«Средняя школа №16»
Воспитательная программа
«Учимся вместе»
2 В класс
2016- 2017 учебный год
Составитель Верещагина Наталья Викторовна Классный руководитель 2 В класса Высшая квалификационная категория |
г. Ачинск
г.
Анализ работы за 2015-2016 учебный год.
В первом классе вся воспитательная работа была подчинена одной цели: обеспечение принятия учащимися позиции Я – ученик. Для этого был включен курс «Введение в школьную жизнь», классные часы по выработке правил жизни класса. В результате учащиеся соблюдают нормы и правила школьной жизни на уроке и перемене, взаимодействуют в учебной деятельности.
Для формирования детского коллектива был проведен ряд мероприятий, в которых каждый ученик оказался в ситуации успеха, через организацию специальных игр во время динамических пауз, праздников, классных часов формировалось понятие о нашем классе – дружном коллективе, поощрялась взаимопомощь, проявление эмоциональной поддержки тем детям, которым трудно себя вести или учится. За период обучения в первом классе явных лидеров не выделилось, сформировались малые группы по интересам. Дети называют друг друга по именам, дружно работают в группах и парах, сильных конфликтов на межличностной почве не наблюдается.
Мотивация к учебе, в основном, игровая, либо внешняя – быть хорошим ребёнком, избежать негативна, понравиться учителю или родителю. Для формирования учебной мотивации была создана система участия в онлайн олимпиадах, защит портфеля достижений. Одной из проблем классного коллектива считаю низкий уровень инициативности, учебной мотивации.
Родители по возрастному составу - старшего возраста, особенно отцы. В классе всего 3 неполные семьи, 9 семей имею троих и более детей, но в большинстве таких семей, старшие дети уже выросли. Всего 6 детей являются единственными детьми в семье. Родители в большинстве понимают направления деятельности классного руководителя, поддерживают и помогают. Так, в семейных олимпиадах, которые проводятся дома участвуют до 20 учащихся из 29.
Цели и задачи воспитательной работы на 2016-2017 учебный год.
Цель: создание условий для духовно-нравственного развития учащихся
Задачи:
-формирование патриотизма (любви к близким, друзьям, школе, к своей малой родине,
-формирование основ толерантного сознания учащихся;
-формирование нравственных чувств учащихся;
-развитие инициативности учащихся при участии в мероприятиях различного направления;
- формирование и развитие универсальных учебных действий;
-формирование ценностного отношения к своему здоровью и окружающей природе;
Направления воспитательной работы
Спортивно – оздоровительное.
Духовно-нравственное.
Социальное.
Общекультурное.
Общеинтеллектуальное.
Экологическое.
Ожидаемые результаты.
Формируется ценностное отношение к своей малой родине.
Учащиеся имеют первоначальные представления о государственном устройстве, о наиболее значимых событиях истории, о культурных традициях.
Формируется инициативность в учебной и внеурочной деятельности, внутренняя познавательная мотивация.
Учащиеся имеют первоначальных опты социальной коммуникации при проведении групповых проектов и акций.
Учащиеся имеют представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в классном коллективе, малой группе, с людьми разного возраста.
Учащиеся проявляют неравнодушие в проблемам других людей или животным, эмоционально реагируют на негативные проявления поведения и поступков других учащихся.
Учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях
Учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.
Учащиеся мотивированы к самореализации в познавательной и практической деятельности
У учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
Учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.
Учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
У учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Приложение 1 к Воспитательной программе классного руководителя
Календарно-тематический план работы с учащимися и родителями
Дата |
Спортивно-оздоровительное |
Духовно-нравственное |
Социальное |
Общекультурное |
Обще-интеллектуальное |
Экологическое |
||||
Сентябрь |
День здоровья Неделя безопасности |
Родительское собрание «Самостоятельность и инициативность – залог успешности ученика»
Дистанционная он-лайн олимпиада «Юный предприниматель» |
День знаний Курс «В мире книг» в течение года» |
Международная мультиолимпиада «Муравейник» Курс «Я – исследователь» (в течение года») Посещение передвижного Планетария |
Классный проект «Листочки» |
|||||
Предметная неделя по окружающему миру |
||||||||||
Результат |
Формирование положительной мотивации к занятиям спортом |
Развитие учебной мотивации |
Формирование положительной мотивации к учебной деятельности |
Развитие универсальных учебных действий |
Охват участников – 75 % |
|||||
Октябрь |
Международная дистанционная олимпиада по физической культуре |
Проект в рамках урока технологии «Маленькая радость для пожилого человека» |
Единый урок по безопасности в сети интернет 30.10.2016 |
Квест «Русские традиции» Посещение Ачинского драматического театра |
Международный марафон по окружающему миру |
Семейный фотоконкурс «Осенний вернисаж» Всероссийский единый экоурок «Хранители воды» |
||||
Результат |
Формирование ценностного отношения к своему здоровью |
Приобретение первоначального опыта самостоятельного общественного действия |
Приобретение знаний о правильном поведении в сети Интернет |
Развитие умений вести себя в общественных местах |
Развитие универсальных учебных действий, учебной мотивации |
Формирование ценностного отношения к ресурсам воды, первоначальных опыт приобщения к общественному действию – изготовление полезных поделок, позволяющих сэкономить запасы воды на Земле |
||||
Ноябрь |
Единый урок «День народного единства» Фотоконкурс «Мы с мамой» |
Дистанционный семейный конкурс «Подарок для мамы» |
Родительское собрание «Семейные традиции» |
Эрудит-марафон учащихся «ЭМУ» Этапы «Быстрый, ловкий, смелый» |
||||||
Индивидуальные и групповые проекты «Что такое яйцо?», «Как говорят ученики?», «Почему не тонут корабли?», «История шоколада», «Вторая жизнь бумаги», «История имен» |
||||||||||
Предметная неделя по языкознанию |
||||||||||
Результат |
Формирование представлений о главных исторических событиях нашей страны Понимание ценности семьи |
Формирование нравственных чувств любовь и уважение к матери |
Формирование и развитие универсальных учебных действий |
|||||||
Декабрь |
Классный час, посвященный Международному дню инвалидов |
Мастерская Деда Мороза |
Квест «Разбуди Деда Мороза» |
|||||||
Результат |
Формирование толерантного отношения к другим людям |
Развитие универсальных учебных действий |
||||||||
Январь |
Катание на горках с родителями |
