12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хапейшвили София Тенгизовна897
1

Программа занятий детей с ОВЗ (глухих и слабослышащих), (7 класс)


 

 

ПРОГРАММА

ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ)

(7 КЛАСС)

 

Составитель:

педагог-психолог

Хапейшвили С.Т.


 


 


 

Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Разработана на основе реализующих задач в школах, в которых внедрено инклюзивное образование.

В последнее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Особо надо отметить, что в России растёт количество детей с врождённой или приобретённой в младенчестве нейросенсорной тугоухостью.

По статистике, нарушения слуха имеет один ребёнок из ста;

50% случаев врожденных тугоухих и глухих детей рождается из-за генетического фактора;
90% детей с врожденной тугоухостью рождаются от слышащих родителей, которые имели в себе рецессивный ген;
20-30% случаев врожденной потери слуха – неизвестного происхождения;
5-10% случаев пренатального происхождения, когда мать переболела краснухой, цитомегаловирусом, герпесом, сифилисом, токсинами;
10-20-% случаев относятся к постнатальному периоду, когда потеря слуха может быть результатом травмы головы, детской инфекции, такой как менингит, корь, ветрянка или же воздействием антибиотиков и определенных лекарств.

Образование глухих и слабослышащих детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом педагогов, родителей (или законных представителей) и на основании проведенного диагностического обследования.

Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие проводится с опорой и зрительный и кинестетический анализаторы. Занятия направлены на развитие познавательной и личностной сфер. В основу занятий на развитие познавательной сферы положены методики Г.Ю.Айзенка и матрицы Равена, на развитие личностной сферы направлены арттерапевтические занятия (создание пальчиковых кукол (Сакович Н.А.), примеры о достижениях людей-инвалидов; кроме того, имеются собственные разработки. Задания последующих занятий исходят от предыдущих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала. Количество занятий обусловлено запросом педагогов, родителей (или законных представителей), а также тяжестью нарушений познавательной и личностной сфер глухих и слабослышащих детей.

По данной программе рекомендуется работать как индивидуально, так и в групповой форме.

Данная Программа имеет цель: создание психологических условий для развития познавательной и личностной сфер глухих и слабослышащих детей.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

Развитие познавательных процессов (внимания, памяти и др.).

Снятие негативных эмоциональных состояний.

Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.

Методические приемы, используемые в программе:

Задания на развитие познавательных процессов

Показ презентаций.

Создание пальчиковых кукол.

Структура занятия:

1. Вводная часть;

2. Основная часть;

3. Заключительная часть.

В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с нарушения познавательной и личностной сфер

План занятий

 

Дата

Планируемые мероприятия

Частота проведения

Цель занятий

1

2

3

4

Диагностический компонент

Сентябрь-

октябрь

Диагностика когнитивной сферы с помощью тестов Д.Векслера

(невербальная часть),

«4-й лишний» (картинки), «Кольца Ландольта»;

личностной сферы с помощью проективных методик «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек», «Образ мира», «Свободный рисунок»

7 занятий

Диагностика когнитивной и личностной сфер

 

Коррекционно-развивающий компонент

 

Ноябрь

«Интересы детей»

3 занятия

Развитие восприятия

Декабрь

 

«Умение находить сходное и различное»

3 занятия

Развитие наглядно-действенного мышления

 

Январь

Аналогии и недостающее

3 занятия

Развитие умения устанавливать аналогии

Март

Жизнь прекрасна!

3 занятия

Развитие умения находить радости в жизни

Апрель

Обучение навыкам психорегулирующей тренировки

2 занятия

1. Смягчение эмоционального дискомфорта

2. Формирование приемов релаксации

3. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения

Апрель-май

Межполушарное взаимодействие

3 занятия

Активизация работы полушарий головного мозга

 

Май

Подведение итогов учебного года

1 занятие

Анализ работы детей с ОВЗ за весь учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 1

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (восприятия, мышления)

Задачи занятия:

Развитие восприятия.

Развитие мышления.

 

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть. Игра «Лабиринты».

Даются различные лабиринты. Нужно найти правильные пути. В конце предлагается раскрасить рисунки к лабиринтам.

Складывание пазлов. Предлагается сложить различные картинки: самолеты, вертолеты и т.п.

Задание «Найди города, страны и континенты». Даются различные города, страны и континенты, написанные слитно. Нужно выделить их.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Занятие 2

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания)

Задачи занятия:

Развитие восприятия.

Развитие памяти.

Развитие внимания.

