12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тишкевич Лейла Назимовна33


Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: Прошедшее время глагола: особенности изменения, понятие о родовых окончаниях.

Тип урока – урок когнитивного типа

Оборудование:

Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса образовательных учреждений. В 2 ч.ч.1/М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко –

7-е изд. – Смоленск:Ассоциация ХХI век, 2012год.

2. Карточки с алгоритмом.

3. Тест.

4. Презентация.

5. Интерактивная доска.

Цель: создать образовательную ситуацию, в которой учащиеся смоделируют процесс познавательной деятельности для достижения поставленной цели

Задачи:

- обучение детализации действий наблюдения за изменением глаголов прошедшего времени по родам (продолжение работы)

- работа над правописанием суффиксов и родовых окончаний глаголов



Ожидаемые результаты:

Предметные:

Умение выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов.

Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.

Наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами.

Выявлять роль временных форм глаголов в речи;

Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными орфограммами.

Метапредметные:

Познавательные (П):

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них необходимую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки знаний; уметь пользоваться словарем.

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

Выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование, находить примеры в тексте, делать умозаключения, выводы, обобщения.

Коммуникативные (К):

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов.

Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.

Строить небольшие устные и письменные высказывания, стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.

Регулятивные (Р):

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.

Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.

Личностные (Л):

Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.

Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Сценарий урока

Этапы урока и время

Содержание деятельности учителя и учащихся

Методики применяемые на уроке

1

Организационный

момент

(2 мин)

Дети проговаривают речёвку :

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!




2

Этап актуализация знаний

(6 мин)

Учитель: Открываем тетради и записываем число, классная работа. На полях начертите три одинаковых отрезка для рефлексии.

-Какую часть речи изучаем? (слайд 2)

Дети: глагол

Учитель: - Вспомните все понятия, связанные с глаголом.

Дети: неопределенная форм, время, число, род, лицо

Учитель: Определите уровень знаний по теме

Дети: (отмечают на первом отрезке уровень своих знаний)

Учитель: Составьте кластер по теме глагол.

Дети: работают в группах

(Проверка)





Технология ТРКМ прием « Корзина идей»



Технология ТРКМ «Кластер»

Использование интерактивной доски

3

Этап проблематизации

(3 мин)

Учитель: Какого понятия нет на нашем кластере? (приложение)

Дети: рода.

Учитель: А глагол изменяется по родам?

Дети: да.

Учитель: Приведите пример

Дети: Читал, читало, читал.

Учитель: Измените по родам глагол будет читать.

Дети: Глагол не изменяется.

Учитель: Какая проблема возникла?

Дети: Мы не знаем, когда глагол изменяется по родам.


4

Этап целеполагания(2 мин)

Учитель: Определите цель урока.

Дети: Узнать, когда глаголы изменяются по родам.

Учитель: Зачем нам это надо знать?

Дети: Чтобы правильно писать окончания глаголов.

Учитель: Определите цель точнее.

Дети: Научиться правильно писать окончания глаголов.


5

Этап моделирования

(15 минуты)

Учитель: - Что вы можете сказать о глаголе?

Дети: Настоящее время. (слайд 3)

Учитель: Род у глагола определить можно?

Дети: Нет

Учитель: Вставьте пропущенное слово. Теперь можно определить род?

Дети: Да (Ср.р., ж.р.)

Учитель: Что вам помогло?

Дети: Им. существительное.

Учитель: Какой сделаем вывод?

Дети: Если есть им. сущ., то определить род у глаголов наст. вр. можно, а если нет – то нельзя.

Учитель: Что скажите о глаголе? (слайд4)

Дети: Глагол будущего времени.

Учитель: Определите род.

Дети: нельзя.

Учитель: А сейчас?

Дети: Можно

Учитель: Что вам помогло?

Дети: Им. существительное.

Учитель: Какой сделаем вывод?

Дети: Если есть им. сущ., то определить род у глаголов буд. вр. можно, а если нет – то нельзя.

Учитель: Что здесь знаем о глаголе? (слайд 5)

Дети: Прошедшее время, м. род.

Учитель: Что помогло?

Дети: Им. существительное.

Учитель: Я уберу им. сущ. Теперь можно определить?

Дети: Да.

