Промежуточная аттестация по русскому языку в 5 классе
Спецификация
итоговой работы по русскому языку в 5 классе
1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 5 класса. КИМ предназначены для итогового контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
2. Нормативно- правовая база
Содержание итоговой работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Содержание работ соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897).
3. Характеристика структуры и содержания работы
Итоговая работа состоит из двух частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности.
Часть 1 содержит задания с выбором ответа и кратким ответом, часть 2 содержит задания с развернутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
В заданиях с кратким ответом части 1 работы ответ дается словами или цифрами, записанными без пробелов.
Ответы на задания в части 2 работы записываются испытуемым самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится на основе специально разработанной системы критериев.
Распределение заданий итоговой работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ |
Часть работы |
Тип заданий |
Количество заданий |
Макси-мальный первич-ный балл |
Процент максимального первичного балла для каждой части |
1 |
Часть 1 |
С выбором ответа |
14 |
14 |
48 |
2 |
С кратким ответом |
4 |
4 |
14 |
|
3 |
Часть 2 |
С развернутым ответом |
1 |
11 |
38 |
Итого |
19 |
29 |
100 |
4.Проверяемые элементы содержания.
1 |
Фонетика. Звуки и буквы |
2 |
Языковые нормы. Орфоэпические нормы |
3 |
Морфемика и словообразование. Морфемный анализ слова |
4 |
Грамматика. Морфология. Самостоятельные части речи. Служебные части речи |
5 |
Грамматика. Морфология. Морфологический анализ слова |
6 |
Орфография. Правописание падежных и родовых окончаний |
7 |
Орфография. Правописание корней. Правописание словарных слов |
8 |
Орфография. Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц |
9 |
Орфография. Правописание личных окончаний глаголов |
10 |
Орфография. Употребление Ь и Ъ |
11 |
Грамматика. Синтаксис. Способы передачи чужой речи |
12 |
Пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении |
13 |
Речь. Анализ текста |
5. Проверяемые умения
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить комплекс необходимых умений по предмету, а именно:
умение распознавать: функционально-смысловые типы текста, языковые единицы, языковые явления, изученные орфограммы и пунктограммы, нарушения норм русского литературного языка, языковые средства выразительности речи;
умение классифицировать: языковые единицы, языковые явления, нарушения норм русского литературного языка;
умение соблюдать на письме изученные орфографические и пунктуационные правила;
умение производить языковой анализ: лексический анализ слова, анализ слова по составу, словообразовательный анализ слова, морфологический анализ слова, синтаксический анализ простого осложненного предложения, пунктуационный анализ простого предложения;
умение при чтении текста определять тему, авторскую позицию, основную мысль текста, определять функционально-смысловые типы текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, находить и извлекать из текста необходимую информацию, интерпретировать содержание прочитанного текста, создавать аргументированное высказывание.
6. Распределение заданий КИМ по проверяемым умениям и видам деятельности
В таблице 2 представлено распределение заданий итоговой работы по проверяемым умениям и видам деятельности.
Таблица 2. Распределение заданий итоговой работы по проверяемым умениям и видам деятельности
Содержательные разделы |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу |
Морфемика |
1 |
1 |
3,4% |
Лексика |
2 |
2 |
7 % |
Фонетика |
1 |
1 |
3,4% |
Синтаксис |
2 |
2 |
7 % |
Орфография |
9 |
9 |
31 % |
Пунктуация |
2 |
2 |
7 % |
Типы и стили речи |
1 |
1 |
3,4 |
Развитие речи (сочинение) |
1 |
3 |
10,3 % |
Практическая грамотность и фактическая точность речи. |
19 |
8 |
27,5 % |
7. Распределение заданий КИМ по уровням сложности
Таблица 3. Распределение заданий итоговой работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 28 |
Базовый |
18 |
18 |
62 |
Повышенный |
1 |
11 |
38 |
Высокий |
– |
– |
– |
Итого |
19 |
29 |
100 |
8. Необходимое количество вариантов КИМ
Итоговая работа представлена в двух вариантах.
