Программа воспитания в школе
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2021-2022 гг.
Сорокина Е.В.
п. Кировск
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МАОУ «Кировская СОШ» (далее – Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МАОУ « Кировская СОШ» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе.
1.Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.
Процесс воспитания в МАОУ «Кировская СОШ» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
-‒неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающихся, соблюдения конфиденциальности информации об обучающихся и семье, приоритета безопасности обучающихся при нахождении в образовательной организации;
-‒ ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
-‒ реализация процесса воспитания главным образом через создание в образовательной организации детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
-‒ организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
-‒ системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в МАОУ «Кировская СОШ» являются следующие:
-‒ стержнем годового цикла воспитательной работы образовательной организации являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
-‒важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
-‒в образовательной организации создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
-‒в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
-‒педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций школьного спортивного клуба «Лидер», школьной детской общественной организации «ВеГа» и волонтерском отряде «Друзья Экологии», на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
-‒ключевой фигурой воспитания в МАОУ «Кировская СОШ» является педагог, осуществляющий деятельность по классному руководству, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
-‒участие в процессе воспитания принимает также специалист в области воспитания педагог-библиотекарь.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, общей целью воспитания в МАОУ «Кировская СОШ» является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе. воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МАОУ «Кировская СОШ» – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
-в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
-в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие всем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание:
1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для:
- усвоения обучающимися младшего школьного возраста социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут;
- самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения обучающихся;
- развития умений и навыков социально значимых отношений обучающихся младших классов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
2. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
- становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных ценностных ориентаций;
- утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру;
- развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
3. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
- приобретения опыта осуществления социально значимых дел, жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути посредствам реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в образовательной организации, в то числе:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни;
- опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций самоуправления;
- опыт дел, направленных на пользу образовательной организации, своему родному поселку, району, области, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Работа педагогических работников по реализации данной программы, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; - поддерживать деятельность функционирующей на базе МАОУ “Кировская СОШ” школьной детской общественной организации “ВеГа”;
- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление коллективных ценностей школьного сообщества;
- развивать предметно-эстетическую среду образовательной организации и реализовывать ее воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного имиджа и престижа Школы;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
- организовать работу по изучению истории и природы родного края; укрепить здоровье, организовать интересный и познавательный досуг при проведении экскурсий и походов.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в образовательной организации интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник, осуществляющий деятельность по классному руководству (далее – классный руководитель), организует следующую воспитательную деятельность:
Работа с классным коллективом:
изучение и анализ характеристик класса как малой социальной
группы (наблюдение, диагностики, опрос);
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в
классе, формирование благоприятного психологического климата,
толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям,
здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму,
чувству ответственности за будущее страны, признанию ценности
достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской,
творческой и иной деятельности;
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного
взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;
выявление и своевременную коррекцию деструктивных
отношений, создающих угрозу физическому и психическому здоровью
обучающихся;
профилактикудевиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе;
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (трудовые десанты, субботники, спортивно-массовые мероприятия, конкурсы, фестивали, встречи, профессиональные пробы, экскурсии), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализовываться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, став для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные «походы выходного дня» и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения учащихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравлений, сюрпризов, творческих подарков и розыгрышей; внутриклассные вечера, поздравления с 23 февраля и 8 марта, с Днем матери, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления
контроля посещаемости и успеваемости;
обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
содействие успешной социализации обучающихся путем
организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих
формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных организаций, творческих и научных сообществ;
осуществление индивидуальной поддержки каждого
обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических
особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания,
социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной
жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в
различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных,
стрессовых и конфликтных;
выявление и педагогическую поддержку обучающихся,
нуждающихся в психологической помощи;
профилактику наркотической и алкогольной зависимости,
табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
формирование навыков информационной безопасности;
содействие формированию у детей с устойчиво низкими
образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них
познавательных интересов;
поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие
развитию их способностей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов
обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы
образования;
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическими работниками беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся, учителями-предметниками, а также (при необходимости) – со школьным педагогом-психологом;
поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с педагогическим коллективом:
взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью
разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к
обучению и воспитанию;
взаимодействие с администрацией школы и учителями учебных
предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной
деятельности обучающихся и класса в целом;
взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения
личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в
коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий
личностного развития;
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами
дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в
различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную,
творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-
эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую;
взаимодействие с педагогическими работниками, педагогом-
библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими
вожатым по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
взаимодействие с педагогическими работниками и
администрацией школы по вопросам профилактики девиантного и
асоциального поведения обучающихся;
взаимодействие с администрацией и педагогическими
работниками школы (социальный педагог, педагог-психолог) с целью
организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:
привлечение родителей (законных представителей) к
сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых
подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для
развития личности каждого ребенка;
регулярное информирование родителей (законных
представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных
изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса
(родительские собрания, индивидуальные встречи и беседы, посещения на
дому);
координацию взаимосвязей между родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими
участниками образовательных отношений;
содействие повышению педагогической компетентности
родителей (законных представителей) путем организации целевых
мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и
воспитания, личностного развития детей;
помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками (консультации, беседы, встречи);
создание и организация работы Родительского комитета, участвующего в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся;
привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса (организация встреч, экскурсий);
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Работа с социальными партнерами:
участие в организации работы, способствующей
профессиональному самоопределению обучающихся (встречи, экскурсии на предприятия);
участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-
педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных
организаций;
участие в организации комплексной поддержки детей из групп
риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением
работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций
сферы здравоохранения, дополнительногообразования детей, культуры,
спорта, профессионального образования.
