Пояснительная записка.


Воспитание детей — процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения, страны и мира в целом. Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого человека. Этот переход к независимой жизни бывает связан с серьезными стрессами, особенно у детей, оставшихся без попечения родителей.

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. В учреждении ребенок находится на полном государственном обеспечении, как правило, в узком закрытом обществе, на всем готовом. Режимные моменты, ограниченный круг взрослых и сверстников ведет к дефициту общения. Подростки постоянно находятся в зависимости от оценки находящихся рядом взрослых, что сказывается на развитии самостоятельности и инициативности детей. Ребенок (не умеет) организовать свое свободное время, не имеет индивидуальных интересов, не может построить полноценные отношения с окружающими его людьми, что может стать причиной низкого уровня адаптации после выпуска его из учреждения по достижении им совершеннолетнего возраста.

Следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы четко представить «модель выпускника» и создать условия для его самовоспитания, самореализации, саморазвития и дальнейшей социализации в обществе. Когда воспитанник выходит из стен учреждения, он подчас оказывается в ситуациях выбора, к которому не готов. Поэтому работа педагога должна быть направлена на формирование у воспитанника опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, современной системы знаний, умений и навыков.


Направленность программы

Рабочая программа строится по следующим направлениям:

1. Гражданско-патриотическое, которое направленно:

- на формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России;

- на воспитание правовой культуры, гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

2. Художественно-эстетическое (духовное), направленное на формирование гармоничной личности, на развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное, закладывание идеалов прекрасного, выработку эстетических вкусов, побуждение к развитию творческих способностей.

3. Физическое воспитание, которое формирует систему знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения, формирует мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

4. Трудовое воспитание, которое позволяет формировать мотивацию к труду, стимулировать интересы к знаниям, потребность в труде как в творческом процессе, создает условия для стремления к практической деятельности; Формирует позитивного отношения к труду. Способствует воспитанию моральных качеств: чувство долга, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь, целеустремленность, усидчивость, честность; Развивает творческие способности средствами ручного труда;

5. Интеллектуально-познавательное, направленное на выявление и развитие природных задатков и способностей воспитанников. Реализует потребности в самосовершенствовании, самореализации и саморазвитии.

6. Социально-правовое (нравственное), способствующее формированию духовно-нравственных качеств личности; воспитывает человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях; стимулирует воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании; способствует развитию детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании пожилым и одиноким людям, ветеранам войны и труда, детям, оставшимся бес попечения родителей и так далее; Воспитывает чувство доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и прежде всего своим близким;

7. Семейное воспитание, помогает создать условия для развития, обеспечить социальную и психологическую защиту, передать опыт создания и сохранения семьи, обучить полезным навыкам, направленным на помощь близким и самообслуживание, воспитать чувство собственного достоинства и собственного «Я»

Актуальность программы

Социальная адаптация детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа, сопряжена с определенными трудностями, поэтому является важнейшей педагогической задачей. Тяжелые психотравмирующие ситуации, пережитые до поступления в государственное учреждение, негативный опыт общения со взрослыми приводят к искаженному самовосприятию, эмоциональной неустойчивости, сниженной способности противостоять стрессовым нагрузкам, склонности действовать импульсивно, стремлению обвинить окружающих в своих проблемах, низкой сформированности коммуникативных навыков - качествам, характерным для большинства социальных сирот.

Названые особенности становятся, как правило, причиной отсутствия личностной, профессиональной самоидентификации, и, как следствие, отсутствия осмысленного выбора специальности, стойки представлений о социальной роли человека как представителя профессии. Всѐ это впоследствии приводит к проблемам, связанным с трудоустройством молодых людей, вышедших из стен учреждения интернатного типа.

В то же время длительное пребывание в условиях институционализации приводит к формированию у детей-сирот особого социально-психологического статуса, для которого характерны инфантилизм, стойкая позиция потребителя, наличие патологических стереотипов поведения, склонность к правонарушениям, низкая правовая грамотность, которая впоследствии затрудняет реализацию собственных имущественных прав. Воспитанники детских домов, как правило, не имеют представлений об элементарных юридических и экономических понятиях.

Выпускники интернатных учреждений не умеют пользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, устанавливать контакт с ближайшим социальным окружением, легко вовлекаются в противоправную деятельность.

Трудности адаптации (низкая социальная активность, неумение организовать свою жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствуют об отсутствии преемственности и системности педагогической деятельности, направленной на развитие социального интеллекта, полноценное формирование которого значительно осложняется вне семьи, в условиях государственного учреждения. В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников учреждений интернатного типа является совершенствование системы работы по социальной адаптации на всех ступенях обучения. Целевая установка программы - расширение форм педагогического воздействия, направленного на формирование у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального интеллекта, позитивного опыта взаимодействия с миром, которое достигается за счет создания развивающей среды для полноценной социальной адаптации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, представляют собой специфическую группу, которая не способна без помощи государства, социальных институтов, одним из которых является Центр содействия семейному воспитанию, успешно адаптироваться в современном обществе.

