Программа воспитания «В мире добра»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»
Кулундинского района Алтайского края.
Программа воспитания
«В мире добра»
на 2021-2022 уч.год.
Кл.рук-ль: Бабичева С.А..
с. Кулунда
2021
Содержание.
Программа воспитательной работы:
Раздел 1. «Пояснительная записка»;
Раздел 2. «Содержание воспитательной деятельности»;
Инвариантные (обязательные) модули:
«Классное руководство»
«Школьный урок»
«Курсы внеурочной деятельности»
«Работа с родителями»
«Самоуправление»
«Профориентация»
Вариативные модули:
«Ключевые общешкольные дела»
«Школьные медиа»
«Организация предметно-эстетической среды»
Приложения:
Анализ по воспитательной работе за 2020-2021 учебный год;
Психолого-педагогическая характеристика класса;
Социальный паспорт класса;
Занятость ребят в кружках дополнительного образования;
Календарное планирование воспитательной работы на новый 2021-2022 учебный год;
Работа с родителями;
Планируемые результаты Программы воспитания.
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно- правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
4.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
5.Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
6.Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
7.Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р.
8.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 “Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи” (СП 2.4.3648-20).
Программа воспитания обучающихся МБОУ Кулундинская СОШ №1 (далее - программа воспитания) является обязательной частью основных образовательных программ и направлена на решение проблем гармоничного вхождения, обучающихся в социальный мир, налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми; реализацию педагогическими работниками (учитель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, педагог дополнительного образования, педагог-организатор,педагоги-психологи) совместной с обучающимися деятельности, делающую тем самым школу воспитывающей организацией.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовностьк саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
1.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Основными традициями воспитания в МБОУ Кулундинская СОШ №1 являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Школа создает условия для развития готовности всех участников образовательного пространства к предупреждению и преодолению социальных рисков и рисков нарушения здоровья и безопасной жизнедеятельности, способности к пониманию не только себя, своих индивидуальных особенностей, но особенностей других многочисленных категорий детей.
Поддерживается тесная связь с культурными центрами Кулундинского района (МБУК МФКЦ, детская и межпоселенческая библиотеки, Центр детского творчества, Детская школа искусств, Детско-юношеская спортивная школа ,районный музей)
Школа сотрудничает с МО МВД России «Кулундинский», ГИБДД, Линейным пунктом полиции на станции Кулунда, Пожарно-спасательной частью № 72, Пограничной заставой, с общественно значимыми организациями (Кулундинское районное отделение алтайской краевой организации Им. Героя советского союза К.Павлюкова "Российский союз ветеранов афганистана", Общественная организация ветеранов пограничных войск), МЧС,КГБУ « Комплексный центр помощи семье и детям», редакция газеты « Новости Кулунды»).
Особое внимание уделяется организации взаимодействия семьи и школы. Выстроена система информирования родителей, законных представителей о правах и обязанностях учащихся, о правах, обязанностях и ответственности родителей в сфере образования. На официальном сайте школы представлена нормативная документация, работают ссылки на сайты органов администрации района, комитета по образованию и делам молодёжи, краевые сайты.
Большую роль в гражданско-патриотическом воспитании учащихся играет школный краеведческий музей « Край, в котором я живу» ,ведущий разнообразную учебную и культурно-просветительную работу среди учащихся, родителей и местного населения.
Библиотечно-информационный центр школы активно участвует в формировании единого информационного и культурного пространства,проводит планомерную воспитательную работу, организовывает тематические выставки и презентации.
Внеурочная деятельность организована на основе выбора учащихся и их родителей. При организации внеурочной деятельности учитывается внешкольная занятость детей
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МБОУ Кулундинская СОШ №1 – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
РАЗДЕЛ 2. Цель и задачи воспитания
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников во внеурочную деятельность и дополнительное образование (кружки), реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
5) инициировать и поддерживать деятельность детских общественных организаций (РДШ);
6) поддерживать деятельность детских общественных объединений и организаций;
7) организовывать профориентационную работу со школьниками;
8) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного имиджа и престижа школы;
9) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
10) обеспечить условия для развития личности, органически сочетающей в себе стремление к самореализации и уважение к правам и интересам других людей, высокую инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества, способность к достижению личностного и общественного благополучия;
11) осуществлять правовое воспитание и формировать у подростков социальные
компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
12) формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, экологическую культуру;
13) развивать школьные медиа, направленные на формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3.ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений ,модулях воспитательной работы школы.
