12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Домнина Валентина Владимировна1284
учитель начальных классов МКОУ "Павлохуторская СШ№12" ,образование средне-специальное,1 категория
Россия, Тульская обл., Ефремовский район,с.Павло-Хутор
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
17

Урок-игра «Прощание с Азбукой»



МКОУ «Павлохуторская СШ №12»

с.Павло-Хутор, Ефремовский район, Тульская область

Урок-игра

«Прощание с Азбукой»


 

Составила учитель

начальных классов 1 категории

Домнина В.В.


 


 


 


 

с. Павло-Хутор

январь, 2018 г.

Тема урока: «Прощание с «Азбукой»»

Задачи: закрепить у учащихся знание алфавита (последова­тельность букв, их правильные названия), знания о произнесении букв; поддерживать интерес и воспитывать любовь к русскому языку.

Обучение УУД: умение выступать перед другими, участвовать в коллективной деятельности.

Форма урока: урок-праздник.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход урока

I. Орг. момент:

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

II. Целеполагание.

Буквы- значки, как бойцы на парад,

В четком порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется все – алфавит.

-Исходя из темы урока, какие цели мы можем себе поставить?

Сегодня у нас праздник — прощание с «Азбукой». Окончание первой учебной книги — Азбуки — важный момент в жизни первоклассников. волшебный ключик в Страну мудрецов. Слайд 1

III. Актуализация знаний.

Входят Азбука, Букварь и Алфавит.

Азбука. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я — Азбука. Ведь мы так много времени провели вместе. Вместе азбуку учили, вместе буквы склады­вали и читали. А это — мои родные братья Букварь и Алфавит, сегодня мы вместе с ними пришли к вам в гости.

Букварь и Алфавит. Привет, первоклассники!

Букварь. А вы знаете, ребята, что Алфавит и Азбука означают одно и то же. Почему же названия у них разные? Давай­те послушаем.

Алфавит. Мое имя появилось очень давно. В ста­родавние времена люди писали не буквами, а картинками. Например, египтяне составляли це­лые послания в картинках. Потом их заменили значками. Наши буквы —- тоже картинки, толь­ко до неузнаваемости измененные.

Буква А, например, похожа на переверну­тую вниз рогами голову быка. Бык на языке древних воинствующих народов Аравии назы­вался алеф.

Вторая буква алфавита была похо­жа на дом. Дом назывался бет. Алефбет — это название состоит как бы из двух первых букв древней азбуки. Во время своих путешествий из языка в язык.

Слово алефбет все время изменя­лось и дошло до нас как алфавит.

Азбука. А мое имя родилось в России. Азбука — переведенное на русский язык слово алфавит. По-древнерусски первая буква алфавита назы­вается аз, вторая — буки. Вот и получилось: аз-буки, или азбука. А слово букварь означает собрание букв, равно как словарь — собрание слов.

Азбука, конечно, не сама к нам пришла. Тому, что она появилась на Руси, мы обязаны двум болгарским монахам, двум братьям — Кириллу и Мефодию. Они были учеными людь­ми, философами. Именно они и составили сла­вянскую азбуку, которой мы пользуемся до сих пор.

Букварь: А сейчас немного истории.

«Азбука» Ивана Федорова (слайд 2)

Первый букварь печатник выпустил в 1574 году во Львове. «Ради скорого младенческого научения», — написано от составителя. Алфавит расположен в прямом, обратном порядке и вразбивку. 40 листов по 15 строчек на каждой страничке написаны на старославянском с черным орнаментом из сплетенных листьев, бутонов, цветов и шишек.

«Букварь языка словенска» Василия Бурцова(слайд 3)

Первое пособие по обучению грамоте в Москве было выпущено в 1634 году. Оно сменило в этом деле Псалтырь. Автором стал «подъячий азбучного дела» Московского печатного двора Василий Бурцов. Печатник собрал под одной обложкой алфавит, слоги, тексты для чтения, названия чисел и знаков препинания. Книга учит грамматике и орфографии.

