Программа кружка по ДПИ «Оч.умелые ручки» обучающихся 5 класса на 2017 / 2018 учебный год
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Салаватская коррекционная школа
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Согласовано Зам. директора по ВР __________ Ф.Б.Насырова ____________ 2017г. Руководитель ШМО воспитателей и классных руководителей __________ Ф.Б.Насырова ____________ 2017 г. |
Утверждаю Директор ГБОУ Салаватская КШ ___________ Т.П.Турбина Приказ № _____от _____ 2017 г. |
Программа кружка по ДПИ «Оч.умелые ручки»
обучающихся 5а класса
на 2017 / 2018 учебный год
Воспитатель:Андреева И Н.
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на детей 1-7 классов коррекционной школы VIII вида. Занятия проводятся 1 часа в неделю, что составляет 34 часа в год.
Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент в работе педагога кружка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение приёмами работы с бумагой.
Бумага - доступный для ребёнка и универсальный материал - широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает детей возможность самим создавать такие поделки, которые потом будут использованы для оформления класса к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям друзьям.
Школьники коррекционных школ VIII вида имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы. Занятия в кружке позволяют эти недостатки в какой-то мере корригировать. Работа по изготовлению изделий из бумаги (аппликация, конструирование из бумаги) и пластилина развивает у детей наглядно- образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук, развивается творческий потенциал ребёнка. Расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства.
Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы.
Техника изготовления поделок из разных материалов требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Работа в технике лепки способствует формированию таких качеств как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть способствует развитию личности ребёнка.
Работы в технике лепки, выполнение аппликации, работы с природным материалом привлекают детей своими результатами. Школьники испытывают радость от сделанной своими руками поделки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых.
Таким образом, изготовление аппликаций из бумаги, пластилина является эффективным средством трудового и эстетического воспитания, что не менее важно для умственно-отсталых школьников.
Лепка - один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Уникальная методика лепки из пластилина проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста.
Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, то есть оказывают на человека определённое психотерапевтическое воздействие. «В семье изобразительных искусств, - отмечал И.Я. Гинцбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете».
Занятия лепкой развивают художественный вкус индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при занятии с гипсом и солёным тестом, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся. Занимаясь лепкой, дети осваивают приёмы работы: замешивание, раскатывание, сплющивание, вытягивание. Эти занятия дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности.
ЦЕЛЬ программы: формирование практических умений работы в технике аппликации, лепки, художественного конструирования, развитие у воспитанников индивидуальных творческих способностей в процессе освоения технике, а также создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
Формировать умение, навыки работы с ножницами клеем, бумагой при выполнении аппликаций, используя основные геометрические фигуры, соблюдать технику безопасности;
Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности; Расширить словарный запас;
Формировать интерес к результату и гордости за него;
Развивать художественный вкус, образное восприятие усидчивость, аккуратность;
Коррекция высших психических функций;
Коррекция памяти, внимания, логического мышления;
Воспитание мотивации к труду, желание доставить радость окружающим и самим себе от сделанной своими руками поделки.
Методы обучения:
Индивидуальный;
Групповой;
Практический;
Наглядный.
Формы обучения:
Игры;
Загадки;
Беседы;
Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
Просмотр презентаций
Данная программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста коррекционной школы-интерната VIII вида.
Предполагаемый результат:
Наличие навыков пользования ножницами бумагой клеем;
Умение рационально использовать цветную бумагу правильно находить место на листе для выполнения работы;
Умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении аппликации;
Умение выполнять работу в определённой последовательности согласно инструкции взрослого;
Желание заниматься аппликацией, лепкой и изготовлением других поделок из бумаги в свободное время.
