Воспитательная программа «Сад добра»

1
0
Материал опубликован 22 August 2016 в группе

МОУ ИЛЬИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ПОДОЛЬСКИХ КУРСАНТОВ


Воспитательная программа
 

 

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Антонина Михайловна Косарева


 

Малоярославецкий район – 2016

Содержание


 

1. Пояснительная записка стр.

1.1. Введение……………………………………………………………….3

1.2. Цели и задачи воспитательной работы………………………………4

1.3. Принципы построения воспитательной работы…………………….4

2. Этапы воспитательной программы…………………………………5

3. Направления воспитательной работы……………………………...6

4. Формы и методы работы……………………………………………...7

5. План мероприятий воспитательной программы………………….8

6. Диагностика успешности …………………………………………….12

7. Предполагаемые результаты………………………………………...14

Литература……………………………………………………………..15


Пояснительная записка

1.1. Введение

Добрые сердца – это сады.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Проблема человека, его духовно-нравственного мира - одна из главных проблем, которые сегодня стоят перед родителями, классными руководителями и учителями. Перестраивается наше общество, переходит от социализма к капитализму и переживает тяжелые времена в экономике и политике, в жизни каждого человека и каждой семьи. Школа - главное связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Ее задача - вместе с родителями воспитать человека «как индивидуальность» с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющую свое личное «Я».

Помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, духовно-нравственного общения между людьми, как сказал наш русский философ Соловьев В.: «Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра, как безусловного содержания, все остальное условно и относительно. Добро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обуславливает и через все осуществляется».

Самое главное - научить человека делать добро и уметь его принимать. Школа - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог.
Разработанная программа "Сад добра" направлена на всестороннее развитие ребенка. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности детей в школе.
Программа воспитательной работы в классе "Сад добра" основана на системном (программно-целевом) подходе. Его преимущество заключается в том, что он позволяет педагогу увидеть конечный результат своей деятельности и мобилизовать усилия всех участников образовательного процесса в классе для его достижения.

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране делает процесс воспитания ещё более трудным. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Таким образом, можно определить главные подходы к воспитанию:

личностно ориентированный,

дифференцированный,

деятельностный.

Программа рассчитана на все пять классов школы.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в школе является важным звеном в становлении личности школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания. Программа обеспечивает целостность воспитательного процесса с детьми.

 

1.2. Цели и задачи воспитательной работы:

Целью воспитательной программы является: создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.

Задачи воспитательной программы:

Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям.

Воспитание доброты и милосердия.

Формировать классный коллектив, развитие ученического самоуправления в классе.

Прививать навыки здорового образа жизни.

Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности

Способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся

Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Формировать уважение к традициям русского народа.

 

1.3. Принципы построения воспитательной работы:

Воспитание – это жизнь рядом и вместе;

Человеку нужно быть нужным;

Умей выслушать и услышать каждого;

В воспитании мелочей не бывает;

Творящие дети дурного «не вытворят»;

Сначала «включай» сердце ребёнка, потом голову, потом руки;

Умей всё видеть, но кое-что не замечать;

Всё слушать, но кое-что не слышать;

Уважай незнание ребёнка.

Воспитательная работа в рамках программы включает:

1. Проектную деятельность;

2. Организацию экскурсий, походы;

3. Праздники, викторины, конкурсы;

4. Кружки и секции.

5. Акции милосердия.

2. Этапы воспитательной программы.

Программа реализуется в четыре этапа:

5 класс – «Я и мои друзья» - проектирование

6 класс – « Поделись своей добротой» - становление

7-8 класс – «Добрым быть совсем не просто» - стабильно функционирование

9 класс – «Как много в мире доброты» - завершение функционирования

(итоги)

 

На первом этапе преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Учитывая, что ребёнок, приходя в школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах, посещению на дому. Большая работа в этот год проводиться школьным психологом. Тренинги «Мимика и жесты», «Приветствия», классные часы «Настроение», «Мальчики и девочки», « Мы школьниками стали». Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.

На втором этапе особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива. Призыв классного руководителя «Делай как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива. На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие». Мероприятия, проводимые во второй год воспитания , нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому в этот период активизирую работу с родителями через лектории и тематические родительские собрания: «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание созидательной дисциплины», семейный праздник, посвящённый Международному женскому дню 8 марта. Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.

На третьем этапе активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются лозунги: «Делай, как лучше из нас!» и «Делай, как большинство из нас!». Жизнь классного сообщества строится на основе традиций сохраняемых и поддерживаемых большинством. Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам. Этому способствуют игры на свежем воздухе, выездные экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…» и другие.