Учитель: Как?

Дети: По вопросу. Что делал?

Учитель: Что здесь?

Дети: Прошедшее время, ж. род.

Учитель: Что помогло?

Дети: Им. существительное.

Учитель: Я уберу им. сущ. Теперь можно определить?

Дети: Да.

Учитель: Как?

Дети: По вопросу. Что делала?

Учитель: Что здесь?

Дети: Прошедшее время, ср. род.

Учитель: Что помогло?

Дети: Им. существительное.

Учитель: Я уберу им. сущ. Теперь можно определить?

Дети: Да.

Учитель: Как?

Дети: По вопросу. Что делало?

Дети: Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.


6

Физкультурная минутка (3 минуты)

Дети встают и выполняют действия описанные в стихах:

Мы немножечко устали,

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, потянитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.




Учитель: - Давайте проговорим последовательность действий для определения рода глаголов. ( приложение)

-Для чего нужен алгоритм?

Дети: Чтобы правильно писать окончания глаголов прошедшего времени.

Дети: -Найдем глагол , (слайд 6)

если есть существительное – смотрим на род им.сущ, если нет - определяем время, в прошедшем времени задаем вопрос,

по вопросу определяем род глагола.

Учитель: - Заполните пропуски записи в алгоритме. ( можно работать с соседом, если не уверен – напиши карандашом)

Проверка работ.( Составление алгоритма на доске)

Метод пошаговой детализации








Интерактивная доска

7

Этап конструирования

10 мин

Учитель: - по алгоритму определите род глагола

-стучала

- разговаривает

- небо хмурится

-книга

Дети: по алгоритму определяют род

Учитель: выполните тест (см. приложение) и проверьте друг друга

- Зачем мы определяем род глаголов?

Дети: Чтобы правильно написать окончания глаголов.

Учитель: Придумайте глаголы прошедшего времени, определите род

t1668265258aa.gifмужского рода-

t1668265258ab.gifЖенского рода –

t1668265258aa.gifСреднего рода

Учитель: Почему окончания прошедшего времени единственного числа называют родовыми?

Дети: Потому что эти окончания зависят от рода глагола

Учитель: Разделимся на 2 группы. Выполним задания для каждой группы.

1 группа

-Зависит ли род глаголов в прошедшем времени от числа?

-Если да, то допишите алгоритм


2 группа

Работа по рабочей тетради с. 36. Упр. 298.

-В словах какой части речи нужно исправить ошибки прежде всего? ( в им. сущ.)

-Почему? (слова – командиры)

-Проверка







Эмпирический метод исследования Взаимопроверка











Дифференцированный подход

7

Этап рефлексии

(3 минуты)

Учитель: Какую цель ставили?

Дети: Научиться правильно писать окончание глаголов

Учитель: Рефлексия: - определите, насколько вы можете правильно определять род и правильно написать окончание глаголов прошедшего времени.

( могу, могу с помощью алгоритма, не могу)

- Посмотрите на наш кластер и скажите, все ли есть на нем?

-Добавьте элементы кластера.

Дети: (подставляют около прошедшего времени род).

Учитель: Рефлексия: -определите уровень знаний по теме «глагол».

- Сравните с 1 отрезком

- У кого рост?

- У кого не изменилось?


8

Домашнее задание -1 мин

С 115, упр. 308

С.114, упр.305 (с флажком) (слайд 7)

Дифференцированное задание

























ПРИЛОЖЕНИЕ


Алгоритм t1668265258ac.png

Тест

Определи род глагола, обведи правильный ответ.

ВЫШИВАЛА

а) жен. род б) муж. род в) сред. род г) род не определяем

2. РИСОВАТЬ

а) жен. род б) муж. род в) сред. род г) род не определяем

3. СОЛНЦЕ СВЕТИТ

а) жен. род б) муж. род в) сред. род г) род не определяем

4. БУДЕТ СКУЧАТЬ

а) жен. род б) муж. род в) сред. род г) род не определяем

5. ПРИЛЕТЕЛ

а) жен. род б) муж. род в) сред. род г) род не определяем



Работа в группах (2)

Задание из рабочей тетради

t1668265258ad.png

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 12.11.22 в 18:49 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, не увидела заявленную презентацию
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.