Программа воспитательной работы «Гармония»
Основной целью программы является создание благоприятных социально – психологических условий для раскрытия и гармоничного развития отдельной личности.
Руководствуясь основной целью программы, определяются задачи программы:
1. Способствовать развитию ученического коллектива и развитие личности ребенка в нем, развитие ученического самоуправления.
2. Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
3. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
4. Формировать экологическую грамотность учащихся.
5. Выявлять индивидуально - психологические и творческие способности учащихся.
6. Формировать сознательную дисциплину, нравственные качества учащихся через вовлечение в общую работу.
7. Способствовать развитию эстетического вкуса, повышению культуры общения, поведения.
8. Формировать чувство патриотизма и гражданской солидарности.
9. Способствовать формированию у учащихся уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам.
10. Повышение педагогической и психологической культуры родителей через совместную деятельность.
Программа «Гармония» разработана по циклическому принципу и рассчитана на четыре года. Каждый год обучения в начальной школе является важным в жизни ребенка. Исходя из этого, каждый последующий год реализации программы опирается на предыдущий год.
1 класс – Познание себя.
На этом этапе происходит смена ведущего вида деятельности. Учащиеся познают себя в учебной деятельности, осваивают новые социальные роли. В этот период приходит понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения этих результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Кроме этого, в первом классе осуществляется выявление потенциальных способностей школьников.
2 класс – «Мы учимся дружить».
На этом этапе продолжается работа по овладению социальных ролей и знаний. В этот период продолжается взаимодействие ученика со своими учителями, но вместе с этим, создаются условия для совместной деятельности учащихся. Организация деятельности направлена на успешное освоение нравственных норм учащимися.
3 класс – «Мы – коллектив».
На этом этапе происходит накопление опыта нравственного поведения. Кроме этого, идет формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), а также ценностного отношения к социальной реальности в целом.
На этом этапе происходит раскрытие индивидуальности учащихся через развитие навыков группового взаимодействия. Создаются условия для формирования умения жить и работать в коллективе.
4 класс - «Лидеры».
На этом этапе создаются условия для получения школьником опыта самостоятельного социального действия (формирования самостоятельности, принятия решений, анализа своей дейтельности и поступков, ладение системой общечеловеских ценностей, правильной гражданской позиции).
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, при этом быть нравственно и экономически значимой.
В общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила:
• умение выслушивать его до конца;
• не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
• открытость и доступность учащихся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Программа «Гармония» разработана в оответствии с основными направлениями воспитатания учащихся школы по ФГОС НОО.
Нормативно – правовой базой для разработки программы воспитательной работы являются следующие нормативно-правовые документы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Устав МБОУ КГО «Гимназия»;
- План воспитательной работы МБОУ КГО «Гимназия».
По мере реализации данная программа корректируется.
Основные направления работы
В программе воспитательной работы «Гармония» выделены основные направления, по которым строится вся воспитательная работа:
- Духовно-нравственное;
- Гражданско - патриотическое;
- Спортивно-оздоровительное;
- Интеллектуальное;
- Художественно – эстетическое;
- Семейное;
- Экологическое;
- Ученическое самоуправление.
Участники программы: учитель начальных классов, учащиеся, родители, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, другие привлеченные специалисты.
Сроки реализации программы: 4 года.
Формы работы
Основные формы воспитательной работы по вышеизложенным направлениям могут быть следующие: классные часы; беседы; игры - викторины, ролевые игры, игры – путешествия; экскурсии; тренинги; конкурсы; походы; родительские собрания; акции; олимпиады; научно – исследовательские конференции; индивидуальные консультации с детьми и родителями и др.
Предполагаемый результат
Выпускник начальной школы – это творческая личность, способная:
- иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
- иметь широкую мотивационную основу учебной деятельности;
- строить достойную жизнь, думать, размышлять, иметь своё мнение по вопросам, касающимся жизни класса, школы, страны;
- к установлению устойчивых взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, проявляет сочувствие, может оказать помощь;
- найти себя в творчестве;
- заниматься физкультурой и спортом, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, быть активным в обществе;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окржающих;
- трудиться на благо людей, заботиться о нуждающихся и слабых,.
Выпускник начальной школы имеет широкий познавательный интерес, любознателен, владеет мыслительными операциями, понимает ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия. Сформировано понимание в том, что настоящий гражданин любит Родину и гордится ею, изучает историко-культурное духовное наследие, бережет природу, заботится о ближних.
Формы подведения итогов
Основные формы подведения воспитательной работы по вышеизложенным направлениям могут быть следующие:
- выставки декоративно – прикладного искусства, рисунков, сочинений;
- концерты, праздники, соревнования;
- научно – исследовательские конференции, педагогические чтения;
- самостоятельное составление иинтеллектуально – познавательных игр, кроссвордов, викторин;
- мастер – классы;
- коллективно – творческие работы и др.