Программа эколого-биологической направленности «Я — житель планеты Земля!» (9 класс)
Информационная карта |
|||||
программы «Я – житель планеты Земля!» |
|||||
Направленность |
Эколого-биологическая |
||||
Вид |
|||||
образовательной |
Общеразвивающая |
||||
деятельности |
|||||
Название |
«Я – житель планеты Земля!» |
||||
Программы |
|||||
Сведения об авторе |
Лисенкова Нина Ивановна, учитель биологии и химии |
||||
Аннотация к |
Возраст детей 14-16 лет. |
||||
программе |
Программа рассчитана на 1 год. |
||||
Цель программы: |
|||||
формирование у учащихся на интеллектуальной и эмоционально- |
|||||
чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к |
|||||
окружающей среде. |
|||||
Задачи: Образовательные: |
|||||
Сформировать систему эколого-биологических знаний. |
|||||
Сформировать знания о многообразии живых форм родного края. |
|||||
Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас. |
|||||
Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике. |
|||||
Развивающие: |
|||||
Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции. |
|||||
Развивать индивидуальные способности детей. |
|||||
Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности. |
|||||
Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, |
|||||
синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, |
|||||
ориентироваться в задании. |
|||||
Воспитательные: |
|||||
Сформировать представление о самоценности любой формы жизни. |
|||||
Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и |
|||||
деятельности человека. |
|||||
Сформировать и сохранять семейные ценности и традиции; |
|||||
Сформировать чувства патриотизма, гражданственности, духовности, |
|||||
толерантности. |
|||||
Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело. |
|||||
Ожидаемые результаты В результате обучения по программе учащиеся |
|||||
приобретают определенные знания и умения. |
|||||
Знать: |
|||||
Понятия и термины – царства живой природы; виды растительности |
|||||
родного края; классы животных (на примерах животных родного края); |
|||||
топонимика; обычаи и традиции; предания и легенды, связанные с миром |
|||||
природы. |
|||||
Экологические законы; |
|||||
Природоохранную деятельность человека. |
|||||
Уметь: |
|||||
Правильно употреблять экологические термины; |
|||||
Наблюдать за живыми объектами и фиксировать их (рисунки, фотографии, |
|||||
видео); |
|||||
Ориентироваться в природоохранной деятельности каждого человека; |
|||||
Применять правила безопасности труда. |
|||||
По итогам работы проводится: научно-практическая конференция |
|||||
Статус программы |
Примерная |
||||
Пояснительная записка
-
-
настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой
-
родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Родины, дорогие сердцу места, близкие душе традиции, обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Перевозской земле.
целью создания условий, обеспечивающих развитие и реализацию потенциальных возможностей учащихся была организована работа объединения дополнительного
образования «Земляне». Для максимального развития личности учащихся в рамках работы объединения «Земляне» разработана образовательная Программа «Я – житель планеты Земля!» (далее Программа), рассчитанная на детей 14-16 лет, со сроком
реализации 1 год. В Программе отражены цели и задачи, направленные на рациональную организацию внеклассной деятельности учащихся девятых - одиннадцатых классов во второй половине дня. Программа ориентирована на формирование общей культуры учащихся, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих
способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Программа по содержательной, тематической направленности является эколого-биологической; по функциональному предназначению –
общеразвивающей; по форме организации – групповой; по времени реализации – годичной.
Всего 38 часов.
Настоящая Программа разработана на основе: -Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», -Конвенции о правах ребѐнка от 20.11.1989г., -Конституции РФ от 12.12.1993г.,
-Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя школа №2г. Перевоза», -Школьной целевой образовательной программы дополнительного образования
«Учимся вместе»,
-Положения о дополнительном образовании.
-
основу разработанной Программы положены следующие принципы:
Системность.
Доступность.
Научность.
Создание развивающей ситуации Занимательность. Сознательность и активность.
Наглядность
Связь теории с практикой Преемственность. Природосообразность
Важно не только обеспечить условия работы объединения дополнительного образования «Земляне», отвечающие возрастным особенностям учащихся, но и активно содействовать приспособлению детей к воздействию различных факторов, развивать и совершенствовать функциональные и психологические возможности, способности к обучению и труду, укреплять здоровье.
