достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской,
творческой и иной деятельности;

организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного
взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;

выявление и своевременную коррекцию деструктивных
отношений, создающих угрозу физическому и психическому здоровью
обучающихся;

профилактикудевиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе;

инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;

организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (трудовые десанты, субботники, спортивно-массовые мероприятия, конкурсы, фестивали, встречи, профессиональные пробы, экскурсии), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализовываться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, став для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;

проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные «походы выходного дня» и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения учащихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравлений, сюрпризов, творческих подарков и розыгрышей; внутриклассные вечера, поздравления с 23 февраля и 8 марта, с Днем матери, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;

выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с обучающимися:

содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления
контроля посещаемости и успеваемости;

обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;

содействие успешной социализации обучающихся путем
организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих
формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных организаций, творческих и научных сообществ;

осуществление индивидуальной поддержки каждого
обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических
особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания,
социокультурной ситуации развития ребенка в семье;

выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной
жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в
различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных,
стрессовых и конфликтных;

выявление и педагогическую поддержку обучающихся,
нуждающихся в психологической помощи;

профилактику наркотической и алкогольной зависимости,
табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;

формирование навыков информационной безопасности;

содействие формированию у детей с устойчиво низкими
образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них
познавательных интересов;

поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие
развитию их способностей;

обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов
обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы
образования;

изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическими работниками беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся, учителями-предметниками, а также (при необходимости) – со школьным педагогом-психологом;

поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;

индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;

коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с педагогическим коллективом:

взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью
разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к
обучению и воспитанию;

взаимодействие с администрацией школы и учителями учебных
предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной
деятельности обучающихся и класса в целом;

взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения
личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в
коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий
личностного развития;

взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами
дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в
различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную,
творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-
эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую;

взаимодействие с педагогическими работниками, педагогом-
библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими
вожатым по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;

взаимодействие с педагогическими работниками и
администрацией школы по вопросам профилактики девиантного и
асоциального поведения обучающихся;

взаимодействие с администрацией и педагогическими
работниками школы (социальный педагог, педагог-психолог) с целью
организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;

регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися;

проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;

привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.

Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:

привлечение родителей (законных представителей) к
сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых
подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для
развития личности каждого ребенка;

регулярное информирование родителей (законных
представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных
изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса
(родительские собрания, индивидуальные встречи и беседы, посещения на
дому);

координацию взаимосвязей между родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими
участниками образовательных отношений;

содействие повышению педагогической компетентности
родителей (законных представителей) путем организации целевых
мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и
воспитания, личностного развития детей;

помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками (консультации, беседы, встречи);

создание и организация работы Родительского комитета, участвующего в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся;

привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса (организация встреч, экскурсий);

организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

Работа с социальными партнерами:

участие в организации работы, способствующей
профессиональному самоопределению обучающихся (встречи, экскурсии на предприятия);

участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-
педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных
организаций;

участие в организации комплексной поддержки детей из групп
риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением
работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций
сферы здравоохранения, дополнительногообразования детей, культуры,
спорта, профессионального образования.

3.2. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

установление доверительных отношений между педагогическими работниками и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб педагогических работников, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов:

Виды деятельности

Функция

Наименование курсов

Познавательная деятельность.

передача обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание
к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

кружковое объединение «Юный пожарный»; ОДНКР (6 класс), кружковое объединение «Юный экономист», «Чудесная химия», «Я- исследователь», «Юный эколог»,

«Хочу все знать»;

«Занимательная математика»;

«Умники и умницы»,

Художественное творчество

создают благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.

объединение при МШ по направлению аккордеон

Туристско-краеведческая деятельность

воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся, формирование у них навыков самообслуживающего труда

«Мое Оренбуржье»

Спортивно-оздоровительная деятельность

физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых

спортивные секций настольного тенниса, волейбола, ШСК «Лидер»,

кружковое объединение ДК «Космос» по хореографии

«За ЗОЖ»

«Разговор о правильном питании»

Трудовая деятельность

развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду

Кружковое объединение «Я- исследователь»

Игровая деятельность.

раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать

Кружковое объединение «Юный экономист», часы общения

Проблемно-ценностное общение

развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей

Кружковое объединение при ДК «Космос» «Литературное слово», часы общения



3.4. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

родительский всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

Тематика родительского всеобуча осуществляется в соответствии с проектом «Педагогическое просвещение родителей» авторов д.пед.наук, проф.В.Г.Рындак, к.пед.наук, проф.М.Б.Насырова, под редакцией д.пед.наук, проф.В.А.Лабузова

На индивидуальном уровне:

работа специалиста- педагога-психолога по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося;

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей.

3.5. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся в МАОУ «Кировская СОШ» по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся.

Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.

Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.

В МАОУ «Кировская СОШ» эта работа осуществляется через:

профориентационныекурсынауровнеклассов: «Конструкторпрофессий», «Профессии, востребованныевнашемрайоне, иобласти», «Выбираяпрофессию - выбираюжизненныйпуть», «Яимоёпрофессиональноебудущее»идр.;

встречиспрофессионаламитехникуматранспортаим.Солнечниковас.Кваркено;

экскурсиинапредприятиясела, организациирайцентра (втомчисле -местаработыродителейучащихся), встречиспрофессионалами, представителями, руководителями;

индивидуальные консультации педагога-психолога для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся;

курспредпрофильнойподготовки (8 класс);

онлайн - урокифинансовойграмотности (6-9 классы);

участиевоВсероссийскомпроектепрофориентацонныхонлайн-уроков«Проектория», созданнойвсетиИнтернет (8-9 классы).

3.6. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в МАОУ «Кировская СОШ» помогает педагогическим работникам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться в детско-взрослое самоуправление.

Детское самоуправление в МАОУ «Кировская СОШ» осуществляется следующим образом:

На уровне школы:

Советстаршеклассников;

Председательсоветастаршеклассников;

ЛидерШДОО«ВеГа»;

Советмедиации;

Советастарост;

школьныйактив.

На уровне классов:

старостакласса;

органысамоуправлениякласса (секторспортаиздоровья, секторкультурыидосуга, секторшефскойпомощи, сектордисциплиныипорядка, экологическийсектор, информационныйсектор).

На индивидуальном уровне:

черезвовлечениеобучающихсявпланирование, организацию, проведениеианализобщешкольныхивнутриклассныхдел;

черезреализациюобучающимися, взявшиминасебясоответствующуюроль, функцийпоконтролюзапорядкомичистотойвклассе, уходомзакласснойкомнатой, комнатнымирастениямиит.п.

3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в образовательной организации, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.

Для этого в МАОУ «Кировская СОШ» используются следующие формы работы:

социальные проекты – Всероссийская акция «Чистые берега», «Уютный дворик», операции «Забота», «Ветеран рядом», Всероссийский кросс наций, акция «Протяни руку добра», акция «Мир добрых людей», «Зеленая Весна», «Чистые берега», акции ко Дню Победы: Марш Победы, Вальс Победы, «Георгиевская ленточка» и др.;

общешкольные праздники: «День знаний», «Гордое имя – Учитель», концертная программа ко Дню пожилого человека, Дню матери, Новогодний шабаш», Дню защитников Отечества, Дню вывода войск из Афганистана, праздничная программа ко Дню родного языка, международному женскому дню;

церемонии награждения – торжественные линейки (по итогам года);

выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел.


3.8. Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе МАОУ «Кировская СОШ» детское общественное объединение под названием ШДОО «ВеГа» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). В составе ШДОО «ВеГа» 30 учащихся 5-9 классов. Во главе ДОО находится Лидер. Действует ШДОО на основании Устава. В составе ШДОО 129 обучающихся, организация имеет свою символику, девиз, атрибуты, традиции. Деятельность ШДОО основывается на принципах самостоятельности, ответственности, равноправия, сотрудничества, гласности, коллективности. ШДОО сотрудничает с Домом культуры «Космос», поселковой библиотекой, МО «Кировский сельский совет», МАУДО «ЦВР», МАУДО «ДЮСШ», РОО и др. Основными направлениями работы являются: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое, интеллектуальное, здоровьесберегающее, социокультурное, эстетическое, экологическое, правовое, коммуникативное, семейное.

Работа в объединении ведется по следующим содержательным направлениям: «учимся», «работаем», «отдыхаем», «занимаемся спортом». Члены ШДОО являются активистами во всех школьных делах: шефская помощь ветеранам, участие в различных конкурсах, экологических, волонтерских акциях, подготовке общешкольных мероприятий.

3.9. Модуль «Волонтерство»

Волонтерство – это участие обучающихся в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать. Волонтерский отряд в МАОУ «Кировская СОШ» состоит из 15 ребят и носит название «Друзья Экологии».

Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:

На внешкольном уровне: участие в посильной помощи ветеранам села, участие в экологических, патриотических, спортивных акциях,

На уровне школы: разведение цветника и уход за ним, озеленение классных комнат, подготовка мероприятий и торжественных линеек и др.

Модуль 3.10. «Экскурсии, экспедиции, походы»

Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающимся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в МАОУ «Кировская СОШ» в рамках следующих видов и форм деятельности :

регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их педагогами, осуществляющими классное руководство, и родителями обучающихся: в музей, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);

литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые педагогическими работниками и родителями обучающихся в другие села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;

турслет с участием команд, сформированных из педагогических работников, обучающихся и родителей обучающихся, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской песни.

4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ организуемой в МАОУ «Кировская СОШ» воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно МАОУ «Кировская СОШ».

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МАОУ «Кировская СОШ», являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания, так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в МАОУ «Кировская СОШ» воспитательного процесса могут быть следующие:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.

Школа – центр активного положительного воздействия на формирование личности ребенка, на развитие его творческих и интеллектуальных способностей. Большое место в воспитательной системе занимает дополнительное образование. В системе единого воспитательно-образовательного пространства школы работа педагогов дополнительного образования была направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм обучения обучающихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей.

Общий охват учащихся внеурочной занятостью – 98 %.

Система дополнительного образования в МАОУ «Кировская СОШ» предоставляет возможность заниматься обучающимся разных возрастных групп, начиная с первоклассников и до учащихся старших классов, а также учащихся с ОВЗ. Работа всех кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей обучающихся. Она обеспечивает интерес и развитие трудолюбия. Условия созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей обучающихся, их личному развитию и социализации. Повышение уровня самооценки, проявление инициативы – это тот результат, к которому стремимся. К тому же у обучающегося меньше остается незанятого времени, значит, меньше времени он будет бесцельно слоняться по улицам, снижается риск попадания в неблагоприятные компании.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых.

На высоком методическом и организационном уровнях были проведены совместные открытые воспитательные мероприятия: праздничная программа ко Дню учителя, пожилого человека, Посвящение в первоклассники, День матери, праздничная программа «Новогодний калейдоскоп», День вывода войск из Афганистана, праздничная программа ко Дню родного языка.

Основныминаправлениямиреализации воспитательной программы являлись:

- гражданско-патриотическое воспитание

-нравственное и духовное воспитание

- воспитание положительногоотношения к трудуи творчеству

-интеллектуальное воспитание

- здоровьесберегающее воспитание

-социокультурное и медиакультурное воспитание

- культуротворческоеи эстетическое воспитание

-правовое воспитание икультура безопасности

-воспитание семейных ценностей

- формирование коммуникативнойкультуры

-экологическое воспитание.

Педагогами, осуществляющими классное руководство, не оставались и другие аспекты работы:

- сплочение классного коллектива;

- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы (девиз классных руководителей в воспитательной работе обучающихся «Начни воспитание в себе»);

- включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности (благотворительные акции, экологические акции, ежемесячные генеральные уборки и т.д.);

- развитие школьного самоуправления (помощь администрации в соблюдении учебной и поведенческой дисциплины).

Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений:

Показатели анализа, требующие изменения (обновления)

Не определена Концепция воспитательной работы в школе

Обновить тематику педагогических советов

Общешкольный план воспитательных мероприятий содержит не достаточное количество инновационных мероприятий

Не достаточна активность работы совета обучающихся по принятию решений и выдвигаемых инициатив.

Нет данных для оценки эффективности способов социализации обучающихся внутри воспитательной системы школы


Конкретные предложения по изменению (обновлению) воспитательного процесса

Определить Концепция воспитательной работы в школе

Проведение педагогического совета, посвященного воспитательной работе в школе.

Увеличение числа мероприятий совместных с социальными партнерами

Оптимизировать темы школьного методического объединения классных руководителей согласно Стратегии развития воспитательной системы до 2025

Включить в план воспитательной системы мероприятия по реализации федеральных проектов.

Обновить общешкольный план воспитательных мероприятий в сторону увеличения количества инновационных мероприятий

Расширить деятельность совета обучающихся по принятию решений и выдвигаемых инициатив, активизировать работу совета обучающихся.

Вынести на рассмотрение педагогического совета вопрос о профессиональных компетенциях специалистов по воспитательной работе








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.