3.1. Модуль «Классное руководство»
3.2. Модуль « Школьный урок»
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
3. 4.Модуль «Ключевые общешкольные дела»
3.5.Модуль «Самоуправление»
3.6. Модуль«Работа с родителями»
3.7.Модуль «Профориентация»
3.8. Модуль«Школьные медиа»
3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
3.1.Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель):
- организует работу с коллективом класса;
- индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
- работу с учителями, преподающими в данном классе;
- работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
-инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
-организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
-проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
-сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
-выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
-участие в мероприятиях РДШ.
Индивидуальная работа с учащимися:
-изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом.
-поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
-индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года вместе анализируют свои успехи и неудачи.
-коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
-проведение регулярных консультаций классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
-проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
-привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
-регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
-помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями- предметниками;
-организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
-создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
-привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
-организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками принципы дисциплины и самоорганизации;
-привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
-организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.3.Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося.
Внеурочная деятельность в 1-4 классах.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.
Спортивно-оздоровительное. Участие в спортивных соревнованиях (« Веселые старты», школьная Спартакиада). Проведение бесед по охране здоровья. Организация Дней Здоровья. Подвижные игры.
Общеинтеллектуальное. Предметные недели. Библиотечные уроки. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференцииэ. Проектная, исследовательская деятельность. Участие в научно-исследовательских конференциях.
Общекультурное. Организация экскурсий в театры и музеи, цирк и планетарий,выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся. Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи, КТД. Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, края. Подготовка и участие в концертах, праздниках, спектаклях.
Социальное. Проведение субботников. Работа по оформлению и уборке кабинета. Уход за комнатными растениями. Организация дежурства на переменах и в школьной столовой. Работа на пришкольном участке. Разведение комнатных растений и уход за ними. Участие в эко-Акциях «Посади дерево», «Покормите птиц», « Чистая школа» и др.
Духовно-нравственное. Встречи с ветеранами ВОВ и труда, Уроки мужества, посещение школьного музея. Выставки рисунков. Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян. Тематические классные часы. Фестиваль патриотической песни « Пою моё Отечество», смотры строя и песни. « Зарница»
3.4 Модуль «Ключевые общешкольные дела».
Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия, организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников вместе с педагогами в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях принимают участие все школьники.
Коллективные творческие дела – это не «воспитательные мероприятия» в привычном виде: сущность и воспитательные возможности КТД неизмеримо глубже и богаче. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы школьников и педагогов об улучшении окружающей и своей жизни. Коллективное творческое планирование, коллективные творческие дела – познавательные, трудовые, организаторские, спортивные – это то, что делает общую жизнь старших и младших школьников полнокровной.
Здесь и забота о своем коллективе, и друг о друге, и об окружающих людях, и о далеких друзьях. Поэтому это дело, жизненно важное, общественно необходимое дело. Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно школьниками и педагогами – как младшими, так и старшими. Оно - творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.
В течение учебного года проводятся следующие ключевые дела, с учетом календаря образовательных событий, приуроченных к государственным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни..
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
через деятельность выборного Совета школьников, создаваемого для учета мнения школьников 8-11 классов по вопросам управления образовательной организацией и принятия решений, затрагивающих их права и законные интересы;
через работу постоянно действующего школьного актива (2-4; 5-7 классы), инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
3.6.Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МБОУ Кулундинская сОШ №1 осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:.
На уровне класса:
классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей их класса;
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;
классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся класса;
социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей).
3.7.Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Направления деятельности по профоирентации:
1.Профессиональное просвещение – информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Источником информации о профессиях являются СМИ и различная справочная литература: справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости. Профпропаганда способствует формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость.
2.Профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе. Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся. Это достаточно объемная работа, требующая привлечения не только администрации, психологов, социальных педагогов, но и учителей. С целью организации взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса сегодня в школах разрабатываются комплексно-целевые программы социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся, которые включают в себя пропедевтику и обучение, консультационную работу и диагностику.
