Программа элективного курса «История Казахстана:экономика, политика, культура»
Специальный курс по истории Казахстана в 10-11 классах.
«Прошлое Казахстана: история, политика, культура».
Программа курса
Календарно-тематическое планировании
10-11 классы.
Пояснительная записка
Данный курс разработан с целью систематизации имеющихся у учащихся знаний полученных ранее в курсе школьной учебной программы по истории Казахстана.
В данной программе нашли место все важные исторические события истории нашей Родины с древнейших времен до наших дней, которые стали определяющими в процессе развития казахского народа и казахской государственности.
Базовое содержание курса построено на основе Государственного общеобразовательного стандарта среднего и общего образования Республики Казахстан.
Данный курс составлен с учетом новых требований подготовки учащихся старших классов к итоговой аттестации по предмету, где необходимо при составлении ответа на задания билета показать знания всего курса истории, выполнить задания на функциональную грамотность, а также уметь решать тесты т.к. этого требует ЕНТ при поступлении в ВУЗ. Поэтому структура и содержание данной программы разработаны так, чтобы учащиеся могли получить и закрепить предметные знания, отработать в практической деятельности на занятиях курса предметные умения и предметные навыки. Умения и навыки формируем с учетом следующих исторических концептов:
-изменение и преемственность в истории
-причина и следствие в историческом событии
-доказательство исторического вывода
- умение четко выделить сходство и различие в сравниваемых событиях
- оцениваем значимость изученного события
- учимся излагать исторический материал устно и письменно
Овладение учеником данных исторических концептов происходит через работу с текстом, источником, картами, схемами, таблицами, иллюстрациями, интернет ресурсами.
Цели и задачи курса:
1.Систематизация и синхронизация знаний учащихся по истории Казахстана
2.Индивидуальная диагностика, коррекция знаний отдельных учащихся по предмету
3.Приобретение прочных, устойчивых знаний по истории Казахстана, т.е. повторение, закрепление, выполнение заданий развивающего характера.
4.Развитие критического мышления, умение работать с учебной литературой, оформлять полученные знания в таблицы, схемы, диаграммы, умение работать с иллюстративным материалом и исторической картой.
5.Гражданско-патриотическое воспитание через познание истории своего государства, деятельности великих людей разных исторических эпох.
Формы и методы работы:
Данный курс предполагает использование учителем разнообразия в методике: традиционные уроки, уроки лекции, уроки семинары, уроки практикумы. Процесс познания осуществляется как в коллективной работе учащихся, также в группой и индивидуальной. Данный курс не исключает подготовку сообщений, рефератов, электронных презентаций, составление учебных конспектов, решение тестов. Т.к. главная задача – это систематизация и синхронизация знаний учащихся по истории Казахстана на каждом уроке предлагается работа с таблицами, схемами, которые составляют учащиеся, работая с учебной литературой, исторической картой. В данной программе также рекомендованы уже готовые схемы, таблицы и диаграммы, составленные и опубликованные в следующих пособиях по истории Казахстана.
- Т.Зозуля «Справочник школьника: история Казахстана. 5-11 класс» издательство «Арман-ПВ», 2006г
- Прошлое Казахстана в схемах и таблицах: история, политика, право. Алматы, 2001г
- Г.И. Панковская, В.В.Фоминых «История Казахстана в схемах, таблицах, диаграммах». Усть-Каменогорск, 2004г
- О.Ф.Баланецкий «История Казахстана: учебное пособие в помощь абитуриенту» Караганда, 2013г
- Зарифова.М.А, Тарасенко.Е.М. Критическое мышление на уроках истории Казахстана. Методическое пособие в помощь учителю истории. Астана,2013г
- Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации. История Казахстана. МОН РК Национальный Центр Тестирования. Астана, 2017.
К теоретической основе курса добавлены задания на функциональную грамотность, взятые из материалов «Национального Центра Тестирования» к итоговой аттестации по истории Казахстана. Данные задания распределены по темам курса «Прошлое Казахстана: история, политика, культура», разделены на 2 группы: Задания на функциональную грамотность к разделам программы:
А) Работа с картой, текстом учебника, текстом атласа, конспектом, исторической иллюстрацией, интернет ресурсами.
