Промежуточная аттестация за курс 10 класса
Промежуточная аттестация за курс 10 класса 1 вариант
1. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЗАДАЧА. То, что требует исполнения, разрешения, а также цель, к которой стремятся, которой хотят достичь. Боевая задача. Поставить задачу. Роман имеет задачей, даже внешней задачей, описание целой человеческой жизни или многих человеческих жизней.
2) ТРУД. Работа, занятие. Тяжёлый труд.
3) ОБЛАСТЬ. Определенная сфера знаний, деятельности или представлений; какая-нибудь отрасль наук, искусств, техники (книж.). Гигантское развитие всех областей техники. Нововведения в области производства продуктов потребления.
4) ОПЫТ. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. Поделиться своим опытом с кем-ни будь. Убедиться в чём-либо на собственном опыте.
5) ОСНОВА. Часть слова до окончания. Производная основа. Выделите основу.
Прочитайте текст и выполните задание.
«А. Ф. Кони. Искусство речи на суде» — так называется книга П. С. Пороховщикова, вышедшая в 1910 году, задачей которой является исследование условий судебного красноречия и установление его методов. Автор — опытный судебный деятель, верный традициям лучших времён судебной реформы, — вложил в <...> труд не только обширное знакомство с образцами ораторского искусства, но и богатый результат своих наблюдений из области живого слова в русском суде.
Эта книга является вполне своевременной и притом в двух отношениях. Во-первых, она содержит практическое, основанное на многочисленных примерах назидание о том, как надо и — ещё чаще — как не надо говорить на суде, что, по-видимому, особенно важно в такое время, когда развязность приёмов судоговорения развивается за счёт их целесообразности. Во-вторых, она своевременна и потому, что, в сущности, только теперь, когда накопился многолетний опыт словесного судебного состязания и появились в печати целые сборники обвинительных и защитительных речей, сделались возможным основательное исследование основ судебного красноречия и всесторонняя оценка практических приёмов русских судебных ораторов.
Книга П. С. Пороховщикова — полное, подробное и богатое эрудицией и примерами исследование о существе и проявлениях искусства речи на суде. В авторе попеременно сменяют друг друга восприимчивый и чуткий наблюдатель, тонкий психолог, просвещённый юрист, а по временам и поэт, благодаря чему эта серьёзная книга изобилует живыми бытовыми сценами и лирическими местами, вплетёнными в строгую научную канву.
2. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) прИданое 2) нАдолго 3) некролОг 4) облилАсь 5) началА (играть)
3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Одним из факторов, влияющих на уровень миграции, является НАЛИЧНОСТЬ рабочих мест в родном городе, области.
Кочевая жизнь делала из каждого монгола ИСКУСНОГО наездника и умелого воина.
Корпус ручки из латуни с лаковым покрытием БОЛОТНОГО цвета украшен изящным орнаментом с геометрическим мотивом.
Только самые усердные и ПАМЯТЛИВЫЕ телезрители могут перечислить детективные сериалы, предлагавшиеся разными каналами за последние несколько лет.
Заключительный доклад был чрезвычайно ИНФОРМАТИВНЫМ и поэтому очень полезным.
4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Требования ТЕХНИЧНОГО регламента производства продукции позволяют значительно повысить качество выпускаемых кондитерских изделий.
ГУМАНИТАРНЫЕ науки — это дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной деятельности.
Одной из жемчужин коллекции работ фирмы Фаберже является скульптура петуха, вырезанная из ЦЕЛЬНОГО куска тёмно-коричневого сердолика.
Вылов осетровых в бассейне Амура запрещён, но браконьеры продолжают ХИЩНИЧЕСКОЕ истребление ценных пород рыб.
5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по-видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово (словосочетание).
Орешник почти отпылил, а берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НАИБОЛЕЕ яркий пусть ПОПРОБУЕТ почётные ТИТУЛЫ хорошо СТРИГЁТ
в ДВЕ ТЫСЯЧИ ШЕСТОМ году
8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
триста КИЛОГРАММОВ без ПОГОНОВ ПОЕЗЖАЙТЕ осторожно ДИРЕКТОРА школ
несколько ГРАММОВ
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) л..нгвистический, ош..ломлённый, дер..вяшка 2) ск..зание, осн..щение, ум..лять (значение)
3) сп..собный, повт..рять, р..систая (поляна) 4) к..стрюля, неприк..саемый, препод..вать
5) умн..жать, ярм..рочный, раст..ргать (договор)
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква Запишите номера ответов.
