Программа эколого-биологической направленности «Я — житель планеты Земля!» (9 класс)

6
2
Материал опубликован 8 December 2017 в группе

     

Информационная карта

     

программы «Я – житель планеты Земля!»

Направленность

 

Эколого-биологическая

Вид

         

образовательной

 

Общеразвивающая

деятельности

         

Название

 

«Я – житель планеты Земля!»

Программы

         

Сведения об авторе

 

Лисенкова Нина Ивановна, учитель биологии и химии

Аннотация к

 

Возраст детей 14-16 лет.

программе

 

Программа рассчитана на 1 год.

   

Цель программы:

   

формирование у учащихся на интеллектуальной и эмоционально-

   

чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к

   

окружающей среде.

     

Задачи: Образовательные:

           
   

Сформировать систему эколого-биологических знаний.

   

Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.

   

Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.

   

Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.

   

Развивающие:

   

Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.

   

Развивать индивидуальные способности детей.

   

Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.

   

Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать,

   

синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность,

   

ориентироваться в задании.

   

Воспитательные:

   

Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.

   

Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и

   

деятельности человека.

   

Сформировать и сохранять семейные ценности и традиции;

   

Сформировать чувства патриотизма, гражданственности, духовности,

   

толерантности.

   

Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.

   

Ожидаемые результаты В результате обучения по программе учащиеся

       
   

приобретают определенные знания и умения.

   

Знать:

   

Понятия и термины – царства живой природы; виды растительности

   

родного края; классы животных (на примерах животных родного края);

   

топонимика; обычаи и традиции; предания и легенды, связанные с миром

   

природы.

   

Экологические законы;

   

Природоохранную деятельность человека.

   

Уметь:

   

Правильно употреблять экологические термины;

   

Наблюдать за живыми объектами и фиксировать их (рисунки, фотографии,

   

видео);

   

Ориентироваться в природоохранной деятельности каждого человека;

   

Применять правила безопасности труда.

   

По итогам работы проводится: научно-практическая конференция

Статус программы

 

Примерная

           

Пояснительная записка

    • настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой

родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Родины, дорогие сердцу места, близкие душе традиции, обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Перевозской земле.

целью создания условий, обеспечивающих развитие и реализацию потенциальных возможностей учащихся была организована работа объединения дополнительного

образования «Земляне». Для максимального развития личности учащихся в рамках работы объединения «Земляне» разработана образовательная Программа «Я – житель планеты Земля!» (далее Программа), рассчитанная на детей 14-16 лет, со сроком

реализации 1 год. В Программе отражены цели и задачи, направленные на рациональную организацию внеклассной деятельности учащихся девятых - одиннадцатых классов во второй половине дня. Программа ориентирована на формирование общей культуры учащихся, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих

способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Программа по содержательной, тематической направленности является эколого-биологической; по функциональному предназначению –

общеразвивающей; по форме организации – групповой; по времени реализации – годичной.

Всего 38 часов.

Настоящая Программа разработана на основе: -Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», -Конвенции о правах ребѐнка от 20.11.1989г., -Конституции РФ от 12.12.1993г.,

-Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя школа №2г. Перевоза», -Школьной целевой образовательной программы дополнительного образования

«Учимся вместе»,

-Положения о дополнительном образовании.

  • основу разработанной Программы положены следующие принципы:

Системность.

Доступность.

Научность.

Создание развивающей ситуации Занимательность. Сознательность и активность.

Наглядность

Связь теории с практикой Преемственность. Природосообразность

Важно не только обеспечить условия работы объединения дополнительного образования «Земляне», отвечающие возрастным особенностям учащихся, но и активно содействовать приспособлению детей к воздействию различных факторов, развивать и совершенствовать функциональные и психологические возможности, способности к обучению и труду, укреплять здоровье.