 

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Подросткам показывают презентации в соответствии с их интересами «Выражения в русском языке» (например, по материалам методики «Афоризмы» Т.А.Гусевой).

Примеры «Выражения в русском языке»

  1. менторский тон поучительный тон

 

Ментор - имя друга греческого героя Одиссея, которому, зная его ум и рассудительность, Одиссей, уходя на войну с Троей, поручил воспитание своего сына Телемаха и надзор за ним.
 

2. халиф на час человек, получивший власть на очень короткое время

С древних времен в Иссине существовал обычай на время празднования весеннего нового года возводить на престол "подменного царя" - бедняка, раба или помешанного, чтобы отвести беду от настоящего царя. Этот "халиф на час" не пользовался, конечно, никакой реальной властью. Именно таким образом в 1860 г. до Р. Х. царь Эрраимитти возвел на трон своего садовника Эллильбани. Но сейчас же после этого он умер, а Эллильбани не сошел с престола и правил на протяжении четверти века ничуть не хуже прежних царей.

3. прокрустово ложе что-то, к чему силой пытаются приспособить что-либо

 

в Древней Греции – это мифическое ложе, на которое жестокий Полипемон, по прозвищу Прокруст, заставлял ложиться заглядывавших к нему странников. Если их ноги были велики для ложа, то он их отрезал, если нет – растягивал

 

4. под эгидой под защитой

 

В Древней Греции слово "эгис" первоначально означало козью шкуру, которой обтягивали ивовые щиты, потом и самый боевой щит - прикрытие. Щит отца богов Зевса, обтянутый шкурой козы Амалфеи, тоже именовался "эгидой"


 

5. рог изобилия чего-то очень много

 

это рог козы Амальтеи, которая кормила своим молоком бога Зевса. За это он вложил силу в рог наполняться тем, что пожелает владелец.

 

6. хождение по мукам очень тяжелые испытания

 

 

Так в религиях называли мучительные испытания, которыми подвергались в течение 40 дней души умерших грешников

 

7. ахиллесова пята слабое место

послегомеровский миф, переданный римским поэтом Гигином, повествует о том, что мать Ахилла (Ахиллеса), Фетида, захотела сделать тело своего сына неуязвимым и для этого окунала его в священную реку Стикс. Она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахилла, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

 

 

Занятие 3

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (восприятия)

Задачи занятия:

Развитие восприятия.

Увеличение запаса знаний об окружающем мире.

 

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Подростку показывают презентацию «Птицы».

Материал к презентации «Птицы»

Ворона. Ученые пришли к выводу –вороны не менее умны, чем люди! Они способны решать логические задачи и находить дорогу домой. Они заботятся о детях, скучают и даже им бывает грустно. Один из первых тестов, которые учёные провели для исследования сообразительности ворон, заключался в следующем: кусочек мяса привязали к верёвке, а верёвку – к палке. Все вороны сели на палку, схватили лапками верёвку и стали дружно тянуть её вверх, пока не добрались до мяса. Мы знаем немало людей, которые бы не поняли, что делать. У Эзопа есть басня, которая называется «Ворона и кувшин». В ней ворона не может достать воду на дне кувшина, чтобы напиться. Подумав, она начинает кидать в кувшин камни. Вода поднимается, ворона пьет воду. Недавно был проведён тест, который показал, что Эзоп это не придумал. Ворон поместили в комнату, в которой была небольшая куча гальки (камней), длинный узкий кувшин с водой, в которой плавали вкусные червяки. Вороны не просто нашли решение; они бросали камни только до тех пор, когда вода поднялась на достаточную высоту, чтобы достать червей. И ещё – они старались подбирать камни побольше, сообразив, что они выплескивают больше воды.

Дятлы —лесные жители, и в искусстве обращения с деревом им нет равных. Они лечат деревья. Когда черный дятел в погоне за муравьями входит в азарт и берется за дело всерьез, вокруг фонтаном летят щепки, причем большие— длиной до 15 сантиметров. Глядь — уже готова внушительная полость (дырка), а сам дятел уже лакомится муравьями.

Кукушки не воспитывают своих птенцов, а склонны подкладывать яйца в другие гнезда. По окраске и размерам кукушка похожа на ястреба.

Голуби имеют прекрасное зрение и слух. Известна способность голубей всегда находить дорогу домой. Птицы способны пролететь до 1000 километров в день.
Рождаются голуби слепыми. Летать начинают примерно через 35—37 дней после рождения.