Содержание программы
№ |
Виды труда |
Кружковая деятельность |
Каждое занятие начинается с инструктажа по ТБ |
1 |
Работа с бумагой, картоном |
Изготовление аппликаций, поделок. |
|
2 |
Работа с пластилином |
Ознакомление со свойствами пластилина, деление пластилина на части. Изготовление и оформление изделия |
|
3 |
Работа с природным и бросовым материалом |
Составление букетов, художественных композиций |
|
4 |
Художественное творчество |
Рисование красками, цветными карандашами, фломастерами, изготовление и оформление поделок. |
|
Занятие начинается с рассказа, показа образца изделия. Прививаются навыки самостоятельной деятельности учащихся, ориентировки в задании. Воспитываются умения работы в коллективе. |
Для эффективной работы с детьми коррекционной школы VIII вида на занятиях кружковой деятельностью важно разнообразить работу различными видами труда. Такая деятельность благотворно влияет на развитие творческих способностей, детей и их эстетического воспитания, создаёт условия для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки учащихся.
Календарно-тематическое планирование кружка
№ |
Темы |
Количество часов |
Даты |
|
По плану |
Факт. |
|||
1,2 |
Вводное занятие. Сбор природного материала для поделок. |
2 |
4,11.09.17 |
|
3. |
Знакомство с видами и свойствами бумаги. Предметная аппликация «Ваза с цветами» Техника безопасности при работе с клеем, ножницами. |
1 |
18.0917 |
|
4 |
Объемная аппликация «Осенний букет» |
1 |
25.09.17 |
|
5 |
«Осеннее дерево» в технике «обрывная аппликация» |
1 |
2.10.17 |
|
6.7 |
Поделки из бумаги: смешные закладки |
2 |
16,23.09.17 |
|
8,9 |
Работа с природным материалом. Аппликация из листьев. |
2 |
6,13.11.17 |
|
10 |
«Ёлочка» аппликация из бумаги |
1 |
27.11.17 |
|
11.12 |
Мастерская Деда Мороза – изготовление новогодних сувениров |
2 |
4,11.12.17 |
|
13 |
Изготовление полумасок |
1 |
18.12.17 |
|
14 |
Изготовление снежинок из бумаги |
1 |
25.12.17 |
|
15,16 |
Поделки из природных материалов (шишки, желуди, ветки, и т. д.) |
2 |
15,22.01.18 |
|
17,18 |
Лепка. Знакомство со свойствами пластилина. Лепка «Живые фрукты» |
2 |
29.01, 5.01.18 |
|
19.20 |
Аппликация «Подводный мир» (техника размазывания) |
2 |
12,26.02.18 |
|
21, 22 |
Работа с пластиковыми предметами( стаканчики, ложки, вилки , бутылки). |
2 |
2,5.03.18 |
|
23.24 |
Знакомство с народными промыслами. Рисование элементов хохломской, жостовской, гжельской,городецкой росписей. |
2 |
12,19.03.18 |
|
25.26 |
Роспись разрезной доски. |
2 |
26,16.04.18 |
|
27.28,29, |
Работа с бумагой и картоном. Оригами |
3 |
2,16,23.04.18 |
|
30, 31 |
Работа с природным материалом. Аппликация из круп. Панно «Весна» |
2 |
30.04,7.05.18 |
|
32 |
Экскурсия в парк. |
1 |
14.05.18 |
|
33,34 |
Отчетная выставка |
2 |
21,28.05.18 |
Учебно-методическое обеспечение программы
Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990 г.)
Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ
Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 - ФЗ.
Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» от 27.07.1996 №124-ФЗ
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08. 2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2005 года.( с последующими изменениями)
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 № 120-ФЗ ( с изменениями)
Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования»
Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г
«Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2020 г.»
Типовое положение о специальном (коррекционном образовательном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03. 1997г.
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»
1.Малышева А.Н. «Аппликация»
2.Павлова Н.П. «Дефектология»- журнал №3, №4 2000г
3.Павлова Н.П. «Трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида.Москва.
Просвещение,2013
4.Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пособие для учителей и воспитателей. М: Просвещение, 1983. - 104 с.
5.Хиврич, Е.В. Программа воспитательной работы [Текст]/Е.В. Хиврич //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №1. – С.49 – 60.
6. Худенко Е. Д., Г. Ф.Гаврилычева, Е. Ю.Селиванова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е изд. испр. и доп.-М.:АРКТИ,2006
7.https://infourok.ru/
10. http://lit.na5bal.ru
Дмитрий Александрович Кривошей