1) м..териализовать, к..рикатура, ск..чу 2) вы..вить (обман), р..алистичный, прокл..нать
3) щ..бетать, г..потетический, заст..лить 4) оск..рбление, выр..внять (поверхность), благосл..вение
5) прож..рливый, защ..лка, расч..ска
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..ломление, пр..возмогая (боль), пр..града 2) воз..меть, раз..щут, без..нициативный
3) не..горевший, бе..донный, и..черпать 4) непр..одолимый, пр..спосабливающийся, пр..дания (старины)
5) почтал..он, бар..ерный, из..ян
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..общиться, пр..школьный, пр..встать; 2) вз..браться, п..забавить, р..ссказ;
3) ни..вергать, и..черпать, в..дрогнуть; 4) об..явить, с..ёмка, суб..ект;
5) от..всюду, нар..спашку,п..дсветка.
13. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) обескров..ть (противников), врем..ни 2) ноздр..ватый, француж..нка
3) преодол..вающий, впад..нка 4) локт..вой, желт..зна
5) недоум..вать, утр..чко
14. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вышаг..вая, (маленький) лист..к (берёзы) 2) разборч..во, завистл..вый
3) насмешл..вый, перебира..мый 4) затм..вающий, плать..це
5) накрахмал..вший, продл..вать
15. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вытерп..шь, выкач..нная (из гаража машина)
2) (он) корм..т, (он) полощ..т
3) морга..шь, просмотр..нный
4) зате..вший, возненавид..в
5) (он) заскоч..т, встрет..вший
16. Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) он вытерп...т, он услыш..т 2) блещ..щий, блиста..щий
3) ед..щий (по дороге), езд..щий (часто) 4) пример..т платье, измер..вший путь
5) муч..вший котёнка, муч..мый совестью
17. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Среди развалин древнего города на прочных столбах установле(1)ы колокола с высече(2)ыми на них подли(3)ыми греческими письменами. В студё(4)ые осенние туманы эти колокола заменяли морякам маяк.
18. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Музыкальный мотив звучит снова и снова и почему-то кажется печальным.
2) В своей жизни я испытал голод и холод и болезни.
3) Каждый день приходила ко мне Зинаида Николаевна и читала французские и русские книги.
4) Подлежащее может быть выражено как именем существительным в именительном падеже так и инфинитивом.
5) Всё застыло в густом безмолвии и даже время будто замерло.
19. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сюжет услышал от кого-то из газетчиков (1) интервьюировавших меня (2) и (3) захотевших растормошить (4) пересказав историю (5) о том, как владелец цирка прогнал безвестного артиста (6) просившего у него руки дочери, а бедняга за годы фанатической работы подготовил сногсшибательный номер (7) в результате провалившийся на публике, которая не оценила сложность исполнения.
20. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Всё ерунда. Ты (1) в комнате сидишь с газетой, безучастный к остальному. Кто (2) говорит, что вороном летишь и серым волком по лесу ночному. Всё ерунда. Ты (3) кажется (4) уснул, ты (5) в сердце все утраты переставил, ты (6) кажется (7) страданья обманул, послушному уму их предоставил… И нет тебя (8) как будто бы (9) меж нас, и бьют часы о том, что поздний час, и радио спокойно говорит, и в коридоре лампочка горит.
(И. А. Бродский)
|
21. Из предложений 8–11 выпишите антонимы (антонимическую пару).
(1)Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, даже не пытаясь понять его. (2)А ребёнок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей, он старается постичь и оценить его. (3)Фразы, неосторожно произнесённые в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определённую картину мира, которая надолго
сохранится в его воображении.
(4)Одна женщина говорит при своём восьмилетнем сыне: «Я скорее жена, нежели мать». (5)Этим, сама того не желая, она, быть может, наносит ему рану, которая будет кровоточить чуть ли не всю его жизнь.
(6)Преувеличение? (7)Не думаю. (8)Пессимистическое представление о мире, сложившееся у ребёнка в детстве, возможно, в дальнейшем изменится к лучшему. (9)Но процесс этот будет протекать мучительно и медленно. (10)Напротив, если родителям удалось в ту пору, когда у ребёнка ещё только пробуждается сознание, внушить ему веру в людей, они тем самым помогли
своим сыновьям или дочерям вырасти счастливыми. (11)Безусловно, различные события могут затем разочаровать тех, у кого было счастливое детство, и раньше или позже они столкнутся с трудностями бытия и жестокостью человеческой натуры. (12)Но, вопреки ожиданию, лучше перенесёт всевозможные невзгоды как раз тот, чьё детство было безмятежно, прошло в
атмосфере любви и доверия к окружающим, было наполнено приятными эмоциями и беззаботным спокойствием.
