Программа экологического воспитания «Зелёный мир»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10
Усть-Кутского муниципального образования
СОГЛАСОВАННО : Зам. директора по УВР ___________________ И.Н. Антонова « » 2020г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ СОШ № 10: ________________________ А.И. Куркин «___»___________2020 год |
ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«ЗЕЛЁНЫЙ МИР»
для обучающихся 5-11 классов
Разработал:
Н. Ю. Новгородская
учитель географии
г. Усть - Кут
2020 г.
Пояснительная записка
АКТУАЛЬНОСТЬ
«И люди ещё не знают того,что,
не изменив надлежащим образом своё-
поведение, своё отношение друг к другу,
не сменив шкалу ценностей и своих
взаимоотношений с окружающей средой,
они обретут себя, свой род на деградацию,
а может статься, и вымирание».
академик Н.Н. Моисеев.
Природа всегда была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником её существования и вдохновения. Природа щедра, но она не прощает ошибок. Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений
и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а
попросту губят её. Природа – это самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это часть природы. Если мы по-прежнему варварски будем относиться к природе, то нас ожидает мрачное будущее.
Мы превращаем мир в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, сложной техники и огнестрельного оружия. Ежегодно с лица Земли исчезает
одно животное, а ежедневно – одно растение. Целые массивы в Европе и Северной Америке уничтожены кислотными дождями. Это результат промышленного загрязнения. В жарких странах исчезают замечательные леса-джунгли. Именно их чаще всего называют «лёгкими планеты». Люди уничтожают эти леса ради того, чтобы освободить место для постройки дорог и для сельскохозяйственных посевов.
Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменения социальной и экономической политики.
Ситуация складывается таким образом, что современный человек просто обязан быть экологически грамотным. В последнее время на людей во всём мире обрушивается гигантский поток информации о загрязнении природной
среды. Можно было ожидать, что такой мощной лавины более чем достаточно для того, чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но, увы, с каждым годом проблема эта обостряется.
Ещё в Конституции СССР обязанность граждан беречь природу и охранять её богатства впервые приняла характер требования. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу.
Выразительным показателем экологической культуры является реальная деятельность учащихся: недопущение действий, наносящих ущерб природ-
природной среде, посильный вклад в преодоление негативных влияний на природу, разъяснение и пропаганда законов об охране природы.
Сегодня экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы.
Общеобразовательная школа призвана развивать у молодёжи ответственное отношение к природе.
Эта важная социальная задача может успешно решаться не усилиями
отдельных педагогов-энтузиастов, а только систематической работой всего
педагогического коллектива на межпредметной основе, органически включаясь во все элементы учебно-воспитательного процесса в школе.
В основу внеклассной работы ставлю краеведческий принцип изучения
и охраны природы. Целенаправленное изучение во внеклассной работе эко-
логической ситуации, которая сложилась на территории родного края, помогает школьникам осваивать моральные нормы отношения к природе, которые
включают как уважение к нормам моральных предписаний, нормам запрета
(не причинять умышленного вреда живому, не загрязнять природу и т.п.), так
и к нормам, связанным с позицией непримиримости к любым проявлениям
антиобщественного поведения в окружающей среде: браконьерству, расхищению природных богатств, разрушению среды.
Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дают материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведение людей, где
результат не соответствует желаемому.Это позволяет школьникам извлекать
уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решения в
соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.
Таким образом, просто необходимо донести до каждого мысль о том,
что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле.
Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями
и помощниками.
Цель: воспитание нравственной экологической культуры личности
через организацию совместной познавательной, преобразовательной,
природоохранной деятельности детей и взрослых
Задачи:
- реализовать познавательные и другие интересы и потребности
ребёнка через изучение природы своей малой и большой Родины;
- организовать и претворить в жизнь посильные и социально значимые дела,
акции, ролевые игры по сохранению и приумножению при-
родного наследия;
- модифицировать традиционные и разработать новые формы реализации
исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учёбе,
делах, общении;
- создать банк данных форм и методов природоохранной работы;
- развивать у детей и подростков личный экологически ориентированный
опыт по взаимодействию с окружающим миром;
- формирование представлений о здоровом образе жизни.
Содержание программы
В программе участвуют классы, отряды, команды, индивидуальные участники, познающие и улучшающие окружающий мир и природное наследие.
Программа построена на теоретическом изучении природы и экологии,
как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды.
В ходе реализации программы учащиеся овладевают определённым набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы
экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием
животного и растительного мира планеты, причинами нарушения экологического равновесия, а также формируются представления о здоровом образе жизни.
В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.
В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: экологические игры на местности, туристические походы; участвуют в мероприятиях по профилактике вредных привычек, сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья учащихся.
Основные направления деятельности
1.Эколого-просветительское;
2.Эколого-образовательное;
3.Учебно-исследовательское;
4.Природоохранное;
5.Здоровьесберегающее.
1. Эколого-просветительское (формы работы).
- проведение школьных вечеров, концертов;
- проведение встреч с работниками лесного хозяйства;
- проведение бесед с населением на природоохранные темы ( противопожарную
тематику, сохранение деревьев хвойных пород в период новогодних
праздников, энергосбережение, создание экологической тропы, т.д.).
- опубликование статей в местной печати;
- выпуск тематических газет и плакатов;
- проведение агитбригад по классам и организациям мкр-на;
2.Экологообразовательное (формы работы).
- проведение учебных занятий по курсам «Лес и человек», «Байкаловедение»,
7-8 классы, «Экология»,11кл.