этой целью учащимся и их родителям (законным представителям) было предложены 9 направленностей дополнительного образования:
№ |
Направленность |
1 |
Социально-педагогическая |
2 |
Эколого-биологическая |
3 |
Спортивно-техническая |
4 |
Естественнонаучная |
5 |
Художественная |
6 |
Военно-патриотическая |
7 |
Научно-техническая |
8 |
Физкультурно-спортивная |
9 |
Туристско-краеведческая |
По результатам анкетирования учащимися и их родителями (законными |
||||||||||||
представителями) была выбрана эколого-биологическая направленность: |
||||||||||||
Выбор направленностей работы объединения дополнительного образования |
||||||||||||
90 |
||||||||||||
80 |
||||||||||||
70 |
||||||||||||
60 |
||||||||||||
50 |
||||||||||||
40 |
||||||||||||
30 |
||||||||||||
20 |
||||||||||||
10 |
||||||||||||
0 |
||||||||||||
Туристско- |
Физкультурно- |
Научно-техническая |
Спортивно- |
Естественнонаучная |
||||||||
краеведческая |
спортивная |
техническая |
||||||||||
Социально-педагогическая |
Художественная Эколого-биологическая |
Военно-патриотическая |
Эколого-биологическая - 90 %
Данная направленность имеет свой методический аспект:
Эколого-биологическая направленность.
Эколого-биологическая направленность – развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, является основной частью непрерывного экологического образования. В настоящее время экологическое образование становится значимым в организации системы непрерывного экологического образования и воспитания детей. Эколого - биологическая направленность включает следующие группы программ: основы и
углубленное изучение экологии и биологии родного края (общая экология, современные экологические проблемы, ботаника и др.), прикладные эколого - биологические программы охрана природы, растениеводство и др.).
Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и этно-экологическую исследования. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности обучающихся, охватывает основные направления их развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, экология, география, краеведение, литература, история, ИЗО.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Природа – неиссякаемый источник красоты, тайн и загадок. Она удивительна, разнообразна красками и формами. Природа – настоящий храм красоты, науки, и не случайно музыканты, поэты, художники и конструкторы-изобретатели черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой, не зная прошлого, традиций своих предков. Связь между поколений, гражданственность, патриотизм -это взаимодействие становиться всѐ более актуальным в техногенном мире. Чувства и ум ребенка развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому в настоящее время в педагогике и методике преподавания многих предметов лидирующее место занимает экологическое образование и воспитание. Основа экологического образования и воспитания – изучение местного краеведческого материала и объектов окружающей среды. Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребѐнка средствами природы.
Цель программы: формирование у учащихся на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать систему эколого-биологических знаний.
Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.
Развивающие:
Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
Развивать индивидуальные способности детей.
Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.
Воспитательные:
Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.
Сформировать и сохранять семейные ценности и традиции;
Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок. Сформировать чувства патриотизма, гражданственности, духовности,
толерантности.
Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.
Отличительная особенность программы состоит в повышении эффективности экологической и краеведческой работы с учащимися среднего и старшего звена, что позволяет подготовить их к участию в эколого-краеведческой деятельности на последующих этапах образования, повысить интерес к изучению родного края, осознать свою значимость в окружающем мире.
Сроки реализации программы и возраст воспитанников
Программа рассчитана на обучающихся 14 - 16 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий
Форма организации учебных занятий – групповая. Занятия творческого объединения проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера
Формы проведения занятий:
Экскурсия;
Экспедиция;
Работа в архивах;
Конференции;
Занятия;
Работа с документами;
Исследовательская деятельность.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “ малой родины” - к систематизированному знанию о прошлом и настоящем родном крае.
Ожидаемые результаты и способы их определения.
результате обучения по программе учащиеся приобретают определенные знания и умения.
Знать:
понятия и термины – царства живой природы; виды растительности родного
края; классы животных (на примерах животных родного края); топонимика; обычаи и традиции; предания и легенды, связанные с миром природы.
экологические законы;
природоохранную деятельность человека.