этой целью учащимся и их родителям (законным представителям) было предложены 9 направленностей дополнительного образования:

Направленность

   

1

Социально-педагогическая

   

2

Эколого-биологическая

   

3

Спортивно-техническая

   

4

Естественнонаучная

   

5

Художественная

   

6

Военно-патриотическая

   

7

Научно-техническая

   

8

Физкультурно-спортивная

   

9

Туристско-краеведческая

   

По результатам анкетирования учащимися и их родителями (законными

 

представителями) была выбрана эколого-биологическая направленность:

 

Выбор направленностей работы объединения дополнительного образования

 

90

           

80

           

70

           

60

           

50

           

40

           

30

           

20

           

10

           

0

           

Туристско-

Физкультурно-

Научно-техническая

Спортивно-

Естественнонаучная

краеведческая

спортивная

 

техническая

 

Социально-педагогическая

Художественная Эколого-биологическая

Военно-патриотическая

Эколого-биологическая - 90 %

Данная направленность имеет свой методический аспект:

Эколого-биологическая направленность.

Эколого-биологическая направленность – развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, является основной частью непрерывного экологического образования. В настоящее время экологическое образование становится значимым в организации системы непрерывного экологического образования и воспитания детей. Эколого - биологическая направленность включает следующие группы программ: основы и

углубленное изучение экологии и биологии родного края (общая экология, современные экологические проблемы, ботаника и др.), прикладные эколого - биологические программы охрана природы, растениеводство и др.).

Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и этно-экологическую исследования. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности обучающихся, охватывает основные направления их развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, экология, география, краеведение, литература, история, ИЗО.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Природа – неиссякаемый источник красоты, тайн и загадок. Она удивительна, разнообразна красками и формами. Природа – настоящий храм красоты, науки, и не случайно музыканты, поэты, художники и конструкторы-изобретатели черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой, не зная прошлого, традиций своих предков. Связь между поколений, гражданственность, патриотизм -это взаимодействие становиться всѐ более актуальным в техногенном мире. Чувства и ум ребенка развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому в настоящее время в педагогике и методике преподавания многих предметов лидирующее место занимает экологическое образование и воспитание. Основа экологического образования и воспитания – изучение местного краеведческого материала и объектов окружающей среды. Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребѐнка средствами природы.

Цель программы: формирование у учащихся на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.

Задачи:

Образовательные:

 Сформировать систему эколого-биологических знаний.

 Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.

 Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.

 Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.

Развивающие:

 Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.

 Развивать индивидуальные способности детей.

 Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.

 Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.

Воспитательные:

 Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.

 Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.

 Сформировать и сохранять семейные ценности и традиции;

 Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.  Сформировать чувства патриотизма, гражданственности, духовности,

толерантности.

 Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.

Отличительная особенность программы состоит в повышении эффективности экологической и краеведческой работы с учащимися среднего и старшего звена, что позволяет подготовить их к участию в эколого-краеведческой деятельности на последующих этапах образования, повысить интерес к изучению родного края, осознать свою значимость в окружающем мире.

Сроки реализации программы и возраст воспитанников

Программа рассчитана на обучающихся 14 - 16 лет. Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

Форма организации учебных занятий – групповая. Занятия творческого объединения проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера

Формы проведения занятий:

Экскурсия;

Экспедиция;

Работа в архивах;

Конференции;

Занятия;

Работа с документами;

Исследовательская деятельность.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “ малой родины” - к систематизированному знанию о прошлом и настоящем родном крае.

Ожидаемые результаты и способы их определения.

результате обучения по программе учащиеся приобретают определенные знания и умения.

Знать:

понятия и термины – царства живой природы; виды растительности родного

края; классы животных (на примерах животных родного края); топонимика; обычаи и традиции; предания и легенды, связанные с миром природы.

экологические законы;

природоохранную деятельность человека.

Уметь:

правильно употреблять экологические термины;

наблюдать за живыми объектами и фиксировать их (рисунки, фотографии, видео);

ориентироваться в природоохранной деятельности каждого человека;

применять правила безопасности труда.