Б) Творческое задание к билету «Итоговой аттестации».
Рекомендованная литература:
Турлыгул Т., Таймагамбетов Ш., Адырбек Б. История древнего Казахстана. Алматы, «Атамура», 2002 г.
Т.С.Садыков, А.Т.Толеубаев, Г.Халидуллин, Б.С.Сарсекеев История древнего Казахстана. Алматы, «Атамура»,2006г.
Жолдасбаев С, Бабаев Д. История Казахстана средних веков. Алматы, «Атамура», 2003 г.
Садыков.Т.С.,Жолдасбаев.С. История Казахстана средних веков.Алматы, «Атамура», 2007г
Бакина.Н.С, Жанакова.Н.Т. История средневекового Казахстана. Алматы, «Атамура», 2010г.
Касымбаев Ж.К. История Казахстана (18 в.-20 в.). Алматы, «Мектеп», 2004 г.
Кабульдинов. З.Е, Кайыпбаев.А.Т. История Казахстана (18 век-1914г.). Алматы, «Атамура», 2008г.
Козыбаев М.К., Нурпеисов К.И., Жукешев К.М. История Казахстана (1914 - до наших дней). Алматы: «Мектеп», 2012 г.
Толеубаев А., Касымбаев Ж., Койгельдиев М, Калиева Е., Далаева Т. История Казахстана. Алматы, «Мектеп», 2003 г.
Республика Казахстан: энциклопедический справочник. Алматы, 1998 г.
Современный Казахстан: цифры и факты. Алматы, 1998 г.
Шеретов С.Г. Новейшая история Казахстана (1985-2002 гг.). Алматы, «Юрист», 2003 г.
Казахи. Историко-географическое исследование. Алматы: Казахстан, 1995 г.
История Казахстана. Справочник. Под ред. Зозули Т. «Арман - ПВ», 2006 г.
История Казахстана. Рисунки, схемы. Составители: Зозуля Т.Н., Нурхаева А.Е. Алматы: «Арман - ПВ», 2004 г.
История Казахстана: учебник для подготовки к ЕНТ «ШЫН», Алматы 2011
Пособие по истории Казахстана для подготовки к ЕНТ. В.И.Рыбкин. Часть№1,2 Караганда,2012г
Зарифова.М.А, Тарасенко.Е.М. Критическое мышление на уроках истории Казахстана. Методическое пособие в помощь учителю истории. Астана,2013г
История Казахстана. Учебное пособие в помощь абитуриенту. 3-издание. О.Ф.Баланецкий. Караганда,2013г.
Г.И. Панковская, В.В.Фоминых. История Казахстана в схемах, таблицах, диаграммах. Усть-Каменогорск,2004г
Атлас «История Древнего Казахстана». Алматы,2014
Атлас «История Средневекового Казахстана». Алматы, 2014
Атлас «История Казахстана в 18 веке-начале 20 века». Т.Ю.Окунева. 2015
Атлас «История Казахстана нач. 20 века – настоящее время».О.Ю.Пак, С.В.Кругликова.2014
Атлас «История Казахстана». Алматы, 2010-2014.
Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации. История Казахстана. МОН РК Национальный Центр Тестирования. Астана, 2017.
Базовое содержание курса:
Программа курса рассчитана на 34 часа, при проведении 1 часа в неделю. Программа состоит из 5 разделов и итогового повторения.
Раздел№1 «Введение в предмет»
-Предмет «история» в системе общественных наук.
-Принципы исторического познания - основные исходные положения исторической науки.
-Исторический источник. Типология источников.
-Историография
Раздел№2 «Казахстан в древности»
-Каменный век на территории Казахстана.
-Хронология и периодизация памятников эпохи бронзы.
-Сакско-сарматская общность на территории Казахстана.
-Государства эпохи раннего и среднего железа.
Раздел №3 «Казахстан в средневековье»
-Основные концепции социального устройства и стадиальной идентификации кочевых обществ в исторической литературе.
-Развитие феодальных отношений на территории Казахстана.