(13)Мы произносим при детях фразы, которым не придаём значения, но им-то они представляются полными скрытого смысла. (14)И взрослому человеку даже сложно представить, сколько невысказанных опасений, сколько невообразимых понятий начинает роиться в детских головках от этих, казалось бы, незначительных фраз! (15)Я вспоминаю, что, когда мне было лет пять или шесть, в наш городок приехала на гастроли театральная труппа и повсюду были расклеены афиши с названием спектакля «Сюрпризы развода». (16)Я не знал тогда значение слова «развод», но смутное предчувствие подсказывало мне, что
это одно из тех запретных, притягательных и опасных слов, что приоткрывают завесу над тайнами взрослых. (17)И вот в день приезда этой труппы городской парикмахер в приступе ревности несколько раз выстрелил из револьвера в свою жену, причём об этом преступлении, потрясшем весь город, рассказали при мне. (18)Каким образом возникла тогда в моём детском сознании связь между этими двумя фактами, столь далёкими друг от друга? (19)Честно признаться, точно уж не помню. (20)Но ещё очень долго я, несмотря на отсутствие взаимосвязи между этими событиями, думал, что развод − это такое преступление, когда муж убивает свою виновную жену прямо на сцене театра.
(21)Разумеется, и самые чуткие родители не в силах помешать зарождению сверхъестественных представлений и наивных догадок в головах их детей. (22)Ведь давно известно, что жизненный опыт так просто не передаётся и каждый самостоятельно усваивает уроки жизни, какими бы простыми или сложными они ни были. (23)Но остерегайтесь, по крайней мере, сами давать
ребёнку опасную пищу для воображения. (24)Мы избавим своих детей от тяжёлых переживаний, если будем всё время помнить о том, что они обладают обострённым любопытством и гораздо впечатлительнее нас.
(По А. Моруа) *
* Андре Моруа – французский писатель XX века.
22. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«В приведённом фрагменте А. Моруа говорит о сложности понимания детей их родителями. Использование такого тропа, как (А)_______ (в предложении 5), усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл. Серьёзность авторского отношения к проблеме помогает передать употребление такого лексического средства, как
(Б)______ («бытие», «столь», «пища для воображения»). Значимой особенностью данного текста является то, что автор, не используя ни единого обращения к своим читателям, ведёт с ними при этом непрекращающийся, эмоционально насыщенный диалог. Этот эффект обеспечивается различными синтаксическими средствами, среди которых (В)_______ (предложения 3, 14) и (Г)_______ (предложения 8, 10, 11, 14, 21, 23)».
Список терминов:
1) литота
2) книжная лексика
3) вводные слова
4) восклицательные предложения
5) гипербола
6) фразеологизмы
7) ряды однородных членов
8) эпитеты
9) развёрнутая метафора
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
|
|
|
|
Ключ 1 вариант
№ п/п | № задания | Ответ |
1 | 134 | |
2 | 345 | |
3 | наличие | |
4 | технического | |
5 | минорное|грустное|тоскливое|печальное|мрачное|унылое | |
6 | спросонья|послесна | |
7 | стрижёт|стрижет | |
8 | погон | |
9 | 234 | |
10 | 14 | |
11 | 12 | |
12 | 14|41 | |
13 | 25|52 | |
14 | 12|21 | |
15 | 35 | |
16 | 145 | |
17 | 14|41 | |
18 | 45|54 | |
19 | 1467 | |
20 | 3467 | |
21 | раньшепозже|позжераньше | |
22 | 9273 |
Ключ 2 вариант
№ п/п | № задания | Ответ |
1 | 235 | |
2 | 125 | |
3 | огородить|оградить | |
4 | просвещённый|просвещенный | |
5 | потерпела | |
6 | поднимется|вырастет|повысится|увеличится|возрастёт|возрастет | |
7 | молодой|молод | |
8 | раздумий | |
9 | 34 | |
10 | 24 | |
11 | 14 | |
12 | 23|32 | |
13 | 134 | |
14 | 15|51 | |
15 | 1345 | |
16 | 23|32 | |
17 | 12|21 | |
18 | 145 | |
19 | 1235 | |
20 | 1234567 | |
21 | вголовунеприходило | |
22 | 5379 |
Промежуточная аттестация за курс 10 класса 2 вариант
1. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СЛОЖИТЬСЯ. Стать вполне зрелым в духовном и физическом отношении. Вполне сложившийся человек.