В настоящее время «на первый план вышла проблема Человека как реального субъекта исторического процесса, способного к устойчивости, активной действенности, к решению сложных, нестандартных задач с огромным количеством неопределенностей, и одновременно способного к сохранению всех лучших человеческих качеств и потенциала». 

Сегодня общество нуждается в типе человека, способного жить в непрерывно изменяющемся мире с учетом его собственных качественных изменений. Главной целью человека и общества в XXI веке становятся самосовершенствование человека, его развитие, способности и потребности самореализоваться в современном мире.

Человек оказался в историческом новом пространстве-времени,
обусловленной общей динамикой объективного развития общества.

Изменяются поведение человека, его восприятие, сознание, мотивационно-
потребностная сфера. «Наряду с позитивными аспектами необходимо отметить и нарастание недостатков – эгоизма, жестокости, конфликтности,

безответственности за свои действия и поступки, потери нравственных ориентиров, стремление к благополучию любой ценой, ухудшение социального здоровья растущих детей, …». 

В самостоятельной жизни воспитанникам - будущим выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
придется вступать в общественные отношения, что потребует определенных знаний, наличия социальных умений и навыков личности – ответственности, инициативности, социальной активности, умения взаимодействовать с окружающими людьми, самостоятельно делать выбор и работать в сотрудничестве. Сегодня воспитанник должен самостоятельно уметь формировать свою жизненную позицию, быть способным делать выбор и принимать разумные решения, уметь правильно общаться. Речь идет о ребенке, способном на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества; способном реализовать себя в социуме в неоднозначных обстоятельствах, когда требуется самостоятельно найти способ решения проблемы, используя внутренний потенциал и ресурсы. Успешное будущее воспитанников связано с повышением уровня их общего развития, формированием знаний и умений (социальных компетенций), необходимых для правильного выстраивания своих отношений с обществом и проживания в нем.


Цель программы: повышение уровня общего развития детей и формирование знаний и умений, способствующих их дальнейшей социальной адаптации

Формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Целью программы является формирование социально-адаптированной личности посредством создания разносторонне развивающего пространства. Формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для обеспечения социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Улучшение их качества жизни, повышение степени их социальной защищенности, активизация участия в жизни общества.







Задачи программы:

Формировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание, гуманизм, справедливость, доброту, честность, совесть, гордость за родину, понятие семьи.

Сформировать чувство патриотизма.

Формировать у подростков ценностное отношение к своему здоровью.

Развивать чувство патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность.

Создавать условия для творческой самореализации ребенка.

Развивать у воспитанников толерантное сознание и поведение.

Формировать коммуникативные навыки и умения, развивать культуру общения для более легкой последующей адаптации в обществе.

Воспитывать у ребенка потребность в созидательной деятельности, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

Формировать умение самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

Расширять культурный кругозор воспитанников, развивать культуру этического мышления.

Адресат программы

Программа составлена по принципу дифференциального подхода - с учетом возрастных и психофизических особенностей развития, уровня их знаний и умений.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 18 лет. Наполняемость группы до 8 человек. Состав группы разновозрастной.

Психолого-педагогические особенности детей, оставшихся без попечения родителей выражаются в том, что для них характерно наличие таких черт, как иждивенчество, непонимание значения обеспечения материальной стороны жизни, вопросов собственности; социальная и школьная дезадаптация; отклонения в нервно-психическом развитии; трудности в общении; склонность к ориентации на негативные ценности и ложные образцы поведения; неуверенность в себе и своем будущем, слабая мотивация и неспособность к сознательному выбору своей профессии; инфантилизм, замедленное самоопределение, неспособность к самоидентификации и т.д., что и определяет в итоге комплекс их негативных проблем в условиях самостоятельной жизни.

Отсюда, просто необходим процесс формирования социальных компетенций у воспитанников, предусматривающий развитие каждого ребенка в
качестве будущего гражданина, как личности, члена семьи, коллектива (в том числе трудового), и социума, способного реализовать себя в неоднозначных обстоятельствах, когда требуется найти самостоятельный способ решения проблемы, используя свой внутренний потенциал и ресурсы.