На четвёртом этапе воспитание посвящено формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности и является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы: «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым…». На этом этапе лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива (оставить «добрый след»).

Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.

 

3. Направления воспитательной программы.

Программа работы с классом включает в себя следующие направления:

1. «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

Задачи: формирование стремления к здоровому образу жизни; осознание здоровья как одной из главной жизненной ценности.

Содержание раздела: просветительская работа с учениками и родителями через воспитательные мероприятия.

2. «Люби и охраняй природу»

Задачи: формирование бережного отношения к природе и окружающему миру; реализация призыва: «Будь природе другом!»

Содержание раздела: развитие у школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

3. «Помним русские традиции, помним нашу старину»

Задачи: формирование уважения к традициям русского народа, к духовно-нравственным ценностям.

Содержание раздела: разучивание малых жанров русского фольклора, изучение традиций и обычаев русского народа через организацию экскурсий и народных праздников, ознакомление с историей возникновения православных праздников.

4. «Прикоснись ко мне добротой»

Задачи: воспитание доброты и милосердия, сострадания.

Содержание раздела: проведения акций милосердия, концертов для ветеранов, для жителей села, внеклассные мероприятия.

5. «Я, мои друзья, моя семья»

Задачи: формирование уважительного отношения к окружающим людям; сохранение семейных ценностей.

Содержание раздела: проведение внеклассных мероприятий, выпуск газет; ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус в семье («Я надежда и помощник») и в обществе (« Я гражданин, я ученик»)

 

4. Формы и методы работы

Система мероприятий включает различные формы и методы работы с детьми: часы общения, игровые тренинги, праздники, игры, тематические классные часы, конкурсы, викторины, беседы, психологические игры, упражнения, тестирования, экскурсии, соревнования, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями, проектную и исследовательскую деятельность и др. Все мероприятия решают задачи воспитания и развития школьников. Воспитательная работа опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, коллективную, досуговую.

 

5. План мероприятий воспитательной программы

Направления

направления

5 класс

«Я и

мои друзья»

6 класс

«Поделись своей добротой»

7-8 класс

«Добрым быть совсем не просто»

9 класс

«Как много в мире доброты»

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу

1. Классный час:

«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

2. «Весёлые старты» - сорев-

нования.

3. Сезонные

экскурсии.

4. Индивидуаль-

ные встречи с

родителями.

5. Классный час

«Режим дня и

спорт».

6.«Здравствуй Зимушка – Зи-

ма». Игры на

воздухе.

7. Классный час:

«Если хочешь

быть здоров».

8. Подвижные\

игры.

 

1. Береги своё

время и время других»

2. Классный час

«Удивительное рядом»

3. «Осень в при-

роде». Экскурсия.

4. Игры на све-

жем воздухе.

5. Беседы по ТБ

и правилам пове-

дения на канику-

лах.

6. Игра «Строим

Снежную бабу».

7. «А ну-ка,

мальчики» - спор-

тивные соревно-

вания.

7. Классный час

«Правила гигие-

ны».

1. Классный час

«Мы есть то, что

мы едим».

2. Личная безо-

пасность. Меры

безопасного по-

ведения во время

подвижных игр.

3. «Мы и наше

здоровье»- с эле-

ментами диагностики.

4. Народные иг-

ры.

5. Беседа «Меры

безопасности на

водоёмах покры-

тых льдом».

1. «Осенний ма-

рафон» - сорев-

нования по бегу.

2. «Олимпийс-

кие надежды на-

него класса».

Экскурсия в природу.

3. «В мире спор-

та – детские со-

ревнования» -

игра-викторина.

4. Игры на све-

жем воздухе.

5. Спортивный праздник, посвящённый

Дню защитника

Отечества.

6. Родительское

собрание «Вредные при-

вычки».

Люби и охраняй природу

1. Экскурсия «Вот и осень пришла»

2. Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»

3. «Пусть будет чистой станица» практическое задание на лето

4. Классный час «Природа и человек»

5. Классный час «Наши друзья животные»

6. День защиты Земли

7. Классный час

«Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу»

1. День защиты Земли

2. Викторина «Путешествие в мир животных»

3.Экологическое заочное путешествие

4. Игра

«Экологические

тропинки, мы

усвоим без запин-

ки»

5.Познавательнаяигра : «Эти удивитель-

ные растения»

6. «Помоги пернатым» изготовление кормушек из любых материалов

7. Поле чудес

«Там на неведо-

мых дорожках»

1. Экскурсия «Природные сообщества и их взаимодействия»

2. Конкурс знатоков природы

3. День защиты Земли

4. Классный час

«Экстремальные

ситуации для

человека в

природной среде.