3.Профконсультация – часть системы профессиональной ориентации, регулятор профессионального самоопределения личности. Это непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора.
4.Профессиональная адаптация – активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу. Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов ее успешной адаптации. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии. Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа.
Эта работа осуществляется через:
профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
профориентационные курсы на уровне района и классов: «Ярмарка профессий», «Профессии, востребованные в нашем селе,районе, крае», «Выбирай свой жизненный путь правильно», «Я и моё профессиональное будущее» и др.;
встречи с профессионалами;
встречи с выпускниками школы ;
организация жд.класса;
экскурсии на предприятия села, фирмы, организации (в том числе - места работы родителей учащихся), встречи с профессионалами, представителями, руководителями, дающие ученикам представление о профессиях и условиях работы на данном предприятии, возможностях и условиях получения профессии и поступления на работу на данное предприятие, в том числе в on -line режиме;
профориентационные профильные проекты совместно с социальными партнёрами школы( РЖД).
профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков («Проектория», « Билет в будущее»);
индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.
3.8. Модуль «Школьные медиа».
Школе необходима организация деятельности школьных медиа с целью развития коммуникативной культуры обучающихся, формирования навыков общения и сотрудничества, поддержки их творческой самореализации. В начале года в каждом классе выбирается представитель, который будет осуществлять сбор и передачу информации под руководством классного руководителя редакторам-руководителям (в начальной школе), самостоятельно руководить сбором, редактированием и передачей информации (в основной и старшей школе). Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности.
Медиа -проект «Калейдоскоп событий школы» ( школьная газета)- разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления . Газета рассказывает о жизни школы, о предстоящих и прошедших мероприятиях на уровне школы,района, края , успехах учащихся на соревнованиях, конкурсах различного уровня. Сбором информации и материалов для выпуска занимаются учащиеся 5-11 классов, назначенные ответственными за направление журналистики в классе.
Проект «МЫ-вместе».
Школьная интернет -группа - разновозрастное сообщество учащихся и педагогов, поддерживающее интернет -сайт школы и группы в социальных сетях «В Контакте», «Одноклассники», «Instagram» с целью освещения деятельности школы в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе. Руководителем является учитель химии, проходит отбор учащихся-администраторов, которые будут следить за предложенными постами, иллюстративным материалом. В классах школы назначается ответственный учащийся за направление журналистики, который осуществляет сбор информации о жизни класса, проводимых мероприятиях на различных уровнях и участии учащихся в них.
Медиа -проект « Первый школьный», в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории. В школе имеется радиостудия .
3.9.Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая предметно-эстетическая среда при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация,
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, посадка деревьев и кустарников и уход за ними в летний период ( экологичсекая тропа « Природа и мы»);
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики: флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьной одежды и т.п., используемой, как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни школы (во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий).
РАЗДЕЛ 4.Основные направления самоанализа воспитательной работы.
1.План воспитательной работы 4 класса на 2021-2022 учебный год
Цель работы – формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, формирование целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, республику, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Достижению поставленной цели воспитания на уровне класса будет способствовать решение следующих основных задач:
реализовывать воспитательные возможности классных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения;
вовлекать учащихся класса в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
инициировать и поддерживать ученическое классное самоуправление;
организовывать для учащихся класса экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
организовывать профориентационную работу;
развивать предметно-эстетическую среду школы, класса и реализовывать ее воспитательные возможности;
организовать работу с семьями учащихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в классе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
2.Анализ воспитательной работы классного руководителя 3 б класса
(2020-2021 учебный год)
Воспитательная работа во 3б классе осуществлялась согласно составленной и утвержденной программе «В мире добра»
Цель программы: воспитание всесторонне развитой и нравственно зрелой личности каждого ребенка в условиях организации и внедрения новых государственных стандартов второго поколения.
Задачи:
Развивать умение общаться и сотрудничать.