Механизм реализации программы:

организация экскурсий в школьные музейные комнаты района, Перевозский музейно-выставочный комплекс;

пешие экскурсии по населенным пунктам района, городу Перевозу;

посещение концертов фольклорных коллективов;

организация этноэкологических экспедиций по населенным пунктам

Перевозского района;

сбор этноинформации, экспонатов для музейно-выставочного комплекса;

оформление материалов экспедиции;

создание и оформление этноэкологического и этнографического уголка в школе;

организация работы в архиве общественных организаций Перевозского района;

участие в районных, областных, региональных и российских краеведческих конкурсах.

Формы подведения итогов реализации программы

Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является творческих работ обучающихся. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Творческие работы представляются в виде:

Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;

Отчѐтов по наблюдению за природными объектами;

Оформленных исследовательских работ;

Экологических сказок;

Стихотворений;

Эссе;

Электронных презентаций;

Видеороликов.

Лучшие творческие, исследовательские работы ребят принимают участие в фестивалях, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.

Учебный план (38 часов)

Наименование разделов

Всего

В том числе

   

п/п

 

часов

       
 

теория

прак

экскур

 
       
       

тика

сия

 
             

1

Введение «Этноэкология. Значение

3

1

2

   
 

этноэкологических знаний для людей»

         
             

2

Перевозская земля

2

1

 

1

 
             

3

Топонимика: дом , поселение, окресность

5

1

4

   
   
             

4

Река Пьяна – уникальная капелька России

6

2

4

   
             

5

Животные и растения в мире природы

7

4

2

1

 
             

6

Животные и растения в мире человека

3

1

2

   
             

7

Основные виды хозяйственной деятельности

5

2

 

3

 
 

населения Перевозского района

         
             

8

Традиционные праздники, обычаи, обряды

5

2

3

   
             

9

Путешествие по экологической тропе

1

 

1

   
             

10

Итоговое занятие

1

1

     
             

Всего:

38

15

18

5

 
             

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

 

заня

   

тия

в

теме

Введение. Этноэкология. Значение этноэкологических знаний для людей -3 часа

1

1

Этноэкология. Значение этноэкологических знаний в жизни

1

   

людей

 

2

2

Практическая работа №1 Работа с литературой в библиотеке

1

3

3

Практическая работа №2. Выявление старожилов. Разработка

1

   

опросников для сбора информации у старожилов по выбранной

 
   

тематике.

 

Перевозская земля – 2 часа

 

4

1

Особенности природы Перевозского района, ее богатство и

1

   

разнообразие, географическое положение района.

 

5

2

Экскурсия: Перевозский музейно-выставочный центр

1

Река Пьяна – уникальная капелька России – 6 часов

 

6

1

Методики описания реки, родника. Методы изучения биоценоза

1

   

водоемов. Река Пьяна, родники Перевозского района. Их

 
   

значение для жителей района

 

7

2

Экологические проблемы реки Пьяны

1

8

3

Практическая работа №3 Мониторинг экологического состояния

1

   

реки Пьяны

 

9

4

Практическая работа №4 Составление картосхемы расположения

1

   

родников на территории Перевозского района.

 

10 -

5

Практическая работа №5 -№6 Природоохранная акция «Единые

2

11

 

Действия в защиту рек»

 
       

Топонимика:дом, поселение, окрестность – 5 часов

 

12

1

Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов,

1

   

географических объектов на территории Перевозского района

 

13

2

Практическая работа №7 Работа с топонимическими словарями

1

14 -

3

Практическая работа №8 -№10 Сбор этноинформации по

3

16

 

топонимике у старожилов Перевозского района (Населенные

 
   

пункты Перевозского района)

 

Животные и растения в мире природы — 7 часов

 
       

17

1

Растительный и животный мир лесов

1

       

18

2

Сведение лесов как этноэкологическая проблема

1

       

19

3

Уникальность лесов Перевозского муниципального района :

1

   

видовое разнообразие, наличие эндемиков, редких и ценных

 
   

видов.