Что это?»

5. Заочное путешествие «Чем богат наш край?»

6. Конкурс-праздник «Коса – девичья краса»

7. Беседа «Способы самоуправления»

8. Путешествия по родному краю

1. Викторина

«Растительный

мир земного

шара»

2. Беседа «Растения – синоптики»

3. Викторина «Животный мир земного шара»

4. Экскурсия «Весна! Весна! И все ей радо!»

5. Родительское собрание «О воспитании любви к природе»

6. Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом»

7. Беседа «Почему важно не забыть о гигиене?»

8. Экологический плакат «Гармония в природе»

9. Путешествия по родному краю

Помним русские традиции, помним нашу старину

1. Лирика -

Патриотический

час «Россия –

родина моя! »

2. Конкурс-викторина «О солдатах и генералах»

3. Путешествие по календарю «Праздник для всей страны»

4. Выставка –беседа «О тех, кто мир нам подарил»

5. Классный час «След войны в моей семье»

1. Классный час «Недаром помнит вся Россия»

2. Урок-путешествие «Знания нужны мне и моей стране»

3. Викторина «Мы крутили глобус»

4. Игра «Азбука безопасного поведения на улице»

5. Классный час «Личная безопасность»

6. Конкурс рисунков «Люблю тебя, моя Россия»

7. Классный час «Патриотизм начинается с малого, с любви к тому месту, где ты живешь»

8. Классный час «Путешествие в страну справедливости»

1. Заочное путешествие по достопримечательностям родного края

2. Конкурс рисунков «Моё любимое село»

3. Экскурсии по родному селу.

4. Народный праздник

5. Экскурсии в музей «Ильинские рубежи»

6. Родительское собрание «Солдаты из нашей семьи»

7. Беседа «Символы российского государства

8. «Мудрые заповеди предков» - Беседа

1. Классный час «Россия, мы дети твои»

2. Путешествие по страницам журналов «О людях нашей страны»

3.. Вахта памяти «Звучит памятный набат»

4.Доверительная беседа «Мои мечты, мои желания»

5.Информацион-ный час «Чем живет планета Земля?»

6. Газетное слово о жизни в мире

7.Доверительная беседа «Друг в моей жизни»

8. Классный час «Что значит быть счастливым в своей стране»

Прикоснись ко мне добротой

1. Час общения:

«Я и мой

класс»

2. Беседа; «Что

такое « хорошо»

и что такое

«плохо»

3. Классный час:

«Как надо вести

себя в школе»

4. Час общения:

«Добрые слова

моей игрушке»

5 . Классный час «Мы школьни-

ками стали»

6. Классный час:

«В единстве

сила».

7. «Хорошие и

плохие поступ-

ки». Беседа.

8. Ролевая игра «Учимся дружить»

1. Классный час

«Человек среди

людей»

2.. Этическая беседа - практикум «Вы сказали,

здравствуйте!»

3. Классный час «Прикоснись ко мне добротой!»

4. От чего

зависит

настроение

5. «В мире рус-

ской народной

мудрости» - пу-

тешествие по русским народ- ным сказкам.

6. Концерты в Доме Ветерана и Доме Культу-

ры.

7. Акция «По-

моги птицам!»

1.Час откровен-

ного разговора:

«Считаете ли вы

себя культурным

человеком7».

2.«Я чувствую се-

бя счастливым

когда…» клас-

ный час – беседа.

3. Классный час

«Как я умею пре-

одолевать труд-ности»

4. Праздник

«Новогодний кар-

навал»

5. Беседа: «Не

стесняйся добро-

ты своей».

6. Беседа «Пись-

мо другу».

7. Круговая бе-

седа «Я и мои та-

ланты».

1.. Классный час «Мир моих увле-чений».

2.. Классный час

«Благодарность это…»

3. Классный час «Кому нужна моя помощь?»

4. «Праздник

Дружбы»

5. Классный час

«Я люблю, ты

любишь, мы лю-

бим…»

6. Классный час

«Встречают по

одёжке,

провожают по

уму»

7. Праздник «Я

песню милой ма-

мочке пою»

8. «Прощание с

начальной шко-

лой». Родитель-

ское собрание.

Я, мои друзья, моя семья.

