12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новгородская Наталья Юрьевна150
Учитель географии
Россия, Иркутская обл., Усть-Кут


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

Усть-Кутского муниципального образования




СОГЛАСОВАННО :

Зам. директора по УВР

___________________

И.Н. Антонова

« » 2020г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ № 10:

________________________

А.И. Куркин

«___»___________2020 год





ПРОГРАММА

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


«ЗЕЛЁНЫЙ МИР»


для обучающихся 5-11 классов




Разработал:

Н. Ю. Новгородская

учитель географии
















г. Усть - Кут

2020 г.

Пояснительная записка



АКТУАЛЬНОСТЬ

«И люди ещё не знают того,что,

не изменив надлежащим образом своё-

поведение, своё отношение друг к другу,

не сменив шкалу ценностей и своих

взаимоотношений с окружающей средой,

они обретут себя, свой род на деградацию,

а может статься, и вымирание».

академик Н.Н. Моисеев.


Природа всегда была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником её существования и вдохновения. Природа щедра, но она не прощает ошибок. Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений

и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а

попросту губят её. Природа – это самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это часть природы. Если мы по-прежнему варварски будем относиться к природе, то нас ожидает мрачное будущее.

Мы превращаем мир в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, сложной техники и огнестрельного оружия. Ежегодно с лица Земли исчезает

одно животное, а ежедневно – одно растение. Целые массивы в Европе и Северной Америке уничтожены кислотными дождями. Это результат промышленного загрязнения. В жарких странах исчезают замечательные леса-джунгли. Именно их чаще всего называют «лёгкими планеты». Люди уничтожают эти леса ради того, чтобы освободить место для постройки дорог и для сельскохозяйственных посевов.

Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменения социальной и экономической политики.

Ситуация складывается таким образом, что современный человек просто обязан быть экологически грамотным. В последнее время на людей во всём мире обрушивается гигантский поток информации о загрязнении природной

среды. Можно было ожидать, что такой мощной лавины более чем достаточно для того, чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но, увы, с каждым годом проблема эта обостряется.

Ещё в Конституции СССР обязанность граждан беречь природу и охранять её богатства впервые приняла характер требования. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу.

Выразительным показателем экологической культуры является реальная деятельность учащихся: недопущение действий, наносящих ущерб природ-

природной среде, посильный вклад в преодоление негативных влияний на природу, разъяснение и пропаганда законов об охране природы.

Сегодня экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы.

Общеобразовательная школа призвана развивать у молодёжи ответственное отношение к природе.

Эта важная социальная задача может успешно решаться не усилиями

отдельных педагогов-энтузиастов, а только систематической работой всего

педагогического коллектива на межпредметной основе, органически включаясь во все элементы учебно-воспитательного процесса в школе.

В основу внеклассной работы ставлю краеведческий принцип изучения

и охраны природы. Целенаправленное изучение во внеклассной работе эко-

логической ситуации, которая сложилась на территории родного края, помогает школьникам осваивать моральные нормы отношения к природе, которые

включают как уважение к нормам моральных предписаний, нормам запрета

(не причинять умышленного вреда живому, не загрязнять природу и т.п.), так

и к нормам, связанным с позицией непримиримости к любым проявлениям

антиобщественного поведения в окружающей среде: браконьерству, расхищению природных богатств, разрушению среды.

Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дают материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведение людей, где

результат не соответствует желаемому.Это позволяет школьникам извлекать

уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решения в

соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

Таким образом, просто необходимо донести до каждого мысль о том,

что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле.

Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями

и помощниками.


Цель: воспитание нравственной экологической культуры личности

через организацию совместной познавательной, преобразовательной,

природоохранной деятельности детей и взрослых

Задачи:

- реализовать познавательные и другие интересы и потребности

ребёнка через изучение природы своей малой и большой Родины;

- организовать и претворить в жизнь посильные и социально значимые дела,

акции, ролевые игры по сохранению и приумножению при-

родного наследия;

- модифицировать традиционные и разработать новые формы реализации

исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учёбе,

делах, общении;

- создать банк данных форм и методов природоохранной работы;

- развивать у детей и подростков личный экологически ориентированный

опыт по взаимодействию с окружающим миром;

- формирование представлений о здоровом образе жизни.

Содержание программы


В программе участвуют классы, отряды, команды, индивидуальные участники, познающие и улучшающие окружающий мир и природное наследие.

Программа построена на теоретическом изучении природы и экологии,

как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды.

В ходе реализации программы учащиеся овладевают определённым набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы

экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием

животного и растительного мира планеты, причинами нарушения экологического равновесия, а также формируются представления о здоровом образе жизни.

В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.

В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: экологические игры на местности, туристические походы; участвуют в мероприятиях по профилактике вредных привычек, сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья учащихся.


Основные направления деятельности

1.Эколого-просветительское;

2.Эколого-образовательное;

3.Учебно-исследовательское;

4.Природоохранное;

5.Здоровьесберегающее.


1. Эколого-просветительское (формы работы).

- проведение школьных вечеров, концертов;

- проведение встреч с работниками лесного хозяйства;

- проведение бесед с населением на природоохранные темы ( противопожарную

тематику, сохранение деревьев хвойных пород в период новогодних

праздников, энергосбережение, создание экологической тропы, т.д.).