Уметь:
правильно употреблять экологические термины;
наблюдать за живыми объектами и фиксировать их (рисунки, фотографии, видео);
ориентироваться в природоохранной деятельности каждого человека;
применять правила безопасности труда.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в школьные музейные комнаты района, Перевозский музейно-выставочный комплекс;
пешие экскурсии по населенным пунктам района, городу Перевозу;
посещение концертов фольклорных коллективов;
организация этноэкологических экспедиций по населенным пунктам
Перевозского района;
сбор этноинформации, экспонатов для музейно-выставочного комплекса;
оформление материалов экспедиции;
создание и оформление этноэкологического и этнографического уголка в школе;
организация работы в архиве общественных организаций Перевозского района;
участие в районных, областных, региональных и российских краеведческих конкурсах.
Формы подведения итогов реализации программы
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является творческих работ обучающихся. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Творческие работы представляются в виде:
Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
Отчѐтов по наблюдению за природными объектами;
Оформленных исследовательских работ;
Экологических сказок;
Стихотворений;
Эссе;
Электронных презентаций;
Видеороликов.
Лучшие творческие, исследовательские работы ребят принимают участие в фестивалях, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.
Учебный план (38 часов)
№ |
Наименование разделов |
Всего |
В том числе |
|||||
п/п |
часов |
|||||||
теория |
прак |
экскур |
||||||
тика |
сия |
|||||||
1 |
Введение «Этноэкология. Значение |
3 |
1 |
2 |
||||
этноэкологических знаний для людей» |
||||||||
2 |
Перевозская земля |
2 |
1 |
1 |
||||
3 |
Топонимика: дом , поселение, окресность |
5 |
1 |
4 |
||||
4 |
Река Пьяна – уникальная капелька России |
6 |
2 |
4 |
||||
5 |
Животные и растения в мире природы |
7 |
4 |
2 |
1 |
|||
6 |
Животные и растения в мире человека |
3 |
1 |
2 |
||||
7 |
Основные виды хозяйственной деятельности |
5 |
2 |
3 |
||||
населения Перевозского района |
||||||||
8 |
Традиционные праздники, обычаи, обряды |
5 |
2 |
3 |
||||
9 |
Путешествие по экологической тропе |
1 |
1 |
|||||
10 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|||||
Всего: |
38 |
15 |
18 |
5 |
||||
Учебно-тематический план
№п/п |
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
заня |
тия
в
теме
Введение. Этноэкология. Значение этноэкологических знаний для людей -3 часа
1 |
1 |
Этноэкология. Значение этноэкологических знаний в жизни |
1 |
|
людей |
||||
2 |
2 |
Практическая работа №1 Работа с литературой в библиотеке |
1 |
|
3 |
3 |
Практическая работа №2. Выявление старожилов. Разработка |
1 |
|
опросников для сбора информации у старожилов по выбранной |
||||
тематике. |
||||
Перевозская земля – 2 часа |
||||
4 |
1 |
Особенности природы Перевозского района, ее богатство и |
1 |
|
разнообразие, географическое положение района. |
||||
5 |
2 |
Экскурсия: Перевозский музейно-выставочный центр |
1 |
|
Река Пьяна – уникальная капелька России – 6 часов |
||||
6 |
1 |
Методики описания реки, родника. Методы изучения биоценоза |
1 |
|
водоемов. Река Пьяна, родники Перевозского района. Их |
||||
значение для жителей района |
||||
7 |
2 |
Экологические проблемы реки Пьяны |
1 |
|
8 |
3 |
Практическая работа №3 Мониторинг экологического состояния |
1 |
|
реки Пьяны |
||||
9 |
4 |
Практическая работа №4 Составление картосхемы расположения |
1 |
|
родников на территории Перевозского района. |
||||
10 - |
5 |
Практическая работа №5 -№6 Природоохранная акция «Единые |
2 |
|
11 |
Действия в защиту рек» |
|||
Топонимика:дом, поселение, окрестность – 5 часов |
||||
12 |
1 |
Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, |
1 |
|
географических объектов на территории Перевозского района |
||||
13 |
2 |
Практическая работа №7 Работа с топонимическими словарями |