3.2. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
‒ установление доверительных отношений между педагогическими работниками и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб педагогических работников, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
‒ побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
‒ привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
‒ использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
‒ применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
‒ включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
‒ организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
‒ инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов:
Виды деятельности | Функция | Наименование курсов |
Познавательная деятельность. | передача обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание | кружковое объединение «Юный пожарный»; ОДНКР (6 класс), кружковое объединение «Юный экономист», «Чудесная химия», «Я- исследователь», «Юный эколог», «Хочу все знать»; «Занимательная математика»; «Умники и умницы», |
Художественное творчество | создают благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. | объединение при МШ по направлению аккордеон |
Туристско-краеведческая деятельность | воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся, формирование у них навыков самообслуживающего труда | «Мое Оренбуржье» |
Спортивно-оздоровительная деятельность | физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых | спортивные секций настольного тенниса, волейбола, ШСК «Лидер», кружковое объединение ДК «Космос» по хореографии «За ЗОЖ» «Разговор о правильном питании» |
Трудовая деятельность | развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду | Кружковое объединение «Я- исследователь» |
Игровая деятельность. | раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать | Кружковое объединение «Юный экономист», часы общения |
Проблемно-ценностное общение | развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей | Кружковое объединение при ДК «Космос» «Литературное слово», часы общения |
3.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
родительский всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
Тематика родительского всеобуча осуществляется в соответствии с проектом «Педагогическое просвещение родителей» авторов д.пед.наук, проф.В.Г.Рындак, к.пед.наук, проф.М.Б.Насырова, под редакцией д.пед.наук, проф.В.А.Лабузова
На индивидуальном уровне:
работа специалиста- педагога-психолога по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей.
3.5. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся в МАОУ «Кировская СОШ» по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся.
Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
В МАОУ «Кировская СОШ» эта работа осуществляется через:
профориентационныекурсынауровнеклассов: «Конструкторпрофессий», «Профессии, востребованныевнашемрайоне, иобласти», «Выбираяпрофессию - выбираюжизненныйпуть», «Яимоёпрофессиональноебудущее»идр.;
встречиспрофессионаламитехникуматранспортаим.Солнечниковас.Кваркено;
экскурсиинапредприятиясела, организациирайцентра (втомчисле -местаработыродителейучащихся), встречиспрофессионалами, представителями, руководителями;
индивидуальные консультации педагога-психолога для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся;
курспредпрофильнойподготовки (8 класс);
онлайн - урокифинансовойграмотности (6-9 классы);
участиевоВсероссийскомпроектепрофориентацонныхонлайн-уроков«Проектория», созданнойвсетиИнтернет (8-9 классы).
3.6. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в МАОУ «Кировская СОШ» помогает педагогическим работникам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в МАОУ «Кировская СОШ» осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
Советстаршеклассников;
Председательсоветастаршеклассников;
ЛидерШДОО«ВеГа»;
Советмедиации;
Советастарост;
школьныйактив.
На уровне классов:
старостакласса;
органысамоуправлениякласса (секторспортаиздоровья, секторкультурыидосуга, секторшефскойпомощи, сектордисциплиныипорядка, экологическийсектор, информационныйсектор).
На индивидуальном уровне:
черезвовлечениеобучающихсявпланирование, организацию, проведениеианализобщешкольныхивнутриклассныхдел;
черезреализациюобучающимися, взявшиминасебясоответствующуюроль, функцийпоконтролюзапорядкомичистотойвклассе, уходомзакласснойкомнатой, комнатнымирастениямиит.п.
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в образовательной организации, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в МАОУ «Кировская СОШ» используются следующие формы работы:
социальные проекты – Всероссийская акция «Чистые берега», «Уютный дворик», операции «Забота», «Ветеран рядом», Всероссийский кросс наций, акция «Протяни руку добра», акция «Мир добрых людей», «Зеленая Весна», «Чистые берега», акции ко Дню Победы: Марш Победы, Вальс Победы, «Георгиевская ленточка» и др.;
общешкольные праздники: «День знаний», «Гордое имя – Учитель», концертная программа ко Дню пожилого человека, Дню матери, Новогодний шабаш», Дню защитников Отечества, Дню вывода войск из Афганистана, праздничная программа ко Дню родного языка, международному женскому дню;
церемонии награждения – торжественные линейки (по итогам года);
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел.