Психологическая диагностика, педагогические наблюдения позволяют на сегодняшний день представить в обобщенном виде некоторые физические и психологические, личностные характеристики воспитанников:

- неустойчивая учебная мотивация;

- повышенная чувствительность к отношению окружающих;

- нестабильность эмоциональных и поведенческих реакций;

- ослабленное физическое здоровье;

- отсутствие или неустойчивость мотивации к здоровому образу жизни;

- наличие у многих воспитанников черт и качеств личности, не соответствующих требованиям современного общества.

Объем программы

Срок реализации программы 1 учебный год (45 недель).

Формы организации образовательного процесса

Формы и методы занятий.

В данной программе учитывается необходимость таких форм и методов обучения, которые позволяют активизировать познавательную деятельность воспитанников, развивать креативные качества личности. Самые разнообразные формы и методы используются в реализации курса: лекционные, дискуссионные, творческие работы, игровые занятия, ролевые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, моделирование и анализ проблемных ситуаций, тренинги, мастер-классы, выставки, соревнование, воспитательские часы, уроки мужества, диспуты (дискуссии, обсуждения), круглые столы и т.д.

Методами воспитания является: убеждение, стимулирование, поощрения, убеждения, личный пример, доверие, поручение, требования, положительный пример и т.д.

Режим занятий

Занятие проходит 1 раз в неделю по каждому направлению. Продолжительность занятия 45 минут. Общее количество часов представлено в таблице.


п/п

Направления программы

Кол-во

часов

1.

Гражданско-патриотическое

45

2.

Художественно-эстетическое

45

3.

Физическое

45

4.

Трудовое

45

5.

Интеллектуально-познавательное

45

6.

Социально-правовое

45

7.

Семейное

45


ИТОГО

315







Ожидаемые результаты в процессе освоение программы.

В результате освоения программы у ребенка будет сформировано чувство гордости за свою Родину. Стремление через поступки показать свое отношение к Отечеству. Будет развито чувство гордости за свою страну, ощущение причастности к истории своего края, страны. Будет воспитано уважительное отношение к окружающим, стремление прийти на помощь. Умение отвечать за свои поступки. Будет определена сферы профессиональных интересов, сознательный профессиональный выбор у выпускников.



Приобретут:

Стремление к расширению кругозора. Знание приемов и методов самообразования. Умение анализировать и планировать свою работу.

Осмысление ценности здорового образа жизни. Заинтересованность проблемой собственного здоровья.

Сформированность навыков самоанализа и самовоспитания.

Умение выражать свою гражданскую позицию.

Стремление к развитию интеллектуальных способностей. Развитие навыков исследовательской деятельности.

Высокий уровень формирования негативного отношения к вредным привычкам. Сформированное стремление к ведению здорового образа жизни.

Самоопределение по выбору профессии.

Сформированность навыков культуры поведения. Владение методами самовоспитания.

Осознание своей роли в обществе. Стремление к выражению гражданской позиции.



Развитое чувство гордости за свою страну, ощущение принадлежности к общности «россиянин».

Осознанное повышение интеллектуального уровня. Осознанное проявление самостоятельной творческой активности.

Сформированность жизненной позиции, осознанный профессиональный выбор.

Осознание ценности здоровья. Стремление к физически здоровому совершенству.

Сформированность коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях и получать удовольствие от общения с другими людьми.

Позиционирование себя гражданином. Высокий уровень социальной комфортности в коллективе.

Владение методами самовоспитания, самоконтроля и самоуправления.

Способность к самостоятельному построению своей жизни.

Способы определения результативности

Оценка полученных знаний и умений воспитанников в результате реализации программы осуществляется через анкетирование, тестирование. Участие воспитанников в мероприятиях, спортивных соревнованиях, в различных конкурсах. Применения полученных навыков и умений в повседневной жизни. Защита и участие в проектах, активность детей на открытых занятиях и т.д.



Способы выявления, фиксации и предъявления результатов



Способы и формы выявления результатов

Способы и формы фиксации результатов

Способы и формы предъявления результатов

Беседа, опрос, наблюдение, открытые и праздничные мероприятия, выставки, фестивали, конкурсы, соревнования, диагностика, анализ меропритяий, диагностические игры, анализ выполнения программы, анкетирование, анализ результатов участия детей в социально-значимой деятельности, анализ приобретенных навыков общения и т.д.

Грамоты, дипломы, готовые работы, дневники наблюдения, анкеты, тестирование, протоколы соревнований, аудиозапись, видеозапись, фотоотчет, отзывы педагогов, статьи в прессе, аналитические справки.


Выставки, конкурсы, фестивали, праздники, зачеты, открытые занятия, тесты, аналитические справки, портфолио.


Виды контроля


Время проведения

Цель проведения

Форма контроля

Начальный или входной контроль


В начале года


Определение уровня воспитания и развития детей, их творческих и интеллектуальных способностей


Беседа, тестирование, анкетирование.