-Средневековая культура.
-Казахстан в эпоху монгольского владычества.
-Государства развитого средневековья.
-Казахское ханство.
-Усиление политической раздробленности Казахстана в начале 18 века.
Раздел№4 «Казахстан в новое время»
-Этапы присоединения Казахстана к России.
-Народно-освободительная борьба казахского народа в период присоединения Казахстана к России.
-Административно-территориальные реформы 60-90-х гг. 19 вв.
-Изменение национальной структуры населения Казахстана.
-Особенности социально-экономическое развитие Казахстана в конце 19 века начале 20 века.
-Развитие торговли и промышленности Казахстана в конце 19 века начале 20 века.
Раздел №5 «Казахстан в новейшее время»
-Национально-освободительная борьба казахского народа в начале 20 века.
Лидеры национально-освободительного движения.
-Революционные события 1917 года.
-Казахстан в условиях гражданской войны и иностранной интервенции.
-Автономии на территории Казахстана.
-Основные мероприятия, осуществлявшиеся в рамках НЭПа на территории Казахстана.
-Основные направления индустриального развития Казахстана в годы довоенных пятилеток. Результаты.
-Коллективизация. Результаты и последствия.
-Административно-территориальное деление Казахстана в 20-30-е гг. 20 века.
-Казахстана в годы Великой Отечественной войны.
-Казахстан в 40-60е гг.
-Казахстан в эпоху «застоя».
-Экономические и политические преобразования периода перестройки в Казахстане.
-Этапы исторического и политического становления Независимого Казахстана
Итоговое повторение.
Календарно-тематическое планирование
10 класс.
№ |
Название темы |
к\ч |
Схемы, таблицы, тесты, эссе и др. формы работы: |
Дата |
Примечание: |
Раздел№1 «Введение в предмет» |
1ч |
|
|||
1. |
Предмет «история» в системе общественных наук. |
1 |
Схема: «Структура исторической науки»
|
Стр.3-5 |
|
Раздел№2 «Казахстан в древности» |
3ч |
|
|
||
2. |
Эпоха камня на территории Казахстана |
1 |
Карты атласа, тесты |
|
|
3. |
Племена Казахстана в эпоху бронзы |
1 |
Карта атласа, тесты |
|
|
4. |
Древние государства на территории Казахстана |
1 |
Карты атласа, тесты |
|
|
|
Раздел №3 «Казахстан в средневековье» |
10ч |
|
|
|
5-6. |
Первые государства в раннем средневековье |
2 |
Таблица, карты атласа, словарь понятий |
|
|
7. |
Расцвет средневековья в Казахстане |
1 |
Работа с текстом, карты атласа |
|
|
8-9. |
Наука и образование в 9-12 веках. Великие ученые Востока. |
2 |
Таблица, сообщения, презентации. |
||
10. |
Особенности внутреннего и внешнего положения Казахского ханства в 15-16вв. |
1 |
Работа с тестом, тесты, карты атласа. |
|
|
11. |
Ханы Казахского ханства. |
1 |
Таблица, историческое эссе |
|
|
12. |
Городская культура 16-17 вв. |
1 |
Карты атласа, сообщения, словарь понятий |
|
|
13. |
Исторические труды 16-17вв |
1 |
Таблица, работа с текстом, тесты |
|
|
14. |
Обобщение |
1 |
Тесты, карты атласа |
Решение тестов |
|
|
Раздел№4 «Казахстан в новое время» |
15ч |
|
|
|
15. |
Колониальная политика России в 18-19вв. |
1 |
Таблица: «Этапы присоединения Казахстана к России» Таблица: «Последствия вхождения Казахстана в состав России» |
Стр.64-68 |
|
16. |
Восстания 18 века. |
1 |
Составление конспекта |
||
17. |
Культура Казахстана 18 века. |
1 |