1 |
|
14 - |
3 |
Практическая работа №8 -№10 Сбор этноинформации по |
3 |
|
16 |
топонимике у старожилов Перевозского района (Населенные |
|||
пункты Перевозского района) |
||||
Животные и растения в мире природы — 7 часов |
||||
17 |
1 |
Растительный и животный мир лесов |
1 |
|
18 |
2 |
Сведение лесов как этноэкологическая проблема |
1 |
|
19 |
3 |
Уникальность лесов Перевозского муниципального района : |
1 |
|
видовое разнообразие, наличие эндемиков, редких и ценных |
||||
видов. |
||||
20 |
4 |
Легенды и предания о Ичалковском боре. Памятники при роды |
1 |
|
района. Красная книга Перевозского района. |
||||
21 |
5 |
Практическая работа №11: Работа с определителем. |
1 |
|
22 |
6 |
Практическая работа №12:. Природная и |
1 |
|
природовосстановительная деятельность (посадка деревьев, |
||||
совместная работа с лесничеством, экодесант) |
||||
23 |
7 |
Экскурсия: Заказник «Ичалковский бор» |
1 |
|
Животные и растения в мире человека — 3 часа |
24 |
1 |
Роль животных в жизни людей |
1 |
|
25 |
2 |
Практическая работа№13.Легенды и предания о растениях в |
1 |
|
селах и деревнях Перевозского района. |
||||
26 |
3 |
Практическая работа №14. Легенды и предания о животных в |
1 |
|
селах и деревнях Перевозского района. |
||||
Основные виды хозяйственной деятельности населения Перевозского |
||||
района - 5часов |
||||
27 |
1 |
Охотничий промысел. Значение охоты, объекты и сроки охоты. |
1 |
|
Рыболовство Значение рыбного промысла, способы лова, |
||||
промысловый инвентарь |
||||
28 |
2 |
Бортничество. Ткачество. Плотничество |
1 |
|
29 -31 |
3-5 |
Этноэкспедиции в с.Дубское. с.Вельдеманово, с. Ягодное по |
3 |
|
изучению ремесел местного населения |
||||
Традиционные праздники, обычаи, обряды - 5часов |
||||
32 |
1 |
Престольные и традиционные праздники в Перевозском районе, |
1 |
|
обычаи, обряды |
||||
33 |
2 |
Причины долголетия. Образ жизни и здоровье человека. |
1 |
|
34 |
3 |
Практическая работа№15. Значение растений при рождении |
1 |
|
ребенка, в свадебных обрядах, на похоронах. |
||||
35 |
4 |
Практическая работа№16. Народная медицина. |
1 |
|
36 |
5 |
Практическая работа№17.Приметы и поверья сѐл Перевозского |
1 |
|
района. |
||||
Путешествие по этноэкологической тропе – 1час |
||||
37 |
1 |
Структура этно-экологической тропы. |
1 |
|
Практическая работа№18.Изготовление аншлагов для объектов |
||||
экологической тропы «Дорога памяти» |
||||
Итоговое занятие – 1 час |
||||
38 |
1 |
Научно-практическая конференция «Шаг в науку» |
1 |
Содержание программы
Введение 3ч (1/2)
1.Этноэкология. Значение этноэкологических знаний в жизни людей.
Практическая работа №1: Работа с литературой в библиотеке.
Практическая работа №2:Выявление старожилов. Разработка опросников для сбора информации у старожилов по выбранной тематике.
Перевозская земля 2ч (1/1)
1.Особенности природы Перевозского района, ее богатство и разнообразие, географическое положение района.
1.Экскурсия: Перевозский музейно-выставочный центр Река Пьяна – уникальная капелька России 6 ч(2\4)
1.Методики описания реки, родника. Методы изучения биоценоза водоемов. Река Пьяна, родники Перевозского района. Их значение для жителей района.
2. Экологические проблемы реки Пьяны.
Практическая работа №3. Мониторинг экологического состояния реки Пьяны.
Практическая работа №4. Составление картосхемы расположения родников на территории Перевозского района.
Практическая работа№5-№6. Природоохранная акция «Единые Действия в защиту рек»
Топонимика: дом, поселение, окрестность 5ч (1/4)
1.Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических
объектов на территории Перевозского района
Практическая работа№7: Работа с топонимическими словарями.
Практические работы №8 - №10: Сбор этноинформации по топонимике у старожилов Перевозского района (Населенные пункты Перевозского района)
Животные и растения в мире природы 7ч (4/3)
1.Растительный и животный мир лесов.