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Военно-патриотическое
Целями данного направления были: формирование и развитие свободной духовно-нравственной личности.
| Название мероприятия | Уровень | Количество участников |
1. | Конкурс рисунков «Мы мир храним, пока мы помним о войне» | районный | 9человек |
2 | Конкурс чтецов «Я славлю родину», посвященный Дню защитника Отечества | школьный | 3человека |
3. | «Минута Славы» | школьный | 5человека |
4. | Кл.час «День Неизвестного солдата», « Слава тебе, победитель-солдат!» «Международный День инвалидов» ,«Колокола нашей памяти» м-еждународный день памяти жертв Холокоста | классный | 23 человека |
Анализируя работу по данному направлению, можно отметить, что учащимся не чужды вопросы патриотизма, они очень активно участвовали в мероприятиях данного направления
Профессионально-трудовое
Целью работы в данном направлении ставила перед собой воспитание бережного отношения к школьному имуществу, выработка устойчивых привычек содержать всё в порядке, нацеливание на выбор профессии.
| Название мероприятия | Уровень | Количество участников |
1. | Генеральная уборка класса | классный | 23 человека |
2 | Изготовление подарков к 8 марта | классный | 23человека |
Художественно-эстетическое
При разработке данного направления, я ставила перед собой задачи: воспитывать правильное отношение к прекрасному, потребность в нём, способность увидеть его и оценить, стремление творить красоту.
| Название мероприятия | Уровень | Количество участников |
1. | «Минута Славы» (1 место-2,2место-1) | школьный | 5человека |
2. | «Мама- ближе человека нет»» Онлайн-праздник, посвященный 8 марта | классный | 23 человека |
3. | Онлайн-конкурс «Волшебный гаджет»-Бородич С(участие) | районный | 1человек |
4. | Муниципального этапа краевого конкурса декоративно-прикладного, изобразительного и фототворчества «Рождественская звезда»-Живкович А-1 место | районный | 1человек |
5. | Диплом за участие в открытом онлайн- конкурсе детских рисунков «Дари добро»-Бородич С. | краевой | 1человек |
6. | ГРАМОТА за участие в III Алтайского краевого конкурса детского рисунка «МОИ БАБУШКА И ДЕДУШКА», посвященного Дню бабушек и дедушек за достижение высоких творческих результатов-Бородич С | краевой | 1человек |
Мероприятия данного направления прошло очень весело, организованно, учащиеся участвовали в нем с огромным интересом и с нетерпением ждали.
4.Спортивно-оздоровительное
Задачами данного направления были сохранение и укрепление здоровья учащихся.
| Название мероприятия | Уровень | Количество участников |
1 | Беседы и инструктажи по правилам поведения на дороге, во время весенних, зимних, осенних, летних каникул | классный | 23 человека |
2 | Районного конкурса детских работ« Я придумал новый дорожный знак!»-Бородич С (2 место) | районный | 1 человек |
3 | Разговор о правильном питании | классный | 23 человека |
4 | Профилактика и меры безопасности во время коронавируса | классный | 23 человека |
Данное направление считаю приоритетным и очень важным для воспитания современных школьников.
5.Наука и образование
| Название мероприятия | Уровень | Количество участников |
1. | Учи.ру «Олимпийские игры» по математике, русскому языку, окружающему миру для 3-го класса; межпредметная Дино Олимпиада для 3-го класса; зимняя олимпиада «Безопасные дороги» 2020 г. для 3-го класса Яндекс .Учебник –олимпиада по математике «Я- математику люблю» | всероссийский | 23человека |
2 | Конкурс творческих работ «Осенняя мастерская -2020 | международный | 1человек |
В октябре и декабре 2020 года прошли онлайн- родительские собрание «Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка». «Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка
В марте было проведено родительское собрание «Моя самооценка»,в мае « Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка» Явка родителей на собрания высокая (100%)Работа с родителями велась в содружестве, в взаимопомощи. Родители являются главными помощниками в воспитании ребят класса
Работая с детьми, я старалась обеспечить целостный подход к воспитанию и развитию личности ученика, формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно – эмоциональной и благоприятной среды для развития ребят класса
3. Характеристика 4 класса
Список класса:
№ п/п | Домашний телефон | ||||