3.8. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе МАОУ «Кировская СОШ» детское общественное объединение под названием ШДОО «ВеГа» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). В составе ШДОО «ВеГа» 30 учащихся 5-9 классов. Во главе ДОО находится Лидер. Действует ШДОО на основании Устава. В составе ШДОО 129 обучающихся, организация имеет свою символику, девиз, атрибуты, традиции. Деятельность ШДОО основывается на принципах самостоятельности, ответственности, равноправия, сотрудничества, гласности, коллективности. ШДОО сотрудничает с Домом культуры «Космос», поселковой библиотекой, МО «Кировский сельский совет», МАУДО «ЦВР», МАУДО «ДЮСШ», РОО и др. Основными направлениями работы являются: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое, интеллектуальное, здоровьесберегающее, социокультурное, эстетическое, экологическое, правовое, коммуникативное, семейное.
Работа в объединении ведется по следующим содержательным направлениям: «учимся», «работаем», «отдыхаем», «занимаемся спортом». Члены ШДОО являются активистами во всех школьных делах: шефская помощь ветеранам, участие в различных конкурсах, экологических, волонтерских акциях, подготовке общешкольных мероприятий.
3.9. Модуль «Волонтерство»
Волонтерство – это участие обучающихся в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать. Волонтерский отряд в МАОУ «Кировская СОШ» состоит из 15 ребят и носит название «Друзья Экологии».
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
На внешкольном уровне: участие в посильной помощи ветеранам села, участие в экологических, патриотических, спортивных акциях,
На уровне школы: разведение цветника и уход за ним, озеленение классных комнат, подготовка мероприятий и торжественных линеек и др.
Модуль 3.10. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающимся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в МАОУ «Кировская СОШ» в рамках следующих видов и форм деятельности :
регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их педагогами, осуществляющими классное руководство, и родителями обучающихся: в музей, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые педагогическими работниками и родителями обучающихся в другие села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
турслет с участием команд, сформированных из педагогических работников, обучающихся и родителей обучающихся, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской песни.
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в МАОУ «Кировская СОШ» воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно МАОУ «Кировская СОШ».
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МАОУ «Кировская СОШ», являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания, так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в МАОУ «Кировская СОШ» воспитательного процесса могут быть следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Школа – центр активного положительного воздействия на формирование личности ребенка, на развитие его творческих и интеллектуальных способностей. Большое место в воспитательной системе занимает дополнительное образование. В системе единого воспитательно-образовательного пространства школы работа педагогов дополнительного образования была направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм обучения обучающихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей.
Общий охват учащихся внеурочной занятостью – 98 %.
Система дополнительного образования в МАОУ «Кировская СОШ» предоставляет возможность заниматься обучающимся разных возрастных групп, начиная с первоклассников и до учащихся старших классов, а также учащихся с ОВЗ. Работа всех кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей обучающихся. Она обеспечивает интерес и развитие трудолюбия. Условия созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей обучающихся, их личному развитию и социализации. Повышение уровня самооценки, проявление инициативы – это тот результат, к которому стремимся. К тому же у обучающегося меньше остается незанятого времени, значит, меньше времени он будет бесцельно слоняться по улицам, снижается риск попадания в неблагоприятные компании.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых.
На высоком методическом и организационном уровнях были проведены совместные открытые воспитательные мероприятия: праздничная программа ко Дню учителя, пожилого человека, Посвящение в первоклассники, День матери, праздничная программа «Новогодний калейдоскоп», День вывода войск из Афганистана, праздничная программа ко Дню родного языка.
Основныминаправлениямиреализации воспитательной программы являлись:
- гражданско-патриотическое воспитание
-нравственное и духовное воспитание
- воспитание положительногоотношения к трудуи творчеству
-интеллектуальное воспитание
- здоровьесберегающее воспитание
-социокультурное и медиакультурное воспитание
- культуротворческоеи эстетическое воспитание
-правовое воспитание икультура безопасности
-воспитание семейных ценностей
- формирование коммуникативнойкультуры
-экологическое воспитание.
Педагогами, осуществляющими классное руководство, не оставались и другие аспекты работы:
- сплочение классного коллектива;
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы (девиз классных руководителей в воспитательной работе обучающихся «Начни воспитание в себе»);
- включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности (благотворительные акции, экологические акции, ежемесячные генеральные уборки и т.д.);
- развитие школьного самоуправления (помощь администрации в соблюдении учебной и поведенческой дисциплины).
Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений:
Показатели анализа, требующие изменения (обновления) | Не определена Концепция воспитательной работы в школе Обновить тематику педагогических советов Общешкольный план воспитательных мероприятий содержит не достаточное количество инновационных мероприятий Не достаточна активность работы совета обучающихся по принятию решений и выдвигаемых инициатив. Нет данных для оценки эффективности способов социализации обучающихся внутри воспитательной системы школы |
Конкретные предложения по изменению (обновлению) воспитательного процесса | Определить Концепция воспитательной работы в школе Проведение педагогического совета, посвященного воспитательной работе в школе. Увеличение числа мероприятий совместных с социальными партнерами Оптимизировать темы школьного методического объединения классных руководителей согласно Стратегии развития воспитательной системы до 2025 Включить в план воспитательной системы мероприятия по реализации федеральных проектов. Обновить общешкольный план воспитательных мероприятий в сторону увеличения количества инновационных мероприятий Расширить деятельность совета обучающихся по принятию решений и выдвигаемых инициатив, активизировать работу совета обучающихся. Вынести на рассмотрение педагогического совета вопрос о профессиональных компетенциях специалистов по воспитательной работе |