Текущий контроль

В течение всего года

Определение степени усвоения воспитанниками материала программы, повышение их ответственности в заинтересованности в прохождении данной программы (в воспитании), выявление воспитанников не желающих принимать участие в прохождения программы воспитания, подбор наиболее эффективных методов и средств воспитания.

Педагогическое наблюдение, открытое занятие, творческая работа, викторина.

Промежуточный или рубежный контроль

По окончании изучения раздела программы. В конце полугодия

Определение степени усвоения воспитанниками материала программы, определение результатов воспитания.

Открытое занятие, участие в презентации творческих работ, педагогический отзыв, тестирование, анкетирование.

Итоговый контроль

В конце года или всего курса программы

Определение изменения уровня развития и воспитания детей, их творческих и интеллектуальных способностей


Открытое занятие, участие в презентации творческих работ, педагогический отзыв, тестирование, анкетирование, соревнование, защита проекта, эссе, квесты, самоанализ.



Учебно-тематический план

Направления программы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Гражданско-патриотическое

45





2.

Художественно-эстетическое

45





3.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни

45





4.

Семейное воспитание

45





5.

Интеллектуально-познавательное

45





6.

Социально-правовое

45





7.

Трудовое воспитание








Гражданско-патриотическое направление воспитания


Календарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию

Дата проведения занятия

Тема занятия

Количество часов в неделю

Примечание


Москва-столица моей Родины

1.


Квест «Детская Москва»

1


2.


Беседа «Я горжусь своим городом»

1


3.


Воспитательский час «Символика Москвы»

1


4


Круглый стол «Знаменитые улицы Москвы»

1


5


Выезд на концерт в дом ветеранов

1


6


Круглый стол «Знаменитые улицы Москвы»

1


7


«Москва столица нашей Родины»

1


8


«Знай и люби свой город»

1


9


«Москва-моя столица»

1


10


Краеведческий турнир «Москва-мое отечество»

1


11


«О чем могут рассказать названия улиц»

1


12


Викторина: «История моей улицы»

1


Россия моя страна!

13


Беседа «Что мы знаем о народах России?»

1


14


Час общения «Горжусь тобой, моя Россия!»

1


15


Диспут «Россия… Что это значит?»

1


16


Поэтическая гостиная «России милый уголок»

1


17


Презентация «Государственные символы России».

1


18


«Россия многонациональная»

1


19


Диспут: «Будущее России. Какое оно?» 

1


20


Дискуссия «Государство и я»

1


21


Беседа «Твой гражданский долг. Что это значит?»

1


22


Презентация: «Символы России», 12декабря – День конституции Российской Федерации»

1


23


«18 марта – день воссоединения Крыма с Россией» 

1


24


Человек без Родины, что соловей без песни

1


25


Беседа «Структура органов власти в России (законодательная, исполнительная, судебная)».


1


26


Обобщающее занятие: «Люби и знай свой край»

1


История России

27


«Города-герои: Сталинградская битва

1


28


Великие сыны России6 полководцы

1


29


«Сохранение традиций. Как праздновали Новый год на Руси»

1


30


Развлечение: «Обычаи традиции русского народа. Крещение»

1


31


«4 октября-День гражданской обороны»

1


32


Видео-час: «Этих дней не смолкнет слава!»

1


33


Беседа «Будьте добрыми и человечными» (Ко дню народного единства»



34


Экскурсия в краеведческий музей



35


Круглый стол «Идеи единства общества, мира и духовного согласия»



36


«Человек без Родины, что соловей без песни»

1


ВОВ

37


«Патриотизм как отношение к Отечеству»

1


38


«Экстремизму-Нет!»



39


«Женщины-герои ВОВ»

1


49


Выезд на концерт в дом ветеранов

1


41


Подготовка открыток к 23 февраля

1


42


Просмотр фильма «Сталинград»

1



День космонавтики

43


Беседа «Покорители Вселенной»

1


44


Конкурс плакатов «Путь к звездам»

1



Служба в армии

45


«Служба в армии почетная обязанность»

1


46


День призывника. Экскурсия в воинскую часть.





Семейное направление воспитания


Календарно-тематическое планирование

по семейному воспитанию


Дата проведения занятия

Тема занятия

Количество часов в неделю

Примечание

1.


Беседа «Что такое семья»

1


2.


Ролевая игра «Кто есть кто в семье?»

1


3.


Конкурс рисунков «Какой я представляю себе семью»

1


4.


Совместное разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад

1


5.


Практическое занятие «Оформляем семейный альбом»

1


6.


Беседа «Как построить крепкую семью

1


7.


Час общения «Семья и труд. Домашние обязанности»

1


8.


Диспут «Семейные ценности»

1


9.