2) ЗВУК. Членораздельный элемент человеческой произносимой речи. Глухие и звонкие звуки.
3) ВОЗВОДИТЬ (что к чему). Устанавливать происхождение от чего-нибудь, относить начало, генезис чего-нибудь к чему-нибудь. Глаголицу возводят к греческому курсиву.
4) ПОДОБИЕ. В геометрии тождество формы при различии величины. Подобие двух треугольников.
5) ЯЗЫК. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Древние языки. Французский язык.
Наблюдения над фонетическими сходствами слов-семантических эквивалентов в современных родственных языках помогают выявить тот общий принцип номинации денотата, который мог сложиться в далёком прошлом.
Так, <…>, в названии лиственного дерева со светлым (белым) стволом в современных славянских и германских языках можно, без сомнения, выявить некоторое сходство в последовательности звуков в составе корневой морфемы: русск. берёза, укр. береза, блр. бяроза, нем. (die) Birke, англ. (a) birch, швед. björk(en), норв. bjørk(en), датск. birk(en), также в прибалтийских языках: литовск. béržas, латышск. berzs.
Учёные-этимологи возводят эти звуковые сходства и подобия к индоевропейскому слову *bher — «белый, светлый». Наименование этого дерева связывается этимологически со словами древних языков: готск. вairhts — «ясный», индоевропейск. bhereg — «нечто блестящее, светлое, белеющее».
Таким образом, берёза получила в различных языках своё название по цвету ствола как наиболее отличительному признаку (сравним с турецким названием этого дерева: akagas — «белое дерево»).
(По Ю. П. Солодубу)
2. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) еретИк 2) наделИт 3) пломбИровать 4) цЫган 5) эпИграф
3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.
Предлагаемый студентам дополнительный курс лекций позволит им ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знаниях.
Территорию, находящуюся под местом кладки карниза, в целях безопасности необходимо ОТГОРОДИТЬ.
На сцене появился ПОПУЛЯРНЫЙ исполнитель.
К сожалению, всё больше появляется ПОПУЛИСТСКИХ лозунгов, причём провозглашаются они весьма известными политиками.
4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Старец ПОЧТЕННОГО вида, в мундире, восседал за огромным письменным столом.
Повисла неловкая пауза, очень, впрочем, короткая, потому что тут же все заговорили разом, стараясь её ЗАПОЛНИТЬ.
ВЕКОВЫЕ берёзы выстроились белой колоннадой.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ читатель давно об этом догадался, а я понял только сейчас.
Лицо у него было утомлённое, невыразительное, ЗЕМЛИСТОГО цвета.
5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.
По поводу капитуляции фельдмаршал справедливо замечает: «Капитуляция армии как военного соединения может стать необходимой, если эта армия одержала поражение, если сопротивление стало бесполезным и если выход её из боя не нанесёт непосредственного ущерба военным и политическим интересам страны».
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
он более МОЛОЖЕ после БУДНЕЙ нет СВЕЧЕЙ пять ОЛАДИЙ ИХ тетрадей
8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять АМПЕР СЕМЬЮСТАМИ клумбами нырнуть ГЛУБЖЕ без серьёзных РАЗДУМЬЕВ
он УГРЮМЕЕ всех
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) возг..рание, возр..ст, выск..зать 2) выт..реть, д..агноз, д..ректор
3) г..тический (стиль), гр..мадный, д..кумент 4) д..льнейшая, ж..кет, з..ря
5) неч..саный, обж..ра, ч..порный
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ч..порный (вид), ш..лковый (ковёр), ч..рствый (хлеб)
2) оп..рившиеся (птенцы), вин..грет, накр..нённый (влево)
3) сброш..рованный (экземпляр), (новогодняя) миш..ра, биж..терия
4) облок..титься, ут..пический, (народное) оп..лчение
5) разм..нать, инж..нер, выт..реть (руки)
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..шелец, пр..морский, пр..украсил 2) д..спропорция, д..монтажный, пр..ддверие (праздника)
3) без..сходность, меж..нститутский, двух..мённый 4) ра..торгнутый (договор), не..гибаемость, и..тратить (ресурсы) 5) пред..явленное (обвинение), суб..ективность, в..юга
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) беспр..страстный, пр..вышение (скорости), пр..града; 2) бе..грамотный, чре..мерный, во..звание;
3) р..сположившийся, пон..слышке; р..звал 4) с..ехидничать, уст..е, в..юга
5) неп..ладки, н..вьючить, п..лагать.
13. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) звоноч..к, ослаб..вать 2) щетин..стая (борода), заноч..вавший
3) предприимч..вый, раска..ваться 4) образц..вое (поведение), горяч.. (спорить)
5) натри..вый, удушл..вый (запах)
14. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) усидч..вый, переменч..вый 2) отстёг..вавший, глянц..вый
3) щегол..ватый, находч..вый 4) прислуш..ваться, гор..вать
5) заносч..вый, отапл..ваемый
15. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) выковыр..нный, осме..нный (толпой) 2) высп..мся, неприемл..мый
3) почу..шь (опасность), (тряпка) истле..т 4) надыш..мся, разрумян..вшийся
5) ненавид..вший, раска..шься (в грехах)
16. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) стащ..т (кошка), (лиса) разоря..т 2) паш..т (пахарь), стел..т (мама)
3) (если) напиш..те, (когда) подним..те 4) дыш..т (они), щекоч..т (они)
5) (она) тревож..т, очищ..нная
17. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
На автопортрете художник изображён в изыска(1)ом плаще, лицо спокойно и увере(2)о, усы и бородка тщательно причёса(3)ы.
18. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно оставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Грязной заросшей травой тропинкой они обошли застоялую лужу под кустом лозы и сразу за поворотом увидели сельские постройки.
2) Мне всё это снится или это происходит на самом деле?
3) Ему уже было за сто и был он человек либо чрезвычайно скромный либо замкнутый и не сообщал о себе ничего, кроме адреса.
4) Лава мощно обрушилась на дом и кузницу сломала ствол тополя и мрачной и пыльной тучей накрыла всю улицу.
5) На месте товарищей с телевидения Марлен Михайлович активно привлекал бы в свою сеть такие лица не только по агитационным соображениям но и ради глубоких исторических сдвигов в стране.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Математика (1) зародившаяся в Древней Греции (2) имеет двух «родителей» – логику и геометрию, поэтому (3) не разобравшись (4) в природе «родителей» (5) её суть невозможно понять.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
«Вот, Лизанька (1) Бог дал и женишка! А вы её (2) мой милый (3) берегите: Ребёнок ведь! Немножечко дика, Неопытна — на нас уж не взыщите». А мне её отец: «Вы старика Утешьте, вы и ей не откажите: Мы с Лизою решили вас просить С крестовым братом шаферами быть. Ты (4) Лизанька (5) уж попроси сама, Вы (6) кажется (7) друг другу не чужие, Старинной дружбой связаны дома, А с крёстным братом (8) даже (9) и родные». (А. А. Фет)
|
21. Из предложений 1–4 выпишите фразеологизм.
(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и раньше садился в ванну, и многие до него делали то же самое. (3)Но до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он удивился — он задумался. (6)А когда он задумался – он открыл великую тайну природы.
(7)Может быть, всё это происходило и не так. (8)Но факт остаётся фактом: закон Архимеда существует, и те, кто получает «двойки» за незнание его, могут это подтвердить.
(9)Мне кажется, что все открытия происходят оттого, что люди неравнодушны. (10)Что они умеют удивляться.
(11)Скажем, сидел себе Ньютон в саду. (12)Смотрит — упало яблоко. (13)Ну, упало и упало. (14)Подыми и съешь. (15)Никого не удивляло это никогда. (16)А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» (17)Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.
(18)Конечно, всё это гораздо сложнее. (19)Всё это требовало огромного труда, огромных знаний. (20)Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно. (21)И потом я хочу сказать, что, если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.
(22)Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. (23)Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. (24)Они не умели бы выращивать хлеб, летать в космос. (25)И, кроме того, они не умели бы создавать музыку, сочинять стихи, рисовать картины.
(26)Вот идёт в лесу человек. (27)Слышит: поют птицы. (28)Ну, поют и поют, эка невидаль! (29)А иной удивится: очень необыкновенно и сладко поют. (30)И задумается...
(31)А другой человек удивится краскам и цветам природы. (32)И начнёт сам пробовать сочетать эти краски. (33)Получается картина.
(34)Третий, слушая человеческую речь, вникая в разговоры людей, вдруг удивится, как увлекательно и точно или, наоборот, нудно и неверно люди излагают свои мысли. (35)И сам начинает думать над словами, пробовать их в разных сочетаниях, строить из них предложения, примерять к действительности, искать самые точные и нужные слова.
(36)Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. (37)Они смотрят на мир как-то однобоко: чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? (38)У них явные расхождения с Ньютоном. (39)Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. (40)Они берут волшебный ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал. (41)Они цветами корову накормят, птицу и перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимания на то, о чём болтают.