9. Время выполнения и условия проведения работы
Время выполнения работы – 90 минут (2 урока).
Дополнительное оборудование не требуется.
10. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 28 баллами.
Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом. Задания части 2 оцениваются по критериям, приведенным в таблицах № 4 и 5. За полное и правильное выполнение задания части 2 выставляется 11 баллов. Таким образом, за правильно выполненную работу испытуемый может получить максимально 29 баллов.
Критерии оценки сочинения
Таблица 4
№ |
Критерии оценивания сочинения на тему , связанную с содержанием текста |
Баллы |
С К1 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения : -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. |
2 |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. но -допущена 1 логическая ошибка. |
1 |
|
В работе просматривается коммуникативный замысел но -допущено более 1 логической ошибки |
0 |
|
С К2 |
Композиционная стройность |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
1 |
|
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости |
0 |
|
СК1-К2 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям |
3 |
Критерии оценки грамотности речи учащихся, выполнявших работу
Таблица 5
Г |
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи учащихся |
Баллы |
Г К1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки |
2 |
|
Допущены 2 ошибки |
1 |
|
Допущены 4 ошибки и более |
0 |
|
Г К2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
Допущены 3 ошибки |
1 |
|
Допущены 4 ошибки |
0 |
|
Г К3 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет , или допущена 1 ошибка |
2 |
|
Допущены 2 ошибки |
1 |
|
Допущены 3 ошибки |
0 |
|
Г К4 |
Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
|
Допущены 3 ошибки |
1 |
|
Допущены 4 ошибки и более |
0 |
|
ГК1-К4 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям ГК1-ГК4 |
8 |
Таблица 6. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Общий балл |
0–13 |
14–19 |
20–25 |
26-29 |
Ключи
1 вариант
1-В
2-Г
3-Б
5-В
6-Б
7-В
8-В
9-Б
10-Г
11-Б
12-А
13-Б
14-В
15-блестел
16-мы кончили поливать
17-упал
18-повествование
2 вариант
1-Б
2-А
3-Г
4-Г
5-В
6-В
7-Б
8-А
9-А
10-В
11-Б
12-А
13-Б
14-В
15-своего
16-они поймали и унесли
17-расстались
18-повествование
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса
Вариант 1.
Часть 1
1. Какое из перечисленных предложений сложное?
А) Пушкин стал одним из самых образованных людей России и поражал
всех своими разносторонними знаниями.
Б) Гений Пушкина возрос и окреп под благотворными лучами книжных
сокровищ.
В) Солнце поднялось высоко, день раздвинулся широко.
Г) Задрожал путник от холода и укутался ещё плотнее.
2. В каком предложении запятая одна запятая лишняя?
А) Ну, Витя, перестань плакать и садись обедать.
Б) Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.
В) Я читаю, говорю по-немецки совершенно свободно.
Г) У нас сорвало обе мачты, и все паруса.
3. В каком из приведённых ниже предложений допущена ошибка
А) «Хочу записаться в секцию плавания», - сказал Костя.
Б) «Привези мне что-нибудь в подарок» - попросила Алёнушка.
В) «Добрым делом, - гласит пословица, - не кори».
Г) Марина Петровна тихо попросила: «Проводите меня сегодня с работы».
4. В каком слове произносится звук [д]?
А) Год; Б) диван; В) городок; Г) подтолкнуть.
5. В каком слове на месте пропуска пишется ь?
А) Он смеёт_ся; Б) печ_ник;
В) ты напишеш_; Г) много туч_.
6. Лексическое значение какого слова определено верно?
А) Фауна – растительный мир.
Б) Изморось – очень мелкий дождь.
В) Сумерки – светлое время суток.
Г) Отчаянный – отказавшийся от чая.
7. У какого слова основа состоит из приставки, корня и суффикса?
А) Вертолётный; Б) светить; В) сделка; Г) переулок.