Сообщения, историческое эссе |
|
|
18. |
Казахстан в первой половине 19 века. Особенности политического и социально-экономического развития. |
1 |
Обзор исторического периода, работа с тестами |
|
|
19. |
Начало изучение Казахстана русскими учеными |
1 |
Сообщения, презентации |
|
|
20-21. |
Букеевская орда. Освободительная борьба казахского народа в первой половине 19 века. |
2 |
Таблица: «Восстания на территории Казахстана в 18-19вв» Тесты |
Стр.69-73 |
|
22. |
Политическое и социально-экономическое положение казахского общества во второй половине19 века |
1 |
Обзор исторического периода |
|
|
23. |
Реформы 19 века. |
1 |
Таблица: «Административно-территориальные реформы 60-90-х гг.19в»,тесты |
Стр.74-78 |
|
24 |
Этнические процессы в Казахстане на рубеже 19-20 вв. |
1 |
|||
25. |
Развитие капиталистических отношений в Казахстане. |
1 |
|
|
|
26. |
Деятели российского освободительного движения в Казахстане. Новые формы освободительной борьбы. |
1 |
Сообщения, историческое эссе |
|
|
27. |
Казахско-китайские торговые связи. |
1 |
Таблица, анализ торговых договоров |
|
|
28. |
Казахстан в начале 20 века |
1 |
Обзор исторического периода |
|
|
29. |
Движение «Алаш». Лидеры движения «Алаш» |
1 |
Сообщения, работа с текстом, тесты |
|
|
|
Раздел №5 «Казахстан в новейшее время»
|
4ч |
|
|
|
30. |
Первая половина 20 века в истории страны. |
1 |
Обзор исторического периода, тесты |
|
|
31. |
Вторая половина 20 века в истории Казахстана |
1 |
Обзор исторического периода, тесты |
|
|
32. |
Этапы исторического и политического становления Независимого Казахстана |
1 |
Обзор исторического периода, тесты |
|
|
33. |
Новая системаобразующая ценность «Мәңгілік Ел» |
1 |
|
|
|
34. |
Итоговое повторение |
1ч |
тестирование |
В примечание указаны страницы таблиц, схем, диаграмм из пособия:
Г.И. Панковская, В.В.Фоминых. История Казахстана в схемах, таблицах, диаграммах. Усть-Каменогорск,2004г
Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации. История Казахстана. МОН РК Национальный Центр Тестирования. Астана, 2017.
Календарно-тематическое планирование
11класс.
№ |
Название темы |
к\ч |
Схемы, таблицы, тесты, историческая карта, эссе ( формы работы) |
Дата |
Примечание: |
Раздел№1 «Введение в предмет» |
1ч |
|
|||
1. |
Исторический источник. Типология источников. |
1 |
Схема: «Типология исторических источников» Схема: «Письменные исторические источники» |
Стр.8-9 |
|
Раздел№2 «Казахстан в древности» |
4ч |
|
|
||
2. |
Эпоха камня |
1 |
Таблица: «Периодизация каменного века в Казахстане» Таблица: «Археологические памятники эпохи камня» |
Стр.10-11 |
|
3. |
Эпоха бронзы |
1 |
Таблица: «Этапы бронзового века на территории Казахстана» Таблица: «Андроновская культура на территории Казахстана» |
Стр.12-13 |
|
4. |
Эпоха железа |
1 |
Схема: «Военная демократия в железном веке»,тесты |
Стр.14-16 |
|
5. |
Обобщение |
1 |
Творческое задание, тесты, заполнение карты, составление схемы. |
Раздел№2 |
|
Раздел №3 «Казахстан в средневековье» |
9ч |
|
|
||
6-7. |
Государства эпохи раннего и среднего средневековья |
2 |
Таблица: «Государства раннего средневековья на территории Казахстана», Словарь понятий. Тесты. |
Стр.24-29 |
|
8-9. |
Монгольский период в истории Казахстана |
2 |