 

20

4

Легенды и предания о Ичалковском боре. Памятники при роды

1

   

района. Красная книга Перевозского района.

 
       

21

5

Практическая работа №11: Работа с определителем.

1

       

22

6

Практическая работа №12:. Природная и

1

   

природовосстановительная деятельность (посадка деревьев,

 
   

совместная работа с лесничеством, экодесант)

 

23

7

Экскурсия: Заказник «Ичалковский бор»

1

       

Животные и растения в мире человека — 3 часа

 
       

24

1

Роль животных в жизни людей

1

       

25

2

Практическая работа№13.Легенды и предания о растениях в

1

   

селах и деревнях Перевозского района.

 
       

26

3

Практическая работа №14. Легенды и предания о животных в

1

   

селах и деревнях Перевозского района.

 
       

Основные виды хозяйственной деятельности населения Перевозского

 

района - 5часов

 
       

27

1

Охотничий промысел. Значение охоты, объекты и сроки охоты.

1

   

Рыболовство Значение рыбного промысла, способы лова,

 
   

промысловый инвентарь

 

28

2

Бортничество. Ткачество. Плотничество

1

       

29 -31

3-5

Этноэкспедиции в с.Дубское. с.Вельдеманово, с. Ягодное по

3

   

изучению ремесел местного населения

 

Традиционные праздники, обычаи, обряды - 5часов

 
       

32

1

Престольные и традиционные праздники в Перевозском районе,

1

   

обычаи, обряды

 

33

2

Причины долголетия. Образ жизни и здоровье человека.

1

34

3

Практическая работа№15. Значение растений при рождении

1

   

ребенка, в свадебных обрядах, на похоронах.

 

35

4

Практическая работа№16. Народная медицина.

1

       

36

5

Практическая работа№17.Приметы и поверья сѐл Перевозского

1

   

района.

 
       

Путешествие по этноэкологической тропе – 1час

 
       

37

1

Структура этно-экологической тропы.

1

   

Практическая работа№18.Изготовление аншлагов для объектов

 
   

экологической тропы «Дорога памяти»

 

Итоговое занятие – 1 час

 
       

38

1

Научно-практическая конференция «Шаг в науку»

1

Содержание программы

Введение 3ч (1/2)

1.Этноэкология. Значение этноэкологических знаний в жизни людей.

Практическая работа №1: Работа с литературой в библиотеке.

Практическая работа №2:Выявление старожилов. Разработка опросников для сбора информации у старожилов по выбранной тематике.

Перевозская земля 2ч (1/1)

1.Особенности природы Перевозского района, ее богатство и разнообразие, географическое положение района.

1.Экскурсия: Перевозский музейно-выставочный центр Река Пьяна – уникальная капелька России 6 ч(2\4)

1.Методики описания реки, родника. Методы изучения биоценоза водоемов. Река Пьяна, родники Перевозского района. Их значение для жителей района.

2. Экологические проблемы реки Пьяны.

Практическая работа №3. Мониторинг экологического состояния реки Пьяны.

Практическая работа №4. Составление картосхемы расположения родников на территории Перевозского района.

Практическая работа№5-№6. Природоохранная акция «Единые Действия в защиту рек»

Топонимика: дом, поселение, окрестность 5ч (1/4)

1.Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических

объектов на территории Перевозского района

Практическая работа№7: Работа с топонимическими словарями.

Практические работы №8 - №10: Сбор этноинформации по топонимике у старожилов Перевозского района (Населенные пункты Перевозского района)

Животные и растения в мире природы 7ч (4/3)

1.Растительный и животный мир лесов.

2.Сведение лесов как этноэкологическая проблема.

Уникальность лесов Перевозского муниципального района : видовое разнообразие, наличие эндемиков, редких и ценных видов.

Легенды и предания о Ичалковском боре. Памятники природы района. Красная книга Перевозского района.

Практическая работа №11: Работа с определителем.