Во второй части собраны молитвы и притчи царя Соломона. Книга стала основным пособием по обучению грамоте в центре России. Первая картинка на школьную тему в букваре — все как в дореволюционной школе: учитель наказывает ученика розгами.

«Букварь» Кариона Истомина (слайд 4)

Первая иллюстрированная русская азбука с витиеватым названием: «Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских со образованиями вещей и со нравоучительными стихами: Во славу Всетворца Господа Бога и в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии и всех святых». Первые экземпляры издатель и учитель детей царской фамилии Карион Истомин преподнес матери Петра Великого — царице Наталии Кирилловне — для внука ее царевича Алексея. Оформление сообразно статусу — рукописная книга расписана золотом и красками.

«Азбука» Льва Толстого(слайд 5)

Больше чем азбука. Не только знакомство с алфавитом, но и нравоучительные истории для чтения, обучение счету, рассказы по истории, природоведению, о жизни в экзотических странах. Классик изначально не намеревался ограничиваться лишь «буквосложением», стремился сделать учебное пособие для «маленьких мужичков» интересным. Проверял, насколько понятно изложен материал, — в домашней школе. Тридцать учеников постигали азы грамоты под руководством Толстого, супруги его Софьи Андреевны и старших детей. Детские рассказы Льва Николаевича — неотъемлемая часть детских хрестоматий. Вот уже какое поколение «маленьких мужичков» проливает слезы над историей льва и собачки и переживает за Филипка.

«Азбука в картинах» Александра Бенуа (слайд 6)

Александр Бенуа — русский художник, историк искусства, иллюстратор с мировым именем, оставил в своей азбуке лишь буквы и несколько слов, наполнив детскую книгу неподражаемыми образами.

Вместе с маленьким читателем по азбуке путешествует арап Иакинф — так и ведется повествование от первой буквы «а» до ижицы. «Я выучился читать и писать по-русски», — заключает в конце книги главный герой. В 1904 году свет увидела «Азбука в картинках», при создании которой Бенуа выступал одновременно и в роли автора замысла, и как иллюстратор и оформитель.

III. Работа по теме урока

Азбука. Сегодня, ребята, мы прощаемся с вами. Одо­лев Азбуку, вы сможете теперь читать любые другие книж­ки. Но перед тем как проститься, мы с вами поиграем. Правда, Алфавит и Букварь? Вы готовы к нашей забавной сегодняшней игре?

Букварь. Да. Но я не могу продолжать праздник без своих помощников.

Алфавит. А кто они?

Букварь. Сейчас увидите.

Эй, помощники, друзья,

Выходите все сюда.

Входят карандаш, ручка, тетрадь и вместе говорят:

Добрый день, дорогие ребята и гости!

Карандаш. Я - другой приятель ваш -

Проворный черный карандаш.

В тетрадях палочек ряды –

Мои упорные труды.

Чем вы со мной дружнее,

Тем палочки ровнее.

Ручка. Кто дружить со мной готов,

Тот не пожалеет,

Сколько он хороших слов.

Написать сумеет.

Тетрадь. У меня обложка синяя,

На любой странице линии,

Чтоб помочь ученик.

Ровно вывести строку.

Вместе. Загадаем вам загадки,

Отгадайте их, ребятки.

Карандаш. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Правильно, это книга - источник знаний.

Ручка. Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там дорогу проведет. (Карандаш)

Карандаш. Верно! Это я - приятель ваш –

Проворный черный карандаш.

Тетрадь. Черные, кривые,

От рождения все немые,

Станут в ряд -

Сейчас заговорят. (Буквы)

Алфавит Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишком.

А для тебя они ключи

Ко всем хорошим книжкам.

Азбука, от А до Я, смирно!

Гласные?

Гласные буквы: Здесь!

Алфавит. Согласные?

Согласные буквы. Здесь!

Букварь. Буквы, которые не обозначают звуков, здесь?

Ъ и Ь: Здесь!

Азбука: Буквы-значки, как бойцы на парад, в четком по­рядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит и называет­ся все...

Дети. Алфавит!

Выходят «буквы». Инсценируется стихотворение С. Маршака «Про все на свете».