Есть разные легенды о голубях. В Библии говорится о том, что после потопа (когда было много воды) Ной со своего ковчега (корабля) 3 раза выпускал голубя в надежде на то, что тот принесёт новость об окончании всемирного потопа. В первый раз голубь вернулся ни с чем, во второй принёс в клюве оливковую ветвь (ветку), а в третий не вернулся, что означало, что «вода сошла с земли» (воды нет).

В мифах разных народов орел – одна из самых известных птиц. Это символ богов. В древней Греции орел был символом бога Зевса, в Древнем Риме – Юпитера. В легендах многих народов Евразии и Северной Америки орел находит для людей огонь. В Библии эта птица служит символом божественной любви, силы, молодости и бодрости.
    Орел. Изображения орлов было на коронах императоров и королей, а в качестве символа они известны еще для древней страны Шумера и означают власть.
    В наше время орел изображен на гербах Австрии, Германии, Испании, Ирака, Мексики, Польши, России. Родственная орлам птица- хищник - американский орлан изображена на гербе США.

Сова. Орел с головой кошки - так по-китайски называется сова. Самая большая из сов — филин. Гнезд совы обычно не строят. Птенцы рождаются слепыми. Кормят их отец и мать.
Совы прекрасно слышат. Важной чертой сов является из способность слышать звуки, которые мы не слышим. Сова у человека воплощает мудрость, ум.

Чайки и море — их невозможно представить друг без друга. Всякий, кто хоть раз был на море, хорошо запомнил белых птиц с длинными крыльями и их громкие, резкие крики. Без них не обходится ни один морской город на свете. Они провожают все корабли, уходящие в плаванье, и встречают каждый показавшийся на горизонте корабль, надеясь найти еду. Чайки – сильные и смелые. Они ничего не боятся.

Фазан. По легенде фазаны были завезены в Европу греческим героем Язоном, который доставил из Колхиды (современная Грузия) в Грецию не только золотое руно (шерсть барашка), но и этих прекрасных птиц.
Фазаны могут насиживать от 8 до 20 яиц. Мать сама показывает птенцам корм, учит их затаиваться при приближении опасности, защищает их, рискуя собственной жизнью. К 12 дню поле рождения птенцы уже быстро бегают и могут летать.

Павлины принадлежат к одним из самых красивых и крупных птиц, поэтому человек обратил на них внимание еще в древности. Уже в парках римских императоров они были, а мясо, приправленное различными пряностями (черным перцем), давали на стол во время пира (когда много еды). Павлин у многих народов означает любовь. В Индии павлинптица священная. Убить павлина — значит навлечь на себя болезни и несчастья, ведь эта птица посвящена Кришне, одному из главных богов в Индии. 

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

 

 

 

 

Занятие 4

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (мышления)

Задачи занятия:

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие логического мышления.

 

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Задание 1. «4-й лишний». Даются 4 слова, 3 из них относятся к определенному классу объектов, а 4-е – лишнее. Нужно исключить слово, являющееся лишним. Его предлагается зарисовать.

Стимульный материал

 

ПОЕЗД МАШИНА

САМОЛЁТ КОРАБЛЬ

ВЕРТОЛЁТ АВТОБУС

РАКЕТА ТРАМВАЙ

 

 

ДЕРЕВО ЖИРАФ

ЛУНА РОМАШКА

ЛИСТ ТИГР

СТВОЛ СЛОН

 

 

 

КОМПЬЮТЕР ЗВЕЗДА

ТЕЛЕВИЗОР ДОЖДЬ

ДОМ ЛИВЕНЬ

РАДИО ТУЧА

 

 

МОЛНИЯ ЛЕОПАРД

ДУБ СОБАКА

ИВА ЛЕВ

ЁЛКА КРОКОДИЛ

Задание 1. «Дополни картинку». Даются картинки. Необходимо дополнить их, выбрав правильный ответ.

Игра «Лабиринты». Даются лабиринты из методики Д.Векслера (детского варианта).

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

 

 

 

 

 

 

Стимульный материал к заданию 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 5

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (мышления)

Задачи занятия:

Развитие пространственного мышления.

Развитие логического мышления.

 

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Задание 1. «Найди фигуру». Предлагается одна фигура, разбитая на несколько частей. Эти части даются в произвольном порядке. Нужно соединить мысленно части, и ту фигуру, которая при этом получится, найти в ряду фигур а), б), в), г), д).

Задание 2. «Найди одинаковый кубик». В стимульном материале первый ряд фигур состоит из пяти разных кубиков, обозначенных буквами («а», «б», «в», «г», «д»). Кубы расположены так, что из шести граней каждого куба видно три. В каждом из последующих рядов предлагается один из этих пяти кубов, повернутый по-новому. Задача — определить, которому из этих пяти кубов соответствует куб, приведенный в очередном задании. В перевернутых кубах, естественно, могут появиться и новые значки.

