12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тарасова Светлана Петровна55

МАОУ СОШ №30 г. Тамбова

Предмет: литературное чтение

УМК «Школа 2100» 1 класс

План - конспект урока «Прощание с Букварём».

Составила учитель начальных классов Тарасова С.П.

 

2018


 


 

Цель: обобщить изученный материал.

Задачи: 1. Повторение материала о звуках и буквах русского языка, о слове и предложении.

2. Развитие речевых умений и навыков.

3. Воспитание интереса к изучению литературы, любви к родному языку.

УУД:

Познавательные:

1) умение работать с текстом;

2) Проводить анализ и сравнение, делать выводы;

3) умение обобщать и классифицировать.

Регулятивные:

1) определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
2) учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
3) учиться
работать по предложенному учителем плану

Личностные:

Формировать положительную мотивацию к обучению в сотрудничестве с другими учениками и учителем.

Коммуникативные:

Формирование умений строить предложения, вести диалог в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: Обобщающий урок.

Использованные ресурсы: http://globuss24.ru;

http://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html

http://www.kopilochka.net.ru/games/61-tema-games/1897-bykva.html

http://filipoc.ru/guess/rebusstamov-aslan.ru/medic/topic

Диск: 1 С «Игры и задачи.1-4 классы».

Оборудование: Мультимедийная установка; компьютер для учителя; записи песен А.Островского «Азбука», Л. Мельниковой «Прощай, букварь», буквари; карточки с буквами; схемы, костюмы (маски) ежа, мышки, лягушки, лисы, зайца, белки и медведя; картинки с изображением автобуса, машины, поезда, лодки или корабля., карточки со словами: машина, автобус, поезд, лодка (корабль); картинки с изображением солнышка и тучки для каждого ребёнка; проектор, диск «Игры», индивидуальные компьютеры.


 

Ход урока.

Актуализация знаний.

Организационный момент.

Учитель: Улыбнитесь, девочки, подтянитесь, мальчики. Вот опять звенит звонок, начинаем наш урок. Поприветствуйте наших гостей.

Дети выполняют действия, здороваются кивком головы, повернувшись к зрителям, затем садятся на свои места.

Целеполагание.

Учитель: Ребята приготовили для вас сюрприз.

Инсценировка отрывка из сказки Л.Мироновой «Школа в лесу».

Участвуют: Мышка, Лягушка, Лиса, Заяц, Белка, Медведь.

На дереве висит дощечка с надписью « ШКОЛА». Появляется медведь.

МЕДВЕДЬ. Что это за дощечка? А на ней буквы. Интересно, что тут написано? Жалко, читать не умею.

ЛИСА. Здравствуй, Миша!

МЕДВЕДЬ. Здравствуй!

Лиса. Что ты тут делаешь?

МЕДВЕДЬ. Читаю.

Лиса. Давай читать вместе.

БЕЛКА. Давайте читать вместе.

БЕЛКА. Здравствуйте!

ВСЕ. Здравствуй, Белка.

БЕЛКА. Что вы здесь делаете?

ВСЕ. Читаем.

ЛЯГУШКА. Ква - ква! Здравствуйте!

ВСЕ. Здравствуй, Лягушка!

ЛЯГУШКА. Что вы здесь делаете?

ВСЕ. Читаем.

ЛЯГУШКА. Давайте читать вместе.

МЫШКА. ПИ-И-И! Здравствуйте!

ВСЕ. Здравствуй, мышка!

МЫШКА. Что вы здесь делаете?

ВСЕ. Читаем.

МЫШКА А что там написано?

МЕДВЕДЬ. По моему, мед!

ЛИСА. По моему, курочка!

ЗАЯЦ. Нет, морковка!

БЕЛКА. Что вы, орешки!

МЫШКА. Так много написано?

Учитель. Как же помочь лесным обитателям? Что вы предложите?

Дети. Зверятам нужно научиться читать.

Учитель. Совсем недавно, и вы также как герои этой сказки не умели читать и даже не знали буквы. А сегодня можете с гордостью сказать, что знаете все буквы и умеете читать. Какая книга помогла вам научиться читать?

Дети. Это букварь.

Формулирование темы урока.

Учитель. Букварь – первая главная книжка, он первые буквы вам показал, буквы сложились в слова. Слова в предложения и фразы. Огромный и красочный мир тогда открылся, ребята, вам сразу. Вы прочитаете хороших книг немало, но за начало всех ваших дальнейших побед мы благодарим нашу первую книгу. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

Дети. Мы будем прощаться с Букварём. Почитаем стихи, рассказы, сказки.

Мотивация

А чтобы было интересней, выбираем транспорт и отправляемся в путь.

Для этого выполним задание. Соотнесите слово и картинку.

(На карточках нарисованы: поезд, машина, автобус, корабль и написаны эти слова в нарушенной последовательности.) Дети работают в группах.

Учитель. Как назвать все предметы одним словом? Какое слово лишнее? Почему?