А: Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

Б: Бегемот разинул рот.

Булки просит бегемот.

В: Воробей влетел в окно

Воровать у нас пшено.

Г: Гриб растет среди дорожки,

Г олова на тонкой ножке.

Д: Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

Е и Ё: Ель на ёжика похожа,

Ёж в иголках, ёлка тоже.

Ж: Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

3:Звезды видели мы днем
За рекою над кремлем.

И: Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

К: Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

Л: Лодки по морю плывут,

Люди веслами гребут.

М: Мед в лесу медведь нашел,

Мало меда, много пчел.

Н: Носорог бодает рогом,

Не шутите с носорогом!

О: Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он осел!

П: Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

Р: Роет землю старый крот,

Разрыхляет огород.

С: Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

Т: Таракан живет за печкой,

То-то теплое местечко!

У: Ученик учил уроки,

У него в чернилах щеки.

Ф: Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

X: Ходит по лесу хорек –

Хищный маленький зверек.

Ц: Цапля важная, носатая,

Целый день стоит, как статуя.

Ч: Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для вас.

Ш: Школьник, школьник, ты силач,

Шар земной несешь, как мяч.

Щ: Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Э: Эта кнопка и шнурок –

Электрический звонок.

Ю: Юнга - будущий матрос,

Юных рыбок нам привез.

Я: Ягод нет кислее клюквы...

В с е. Я на память знаю буквы!

Под музыку «буквы» уходят.

IV.Закрепление изученного.

Азбука. Давайте проведем небольшое соревнование, про­верим, как дети знают Азбуку. В соревновании уча­ствуют две команды — дети, которые сидят на первом ряду – первая команда , и дети, которые сидят на втором - вторая .

Букварь. Только, сестрица Азбука, не забывай, что ре­бята совсем недавно научились читать. Давай договоримся так — если вопрос покажется для них слишком сложным, пусть им поможет учитель.

Азбука. Я согласна. Команды, готовы?

Ребята, хоро­шо ли вы знаете буквы? Тогда на каждую букву, предложен­ную мной, вы должны будете назвать какого-нибудь сказоч­ного героя, чье имя начинается с этой буквы.

Букварь. Первая команда называет сказочных героев на букву «А».

( Алеша Попович, Аленушка, Арлекин, Алладин, Айболит, Лиса Алиса, Али-Баба, , Артемон.)

Ребята отвечают. Если возникают зат­руднения, Азбука и Букварь подсказывают наводящими воп­росами.

Азбука. Вторая команда называет героев, чьи имена начинаются с буквы «Б».

(Буратино, Бармалей, Бременские музыканты, Белоснежка, кот Базилио, Баба-Яга, Барабашка, Балда.)

Букварь. Как здорово ребята знают буквы!

Азбука. И сказочных героев! Первый конкурс. «Составь пословицы».

Дидактическая игра

-Что мы можем составить из слов?

-По карточкам составьте предложения. Подберите подходящую часть по смыслу. Дети получают конверты, в которых лежат разрозненные слова. Из них надо составить пословицу.

-Как называют эти предложения (пословицы)

-О чем эти пословицы?

-Давайте проверим. (Слайд № 7)

Без дела жить — только небо коптить.

Без учения нет победы,

Знайка дорожкой бежит,а незнайка на печи лежит.

Испокон века книга растит человека.

Недочитанная книга — что непройденный путь.

Пишут не пером, а умом.

Умел ошибаться, умей и поправляться

Букварь. Второй конкурс. Отгадайте имена сказочных персонажей.