Задание 3. «Найди одинаковые картинки». Предлагается найти из ряда сходных предметов одинаковые.

Задание 4. «Найди отличия». Предлагается найти отличия на сходных между собой картинках.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стимульный материал к заданию 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Стимульный материал к заданию 2

 

 

 

Стимульный материал к заданию 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стимульный материал к заданию 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 6

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (мышления)

Задачи занятия:

Развитие пространственного мышления.

Развитие способности строить аналогии.

Задание 1. «Закончи предложения подходящей картинкой». Нужно закончить предложение наиболее подходящей картинкой.

Задание 2. «Картинки-аналогии». Даны картинки. Первые две связаны между собой. Затем надо найти к тре­тьей картинке такую, которая будет иметь исходную связь.

 

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стимульный материал к заданию 1

 

В лесу всегда есть:

 

 

 

 

 

 

Часть автобуса:

 

 

 

 

Очень опасное животное:

 

 

 

 

 

 

Австралия – это…

 

 

 

 

 

У дома всегда есть:

 

 

 

 

Самое умное животное из этих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самая большая птица в мире

 

 

 

 

 

Планета Сатурн – это

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стимульный материал к заданию 2

 

 

= ?

 

 

 

 

Выбери нужную картинку:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= ?

 

 

 

 

Выбери нужную картинку:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= ?

 

Выбери нужную картинку:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= ?

 

 

 

 

Занятие 7

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (мышления)

Задачи занятия:

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие моторики.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть

Задание. «Недостающие детали». Даются рисунки, на которых не хватает каких-либо деталей. Нужно нарисовать их.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стимульный материал

 

 

 

 

Занятие 8

Цель занятия:

Развитие познавательных процессов (мышления)

Задачи занятия:

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие памяти.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть

Задание 1. «Дорисуй картинки по точкам». Даются картинки, которые нужно дорисовать по точкам.

Задание 2. «Запомни картинки». Нужно запомнить те картинки, которые в предыдущем задании были дорисованы по точкам. Затем показать их, используя жесты.

Задание 3. «Запомни предметы с закрытыми глазами». Ребенок должен закрыть глаза. Ему в руки дают различные предметы (ручку, тетрадь и т.п.). Он должен угадать предметы и запомнить их. Затем нарисовать те предметы, что запомнил.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стимульный материал

 

 

Занятие 9

Цель занятия:

Коррекция эмоциональной сферы

Задачи занятия:

Развитие интереса.

Формирование позитивного эмоционального настроя.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть. Показ презентации «Желаю достичь высот в жизни». Педагог-психолог показывает презентацию, в которой есть пожелания достичь подростку успешности в жизни.

Знакомство с рассказом о достижении женщины с ограниченными возможностями «Театр и его дневник». Педагог-психолог знакомит подростка с рассказом, приведенным в приложении 3.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Занятие 10

Цель занятия:

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

Развитие оптимизма.

Развитие способности чувствовать радость.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть.

Педагог-психолог знакомит подростка с отрывком из продолжения повести – «Поллианна вырастает», приведенным ниже.

- Ты так и не рассказал мне о Веселой Книге, —сказала Поллианна.

Мальчик улыбнулся:

— Я начал ее год назад. В тот день я чувствовал себя плохо. Всё, было не так, как надо. Сначала я просто думал, а потом взял одну из книжек папы и попробовал читать. И первое, что мне попалось, были стихи; я выучил их, так что могу рассказать . Там были среди прочих такие строчки:

 

«Как много радостей, где, кажется, их нет».

 

 

Ну, тут я сильно разозлился. Я думал, вот посадить бы того, кто это написал, на мое место и посмотреть, какие такие «радости» он нашел бы в жизни. Я был таким злым, что решил: я докажу, что он говорит, сам не зная о чем.

И тогда я начал искать радости в жизни. Я взял записную книжку и сказал себе, что буду их туда заносить. Все, в чем окажется хоть что-нибудь, что мне понравится, буду записывать в эту книжку каждый день. Тогда будет видно, сколько у меня в жизни «радостей».

Ну, я, конечно, не думал, что их будет много. Н о — поверишь ли? — оказалось, их целая куча.