Практическая работа №12:. Природная и природовосстановительная деятельность (посадка деревьев, совместная работа с лесничеством, экодесант)

Экскурсия: Заказник «Ичалковский бор»

Животные и растения в мире человека 3ч (1 \2)

1.Роль животных в жизни людей.

Практическая работа№13.Легенды и предания о растениях в селах и деревнях Перевозского района.

Практическая работа №14. Легенды и предания о животных в селах и деревнях Перевозского района.

Основные виды хозяйственной деятельности населения Перевозского района 5ч (2/3)

Охотничий промысел. Значение охоты, объекты и сроки охоты. Рыболовство

Значение рыбного промысла, способы лова, промысловый инвентарь.

2.Бортничество. Ткачество. Плотничество.

Экскурсии: Этноэкспедиции в с.Дубское. с.Вельдеманово, с. Ягодное по изучению ремесел местного населения.

Традиционные праздники, обычаи, обряды 5ч (2/3)

1.Престольные и традиционные праздники в Перевозском районе, обычаи, обряды.

2. Причины долголетия. Образ жизни и здоровье человека.

Практическая работа№15. Значение растений при рождении ребенка, в свадебных обрядах, на похоронах.

Практическая работа№16. Народная медицина.

Практическая работа№.17.Приметы и поверья сѐл Перевозского района.

Путешествие по этноэкологической тропе 1 (0 \1)

1.Структура этноэкологической тропы.

Практическая работа№18.Изготовление аншлагов для объектов экологической тропы «Дорога памяти»

Итоговое занятие

1.Научно-практическая конференция «Шаг в науку»

Курс обеспечения

Методическое обеспечение программы

Медиатека «Экология»

Зоологические экскурсии, В.Г. Шиленков;

Методы отбора проб воздуха, воды и почвы для исследования окружающей среды,

М.Ф. Савченков;

Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии, В.Н. Кузнецов;

Красная книга Нижегородской области:

Творческие работы учащихся;

Материальное обеспечение программы;

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Интерактивная доска;

Фотоаппарат.

Видеоматериалы:

"Способы определения загрязнения среды";

"Заказник Ичалковский бор".

Микроскопы;

Гербарные принадлежности;

Химическая посуда;

Химические реактивы.

Методическое обеспечение Программы

Раздел

Форма

Приёмы и

Методическ

Техническо

Форма

   

занятия

методы

ий и

е оснащение

подведения

     

организации

дидактичес

занятий

итогов по

     

учебно-

кий

(аудио,

каждому

     

воспитательно

материал

видео,

разделу

     

-го процесса

(фильм,

проектор)

 
       

схемы)

   

1

Введение.

практическая

анализ,

презентация

Компьютер,

беседа,

 

Этноэкология.

работа, беседа

объяснение

 

проектор

экскурсия в

 

Значение

       

библиотеку

 

этноэкологии

         
 

для людей.

         

2

Перевозская

практическая

анализ,

презентация,

Компьютер,

Работа в

 

земля

работа, беседа

объяснение,

видеофильм

проектор

архивах

     

практическое

     
     

наблюдение

     

3

Топономика:

практическая

практическое

 

Компьютер,

Исследовате

 

дом, поселение,

работа, беседа

наблюдение

презентация,

проектор

льская

 

окрестность

   

видеофильм

 

деятельность

4

Река Пьяна –

практическая

беседа,

видеофильм

Компьютер,

Исследовате

 

уникальная

работа, беседа

практическое

презентация,

проектор

льская

 

капелька

 

наблюдение.