2.Сведение лесов как этноэкологическая проблема.
Уникальность лесов Перевозского муниципального района : видовое разнообразие, наличие эндемиков, редких и ценных видов.
Легенды и предания о Ичалковском боре. Памятники природы района. Красная книга Перевозского района.
Практическая работа №11: Работа с определителем.
Практическая работа №12:. Природная и природовосстановительная деятельность (посадка деревьев, совместная работа с лесничеством, экодесант)
Экскурсия: Заказник «Ичалковский бор»
Животные и растения в мире человека 3ч (1 \2)
1.Роль животных в жизни людей.
Практическая работа№13.Легенды и предания о растениях в селах и деревнях Перевозского района.
Практическая работа №14. Легенды и предания о животных в селах и деревнях Перевозского района.
Основные виды хозяйственной деятельности населения Перевозского района 5ч (2/3)
Охотничий промысел. Значение охоты, объекты и сроки охоты. Рыболовство
Значение рыбного промысла, способы лова, промысловый инвентарь.
2.Бортничество. Ткачество. Плотничество.
Экскурсии: Этноэкспедиции в с.Дубское. с.Вельдеманово, с. Ягодное по изучению ремесел местного населения.
Традиционные праздники, обычаи, обряды 5ч (2/3)
1.Престольные и традиционные праздники в Перевозском районе, обычаи, обряды.
2. Причины долголетия. Образ жизни и здоровье человека.
Практическая работа№15. Значение растений при рождении ребенка, в свадебных обрядах, на похоронах.
Практическая работа№16. Народная медицина.
Практическая работа№.17.Приметы и поверья сѐл Перевозского района.
Путешествие по этноэкологической тропе 1 (0 \1)
1.Структура этноэкологической тропы.
Практическая работа№18.Изготовление аншлагов для объектов экологической тропы «Дорога памяти»
Итоговое занятие
1.Научно-практическая конференция «Шаг в науку»
Курс обеспечения
Методическое обеспечение программы
Медиатека «Экология»
Зоологические экскурсии, В.Г. Шиленков;
Методы отбора проб воздуха, воды и почвы для исследования окружающей среды,
М.Ф. Савченков;
Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии, В.Н. Кузнецов;
Красная книга Нижегородской области:
Творческие работы учащихся;
Материальное обеспечение программы;
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска;
Фотоаппарат.
Видеоматериалы:
"Способы определения загрязнения среды";
"Заказник Ичалковский бор".
Микроскопы;
Гербарные принадлежности;
Химическая посуда;
Химические реактивы.
Методическое обеспечение Программы
№ |
Раздел |
Форма |
Приёмы и |
Методическ |
Техническо |
Форма |
занятия |
методы |
ий и |
е оснащение |
подведения |
||
организации |
дидактичес |
занятий |
итогов по |
|||
учебно- |
кий |
(аудио, |
каждому |
|||
воспитательно |
материал |
видео, |
разделу |
|||
-го процесса |
(фильм, |
проектор) |
||||
схемы) |
||||||
1 |
Введение. |
практическая |
анализ, |
презентация |
Компьютер, |
беседа, |
Этноэкология. |
работа, беседа |
объяснение |
проектор |
экскурсия в |
||
Значение |
библиотеку |
|||||
этноэкологии |
||||||
для людей. |
||||||
2 |
Перевозская |
практическая |
анализ, |
презентация, |
Компьютер, |
Работа в |
земля |
работа, беседа |
объяснение, |
видеофильм |
проектор |
архивах |
|
практическое |
наблюдение |
||||||
3 |
Топономика: |
практическая |
практическое |
Компьютер, |
Исследовате |
|
дом, поселение, |
работа, беседа |
наблюдение |
презентация, |
проектор |
льская |
|
окрестность |
видеофильм |
деятельность |
||||
4 |
Река Пьяна – |
практическая |
беседа, |
видеофильм |
Компьютер, |
Исследовате |
уникальная |
работа, беседа |
практическое |
презентация, |
проектор |
льская |
|
капелька |
наблюдение. |
деятельность |
||||
России |
анализ |
|||||
5 |
практическая |
объяснение, |
фотографии, |
Компьютер, |
Исследовате |
|
Животные и |
работа, беседа |
практическое |
презентация, |
проектор |
льская |
|
растения в |
наблюдение, |
видеофильм |
деятельность |
|||
мире природы |
беседа |
|||||
6 |
Животные и |
практическая |
беседа, анализ, |
презентации, |
Компьютер, |
Исследовате |
растения в |