Почти во всем было что-нибудь такое, что мне хоть немного нравилось, так что приходилось записывать. Прежде всего, сама книжка… то, что она у меня есть, и я могу все в нее записывать. Потом кто-то подарил мне подарок, который я хотел. Да и находить эти радости было очень интересно — иногда я находил их в самых неожиданных местах. Ну, а потом я назвал эту книгу Веселая Книга.

 

В конце педагог-психолог предлагает подростку тоже составлять «Веселую книгу». Также можно взять альбом или бумагу (и сделать папку) и рисовать каждый день, то, что тебе понравилось. Не обязательно делать рисунок, можно рисовать то, что понравилось в этот день в виде кружков или других фигур.

Развитие позитивного эмоционального настроя с помощью видов деятельности, привлекательных для подростка. Педагог-психолог предлагает на листе бумаги написать то, что подросток любит делать (рисовать, лепить, раскрашивать и т.п.) После этого предлагается заняться привлекательной деятельностью и свои чувства выразить тоже в «Веселой Книге».

 

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 11

Цель занятия:

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

Развитие положительного эмоционального настроя.

Развитие способности высказывать свои чувства.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Приветствие.

Основная часть. Знакомство с психологическими рассуждениями о радости (составлены Хапейшвили С.Т.). Вначале подростка знакомят со следующими рассуждениями о радости, приведенными ниже, по которым он должен высказать свое мнение.

О радости

Любое мгновение нашей жизни уникально, неповторимо и безвозвратно. То, что происходит сейчас, больше никогда не придет к нам снова. И поэтому мы должны ценить и беречь каждый момент, так как он прекрасный подарок Природы, а сама жизнь – это главное чудо на Земле.

Всё, что нас окружает, способно принести нам радость, нужно только уметь её испытывать.

Радость есть и в пении соловья, и в аромате сосны, и в весеннем цветении абрикосовых деревьев, и в солнечном одуванчике, и в золотистых цветах барбариса, и в ярко-рыжем осенью кленовом листе.

Радость можно найти повсюду. Нам ее доставляет улыбка близкого человека, общение с друзьями, чтение интересной книги, совершенный для кого-то добрый и бескорыстный поступок.

Не следует постоянно жить воспоминаниями, мечтами о будущем или стремиться к далекому и непостижимому счастью – поскольку с этим проходит жизнь, навсегда теряются ее бесценные секунды, часы и годы.

Развитие позитивного эмоционального настроя с помощью видов деятельности, привлекательных для подростка. Педагог-психолог предлагает на листе бумаги написать то, что подросток любит делать (рисовать, лепить, раскрашивать и т.п.) После этого предлагается заняться привлекательной деятельностью и свои чувства выразить тоже в «Веселой Книге».

 

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 12

Цель занятия

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

Уменьшение уровня тревожности

Развитие навыков саморегуляции

 

Основная часть. Выполнение дыхательных упражнений.

Педагог-психолог дает следующий комплекс дыхательных упражнений с последующим анализом чувств подростка.

Упражнение 1

Положите руку на живот. Глубоко вдохните (дышать нужно животом). Почувствуйте, как с вдохом к вам приходит покой. Сделайте долгий выдох ртом. Почувствуйте, как с выдохом уходят страх и тревога.

Упражнение 2.

Это упражнение поможет вам быстро успокоиться и взять себя в руки. Это упражнение можно выполнять в любое время, его применение не нормировано, «передозировка» вам не грозит.

Медленно выдохните, затем медленно сделайте глубокий вдох.

Задержите дыхание на 1-4 секунды.

Вновь медленно выдохните, медленно сделайте глубокий
вдох.

Задержите дыхание на 1-4 секунды.

Повторите эту процедуру шесть раз. Вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимее.

Ровное дыхание способствует замедлению сердцебиения, оптимальная частота менее 20 ударов в минуту, состояние вегетативной нервной системы нормализуется наступают покой и душевное равновесие.

Упражнение 3 «Дыхание телом»

Данная методика основана на следующей физиологической закономерности: при вдохе тонус мышц повышается, при выдохе — снижается, мышцы расслабляются. Установление прочной связи между дыханием и расслаблением помогает лучше управлять процессом релаксации.

