Прогулка "Следы на снегу" старшая ,подготовительная группы
Цель: Развить внимательность, развитие устной речи у детей.
Задачи:
1 . совершенствовать умения строить вопросительные и повествовательные предложения
2. научить различать следы животных (птиц, человека, животных) по форме, виду
3. Воспитывать любовь к природе, животным
Оборудование: Раскраски лесных животных, картинки и рисунки с изображением зимнего леса, животных, их следов на снегу.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Верно. А что бывает зимой?
Дети: Снег, лёд, горки и т.д.
Воспитатель: Что можно увидеть на снегу?
Дети: Ответы детей ( снежинки, следы, грязь и т.д.)
Воспитатель:
Сегодня, ребята, мы с вами немного помечтаем. Представьте себе, что вы очутились в зимнем лесу.
Пришла зима,
Развесив белоснежные ковры,
Деревья приоделись
В алмазные шатры.
Сковала крепко реки
Прозрачным, звонким льдом,
Вокруг краса такая…
Блестит всё серебром.
Что может быть прекрасней - Красавицы зимы?
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
- О каких признаках зимы вы услышали?
- Все деревья стоят в снегу, много сугробов, сковала реки! В лесу очень много разных животных, птиц. Давайте разгадаем загадки и узнаем кого мы встретим.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый...
(Волк)
Сама мелковата,
А хвост богатый.
С ветки на ветку
Скок-поскок,
Орешек за орешком
Щелк — пощелк
(Белка)
Гуляет в рыжей шубке,
Хитрит и скалит зубки.
(Лиса)
- Какая в загадке лисица?
Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой —
(Заяц)
- Почему зайца называют косым?
- Молодцы, все справились с этим заданием. Давайте вспомним какие изменения происходят в жизни животных с приходом зимы.
- Кто из животных ложится в спячку зимой в лесу?( медведь, ёж)
- А кто не спит зимой? (показ картинок)
- Кто поменял шубку, когда наступила зима?(белка, заяц)
- А что произошло с лисой? (лиса стала еще пушистее).
- Чем зимой питаются заяц, белка?
- Почему к зиме медведь накапливает жир, белка запасает корм, а заяц и лиса - нет?
Посмотрите какая у меня картинка, а что здесь нарисовано? (следы животных)
Чтобы узнать где чей след послушайте рассказ
А сейчас послушайте интересный рассказ про следы животных.
(по В. Бианки)
«Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы большой книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то». Днем идет снег — страницы чистые. А утром придешь — белые страницы покрыты множеством таинственных знаков: черточек, точек, непонятных завитушек. Значит, ночью здесь были разные лесные жители: ходили, прыгали, бегали, резвились. Кто был? Что делал?
В книге зимы каждый зверек, каждая птица расписывается по-своему: кто просто, а кто хитро. Легко разобрать и запомнить белкин почерк: она по снегу прыгает — как в чехарду (слово разъяснить) играет. Короткими передними лапками обопрется, - длинные задние далеко вперед вынесет, широко их расставит. От передних лапок след у нее маленький. Две точки отпечатаны, обе рядом. От задних - след длинный, вытянутый, как от крошечной ручки с тонкими пальцами. Небольшой пушистый зверек — грызун.»
( На доске иллюстрация: белка, ее следы)
- Как вы думаете, зачем у белки маленькие коготочки на лапках?
«Эти следы без фокусов. А вот разберись в лисьих! С непривычки сразу запутаешься.»
( На доске иллюстрация: лиса, ее следы)
«Лисий следок похож на след маленькой собаки. Разница только в том, что лиса держит лапу в комке: крепко сжимает пальцы.»
- А кто знает, как лиса отыскивает корм?
«У лисы очень хороший нюх. С его помощью она и отыскивает себе корм. Лиса выслеживает свою добычу по следам. Читать строки лисьих следов особенно мудрено, потому что лиса любит пускаться на хитрость, чтобы запутать свой след.»
( На доске иллюстрация: заяц, его следы)
«Зимой заяц легко передвигается, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему проваливаться в снег. Бежит заяц, лапами по снегу печатает. От задних длинных ног след вытянутый, с пяточкой; от коротких передних - кружочками.»
- Почему заяц не запасает на зиму корм?
Кто из этих животных относится к хищникам, а кто к грызунам?
- А что означает выражение «как белка в колесе крутится»? (так говорят о человеке, который суетится, находится в заботах и хлопотах)
Продолжите поговорку, подставив нужное слово: Труслив, как. Хитер,как …
Физминутка
Давайте немного отдохнем
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Раз — два, раз - два,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Раз - два, раз - два,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал -
Зайка - прыг - и убежал.
Ну что, играть все любим. Сейчас я дам картинку кому-то из вас, а вы должны подробно описать кто на ней нарисован ( картинка зайца, белки, лисы, медведя). Мы слушаем внимательно и угадываем кто там нарисован.
- Следующая игра «Чьи следы?» Есть такая загадка: «Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтет - белого найдет.» Вам надо догадаться, кто же это такие - БЕЛЫЙ и РЫЖАЯ. Кто оставил следы на снегу в нашем сказочном лесу? А правильно определить это сможет только самый внимательный
- На чей след похож след лисы?
- Расскажите, чем отличаются следы зайца и лисы?
- Что вы знаете интересного из жизни этих животных? Как они добывают пищу? Могут ли белка, лиса, заяц жить в море? А в пустыне? Почему?
- Мы сегодня с вами побывали в сказочном лесу, читали интереснейшую «книгу зимы». Понравился вам, ребята, наш поход в зимний лес? Следы каких животных вы сегодня видели?
На память о нашем путешествии я вам дарю раскраски лесных животных.