Конкурс «Свой дом украшу я сам(а)» (На обустройство комнат)

1


10.

Беседа «Семейные праздники»

1


11.


Практические занятия по приготовлению пищи.

1


12.


Конкурс «Мастерица»

1


13.


Тренинг «Умение прощать»

1


14.


Беседа «Воспитание человека»

1


15.


Практическое занятие «Правила общения с людьми»

1


16.


Беседа «Труд- основа семейного счастья».

1


17.


Практическое занятие «Семейные традиции».

1


18.


Практические занятия по приготовлению пищи.

1


19.


Практическое занятие «Оформляем семейный альбом»

1


20.


Беседа «Забота и уважение в семье».

1


21.


Беседа «О роли отца и матери в семье»

1


22.


Диспут «Мужская и женская красота».

1


23.


Практическое занятие «Сервировка стола».

1


24.


Практические занятия по приготовлению пищи.

1


25.


Беседа «Домашняя экономика и бюджет семьи».

1


26.


«Имитационная игра» (по заполнению и оплате коммунальных счетов).

1


27.


Беседа – диспут «Формирование разумных потребностей и определение прожиточного минимума при рациональном ведении семейного хозяйства».

1


28.


Практические занятия по приготовлению пищи.

1


29


Беседа с элементами практических навыков «Повседневный уход за одеждой и обувью. Чистка. Подготовка к сезонному хранению».

1


30


Беседа – диалог «Личная гигиена».

1


31.


Беседа «Забота и уважение в семье».

1


32.


Оформление квартир:

«Красота в моём доме»

1


33.


Викторина «Вместе дружная семья»

1


34.


Старинные семейные обряды.

1


35.


Практические занятия по приготовлению пищи.

1


36.


Беседа «Умейте делать подарки»

1


37.



1


38.


Практическое занятие «Составляем генеалогическое древо

1


39.


Беседа – диспут «Проблемы молодой семьи».

1


40.


Основы семейного права.

1




Календарно-тематическое планирование по трудовому

воспитанию для 1-го года.


Дата проведения занятия

Тема занятия

Количество часов в неделю

Примечание

1.


Оформление стенда о профессиях

1


2.


Презентация «Профессий много в мире есть»

1


3.


Тестирование для выявления интересов воспитанников

1


4.


Беседа «Что такое призвание?»

1


5.


«Операция «Уют»

1


6.


Тестирование для выявления мотивов выбора профессии

1


7.


Беседа «Как успешно сдать экзамены»

1


8.


Деловая игра «Насколько мы экономны»

1


9.


Беседа-диспут: «Мой жизненный план» (первоначальные представления о дальнейшей учебе, профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.).

1


10.


Беседа «Виды профессиональных учебных заведений».

1


11.


Экскурсия на биржу труда.

1


12.


«Операция «Уют»

1


13.


Консультация «Рекомендации для встречи с работодателем».

1


14.


Сюжетно-ролевая игра «Подаем резюме».

1


15.


Экскурсии на предприятия и в учебные заведения.

1


16.


Дискуссия «План поиска работы»

1


17.


Бизнес-игра «Деловые ребята».

1


18.


Тестирование по профориентации.

1


19.


«Операция «Уют»

1


20.


Беседа «Есть ли льготы у выпускника детского дома при трудоустройстве».

1


21.


Показ видеофильмов о профессиях, предприятиях

1


22.


Диспут «Моя будущая профессия».

1


23.


Беседа-диалог «Карьерный рост».

1


24.


Экскурсии на предприятия и в учебные заведения.

1


25.


Беседа: «Профессия и состояние здоровья.»

1


26.


«Операция «Уют»

1


27.


Круглый стол: «Хочу – могу – надо». Что важнее при выборе профессии.

1


28.


Беседа: «Пути получения профессии.»

1


29


 Показ видеофильмов о профессиях, предприятиях.

1


30


Способности и профессиональная пригодность.

1


31.


Презентация «Профессии нового века»

1


32.


Мини-сочинение «Кем я хочу быть»

1


33.


«Операция «Уют»

1


34.


«Человек - техника» (изучая типы профессий)

1


35.


Экскурсии на предприятия и в учебные заведения.

1


36.


Шкала самоуважения Розенберга.

1


37.


Круглый стол «Мои жизненные планы»

1


38.


Субботник

1


39.


Выставка рисунков «Кем я хочу быть»

1


40.


«Операция «Уют»

1



Календарно-тематическое планирование по физическому воспитанию и здоровому образу жизни для 1-го года.


Дата проведения занятия

Тема занятия

Количество часов в неделю

Примечание

Вредные привычки

1.


Презентация «Здоровье и вредные привычки»

1


2.


Презентация «Скажем курению НЕТ»

1


3.