1. Классный час «Мой дом – наведу порядок в нем»

2. Классный час «День рождения»

3. Классный час «Моя семья», представление проектов.

4. Классный час «Школа – мой второй дом»

5.«Непослушный ребенок» родительское собрание

6. «Мои родные» выставка рисунков

7. «Семейные праздники» (рассказы и рисунки)

8. Викторина «О наших бабуш- ках, мамах, сестрах »

1. Родительское собрание «Воспитание в семье»

2. «День матери», «Моя родослов-

ная»

3. Классный час «Профессии на-

ших родителей»

4. Родительское собрание «Трудо-

вое воспитание в

семье».

5.Ёлочная игруш-

ка своими рука-

ми «В мастерской

Деда Мороза».

6. Рыцарский тур-

нир

7. Семейный праздник, концерт к 8 Мар-

та.

8. Родительское

собрание «Моделирова-

ние воспитатель

ной системы

класса»

1. Беседа «Моя семья»

2. Родительское

собрание «Ничто

не обходится так

дёшево и не це-

нится так дорого,

как вежливость».

3. Поисковая операция «Как образовалась моя семья»

4. Классный час «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир»

5. Встреча с мамами и бабушками «Как трудно быть мамой»

7. Родительское собрание «Умел дитя родить, умей и научить»

8. Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании»

1. Родительское собрание – доверительная беседа с врачом «Мой ребенок становится взрослым»

2. Праздник «Я песню милой маме пою»

3. Родительское собрание «О детской дружбе»

4. Родительское собрание «Домашнее задание»

5. Беседа – диспут «За что уважают в семье и обществе»

6. Родительское собрание «Капризы и неврозы детей».

7. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (беседа –диспут)

8. Семейная гостиная «Тепло родного очага»

9. Тестирование «Семейные проблемы глазами детей»

 

6. Диагностика успешности организации воспитательной работы\по программе «Сад добра»

Для выявления результатов использовались диагностические методики следующих авторов:

Щуркова Н.Е. «Классное руководство: рабочие диагностики» - М. Педагогическое общество России. 2002 .

Методика изучения мотивационной сферы учащихся – Смоленск, 1998 г.

Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников.- М.: ЦГЛ.- 2006.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Творческий центр «Сфера», М. 1999 г.

Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе.- М.: АПКиПРО, 2005.

Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы.- М.: ЦГЛ, 2004.

М.А.Панфилова. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М.:»Издательство ГНОМ и Д», 2002

Перечисленные методики позволяют получить необходимую информацию о развитии личности учащихся и сформированности классного коллектива, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

Диагностика для детей 5 класса: перспективная методика.

1. «Мимика и жесты»

2. «Школа зверей»

4. «Домики»

5. «Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе»

 

Диагностика для родителей:

1. «Диагностика межличностных конфликтов»

2. «Эмоциональное развитие ребёнка».

3. «Особенности воспитания ребёнка в семье, его склонности, интересы».

Диагностика для детей 6 класса:

1. Рисуночный тест «Моя семья»

2. «Мой класс».

3. Метод неоконченных предложений.

Диагностика для родителей:

1. «Детская агрессия»

2. «Трудовые поручения в школе и дома».

3. «Поощрения и наказания»

В процессе реализации программы происходит тесное сотрудничество классного руководителя, детей, родителей, педагогов, психолога и других субъектов воспитательного процесса в рамках воспитательной системы школы. На каждом этапе классный руководитель составляет план воспитательной работы, который в целом решает поставленные задачи, корректирует ключевые дела и определяет совместно с детьми основные мероприятия и темы для обсуждения.

 

7. Предполагаемые результаты воспитательной программы.

Предполагаемыми результатами данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности; воспитание духовно-нравственного человека, умеющего сочувствовать и сопереживать окружающим, бережно относится к своему здоровью. Это необходимо учащимся при переходе в из одного звена в другое. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам быть:

С – смышлёными. Д - добрыми

А – активными. О – общительными

Д – думающими. Б – благородными

Р – радостными

А - аккуратными

 

Литература

  1. Антропова Н.В. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. - М., 2004.
  2. Газман О.С. Неклассическое воспитание. - М., 2002.
  3. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2001.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М., 2005
  5. Мушинский В.О. Азбука гражданина. - М., 1997.
  6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000.
  7. Селевко Г.К. Концепция самовоспитания. - Ярославль, 2000.
  8. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - М., 2005.
  9. Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе. - М., 2004.

Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М., 2003.

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 1998.17

Комментарии
Комментариев пока нет.