Сядьте поудобнее в мягкое кресло, руки и ноги не скрещивайте. Закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию. Прочувствуйте его ритм, глубину. Проследите тот путь, который совершают вдох и выдох в вашем организме. Почувствуйте, как воздух проходит через носоглотку, идет вниз в легкие, окружает их и возвращается снова вверх и наружу. Когда он выходит, представляйте себе, что он уносит с собой Ваше напряжение, тревогу.
Сосредоточьте ваше внимание на правой руке. Прочувствуйте, как она «дышит». Представьте себе, что в руке есть множество мелких отверстий, через которые воздух выходит наружу. Проследите за тем, как каждый выдох проходит через эти отверстия, а с ним и покой. Выделите на данное упражнение 3-5 минут вашего времени. Если после нескольких тренировок вы быстро достигаете расслабления в кисти правой руки, переходите постепенно к расслаблению всей правой руки, потом левой руки, затем переключите ваше внимание на мышцы ног, спины и шеи. Особенно важно сконцентрироваться на тех участках тела, через которые дыхание «не проходит». Постарайтесь достичь одинаковой «проходимости» воздуха для всех частей тела. Сосредоточьтесь на мышцах лба. Представьте, что Вы дышите через центр лба, поток воздуха входит туда, распространяется по всему лицу и с выдохом уходит, снимая страх.

Сконцентрируйте внимание в центре груди. Со вдохом воздух входит в грудь и верхнюю часть тела, распространяется внутри и выходит, унося напряжение.
Попробуйте «продышать» любые проблемные участки тела, каждую клеточку тела.

Закончив, вернитесь к своему обычному дыханию, подышите так несколько минут.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 13

Цель занятия

Коррекция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

Уменьшение уровня тревожности

Развитие навыков саморегуляции

Основная часть. Тренинг прогрессирующей мышечной релаксации Э.Джекобсона

Упражнения на релаксацию

1. Первая группа мышц, над которой вы будете работать, — это мышцы кистей и предплечий. Сожмите кулаки, расположив большие пальцы сверху. Одновременно выверните руки, чтобы создать напряжение в предплечьях. Отметьте напряжение в кистях и предплечьях. Теперь расслабьте сразу все — и кисти, и предплечья. Дайте напряжению уйти. Отметьте разницу между чувством расслабленности в руках, которое вы испытываете сейчас, и ощущением напряжения, которое вы вызвали несколькими секундами раньше. Сфокусируйтесь на этом различии. Глубоко вздохните. Если вы обнаружите, что начинаете испытывать беспокойство, просто вернитесь к релаксирующему упражнению, сосредоточившись на дыхании.

2. Затем следуют плечевые мышцы, расположенные в верхней части рук. Вдавите локти в спинку стула так, чтобы ощутить напряжение в этих мышцах. Не вдавливайте их до боли, старайтесь вызвать только напряжение. Сфокусируйтесь на напряжении в верхних мышцах рук. Теперь резко расслабьте их, избавившись от напряжения. Отметьте разницу между ощущением расслабленности, которое вы испытываете сейчас, и ощущением напряжения, которое вы чувствовали чуть раньше. Сфокусируйтесь на этом различии. Глубоко вздохните. Ощутите, насколько расслабленными стали сейчас ваши руки и кисти.

Следующей группой будут мышцы лица. Это область, в которой накапливается огромное напряжение, вызванное стрессом. Мышцы лица можно разделить на три группы.

3. Лучше начать с области лба. Держа глаза закрытыми, как можно выше поднимите брови. Ощутите полосу напряжения, охватывающую лобную область. Сосредоточьтесь на этом напряжении — напряжении, которое может вызываться стрессом. Теперь быстро расслабьте брови. Отметьте разницу между ощущением расслабленности, которое вы испытываете теперь, и чувством напряжения, которое вы вызвали несколькими секундами раньше. Сфокусируйтесь на этом различии.

4. Сейчас займемся областью глаз и носа. Не избегайте этого упражнения, никто вас не увидит. Крепко зажмурьте глаза, одновременно наморщивая и подтягивая к ним нос. Сфокусируйтесь на напряжении вокруг глаз, носа и в щеках. Прочувствуйте это напряжение. Теперь разом расслабьте лицо. Отметьте разницу между ощущением расслабленности в этой области, которое вы испытываете теперь, и чувством напряжения, которое вы только что вызвали. Сфокусируйтесь на этом различии.

5. Давайте теперь обратимся к третьей области, рту. Сжав челюсти, постарайтесь опустить уголки рта, чтобы получить перевернутую клоунскую улыбку. Сфокусируйтесь на возникшем ощущении. Теперь разом расслабьте лицо. Отметьте разницу между чувством расслабленности, которое ощущается в лице теперь, и ощущением напряжения, которое вы чувствовали несколько секунд назад. Сфокусируйтесь на этом различии. Несколько раз глубоко вздохните, чувствуя, как с каждым выдохом уходит напряжение в области рта, до тех пор, пока мышцы не расслабятся полностью.