Лекция «Правда и ложь о наркотиках»

1


4.


Занятие-тренинг «Я и наркотики»

1


5.


Презентация «Капля никотина»

1


6.


Тестирование по определению отношения к ПАВ»

1


7.


Анкетирование «Что ты знаешь о наркотиках?»

1




Круглый стол «Компьютерная зависимость: правда или вымысел?»



8.


Беседа «Влияние употребления ПАВ на будущих детей»

1



Репродуктивное здоровье

10.


«Вредные привычки и репродуктивное здоровье»

1


11.


«Отношения с противоположным полом»

1


12.


Беседа «Материнство»

1


13.


Беседа «Предупреждение беременности»

1


14.


Беседа «Половые заболевания»

1


15.


Беседа «Ранние половые связи и их последствия»

1


16.


Беседа «Венерические заболевания»

1


17.


«Развитие мальчика»

1


18.


«Половое созревание»

1


19.


«Отношения с противоположным полом»

1

Беседа с девочками

20.


«Вредные привычки и репродуктивное здоровье»

1

Беседа с девочками

21.


«Материнство»

1

Беседа с девочками

22.


«Предупреждение беременности»

1

Беседа с девочками

23.


«Половые заболевания»

1

Беседа с девочками

24.


«Развитие мальчика»

1

Беседа с мальчиками

25.


«Половое созревание»

1

Беседа с мальчиками

26.


«Ранние половые связи и их последствия»

1

Беседа с мальчиками

27.


«Венерические заболевания»

1

Беседа с мальчиками

Первая помощь

29


Первая помощь при отравлении, обморожении

1


30


Первая помощь при ушибах и порезах

1


31.


Первая помощь при поражении электрическим током

1




Простудные заболевания. Грипп. ОРВИ. Повышение температуры тела. Причины, первая помощь. Закаливание.



32.


Первая помощь при укусе насекомых и змей.

1


33.


Первая помощь при переломах.

1


34.

ПДД

35.


Часы общения «Для кого созданы Правила дорожного движения»

1


36.


Круглый стол «Безопасная дорога»

1


37.


Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»

1


Мое здоровье



«Что такое здоровье?»





Викторина «Здоровье не купишь»





Беседа «Откуда берутся болезни?»





Игра-соревнование «Путь к доброму здоровью»





Выпуск стенгазет «Здоров будешь-все добудешь!»





Конкурс рисунков «За здоровый образ жизни»





Конкурс кроссвордов «Человек и его здоровье»





Анкетирование по выявлению отношения подростков к ЗОЖ



Режим дня



Беседа «Режим дня»





Сюжетно-ролевая игра «Мой режим дня»





Занятие «Я принимаю ответственные решения»



Гигиена



Беседа «Поговорим о гигиене»





Презентация «Гигиена человека»




Календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому (духовному) воспитанию для 1-го года.


Дата проведения занятия

Тема занятия

Количество часов в неделю

Примечание

1.


Беседа «Кем я вижу себя в будущем?»

1


2.


Литературный вечер «Стихи о любви»

1


3.


Круглый стол «Что такое красивые поступки?»

1


4.


Проведение мероприятия «День Святого Валентина»

1


5.


Марафон добрых дел

1


6.


Вечер юмора «смех продлевает жизнь»

1


7.


«Что ты знаешь о милосердии?»

1


8.


Конкурс рисунков «месяц здоровья»

1


9.


Воспитательский час на тему: «Что такое счастье»

1


10.


Легенды советского кино

1


11.


«Учусь отстаивать собственное мнение»

1


12.


Учимся слушать и слышать

1


13.


«Мир моих увлечений»

1


14.


Воспитательский час «На пороге взрослой жизни»

1


15.


«Традиции моей семьи»

1


16.


Воспитательский час на тему: «Духовность и целомудрие девушки и юноши»

1


17.


«Уважение и взаимопонимание»

1


18.


Участие в конкурсе научно-исследовательских работ «В наших руках будущее»

1


19.


«Что такое темперамент?»

1


20.


«Уважаешь себя-уважай других»

1


21.


«Мои хорошие и плохие качества»

1


22.


«Эстетика внешнего вида культурного человека»

1


23.


Поездка в Третьяковскую галерею

1


24.


Круглый стол «Мои таланты»

1


25.


Дискуссия

1


26.


Выезд на мероприятие посвященное добровольчеству

1


27.


Поездка в музей современного искусства

1


28.


«Старший-помоги младшему»

1


29


Спектакль «Женитьба Фигаро»

1


30


«Что мы знаем о правилах этикета?»

1


31.


Беседа «На чем строится семья?»

1


32.


Просмотр фильма о нравственности «Форест Гамп»

1


33.