1 | 21.09.2010 | М | 4б | +7(929)398-49-75 | |
2 | 27.05.2011 | Ж | 4б | 9619945859 | |
3 | 15.12.2011 | Ж | 4б | 9237521236 | |
4 | 24.10.2011 | М | 4б | 9236472624 | |
5 | 03.03.2011 | Ж | 4б | 89236494670 | |
6 | 16.12.2011 | М | 4б | 89635389390 | |
7 | 03.03.2011 | Ж | 4б | +79095071817 | |
8 | 09.09.2011 | Ж | 4б | 9833831325 | |
9 | 19.08.2011 | Ж | 4б | 89132661949 | |
10 | 01.09.2011 | М | 4б | 9612391223 | |
11 | 23.08.2011 | Ж | 4б | 89237207977 | |
12 | 16.05.2011 | М | 4б | 9619808384 | |
13 | 06.09.2011 | М | 4б | 89609557209 | |
14 | 17.08.2011 | Ж | 4б | 9235630964 | |
15 | 06.11.2011 | М | 4б | 9293929904 | |
16 | 19.04.2011 | Ж | 4б | 9130820700 | |
17 | 30.12.2010 | М | 4б | 89237246389 | |
18 | 13.01.2011 | М | 4б | 89132352917 | |
19 | 20.12.2010 | М | 4б | 9231047830 | |
20 | 02.08.2011 | Ж | 4б | 89230087767 | |
21 | 30.09.2011 | М | 4б | 9237900050 | |
22 | 27.12.2010 | М | 4б | 9132131840 | |
23 | 05.09.2011 | Ж | 4б | 9237297466 | |
24 | 31.03.2011 | М | 4б | 79132750409 | |
25 | 16.11.2011 | Ж | 4б | 9230080915 |
Начало формы
Конец формы
В классе 25 человек: из них – 12девочки, 13 мальчиков. В 4 класс пришли 2 новых ученика. В полных семьях проживают 19человек. Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где оказаны должные: доброта, внимание и забота родителей. В неполной семье проживают 6 учеников. Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Физическое развитие детей соответствует возрасту, очень радует, что дети редко и мало болеют.. Многие родители положительно воздействуют на детей. Их отличает единство и согласованность требований в семье к детям, осведомленность о жизни ребенка, тесная связь с учителем, поиск рекомендаций и разрешение проблемных ситуаций по воспитанию детей. Это благополучные семьи..
За прошедший год начал формироваться коллектив, но формирование коллектива нужно продолжить в 4 классе. Дети дружат между собой. У них появились общие интересы и занятия. Ребята дружат не только в школе, но и за её пределами. Сложились добрые дружеские отношения между девочками и мальчиками. Часто ученики переживают за неудачи своих друзей, подбадривают их, радуются их успехам. Ученики прислушиваются к мнению своих одноклассников, им важно их мнение. К учёбе в школе относятся позитивно. Доброжелательно относятся к учителям, детям. Конфликты ещё в коллективе возникают, но стараемся быстро гасить. Ребята учатся просить прощение, если они неправы. Дети пытаются организовать свою деятельность. Пока это у них получается только под руководством учителя. Во многих делах дети проявляют недостаточную активность, организованность. Над этим предстоит работать в 4 классе.
. Дети в классе уравновешенные, владеют познавательной мотивацией. Быстро включаются в учебный процесс. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Они любознательны, у них хорошо развиты познавательные процессы, зрительная, слуховая память. Легко запоминают учебный материал. Способны сохранять его в памяти, на долгое время. Любят рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Развито логическое мышление. Ответы этих детей отличаются глубиной, содержательностью. Учатся грамотно излагать свои мысли, пытаются отстаивать свою точку зрения. Хорошо развита речь, эмоциональна, выразительна. Развито творческое воображение. Любят читать. С удовольствием общаются с товарищами, помогают и объясняют им.
В общем, в классе складывается дружный коллектив. Дети живут интересами друг друга, болезненно переживают неудачи и проблемы своих одноклассников, стараются протянуть руку помощи. Умеют радоваться успехам друг друга. Все стараются принимать участие в делах класса, интересуются жизнью класса. Класс подвижный, энергичный. Все ученики активные, добросовестные, к с удовольствием выполняют различные поручения. Дети очень артистичны, принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, праздниках.
Родители детей класса также активны, как их дети. Помогают учителю, очень отзывчивы. Все советы принимают положительно.
В классе ведется работа по формированию общественного мнения, где дети учатся высказывать свои суждения, отношения к поступкам некоторых учеников, оценивать работу товарищей и т.д. В новом учебном году будет продолжена работа по сплочению дружного ученического коллектива, формированию положительных мотивов в отношении с окружающими.