(42)Очень скучные люди. (43)Прямо жалко их и даже как-то стыдно за них.
(44)А ты попробуй удивиться. (45)Всё в этом мире непросто. (46)Всё находится во взаимосвязи. (47)Поэтому существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки. (48)Поэтому существуют мечты и реальность.
(49)Поэтому существуют дружба и борьба. (50)И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи.
(51)И поэтому люди бывают счастливы.
(52)Жизнь удивительна. (53)И люди тоже удивительны. (54)И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.
(по Л.И. Лиходееву*)
* Леонид Израилевич Лиходеев (1921–1994) – русский писатель, автор очерков, фельетонов, романа-эпопеи «Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала».
22. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Представленный текст — это гимн автора человеческому умению удивляться. Автор сплетает в единое целое сказку, основанную на способности удивляться, и науку, которая, казалось бы, далека от
фантазий и наивных догадок. Он стремится пробудить в читателе интерес к познанию и каждодневным открытиям. Избегая тяжеловесной назидательности, Л. И. Лиходеев обращается к своему читателю как
к другу, равному собеседнику, и это отражается на художественном своеобразии текста.
На синтаксическом уровне стоит отметить весьма часто используемое автором средство – (А)_____________ (предложения 17, 24, 50). Атмосферу непринуждённой беседы поддерживает и такой приём, как (Б)_______ (предложения 9–10). На протяжении всего текста Л. И. Лиходеев применяет такой приём, как (В)__________ ("когда он" в предложениях 5, 6). А понять мысль автора помогает троп (Г)_______ (предложения 37–39)».
Список терминов:
1) фразеологизмы
2) антитеза
3) парцелляция
4) эпифора
5) ряды однородных членов предложения
6) риторические обращения
7) лексический повтор
8) литота
9) ирония
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Промежуточная аттестация за курс 10 класса 3 вариант
1. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Формулировка, раскрывающая содержание понятия (научн.). Дайте определение гипотенузы.
2) КОНТАКТ. Соприкосновение, соединение. Между клеммами есть контакт.
3) ПРИМЕР. Образец для подражания. Показать пример. Бери пример с отца.
4) ТРАДИЦИЯ. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Воинские традиции.
5) СПОСОБ. Возможность, средство, реальные условия для осуществления чего-либо. Способ улучшить успеваемость.
Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда члены одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то […], что их удивляет, а иногда и шокирует, — это нормы отношений, принятые в другом этносе. Примеров этому множество.
Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались, например, арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и, разумеется, вовсе ими не тяготился. Причину этого Л. Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения.
2. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) зАняло 2) прибЫть 3) сливОвый 4) нОвостей 5) прожИвший
3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Самый обычный обед можно превратить в ПРАЗДНЫЙ, если правильно украсить стол.
Предварительное изучение ЛЕДОВОЙ обстановки в северных морях помогает избежать многих проблем в районе Крайнего Севера.
За годы пребывания в Италии композитор создал ряд оперных произведений, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей большой успех.
ОТБОРОЧНЫЙ тур чемпионата Европы по футболу прошёл в столице Великобритании — родине этого вида спорта.
В ПРОДУКТОВОЙ корзине жителя современного мегаполиса обязательно должны быть овощи и фрукты.
4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В мире не счесть мастеров-виртуозов, АРТИСТИЧНО владеющих рисунком, живописью, композицией и создающих великолепные полотна.
Каждый вечер после спектакля у АРТИСТИЧЕСКОГО подъезда толпятся группы поклонниц в ожидании своего кумира.
В БЕДСТВЕННОМ положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира.
Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ взгляды лидера партии были хорошо известны.
5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.
Дмитрий Ильич чуть не заплакал от бессильного раздражения, раскричался, плюнул и ушёл, потом велел запрячь лошадь и, сказав, что он вымывает руки и не притронется больше ни к чему, уехал к Павлу Ивановичу на заседание Общества.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Маршрут движения автобуса с тех пор не менялся.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
среди известных ГРУЗИН ЛЯГТЕ на диван ИХ дети пять БЛЮДЦЕВ
больше ПЯТИДЕСЯТИ рублей
8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
дожить до ДЕВЯНОСТА лет ГЛУБОЧАЙШЕЕ озеро стоять около РОЯЛИ вязаные СВИТЕРЫ
коробка КОНСЕРВОВ
|
|
|
|
|
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) прим..чательный, выч..тание, непон..мание 2) сб..регать, обн..мать, зам..реть
3) проск..чить, пол..жение, р..сток 4) вып..рающий, ст..мулировать, зан..мательный
5) п..риод, выб..рать, выч..т
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пл..вник, п..ркет, вл..жения 2) г..рняцкий, погл..щение, об..няние
3) прид..ржать, амн..стировать, ид..ологический 4) ч..столюбие, выч..тание, зан..мательный
5) отв..рить (дверь), подск..чить, зак..снелый
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. пр..обретение, пр..градить, пр..интересный; 2. не..держанность, бе..человечный ,в..ходы;
3. з..ночевать, нен..глядный, пр..бабушка; 4. об..ективный, доб..ётся, из..ян;
5. о..цвести, пре..сказание, о..вёртка.