Не доглядела за братом сестра,
И долго искала мальчишку она.
Помогла ей волшебная речка,
Пирожков испекла русская печка.
От птиц под яблоней укрылись дети.
Что за птицы были эти?
Гуси-лебеди (слайд 8)

Он командует печи:
«Ну-ка во дворец ты мчи!»
Кто сидит верхом на ней?
Имя назови скорей.
Емеля. (слайд 9)

Он румяный и душистый,
Круглый, мягкий, золотистый.
Но попался, дурачок,
Он лисе на язычок.
Колобок. (слайд 10)

Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос?
Буратино (слайд 11)

Он — любитель чистоты.
Умывался ль утром ты?
Если — нет, тогда приказ
Даст мочалкам он тотчас,
Грозный строгий командир
Умывальник …
Мойдодыр (слайд 12)

Алфавит. Молодцы, ребята. Всех героев книжек знае­те! Я думаю, вам раньше читали их и мамы и папы, а скоро вы сами сможете прочитать много-много замечательных дет­ских книжек. Но внимание — следующий конкурс. Назови­те мне зверя невиданного, ушастого-ушастого, зубастого-зубастого, потому что ест он жесткую морковь, и задние ноги у него длинные-предлинные.

Азбука. В общем ужасное чудовище.

Букварь. Плюс ко всему — огнедышащее.

Алфавит. Букварь, не путай ребят. Нет, не огнедышащее. А вот зато он умеет цвет менять с серого на белый и наобо­рот. Об этом звере много книжек написано.

Азбука. И даже много мультфильмов снято. Кто же это, ребята? (Заяц.)

Букварь. А вот мой вопрос — к следующей команде. У ка­кого зверя голос нежный, лапки бархатные-мягкие, но есть у него и страшные когти, которые он умело прячет в бархат­ных лапках. Сам он полосатый, хвостатый.

Алфавит: И трехголовый. Страшилище сказочное.

Азбука. Не мешай, Алфавит, дай ребятам подумать.

Алфавит: А чего тут думать. Вы узнали о ком речь, ребята? Тогда я подскажу — зверь этот любит с бантиком играть и мышей ловить. (Кот.)

Букварь. Наверное, наши ребята, когда вырастут, ста­нут очень учеными людьми — смотрите, и зверей они ловко угадывают.

V.Физминутка

VI. Закрепление изученного

Букварь. На уроках обучения грамоте вы познакомились с мно­гозначными словами. Найдите такие слова в стихах.

Азбука. Бросил палку кверху Мишка

Падай в шапку с ели, шишка!

Шишка хлоп по голове

- Сразу шишек стал две. (слайд 13)

Дети называют слово «шишка» и определяют два его значения: шишка ели и шишка на голове.

Алфавит: Не жалейте пятачка, -

Говорит корова

- Вы купите молочка

- Вкусного, парного!

Поросята тут как тут:

Нам по целой кружке!

Пятачки свои суют

Маленькие хрюшки. (слайд 14)

Дети называют, какие значения имеет слово «пятачок».

Азбука. Слова, которые пишутся и произносятся одинаково, а называют разные предметы мы ещё назы­ваем словами-близнецами. Помните их?

(Дети называют: лук,коса лисички.)(слайды 15,16,17)

Найдите такие слова в рассказе Сладкова «Овсянка».

Два ученика инсценируют рассказ.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! - добавил Сашка.

- И я люблю! - сказал Матвей.

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как это с молоком? - удивился Сашка.

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?! - всплеснул руками Сашка.

- Как это про что? Про овсянку! - ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?! - изумился Матвей.

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что-ли? - рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне, мою овсянку слушать!

- Айда! - согласился Матвей, - а потом ко мне - мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

Азбука. Почему мальчики долго не понимали друг друга?

Учащиеся. Мальчики говорили о разных предметах: об овсянке - каше и об овсянке - птице. ( слайд 18)

VIII. Рефлексия.

Молодцы! Вы честно справились со всеми заданиями.

IX. Подведение итогов. Награждение команд.

Букварь: Вы прочли «Азбуку» от корки до корки,

Вам по чтению – пятёрки!

Позади нелегкий труд

Слогового чтения...

И теперь без передышки,

Вы прочтете любые книжки...

Алфавит: Так что в путь, дружок! Не робей!

Не грусти! Не жалей,

Что закончил «Азбуку».

Я желаю всем вам

Унестись в эту неведомую даль,

Научиться дружить...

И в беде помогать,

И решительными быть.

Лиза. Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

И учитель учит нас.

Ель, то-пор, ло-па-та, ру-ки.

В каждом слове слышишь звуки.