4.Внеурочная занятость 4б класса
Ф.И.учащегося | Внеурочная занятость Название кружков |
1. Антонюк Егор | «Занимательная математика» «Сувенир» «Юный краевед» «Этика: азбука добра» «Финансовая грамотность» |
2. Барило Анна | «Занимательная математика» «Сувенир» «Финансовая грамотность» |
3. Беда Юлиана | «Занимательная математика» «Этика: азбука добра» «Финансовая грамотность» |
4. Белоусов Борис | «Занимательная математика» «Юный краевед» «Финансовая грамотность» |
5. Бородич Степан | «Занимательная математика» «Сувенир» «Финансовая грамотность» |
6. Виниченко Валерия | «Занимательная математика» «Юный краевед» «Этика: азбука добра» |
7. Гудриян Дарья | Занимательная математика» «Сувенир» «Финансовая грамотность» |
8. Гузь Элина | «Занимательная математика» «Сувенир» «Финансовая грамотность» |
9. Довыденко Кирилл | «Занимательная математика» «Сувенир» «Финансовая грамотность» |
10. Ельникова Вероника | «Занимательная математика» «Сувенир» «Этика: азбука добра» |
11. Живило Лев | «Финансовая грамотность» «Занимательная математика» «Сувенир» |
12. Живкович Артур | Занимательная математика» «Сувенир» «Финансовая грамотность» |
13. Ляхова Екатерина | «Занимательная математика» «Сувенир» «Финансовая грамотность» «Юный краевед» |
14. Мачехин Богдан | «Занимательная математика» «Сувенир» «Финансовая грамотность» «Этика: азбука добра» |
15. Морозюк Анна | «Занимательная математика» «Сувенир» «Финансовая грамотность» |
16. Поляхов Ярослав | «Занимательная математика» «Этика: азбука добра» Финансовая грамотность» |
17. Сайко Артем | Занимательная математика» «Финансовая грамотность» «Этика: азбука добра» «Юный краевед» |
18. Семейкин Арсений | «Занимательная математика» «Юный краевед» «Этика: азбука добра» |
19. Солоян Милена | «Этика: азбука добра» «Финансовая грамотность» «Занимательная математика» «Сувенир» |
20.Сортбоев Отабек | «Занимательная математика» «Сувенир» «Юный краевед» |
21. Фокин Кирилл | «Занимательная математика» «Финансовая грамотность» «Юный краевед» |
22. Хлыстун Ангелина | Занимательная математика» «Этика: азбука добра» «Сувенир» «Юный краевед» |
23. Чухлеб Сергей | Занимательная математика» «Финансовая грамотность» «Сувенир» «Юный краевед» |
24. Яковлева Софья | «Занимательная математика» «Сувенир» «Этика: азбука добра» |
25.Березенко Полина | «Занимательная математика» «Сувенир» «Финансовая грамотность» |
5. Календарь мероприятий воспитательной работы на 2021-2022 уч. год
3.1. Инвариантные модули | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 3.1.. «Классное руководство» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дела | Ориентировочное время проведения | Ответственные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «День рождения школы». Месячник безопасности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
День знаний «Современная Российская наука» | сентябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Беседа «Беслан. Мы помним.» | сентябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя безопасности дорожного движения (ПДД) Акция по ПДД «Дорожные знаки-мои друзья!» | сентябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спортивное КТД « Кросс ЗДОРОВЬЯ | октябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минута Славы | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акция «Твори добро!» (ко Дню пожилых людей) | октябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «Мы вместе!» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Осенины» | октябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всероссийская акция, посвященная «Дню учителя» | октябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет | октябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» | октябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «У нас единая планета, у нас единая семья» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра-квест «Единство в нас!» (ко Дню народного единства) | ноябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Беседа «Что я знаю о своих правах?» | ноябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
День матери в России | ноябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
День словаря | ноябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Беседа «Профилактика простудных заболеваний» | ноябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «Новогодний марафон». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спортивные соревнования в 2-4 классах « Спорт-это мир» | декабрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классный час «Неизвестный солдат – ты для каждого вечно живой!» | декабрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Беседа «В жизни всегда есть место подвигу» (ко Дню героев Отечества) | декабрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Новый год идет!» украшение кабинета, оформление окон, конкурс рисунков, поделок, утренник. | декабрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «Мир профессии» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лыжные соревнования | декабрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инструктаж по противопожарной безопасности | декабрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| январь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок мужества «Война. Блокада. Ленинград.» | январь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс чтецов « Моя Россия» | январь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «Служить России суждено тебе и мне…». Месячник молодого избирателя, правовых знаний. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классный час «России верные сыны!» | февраль | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Веселые старты», | февраль | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фестиваль патриотической песни. « Пою моё Отечество» | февраль | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смотр строя и песни . Зарничка | февраль | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Профилактическаая беседа « Правила поведения в школе и в общественных местах». | февраль | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «Красота вокруг нас» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