   

деятельность

 

России

 

анализ

     

5

 

практическая

объяснение,

фотографии,

Компьютер,

Исследовате

 

Животные и

работа, беседа

практическое

презентация,

проектор

льская

 

растения в

 

наблюдение,

видеофильм

 

деятельность

 

мире природы

 

беседа

     

6

Животные и

практическая

беседа, анализ,

презентации,

Компьютер,

Исследовате

 

растения в

работа, беседа

практическое

видеофильм

проектор

льская

 

мире человека

 

наблюдение

   

деятельность

7

 

практическая

беседа, анализ,

презентации,

Компьютер,

Работа с

 

Основные виды

работа, беседа

практическое

видеофильм

проектор

документам

 

хозяйственной

 

наблюдение

   

и

 

деятельности

         
 

населения

         
 

Перевозского

         
 

района

         

8

Традиционные

практическая

беседа, анализ,

презентации,

Компьютер,

Исследовате

 

праздники,

работа, беседа

практическое

видеофильм

проектор

льская

 

обычаи,

 

наблюдение

   

деятельность

 

обряды

         

9

 

практическая

беседа, анализ,

презентации,

Компьютер,

Экскурсия

 

Путешествие

работа, беседа

практическое

видеофильм

проектор

 
 

по

 

наблюдение

     
 

экологической

         
 

тропе

         

Список литературы для учащихся

Борейко,В.Е. Использование народных традиций и поверий в охране природы / В.Е. Борейко// Неформальное экологическое образование детей . – Киев – Нижний Новгород: Просвещение , 1994. – с.85-90.

Добрецова, Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере / Н.В.Добрецова, - М.: Агропромиздат, 1988. – 239 с.

3.Егоров,А.В. Основы организации учебно-исследовательской работы / А.В.Егоров // Биология в школе.- 1999. - №6.- с.36-37.

4.Козлов, Ю.Ф. Быт и нравы России. Очерки из истории государства Российского / Ю.Ф. Козлов. – Саранск: Мордов.кн.изд-во,2005.- 560 с.

5.Марголина, И.Л. Шокина О.И. Методические подходы к реализации внешкольного экологического образования / И.Л.Марголина, О.И.Шокина // География в школе. –

2006. - №6.- с.47-50.

6.Морохин, Н.В. Фольклор в традиционной региональной культуре нижегородского Поволжья / Н.В.Морохин. – Киев: Киевский эколого – культурный центр, 1997. – 224 с.

7.Семѐнова, М. Мы – славяне!.: Популярная энцклопедия/ Мария Семѐнова. – СПб.:

Азбука-классика, 2005.-560 с.

8.Экологическое обрязование школьников: (Сборник программ по экологии) /

Сост.Л.Н. шилова, И.М.Швец.- Нижний Новгород: Нижегородский институт повышения квалификации работников образования, 1993. – 198 с.

9.Этноэкология: Сборник материалов / Под ред. О.А.Захаровой. – М.: ГОУВПО МГУЛ, 2005. – 140 с.

10.Ясвин, В.А. Культурно – историческая обусловленность отношения к природе / В.А. Ясвин. – М.: «Смысл», 2000. – с.123-191.

Список литературы для руководителя объединения

Аголарова П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12.

Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2001, №1.

Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. –

2005. - №6.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1996. - №6, 62-76 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.-

с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М: Детская психология,

2001. - 362 с

Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис д-ра пед. наук. – М., 1998.

Гувеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - № 6, 35 – 39 с.

4.

Захлебный Е.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. – М., 1981.

Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: «Просвещение», 1984.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. Учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

176 с.

Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004.- 480 с.

Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М., 1996.

Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя. – Екатеренбург, 1996

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2002.

Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников./На основе анализа их самост. учебн. деят. – М.: «Педагогика», 1975

Российская педагогическая энциклопедия: в 2т.-М.:Академия, 2002

Ушинский К,Д. О пользе педагогической литературы//Соч.:в6т.-Т.1.-с.36.

Экологическое образование: Концепции и методические подходы. / Отв. Ред. Мамедов Н.М. – М., 1996.

Ян Амос Коменский. Великая дидактика, гл10,8

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за программу, способствующую экологическому воспитанию учащихся!

15 April 2019

Очень понравилась Ваша программа! Большое спасибо!

26 April 2019

Похожие публикации