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена дна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..шелец, (молодой) пр..емник, пр..дирчивый 2) ра..двоение, во..двигнуть, и..подтишка
3) супер..нтересный, сверх..мпульсивный, вз..мать 4) пр..гульщик, с..жаление, от..двинуть
5) п..янящий (аромат), кур..ёз, меж..ярусный
13. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) запечатл..вать, здоровь..це
2) попроб..вать, издавн..
3) объезд..ик, дрессиров..ик
4) картофел..на, навязч..вый
5) стар..нький, им..нной (список)
14. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) масл..це, кресл..це;
2) виш..нка, баш..нка
3) рассчит..вать, завид…вать
4) продл..вать, увещ..вать
5) обеспамят..ть, обезоруж..ть
15. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) скоропорт..щиеся, донос..тся (звуки) 2) перелов..т (рыбаки), мо..щиеся
3) дорогосто..щая, выкрикива..щая 4) посыла..мый, наруша..т (водитель)
5) оклеива..мый, (верхушка дерева) спил..тся
16. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) располож..нная, замета..мая
2) верт..тся, сожале..т
3) плыв..т (баржи), вид..т (глаза)
4) терп..щие, кол..щие
5) вынес..нный, страда..т (он)
17. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.
Переложе(1)ые мешочками с горькой полынью лежали в сундуке короткие суко(2)ые штаны с кожа(3)ыми шнурами под колено; двубортные шерстя(4)ые жилеты с костя(5)ыми, металлическими и стекля(6)ыми пуговицами; пышные бумазейные чепцы с кружевной оторочкой и дли(7)ющими лентами; расшитые монастырскими труже(8)ицами шёлковые шали.
18. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М. Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А. М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.
2) Многие полотна И. К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
3) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей качелей.
4) С поэтами-декабристами композитора А. А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
5) В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.
20. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Но (1) господа (2) забавный случай сей Другой пример (3) на память (4) мне приводит: Ведь (5) каждый день пред нами солнце ходит (6) Однако ж (7) прав упрямый Галилей.
(А. С. Пушкин)
|
21. Из предложений 8–18 выпишите один фразеологизм.
— (1)Танки пошли, лейтенант! — крикнул Щербак. (2)Саня Малешкин даже не успел сообразить, что ему делать, как в наушниках раздался отрывистый и совершенно незнакомый голос комбата: «Вперёд!»
— (3)Вперёд! — закричал Саня и прилип к панораме.
(4)Внезапно справа и слева захлопали пушки. (5)Выстрелы звучали резко и сухо, как будто где-то поблизости кололи дрова. (6)Танк лейтенанта Доронина тоже начал стрелять. (7)Саня приказал Щербаку отъехать в сторону и открыть огонь.
(8)Саня, в сущности, плохо понимал, что происходит. (9)Комбат приказал не вырываться вперёд и двигаться за танками в ста метрах. (10)Щербак же повис на хвосте впереди идущей машины. (11)Тридцатьчетвёрка шла зигзагами, стреляя на ходу. (12)За ней тоже зигзагами вёл самоходку Щербак. (13)Саня не видел поля боя: мешала тридцатьчетвёрка. (14)Он приказал Щербаку отстать или свернуть в сторону. (15)Щербак, не ответив, продолжал плестись за танком.
(16)Вдруг суматошно закричали солдаты-десантники. (17)Саня метнулся к люку: автоматчики скатывались с машин. (18)Перед самоходкой на одной гусенице вертелся танк. (19)Механик-водитель пытался вывалиться из люка, но за что-то зацепился, повис и тоже вертелся вместе с машиной и дико кричал. (20)Из башни вырвался острый язык огня, окаймлённый чёрной бахромой, и танк заволокло густым смолистым дымом. (21)Ветер подхватил дым и тёмным лохматым облаком потащил по снегу в село.