День науки и творчества в школе: конкурсы рисунков, сувениров,фотографий | март | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«С песней по жизни!» (в рамках всероссийской недели музыки для детей и юношества) | март | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного Дня гражданской обороны) | март | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классный час «Есть что-то в ней, что красоты прекрасней» (к Международному женскому дню) | март | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационный час «День воссоединения Крыма с Россией» | март | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «Дари добро другим во благо». Месячник ЗОЖ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классный час «К тайнам Вселенной!» (ко Дню космонавтики) | апрель | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра | апрель | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экологические десанты. Весенний День здоровья. Спортивные КТД, посвященные Всемирному Дню здоровья. | апрель | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акция помощи бездомным животным «Ласка» | апрель | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акция « Книгу школе» | апрель | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Туристические походы по родному селу | апрель | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «Поклонимся великим тем годам…» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЕИД «Мы внуки войны, победившей фашизм» | май | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок мужества «Ты же выжил, солдат!» | май | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акция «Ветераны рядом с нами!» | май | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акция «День семьи, любви и верности» | май | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Беседа «Как построить счастливую семью?» (к Международному дню семьи) | май | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурсная игровая программа, посвященная Дню славянской письменности и культуры | май | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «Здравствуй, лето!» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Концертная развлекательная программа «Детства яркая планета» (к Международному дню защиты детей) | июнь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательный час «Русский язык: прошлое и настоящее» | июнь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Час любознательного читателя «Когда Петр Великий был маленьким…» | июнь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акция «Окна России» | июнь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок памяти и скорби «И сердцу по-прежнему горько.» | июнь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 3.2. «Школьный урок» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Название курса | Ориентировочное время проведения | Ответственные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правила учебных кабинетов | сентябрь | Учителя-предметники, зам. директора по ВР | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Визуальные образы (предметно-эстетическая среда, наглядная агитация школьных стендов предметной направленности) | В течение года | Учителя-предметники, зам. директора по ВР | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уроки мужества | В течение года | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игровые формы учебной деятельности | В течение года | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интерактивные формы учебной деятельности | В течение года | Кл. руководитель, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Музейные уроки | В течение года | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах | В течение года | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неделя здорового образа жизни | апрель | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понедельник | «Этика: азбука добра» | 12.55-13.30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вторник | «Занимательная математика» | 12.55-14.05 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Среда | «Юный краевед» | 12.55-13.30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Четверг | «Финансовая грамотность» | 12.55-13.30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пятница | «Сувенир» | 12.55-13.30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 3.4 «Ключевые общешкольные дела» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 3.6. «Работа с родителями» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дела, события, мероприятия | Ориентировочное время проведения | Ответственные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родительское собрание «Компьютер и дети: будьте осторожны!» | октябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участие родителей (законных представителей) в родительских всеобучах | В течение года | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родительское собрание «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка. Результаты полугодия. Профилактика простудных заболеваний» | декабрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родительское собрание «Предупреждение вредных привычек или как уберечь детей от беды. Профилактика правонарушений» | март | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проведение индивидуальных консультаций с родителями (законными представителями) обучающихся | В течение года | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родительское собрание «Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!» Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения. Школьные каникулы. Как провести летний отдых с пользой? | май | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 3.7. «Профориентация» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дела, события, мероприятия | Ориентировочное время проведения | Ответственные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Беседы о профессиях. Оформление уголка по профориентации «В мире профессий» (регулярное обновление) | В течении года | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тематическая беседа «Успешность в школе - успешность в профессии в будущем!» | сентябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект «Профессии наших пап» | сентябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс рисунков«Спасибо вам, учителя!» | октябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спортивно-игровая программа «Юный пожарный» | октябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тематическая беседа «Славься, труд!» | ноябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Профориентационная игра «Угадай профессию» | ноябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс сочинений «Кем я вижу себя в будущем?» | ноябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анкетирование «Выявление профессиональной направленности» | декабрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Школьный конкурс рисунков «Кем я хочу