- опубликование статей в местной печати;

- выпуск тематических газет и плакатов;

- проведение агитбригад по классам и организациям мкр-на;


2.Экологообразовательное (формы работы).

- проведение учебных занятий по курсам «Лес и человек», «Байкаловедение»,

7-8 классы, «Экология»,11кл.

- проведение экскурсий по изучению растительного и животного мира;

- изготовление коллекций, гербариев;

- чтение лекций учащимися;

- снятие видеофильмов.


3. Учебно-исследовательское (формы работы).

- проведение фенологических наблюдений на опытных делянах лесных

насаждений;

- составление схем закреплённой территории с указанием произрастания редких и

исчезающих растений, лекарственных трав, особо охраняемых объектов;

- выполнение учебно-исследовательских работ, составление проектов.


4. Природоохранное (формы работы).

- посадка деревьев и кустарников в черте населённого пункта;

- дежурство на контрольных лесных постах;

- изготовление и ремонт скворечников, кормушек;

- расселение и огорожение муравейников;

- участие в операциях «Чистый берег реки», «Рождественская ёлочка».

- выпуск и распространение листовок на противопожарную тематику;

- изготовление и установка аншлагов по правилам поведения в лесу.


5. Здоровьесберегающее (формы работы).

- эколого-познавательные туристические походы;

- экологические игры на местности;

- оборудование мест отдыха;

- летний лагерь труда и отдыха.

- операция «Уют»(озеленение кабинетов)

- посещение спортивных секций;

- профилактика вредных привычек.


Ожидаемые результаты

Изучение богатства природного наследия.

Обогащение знаниями и опытом общения с природой.

Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение

кругозора.

Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.

Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости и мужества в экскурсиях, походах и трудовых лагерях.

Положительная тенденция к ведению здорового образа жизни.


План реализации программы


Мероприятие

Сроки

Ответственные


Воспитание экологической культуры в рамках образовательного процесса


1

Введение в учебный план факультативных курсов и занятий дополнительного образования по экологической культуре

ежегодно

Администрация


2

Включение в планы ВР КР направления по экологическому воспитанию

ежегодно

Администрация


3

Проведение внеклассных мероприятий экологической тематики:

- праздники «День лесника», «День Земли»

Сентябрь, апрель




-НПК «Исследователи природы»

ноябрь

ДЭБЦ, шк. Лесничество



- Фабрика проектов

январь

ДЭБЦ


Создание школьной методической базы по экологическому воспитанию


1

Создание банка данных форм и методов природоохранной деятельности

Весь период



2

Пополнение библиотеки, видеотеки, аудиотеки материалами экологического содержания

Весь период

Администрация


3

Создание мультимедийной продукции по экологическому воспитанию

ежегодно

Администрация


4

Пополнение ресурса кабинета экологической культуры

ежегодно

Администрация


Организация экскурсий


1

Экскурсия по изучению растительного и животного мира


АУ «Каймоновский лесхоз»


2

Экскурсия на территории произрастания редких и исчезающих растений, лекарственных трав, особо охраняемых объектов





Организация практической деятельности


1

Создание экологических троп


Школьное Лесничество


2

Дежурства на контрольных лесных постах


Специалисты АУ «Каймоновский лесхоз»


3

Изготовление и ремонт скворечников, кормушек

Октябрь- апрель

Учителя технологии


4

Изготовление и установка аншлагов

Апрель-май

Учителя технологии


5

Расселение и огораживание муравейников

Июнь

АУ «Каймоновский лесхоз»




















6

Обустройство мест отдыха

Май-июнь

АУ «Каймоновский лесхоз»,учителя технологии

Организация социально значимых проектов, дел и акций

1

Операция «Уют»

сентябрь

Классные руководители

2

Операция «Кормушка»

Октябрь

Школьное лесничество

3

Акция «Брось сигарету, возьми конфету»

ноябрь

Волонтёры, Школьный Молодёжный парламент

4

Операция «Охота на мусор»

Апрель, май

Школьное лесничество

5

Операция «Чистый берег»

июнь

Школьное лесничество

6

Акция «Аллея выпускников»

Май

Школьное лесничество

7

Социальные проекты «Полезные привычки»

Весь период

Волонтёры, совет старшеклассников

8

Акция «Наркотикам- нет»


М П

9

Агитбригада «Поможем пернатым друзьям»

Ноябрь

Школьное лесничество

10

Агитбригада «Сохраним лесную красавицу»

Декабрь

Школьное лесничество

11

Агитбригада «Сэру Мусору- нет»

Май

Школьное лесничество

12

Агитбригада «Злой и добрый огонь»

Апрель, май

Школьное лесничество

13

Акция «Чистый город»

сентябрь

Молодёжный парламент

14

Конкурс рисунков:




-«Сохраним лес живым»

Сентябрь-апрель

Учитель ИЗО


-«Сбережём лес от пожара»

апрель



-«Моя мама»

ноябрь



- « О вреде табака, наркотиков, алкаголя»

октябрь

Учитель ИЗО

15

Выпуск газет:


Учитель ИЗО


- ко Дню Учителя

октябрь



- «О здоровом образе жизни»

октябрь



- к Новому году

декабрь



- к 8 марта

март



- ко Дню защитников Отечества

февраль



- ко Дню Победы

май



- «Юный лесничий»

июнь

Школьное лесничество


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.