Словарь дат и понятий Схема: «Раздел территории Казахстана монголо-татарами». Тесты |
Стр.36-41 |
|
10-11. |
Государства 13-15вв на территории Казахстана |
2 |
Таблица: «Государства 14-15 вв.» Схема: «Формы землевладения в 14-15вв» Схема: «Государственное устройство Могулистана» Схема: «Политическая организация государства кочевых узбеков» |
Стр.42-48 |
|
12-13. |
Образование Казахского ханства. Исторические этапы развития. |
2 |
Словарь дат, Таблица: «Правители Казахского ханства в 15-17вв», историческое эссе |
Стр.52-60 |
|
14. |
Средневековая культура Казахстана |
1 |
Обзор исторического периода |
|
|
15. |
Обобщение |
1 |
Творческое задание, тесты, заполнение карты, составление схемы. |
Раздел№3 |
|
|
Раздел№4 «Казахстан в новое время» |
9ч |
|
|
|
16. |
Казахское ханство в 18 веке. Политическая раздробленность, последствия. |
1 |
Тесты, заполнение карты, составление схемы. |
|
|
17-18. |
Этапы присоединения Казахстана к России. Последствия. |
2 |
Таблица: «Этапы присоединения Казахстана к России» Таблица: «Последствия вхождения Казахстана в состав России» |
Стр.64-68 |
|
19-20. |
Политические и социально-экономические изменения в первой половине 19 века. |
2 |
Обзор исторического периода |
||
21-22 |
Особенности развития Казахстана во второй половине 19 века. |
2 |
Обзор исторического периода |
|
|
23. |
Роль личности в истории Казахстана. |
1 |
Сообщения, творческое задание. |
|
|
24. |
История «Малой Родины». Город Семей в 18-19вв, нач.20 века. |
1 |
Сообщения |
|
|
25. |
Обобщение |
1 |
Творческое задание, тесты, заполнение карты, составление схемы. |
Раздел№4 |
|
|
Раздел №5 «Казахстан в новейшее время» |
10ч |
|
|
|
26. |
Революционные события 1917 года. |
1 |
Таблица: « Революции 1917 года на территории Казахстана» |
|
|
27. |
Автономии на территории Казахстана. |
1 |
Составление таблицы |
||
28. |
Казахстан в 20-40 годы Тестирование. |
2 |
Схема: «Итоги НЭПа» Схема: «Трудности индустриализации» |
Стр.98-103, 104-108 Раздел№5. |
|
29. |
Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны |
1 |
Таблица: «Участие казахстанцев в военных действиях периода ВОв и второй мировой войны» |
Стр.116-124 |
|
30. |
Казахстан в 40-60е гг. |
1 |
тесты |
|
|
31. |
Казахстан в эпоху «застоя». |
1 |
Творческое задание, тесты. |
Раздел№5. |
|
32. |
Экономические и политические изменения в современном Казахстане. |
1 |
Обзор исторического периода |
|
|
33. |
Достижения суверенного Казахстана за 25 лет Независимости РК |
1 |
Творческое задание, тесты. |
|
|
34. |
Новая системаобразующая ценность «Мәңгілік Ел» |
1 |
Работа с документами |
|
|
В примечание указаны страницы таблиц, схем, диаграмм из пособия:
Г.И. Панковская, В.В.Фоминых. История Казахстана в схемах, таблицах, диаграммах. Усть-Каменогорск,2004г
Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации. История Казахстана. МОН РК Национальный Центр Тестирования. Астана, 2017.
Приложение: Содержание тем, виды учебных навыков, исследовательские вопросы к разделам программы.
Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации. История Казахстана. МОН РК Национальный Центр Тестирования. Астана, 2017.
А) Работа с картой, текстом учебника, текстом атласа, конспектом, интернет ресурсами.