- проведение экскурсий по изучению растительного и животного мира;
- изготовление коллекций, гербариев;
- чтение лекций учащимися;
- снятие видеофильмов.
3. Учебно-исследовательское (формы работы).
- проведение фенологических наблюдений на опытных делянах лесных
насаждений;
- составление схем закреплённой территории с указанием произрастания редких и
исчезающих растений, лекарственных трав, особо охраняемых объектов;
- выполнение учебно-исследовательских работ, составление проектов.
4. Природоохранное (формы работы).
- посадка деревьев и кустарников в черте населённого пункта;
- дежурство на контрольных лесных постах;
- изготовление и ремонт скворечников, кормушек;
- расселение и огорожение муравейников;
- участие в операциях «Чистый берег реки», «Рождественская ёлочка».
- выпуск и распространение листовок на противопожарную тематику;
- изготовление и установка аншлагов по правилам поведения в лесу.
5. Здоровьесберегающее (формы работы).
- эколого-познавательные туристические походы;
- экологические игры на местности;
- оборудование мест отдыха;
- летний лагерь труда и отдыха.
- операция «Уют»(озеленение кабинетов)
- посещение спортивных секций;
- профилактика вредных привычек.
Ожидаемые результаты
Изучение богатства природного наследия.
Обогащение знаниями и опытом общения с природой.
Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение
кругозора.
Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.
Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости и мужества в экскурсиях, походах и трудовых лагерях.
Положительная тенденция к ведению здорового образа жизни.
План реализации программы
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные | | |
Воспитание экологической культуры в рамках образовательного процесса | | ||||
1 | Введение в учебный план факультативных курсов и занятий дополнительного образования по экологической культуре | ежегодно | Администрация | | |
2 | Включение в планы ВР КР направления по экологическому воспитанию | ежегодно | Администрация | | |
3 | Проведение внеклассных мероприятий экологической тематики: - праздники «День лесника», «День Земли» | Сентябрь, апрель | | | |
| -НПК «Исследователи природы» | ноябрь | ДЭБЦ, шк. Лесничество | | |
| - Фабрика проектов | январь | ДЭБЦ | | |
Создание школьной методической базы по экологическому воспитанию | | ||||
1 | Создание банка данных форм и методов природоохранной деятельности | Весь период | | | |
2 | Пополнение библиотеки, видеотеки, аудиотеки материалами экологического содержания | Весь период | Администрация | | |
3 | Создание мультимедийной продукции по экологическому воспитанию | ежегодно | Администрация | | |
4 | Пополнение ресурса кабинета экологической культуры | ежегодно | Администрация | | |
Организация экскурсий | | ||||
1 | Экскурсия по изучению растительного и животного мира | | АУ «Каймоновский лесхоз» | | |
2 | Экскурсия на территории произрастания редких и исчезающих растений, лекарственных трав, особо охраняемых объектов | | | | |
Организация практической деятельности | | ||||
1 | Создание экологических троп | | Школьное Лесничество | | |
2 | Дежурства на контрольных лесных постах | | Специалисты АУ «Каймоновский лесхоз» | | |
3 | Изготовление и ремонт скворечников, кормушек | Октябрь- апрель | Учителя технологии | | |
4 | Изготовление и установка аншлагов | Апрель-май | Учителя технологии | | |
5 | Расселение и огораживание муравейников | Июнь | АУ «Каймоновский лесхоз» | | |
6 | Обустройство мест отдыха | Май-июнь | АУ «Каймоновский лесхоз»,учителя технологии | ||
Организация социально значимых проектов, дел и акций | |||||
1 | Операция «Уют» | сентябрь | Классные руководители | ||
2 | Операция «Кормушка» | Октябрь | Школьное лесничество | ||
3 | Акция «Брось сигарету, возьми конфету» | ноябрь | Волонтёры, Школьный Молодёжный парламент | ||
4 | Операция «Охота на мусор» | Апрель, май | Школьное лесничество | ||
5 | Операция «Чистый берег» | июнь | Школьное лесничество | ||
6 | Акция «Аллея выпускников» | Май | Школьное лесничество | ||
7 | Социальные проекты «Полезные привычки» | Весь период | Волонтёры, совет старшеклассников | ||
8 | Акция «Наркотикам- нет» | | М П | ||
9 | Агитбригада «Поможем пернатым друзьям» | Ноябрь | Школьное лесничество | ||
10 | Агитбригада «Сохраним лесную красавицу» | Декабрь | Школьное лесничество | ||
11 | Агитбригада «Сэру Мусору- нет» | Май | Школьное лесничество | ||
12 | Агитбригада «Злой и добрый огонь» | Апрель, май | Школьное лесничество | ||
13 | Акция «Чистый город» | сентябрь | Молодёжный парламент | ||
14 | Конкурс рисунков: | | | ||
| -«Сохраним лес живым» | Сентябрь-апрель | Учитель ИЗО | ||
| -«Сбережём лес от пожара» | апрель | | ||
| -«Моя мама» | ноябрь | | ||
| - « О вреде табака, наркотиков, алкаголя» | октябрь | Учитель ИЗО | ||
15 | Выпуск газет: | | Учитель ИЗО | ||
| - ко Дню Учителя | октябрь | | ||
| - «О здоровом образе жизни» | октябрь | | ||
| - к Новому году | декабрь | | ||
| - к 8 марта | март | | ||
| - ко Дню защитников Отечества | февраль | | ||
| - ко Дню Победы | май | | ||
| - «Юный лесничий» | июнь | Школьное лесничество |