Тест «Какой у меня характер?»

1


34.


Особенности русской духовности

1


35.


«Разрешение конфликта с помощью диалога»

1


36.


Конкурс "Парад Дед морозов и Снегурочек"

1


37.


Рисунок «Я и мои чувства»

1


38.


«Из чего складывается музыкальный вкус»

1


39.


Конкурс на лучший плакат "Татьянин день - День студентов"

1


40.


«Культура речи»

1



Календарно-тематическое планирование по интеллектуально-познавательному воспитанию для 1-го года.


Дата проведения занятия

Тема занятия

Количество часов в неделю

Примечание

Мир профессий

2.


Оформление стенда о профессиях

1


3.


Презентация «Профессий много в мире есть»

1




Тестирование для выявления интересов воспитанников



4.


Тестирование для выявления мотивов выбора профессии»

1


5.


Беседа-диспут: «Мой жизненный план» (первоначальные представления о дальнейшей учебе, профессии, работе, семейной жизн, жилье и т.д.)

1


6.


Беседа «Виды профессиональных учебных заведений»

1


7.


Тестирование по профориентации

1


8.


Показ видеофильмов о профессиях, предприятиях

1


9.


Диспут «Моя будущая профессия»

1


10.


Беседа «Проофессия и состояние здоровье»

1


11.


Лекция-урок «Что ты знаешь о своей будущей профессии»

1


12.


«Я и моя профессия»

1


Вопросы трудоустройства

14.


Беседа «Что такое призвание?»

1


15.


Экскурсия на биржу труда

1


16.


Консультация «Рекомендации для встречи с работодателем»

1


17.


Сюжетно-ролевая игра «Подаем резюме»

1


18.


Экскурсии на предприятия и в учебные заведения

1


19.


Дискуссия «План поиска работы»

1


20.


Бизнес-игра «Деловые ребята»

1


21.


Беседа-диалог «Карьерный рост»

1




Беседа «Есть ли льготы у выпускника детского дома при трудоустройстве»



Экзамены

24.


Беседа «Как успешно сдать экзамены»

1


25.


Презентация: «Пища для ума или питание перед экзаменом»

1


26.


Беседа «Подготовка к экзаменам»

1


Интеллектуальные игры

28.


Деловая игра «Насколько мы экономны»

1


29


Кроссвордленд: «Россия-Родина моя»

1


30


Викторина: «Литературные кроссворды»

1


31.


Виртуальная экскурсия «По странам и континентам»

1


32.


Игра путешествие «Откуда берутся грязнули»

1


33.


Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

1


34.


Интеллектуальная игра «Поле чудес»

1


35.


Игра «Слабое звено»

1


36.


Вечерняя игра «Монополия»

1


37.


Час загадок и ребусов «Угадаем, посчитаем!»

1


38.


Викторина «С книгой жить-век не тужить»

1


39.


Игра «Почему, откуда, зачем»

1


40.


Интеллектуальные игры «Новый год у ворот»

1


Интеллектуальные вечера



«Основные эпохи развития человечества»





Дискуссия «Толерантность-это?»





Диспут «Великие спортсмены моей страны и мира»





Диспут «Книга лучший друг»





Беседа : «В мире наук»





«21 февраля-Международный день родного языка»





«Учиться всегда пригодится»





«Повторение-мать учения»



Видео-презентации



«Безопасность в сети Интернет»





«Авиаконструктор А.И. Туполев и развитие авиации в России»





Видео-презентация: «Международный женский день. К. Цеткин






Презентация «12 апреля-день космонавтики»





«30 апреля-день пожарной охраны»





«Мышление и его особенности»





«Интеллект» «ПРОсвещение»





«Хорошая память. Способы развития»





«Знание-сила!»





«Нобелевская премия»





« Правила дорожного движения и история их создания»



Участие в интеллектуальных и художественных проектах


Календарно-тематическое планирование по социально-правовому воспитанию для 1-го года.


Дата проведения занятия

Тема занятия

Количество часов в неделю

Примечание


Круглый стол

2.


Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных движений»

1


3.


Круглый стол «Я-гражданин России»

1


4.


Круглый стол «Вечные ценности: честь и совесть»

1


5.


Круглый стол «Роль социальных норм в поведении человека»

1


6.


Круглый стол «Выживание и здоровое развитие ребенка»

1


7.


Круглый стол «Главные ценности нашей жизни»

1


8.


Круглый стол «Как не стать жертвой преступлений»

1


Творческие правовые задания

10.


Конкурс рисунков-«Я рисую свои права»

1


11.


Конкурс сочинений- «Если бы я был директором школы»

1


12.


Конкурс плакатов-«Мое право на образование»

1


13.


Викторина «Имею право»

1


14.