Раздел№2 «Казахстан в древности»
№ |
Тема: |
Задание№1 |
Задание№2 |
1 |
Неолит |
Стоянка Караунгир |
Расскажи о находках |
2 |
Неолит |
Стоянка Сексеул |
Расскажи о находках |
3 |
Саки-массагеты |
Территория расселения |
Расскажи об археологических памятниках |
4 |
Исседоны |
Территория расселения |
Расскажи об археологических памятниках |
5 |
Аргиппеи |
Территория расселения |
Расскажи об археологических памятниках |
6 |
«Царские курганы» |
Отметь на карте |
Расскажи о находках, обнаруженных при раскопках. |
7 |
Сарматы |
Территория расселения |
Расскажи об археологических памятниках |
8 |
Уйсуны |
Территория расселения |
Расскажи об археологических памятниках |
9 |
Кангюи |
Территория расселения |
Расскажи об археологических памятниках |
Раздел №3 «Казахстан в средневековье»
№ |
Тема: |
Задание№1 |
Задание№2 |
1 |
Тюркский каганат |
Территория государства |
Назови племена, входившие в каганат |
2 |
Тюргешский каганат |
Территория государства |
Назови племена, входившие в каганат |
3 |
Огузы |
Территория государства |
Назови племена, входившие в государство |
4 |
Каракитаи |
Территория государства |
Назови предпосылки образования государства |
5 |
Кыпчаки |
Территория государства |
Назови племена западного объединения кыпчаков |
6 |
Улус Чагатая |
Территория улуса |
Назовите государства, образовавшиеся после распада улуса |
7 |
Улус Джучи |
Территория улуса |
Назовите государства, образовавшиеся после распада улуса |
8 |
Государство Хорезм |
Территория государства |
Государства на территории Казахстана граничившие с Хорезмом |
9 |
ВШП |
Отметь на ВШП: Тараз, Сауран, Фараб, Испиджаб, Шафгар. |
Назови товары, которые поступали в Казахстан по ВШП |
10 |
Монголо-татарское нашествие |
Государства, которые образовались после распада Монгольской империи |
|
11 |
Ак-Орда |
Территория государства |
Назовите племена, которые входили в это государство |
12 |
Ногайская Орда |
Территория государства
|
В какие государства вошли ногайцы после распада государства |
13 |
Казахское ханство |
Территория государства в конце 15 века, нач. 16 века.
|
Назовите ханов законодателей |
14 |
Казахское ханство |
Территория государства в пер. четверти 16 века
|
Назовите племена, входившие в государство |
15 |
Казахские жузы |
Территория жузов |
Назови по три племени из каждого жуза |
Раздел№4 «Казахстан в новое время»
№ |
Тема: |
Задание№1 |
Задание№2 |
1 |
Восстание 1836-1838гг
|
Территория национально-освободительного движения |
Назови основные сражения повстанцев |
2 |
Восстание К.Касымова. |
Территория национально-освободительного движения |
Назови основные сражения повстанцев |
3 |
Восстания 1868-1869гг |
Территория национально-освободительного движения |
Назови основные сражения повстанцев |
4 |
Социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине 19 века |
Крупные ярмарки второй половины 19 века |
Б) Исследовательские вопросы. (Творческое задание к билету «Итоговой аттестации»):
Раздел№1 «Введение в предмет»
Что такое «история»? Какую значимость для человека имеют исторические знания?
Раздел№2 «Казахстан в древности»
1.Возникновение родовой общины в эпоху позднего палеолита. Почему?
2.Опишите процесс появления гончарного ремесла. Почему в неолите?
3.Объясните, почему сцены удачной охоты являются наиболее распространенными в искусстве древнего человека.
4. Назовите причины перехода от придонного к полукочевому скотоводству в эпоху бронзы. Почему?
5. Охарактеризуйте особенности погребений Тасмолинской культуры.
6.Техника полихромного стиля, что это такое?
7. Какие события объединяют 203г. до н.э., 188г. до н.э. и 55г. до н.э.? Определите значение этих событий.
8. Сравните общественное устройство кангюев и сарматов, охарактеризуйте общие и различные черты.
Раздел №3 «Казахстан в средневековье»
1.Охарактеризуйте влияние Великого Шелкового пути на культуру Казахстана в раннее средневековье.
2. Роль Чингисхана в истории Казахстана.
3.Этапы сложения казахского народа. Что помогало и что мешало этому процессу?
4.Великие казахские бии. Их роль и значение в казахском обществе.
5. Проявления культа огня у казахов в XIV – XV века.
6.Историческое значение образования Казахского ханства.
7. Сравните исторические личности ханов Касыма и Хакназара. Выявите общие и различные черты их деятельности.
8.Система правления в Казахском ханстве. В чем отличие в сравнением с Европой этого же периода времени?
9.Проанализируйте положения законов «Жеты Жарғы», направленные на политическое объединение казахского народа.