8. В каком слове буква т не пишется?
А) влас…ность; Б) горес…ный; В) искус…ный; Г) радос…ный.
9. В каком слове пропущена буква з?
А) Бе_шумный; Б) и_ранен; В) ко_ьба; Г) ра_сказать.
10. В каком слове пропущена буква а?
А) Зар_сли; Б) Р_стов; В) заг_рать; Г) з_ря.
11. В каком слове после шипящей пропущена буква о?
А) Щ_тка; Б) ш_рох; В) реш_тка; Г) ш_пот.
12. В каком слове после ц пропущена буква и?
А) Ц_рк; Б) ц_плёнок; В) птиц_; Г) ц_ган.
13. В каком слове в окончании пишется и?
А) На дорог_; Б) у станци_; В) до ранн_го утра; Г) В син_м
море.
14. Какое слово пишется слитно с не?
А) (не)забуду; Б) (не)пишешь;
В) (не)дуг; Г) (не) друг, а враг.
Прочитайте текст и выполните задания 15-18
Наш каток
1)Осенью, когда стукнул первый мороз, мы с Мишей и костей решили, что сейчас самое время начинать делать каток.
2)Организовали ребят и сказали, что, кто не будет работать, не пустим кататься. 3)Поэтому все рьяно взялись за дело.
4) Поздней ночью мы кончили поливать каток. 5) За ночь вода замёрзла крепко-накрепко. 6) На следующий день состоялось открытие катка. 7)Все ребята собрались вокруг.8.)Лед блестел как зеркало.9) Мишка первый выехал на середину льда.
10)- Каток объявляю открытым! – закричал он и тут же шлёпнулся.
15.Выпишите слово с чередующейся гласной корня: _____________________
16.Выпишите грамматическую основу 4 предложения: ____________________
17.Подберите синоним к слову «шлепнулся» из 10 предложения : _______________________
18.Определите тип речи данного текста: _____________________________
Часть 2
Напишите продолжение текста.
Вариант 2.
Часть 1
1. Какое из перечисленных предложений сложное?
А) Оленька минут пять шептала и шевелила губами.
Б) Тане захотелось пить, но ручей был далеко.
В) С моря дул резкий, но не холодный ветер.
Г) У Сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными
льняными волосами.
2. В каком предложении запятая одна запятая лишняя?
А) Каждое утро крокодил Гена просыпался, умывался, завтракал, и
отправлялся на работу в зоопарк.
Б) Бабушка привезла банку мёда, буханку домашнего хлеба.
В) Оленька смутилась, даже покраснела.
Г) Таня остановилась, вытерла пот со лба и оглянулась.
3. В каком из приведённых ниже предложений допущена ошибка?
А) «Хочу записаться в шахматный кружок », - сказал Костя.
Б) «Привези мне что-нибудь в подарок», - попросила Алёнушка.
В) «Добрым делом, - гласит пословица, - не кори».
Г) Марина Васильевна тихо попросила - «Принесите мне новые книги».
4. В каком слове произносится звук [с]?
А) Письмо; Б) сделка; В) сдувать; Г) указка.
5. В каком слове на месте пропуска пишется ь?
А) Он умывает_ся; Б) полуноч_ник;
В) ты перепишеш_; Г) много задач_.
6. К какому слову неверно подобран синоним?
А) Веять - дуть;
Б) прыжок - скачок;
В) наследить – найти след;
Г) неширокий - узкий.
7. Лексическое значение какого слова определено неверно?
А) Флора – растительный мир.
Б) Изморозь – очень мелкий дождь.
В) Вагонетка – небольшой открытый вагон для перевозки грузов.
Г) Варежка – мягкая зимняя рукавица.
8. У какого слова основа состоит из приставки, корня и суффикса?
А) Пришкольный; Б) светить;
В) семечко; Г) переулок.
9.. В каком слове пропущена буква з?
А) Бе_умный; Б) ра_пахан;
В) про_ьба; Г) ра_катать.