быть?» | декабрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс проектов «Профессии моих родителей» | январь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компьютерная презентация «Все работы хороши – выбирай на вкус!» | февраль | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КВН «Когда ты станешь взрослым?» | март | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Праздник «Все профессии нужны, все профессии важны! | апрель | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внеклассное занятие «Азбука профессий» | май | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Встречи с людьми разных профессий. Экскурсии (на почту, в магазин, в больницу, в библиотеку и др.) | В течение года | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 3.8. «Школьные медиа» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дела, события, мероприятия | Ориентировочное время проведения | Ответственные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участие в подготовке и проведению общешкольных мероприятий | В течение года | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-воспитательное занятие «Интернет и безопасность» | сентябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Видео- и фотосьемка проведения классных мероприятий с целью создания портфолио класса | В течение года | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проведение уроков «Урок Цифры» | В течение года | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Квест-игра «Мы попали на ТВ» | ноябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Видео- и фотосьемка на общешкольных, районных мероприятиях | В течение года | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка фотографий «Здравствуй, зимушка-зима!» | январь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебное занятие «Учимся делать презентации» | апрель | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 3.9. «Организация предметно-эстетической среды» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дела, события, мероприятия | Ориентировочное время проведения | Ответственные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оформление классного уголка 4 класса | сентябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс рисунков «Вместе против террора!» | сентябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс осенних поделок (к празднику «Осенины») | сентябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обновление классного уголка 4 класса | октябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка рисунков «Моя мама» | ноябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изготовление поделки «Подарок маме» | ноябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс «Лучшая кормушка для птиц» | ноябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Операция «Нашему классу – чистота и порядок!» | ноябрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акция «Укрась новогоднюю ёлку» (поделка новогодней игрушки) | декабрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оформление интерьера класса «Идет к нам Новый год!» | декабрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обновление классного уголка 4 класса | декабрь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс рисунков «Рождество Христово» | январь | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изготовление поделок для папы к 23 февраля | февраль | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оформление интерьера класса «С Днем защитника Отечества!» | февраль | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка рисунков «С праздником 23 февраля!» | февраль | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акция «Чистый класс, чистая школа!» | февраль | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка рисунков «С праздником 8 Марта!» | март | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оформление интерьера класса «С Международным женским днем!» | март | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обновление классного уголка 4 класса | март | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка рисунков, посвященная Дню космонавтики | апрель | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оформление уголка здоровья | апрель | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участие в субботнике по благоустройству и уборке пришкольной территории | апрель | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изготовление поделок «Пасхальное яйцо» | апрель | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс рисунков «Мы – наследники Победы!» | май | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акция «Стена памяти» (фотовыставка участников ВОВ, тружеников тыла, детей войны) | май | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акция «Открытка ветерану» | май | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка рисунков «Я и моя семья» | май | Кл. руководитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оформление интерьера класса к празднику «До свидания, начальная школа» | май | Кл. руководитель |
6.Работа с родителями
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Основные направления классного руководителя и родителей:
Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность-человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения). Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни. Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса на родительских собраниях;
г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Задачи работы с родителями:
Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.
Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, оказание им помощи.
Привлечение к организации досуга детей по интересам.
Помощь в налаживании контактов между детьми, родителями и учителями.
Формы работы:
Родительские собрания.
Открытые уроки.
Индивидуальные беседы.
Посещение на дому.
Совместные экскурсии, праздники.
7.Планируемые результаты
Программы воспитания:
вовлечение детей в позитивную социальную деятельность, рост числа патриотически настроенных граждан;
приобщение наибольшего количества обучающихся к здоровому образу жизни;
повышение социальной активности обучающихся;
удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива;
доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей;
рост участников и победителей в конкурсах и соревнованиях;
повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;
развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально востребованные сферы деятельности и актуальные проекты;
модернизация содержания программ дополнительной и внеурочной деятельности