10. Определите хронологические рамки и расскажите об этом историческом событии: «…голод, невосполнимый урон развитию производительных сил. Казахские роды вынуждены были покинуть веками насиженные места. Эти годы по своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с монгольским нашествием XIII века. В этот период особенно пострадал Жетысу. Нелегким было положение и в Восточном Казахстане. Трагедия стала возможной из-за внезапных агрессивных военных действий соседнего государства, а также была обусловлена отсутствием в казахском обществе политического единства».
Раздел№4 «Казахстан в новое время»
1. Сгруппируйте последствия присоединения Младшего и Среднего жузов к России по следующим критериям: А) Политические последствия; В) Экономические последствия.
2. Докажите, что Абылай «…славный в ордах отношениями своими с императрицею Российскою и Китайским богдыханом, на самом деле был властитель совершенно независимый».
3. Докажите, что восстание под руководством Жоламана Тленшиева (1822-1825 годов) имело ярко выраженный антиколониальный характер.
4. Объясните причины поражений восстаний в Уральской, Тургайской областях (1868-1869 годах) и на Мангыстау(1870 году).
5.Казахская тематика в произведениях известных художников (Т.Шевченко, В.Верещагин, Н.Хлудов). Какая? Значение для истории Казахстана деятельности этих людей?
6.Проанализируйте историческое значение восстания Кенесары Касымова в развитии государственности казахского народа.
7.Проанализируйте причины поражения, последствия и историческое значение народных восстаний в Южном Казахстане в 40-50 – годы XIХ века.
8. Определите общие черты в деятельности Касыма торе и Кенесары хана.
9.Докажите, что реформы 1886 года и 1891 года усилили позиции колониальной администрации в казахской степи.
10.В чем проявилось, непоследовательность действий хана Нуралы во время Крестьянской войны под руководством Е.Пугачева.
11.Научные и военные экспедиции, организованные царским правительством в Казахстан в XVIII веке, какие? Можно ли их рассматривать, как колонизацию казахских земель?
12. Охарактеризуйте просветительскую деятельность Жангира - хана Букеевской Орды. Как вы объясните, его активную деятельность в плане просвещения?
13.Абай – основоположник казахской письменной литературы. Как ты это понимаешь?
Раздел №5 «Казахстан в новейшее время»
1.Дайте характеристику общественно-политическим процессам в Казахстане в начале XX века.
2.Иностранный капитал в Казахстане в начале XX века. Где? Какова его роль в экономике?
3.Определите различия в методах борьбы против карателей Семиреченского и Тургайского центров восстания 1916 года.
4. Объясните, в чем заключалась цель общественно-политической деятельности А. Букейханова.
5. Объясните влияние многопартийной системы на политическую обстановку в Казахстане после Февральской революции 1917 года.
6.Объясните, почему партия «Алаш» получила всенародную поддержку на выборах в Учредительное собрание.
9.Охарактерезуйте сущность политики военного коммунизма.
10.Определите трудности и успехи НЭПа. Что связывает НЭП и Военный коммунизм?
11. Определите, какие факторы повлияли на процесс урбанизации в Казахстане в годы индустриализации?
12.Определите последствия голода 1931-1933 годов в Казахстане. Можно ли было избежать «Великого Джута»?
13.ГУЛАГ на территории Казахстана.
14.Оцените значение искусства и литературы в поднятии духа народа в годы Великой Отечественной войны. Влияние Эвакуации на развитие культуры КССР?
15. Раскрой понятие «целина».
16.Особенности экономических реформ в период «застоя». Определите временные рамки и содержание процесса.
17.Определите трудности перехода к рыночной экономике в Казахстане в первой половине 90 - х годов XX века.
18.Охарактеризуйте основные направления развития экономики Казахстана в XXI веке.
19. Казахстан – правое, светское и социальное государство. Как ты это понимаешь?
20.Оцените роль Ассамблеи народа Казахстана в укреплении межконфессионального, межэтнического согласия и внутренней стабильности в стране.
21.Предпосылки провозглашения независимости Казахстана. В чем это выразилось? Результаты развития современного Казахстана.