6. Теперь вам предстоит поработать над областью шеи и плеч. В этой зоне концентрируется излишек напряжения, обусловленного стрессом. Опустите подбородок на уровень адамова яблока так, чтобы он почти касался груди. Прочувствуйте напряжение, которое вы вызываете в шее. Сфокусируйтесь на этом напряжении. Теперь резко расслабьте шею, освободите ее. Отметьте разницу между ощущением расслабленности, которое вы испытываете сейчас, и чувством напряжения, которое вы вызвали несколькими секундами раньше. Сфокусируйтесь на этом различии. Вздохните очень глубоко и очень медленно и с каждым выдохом избавляйтесь от напряжения в плечах. Когда все напряжение уйдет, дайте плечам опуститься.

Если вам неудобно напрягать шею описанным методом, попробуйте другой. Не важно, как вы создаете напряжение. Если вы в состоянии почувствовать разницу между напряжением и релаксацией, то вы выполняете упражнение правильно. Создать напряжение в этой области можно другим способом, осторожно запрокинув голову, как если бы вы упирали ее в загривок. Экспериментируйте, пока не найдете оптимальный для себя способ вызывать напряжение в задней части шеи. Помните, что никогда не следует доводить напряжение до болевого ощущения.

7. Следующей зоной является срединная часть туловища. Глубоко вдохнув, отведите плечи назад, пытаясь свести лопатки, и одновременно прогнитесь. Вы почувствуете напряжение в области живота и груди, вызванное задержкой дыхания, а также напряжение в верхней и нижней частях спины, которое вызвано сведением лопаток и прогибом спины. Оставаясь в этом положении, отметьте, каким ощущается напряжение. Затем медленно выдохните, давая напряжению вытечь из вас по мере релаксации. Отметьте разницу между ощущением релаксации и чувством напряжения, которое вы вызвали в этой области всего несколько секунд назад. Дыша очень медленно и глубоко, отметьте и запомните разницу между этими двумя ощущениями. Сфокусируйтесь на этой разнице.

8. Две последние группы относятся к мышцам ног. Сначала поднимите ноги перед собой, как будто хотите убрать их со стула (если вы упражняетесь лежа, поднимите ноги под углом примерно в 45°). Теперь, не меняя положение ног, вытяните пальцы по направлению к полу. Почувствуйте напряжение, которое возникло в ногах от пальцев до бедер. Сфокусируйтесь на этом напряжении. Теперь расслабьте ноги и дайте им мягко упасть на пол. Ощутите расслабленность в ногах. Отметьте и запомните, на что похоже это чувство.

9. Наконец, поднимите ноги снова и удерживайте их перед собой. На этот раз тяните стопу на себя так, чтобы пальцы смотрели в потолок. Ощутите напряжение, которое появилось в ногах от пальцев до бедер. Теперь расслабьте ноги и дайте им мягко упасть на пол. Отметьте разницу между чувством расслабленности, которое вы испытываете в ногах теперь, и чувством напряжения, которое вы ощущали всего несколько секунд назад. Сфокусируйтесь на этом различии. Дышите очень глубоко и очень медленно, дайте ощущению релаксации пропитать мышцы ваших ног и распространиться на мускулы всего тела.

Таков полный комплекс напряжения/расслабления девяти мышечных групп. В течение нескольких секунд продолжайте держать глаза закрытыми и сфокусируйтесь на ощущениях в мышцах. Мысленно ощупайте свои мышцы и проверьте, не остались ли какие-то из них напряженными. Если вы заметите какое-либо напряжение, сосредоточьтесь на этой зоне, приказывая мышцам расслабиться и раскрепоститься, и дайте напряжению уйти. Вы можете решить еще раз напрячь и расслабить те мышцы, которые расслабились не так, как другие, когда вы выполняли упражнение в первый раз. Двух раз достаточно. Не стремитесь к тому, чтобы все мышцы расслабились одинаково. Мышцы, которые особенно трудно расслабить, в конце концов будут задействованы, когда релаксация других мышц приобретет тотальный характер. Когда вы окинете свои мышцы внутренним взором и сфокусируете внимание на ощущении расслабленности во всем теле, откройте глаза и продолжайте отмечать телесные ощущения по мере того, как будете вновь осваиваться в помещении.


 

Сводный перечень мышечных групп

1. Кисти и предплечья — сжать кулаки, положив большие пальцы сверху.

2. Верхние мышцы рук — вдавить локти в спинку стула или кровать.

3. Лоб — поднять брови.