Кирилл. Звуки эти разные - гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке сестренку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Настя. А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

ССС - змеиный слышен свист,

ШШШ - шуршит опавший лист,

ЖЖЖ - шмели в лесу жужжат,

РРР - моторы тарахтят.

Диана. Дружат гласная с согласной,

Составляют вместе слог.

МА и ША, а вместе МАША К нам явилась на урок.

Мы знаем буквы, знаем слоги,

Умеем говорить, читать,

И постепенно, понемногу

Мы научились все считать.

Исполняют песню» Азбука»

Азбука:

Ну, вот и пора прощаться.

Алфавит: Подожди, Азбука! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения?

Азбука: Мне очень приятно сегодня видеть вас и слышать, как вы правильно отвечаете на вопросы, а, значит, вы хорошо потрудились, изучая мои страницы. Сегодня день нашего расставания, но не грустите, ведь все интересное еще впереди. Сегодня вы познакомитесь с моей родной сестрой Книгой для чтения. Изучайте её так же старательно, относитесь к её страницам бережно. 

Выходит Книга Литературное чтение (слайд 19)

Литературное чтение: Вам моё почтение

Я – книга для чтения,

Полистай мои страницы; 

Здесь стихи и небылицы

Букварь. Вы честно справились со всеми заданиями. И, конечно, за свой труд заслужили дипломы об окончании «Азбуки».

Вручаются дипломы.


 


 


 

Использумая литература:

Азбука от А до Я: иллюстрированное учебно-методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель. Минск: Асар, 2004.

Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 1 кл. М.: Рос- мэн, 2002.

Ковалько В.И. Школа физкультминуток. М.: Вако, 2010.

Кутявина С. В. Писатели в учебной литературе (Школьный словарик). М.: Вако, 2011.

Львов М.В. Методика развития речи младших школьников. М.: ACT; Астрель, 2003.

Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. 1 кл. М.: Вако, 2010.

ОбуховаЛ.А., Жиренко О.Е., Дубинина И.В., Лукина Т.М. Как хорошо уметь читать: книга для чтения в период обучения грамо­те. 3-е изд., перераб. и доп. Воронеж, 2009.

Обухова Л.А., Жиренко О.Е., Шестопалова Е.А. Работа со словарными словами в начальной школе. Воронеж, 2008.

Обучение грамоте детей. Планы занятий / Сост. Г.Ф. Мар- цинкевич. Калач-на-Дону, 2000.

Полная хрестоматия для начальной школы. 1 класс. М.: Эксмо, 2002.

Светловская Н.Н. Внеклассное чтение в 1 кл. М.: Просве­щение, 1973.

СухинИ.Г., Яценко И.Ф. Азбучные игры. 1 кл. М.: Вако, 2011.

Астрель, 2000.Я иду на урок в начальную школу. Чтение: книга для учи­теля. М., 2000.

Кувашова Н.Г. Праздники в начальной школе – 2. Волгоград. 2002 г.

Используемые интернет –ресурсы:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/03/25/proshchanie-s-azbukoy-urok-igra-umniki-i-umnitsy

https://infourok.ru/urok-igra-proschanie-s-azbukoy-725582.html

https://www.culture.ru/materials/149179/az-buki-vedi-na-detskom-yazyke

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/04/29/zagadki-pro-bukvy-russkogo-alfavita

http://easyen.ru/load/scenarii_prazdnikov/raznye/proshhanie_s_azbukoj/288-1-0-42253

http://prazdnovik.ru/zagadki-pro-geroev-russkix-narodnyx-skazok.html


Азбука
PPTX / 2.62 Мб

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Карине Рафаеловна, 25.02.18 в 14:37 1Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам за урок!
Домнина Валентина Владимировна, 25.02.18 в 15:33 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв! Творческих успехов Вам!
Кияйкина Наталья Федоровна, 13.06.18 в 21:28 1Ответить Пожаловаться
Интересный материал!!! Благодарю!
Домнина Валентина Владимировна, 17.06.18 в 07:59 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий, творческих Вам успехов!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.