Экскурсия в краеведческий музей |
Эрудит-марафон учащихся «Эму-специалист» |
|||||||
Результат |
Формирование нравственных качеств – ценность семьи |
Развитие патриотических чувств |
Развитие универсальных учебных действий |
|||||||
Февраль |
«Веселые старты» с папами |
КТД «Поздравляем мальчиков» |
Классный час «День родного языка» |
Посещение передвижного Планетария |
||||||
Результат |
Формирование ценностного отношения к здоровью |
Формирование нравственных качеств, приобретение опыта совместного общественного действия |
Развитие универсальных учебных действий |
|||||||
Март |
Проект «Здоровые правила» |
Родительское собрание «Учимся вместе» КТД «Поздравляем наших девочек» |
Эрудит-марафон учащихся «Соревнования команд школы» |
Посещение Ачинского драматического театра |
Весенняя Дино-олимпиада по математике |
|||||
Результат |
Развитие коммуникативных и регулятивных учебных действий, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни |
Формирование нравственных качеств, приобретение опыта совместного общественного действия |
Развитие коммуникативных и регулятивных учебных действий |
Формирование норм поведения в общественных местах, формирование нравственных качества на материале спектакля |
Развитие универсальных учебных действий |
|||||
Апрель |
«Встречаем птиц» праздник |
День смеха- развлечение |
Квест «Космическое путешествие» |
Он-лайн олимпиада по математике «Плюс» |
Дистанционная олимпиада «Безопасное колесо» (центр «Кругозор» |
|||||
Предметная неделя по математике |
||||||||||
Результат |
Приобретение опыта совместного общественного действия |
Развитие коммуникативных и регулятивных действий |
Развитие универсальных учебных действий, учебной мотивации |
Развитие экологических представлений |
||||||
Май |
День Здоровья |
Проект «Открытка ко Дню Победы» |
Посещение Ачинского драматического театра |
Родительское собрание «Итоги второго года обучения» |
Всероссийский Экологический урок (дата открытая) |
|||||
Результат |
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни |
Приобретение опыта совместного общественного действия |
Развитие экологических представлений |
|||||||
Июнь |
Праздник «День защиты детей» |
|||||||||
Результат |
Повышение самооценки |
Приложение 3 к Воспитательной программе классного руководителя.
Диагностики:
Интервью «Волшебный мир»
Цель диагностики: знакомство с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.
Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.
Текст методики
— Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький (ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
— Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
— А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
— А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
— Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой — представь себе это.
— Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)
Затем волшебник попадает в школу.
— В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
— Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?
— Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
— Чуть не забыли о тебе!
— Что бы ты сделал для себя? Почему?
— Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
— А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
— Спасибо, ты — настоящий волшебник!
— Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
— Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?
— А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
— Ты можешь превратиться в любое животное.
а) кошка
б) лев
в) маленький козленок, олененок
г) змея
д) орел
е) мышь
ж) обезьяна
з)тигр
и)заяц
к) собака
л) птичка (например, синица).
— Ты отлично справился с заданием.
— Ты — волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
- Скажи, кем ты хочешь быть — маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?
— А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?
— А почему... (2-й невыбранный вариант)?
— А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
— Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
— А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
— Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.
а. — Ты каким бы животным хотел стать? Почему?
б. — А каким животным ты не хочешь быть? Почему?
— Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.
а, б, в?
— А почему а, б, в?
— Отлично. А подумай:
а. — Чего больше всего боятся дети? Почему?
б. — Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
в. — А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
— Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?
Интерпретация результатов
Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремлению показать себя в лучшем свете.
Мой круг общения (автор методики Т. Ю. Андрущенко)
Цель: выявление круга и характера взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями.
Организация обследования:
Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в этом круге твоего общения.
Инструкция: организатор диагностики рисует круг, последовательно разделив круг на четыре сектора (сферы общения). После проведения вертикальной черты образуется два сектора «школа» - слева, и «вне школы» - справа. Горизонтальная черта выделяет сектора «сверстников» и «взрослых».
Теперь «заселим» каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться близко. Это могут быть приятные люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные. Ты бы с ними и не хотел (а) общаться, но приходится по самым разным причинам.
Инструкция: организатор диагностики вводит с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности) всех названных ребенком детей и взрослых, при этом выясняет возраст, обстоятельства взаимодействия.
«Давай обозначим в твоем кругу людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает».
Инструкция: в ходе этой процедуры прямоугольники штрихуют красным или синим карандашом, организатор диагностики узнает многие подробности, обстоятельства, характер оценок сложившихся отношений, причины затруднений в общении, силу эмоционального переживания радостных и огорчительных социальных контактов.
«Давай в центре большого круга нарисуем твой «дом», напишем твое имя. Используя два карандаша: темный – «недоброжелательный», «неприятный» и светлый – «радостный», «приветливый», покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радости, кто неприятен.
Инструкция: организатор диагностики проводит линии от центра («Я» ребенка) к соответствующим прямоугольникам на внешней окружности. В каждом случае выясняется мнение ребенка о характере отношения к нему партнера по общению, соответственно стрелкой обозначается направление и мера выраженности отношения.