10. В каком слове пропущена буква а?
А) Сл_жить; Б) подр_сток; В) заг_р; Г) з_рька.
11. В каком слове после шипящей пропущена буква о?
А) Трещ_тка; Б) ш_в; В) реш_тка; Г)ж_лудь.
12. В каком слове после ц пропущена буква и?
А) Ц_ркуль; Б) ц_ган. В) спиц_; Г) ц_плёнок;
13. В каком слове в окончании пишется и?
А) На порог_; Б) на станци_;
В) до поздн_го вечера; Г)в дремуч_м лесу
14. Какое слово пишется слитно с не?
А) (не)буду; Б) (не)ищешь;
В) (не)дуг; Г) (не), а враг.
Прочитайте текст и выполните задания 15-18
Добрый мальчик.
1)Как-то раз Петя с Колей пошли в лес. 2)И вдруг в кустах заметили двух ежей. 3)Они их поймали и унесли домой. 4)Прошло несколько дней.5) Встретились ребята и заспорили, кто крепче любит своего ежа. 6)Петя хвастал, что кормит ёжика молоком, что в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.
7)- А что ты сделал для своего ёжика? – спрашивает он у Коли.
15.Выпишите из 7 предложения слово с безударной гласной в корне: _____________________
16.Выпишите грамматическую основу 3 предложения: ____________________
17.Подберите антоним к слову «встретились»: _______________________
18.Определите тип речи данного текста: _____________________________
Часть 2
Напишите продолжение текста.
Кодификатор
элементов содержания итоговой работы 5 классе по русскому языку
Код раздела |
Код контроли руемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ |
1 |
Фонетика. |
|
1.1 |
Звуки гласные и согласные; буквы их обозначающие. |
|
1.2 |
Различение согласных звонких и глухих, твердых и мягких. |
|
1.3 |
Слог, ударение |
|
2 |
Лексикология и фразеология |
|
2.1 |
Слово и его значение. |
|
2.2 |
Синонимы. Антонимы. Омонимы. |
|
2.3 |
Фразеологизмы. |
|
3 |
Морфемика |
|
3.1 |
Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). |
|
3.2 |
Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. |
|
4 |
4.1 |
Морфология |
Части речи, значение и употребление. Признаки изученных частей речи. |
||
4.2 |
Имя существительное. Морфологические признаки имени существительного. Склонение имен существительных |
|
4.3 |
Имя прилагательное. Морфологические признаки имени прилагательного. |
|
4.4 |
Глагол. Морфологические признаки глагола. Спряжение Глагола |
|
5 |
Синтаксис |
|
5.1 |
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения |
|
5.2 |
Синтаксический анализ простого предложения |
|
5.3 |
Простое предложение. Осложненное предложение. |
|
5.4 |
Сложное предложение |
|
6 |
Орфография |
|
6.1 |
Правописание корней с чередованием |
|
6.2 |
Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых и проверяемых ударением |
|
6.3 |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. |
|
6.4 |
Правописание гласных Ы и И после Ц |
|
6.5 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
|
6.6 |
Употребление гласных букв О-Ё после шипящих |
|
6.7 |
Правописание приставок |
|
6.8 |
Ь после шипящих |
|
6.9 |
Правописание непроизносимых согласных |
|
7 |
Пунктуация |
|
7.1 |
Знаки препинания в простом предложении |
|
7.2 |
Знаки препинания в предложении с вводными словами |
|
7.3 |
Знаки препинания в предложении с обращениями |
|
7.4 |
Знаки препинания в сложном предложении |
|
8 |
Речь |
|
8.1 |
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, делового), языка художественной литературы |
|
8.2 |
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста |
|
8.3 |
Средства связи предложений в тексте |
|
8.4 |
Функционально-смысловые типы речи, их признаки |
|
9 |
Языковые нормы |
|
9.1 |
Орфоэпические нормы |
Светлана Александровна Максимова
Крылова Светлана Григорьевна