«(22)Что же я стою? (23)Сейчас и нас так же... — мелькнуло в голове Малешкина. — (24)Надо двигаться...»
— (25)Вперёд, Щербак!
(26)Щербак повернулся к Малешкину. (27)Саня не узнал своего водителя. (28)У него в эту минуту лицо было без кровинки, словно высеченное из белого камня.
— (29)Вперёд, Гриша! (30)Вперёд, милый! (31)Нельзя стоять! — упрашивал Саня.
(32)Щербак не пошевелился. (33)Малешкин вытащил из кобуры пистолет.
— (34)Вперёд, гад, сволочь, трус! — кричали на водителя наводчик с заряжающим.
(35)Щербак смотрел в дуло пистолета, и страха на его лице не было. (36)Он просто не понимал, чего от него хотят. (37)Саня выскочил из машины, подбежал к переднему люку и спокойно приказал:
— Заводи, Щербак.
(38)Щербак послушно завёл. (39)Саня, пятясь, поманил его на себя. (40)Самоходка двинулась.
— (41)За мной! — закричал младший лейтенант Малешкин и, подняв пистолет, побежал по снегу к селу.
(42)В эту минуту Саня даже не подумал, что его легко и так просто могут убить. (43)Одна мысль сверлила его мозг: «Пока горит танк, пока дым — вперёд, вперёд».
(44)В небо взлетела зелёная ракета — танки повернули назад. (45)Малешкин не видел этой ракеты. (46)Он бежал не оглядываясь. (47)Он видел только село. (48)Там фашисты... (49)Их надо выбить! (50)Таков был приказ. (51)И он этот приказ выполнял.
(52)Пригнувшись, он бежал и бежал. (53)Бежать по присыпанной снегом пашне было очень тяжело. (54)Ломило спину, рубашка прилипла к телу, пот заливал глаза. (55)«Только бы не упасть, только бы не упасть». (56)Он оглянулся. (57)Самоходка наступала ему на пятки. (58)Саня побежал быстрее.
— (59)Лейтенант, лейтенант! — услышал он голос Щербака. — (60)Садись, я сам поеду. (61)Теперь не страшно.
…(62)Закончился бой. (63)Горели вражеские танки. (64)Полковник Дей слез с танка и ехидно спросил:
— А почему вы, Малешкин, в село впереди машины бежали?
(65)Саня не знал, что ответить. (66)Сказать правду — значит с головой выдать Щербака. (67)Полковник Дей в ожидании ответа с любопытством разглядывал Малешкина.
(68)Саня поднял на полковника глаза и виновато улыбнулся:
— Очень замёрз, товарищ полковник, вот и побежал, чтоб согреться.
(69)Поверил ли словам Малешкина Дей, трудно сказать. (70)Только вряд ли. (71)Он повернулся к Беззубцеву и скрипучим, железным голосом приказал:
— Комбат, доложите в свой штаб, чтобы Малешкина представили к Герою, а экипаж — к орденам. — (72)И, уловив в глазах комбата удивление, ещё жёстче проскрипел:
— Да, именно к Герою. (73)Если б не Малешкин, кто знает, чем бы всё это кончилось!
(74)Полковник Дей резко повернулся и пошёл своей прыгающей, птичьей походкой.
(По В. А. Курочкину*)
* Виктор Александрович Курочкин (1923—1976) — русский советский писатель.
22. «Обстановку на поле боя и чувства участников событий, описанных в тексте, Виктору Курочкину помогает передать троп — (А)__________ (в предложениях 5, 21, 28) и лексическое средство выразительности — (Б)__________ («наступала… на пятки» в предложении 57). Накал чувств персонажей и устремления главного героя в кульминационный момент сражения передают синтаксическое средство выразительности — (В)__________ (в предложениях 30, 34) и приём — (Г)__________ («вперёд» в предложении 43, «бежал» в предложении 52)».
Список терминов:
1) синонимы
2) сравнение
3) вопросительные предложения
4) профессиональная лексика
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) вводные слова
9) обращение
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Ключ 3 вариант
№ п/п | № задания | Ответ |
145 | ||
125 | ||
праздничный | ||
демократичное | ||
умывает | ||
движения | ||
блюдец | ||
рояля | ||
34 | ||
25 | ||
23|32 | ||
34 | ||
45 | ||
124 | ||
14|41 | ||
15|51 | ||
1267 | ||
14|41 | ||
4 | ||
126 | ||
всущности|повиснахвосте | ||
2596 |