4. Глаза, нос, щеки — зажмурить глаза, наморщить нос.

5. Рот, подбородок, шея — осторожно сжать зубы в задней части ротовой полости, сделать перевернутую клоунскую улыбку, опустив книзу уголки губ.

6. Шея и плечи — вдавить подбородок в область адамова яблока.

7. Срединная часть туловища — медленно, глубоко вдохнуть, наполняя легкие снизу доверху, отвести лопатки кзади и прогнуть спину.

8. Ноги — поднять ноги, пальцы смотрят в пол.

9. Ноги — поднять ноги, пальцы смотрят в потолок .

 

Занятие 14

Цель занятия

Улучшение мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий

Задачи занятия:

Развитие моторики;

Развитие межполушарного взаимодействия

Развитие навыков саморегуляции

Основная часть.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Продолжительность занятий может составлять до 20—35 мин в день. Желательно реализовать кинезиологический цикл:

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркаль­но-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих Полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

4. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

5. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнений должны участвовать все пальцы обеих рук.

 

 

 

Занятие 13

 

 

Занятие 15

Цель занятия

Улучшение мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий

Задачи занятия:

Развитие моторики;

Развитие межполушарного взаимодействия

Основная часть.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

 

Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой
и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими~рукамй~ вместе.

Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

7 Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5—10 с. Выполните то же самое в другую сторону.

8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

9. Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.)- На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 – зелёный.

 

 

 

 

 

Занятие 16

 

Занятие 16

Цель занятия

Улучшение мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий

Задачи занятия:

Развитие моторики;

Развитие межполушарного взаимодействия

Основная часть.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

 

Предварительно нарисуйте на карточке (размером с почтовую открытку) две пересекающиеся линии в виде символа X.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зафиксируйте взгляд на пересечении этих линий, вы­полняя при этом следующие упражнения: Стоя. Поднимите (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз. Когда рука касается противоположного колена, а взгляд в этот момент сконцентрирован на пересечении линий буквы X, как бы «пересекается» средняя линия левого и правого полушария мозга. Упражнение помогает двум полушариям работать согласованно.

Паровозик. Правую руку положите на левую надостную мышцу, одновременно делая 10—12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение.

Перекрестное марширование. Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Смотрите при этом на пересечение линии буквы X. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения — ходьба с высоким подниманием рук и ног.

 

 

 

 

Занятие 17

Цель занятия

Улучшение мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий

 

Задачи занятия:

Развитие моторики;

Развитие межполушарного взаимодействия

Основная часть.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

 

1.Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного Перекрест. Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем символом X. Он располагается на плоскости, на расстоянии примерно 20 см от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным и равномерным. Необходимо в течение 45 с смотреть в центр перекреста (после недельных занятий образ перекреста вызывается произвольно). Через 45 с взгляд переведите на светлый фон. С появлением образа глаза закройте, а перекрест медленно перенесите в область лба, а затем в темя. Это символ единства мозга. Упражнение повторяйте 3 раза.

2.Упражнение «Взгляд влево вверх». Поза: правой рукой фиксируйте голову за подбородок. Взяв карандаш или ручку, левую руку выбросите в сторону вверх под углом 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинайте делать упражнение в течение 7 с. Смотрите на предмет в левой руке, затем меняйте взгляд на «прямо перед собой» (счет «1-2-3-4-5-6-7»). Упражнение выполняйте 3 раза, потом доводите до 8 раз. Затем упражнение выполняйте «с точностью до наоборот».

В дальнейшем для того чтобы полностью проявить свои способности во время какой-либо ответственной (но привычной) работы или деятельности, достаточно представить символ X. Это будет являться как бы кодом для мозга. Его можно использовать всякий раз, когда необходимо заставить работать оба полушария одновременно.

3.колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1—2 мин. Дыхание произвольное.

 

Занятие 18

Цель занятия

Подведение итогов учебного года

Основная часть.

Педагог-психолог совместно с подростком с ОВЗ и его семьей подводят итоги учебного года, отмечает положительные качества и изменения в развитии познавательной сферы и личности подростка. В конце он торжественно вручает подростку психологическую грамоту.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) [Текст] / Н.П.Локалова. - М.: Ось-89, 2006.

2.Немов, Р.С. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Роберт Немов ; авт. вступ. ст. Р.Немов ; М-во образования РФ. – 4-е изд. – М.:ВЛАДОС, 2002. – 640 с.

3.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие. В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Евгений Рогов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.– 384 с. : ил. ; 22 см. – Библиогр. : с. 380 – 381.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.