Дети. Лишнее слово – корабль. Это водный транспорт, а остальное - наземный.

Учитель. Приготовились к посадке. Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

(На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.)

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

Чтецкая разминка.

Учитель. А ещё нам нужна подготовка. Это – чтецкая разминка.

(У детей на партах лежат листы с текстами. Используется индивидуальное, хоровое чтение и чтение в паре).

а. Чистоговорки (дети читают тексты с листов хором, договаривают слова)

Ещ-ещ-ещ – нам попался крупный …

Ща-ща-ща – мы несём домой…

Ащ- ащ-ащ – мы наденем …

Щу-щу-щу – из пруда щуку я …

б. Скороговорки (читают самостоятельно, затем в паре).

С мышами во ржи подружились ежи,

Ушли в камыши, и во ржи ни души.

в. Прочитай выразительно (чтение индивидуальное, затем хоровое).

Рыбки резвые шалили,

В речке рака разбудили

Рак на рыбок осерчал,

Рассердился, наказал:

Отобрал у них игрушки,

Разноцветные ракушки.

Повторение.

Учитель. Приближаемся к 1 остановке.

Ученик. 33 родных сестрицы, писаных красавицы.

На одной живут странице и повсюду славятся!

К нам они сейчас спешат, славные сестрицы.

Очень просят всех ребят с ними подружиться! Что это?

Дети. Это буквы.

Учитель. Прочитайте название первой остановки.

Дети. «Алфавитово».

Ученики читают стихи.

1). А, б, в, г, д, е, ж – прикатили на еже.

2). З, и, к, л, м, н, о –дружно вылезли в окно.

3). П, р, с, т, у, ф, х – оседлали петуха.

4). Ц, ч, ш, щ, э, ю, я – все теперь мои друзья!

5). Ё, й, ъ, ь, ы .

Пять сестрёнок опоздали, заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали в азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети, - вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете, тем, кто с ними не знаком.

Учитель. Блиц-опрос для групп.

- Буквы бывают гласные и …

- Гласные буквы образуют …

- ъ, ь – это…

- буквы: е, ё, и, ю, я после согласных …

- буквы: е, ё. ю, я в начале слова и после гласных обозначают …

- Звуки мы …

- Буквы мы …

Молодцы, вы замечательно справились с заданием. А сейчас музыкальная минутка.

Музыкальная минутка. Любое дело лучше спорится, если рядом верный друг и хорошая песня. (Дети исполняют песню Аркадия Островского «Азбука»)

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже

3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно

П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся

Познакомьтесь с ними, дети
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком .

Учитель. Прочитайте название следующей остановки.

Дети. «Загадкино». Работа индивидуальная и групповая.

Учитель. Задание для группы. 1. Отгадайте, какие слова спрятались в ребусе ( Ответ выводится на экран после окончания работы).


 

Индивидуальная работа на компьютерах для 1 участника из каждой группы. Самопроверка, нажимом кнопки готово. Дети определяют количество слогов в словах, распределяя слова на ветки волшебного дерева; отправляют машинки в путь, вставляя пропущенные буквы.

Остальные ребята из группы должны показать заданную букву (буквы: д,р,у,ж,б,а)

Учитель. Какое слово можно составить из этих букв?

Дети. Получилось слово - дружба.

Учитель. Какие произведения о дружбе вам больше всего запомнились и понравились?

Дети зачитывают отрывки.


 

Учитель. Прочитайте название следующей остановки.

Дети. «По страницам букваря».

Дети зачитывают отрывки из произведений. Учитель может назвать страницу учебника.

Учитель. А какие произведения из букваря вам больше всего понравились?

Дети дают ответы, читают отрывки.

Учитель. Молодцы, ребята!

Ученик. Мы прочли Букварь до корки,

Нам по чтению пятерки!

Позади нелегкий труд,

Слогового чтения.

И теперь без передышки

Мы читаем сами книжки.

Итог урока. Рефлексия.

Учитель. Мы приближаемся к последней остановке.

Дети. «Прощай, Букварь!»

Ученик. Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить,
Прочти, пожалуйста, прочти.

Ученик. Не надо умолять сестрицу,
Ну, прочитай еще страницу,
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.

Ученик. Беру букварь в последний раз!

Несу букварь в просторный класс!

И дорогому букварю я говорю:

«Благодарю!»

Ты книга первая моя!

Теперь читать умею я!

На свете много книжек есть,

Все книжки я могу прочесть.

4 ученик. До свиданья! До свиданья!

А на следующий год

Наш букварь читать научит

Тех, кто в первый класс придёт.

Песня «Прощай, Букварь» Людмилы Мельниковой.

Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.

Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)

Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.

Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)

Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.

Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)

Учитель. Продолжите предложение. Я говорю Букварю спасибо за то, что он научил меня … (Дети заканчивают предложения)

У вас на партах солнышко и тучка. Оцените свою работу на уроке, выбрав нужную картинку.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.