работа, беседа |
практическое |
видеофильм |
проектор |
льская |
|
мире человека |
наблюдение |
деятельность |
||||
7 |
практическая |
беседа, анализ, |
презентации, |
Компьютер, |
Работа с |
|
Основные виды |
работа, беседа |
практическое |
видеофильм |
проектор |
документам |
|
хозяйственной |
наблюдение |
и |
||||
деятельности |
||||||
населения |
||||||
Перевозского |
||||||
района |
||||||
8 |
Традиционные |
практическая |
беседа, анализ, |
презентации, |
Компьютер, |
Исследовате |
праздники, |
работа, беседа |
практическое |
видеофильм |
проектор |
льская |
|
обычаи, |
наблюдение |
деятельность |
||||
обряды |
||||||
9 |
практическая |
беседа, анализ, |
презентации, |
Компьютер, |
Экскурсия |
|
Путешествие |
работа, беседа |
практическое |
видеофильм |
проектор |
||
по |
наблюдение |
|||||
экологической |
||||||
тропе |
Список литературы для учащихся
Борейко,В.Е. Использование народных традиций и поверий в охране природы / В.Е. Борейко// Неформальное экологическое образование детей . – Киев – Нижний Новгород: Просвещение , 1994. – с.85-90.
Добрецова, Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере / Н.В.Добрецова, - М.: Агропромиздат, 1988. – 239 с.
3.Егоров,А.В. Основы организации учебно-исследовательской работы / А.В.Егоров // Биология в школе.- 1999. - №6.- с.36-37.
4.Козлов, Ю.Ф. Быт и нравы России. Очерки из истории государства Российского / Ю.Ф. Козлов. – Саранск: Мордов.кн.изд-во,2005.- 560 с.
5.Марголина, И.Л. Шокина О.И. Методические подходы к реализации внешкольного экологического образования / И.Л.Марголина, О.И.Шокина // География в школе. –
2006. - №6.- с.47-50.
6.Морохин, Н.В. Фольклор в традиционной региональной культуре нижегородского Поволжья / Н.В.Морохин. – Киев: Киевский эколого – культурный центр, 1997. – 224 с.
7.Семѐнова, М. Мы – славяне!.: Популярная энцклопедия/ Мария Семѐнова. – СПб.:
Азбука-классика, 2005.-560 с.
8.Экологическое обрязование школьников: (Сборник программ по экологии) /
Сост.Л.Н. шилова, И.М.Швец.- Нижний Новгород: Нижегородский институт повышения квалификации работников образования, 1993. – 198 с.
9.Этноэкология: Сборник материалов / Под ред. О.А.Захаровой. – М.: ГОУВПО МГУЛ, 2005. – 140 с.
10.Ясвин, В.А. Культурно – историческая обусловленность отношения к природе / В.А. Ясвин. – М.: «Смысл», 2000. – с.123-191.
Список литературы для руководителя объединения
Аголарова П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12.
Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2001, №1.
Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. –
2005. - №6.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1996. - №6, 62-76 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.-
с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М: Детская психология,
2001. - 362 с
Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис д-ра пед. наук. – М., 1998.
Гувеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - № 6, 35 – 39 с.
№4.
Захлебный Е.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. – М., 1981.
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: «Просвещение», 1984.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. Учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
– 176 с.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004.- 480 с.
Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М., 1996.
Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя. – Екатеренбург, 1996
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2002.
Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников./На основе анализа их самост. учебн. деят. – М.: «Педагогика», 1975
Российская педагогическая энциклопедия: в 2т.-М.:Академия, 2002
Ушинский К,Д. О пользе педагогической литературы//Соч.:в6т.-Т.1.-с.36.
Экологическое образование: Концепции и методические подходы. / Отв. Ред. Мамедов Н.М. – М., 1996.
Ян Амос Коменский. Великая дидактика, гл10,8
Светлана Гендриковна
Новикова Анастасия Алексеевна