Турнир знатоков по правам ребенка

1



Лекции-уроки «Правовая грамотность»

17.


«Человек в мире правил»

1


18.


Устный журнал «Конвенция о правах ребенка»

1


19.


«Подростку о трудовом праве»

1


20.


Дискуссия «От безответственности до преступления-один шаг»

1


21.


«Мои документы»

1


22.


«Равенство прав людей от рождения»

1


23.


«Свобода это ответственность»

1


24.


«Защити свои права»

1


25.


«Что такое закон. Главный закон страны»

1




«Уважай права тех, кто рядом»



26.


«Налоговая грамотность граждан РФ»

1


27.


«Право на медицинскую помощь»

1


Поступок и проступок

29


«Правила поведения и общения в школе, дома, в общественных местах»

1


30


Беседа «Проступок. Преступление»

1


31.


«Наказание. Ответственность»

1


32.


«Алкоголь и правопорядок»

1


33.


«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

1


34.


Беседа «Я отвечаю за свои поступки»

1


35.


«Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу»

1


36.


«Что такое вина? Что такое ответственность?»

1


37.



1


38.



1


39.



1


40.



1







Список литературы рекомендованной для воспитанников:


Выпускнику образовательного учреждения / Сидорова Л. К. – М.: ТОО “СИМС”, 1996 г. – 32 с.

Имею право. Справочное пособие.- / Н.Е.Захаренко. – Мурманск: « Арт- Пресс», 2006 г. 61 с.

Правовой путеводитель подростка. – Калуга: НП “Ассоциация многодетных семей”, 2000 г. – 38 с.

Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное пособие. / Байбородова Л. В., Жедунова Л. Г., Посысоев О. Н., Рожков М. И. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. – 196 с.

Семья Г. В. Выпускник. Формирование социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М.: Полиграф сервис, 2001. 160 с















Список используемой литературы:

М.П.Нечаев, И.Э.Смирнова "Диагностические методики классного руководителя". Москва , УЦ "Перспектива",2008.



Г.В.Семья,Н.Ф.Плясов, Г.И.Плясова "Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Москва.2001



К.В.Зелинский, Т.В.Черникова "Нравственное воспитание школьников:теория, диагностика,эксперимент,технологии и методы". Москва. "Планета»



О.В.Белоусова "Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности".Москва, 2009.


Е.Н.Степанов "Педагогу о воспитательной системе школы и класса". Творческий Центр "Сфера". Москва. 2008.

Т.А.Шишковец "Осложненное поведение подростков". "5 за знания". Москва, 2006.


А.М.Городович, Т.В.Куратник " Справочник классного руководителя" . Мозырь "Белый ветер", 2011.


В.П.Сергеева "Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я". Педагогическое общество России. Москва, 2001.


Л.С.Литвинова, О.Е.Жиренко "Нравственно-экологическое воспитание школьников" 5-011 класс. "5 за знания". Москва, 2007

И.А.Агапова, М.А.Давыдова "Мы-патриоты" 1-11 классы. Москва "ВАКО", 2006.


Н.И.Дереклеева, М.Ю.Савченко "Справочник классного руководителя" 5-9 классы. Москва "ВАКО", 2007.


М.Ю.Савченко,Л.А.Обухова "Формирование коллектива класса".5-8 классы. "5 за знания".Москва, 2007.


Ю.А.Матюхина "Классные часы на темы этикета" 5-11 классы. Москва "Глобус", 2008.


З.А.Бадирова, А.В.Козлова "Классные часы и беседы для девушек 6-11 классов". Творческий Центр "Сфера". Москва, 2008.


Большая книга вожатого. под н/редакцией Л.И.Маленковой. Педагогическое общество России. Москва, 2004.


С.М.Курганский "Путешествие в страну творчества и самоуправления". 9-11 классы. "5 за знания". Москва, 2007


"Нравственное воспитание учащихся. 5-11 класы" Сост. Е.В.Васильева Волгоград, 2008.


"Классные классные дела". выпуск 3. п/редакцией Е.Н.Степанова, М.А.Александровой . Творческий Центр "Сфера". Москва, 2008.


Н.М.Скоркина "Нестандартные формы внеклассной работы. 7-11 классы". "Учитель-АСТ". Волгоград, 2005.


Материалы Фестиваля педагогических идей "Первое сентября"


Материалы Интернета.


Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Н.В.Высоцкая "Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях" 8-11 классы. Москва "ВАКО", 2006.


Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении. Сост.Ю.В.Науменко. ООО "Глобус", 2009.


Н.С.Пряжников "Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники" 8-11 классы.ООО "ВАКО", 2005.


Л.И.Саляхова "настольная книга классного руководителя" 9-11 классы. Москва. "Глобус", 2008.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.